СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Слово и нота"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Слово и нота" имеет художественную направленность и предназначена для деятельности  в школе на базе центра "Точка роста" школьного театра. Нацелена на овладение обучающимися способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарований и творческих способностей каждого ребёнка.Программа также ориентирована на формирование технических навыков в области  фото и видео съёмки, компьютерной обработки эскизов театральных костюмов, создание электронных афиш, элементоа декораций.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Слово и нота"»





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА



«Слово и нота»

художественной направленности

возраст обучающихся: 11-14 лет

срок реализации : 72 часа( 9 месяцев).













Автор-составитель: Дышлевая Ольга Владимировна,

педагог дополнительного образования



















РП Лысые Горы- 2024год.


1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.


1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Слово и нота» имеет художественную направленность , разработана для учащихся 11-14 лет, увлекающихся театральным искусством, и реализуется в течение 9 месяцев в количестве 72 часов.

При реализации данной программы используются технологии наставничества модели «Ученик-ученик».

В основе разработки данной программы следующие документы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022г. №678-р);

4. Постановление Администрации Лысогорского района от 15 июня 2023 года № 281 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании в новой редакции»;

5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

6. Санитарные правила 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28);

7. Приказ № 816 от 23.08.2017 г. Минобрнауки России «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 8.«Правила персонифицированного дополнительного образования в Саратовской области» (утв. приказом Министерства образования Саратовской области от 21.08.2023г. №1450;

9. Устав МБОУ «СОШ № 1 рп Лысые Горы Саратовской области»;

10.Положение «О порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Центра « Точка роста» на базе МБОУ «СОШ № 1р.п. Лысые Горы Саратовской области».


Направленность программы дополнительного образования «Слово и нота» - художественная, но ориентирована также на формирование технических способностей обучающихся в области фото- и видеосъёмки, компьютерной обработки эскизов театральных костюмов, создания электронной афиши, декораций к спектаклям и т.д.

Данная программа рассчитана на детей подросткового школьного возраста. Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.


Актуальность данной программы в том, что школьный театр позволяет реализовать гуманистическую направленность процессов воспитания и развития личности ребенка в современном обществе, уделить особое внимание духовно-нравственному и эстетическому воспитанию личности ребенка.

Школьный театр базируется на единстве коллективного творчества, подчиненности общему замыслу с одной стороны, и максимальном творческом проявлении каждого исполнителя – с другой, имеет опыт индивидуализации и социализации.

Используя на занятиях театральной деятельностью музыку, изобразительное искусство, литературу, техническое творчество решается сразу ряд проблем, предоставляя в наш педагогический арсенал:

  1. принцип синтеза различных видов искусств.

  2. режиссуру построения игровой ситуации, в которой возможно подключение собственного опыта ребенка.

  3. технологию развития воображения на основе игрового ассоциативного тренинга.

Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности методами театральной деятельности помочь детям раскрыть их творческие способности, развить психические, физические и нравственные качества, повысить уровень общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений), что в будущем поможет быть более успешными в социуме. Известно, что одной из самых важных потребностей детей является потребность в общении. Обучаясь по данной программе, ребёнок получает возможность развития таких качеств, которые помогут в общении со сверстниками ,помогут понять , что все люди разные, принять эти различия, научиться сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении. Реализация программы позволяет включить в механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации каждого ребёнка. Программа предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить учащихся к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению.


Отличительные особенности программы от аналогичных :«Школьный театр», автор Юдина Н.В.,Питерка-2022г, «Золотой ключик», автор Барданова Е.Ф, Вязовка-2022г.- в следующем:

-более широком применении системно- деятельностного подхода в организации и проведении занятий, вовлечение учащихся в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя, а с другой, автора своего спектакля.

- увеличении количества занятий практической направленности;

- активное использование в обучении компьютерных технологий, фото- и видеосъёмки.


Адресат программы. Программа разработана для детей 11-14 лет, интересующихся театральным искусством и актерским мастерством, желающих проявить себя на сцене.


Возрастные особенности обучающихся.


Младший подростковый возраст 11-12 лет – это период перехода от детства к взрослости, период полового созревания. Центральное новообразование – «чувство взрослости». Характерной чертой самосознания младших подростков является также потребность познать себя как личность, которая вызывает стремление к самоутверждению и воспитанию. Ведущая деятельность младшего подростка – общение в процессе разных видов деятельности.

Старший подростковый возраст 13-15 лет часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва», сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной).Этот возраст не без основания называют критическим. В этот период в формировании личности происходят существенные сдвиги, которые приводят порой к коренному изменению поведения, прежних интересов, отношений. Продолжающийся пубертатный период и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции. Важность подросткового возраста определяется тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.


Объём и сроки реализации программы.

Объём программы - 72 часа. Данная программа рассчитана на реализацию в течение 9 месяцев.

Режим занятий.

Программа «Слово и нота» реализуется в течение 9 месяцев, 2 занятия в неделю, продолжительностью 40 минут каждое.

Количество обучающихся в группе – 10-15 человек. Занятия проводятся в кабинете каворкинга в проектной зоне, зале.

Выбор формы занятий и методов обучения обусловлен возможностями учащихся, возрастными психофизиологическими особенностями детей и подростков, типом и видом занятий.

Форма обучения: очная. В случае перехода на удалённое обучение при карантине программа может проводиться в дистанционной форме.


1.2. Цель и задачи программы.

Цель: развитие познавательных и творческих способностей учащихся через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность, техническое творчество.

Достижение данной цели становится возможным через решение следующих задач:

Задачи.

1.Обучающие :

  • Обучать навыкам развития речи и театрально-исполнительской деятельности;

  • познакомить с основными понятиями по теории и истории театрального искусства.

2. Развивающие:

  • Развивать коммуникативные навыки, навыки совместной творческой деятельности;

  • развивать познавательные интересы через расширение представлений о видах театрального искусства;

  • развивать внутреннюю (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешнюю (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера;

  • развивать социальный опыт обучающихся.

3.Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к другим людям и их мнению, эмоционально-нравственную отзывчивость;

  • воспитывать потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, эрудиции, нестандартных приемах и решениях при реализации творческих идей.

1.3.Требования к знаниям и умениям обучающихся.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

К концу реализации программы обучающиеся будут знать:

  • Технические приёмы выразительного чтения и правила интонирования;

  • Жанровые особенности музыкальных и литературных произведений;

  • Базовые основы актёрского мастерства, пластики, сценической речи;

  • Основы организации сценического представления;

  • Приёмы воплощения сценического образа;

  • Особенности создания театральной афиши, декораций с применением компьютерных технологий.


будут уметь:

  • выразительно читать и правильно интонировать;

  • различать произведения по жанру;

  • читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;

  • освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и сценической речи;

  • использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;

  • использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;

  • ориентироваться в сценическом пространстве;

  • выполнять простые действия на сцене;

  • взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;

  • создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ;

  • Создавать проекты театральных афиш к спектаклю, эскиз костюма театрального героя;

  • Производить фото и видеосъёмку театрального представления.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ:

  • умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной задачи и правильность ее выполнения;

  • приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей;

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

  • стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Регулятивные УУД:

  • приобретение навыков самоконтроля и самооценки;

  • понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем;

  • планирование своих действий на отдельных этапах работы;

  • осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности;

  • анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД :

  • развитие интереса к театральному искусству;

  • освоение правил поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);

  • сформированность представления о театральных профессиях;

  • освоение правил проведения рефлексии;

  • выражение разнообразных эмоциональных состояний (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);

  • вербализация эмоциональных впечатлений, оказанных на него источником;

  • ориентирование в содержании текста, понимание целостного смысла простого текста.


Коммуникативные УУД позволяют:

  • организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;

  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

  • формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей.

1.4.Содержание программы


Учебный план


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика


1.

Права и обязанности кружковцев.

Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

Опрос, тестовый контроль

2.

Азбука театра.

6

2

4

Викторина , ролевая игра

3.

Элементы внешней и внутренней техники актера.

7

2

5

Игра-импровизация

4.

Перевоплощение. Превращение.

6

1

5

Игра-импровизация

5.

Этика творчества.

5

1

4

Практическое занятие

6.

Словесное действие.

7

1

6

Практическое занятие

7.

Художественное слово.

7

7

Игра-импровизация. Презентация сценического номера

8.

Постановка мини-спектаклей

12

12

Презентация сценического номера

9.

Театр – экспромт.

6

1

5

Игра-импровизация

10.

Коллективная особенность театра.

4

1

3

Викторина, беседа.

11.

Мы зрители.

2

1

1

Беседа

12.

Итоговое занятие «Творческий отчет»

9

9

Презентация сценического проекта ( видео-формат)

Всего:

72

11

61


Содержание учебного плана.


1. Права и обязанности кружковцев. Инструктаж по технике безопасности.(1 час)

Теория: Знакомство с группой. Права и обязанности кружковцев.

Знакомство с правилами поведения в кружке, с техникой безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в автобусе, правилами противопожарной безопасности.


2. Азбука театра (6 ч).

Теория(2ч): Введение в программу. Знакомство с программой кружка, основные моменты. Беседа на тему «Что мы знаем о театре?» Краткое содержание тем программы. Презентация о театральной жизни. Театр как вид искусства.

Практика(4ч): Театр вокруг нас. Путешествие по театральным картинкам и программкам, создание на основе графических редакторов и цифровых технологий эскизов афиш, занавеса театрального, костюмов актёров и т.д.. Ролевая игра «Мы идем в театр». Импровизация «Кто какую роль играет в жизни».

Актер – главное «чудо» театра. Беседа «Почему актера называют чудом?» О профессии актера и его способности перевоплощаться. Игры «По правде и понарошку», «Одно и то же по-разному».


3. Элементы внешней и внутренней техники актера (7 ч).

Теория(2ч): Понятия внешняя и внутренняя техника актера, из каких элементов состоит.

Формирование навыка творческой мобилизации

Практика(5ч): упражнения на развитие зрительного внимания «Повтори позу», «Зеркало», «Равномерно занять класс», «Кто во что одет», «Круг» и т.д. Упражнения на развитие слухового внимания и других сенсорных умений: «Послушаем тишину», «Воробей-ворона», «Летает не летает», «Узнай товарища», «Увидеть пальцами», «Цветочный магазин», «Душ», «Кондитерская» и т.д. Память физических действий: правильное распределение внимания и мускульных напряжений в процессе работы с воображаемыми предметами. Где глаза? Какая мускулатура работает. Индивидуальные задания на память физических действий. Игра «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем».


4. Перевоплощение. Превращение (6ч).

Теория(1ч): Формирование первоначального представления о перевоплощении.

Практика(5ч): Выполнение этюдов через пластические характеристики растительного мира: этюды «Я – дерево, цветок, травинка, листик на ветру» и т.п. Упражнения «Превращение предмета», «Превратился сам», «Действие – подражание». Пространство: сочинение и исполнение этюдов «Я в море», «Я в дремучем лесу», «Я в горах», «Я в пустыне». Упражнение «Эхо». Упражнения на звукоподражание. Звучание:выполнение упражнений на звукоподражание: шелест листьев, травы, шум морских волн, вой ветра и т.д. Голоса птиц, кошек, собак, лошадей, коров и т.д. Голос медведя, тигра, волка. Разговор обезьян. Жужжание мух, комара, пчел, кваканье лягушек и т.д. Этюд «Птичий переполох». Сценическое движение:упражнения на развитие пластичности и выразительности рук «Волна», «Подводные растения» «Деревья», «Плавники» и т.д. Упражнения на развитие умения двигаться в соответствии с заданным музыкой темпо-ритмом.


5.Этика творчества (5ч).

Теория(1ч) : Понятие об артикуляции. Приёмы работы над чистотой произношения, выразительностью речи.

Практика(4ч): Работа над четкой артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти (выполнение упражнений типа: «Точилка», «Ходики», «Кружочки», «Волейбольная сетка», «Покусывание», «Лопатки – жало», «Лошадки» и т.д. Упражнения «и,э,а,о,у,ы»; двойные согласные: «пэ-ббэ, па-бба, пу-ббу, пы- ббы» и т.п. Сказ о том, как была придумана азбука ( по сказке Р.Киплинга). Знакомство с русским детским фольклором через работу над скороговорками типа: Добры бобры идут в боры. Выполнение индивидуальных заданий.


6.Словесное действие (7 ч).

Теория ( 1ч): Понятие о словесном действии. Формы диалогической речи.

Практика (6ч.): Формирование первоначального представления о словесном действии. Выполнение одной и той же скороговоркой разных действенных задач (например, просить, приказывать, одобрять, звать, спрашивать и т.д) Выполнение одной и той же скороговоркой противоположных по смыслу действий (например, объяснять – переспрашивать, просить – отказывать, упрекать – умолять, одобрять – критиковать и т.д). Овладение формой диалога: исполнение этюдов в форме вопроса-ответа, просьбы-ответа, предложения- ответа и т.д. Придумывание этюдов на словесное действие.


7.Художественное слово (7ч).

Практика: Развитие навыка логического анализа текста (на материале детских стишков). Знаки препинания, грамматические паузы, логические ударения, задачи. Подготовка чтецов. Создание аудио и видео презентаций.Техническое оформление мини-спектаклей.


8. Постановка мини-спектаклей (12 ч).

Практика: Первоначальное представление о поэтапной работе над спектаклем: работа за столом, репетиции на сцене, выпуск спектакля, оформление сцены, грим, костюм артиста, декорации; показ спектакля (зритель как обязательный компонент творчества). Умение жить в режиме работы над спектаклем.


9.Театр-экспромт (6 ч).

Теория(1ч): Что такое «экспромт»?

Практика( 5ч): Разыгрывание такого вида театральных сюжетов.


10.Коллективная особенность театра (4 ч).

Теория( 1ч): Знакомство с театром как коллективным видом искусства.

Практика( 3ч): Коллективные упражнения. Игры на взаимодействие. Формирование умения работать не только на себя (свою роль), но и общую «копилку». Подчинять свои интересы интересам коллектива.

11.Мы зрители (2 часа).

Теория( 1ч): Правила поведения в зрительном зале.

Практика(1ч): Посещение, просмотр и обсуждение спектаклей самодеятельных и профессиональных театров. Просмотр и обсуждение видео-спектаклей.


12.Итоговое занятие «Творческий отчет» (9 ч.).

Практика: Подготовка и показ лучших сценических работ участников ТО.( также в формате видео). Анализ своих собственных работ и работ товарищей. Умение адекватно воспринимать замечания и критику.



  1. 5.Формы аттестации и их периодичность.


Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной и итоговый контроль.

Входной контроль - оценка начального уровня образовательных и физических возможностей учащихся при поступлении в объединение.

Итоговый контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по завершению всего периода обучения по программе.

2. Воспитание.

2.1. Цели и задачи.


Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и порядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среды (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).

Задачами воспитания по программе являются:

- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, информирование детей, организация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;

- формирование и развитие личностного отношения детей к театральному искусству, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе;

- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной группы, применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы.

Целевые ориентиры воспитания детей по программе:

- освоение детьми понятия о своей российской культурной принадлежности (идентичности);

- принятие и осознание ценностей языка, литературы, театрального искусства, традиций, праздников, памятников, святынь народов России;

- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека, понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей), развитие физической активности;

- формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и поддержку, особенно поддержку нуждающихся в помощи;

- воспитание уважения к труду, результатам труда, уважения к старшим;

- развитие творческого самовыражения в актёрской игре, реализация традиционных и своих собственных представлений об эстетическом обустройстве общественного пространства.


2.2. Календарный план воспитательной работы.


Название события, мероприятия

Сроки

Форма проведения

Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события

1

Гражданско-патриотическое

«Я гражданин России»

Сентябрь

Беседа «История родного края»

Фото и видеоотчет

2

Культуротворческое и эстетическое воспитание

«Спасибо, учитель!»


Октябрь

Акция

«Спасибо учитель»

Видеоотчет

3

Гражданско-патриотическое

«Я - гражданин России!»

Ноябрь

Круглый стол «Мы Едины!»

Фотоотчет и видеоматериалы

4

Нравственное и духовное воспитание

«Новогоднее чудо»

Декабрь

Внутриучережденческое мероприятие «Новогоднее чудо»


Фотоотчет

5

Формирование коммуникативной культуры

« Я в мире людей. Что такое коллектив?»

Январь

Социально-психологический тренинг

« Я в мире людей. Что такое коллектив?»

Фотоотчет

6

Интеллектуальное воспитание

«Хочу всё знать!»

Февраль

Интеллектуальная игра «Хочу всё знать!»

Фотоотчет, видеоматериалы

7

Нравственное и духовное воспитание

«Красотой спасется мир»

Март

5-ти минутки «Правила этикета»

Фотоотчет

8

Нравственное и духовное воспитание

«Красотой спасется мир»

Март

Мероприятие, посвященное 8 марта

Фотоотчет, видеоматериалы

9

Здоровьесберегающее воспитание

«Здоровый образ жизни»»

Апрель

Подготовка видео-сюжетов

«Мама папа я - здоровая семья!»

Фотоотчет, видеоматериалы

10

Культуротворческое и эстетическое воспитание

«День Победы»

Май

Мероприятие, посвященное 9 мая «День победы»

Фотоотчет, видеоматериалы.



3. Комплекс организационно-педагогических условий

3.1 Методическое обеспечение программы.


Программа предполагает использование следующих методик обучения:

- методика индивидуального обучения (обуславливает особый подход к каждому учащемуся);

  • методика проблемного обучения (поиск самостоятельных решений в освоении теории);

- методика дифференциального обучения (предполагает разную сложность заданий по одной теме в зависимости от способностей учащихся).

Методы и приемы, используемые педагогом, отражают его организующую, обучающую, контролирующую функции и обеспечивают ребенку возможность ознакомления, тренировки и применения учебного материала.


Формы организации образовательного процесса: мини-спектакли, этюды, проигрывание ситуаций, тренинги и упражнения, просмотр и анализ, рефлексия. Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Школьный театр - это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу.

Основная задача теоретических занятий – дать необходимые знания о театре, как виде искусства, показать основные приемы работы со словом и текстом, расширить кругозор знаний о культуре общения и поведения. Практические занятия включают в себя игры и упражнения по закреплению теоретической части, анализ характера предложенных ролей и работу по представлению их на сцене.

Основными видами деятельности являются информационно- репетиционная, и творческая.

Информационно-репетиционная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу.

Творческая деятельность предполагает самостоятельную художественную работу учащихся.

Взаимосвязь этих видов деятельности дает учащимся возможность овладеть новыми навыками и проявить свои творческие способности.

При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса.

3.2. Условия реализации программы


Условиями для успешной реализации программы является правильное формирование групп учащихся с учетом физиологических, психологических и возрастных особенностей, а также квалификация педагога и соответствующий уровень материально-технического обеспечения.

Материально-техническое обеспечение программы:

Для реализации данной программы используется кабинет коворкинга в Центре «Точка роста», а также сцена местного Дома культуры.


Все помещения оборудованы в соответствии с санитарными нормами:

  • светлое помещение площадью 57 кв. м с большими окнами,

  • наличие дополнительного освещения для вечерних занятий,

  • удобные столы – 12

  • стулья - 12

  • шкафы для хранения учебной литературы и наглядных пособий, реквизита, декораций и костюмов

  • компьютеры ( ноутбук)-10

  • Интерактивный комплект – 1

  • Операционная система Windows 10 и выше.

  • Интернет браузер.

  • Сканер

Занятия проходят при соблюдении светового, теплового режимов и требований пожарной безопасности.

Кадровое обеспечение: реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее образование.



2.3. Оценочные материалы.


Средством обратной связи, помогающим корректировать реализацию образовательной программы, служит педагогический мониторинг. В рамках мониторинга производится сбор диагностических материалов, их анализ на всех этапах реализации программы. Отслеживается результативность в достижениях воспитанников объединения.


Основными формами контроля предметных результатов являются: наблюдение, опрос детей в устной форме(беседа), практическое задание, творческая работа. Аттестационным материалом для учащегося является защита мини-спектакля.


Мониторинг образовательных результатов с целью непрерывного отслеживания состояния образовательного процесса, выявление уровня развития способностей, личностных качеств учащихся и их соответствия прогнозируемым результатам программы проводится по следующим критериям: 1) уровень формирования познавательного потенциала в освоении программы, 2) уровень развития творческих способностей учащихся.


Показатели по критерию №1:

-усвоение теоретического материала программы;

-качество выполненных практических работ;

- интерес к обучению

-достижения учащихся.


Показатели по критерию №2:

-наличие продуктов оригинальной творческой деятельности.

Средствами диагностики являются: тестирование, практические самостоятельные работы, педагогическое наблюдение, анализ творческих работ.

Форма фиксации результатов – портфолио работ.


Для диагностики метапредметных результатов педагогом используются методика «Учебная мотивация» М.А.Лукьянова, опросник «Коммуникативные и организаторские способности» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин).


В объединении проводится педагогическая диагностика личностных результатов по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение мотивации обучения у школьников», опроснику «Личностный рост» М.И.Рожкова.


Список литературы.

Для педагога:

  1. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в школе»/ журнал «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.

  2. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 2004.

  3. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 2005.

  4. Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки. «Рождество» - пьеса для школьного театра/ Журнал «Начальная школа». №11/1997.

  5. Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию». – М.: Новая школа, 2006.

  6. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,2003

  7. Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001

8.Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998

9.Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003.

10.Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002.

11.Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004.

12.Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996


Интернет-ресурсы:

Драматешка

http://dramateshka.ru/

Содержит большое количество детских пьес, музыку для спектаклей, театральные шумы, рекомендации по изготовлению костюмов, методическую литературу и многое другое для постановки детских спектаклей. Театральная библиотека

http://biblioteka.portal-etud.ru/

Библиотека будет полезна людям, интересующимся театром. Здесь представлены пьесы, книги по истории театра, актерскому мастерству, ораторскому искусству, сценическому движению, пьесы и т.д. Театральный Этюд

http://biblioteka.portal-etud.ru/

На сайте представлены различные материалы по истории театра, кино, телевидения, книги по актерскому и режиссерскому мастерству, тексты пьес, сценарии.

Театральная библиотека

http://biblioteka.teatr-obraz.ru/

Библиотека школы актерского мастерства «Образ» содержит пьесы русских и зарубежных авторов, а также учебные книги, статьи по драматургии, режиссуре, кино, актерскому мастерству и т.д.

Домик драматургов

http://www.theatre.spb.ru/newdrama/ Сайт независимого объединения петербургских авторов «Домик драматургов». Представляет сборники драматургии из серии «Ландскрона», например: «Сборник пьес для детей», «Играем для детей», «Материалы Лаборатории театра кукол» и др. Детская сказка с винила http://sk vinil d.belnet.ru/index.htm

Для учащихся и родителей:


1). https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/12/06/vpomoshch-rukovoditelyu-teatralnogo-kruzhka.

2). https://www.kanal-o.ru/news/9379

3).https://ddtpervomay.rnd.muzkult.ru/media/2018/12/08/1211269333/4._Detskijteatr_Lila.pdf

4). https://kukuriku.ru/detskie-uchrezhdeniya/kruzhki-sekcii/teatralnye/

5).https://www.kidedu.ru/catalog/igrovoe_oborudovanie_i_uchebnye_posobiya/teatralnye_rekvizity_i _kostyumy/kostyumy_dlya_teatralizovannoy_deyatelnosti/

6). https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/01/10/seminar-praktikumizgotovlenie-kostyumov-i-atributov-d.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!