СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа "Нахимовец"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов. Новизна программы ВПО «Нахимовец» заключается в использовании зрительных средств связи, таких как флажный семафор, сигнальные флаги и клотиковые огни. Учащиеся очень увлекательно занимаются передачей текста используя азбуку Морзе с помощью клотиковых огней, а так же флажного семафора. Эти занятия позволяют проводить соревнования меду командами и на личное первенство, что благотворно сказывается на изучении материала и освоении программы.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа "Нахимовец"»


Комитет образования г. Курска


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец пионеров и школьников города Курска»



Принята на заседании

педагогического совета МБУ ДО

«Дворец пионеров и школьников

г. Курска»

(протокол №___от__________ 2019 года)


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»

__________________А.П. Трубников

(приказ №___ от ________2019 года)





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Нахимовец»




Направленность программы – туристско-краеведческая


Возраст детей, на которых рассчитана программа - 12-14 лет


Срок реализации программы 2 года


Составитель программы – Поветкин Евгений Иванович,

педагог дополнительного образования









Курск, 2019 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность программы – туристско-краеведческая

Актуальность программы

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов.

Актуальность патриотического воспитания заключается в том, что патриотизм включает в себя ряд ценностных ориентиров и систему поведения полноправного гражданина в интересах Отчизны, служения гражданскому коллективу соотечественников. Следовательно, изначально патриотизм - это система сознательного отношения и поведения личности в интересах всего гражданского коллектива, когда Родина выступает гарантом его развития и существования. Являясь важным аспектом духовной жизни современной России, патриотизм связан с историческим прошлым, обращение к которому, не только позволяет понять корни этого исторического феномена, но, и дает возможность прогнозировать направление его развития. Это позволяет целенаправленно управлять процессом формирования патриотизма.

Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной и военной службы.

Расширяется спектр угроз, связанных с международным терроризмом. Сохранение или создание крупными державами мощных группировок вооруженных сил в прилегающих к территории России регионах, даже при отсутствии агрессивных намерений, представляет собой потенциальную военную опасность для нашей страны.

Анализ международной обстановки свидетельствует, что, несмотря на значительное снижение угрозы прямой крупномасштабной агрессии против России, потенциальная военная опасность остается, а на некоторых направлениях и возрастает. Современное международное положение убеждает, что такая ситуация в ближайшее время будет сохраняться. Пока существует угроза для безопасности нашей Родины, необходимы мощные современные Вооруженные Силы.

Вооруженные Силы России ежегодно пополняются молодежью. Она в короткие сроки должна овладеть сложными военными специальностями и самой военной службой. В ходе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Нахимовец» обучающиеся получают знания об основах военной службы, об истории и традициях русского воинства, что в дальнейшем оказывает положительные результаты при выборе военных специальностей и поступления в военно-морские кадетские классы школы.

Педагогическая целесообразность

Современная система образования значительно отличается от всех предыдущих систем. Быстро развивающиеся технологии XXI века требуют от человека умения также быстро развиваться и эффективно действовать в различных проблемных ситуациях на основе полученных знаний. Это и отражает суть нового компетентностного подхода в образовании. В процессе обучения и военно-патриотического воспитания формируются и развиваются не только предметные, но и ключевые компетенции учащихся. Этому способствуют изучение истории военно-морского флота, биографий и деятельностей знаменитых земляков: Г.И. Шелихова, А.С. Сергеева, К.Ф. Ольшанского и др., устройства различных судов, кораблей и подводных лодок, механизмов и вооружения, приборов для ориентирования на местности (компас и др.), морских узлов, которые так же используются в туристической деятельности. Совершают посещение воинских частей, экскурсии по местам боевой славы, расположенных на территории Курской области. Организация встреч с интересными людьми: ветеранами Великой Отечественной войны и военно-морского флота, военнослужащими, деятелями культуры, проживающие в городе Курске.

Новизна программы ВПО «Нахимовец» заключается в использовании зрительных средств связи, таких как флажный семафор, сигнальные флаги и клотиковые огни. Учащиеся очень увлекательно занимаются передачей текста используя азбуку Морзе с помощью клотиковых огней, а так же флажного семафора. Эти занятия позволяют проводить соревнования меду командами и на личное первенство, что благотворно сказывается на изучении материала и освоении программы.

Отличительные особенности программы

Программа ВПО «Нахимовец» предполагает получение учащимися знаний на базовом уровне (1-й и 2-й год обучения) и построена на основах оказания социально-педагогической поддержки в развитии и формировании личности обучающихся, в формировании адаптивной личности, способной решать творческие задачи, раскрывающие ее как субъекта в процессе создания и самовыражения, предоставление возможности раскрыть свой творческий потенциал за счет развития природных задатков и способностей.

В основу программы положено обучение, основанное на раскрытии творческих возможностей, задатков ребенка.

учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- получения сведений из разнообразных источников информации;

- контроля качества выполняемых работ;

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;

- сознания себя как представителя гражданского общества;

- соотнесения своих поступков с формами социального поведения.

Основными направлениями военно-патриотического образования обучающихся являются:

- историческое – познание истории образования флота Российского и его развития, осознание принадлежности к историческому наследию российского народа и ответственности за сохранение и приумножение его достояния, в том числе и путем выполнения конституционного и воинского долга;

- духовно-нравственное – развитие высокой культуры и образованности, осознание национальной идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование качеств способных выполнить основную заповедь моряка: «Сам погибай, а товарища выручай»;

  • патриотическое – воспитание любви и преданности своему Отечеству, гордости за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству;

  • морально-волевое – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения будущей военной или других видов государственной службы.

Реализация основных направлений данной программы позволит решить многие назревшие проблемы в отношении подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, нравственного, политического и иного характера.

Педагогические принципы, лежащие в основе программы:

-содержательной и структурной целостности («разворачивание» проблемного содержания в логике его практического освоения);

- преемственности (изложение содержания: от простого к сложному, от частного к общему; от известного к неизвестному);

- дифференциации и индивидуализации (создание комфортных условий для развития задатков, способностей и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся);

- диагностической направленности (процессуальный контроль «продвиже­ния» к цели и достижения цели);

- расширения рамок образовательного процесса (расширение культурного кругозора обучающихся, активизация просветительской деятельности);

-уважение к личности каждого обучающегося;

- создание ситуации успеха для каждого ребенка;

- предоставление каждому возможности попробовать себя в различных видах деятельности;

- признание за каждым обучающимся права на пробу и ошибку, на пересмотр возможностей самореализации;

- применение критериев продвижения в освоении программы, позволяющих каждому осознавать собственный рост и стимулировать собственное развитие.

Классификация программы:

  • по степени авторства - модифицированная;

  • по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности - интегрированная;

  • по уровню сложности – базовая (1-й, 2-й год обучения).

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

  • «Конвенция о правах ребёнка» (одобрена Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года)

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726 ‑ р)

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.)

  • Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493)

  • Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей"

  • Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 о направлении информации (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

  • Закон Курской области от 09.12.2013 г. № 121-ЗКО «Об образовании в Курской области»

  • Государственная программа Курской области «Развитие образования в Курской области» (Утверждена постановлением Администрации Курской области от 15 октября 2013 г. N 737-па)

  • Областная межведомственная программа «Патриотическое воспитание граждан в Курской области на 2016-2020 годы» (Утверждена постановлением Администрации Курской области от 25 октября 2016 года N 806-па)

  • Устав МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»

  • Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска» (утверждено приказом директора МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска» Трубникова А.П. от 10.09.2016 г. №785-Д)

В программе для ВПО «Нахимовец» реализованы требования Федерального Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», Приказа Министра обороны РФ N 847, Минобрнауки РФ N 287 от 10.08.2009 «О совершенствовании деятельности по организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы» и других нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам воинской обязанности и военной службы. При составлении программы использовались работы Санкт-Петербурского городского Дворца творчества юных «Простор для творчества», использовались методики Н.В. Мазыкиной и Н.В. Горкиной «Растим патриотов».

Адресат программы. Программа адресована подросткам в возрасте от 12 до 14 лет и рассчитана на 2 года обучения. В этом возрасте воспитанник ощущает свою принадлежность и причастность к определенной социальной группе. Он уже не просто подражает в поведении старшим, а анализирует и оценивает историю, традиции, существующую систему ценностей и мораль того общества, которое его воспитывает. Эта сложная работа вызывает у подростка яркий эмоциональный отклик. В этот период часто проявляются нравственные, интеллектуальные и патриотические чувства. Кроме того, это обусловлено тем, что данная программа опирается на базовые предметы: история, география, технология. Поэтому имеет значение то, что к началу занятий по данной программе, учащиеся владеют материалом, изученным в 5-6 классах по базовым дисциплинам.

Особенности организации образовательного процесса. Данная программа долгосрочная, рассчитана на 2 года обучения для подростков от 12 до 14 лет. Количество занимающихся в группе человек – 12-15 человек.

Режим занятий. Всего обучающиеся занимаются по программе в 1-ый и 2-ой год обучения – 144 часа, итого за 2 года обучения – 288 часов.

Программа предполагает 1 уровень сложности:

Базовый уровень. На первом и втором году обучения занятия организуются два раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятия, проводимого в форме рассказа, не превышает одного часа. Второй час проводится в форме, обеспечивающей активное участие учащихся (зарисовки, тренировки, собеседования, соревнования, сборка-разборка АК-74, стрельба из пневматического оружия, игры и т.д.)

На первом году деятельности рассматриваются такие разделы, как история морского флота и основы военно-морского дела, владение стрелковым оружием (автомат Калашникова). На втором году учащиеся подробно знакомятся с современными типами кораблей ВМФ России и зарубежных флотов, с современным оружием, размещенном на кораблях, происходит знакомство с современными гражданскими судами, а также освещается деятельность человека по освоению богатств мирового океана. Кроме этого достаточное количество часов уделяется на организацию зрительной связи и тренировку учащихся по передаче и приему текста и сигналов с помощью зрительных средств связи

В основу проведения занятий положен метод наглядности и показа. Занятия проходят в форме бесед, рассказа, показа видеоматериала, выполнения практических работ, зарисовок, тренировок, соревнований, игр и направлены на развитие чувства любви к Родине и интереса к военно-морской службе.

Условия зачисления на обучения по данной программе. На первый год обучения принимаются подростки с учетом возраста и физического развития. В связи с большим количеством занятий по физической подготовке необходим медицинский допуск к занятиям военно-патриотического профиля. На начальном этапе обучения используется входящая диагностика, при помощи которой отслеживается психологическое состояние обучающегося, особенности его адаптации, готовность к освоению содержания программы.

В процессе обучения важную роль играет система стимулирования за высокие показатели и поощрения познавательной активности обучающихся по результатам освоения программы. По окончании каждого учебного года нахимовцы получают возможность принять участие в испытании на право ношения нагрудного знака «Отличник стрелок». По окончанию второго года обучения учащиеся ВПО получают возможность поступить в военно-морские кадетские классы.

Форма обучения – очная.


Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы.

Цель программы: военно-патриотическое воспитание подростков, основанное на героической истории военно-морского флота России; профессиональная ориентация, построенная на освоении навыков первоначальной морской подготовки и ознакомлении с современными боевыми кораблями и судами гражданского морского флота.


Для достижения указанной цели, решаются следующие задачи:

  • в образовательном аспекте происходит знакомство с историей развития морского флота от гребно-парусных судов до современных атомоходов; освоение основ морского дела, устройства надводных кораблей и подводных лодок; получение навыков в обращении со стрелковым оружием по вязанию морских узлов, в телеграфировании с помощью азбуки Морзе и сигнальных флагов.

  • в воспитательном аспекте происходит формирование патриотических убеждений на основе исторических ценностей и роли военно-морского флота и России в целом в судьбах мира; сохранение и развитие чувства гордости за нашу великую Родину; воспитание личности гражданина – патриота, способного встать на защиту государственных интересов страны.

  • в развивающем аспекте необходимо добиться постоянного интереса к военно-морской службе и к вооруженным силам России в целом; высокой дисциплинированности, организованности, ответственности за порученное дело; сформировать полноценную личность с развитыми творческими способностями, профессиональными умениями и социально значимыми личностными качествами.



УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1 год обучения



п/п


Наименование разделов и тем



Количество часов

Форма

контроля

Теорети-

ческие

занятия

Практи-

ческие

занятия

Всего



1.

Вводное занятие

2

-

2

Наблюдение

2.

История возникновения и образования военных флотов приморских государств в древности

3

3

6


2.1

История возникновения и развития гребного флота

1

1

2

Анализ работы детей

2.2

История становления и развития парусного флота

1

1

2

Анализ работы детей

2.3

Тактические приемы ведения боя парусными судами и целыми эскадрами

1

1

2

Анализ работы детей

3.

Строевая подготовка

1

13

14


3.1

Основные положения строевого Устава ВС Российской Федерации

1

1

2

Наблюдение

3.2

Одиночная строевая подготовка без оружия

-

6

6

Наблюдение, анализ действий

3.3

Строевая подготовка в составе отделения, команды без оружия

-

6

6

Наблюдение, анализ действий

4.

История образования и развития Российского флота

5

5

10


4.1

Военно-морские походы древних славян Киевской Руси и Вольного Новгорода

1

1

2

Наблюдение

4.2

Возвращение к Балтийскому морю в Петровскую эпоху

1

1

2

Анализ работы детей

4.3

Первые победы молодого российского флота. Гангутское сражение

1

1

2

Наблюдение, анализ действий

4.4

Возвращение к Черному морю. Архипелагические экспедиции русского флота

1

1

2

Наблюдение

4.5

Первые победы Черноморского флота. Адмирал Ф.Ф. Ушаков

1

1

2

Наблюдение

5.

Огневая подготовка

2

26

28


5.1


Современное стрелковое оружие. Устройство автомата Калашникова

1

2

2

Анализ работы детей

5.2

Разборка и сборка автомата Калашникова (АК-74)

-

10

10

Наблюдение,анализ действий

5.3

Меры безопасности при стрельбе и правила стрельбы из пневматической винтовки и пистолета

1

1

2

Опрос знаний

5.4

Пулевая стрельба из пневматической винтовки

-

8

8

Наблюдение,анализ результатов

5.5

Пулевая стрельба из пневматического пистолета

-

6

6

Наблюдение,анализ результатов

6.

Героические страницы из истории российского флота

8

8

16


6.1

Географические открытия русских моряков. Северные и дальневосточные экспедиции

1

1

2

Наблюдение

6.2

Кругосветные путешествия русских мореплавателей. Открытие Антарктиды

1

1

2

Наблюдение

6.3

Последнее сражение парусного флота. Возникновение паровых кораблей

1

1

2

Наблюдение

6.4

Дальнейшее развитие паровых кораблей. Образование броненосного флота

1

1

2

Наблюдение

6.6

Военно-морской флот в Первой мировой войне. Зарождение авианесущих кораблей и подводного флота

1

1

2

Наблюдение

6.7

Военно-морской флот во Второй мировой войне. Сила, вооружение, тактика ведения боевых действий

1

1

2

Наблюдение

6.8

Развитие военно-морских сил после Второй мировой войны. Корабли с ядерной энергетической установкой и ядерным оружием

1

1

2

Наблюдение

7.

Флот и современность

6

6

12


7.1

История морского пиратства с древних времен и до наших дней

1

1

2

Наблюдение

7.2

Природа океана

1

1

2

Наблюдение

7.3

Основные явления в океане

1

1

2

Наблюдение

7.4

Человек и океан

1

1

2

Наблюдение

7.5

Взгляд в будущее мирового океана

1

1

2

Наблюдение

7.6

Великие кораблекрушения современности

1

1

2

Наблюдение

8.

Уставы ВС России

4

4

8


8.1

Общевоинские уставы ВС России

1

1

2

Наблюдение

8.2

Корабельный устав ВМФ РФ

1

1

2

Наблюдение

8.3

Форма одежды личного состава ВМФ. Военные звания и должности

1

1

2

Анализ работы детей

8.4

Деление боевых кораблей на ранги и классы

1

1

2

Наблюдение

9.

Основы военно-морского дела

7

7

14


9.1

Устройство надводного корабля

1

1

2

Наблюдение

9.2

Устройство подводной лодки

1

1

2

Наблюдение

9.3

Главные и вспомогательные механизмы корабля

1

1

2

Наблюдение

9.4

Якорные и швартовые устройства

1

1

2

Наблюдение

9.5

Рулевое устройство. Маневренность корабля и подводной лодки

1

1

2

Наблюдение

9.6

Размещение личного состава на корабле. Боевые посты и командные пункты

1

1

2

Наблюдение

9.7

Корабельные правила. Содержание корабля

1

1

2

Наблюдение

10.

Корабельные плавсредства

7

7

14


10.1

Типы шлюпок и моторных катеров

1

1

2

Анализ работы детей

10.2

Спасательные плоты и шлюпки

1

1

2

Наблюдение

10.3

Устройство корабельной шлюпки 6-ти весельного Яла

1

1

2

Анализ работы детей

10.4

Парусное вооружение 6-ти весельного Яла

1

1

2

Анализ работы детей

10.5

Основы навигации

1

1

2

Анализ работы детей

10.6

Навигационные приборы. Штурманский инвентарь

1

1

2

Наблюдение

10.7

Основы навигационной прокладки. Морские карты

1

1

2

Наблюдение

11.

Заключительное занятие. Промежуточный и итоговый контроль

2

2

4

Тестирование и сдача нормативов

12.

Военно-патриотическая работа

-

6

6



Всего за первый год обучения

47

97

144





УЧЕБНЫЙ ПЛАН

2 год обучения


п/п


Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы

контроля

Теорети-

ческие

занятия

Практи-

ческие

занятия


Всего



1.

Вводное занятие

2

-

2

Наблюдение

2.

Повторение программы объединения первого года обучения

2

34

36


2.1

Строевая подготовка

1

13

14

Наблюдение, анализ действий

2.2

Огневая подготовка

1

21

22

Наблюдение, анализ результатов

3.

Организация зрительной связи

4

36

40


3.1

Организация передачи текста флажным семафором

1

1

2

Анализ работы детей

3.2

Тренировки в передаче и приеме текста флажным семафором

-

16

16

Наблюдение, анализ действий

3.3

Организация передачи текста с помощь азбуки Морзе

1

1

2

Наблюдение

3.4

Тренировки в передаче и приеме текста светом с помощью азбуки Морзе

-

16

16

Наблюдение, анализ действий

3.5

Организация передачи сигналов помощью сигнальных флагов по МСС

1

1

2

Наблюдение, анализ действий

3.6

Организация подъема флагов расцвечивания на кораблях в праздничные дни

1

1

2

Наблюдение

4.

Современная тенденция развития военно-морского флота России

19

19

38


4.1

Классификация корабельного состава ВМФ России

1

1

2

Наблюдение

4.2

Радиоэлектронное вооружение состава ВМФ

1

1

2

Наблюдение

4.3

Система морской космической разведки и целеуказания

1

1

2

Наблюдение

4.4

Артиллерийское оружие на современных кораблях

1

1

2

Наблюдение

4.5

Ядерные боеголовки для современных носителей

1

1

2

Наблюдение

4.6

Баллистические ракеты с ядерными боеголовками для подводных лодок

1

1

2

Наблюдение

4.7

Крылатые ракеты – национальное оружие России

1

1

2

Наблюдение

4.8

Мины, торпедное оружие, подводные ракеты

1

1

2

Наблюдение

4.9

Авианесущие корабли

1

1

2

Наблюдение

4.10

Морская авиация корабельного базирования. Морские вертолеты

1

1

2

Наблюдение

4.11

Морская авиация берегового базирования. Гидросамолеты

1

1

2

Наблюдение

4.12

Ракетно-артиллерийские корабли различных классов

1

1

2

Наблюдение

4.13

Противолодочные корабли

1

1

2

Наблюдение

4.14

Десантные корабли

1

1

2

Наблюдение

4.15

Корабли специального назначения и суда обеспечения ВМФ России

1

1

2

Наблюдение

4.16

Подводные лодки. Подводные ракетные крейсера

4

4

8

Наблюдение

5.

Корабельные плавсредства

3

3

6

Наблюдение, анализ действий

6.

Тросы и такелажные работы. Морские узлы

1

7

8

Анализ действий и сдача нормативов

7.

Заключительное занятие. Промежуточный и итоговый контроль

2

2

4

Тестирование и сдача нормативов

8.

Военно-патриотическая работа

-

6

6



Всего за второй год обучения

33

111

144




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения.

1. Вводное занятие.

Теория: ознакомление обучаемых с «Положением о военно-патриотическом объединении «Нахимовец»; с целью и тематикой занятий. Экскурсия в школьный музей «Куряне и Российский флот». Инструкция по технике безопасности.

2. История возникновения и образования военных флотов приморских государств в древности.

Темы № 2.1 – 2.3 История возникновения и развития гребного и парусного флотов.

Теория: гребные суда, гребно-парусные суда, парусные суда. История развития и преобразования различных видов морских судов.

Практика: вооружение, тактика ведения боевых действий. Характерные отличия ведения боевых действий гребными и парусными судами. Примеры ведения боевых действий.

3. Строевая подготовка.

Темы № 3.1 – 3.3 Одиночная строевая подготовка и строевая подготовка в составе отделения.

Теория: основные положения Строевого устава ВС Российской Федерации. Показать выполнение того или иного строевого приема, как в одиночном, так и в составе отделения.

Практика: тренировки в выполнение строевых приемов: строевая стойка, повороты на месте, построение в строй отделения, одношереножный и двухшереножный строй, перестроения, повороты в строю. Тренировки в выполнении строевых приемов в движении: повороты, отдание воинского приветствия, движение строевым шагом и походным.

4. История образования и развития Российского флота.

Тема № 4.1 Военно-морские походы древних славян Киевской Руси и Великого Новгорода.

Теория: речные и морские суда древних славян. Ведение боевых действий на реках и морях. Водный путь "Из Варяг в Греки". Морские походы славян на Царьград. Первый договор об оказании помощи судам, терпящим бедствие.

Практика: плавание новгородцев по Балтийскому морю. Освоение северных морей. Занятие проводится методом рассказа с показом на картах и рисунках.

Тема № 4.2 – 4.5 Возвращение России гордого звания морской державы. Теория: значение для развития Русского государства Балтийского и Черного морей.

Практика: как в тяжелой борьбе приходилось возвращать исконно русские земли по берегам этих морей. Зарождение регулярного флота в петровские времена. Первые победы молодого русского флота. Возвращение к Балтийскому и Черному морю в 18 веке. Победы адмиралов Г.И. Спиридова, Ф.Ф. Ушакова и других великих русских флотоводцев. Новаторские идеи в тактике боя парусного флота и боевой подготовке моряков.

5. Огневая подготовка.

Темы № 5.1 – 5.2 Современное стрелковое оружие. Устройство автомата Калашникова АК-74.

Теория: кратко рассказать о современном стрелковом оружии российской армии. Изучить устройство автомата Калашникова и назначение деталей по плакатам и на макете.

Практика: показать и объяснить неполную разборку и сборку АК-74. Тренировать обучаемых не полной разборки и сборке автомата на время.

Темы № 5.3 – 5.5 Пулевая стрельба из пневматической винтовки и пистолета.

Теория: меры безопасности при стрельбе и правила стрельбы из пневматической винтовки и пистолета. Правила поведения в тире.

Практика: тренировка в пулевой стрельбе из пневматической винтовки и пневматического пистолета в закрытом тире.

  1. Героические страницы из истории Российского флота.

Темы № 6.1 – 6.2 Великие географические открытия европейскими и русскими мореплавателями.

Теория: краткая история великих географических открытий европейскими мореплавателями начиная с 15 века и до века 18. Внесение огромного вклада в историю географических открытий русскими моряками.

Практика: походы китайского флота по Индийскому и Тихому океану. Северные и дальневосточные экспедиции Витуса Беринга. Кругосветные путешествия И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского и других моряков. Антарктическая экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Открытие Антарктиды.

Темы № 6.3 – 6.4 Закат парусного военного флота.

Теория: последнее сражение парусного флота в Крымской войне. Создание паровых судов. Преимущества паровых военных кораблей.

Практика: выдающиеся флотоводцы: адмирал М.П. Лазарев, адмирал П.С. Нахимов. Создание железно-броненосных кораблей. Соревнование между артиллерией и броней. Появление минного и торпедного оружия. Адмирал С.О. Макаров. Радио – гениальное создание русского ученого А.С. Попова. Строительство первых подводных кораблей.

Тема № 6.5 Героизм и трагедия русского флота в Русско-японской войне 1904-05 г.г.

Теория: состояние русского флота в начале 20 века. Начало войны.

Практика: героизм экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» 27 января 1904 г. Результаты боя. Подвиг миноносца «Стерегущий» 10 марта 1904 г. Командир миноносца лейтенант Сергеев А.С. – наш земляк. Гибель адмирала С.О. Макарова. Цусимское сражение. Поражение русского флота в войне 1904-1905 годов.

Темы № 6.6 – 6.7 Военно-морской флот в 1ой и 2ой мировых войнах.

Теория: итоги Русско-японской войны и дальнейшее строительство русского флота. Расстановка сил на морском театре перед 1ой мировой войной.

Практика: военный флот в Мировой войне. Вооружение, тактика действия. Дредноуты ХХ века. Боевые действия подводных лодок. Зарождение авианесущих кораблей. Итоги 1ой мировой войны.

Теория: состояние военно-морских сил перед 2ой мировой войной.

Практика: война флотов на Атлантическом театре. Особенности ведения боевых действий на Тихоокеанском театре. Тактика действия авианосных соединений. Ведение подводной войны.

Тема 6.8 Развитие военно-морских сил после 2ой мировой войны. Теория: стратегические выводы морских ведомств различных государств. Создание и развитие ракетного оружия.

Практика: авианосцы – как главная ударная сила флота. Корабли с ядерной энергетической установкой и ядерным оружием. Ракетные подводные крейсера с баллистическими и крылатыми ракетами. Надводные корабли XXI века. Технология «Стелс».

7. Флот и современность.

Тема № 7.1 История морского пиратства с древних времен и до наших дней.

Теория: пиратство – морской разбой, зародившееся в глубокой древности. Особенности пиратства в различных районах мирового океана.

Практика: пираты, корсары, флибустьеры и др. виды пиратства. Особенности пиратства в конце ХХ и начале XXI века.

Темы № 7.2 – 7.5 Природа океана.

Теория: водная оболочка Земли. Площади и глубины океанов и морей. Химический состав и основные физические свойства воды.

Практика: особенности распространения звука в воде. Рассматриваются вопросы связанные с деятельностью человека в океане, а также перспективы развития взаимоотношений человека и океана.

Тема 7.6 Великие кораблекрушения современности.

Теория: море не терпит неопытности, плохой обученности, халатности, недисциплинированности.

Практика: пренебрежения простыми правилами навигации привело к гибели пассажирского лайнера «Титаник». Гибель линкора «Новороссийск» на Черном море. Трагедия пассажирского лайнера «Адмирал Нахимов». Гибель подводных лодок «Комсомолец» и АПРК «Курск». Трагедия на Волге с теплоходом «Башкирия».


8. Уставы ВС России.

Темы № 8.1 – 8.2, 8.4 Уставы Вооруженных сил России.

Теория: краткая характеристика общевоинских уставов ВС России. Устав внутренней службы России; Дисциплинарный устав; Устав гарнизонной и караульной служб; Строевой устав. Раскрыть основные понятия Корабельного устава ВМФ России.

Практика: организация корабля. Боевые корабли, корабли специального назначения и суда обеспечения. Классы кораблей. Деление военных кораблей на ранги. Боевые части и службы. Боевые и повседневные корабельные расписания.

Тема № 8.3 Форма одежды личного состава ВМФ России. Воинские звания и должности.

Теория: показать юным морякам образцы имеемой формы одежды матросов и офицеров ВМФ России.

Практика: объяснить значение того или иного вида одежды. Перечислить все воинские звания ВМФ России и соотнести их с воинскими званиями сухопутных родов войск.

9. Основы военно-морского дела.

Темы № 9.1 – 9.2 Устройство надводного корабля и подводной лодки. Теория: назначение надводного корабля и подводной лодки.

Практика: устройство корпуса НК. Верхняя палуба, надстройки. Основные термины. Устройство ПЛ. Легкий корпус. Прочный корпус. Система погружения и всплытия.

Темы № 9.3 – 9.5 Назначение, устройство и работа некоторых основных механизмов корабля.

Теория: главные механизмы корабля. Паровые двигатели и турбины. Двигатели внутреннего сгорания. Атомные двигатели. Вспомогательные механизмы корабля.

Практика: история появления и совершенствования приспособления для удержания корабля на месте. Разновидности якорей. Состав и работа современного якорного устройства. Назначение, состав, функционирование швартовного устройства.

Теория: назначение, состав, история совершенствования рулевого устройства.

Практика: пассивные рули. Активные рули. Принцип действия рулевых устройств.

Вертикальные и горизонтальные рули подводных лодок.

Темы № 9.6 – 9.7 Основы корабельной организации.

Теория: командные пункты и боевые посты. Корабельные расписания: боевые и повседневные.

Практика: боевая подготовка на корабле. Повседневная жизнь: размещение личного состава на корабле, о каютах и кубриках. Порядок допуска на корабль. Корабельные правила: поведение личного состава на корабле, правила пользования корабельными катерами и шлюпками. Содержание корабля: заведования, приборки.

Темы 1№ 10.1 -10.4 Назначение и устройство корабельной шлюпки.

Теория: типы корабельных шлюпок и катеров. Назначение различных шлюпок и катеров.

Практика: устройство, вооружение и снабжение шлюпок. Обязанности офицеров и старшин при заведовании шлюпками и катерами. Устройство корабельной шлюпки Ял-6. предметы снабжения шестивесельного яла. Рангоут и такелаж. Устройство паруса Ял-6.

Темы № 10.5 – 10.7 Основы навигации.

Теория: определение навигации и кораблевождения. Географические координаты места.

Практика: значение морской мили. Определение скорости корабля с помощью узлов. Для чего бьются «склянки». Навигационные приборы. Компас – указатель направления в море. Географический и магнитный полюса. Магнитное склонение, девиация. Секстан – прибор для определения высоты небесных тел. Часы – важное средство навигации. Морские карты. Проекция Меркатора. Определение направления на море. Курс, пеленг, курсовой угол. Ведение элементарной прокладки.

10. Заключительное занятие.

Заключительное занятие проводиться с юным нахимовцем методом контрольных мероприятий. Контрольные мероприятия проводятся согласно календарно-тематического плана 2 раза в год: в декабре и мае – по итогам 1-ог и 2-ого полугодий, с целью анализа усвоения учащимися образовательной программы. Исходя из задач поставленных образовательной программой «Нахимовец» перед учащимися, как в середине учебного года, так и в конце, проводиться проверка прогнозируемых результатов в два этапа.

Первый этап – теоретический, проводится методом тестирования по вопросам посвященным истории военно-морского флота, устройству и основным ТТХ автомата Калашникова.

Второй этап - практический, проводится по темам:

- строевые приемы и движение без оружия;

- разборка и сборка АК-74 на время;

- стрельба в тире из пневматических винтовки и пистолета.

11. Повторение. Военно-патриотическая работа. Шефская помощь над ветеранами, участие в общественных и городских мероприятиях военно-патриотической тематики. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и ВМФ, оформление их, организация и проведение выставок, соревнований военно-патриотической направленности, проведение экскурсий.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2-ой год обучения.

1. Вводное занятие.

Теория: проводится ознакомление учащихся с планом занятий на второй год обучения. Инструкция по технике безопасности.

Практика: Экскурсия в школьный музей «Куряне и Российский флот».

2. Повторение программы объединения первого год обучения.

Тема № 2.1 Строевая подготовка.

Теория: основные положения Строевого устава ВС Российской Федерации.

Практика: показать выполнение того или иного строевого приема, как в одиночном, так и в составе отделения. Тренировки в выполнение строевых приемов: строевая стойка, повороты на месте, построение в строй отделения, одношереножный и двухшереножный строй, перестроения, повороты в строю. Тренировки в выполнении строевых приемов в движении: повороты, отдание воинского приветствия, движение строевым шагом и походным.

Тема № 2.2 Огневая подготовка.

Теория: кратко рассказать о современном стрелковом оружии российской армии. Изучить устройство автомата Калашникова и назначение деталей по плакатам и на макете. Практика: показать и объяснить неполную разборку и сборку АК-74. Тренировать обучаемых неполной разборки и сборке автомата на время. Меры безопасности при стрельбе и правила стрельбы из пневматической винтовки и пистолета. Правила поведения в тире. Тренировка в пулевой стрельбе из пневматической винтовки и пневматического пистолета в закрытом тире

3. Организация зрительной связи.

Темы № 3.1 – 3.6 Передача информации с помощью зрительных средств связи.

Теория: понятие о зрительной связи и сигнализации. Световые средства связи. Значение сигнальных флагов. Своды морских сигналов. Организация связи с помощью флажного семафора.

Практика: тренировки по передаче сообщений с помощью свода сигналов. Порядок подъема позывных. Тренировки по передаче и приему информации с помощью семафорных флажков. Подъем флагов в праздничные дни на кораблях.

4. Современная тенденция развития военно-морского флота России.

Тема № 4.1 Классификация корабельного состава ВМФ России.

Теория: основные классы и подклассы боевых кораблей ВМФ России.

Практика: авианесущие корабли; ракетные корабли; десантные корабли; противолодочные корабли. Подводные крейсера стратегического значения. Убийцы авианосцев.

Тема № 4.2 Радиоэлектронное вооружение корабельного состава ВМФ.

Теория: значение РЭВ в обеспечении боевой деятельности кораблей ВМФ.

Практика: Радиолокационные системы обнаружения и целеуказания. Гидроакустические средства надводных кораблей, подводных лодок и авиации ВМФ. Средства связи с кораблями и подводными лодками. Боевые информационные и управляющие системы.

Тема № 4.3 Система морской космической разведки и целеуказания.

Теория: использование космических средств для обеспечения целеуказания нового поколения противокорабельных крылатых ракет.

Практика: система МКРЦ – первая система космической разведки и целеуказания по подвижным морским целям не имеющая аналогов до последних лет.

Темы № 4.4 – 4.8 Современное оружие надводных кораблей и подводных лодок.

Теория: артиллерийское оружие модернизируется, но не уходит в отставку. Создание ядерной авиабомбы.

Практика: размещение ядерного боезаряда на ракетах и торпедах. Баллистические ракеты для подводных лодок. Крылатые ракеты различного назначения с ядерной и обычной боевой головной частью. Мины и торпедное оружие на современных кораблях.

Тема № 4.9 Авианесущие корабли.

Теория: самый мощный класс надводных кораблей. Опыт использования авианосцев во 2-ой мировой войне.

Практика: современные авианосцы, вертолетоносцы, авианосцы с СВВП.

Темы № 4.10 - 4.11 Морская авиация.

Теория: история возникновения и развития морской авиации.

Практика: самолеты морской авиации берегового базирования: истребители, ракетоносцы, самолеты ДРЛО, гидросамолеты. Самолеты корабельного базирования, СВВП. Противолодочные вертолеты.

Темы № 4.12 – 4.15 Боевые надводные корабли различных классов.

Теория: в зависимости от решаемых задач боевые корабли делятся на классы.

Практика: на каждом занятии по этим темам необходимо охарактеризовать корабли каждого класса. Специфика комплектации вооружением, личным составом и т.д. Разобрать класс кораблей специального назначения и суда обеспечения ВМФ России.

Тема № 4.16 Подводные лодки.

Теория: подводные лодки также делятся на самостоятельные классы.

Практика: ракетные подводные крейсера стратегического назначения, ракетные подводные крейсера с крылатыми ракетами, многоцелевые подводные лодки. Дизель-электрические подводные лодки.

5. Корабельные плавсредства.

Теория: типы корабельных шлюпок и катеров. Назначение различных шлюпок и катеров. Обязанности офицеров и старшин при заведовании шлюпками и катерами.

Практика: устройство, вооружение и снабжение шлюпок. Устройство корабельной шлюпки Ял-6. предметы снабжения шестивесельного яла. Рангоут и такелаж. Устройство паруса Ял-6.

6. Тросы и такелажные работы. Морские узлы.

Теория: устройство тросов. Типы тросов. Конструкция тросов. Стальные, синтетические, растительные, комбинированные тросы. Название тросов.

Практика: производство такелажных работ. Морские узлы. Вязание морских узлов.


7. Заключительное занятие.

Заключительное занятие проводиться с юными нахимовцами методом контрольных мероприятий. Контрольные мероприятия проводятся согласно календарно-тематического плана 2 раза в год: в декабре и мае – по итогам 1-ог и 2-ого полугодий, с целью анализа усвоения учащимися образовательной программы. Исходя из задач, поставленных образовательной программой «Нахимовец» перед учащимися, как в середине учебного года, так и в конце, проводиться проверка прогнозируемых результатов в два этапа.

Первый этап – теоретический, проводится методом тестирования, по вопросам посвященным истории военно-морского флота, устройству и основным ТТХ автомата Калашникова.

Второй этап – практический, проводится по темам:

- строевые приемы и движение без оружия;

- разборка и сборка АК-74 на время;

- стрельба в тире из пневматических винтовки и пистолета;

- организация связи зрительными средствами.

8. Повторение. Военно-патриотическая работа.

Шефская помощь над ветеранами, участие в общественных и городских мероприятиях военно-патриотической тематики. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и ВМФ, организация и проведение выставок, экскурсий, соревнований военно-патриотической направленности.


Планируемые результаты

К концу первого года учащиеся должны знать:

- краткую историю развития военно-морского флота от гребно-парусных
судов до современных кораблей с ядерной энергоустановкой;

- историю основных морских географических открытий и путешествий;

- общее понятие об устройстве надводного корабля, подводной лодки и их вооружения;

- устройство автомата Калашникова АК-74;

- правила разборки и сборки АК-74;

- меры безопасности при стрельбе из пневматического оружия в тире;

- назначение и устройство шестивесельного Яла, правила поведения гребцов в шлюпке;

- правила поведения на корабле, меры безопасности, спасательные средства;

Уметь:

- выполнять строевые приемы без оружия в одиночном порядке и в составе отделения;

- разбирать и собирать макет автомата Калашникова за одну минуту;

- осуществлять пулевую стрельбу из пневматической винтовки;

- осуществлять пулевую стрельбу из пневматического пистолета.


К концу второго года учащиеся должны знать:

- современное вооружение боевых кораблей и подводных лодок, как ядерное, так и обычное;

- классификацию корабельного состава ВМФ России;

- организацию передачи текста флажным семафором;

- организацию передачи текста светом с помощью кода Морзе;

- организацию использования сигнальных флагов и флагов расцвечивания;

- устройство парусного вооружения шестивесельного Яла;

- правила поведения на корабле, меры безопасности, спасательные средства.

Уметь:

- вязать морские узлы;

- передавать и принимать светом с помощью телеграфной азбуки (кода Морзе) со скоростью 20 знаков в минуту;

- передавать и принимать семафорограммы со скоростью 20 знаков в минуту;

- пользоваться флагами военно-морского свода сигналов;

- разбирать и собирать автомат АК-74 за 45 секунд;

- осуществлять пулевую стрельбу из пневматической винтовки;

- осуществлять пулевую стрельбу из пневматического пистолета.


Предметные результаты: ознакомительный, ориентационный, занимательный уровень (способность ребенка ориентироваться в предлагаемой, деятельности, выполнять основные действия, владеть элементарными нормами; общие представления ребенка о предлагаемой сфере деятельности, ее отличительных особенностях).

Личностные результаты: базовый, предметно-практический, репродуктивный уровень (способность самостоятельно выполнять более сложные действия, овладеть базовым компонентами, выполнять что-либо по образцу и внести в деятельность «авторский» компонент; готовность ребенка к адаптации в современном обществе, способность решать стандартные задачи в различных сферах деятельности).

Метапредметные результаты: допрофессиональная подготовка, креативный (исследовательско-поисковый) уровень углубленного и расширенного образования (способность решать задачи исследовательскими способами, готовность к осознанному выбору профессии, продуктивной творческой деятельности; ориентированность в культурных и человеческих ценностях).

Критерии и нормы оценки знаний

ЦЕЛЬ: анализ усвоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Организация проведения контрольных мероприятий:

  1. Контрольные мероприятия проводятся 3 раза в год: стартовый контроль в сентябре (для 1 года обучения), промежуточный – в декабре, и итоговый - в мае.

  2. Педагог самостоятельно выбирает форму проведения контрольных мероприятий.

Критериями оценки результативности образовательной деятельности являются:

  1. Уровень освоения детьми содержания материала в соответствии с прогнозируемым результатом программы (знания определяются в соответствии с теоретическими пунктами программы).

  2. Уровень развития детей в соответствии с прогнозируемыми результатами программы (умения и навыки определяются в соответствии с практическими пунктами программы).

  3. Уровень устойчивости интереса детей к занятиям (сохранность контингента).

  4. Уровень развития личности (уровень и качество личностных проявлений детей – свойств, способностей, талантов; общие тенденции в развитии ребенка, в его личностном росте, расширение мировоззрения, социальная адаптация).

  5. Уровень удовлетворенности детьми психологическим климатом в коллективе (диагностика педагога-психолога).


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Методическое обеспечение заключается в использовании всего многообразия педагогических форм и средств военно-патриотического образования обучающихся и предполагает использование как индивидуальных, так коллективных форм обучения. Особенно эффективной является форма обучения – теория через практику. Очень тяжело воспринимается теория по данному предмету в форме обычной лекции, поэтому, делая практические работы, обучающиеся узнают много нового и закрепляют полученные знания. В процессе организации образовательного процесса используются методы, которые позволяют сформировать необходимые знания, умения и навыки.

Материально-техническое обеспечение

1. Морские навигационные приборы: секстан, анемометр, психрометр, протрактор, компас магнитный корабельный, компас магнитный шлюпочный, корабельные часы;

2. Макет корабельной шлюпки Ял-6;

3. Тренажер сигнальщика;

4. Телеграфные ключи с клотиковыми огнями (8 шт);

5. Семафорные флажки (на каждого учащегося);

6.Сигнальные флаги;

7. Макеты автомата Калашникова ММГ АК-74 (4 шт);

8. Стрелковый тир для стрельбы из пневматического оружия;

9 Пневматические винтовки МР-512 (3шт);

10. Электронный тир в комплекте;

11. Магазин с патронами к АК-74;

12. Макет пистолета ПМ.

Информационное обеспечение

  1. Справочники, словари и другая учебная, научно-популярная и художественная литература, общим кол-вом 80 книг;

  2. Видео материалы на DVD носителях (30 шт);

  3. Интернет источники.

Кадровое обеспечение:

Реализацию данной программы могут осуществлять педагоги дополнительного образования (руководители военно-патриотических клубов), владеющие достаточными теоретическими знаниями и опытом практической деятельности в области военно-патриотического воспитания подростков, обладающие необходимым объемом знаний по возрастной психологии, знающие педагогические технологии, методы и формы работы в учреждениях дополнительного образования. Для проведения психологического сопровождения исследований необходимо привлекать педагога-психолога.

Методическое обеспечение образовательной программы.

Для теоретического и практического освоения программы используется очная организация образовательного процесса.

Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисково-исследовательский, игровой, дискуссионный.

Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая.

Формы организации учебного занятия: беседа, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами Военно-морского флота, защита проектов, игровой тренинг, конкурс, конференция, круглый стол, лекция, мастер-класс, практическое занятие, соревнование, экскурсия.

Педагогические технологии:

- теоретическое и практическое занятие;

- индивидуальная и коллективная деятельность,

- технология развивающего обучения,

- технология проектная (проектно-исследовательской деятельности),

- технология игровой деятельности,

- коммуникативная технология обучения,

- здоровьесберегающая технология.

Формы учебных занятий:

  1. Учебно-тренировочные занятия со зрительными средствами связи, автоматом Калашникова, пистолетом Макарова.

  2. Дискуссии, семинары по тематике программы.

  3. Трудовая деятельность педагога и учащихся. Участие в совместном труде, например, в субботнике или работах по поддержанию материальной базы, что предполагает использование педагогом личного примера как метода решения воспитательной задачи.

  4. Досуговые, массовые мероприятия, соревнования, посвященные различным историческим или памятным датам.

  5. Выездные формы занятий – экскурсии, профильные лагеря, конкурсы, соревнования.

Кроме названных выше существуют и другие формы занятий:

  • помощь ветеранам войн;

  • вахта памяти;

  • показательные выступления.



СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Список литературы для педагогов


  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.10. 2010г. № 795 о Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

  2. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Равнение на победу. М. 2004.

  3. Пушин В. М. Военно-патриотическое воспитание школьников. К. 2002.

  4. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М. 2003.

  5. Атлас океанов. Человек и океан. ЦКФ ВМФ 1996.

  6. Анохин Н.А и др. Морская практика. Ленинград. 1967.

  7. Аммон Г. А., Бережной С. С. Героические корабли Российского и Советского Военно-Морского Флота. М. 1981.

  8. Атлас маяков. Санкт-Петербург. 1999.

  9. Грещук П. А. и др. Военно-морской словарь для юношества. ДОСААФ. 1988.

  10. Голев В. Морской флажной семафор для детей и взрослых. Чебоксары. 2003.

  11. Гусев И. Е. Чесменское сражение. Москва. АСТ. 2002.

  12. Гусев И. Е. Наваринское морское сражение. Москва. АСТ. 2002.

  13. Дворкин А.Д. Пневматическое оружие. Москва. Медиа-Пресса. 2001.

  14. Допадка Р., Перепечко А. Книга о судах Ленинград. Судостроение. 1981г.

  15. Дроговоз И. Большой флот Страны Советов. Минск. Харвест. 2003.

  16. Егоров Г. М. Фарватерами флотской службы М. Воениздат. 1985.

  17. Еремеев Л. М., Шергин А. П. Подводные лодки иностранных флотов во Второй Мировой войне. М. Воениздат. 1962.

  18. Зверев Б. И. Страницы военно-морской летописи России. М. Просвещение. 1981.

  19. Иванов Л.Н. и др. Шлюпка. М. Воениздат. 1971.

  20. Комарицын А. А. и др. История гидрографической службы Российского флота. Санкт-Петербург. 1987.

  21. Клудас А. Корабли. Слово. 1998.

  22. Лапшова О. В. и др. Всемирная история флота. Москва. Вече. 2001.

  23. Масленников Б. Морская карта рассказывает. М. Воениздат. 1986.

  24. Самсонов А. М. и др. Моряки-Балтийцы на защите Родины 1941-1945. М. Наука. 1986.

  25. Сахарнов С. История корабля. М. 1990.

  26. Светлаков С.И. и др. Морская практика. Ленинград. 1990.

  27. Справочник вахтенного офицера. М. Воениздат. 1975.

  28. Справочник старшины и мичмана ВМФ. М. Воениздат. 1976.

  29. Наставление по стрелковому делу. М. Воениздат. 1983.

  30. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М. Воениздат. 1997.

  31. Корабельный устав ВМФ России. М. Воениздат. 1997.

  32. Шлюпочная сигнальная книга ВМФ. (ШСК-70). М. Воениздат. 1972.


Список литературы для учащихся


  1. Атлас океанов. Человек и океан. ЦКФ ВМФ 1996.

  2. Аммон Г. А., Бережной С. С. Героические корабли Российского и Советского Военно-Морского Флота. М. 1981.

  3. Грещук П. А. и др. Военно-морской словарь для юношества. ДОСААФ. 1988.

  4. Голев В. Морской флажной семафор для детей и взрослых. Чебоксары. 2003.

  5. Гусев И. Е. Чесменское сражение. Москва. АСТ. 2002.

  6. Гусев И. Е. Наваринское морское сражение. Москва. АСТ. 2002.

  7. Допадка Р., Перепечко А. Книга о судах Ленинград. Судостроение. 1981г.

  8. Дроговоз И. Большой флот Страны Советов. Минск. Харвест. 2003.

  9. Егоров Г. М. Фарватерами флотской службы М. Воениздат. 1985.

  10. Зверев Б. И. Страницы военно-морской летописи России. М. Просвещение. 1981.

  11. Клудас А. Корабли. Слово. 1998.

  12. Лапшова О. В. и др. Всемирная история флота. Москва. Вече. 2001.

  13. Масленников Б. Морская карта рассказывает. М. Воениздат. 1986.

  14. Самсонов А. М. и др. Моряки-Балтийцы на защите Родины 1941-1945. М. Наука. 1986.

  15. Сахарнов С. История корабля. М. 1990.

  16. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М. Воениздат. 1997.

  17. Корабельный устав ВМФ России. М. Воениздат. 1997.




Календарный учебный график

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Нахимовец» (первый год)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

Месяц

Число

Место проведения

Время проведения


Вводное занятие

2

Беседа

Наблюдение


Сентябрь


СОШ №18 каб. 2

15:00-16:40

История возникновения и развития гребного флота.

2

Рассказ с показом схем

Анализ работы детей

Сентябрь


Каб.2

15:00-16:40

История становления и развития парусного флота.

2

Рассказ с показом схем

Анализ работы детей

Сентябрь


Каб.2

15:00-16:40

Тактические приемы ведения боя парусными судами и целыми эскадрами.

2

Рассказ с показом схем

Анализ работы детей

Сентябрь


Каб.2

15:00-16:40

Основные положения строевого Устава ВС Российской Федерации

2

Беседа

Наблюдение


Сентябрь


Каб.2

15:00-16:40

Одиночная строевая подготовка без оружия.

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Сентябрь


плац

15:00-16:40

Одиночная строевая подготовка без оружия.

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Сентябрь


плац

15:00-16:40

Одиночная строевая подготовка без оружия.

2

Беседа

Наблюдение


Сентябрь


Плац

15:00-16:40

Строевая подготовка в составе отделения, команды без оружия.

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Сентябрь


Плац

15:00-16:40

Строевая подготовка в составе отделения, команды без оружия.

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Октябрь


плац

15:00-16:40

Строевая подготовка в составе отделения, команды без оружия.

2

Практика

Наблюдение анализ действий

Октябрь


плац

15:00-16:40

Военно-морские походы древних славян Киевской Руси и Вольного Новгорода.

2

Беседа

Наблюдение


Октябрь


Каб.2

15:00-16:40

Возвращение к Балтийскому морю в Петровскую эпоху.

2

Рассказ с показом оружия

Анализ работы детей

Октябрь


Каб.2

15:00-16:40

Первые победы молодого российского флота. Гангутское сражение.

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Октябрь


Каб. 2

15:00-16:40

Возвращение к Черному морю. Архипелагические экспедиции русского флота.

2

Беседа

Наблюдение


Октябрь


Каб.2

15:00-16:40

Первые победы Черноморского флота. Адмирал Ф.Ф. Ушаков

2

Беседа

Наблюдение


Октябрь


Каб. 2

15:00-16:40

Современное стрелковое оружие. Устройство автомата Калашникова.

2

Рассказ с показом оружия.

Анализ работы детей

Октябрь


тир

15:00-16:40

Разборка и сборка автомата Калашникова (АК-74).

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Ноябрь


тир

15:00-16:40

Разборка и сборка автомата Калашникова (АК-74).

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Ноябрь


Тир

15:00-16:40

Разборка и сборка автомата Калашникова (АК-74).

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Ноябрь


Тир

15:00-16:40

Разборка и сборка автомата Калашникова (АК-74).

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Ноябрь


Тир

15:00-16:40

Разборка и сборка автомата Калашникова (АК-74).

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Ноябрь


тир

15:00-16:40

Разборка и сборка автомата Калашникова (АК-74).

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Ноябрь


тир

15:00-16:40

Меры безопасности при стрельбе и правила стрельбы из пневматической винтовки и пистолета.

2

Рассказ с показом схем.

Опрос знаний

Ноябрь


Каб. 2

15:00-16:40

Пулевая стрельба из пневматической винтовки.

2

Практика

Наблюдение,

анализ результатов

Ноябрь


тир

15:00-16:40

Пулевая стрельба из пневматической винтовки.

2

Практика

Наблюдение,

анализ результатов

Декабрь


Тир

15:00-16:40

Пулевая стрельба из пневматической винтовки.

2

Практика

Наблюдение,

анализ результатов

Декабрь


Тир

15:00-16:40

Пулевая стрельба из пневматической винтовки.

2

Практика

Наблюдение,

анализ результатов

Декабрь


Тир

15:00-16:40

Пулевая стрельба из пневматической винтовки.

2

Практика

Наблюдение,

анализ результатов

Декабрь


Тир

15:00-16:40

Пулевая стрельба из пневматической винтовки.

2

Практика

Наблюдение,

анализ результатов

Декабрь


Тир

15:00-16:40

Пулевая стрельба из пневматической винтовки.

2

Практика

Наблюдение,

анализ результатов

Декабрь


Тир

15:00-16:40

Пулевая стрельба из пневматической винтовки.

2

Практика

Наблюдение,

анализ результатов

Декабрь


Тир

15:00-16:40

Географические открытия русских моряков. Северные и дальневосточные экспедиции.

2

Беседа

Наблюдение


Декабрь


Каб. 2

15:00-16:40

Кругосветные путешествия русских мореплавателей. Открытие Антарктиды.

2

Беседа

Наблюдение


Декабрь


Каб. 2

15:00-16:40

Последнее сражение парусного флота. Возникновение паровых кораблей.

2

Беседа

Наблюдение


Январь


Каб. 2

15:00-16:40

Дальнейшее развитие паровых кораблей. Образование броненосного флота.

2

Беседа

Наблюдение


Январь


Каб. 2

15:00-16:40

Героизм и трагедия русского флота в Русско-Японской войне 1904-05 годов.

2

Беседа

Наблюдение


Январь


Каб.2

15:00-16:40

Военно-морской флот в Первой мировой войне. Зарождение авианесущих кораблей и подводного флота.

2

Беседа

Наблюдение


Январь


Каб.2

15:00-16:40

Военно-морской флот во Второй мировой войне. Сила, вооружение, тактика ведения боевых действий.

2

Беседа

Наблюдение


Январь


Каб.2

15:00-16:40

Развитие военно-морских сил после Второй мировой войны. Корабли с ядерной энергетической установкой и ядерным оружием.

2

Беседа

Наблюдение


Январь


Каб.2

15:00-16:40

История морского пиратства с древних времен и до наших дней

2

Беседа

Наблюдение


Февраль


Каб.2

15:00-16:40

Природа океана.

2

Беседа

Наблюдение


Февраль


Каб.2

15:00-16:40

Основные явления в океане

2

Беседа

Наблюдение


Февраль


Каб.2

15:00-16:40

Человек и океан.

2

Беседа

Наблюдение


Февраль


Каб.2

15:00-16:40

Взгляд в будущее мирового океана.

2

Беседа

Наблюдение


Февраль


Каб.2

15:00-16:40

Великие кораблекрушения современности.

2

Беседа

Наблюдение


Февраль


Каб.2

15:00-16:40

Общевоинские уставы ВС России.

2

Беседа

Наблюдение


Февраль


Каб.2

15:00-16:40

Корабельный устав ВМФ РФ.

2

Беседа

Наблюдение


Февраль


Каб.2

15:00-16:40

Форма одежды личного состава ВМФ. Военные звания и должности.

2

Рассказ с показом формы одежды

Анализ работы детей

Март


Каб.2

15:00-16:40

Деление боевых кораблей на ранги и классы.

2

Беседа

Наблюдение


Март


Каб.2

15:00-16:40

Устройство надводного корабля.

2

Беседа

Наблюдение


Март


Каб.2

15:00-16:40

Устройство подводной лодки.

2

Беседа

Наблюдение


Март


Каб.2

15:00-16:40

Главные и вспомогательные механизмы корабля.

2

Беседа

Наблюдение


Март


Каб.2

15:00-16:40

Якорные и швартовые устройства.

2

Беседа

Наблюдение


Март


Каб.2

15:00-16:40

Рулевое устройство. Маневренность корабля и подводной лодки.

2

Беседа

Наблюдение


Март


Каб.2

15:00-16:40

Размещение личного состава на корабле. Боевые посты и командные пункты.

2

Беседа

Наблюдение


Март


Каб.2

15:00-16:40

Корабельные правила. Содержание корабля.

2

Беседа

Наблюдение


Март


Каб.2

15:00-16:40

Типы шлюпок и моторных катеров.

2

Рассказ с показом схем

Анализ работы детей

Апрель


Каб.2

15:00-16:40

Спасательные плоты и шлюпки.

2

Бесела

Наблюдение

Апрель


Каб.2

15:00-16:40

Устройство корабельной шлюпки 6-ти весельного Яла.

2

Рассказ с показом схем

Анализ работы детей

Апрель


Каб.2

15:00-

16:40

Парусное вооружение 6-ти весельного Яла.

2

Рассказ с показом схем

Анализ работы детей

Апрель


Каб.2

15:00-16:40

Основы навигации.

2

Рассказ с показом схем

Анализ работы детей

Апрель


Каб.2

15:00-16:40

Навигационные приборы. Штурманский инвентарь.

2

Беседа

Наблюдение


Апрель


Каб.2

15:00-16:40

Основы навигационной прокладки. Морские карты.

2

Беседа

Наблюдение


Апрель


Каб.2

15:00-16:40

Повторение одиночной строевой подготовки на месте и в движении

2

Практика

Наблюдение

Апрель


плац

15:00-16:40

Повторение строевых приёмов в составе отделения на месте и в движении

2

Практика

Наблюдение

Май


плац

15:00-16:40

Тестирование, практические занятия и игра

2

Итоговый контроль

Сдача нормативов

Май


Тир

15:00-16:40

Военно-морская прикладная игра «Морской бой»

2

Игра

Определение победителя

Май


Плац

15:00-16:40

Заключительное занятие. Подведение итогов. Задачи на второй год обучения

2

Беседа

Наблюдение

Май


Каб. 2

15:00-16:40

Повторение. Военно-патриотическая работа

6



Май


Плац

15:00-16:40


Всего за первый год обучения

144











Календарный учебный график

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Нахимовец» (второй год)


№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

Месяц

Число

Место проведения

Время проведения


Вводное занятие

2

Беседа

Наблюдение


Сентябрь


СОШ №18 каб. 2

15:00-16:40

Основные положения строевого Устава ВС Российской Федерации

2

Беседа

Наблюдение


Сентябрь


каб. 2

15:00-16:40

Одиночная строевая подготовка без оружия

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Сентябрь


Плац

15:00-16:40

Одиночная строевая подготовка без оружия

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Сентябрь


Плац

15:00-16:40

Одиночная строевая подготовка без оружия

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Сентябрь


Плац

15:00-16:40

Строевая подготовка в составе отделения без оружия

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Сентябрь


Плац

15:00-16:40

Строевая подготовка в составе отделения без оружия

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Сентябрь


Плац

15:00-16:40

Строевая подготовка в составе отделения без оружия

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Сентябрь


Плац

15:00-16:40

Устройство автомата Калашникова АК-74

2

Рассказ с показом оружия

Анализ работы детей

Сентябрь


Тир

15:00-16:40

Устройство пистолета Макарова ПМ

2

Рассказ с показом схем

Анализ работы детей

Октябрь


Тир

15:00-16:40

Тренировка по разборке и сборке АК-74

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Октябрь


Тир

15:00-16:40

Тренировка по разборке и сборке АК-74

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Октябрь


Тир

15:00-16:40

Тренировка по разборке и сборке АК-74

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Октябрь


Тир

15:00-16:40

Тренировка по разборке и сборке АК-74

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Октябрь


Тир

15:00-16:40

Тренировка по стрельбе из пневматической винтовки

2

Практика

Наблюдение,

анализ результатов

Октябрь


Тир

15:00-16:40

Тренировка по стрельбе из пневматической винтовки

2

Практика

Наблюдение,

анализ результатов

Октябрь


Тир

15:00-16:40

Тренировка по стрельбе из пневматической винтовки

2

Практика

Наблюдение,

анализ результатов

Октябрь


Тир

15:00-16:40

Тренировка по стрельбе из пневматической винтовки

2

Практика

Наблюдение,

анализ результатов

Ноябрь


Тир

15:00-16:40

Организация передачи текста флажным семафором

2

Рассказ с показом схем

Анализ работы детей

Ноябрь


Тир

15:00-16:40

Тренировка в передаче и приеме текста флажным семафором

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Ноябрь


Тир

15:00-16:40

Тренировка в передаче и приеме текста флажным семафором

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Ноябрь


Тир

15:00-16:40

Тренировка в передаче и приеме текста флажным семафором

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Ноябрь


Тир

15:00-16:40

Тренировка в передаче и приеме текста флажным семафором

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Ноябрь


Тир

15:00-16:40

Тренировка в передаче и приеме текста флажным семафором

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Ноябрь


Тир

15:00-16:40

Тренировка в передаче и приеме текста флажным семафором

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Ноябрь


Тир

15:00-16:40

Тренировка в передаче и приеме текста флажным семафором

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Ноябрь


Тир

15:00-16:40

Тренировка в передаче и приеме текста флажным семафором

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Ноябрь


Тир

15:00-16:40

Организация передачи текста с помощью азбуки Морзе

2

Беседа

Наблюдение


Декабрь


Каб. 2

15:00-16:40

Тренировка в передаче и приёме текста с помощью азбуки Морзе

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Декабрь


Тир

15:00-16:40

Тренировка в передаче и приёме текста с помощью азбуки Морзе

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Декабрь


Тир

15:00-16:40

Тренировка в передаче и приёме текста с помощью азбуки Морзе

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Декабрь


Тир

15:00-16:40

Тренировка в передаче и приёме текста с помощью азбуки Морзе

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Декабрь


Тир

15:00-16:40

Тренировка в передаче и приёме текста с помощью азбуки Морзе

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Декабрь


Тир

15:00-16:40

Тренировка в передаче и приёме текста с помощью азбуки Морзе

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Декабрь


Тир

15:00-16:40

Тренировка в передаче и приёме текста с помощью азбуки Морзе

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Декабрь


Тир

15:00- 16:40

Тренировка в передаче и приёме текста с помощью азбуки Морзе

2

Практика

Наблюдение, анализ действий

Декабрь


Тир

15:00-16:40

Организация передачи с помощью сигнальных флагов по МСС

2

Беседа

Наблюдение


Январь


Каб. 2

15:00-16:40

Организация подъема флагов расцвечивания на кораблях в праздничные дни.

2

Беседа

Наблюдение


Январь


Каб. 2

15:00-16:40

Классификация корабельного состава ВМФ России

2

Беседа

Наблюдение


Январь


Каб. 2

15:00-16:40

Радиоэлектронное вооружение состава ВМФ.

2

Беседа

Наблюдение


Январь


Каб. 2

15:00-16:40

Система морской космической разведки и целеуказания.

2

Беседа

Наблюдение


Январь


Каб. 2

15:00-16:40

Артиллерийское оружие на современных кораблях.

2

Беседа

Наблюдение


Январь


Каб. 2

15:00-16:40

Ядерные боеголовки для современных носителей.

2

Беседа

Наблюдение


Январь


Каб. 2

15:00-16:40

Баллистические ракеты с ядерными боеголовками для подводных лодок.

2

Беседа

Наблюдение


Февраль


Каб. 2

15:00-16:40

Крылатые ракеты — национальное оружие России.

2

Беседа

Наблюдение


Февраль


Каб. 2

15:00-16:40

Мины, торпедное оружие, подводные ракеты.

2

Беседа

Наблюдение


Февраль


Каб. 2

15:00-16:40

Авианесущие корабли.

2

Беседа

Наблюдение


Февраль


Каб. 2

15:00-16:40

Морская авиация корабельного базирования. Морские вертолеты.

2

Беседа

Наблюдение


Февраль


Каб. 2

15:00-16:40

Морская авиация берегового базирования. Гидросамолеты

2

Беседа

Наблюдение


Февраль


Каб. 2

15:00-16:40

Ракетно-артиллерийские корабли различных классов.

2

Беседа

Наблюдение


Февраль


Каб. 2

15:00-16:40

Противолодочные корабли

2

Беседа

Наблюдение


Март


Каб. 2

15:00-16:40

Десантные корабли.

2

Беседа

Наблюдение


Март


Каб. 2

15:00-16:40

Корабли специального назначения и суда обеспечения ВМФ России.

2

Беседа

Наблюдение


Март


Каб. 2

15:00-16:40

История зарождения и развития подводного флота

2

Беседа

Наблюдение


Март


Каб. 2

15:00-16:40

Многоцелевые атомные подводные лодки: дизельные ПП

2

Рассказ с показом схем

Анализ работы детей

Март


Каб. 2

15:00-16:40

Ракетные подводные крейсера стратегического назначения

2

Рассказ с показом схем

Анализ работы детей

Март


Каб. 2

15:00-16:40

Атомные подводные ракетные крейсера с крылатыми ракетами

2

Рассказ с показом схем

Анализ работы детей

Март


Каб. 2

15:00-16:40

Корабельные плавательные средства. Катера и шлюпки

2

Рассказ с показом схем

Анализ работы детей

Март


Каб. 2

15:00-16:40

Устройство корабельной шлюпки – ЯЛ-6

2

Рассказ с показом схем

Анализ работы детей

Март


Каб. 2

15:00-16:40

Устройство паруса корабельной шлюпки

2

Рассказ с показом схем

Анализ работы детей

Апрель


Каб. 2

15:00-16:40

Устройство тросов и такелажные работы

2

Рассказ с показом схем

Анализ работы детей

Апрель


Каб. 2

15:00-16:40

Техника вязания морских узлов

2

Рассказ с показом техники вязания

Анализ работы детей

Апрель


Каб. 2

15:00-16:40

Тренировка по вязанию морских узлов

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Апрель


Тир

15:00-16:40

Тренировка по вязанию морских узлов

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Апрель


Тир

15:00-16:40

Тренировка по вязанию морских узлов

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Апрель


Тир

15:00-16:40

Тренировка по вязанию морских узлов

2

Практика

Наблюдение,

анализ действий

Апрель


Тир

15:00-16:40

Тестирование, практические занятия и игра

2

Итоговый контроль

Сдача нормативов

Апрель


Тир

15:00-16:40

Военно-морская прикладная игра «Морской бой»

2

Игра

Определение победителя

Май


Спортивная площадка

15:00-16:40

Повторение. Военно-патриотическая работа

6



Май



15:00-16:40

Всего за второй год обучения

144








28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!