СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Сувенир Победы"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Сувенир Победы" предназначена для занятий с детьми в рамках дополнительного образования. Возрастные категории детей могут быть в пределах 12-15 лет. Программа нацелена на освоение приёмов технического творчества, формирует навыки работы с различными материалами( бумага, ткань, пластик, дерево) и инструментами( швейная игла, клеевой пистолет, 3Д-ручка и пр.)

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Сувенир Победы"»



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

технической направленности

«Сувенир Победы»

Возраст обучающихся: 12-15 лет

Срок реализации: 8 ч.(1 месяц)





Автор-составитель: Дышлевая Ольга Владимировна,

педагог дополнительного образования









РП Лысые Горы- 2024год


1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

1.1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сувенир Победы» » разработана для детей 12-15 лет, реализуется в течение 1 месяца и рассчитана на 8 часов. При реализации данной программы используются технологии наставничества модели «Ученик-ученик».

В основе разработки данной программы следующие документы :

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022г. №678-р);

4. Постановление Администрации Лысогорского района от 15 июня 2023 года № 281 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании в новой редакции»;

5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

6. Санитарные правила 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28);

7. Приказ № 816 от 23.08.2017 г. Минобрнауки России «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

8.«Правила персонифицированного дополнительного образования в Саратовской области» (утв. приказом Министерства образования Саратовской области от 21.08.2023г. №1450;

9. Устав МБОУ «СОШ № 1 рп Лысые Горы Саратовской области»;

10.Положение «О порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Центра « Точка роста» на базе МБОУ «СОШ с. Широкий Карамыш Лысогорского р-на Саратовской области».


Направленность программы техническая, рассчитана на детей среднего школьного возраста, предполагает освоение навыков работы с различными материалами (бумага, ткань, дерево, пластик и т.д.) и инструментами (швейная игла, клеевой пистолет, 3Д ручка и пр.), ориентирована на развитие творческих способностей воспитанников в сфере свободного времени.


Актуальность данной программы заключается в необходимости знаний и умений, формируемых посредством данной программы, для современного человека; на формирование и развитие способностей обучающихся в области технического творчества; удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии; выявление, развитие и поддержку талантливых детей; создание необходимых условий для личностного развития и формирования общей культуры учащихся.


Педагогическая целесообразность данной программы в том, чтобы помочь детям:

  • в приобретении положительного опыта жизнедеятельности;

  • повысить самооценку;

  • в организации полезного досуга;

  • участвовать в коллективной деятельности,

  • в приобретении новых друзей, нового круга общения.


Все это способствует социализации ребенка в обществе, выявлению скрытых ресурсов развития личности ребенка. Создавая подарки и сувениры для своих друзей и близких, ребенок постоянно думает о них, вкладывает в изделие свою любовь к ним, тем самым формируется гендерная и семейная принадлежность; воспитывается потребность заботливого отношения к членам своей семьи; ребёнок учится ориентироваться в родственных отношениях и, так как дети изготавливают сувениры, посвящённые празднику День Победы, ненавязчиво формируются патриотические чувства и стремления у современных подростков.

Данная программа создает возможность целесообразно реализовывать модель наставничества «Ученик-ученик», когда обучающиеся более старшего возраста, помогают в практической части и направляют обучение младших учеников .


Отличительная особенность данной программы от аналогичной программы дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству «Сувенир» (Составитель:Казьянская Т.М ) в том, что данная программа позволяет реализовать обучающимся свои интересы в сфере прикладного творчества в рамках определённой темы : «Сувенир Победы», нацеленной на изготовление продукта, и реализацию этого продукта в качестве подарка ветеранам ВОВ, родным, военнослужащим. Обучающимся по программе будут предложены передовые материалы и техники для творчества. В рамках данной программы подростки ознакомятся с современными креативными идеями выполнения поделок, научатся выполнять подарки в различных техниках и из разного материала своими руками.

Являясь одновременно обучающимися разных классов, участники объединения станут организаторами различных форм продуктивной, социально-значимой деятельности.


Адресат программы. Программа разработана для детей 12–15 лет . Прием в объединение проводится без отбора обучающихся по наличию специальных способностей.


Возрастные и психолого-педагогические особенности целевой группы обучающихся.

Организация образовательного процесса и содержательная часть программы разработаны с учётом особенностей целевой группы. Объединение посещают дети в возрасте от 12 до 15 лет, представляющие различные социальные группы, с разным уровнем мотивации к занятиям творчеством, с различными индивидуальными особенностям и особенностями здоровья. У детей с 12 лет наступает период перехода от детства к взрослости. В период такого становления дети могут быть неуравновешенны, вспыльчивы, склонны к аффектам, эмоциональным взрывам. Возрастные изменения влияют и на познавательную сферу подростка. Замедляются темпы деятельности. Требуется больше времени на выполнение заданий, дети часто отвлекаются. Одновременно происходит и открывание своего собственного мира, своего «Я». Дети начинают сравнивать свои успехи с успехами сверстников. Главная задачей в работе с детьми данной возрастной категории является предоставление возможности выполнять творческие работы, удовлетворяющие личные запросы подростка. Создавать ситуации успеха, не оставлять без внимания малейшие успехи. Для школьников 13-15 лет актуален интерес к выполнению творческих работ по самостоятельному замыслу, к совершенствованию специальных навыков, техник. Отличительной чертой большинства подростков является социальная активность, для поддержки и развития которой используются такие формы работы, как: совместные просмотры творческих работ, персональные и сборные выставки в школах, в административных учреждениях села. Это период, когда наступает самый благоприятный возраст для творческого развития. Подросткам нравится решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствие. Ребятам интересны занятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, а также самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.


Срок освоения программы – 1 месяц. Объем программы – 8 учебных часов.


Режим занятий - 2 занятия в неделю продолжительностью по 40 минут .


Количество обучающихся в группе – до 12 человек.

Занятия проводятся в кабинете коворкинга.

Выбор формы занятий и методов обучения обусловлен возможностями учащихся, возрастными психофизиологическими особенностями детей и подростков, типом и видом занятий.

Форма обучения: очная .


1.2. Цель и задачи программы


Цель программы:

Создание оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения потребностей обучающихся и развития их индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству посредством изготовления авторских сувениров ко Дню Победы.


Задачи программы:


Обучающие:

  • Учить навыкам декорирования и технике создания изделий.

  • Учить вырабатывать алгоритмы действия и применять их.

  • Учить выбирать эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий.


Развивающие:

  • Развивать творческое мышление и художественный вкус учащихся.

  • Развивать коммуникативные способности учащихся, как важное условие целостного развития личности и индивидуальности человека.

  • Развивать навыки планирования сотрудничества с педагогом и сверстниками.

  • Вырабатывать умение четко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность и творческий подход в решении практических задач;

  • Воспитывать у учащихся интерес к дизайнерскому искусству и полезной деятельности.

  • Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим, доброжелательность, терпимость, патриотические устремления и чувства.



1.3. Требования к знаниям и умениям обучающихся.

Предметные результаты:


В результате освоения дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы « Сувенир Победы» учащиеся должны знать:

  • технологии изготовления панно, бижутерии, кукол и декорирования одежды;

  • оптимальные приемы обработки, учитывая свойства выбранного материала;

  • последовательности выполнения действий при работе над объектом;

  • понятия и представления , необходимые для анализа творческих работ.


Должны уметь:

  • составлять схему анализа изделий и рисунков;

  • составлять эскиз работ и планировать результат;

  • подбирать и грамотно использовать различные формы и виды материала;

  • работать профессиональными инструментами и материалами.


Метапредметные результаты.



Познавательные УУД:

  • проявление познавательного интереса к предмету;

  • наличие творческого подхода к решению задач в рамках предметной области.

  • готовность к работе с информацией.


Регулятивные УУД:

  • способность управлять собственной деятельностью;

  • умение проводить контроль, самоконтроль и коррекцию деятельности;

  • проявление инициативности и самостоятельности.



Коммуникативные УУД:

  • проявление доброжелательности, доверия к товарищам;

  • готовность к сотрудничеству;

  • способность к коммуникации.

Результаты личностного развития:

  • развитие учебно-познавательного интереса к декоративно–прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

  • развитие качеств умственной деятельности (умение наблюдать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысль, творчески решать учебную задачу);

  • развитие познавательной активности, интересов;

  • формирование потребности заниматься полезной деятельностью.


1.4 Содержание программы .


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов/ блоков и тем

Количество часов

Форма аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Техника безопасности при работе с материалами и инструментами

1

1


Опрос

2

Работа с тканью и лентами ( брошь из

ткани, аппликация с лентами)

6


6

Текущий контроль: поэтапный контроль качества выполненных деталей изделия.

3

Анализ и презентация выполненных работ

1


1

Выставка лучших работ обучающихся, индивидуальные подарки ветеранам ВОВ, труженикам тыла, военнослужащим СВО.


Итого:

8

1

7




Содержание учебного плана.


1 Техника безопасности при работе с материалами и инструментами (1час)


Теория ( 1 час):

Основные материалы и инструменты, используемые в начальном декоративно-прикладном творчестве. Правила безопасности и личной гигиены. Входная диагностика.

Знакомство с понятиями симметрия, объем, соединение в нахлест, модуль.

Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами, электро-инструментами.


2. Работа с тканью и лентами ( брошь из ткани, аппликация с лентами) (6 часов).


Практика (6 ч):

-Виды ткани. Использование её в декоративно-прикладном творчестве. Использование принта ткани в композициях. Какие бывают ленты. Освоение технических приёмов работы с лентами, декоративными материалами для оформления, электроприборами ( 1ч) .

-Выполнение георгиевской ленточки с сиренью ( 2ч).

-Изготовление куклы -стикер ( на шпажке) ( 1ч).

-Работа с тканью, бисером, пластиком ( брошь с использованием георгиевской ленты)

( 2ч).

3. Анализ и презентация выполненных работ ( 1ч).

Практика ( 1ч): анализ выполненных работ с точки зрения качества ( прочность крепления деталей, соблюдение требований стиля, дизайнерского решения, практического удобства и т.д.) , исправление выявленных недочётов. Отбор сувениров для презентации и поздравления ветеранов и военнослужащих.



1.5.Формы аттестации планируемых результатов и их периодичность.


В основу изучения программы «Сувенир Победы» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется конкретными результатами. Для отслеживания результатов предусматривается педагогический контроль, который направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребѐнка. Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения позволяют контролировать и корректировать работу программы на всѐм протяжении ее реализации. Это дает возможность строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития.

Контроль эффективности осуществляется при выполнении творческих заданий и упражнений, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.


Система диагностирования состоит из следующих компонентов:

- входная диагностика в форме собеседования проводится при вступлении в группу с каждым ребѐнком с целью выявления его образовательного уровня и интересов; знаний и умений в области владения основным содержанием программы;

- диагностика определения уровня воспитанности учащихся осуществляется в форме педагогического наблюдения .

Для отслеживания результативности образовательного процесса проводится

- итоговая диагностика - 1 раз по итогам изучения программного материала в формате демонстрации творческих достижений. ( Выставка работ обучающихся).

Для выявления уровня результативности программы по текущему этапу контроля используются следующие формы контроля:

- беседа;

- создание творческого проекта;

- анализ проектов.



2. Воспитание.

2.1. Цели и задачи.

Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и порядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среды (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).


Задачами воспитания по программе являются:

- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, информирование детей, организация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;

- формирование и развитие личностного отношения детей к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе;

- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной группы, применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы.


Целевые ориентиры воспитания детей по программе:

- освоение детьми понятия о своей российской культурной принадлежности (идентичности);

- принятие и осознание ценностей языка, литературы, традиций, праздников, памятников, святынь народов России;

- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека, понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей), развитие физической активности;

- формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и поддержку, особенно поддержку нуждающихся в помощи;

- воспитание уважения к труду, результатам труда, уважения к старшим;

- воспитание уважения к культуре и традициям народов России;

- развитие творческого самовыражения в декоративно-прикладном и техническом искусстве, реализация традиционных и своих собственных представлений об эстетическом обустройстве общественного пространства.



2.2. Календарный план воспитательной работы.

Название события, мероприятия

Сроки

Форма проведения

Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события

1

Гражданско-патриотическое

«Дети России- богатство страны»

01.06

Игровая познавательная программа

Фото и видеоотчет

2

Культуротворческое и эстетическое воспитание

«От ремесла к искусству»


08.06

Познавательная беседа о народных декоративно-прикладных промыслах России: от старины к современности

Фотоотчёт

3

Гражданско-патриотическое

«Мы- граждане страны Россия!

11.06

Беседа

Фотоотчет

4

Нравственное и духовное воспитание

«Красивый человек-какой он?»

19.06

Ролевая игра по правилам этикета

Фотоотчёт

5

Формирование коммуникативной культуры

« Что такое коллектив? Один за всех и все за одного!»

24.06

Социально-психологический тренинг

Фотоотчет

9

Здоровье сберегающее воспитание

«Травница»

27.06

Познавательная игра-викторина для детей разного возраста

Фотоотчет, видеоматериалы





3. Комплекс организационно-педагогических условий.


3.1.Методическое обеспечение программы.


Программа предполагает использование следующих методик обучения:

- методика индивидуального обучения (обуславливает особый подход к каждому учащемуся);

- методика проблемного обучения (поиск самостоятельных решений в освоении теории);

- методика дифференциального обучения (предполагает разную сложность заданий по одной теме в зависимости от способностей учащихся).

Методы и приемы, используемые педагогом, отражают его организующую, обучающую, контролирующую функции и обеспечивают ребенку возможность ознакомления, тренировки и применения учебного материала.


К основным методам следует отнести ознакомление, тренировку и применение. Сопутствующим, поскольку он присутствует в каждом из основных методов, является контроль, включающий коррекцию и оценку.

Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии: групповая; индивидуальная; индивидуально-групповая; мелкогрупповая и др.


Образовательный процесс строится на следующих принципах:

  • -принцип научности

  • -принцип наглядности

  • - принцип доступности

  • -принцип развивающего обучения

  • -принцип воспитывающего обучения .


3.2.Условия реализации программы


Условиями для успешной реализации программы является правильное формирование групп учащихся с учетом физиологических, психологических и возрастных особенностей, а также квалификация педагога и соответствующий уровень материально-технического обеспечения.

Место и оборудование для занятий:

- светлое помещение площадью 64 кв. м с большими окнами,

- наличие дополнительного освещения

- удобные столы – 10

- стулья - 10

- Интерактивный комплект – 1

- Операционная система Windows 10 и выше.

- Интернет браузер.

- клеевые пистолеты- 5 шт

- лента декоративная- 5м.

- нитки швейные – 5шт

-машинка швейная с электроприводом-1шт

- бисер

-пластик для 3Д-ручки

-3Д-ручка-4 шт.


Занятия проходят при соблюдении светового, теплового режимов и требований пожарной безопасности.


Кадровое обеспечение: реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее образование.


3.3. Оценочные материалы.


Средством обратной связи, помогающим корректировать реализацию образовательной программы, служит педагогический мониторинг.


Оценка предметных результатов осуществляется посредством наблюдения, опроса детей в устной форме, оценки качества выполнения практических заданий, творческих работ в соответствии с критериями: прочность изделия, удобство в использовании, соответствие назначению, креативный подход к дизайну изделия, стиль.


Для диагностики метапредметных результатов педагогом используются: тест диагностики дивергентного мышления Е.Е. Туник, опросник «Коммуникативные и организаторские способности» В.В. Синявский, Б.А. Федоришин.

В объединении проводится педагогическая диагностика личностных результатов по методикам М.И. Рожкова «Социализированность личности учащегося».


3.4 Список литературы.


Литература для педагога:

1. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Гринго, 1996.

  1. 2. Базулина Л.В.,Новикова И.В. Бисер.Ярославль « Академия развития», 1998

  2. Бреннан Э. Украшение в стиле винтаж. ООО ТД « Издательство Мир книги», 2008

  3. Суканова Н., Ермакова И.. Оригинальные украшения М.: « Аст-Пресс», 2001

  4. Тюрина Н. Основы художественного ремесла (чудо-кожа) М.: « Аст-Пресс»,1998

  5. Блинов И.И. Искусственные цветы (кожаные цветы) Спб.: «Триада», 1996

  6. Браиловская Л.В. Арт-дизайн: красивые вещи « Hand made» Ростов-на-Дону:«Феникс»,2005 Никологорская О. Волшебные краски М.: « Аст-Пресс», 1997

  7. Евстратова Л.М.. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев, раковин.М.: «Культура и традиции»,1997

  8. Белова Н.Р, Кононович Т.П. Энциклопедия рукоделия М.: «Рипол классик», 2000.

  9. Нагибина М.И. «Из простой бумаги мастерим как маги». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998.



Литература для обучающихся:

  1. Волкова Н.В., Жадько Е.Г. «100 замечательных поделок из всякой всячины», Ростов-на-Дону, 2009.

  2. Давыдова М.А., Агапова И.А. «Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона», М.: ООО “ЛАДА”, 2008.

  3. Калинич М, Павловская Л. Рукоделие для детей. Ми.: « Полымя»,1997.

  4. Терешкович Т.А. Рукодельница Мн.:« Полымя»,1993.

  5. Румянцева Е. «Аппликация. Простые поделки» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.    


Интернет-ресурсы:

  1. http://www.liveinternet.ru

  2. http://www.paper-art.ru/pages/kvilling/texnika.php

  3. http://moikompas.ru/compas/quilling

  4. http://www.kvilling.ru/index.php/kvilling/osnovy-tekhniki

  5. http://mastera-rukodeliya.ru/kvilling/1135-osnovy-kvillinga.html

  6. http://stranamasterov.ru























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!