СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «синтезатор»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа расчитана на 3 года обучения для учащихся ДШИ и ДМШ, успешно освоивших нотную грамоту и навыки игры на фортепиано, аккордеоне, баяне и др. музыкальных снструментах.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «синтезатор»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

ИМЕНИ М.П.МУСОРГСКОГО г.ФОКИНО»













ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«СИНТЕЗАТОР»

Срок обучения 3 года


















Фокино 2017

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Клавишный синтезатор в последние годы получил широкое распространение в профессиональной музыке и в домашнем музицировании. Компьютерные технологии близки и понятны новому поколению учащихся музыкальных школ и школ искусств, поэтому закономерно возникновение у юных музыкантов интереса именно к музыкальному искусству, основанному на компьютерных технологиях. Цифровые музыкальные инструменты, к которым относится и клавишный синтезатор, являются ценным средством музыкального обучения. В частности, клавишный синтезатор в силу своей многофункциональности ставит перед исполнителем множество творческих задач, предполагающих большое количество решений.

Только на клавишном синтезаторе, в отличие от других музыкальных инструментов, необходима продолжительная подготовка перед исполнением музыкального произведения, заключающаяся в создании проекта аранжировки. Эта предварительная работа требует от исполнителя теоретических знаний и наличия слухового опыта. Развитие исполнительской техники на клавишном синтезаторе также является одной из важнейших задач наряду с освоением музыкальной теории и художественных возможностей инструмента.

Все вышеперечисленные учебные задачи могут быть решены на уроке клавишного синтезатора в ходе продуктивной творческой деятельности учащегося, заключающейся в создании аранжировки музыкального произведения и последующем его исполнении.

Данная программа предназначена для учащихся ДШИ, уже имеющих базовую школу игры на фортепиано (баяне, аккордеоне, гитаре), владеющих нотной грамотой и начальными теоретическими знаниями. Рекомендуется использовать программу «Синтезатор» начиная с 5 года обучения. Также данная программа может использоваться с учащимися, успешно окончившими инструментальный курс ДШИ (фортепиано, баян, аккордеон, гитара).

Программа по учебному предмету «Синтезатор» направлена на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на имеющихся в школе в наличие клавишных синтезаторах; получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Обучение игре на синтезаторе включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки аранжировки и ансамблевой игры, а также необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями зарубежной, отечественной и национальной музыкальной культуры.

Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, расширить кругозор, приобщить к новейшим достижениям технического прогресса в области музыки, дать возможность узнать и почувствовать дух авторства и соавторства в процессе создания музыкальных аранжировок.

Программа «Синтезатор» предназначена для детей, достигших возраста 11-14 лет, выпускников ДШИ инструментальных отделений, а также обучающихся в 5 классе ДШИ. Срок освоения программы составляет 3 года.

Форма занятий – индивидуальный урок, продолжительностью один академический час в неделю. Объем аудиторной учебной нагрузки за один учебный год составляет 35 часов, за весь период обучения - 105 часов. Объем самостоятельной работы обучающихся по учебному предмету «Синтезатор» в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания и планируется 1 час в неделю (105 часов за весь период обучения). Максимальная учебная нагрузка 210 часов.

Целью обучения по данному курсу становится приобщение учащихся ДШИ к музицированию на клавишном синтезаторе, как представителе группы электронных цифровых инструментов, в самых разнообразных формах проявления этой творческой деятельности (аранжировки, импровизации и сочинения).

Задачи

  • изучение художественных возможностей клавишного синтезатора: ознакомление с его звуковым материалом; освоение приемов управления фактурой музыкального звучания, связанных с различными режимами игры и применением секвенсера;

  • получение базовых знаний по музыкальной грамоте и теории: гармонии, фактуре, форме инструментовке, звукорежиссуре;

  • освоение исполнительской техники: постановка рук на клавиатуре синтезатора, приобретение навыков позиционной игры, подкладывания первого пальца, скачков, а также некоторых специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры на электронной клавиатуре;

  • совершенствование в практической музыкально-творческой деятельности: электронной аранжировке и исполнении музыки, чтении с листа, игре в ансамбле, записи на многодорожечный секвенсор, подборе по слуху, импровизации и элементарном сочинении;

  • развитие у учащихся интереса к музыкальной деятельности, хорошего музыкального вкуса;

    • приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом.

Методы обучения:

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала);

  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов и приемов игры на синтезаторе);

  • практический (работа на инструменте, упражнения);

  • аналитический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Условия реализации программы:

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий должны иметь площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию.

Настоящая образовательная программа может быть успешно реализована при наличии в учебном помещении: 1-3 синтезаторов, 1 музыкального центра, персонального компьютера, удлинителей и шнуров, звукоусиливающая аппаратура (для выступлений).










2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Год обучения




Наименование тем, разделов



Кол-во аудиторных часов


Самостоятель

ная работа уч-ся


Макси

мальная учебная нагрузка


Форма контро-

ля

1 год обучения

Знакомство с инструментом – Синтезатор


Функциональная характеристика клавишного синтезатора


Изучение панели синтезатора


Игра в режимах Normal, Split, Casiochord


Буквенно-цифровая система

Освоение простейших приёмов аранжировки на синтезаторе


Игра в ансамбле









35









35









70

Академический концерт

2 год обучения

Настройка синтезатора


Акустика и эффекты

(реверберация, хорус, DSP)

Игра в режиме FINGERED.


Запись музыки на секвенсер инструмента.







35







35







70

Академический концерт

3 год обучения

MIDI, редакторские функции секвенсора


Совершенствование творческих навыков аранжировки и исполнения музыки на синтезаторе


Аккомпанемент пению и сольной инструментальной партии





35





35





70

Академический концерт















  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Первый год обучения

Годовые требования

Общая характеристика клавишных синтезаторов как представителей семейства электронных цифровых (компьютеризированных) музыкальных инструментов. Обращение с синтезатором: уход и техника безопасности, подготовка инструмента к работе (питание от электросети и батареек, подключение к инструменту педалей, наушников, усилителей).

Название и характерные особенности банков паттернов и голосов инструмента: voice, style. Демонстрационные песни. Изучение тембров по группам, стилей. Специфика взятия звука на синтезаторе. Игра в ансамбле разными голосами одновременно. Точка разделения. Автоаккомпанемент, его секции. Громкость автоаккомпанемента. Отключение дорожки автоаккомпанемента. Взятие мажорных, минорных аккордов в режиме CASIOCHORD. Изучение итальянских обозначений CDEFGAВ, игра автоаккомпанемента по цифровкам.

Освоение простейших приемов аранжировки для синтезатора: подбор паттерна, исходя из метра и ритмического рисунка мелодии; подбор тембра мелодии в соответствии с ее жанровой основой и формой.

Жанровые и стилистические критерии в выборе паттерна. Применение в автоаккомпенементе автоматических ритмических заполнений (fillin).

В течение учебного года ученик под руководством педагога должен создать аранжировки различных музыкальных произведений и исполнить их на синтезаторе.


Примерный репертуарный список


  1. Лушников В. Этюд

  2. Беркович И. Этюд

  3. Шитте Л. Этюд

  4. Кабалевский Д. Маленькая арфистка

  5. Бах Ф.Э. Маленькая фантазия

  6. Бетховен Л. Немецкий танец

  7. Бланджини Ф. Ариетта

  8. Госсек Ф. Гавот

  9. Чайковский П.И. Неаполитанская песенка из «Детского альбома»

  10. Шуман Р. Смелый наездник

  11. Верди Дж. Ария Герцога из оперы «Риголетто»

  12. Ребиков В. Вальс из сказки «Елка»

  13. РНП Частушка

  14. Белорусская народная песня Колыбельная

  15. Литовская народная песня Добрый мельник

  16. Эстонский народный танец

  17. Немецкая народная шуточная песня

  18. Буринскас В. Гномики

  19. Паулс Р. Колыбельная

  20. Уотт Д. Три поросенка

  21. Сигмейстер Э. Поезд идет

  22. Кингстейя Г. Воздушная кукуруза

  23. Эрмос У. Ламбада

  24. Градески Э. По дороге домой из школы

  25. Рамирес А. Мелодия из телепередачи «В мире животных»


Примерная программа академического концерта

1 вариант:

  1. Белорусская народная песня Колыбельная

  2. Уотт Д. Три поросенка

2 вариант:

  1. Бетховен Л. Немецкий танец

  2. Рамирес А. Мелодия из телепередачи «В мире животных»


Второй год обучения

Годовые требования

Настройка синтезатора. Регистрационная память (Memori). Цифровые эффекты (реверберация, хорус, DSP). Редактирование начальных данных. Применение многодорожечного секвенсора при записи музыкальных произведений (SONG). Игра пьес с записанным автоаккомпанементом.

Освоение новых приемов аранжировки на синтезаторе. Игра в режиме FINGERED. Построение более сложных септаккордов от черных клавиш.Игра пьес с переключением секций автоаккомпанемента. Оркестровка классической музыки.


Примерный репертуарный список


  1. Гурлит К. Этюд

  2. Дювернуа Ж. Этюд

  3. Доренский А. Этюд

  4. Черни К. Этюд

  5. Лекуппэ Этюд

  6. Моцарт В.А. Маленькая ночная серенада

  7. Скарлатти Д. Ария

  8. Боккерини Л. Менуэт

  9. Бах И.С. – Гуно Ш. «Аве Мария»

  10. Понкьелли А. Танец часов из оперы «Джаконда»

  11. Бизе Ж. Марш из оперы «Кармен»

  12. Гречанинов А.Вальс

  13. Чайковский П.И. Мелодия из балета «Лебединое озеро»

  14. Бизе Ж. Хабанера из оперы «Кармен»

  15. РНП Калинка

  16. Польская народная песня Веселый хоровод

  17. Древняя обрядовая песня инков Кондор летит

  18. Шаверзашвили Т. Грузинский танец

  19. РНП Как у наших у ворот

  20. Бишек С. Маленький цветок

  21. Цамфирт Г. Одинокий пастух

  22. Морган К. Мелодия «Бимбо»

  23. Петерсен Р. Старый автомобиль

  24. Мориа П. Токката

  25. Матвиенко И. «Березы». Из т\с «Участок»

Примерная программа академического концерта

  1. вариант:

  1. Бизе Ж. Марш из оперы «Кармен»

  2. Матвиенко И. «Березы» из т/с «Участок»

  1. вариант:

  1. Чайковский П. Мелодия из балета «Лебединое озеро»

  2. Цамфирт Г. Одинокий пастух


Третий год обучения

Годовые требования

Закрепление ранее приобретенных навыков. Самостоятельный подбор тембров для аранжировки классических, народных, современных эстрадных, джазовых произведений в различных жанрах: песня, танец, марш, вальс, и т.д. Создание фонограммы.

Редактирование музыкального звучания, установка динамического баланса дорожек и панорамы. Редактирование музыкальных голосов с помощью реверберации, хоруса, флэнджера, софта и др. звуковых эффектов.

Игра в ансамбле различными музыкальными инструментами, а также с другими электронными инструментами. Аккомпанирование пению.

Примерный репертуарный список

  1. Беренс Г. Этюд

  2. Витлин В. Бубенцы (Этюд)

  3. Гайрос О. Фантастическая пьеса

  4. Черни К. Этюд

  5. Лемуан А. Этюд

  6. Моцарт В.А Концерт № 21 для фортепиано с оркестром (фрагмент)

  7. Кригер И. Менуэт

  8. Альбинони Т. Адажио

  9. Вивальди А. Времена года II часть из скрипичного концерта «Зима»

  10. Бородин А. Хор девушек из оперы «Князь Игорь»

  11. Шостакович Д. Шарманка

  12. Свиридов Г. Вальс из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»

  13. Фибих З. Поэма

  14. Русский народный танец Яблочко

  15. Украинский народный танец Гопак

  16. Русская народная пляска Барыня

  17. Американская песня Долина красной реки

  18. Мексиканская песня Челита

  19. Цветков И. Интермеццо

  20. Косма Ж. Опавшие листья

  21. Рота Н. Тема любви из кинофильма «Ромео и Джульетта»

  22. Песня из репертуара Linkin Park «In The End»

  23. Мелодия из репертуара группы Secret Garden

  24. Виллолдо А. Аргентинское танго

  25. Юменс В. Чай вдвоем

Примерная программа академического концерта

  1. вариант:

  1. Бородин А. Хор девушек из оперы «Князь Игорь»

  2. Цветков И. Интермеццо

  1. вариант:

  1. Гайрос О. Фантастическая пьеса

  2. Рота Н. Тема любви из кинофильма «Ромео и Джульетта»




  1. Требования к уровню подготовки учащихся

Результатом освоения учебного предмета «Синтезатор» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

Ученик должен знать:

  • общие принципы управления синтезатором (включение, выбор стиля и голосов, управление автоаккомпанементом);

  • основные понятия и термины, характерные для данного инструмента;

  • основные тембры голосов, технику балансировки голосов, выбирать нужное акустическое звучание;

  • понятия ладовой и гармонической основы, буквенно-цифровые обозначения;

  • музыкальные жанры и музыкальную терминологию;

  • технику записи в секвенсор (sequencer) синтезатора.


Ученик должен уметь:

  • владеть панелью управления синтезатора;

  • управлять процессом исполнения музыкального произведения;

  • работать в оперативных режимах: Normal, Split;

  • создавать самостоятельно аранжировки различных музыкальных произведений;

  • использовать музыкально-исполнительские средства выразительности, выполнять анализ исполняемых произведений, владеть различными видами техники исполнительства;

  • создавать несложные фонограммы с помощью секвенсера синтезатора.














  1. Формы и методы контроля, система оценок

Оценка качества реализации программы «Синтезатор» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в форме контрольного урока в I полугодии без присутствия комиссии.

Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов, академических концертов с приглашением комиссии и выставлением оценки. Зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих учебный год занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени, определяет степень успешности развития ученика на данном этапе обучения. Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация. Итоговая аттестация по учебному предмету «Синтезатор» не предусмотрена.

По итогам промежуточной аттестации выставляется оценка по пятибалльной системе: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно".

Критерии оценок

По итогам исполнения программы на зачете выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка 5(«отлично») выставляется за технически качественное и художественно-осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения.

Оценка 4(«хорошо») выставляется за грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном).

Оценка 3(«удовлетворительно») – исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

Оценка 2 (неудовлетворительно) – не рекомендуется при реализации общеразвивающих программ, в виду того, что учебные занятия должны основываться на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности.

  1. Методические рекомендации

Обучение игре на клавишном синтезаторе обладает ярко выраженной спецификой. Она обусловлена электронно-цифровой природой музыкального инструмента, которая значительно расширяет его художественный потенциал по сравнению с традиционными механическими инструментами и определяет коренное изменение содержания и методов обучения в инструментальном классе.

Если обучение игре на каком-либо традиционном инструменте всегда связано с исполнением музыкальных произведений, то такая исполнительская направленность музыкально-учебной деятельности при обращении к синтезатору оказывается недостаточной. Чтобы озвучить нотный текст на синтезаторе сначала надо выбрать из большого числа наличных электронных тембров те, которые лучше всего подходят данному тексту и соответственно скорректировать фактуру изложения, то есть создать проект его аранжировки (элемент композиторской деятельности). Затем надо озвучить этот проект – исполнить его или ввести в память инструмента (исполнительская деятельность), а также – выстроить акустическую среду звучания (звукорежиссерская работа). Благодаря компьютерной интерактивности творчество музыканта становится не только многогранным и увлекательным, но и одновременно простым и продуктивным.

Соответственно, целью обучения учащихся по классу клавишного синтезатора становится приобщение их к электронному музицированию в самых разнообразных формах проявления этой творческой деятельности (музыкальной аранжировки и исполнительства, звукорежиссуры и композиции) и на этой основе формирование у учащихся основ соответствующих видов музыкальных способностей, интереса к музыкальному творчеству, хорошего музыкального вкуса.

Обучение по классу клавишного синтезатора школьников предполагает решение нескольких задач. Так, изучение основных художественных возможностей наличного цифрового инструмента подразумевает:

  • ознакомление с его звуковым материалом (с набором тембров и шумов) и средствами внесения различных корректив в этот звуковой материал (вибрато, основные эффекты наложение тембров и др.);

  • освоение различных приемов управления фактурой музыкального звучания (в режимах обычной и разделенной клавиатуры, использование ритм-машины, автоаккомпанемента и др.) и знакомство с интерактивными фактурными заготовками наличного цифрового инструмента (паттернами, мультипадами, ритмо-гармоническими последоавательностями);

Изучаемый теоретический материал включает как повторение уже известных учащимся элементов музыкальной грамоты, сведения по гармонии (интервалы, аккорды, лад, тональность), форме (период, простые двух- и трехчастная формы, вариации), фактуре (функции голосов фактуры гомофонно-гармонического склада), так и об инструментовке и звукорежиссуре. При этом наиболее ценным для творческой практики является получение представлений о функциональном взаимодействии различных музыкально-выразительных средств:

- мелодии и гармонии, фактуры, тембра;

- гармонии и фактуры (нормы голосоведения), формы (каденции);

- фактуры и тембра (темброфактурная функциональность), формы;

- тембра и формы (формообразующая функция тембра).

Задача освоения исполнительской техники включает: постановку рук, приобретение позиционной игры, подкладывание первого пальца, скачков, а также выработку некоторых специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры на электронной клавиатуре с помощью ножных педалей.

Наиболее сложная задача практического освоения электронного музицирования предполагает совершенствование в данной музыкально-творческой деятельности по нескольким направлениям. Это прежде всего, - электронная аранжировка и исполнение музыки, а также чтение с листа, игра в ансамбле, подбор по слуху, импровизация и элементарное сочинение.

Важнейшим условием формирования у учеников интереса к музыкальному творчеству и хорошего музыкального вкуса является правильно подобранный репертуар. Центральной составляющей этого репертуара оказывается классическая и народная музыка, в которой сконцентрированы главные ценности данного вида искусства, а также лучшие образцы современной музыки академических и массовых жанров.

Подходы в электронной аранжировке музыкальных произведений различны в зависимости от их жанровой принадлежности. Так, музыка академических жанров требует при аранжировке большей строгости. Музыка массовых жанров, напротив, допускает широкую вариативность подходов к электронному воплощению. А народную музыку, как связанную с устной формой творчества и всегда несущую в себе элемент спонтанности, импровизационности, можно рассматривать как материал для самых разнообразных по сложности языка и масштабности формы творческих решений.

Ценность необходимых для музыкального творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью, то есть целостным всесторонним охватом системы выразительных средств музыки, раскрытием многообразных взаимосвязей, возникающих у каждого из этих средств с другими, а также – их содержательных возможностей в музыкальном целом.
         В системе всегда можно выделить ведущий структурообразующий элемент. Таковым элементом музыки гомофонно-гармонического склада, ее «монадой», порождающей все другие элементы музыкального целого, является мелодия. Все другие элементы музыкального целого по отношению к мелодии можно подразделить на две группы: ритмо-гармонический каркас послужит ее «фундаментом», а фактура, тембр и средства исполнительского интонирования составят красочно-орнаментальный слой музыкальной мысли.
        Данная схема, охватывающая все элементы выразительности музыки гомофонно-гармонического склада, позволяет каждый из них рассматривать через призму многосторонних функциональных связей. Кроме того, эта схема служит моделью формализации музыкальной деятельности, на которую ориентирована конструкция современного популярного синтезатора, поэтому вполне закономерным будет взять ее за основу в систематизации музыкально-выразительных средств при изучении теории в рамках обучения электронному музицированию. 

Закономерности использования выразительных средств, отражающие функциональное взаимодействие этих средств между собой и с музыкальным целым, могут быть представлены в виде свода правил. Так в работе над гармонизацией, входящей в процесс электронного музицирования, учащиеся всегда должны добиваться согласного сочетания мелодии и гармонии, стремиться к плавному голосоведению в сопровождении; в работе над фактурой – «освежать» фактуру сопровождающих голосов на границах развертывания музыкальной мысли, выделять различные пласты фактуры, звучащие одновременно, с помощью контрастных тембров и регистров и, наоборот, единые пласты объединять одним тембром, следить за соответствием фактуры сопровождения характеру мелодической линии (по жанровым деталям, драматургии, выразительности); в работе над инструментовкой – при смене музыкальной мысли обновлять тембр мелодии, «прорисовывать» каждый план звучания различными тембрами, для выделения мелодии применять октавные или основанные на контрастных тембровых сочетаниях дублировки и т.д.

Вместе с тем применение правил ни в коем случае не должно носить характер навязанных педагогом догматических предписаний, засушивающих творческую практику. Ценными знания ученика для данной практики становятся лишь в случае их косвенного воздействия на нее, и они никак не могут подменить собой воображения учащегося.

Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Эффективным для музыкального развития учащихся является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано насущными требованиями творческой практики. Столкнувшись с той или иной трудностью, ученик должен сам сформулировать проблему, и новые горизонты теории открываются ему в процессе решения этой проблемы. Данный метод позволяет на уроке сохранить высокий творческий тонус при обращении в сферу теории и ведет к более глубокому ее усвоению. Важным условием придания обучению проблемного характера является такая направленность в подборе музыкального материала, когда каждый последующий пример включает в себя какие-то новые сложности, требующие своего теоретического осмысления. 

В значительной мере интерес к музыкальному творчеству формируется под влиянием различных музыкальных, художественных и жизненных эстетических впечатлений. Поэтому важной задачей педагога по цифровым инструментам является консультирование ученика и оказание ему содействия в ознакомлении с хорошей музыкой, в посещении концертов, художественных выставок, спектаклей, участии в экскурсиях, способствующих расширению его кругозора.

И наконец, необходимо всячески поощрять концертные выступления учеников, их участие в различных формах коллективной музыкальной самодеятельности, музицирование для себя и в кругу семьи. Каждый из этих видов самостоятельной творческой практики связывает обучение на клавишном синтезаторе с жизнью, и, постепенно превращаясь во внутреннюю потребность личности, данная практика становится самым действенным стимулом музыкально-творческого самоусовершенствования.


Методические учебные пособия и сборники:

        

  1. Важов С. Школа игры на синтезаторе. – СПб.: Композитор, 1998.

  2. Клип И.Л. Нотная папка для синтезатора № 1,  М.: Дека-ВС, 2009

  3. Клип И.Л. Нотная папка для синтезатора № 2, М.: Дека-ВС, 2009

  4. Кузьмичева Т.А. Произведения для клавишного синтезатора. Волшебные клавиши. Учебное пособие для учащихся младших и средних классов детских музыкальных школ и детских школ искусств. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.

  5. Кургузов С. Школа игры на синтезаторе: учебно-методическое пособие, Ростов н/Д: Феникс, 2008.

  6. Петренко Л.Е.  Играю на синтезаторе: Хрестоматия педагогического репертуара. Выпуск 1. М.: Музыка, 2002.

  7. Петренко Л.Е.  Играю на синтезаторе: Хрестоматия педагогического репертуара. Выпуск 3. М.: Музыка, 2002.

  8. Пешняк В., Курс игры на синтезаторе. Учебное пособие для детских музыкальных школ. – М.: Композитор, 2000

  9. Стрелецкий С. Популярный учебник игры на синтезаторе. Учебное пособие. – М.: Изд. В. Катанский, 2008.

  10. Учусь аранжировке. Пьесы для синтезатора. Младшие классы. – М. Классика XXI., 2009.

  11. Учусь аранжировке. Пьесы для синтезатора. Средние классы. – М. Классика XXI., 2008.

  12. Школа игры на синтезаторе. Под ред. И.М.Красильникова М. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009г.

  13. Хрестоматия для Синтезатора. Вып. 1 //Сост. Шавкунов И. – С-Пб. «Композитор»., 2000.









  1. Список литературы


  1. Володин А. Электромузыкальные инструменты. М., 1997.

  2. Красильников И. Проблемы построения методики игры на синтезаторе.     Искусство в школе. №2, №3. – М.,1996.

  3. Красильников И. Синтезатор на уроке? / Искусство в школе. №2. –– М., 1995.

  4. Красильников И.М.  Программа «Электронные музыкальные инструменты»,2001г.

  5. Красильников И.М., Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Дубна: Феникс, 2007 г.

  6. Красильников И.М. Примерные программы по учебным дисциплинам «клавишный синтезатор», «ансамбль клавишных синтезаторов», «студия компьютерной музыки» для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. – М.: Министерство культуры Российской Федерации. Научно-методический центр по художественному образованию, 2002.

  7. Пешняк В., Самоучитель игры на синтезаторе.

  8. Тимонин М. Простой и понятный самоучитель игры на синтезаторе. Изд. 5. Арт- сервис, 2006.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!