министерство образования и науки Архангельской области
государственное бюджетное учреждение Архангельской области
для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Ровдинский детский дом»
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора №__
от «___» ___________2018г.
_________ О.П.Дерябина
Поженская Татьяна Николаевна
педагог-организатор
Срок реализации программы: 1 год.
Возраст воспитанников: 1-6 класс
Пояснительная записка………………………………………………………....3 Цель и задачи программы………………………………………….…………...3 Основные принципы реализации программы ………………….…...…….….4 Условия реализации программы…………………………………….…………4 Методы и средства обучения………..………………….…………...…………5 Формы и методы контроля…………………………………………………….5 Ожидаемые результаты………………………………………………………...6 Содержание программы………………………………………………………..7 Тематическое планирование……………………………………………….…..9 Литература ………………………………………….………………………....10 |
Содержание
Пояснительная записка
Программа кружка «Юные инспектора движения» разработана для работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Данная тема является одной из наиболее важной не только для сотрудников ГИБДД, но и работников образования.
Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — не сформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Все это определяет необходимость введения данного кружка в детском доме.
Представленная программа ориентирована на воспитанников 1-6 классов.
Целью кружка является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей воспитанника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.
Программа решает следующие задачи:
формирование знаний о правилах движения на проезжей части;
обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
привитие умения пользоваться общественным транспортом;
ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.
Программа «Юные инспектора движения» рассчитана на 1 год, из расчета 2 часа в месяц.
Основные принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей воспитанников и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Дети должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
4. Принцип социальной безопасности. Воспитанники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
5. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Условия реализации программы
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:
тематические занятия
игровые тренинги
разбор дорожных ситуаций на настольных играх
экскурсии
конкурсы, соревнования, КВН, викторины
изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
выпуск стенгазет
встреча с работниками ГИБДД
просмотр видеофильмов
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по селу с целью изучения программного материала.
Формы и методы контроля:
организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
организация игр-тренингов.
Ожидаемые результаты
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих.
Содержание программы
1.Введение.
1.1.Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении отрядов ЮИД.
Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения.
2. ПДД.
2.1. Основные понятия и термины ПДД (викторина).
2.2.Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя, пешехода, пассажира (тематическое занятие).
2.3. Конкурс - соревнования внутри детского дома «Безопасное колесо».
2.4.Фигурное вождение велосипеда.
Правила выполнения упражнений: «восьмёрка», перевоз предмета, коридор из коротких (длинных) досок; слалом с одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии.
2.5.Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода (разбор дорожных ситуаций на настольных играх).
2.6. Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора. Дорожная разметка. Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. Её значение для регулирования движения транспорта и пешеходов. Пользование разметкой, ориентирование в движении (экскурсия по селу).
2.7. Устройство велосипеда; технические требования к велосипеду
(игровой тренинг).
2.8.Фигурное вождение велосипеда.
Правила выполнения упражнений: «восьмёрка», перевоз предмета, коридор из коротких (длинных) досок; слалом с одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии.
2.9.Правила пользования транспортом. Пользование общественным транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания. Пользование собственным легковым автомобилем или такси.
2.10. Дорожные «ловушки». Знание правил безопасного перехода через дорогу. Умение видеть на дороге опасные ситуации - «ловушки»:
закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части.
3.Первая медицинская помощь.
3.1. Ожоги, обморожения. ПМП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при ожогах кислотой, щёлочью. ПМП при обморожениях. Обезболивающие средства. Обработка поражённых участков тела (контроль тестирование).
3.2. Транспортировка пострадавших. Понятие транспортировки. Особенности транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей таза. Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит, доска).
3.3. Переломы. Понятие перелома. Открытый и закрытый перелом. ПМП при переломе: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и пальцев, бедренной кости, костей голени. Вывих конечности, бедра, костей верхних конечностей, нижней челюсти.
4. Творческие мероприятия.
4.3.Подготовка агитвыступления. Заучивание стихов, песен. Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в районных, областных конкурсах по ПДД.
Тематическое планирование
№ | Дата проведения | Наименование занятия | Теория | Практика | Выполнение |
1 | Введение | 1 | |
1.1. | 07.10.18 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка. Ознакомление положения об отряде ЮИД. Задачи на новый учебный год. | 1 | - | |
2 | Правила дорожного движения | 10 | |
2.1. | 21.10.18 | Основные понятия и термины ПДД (викторина). | - | 1 | |
2.2. | 04.11.18 | Права и обязанности и ответственность участников дорожного движения (тематическое занятие). | 1 | - | |
2.3. | 11.11.18 | Участие в конкурсе соревнования внутри детского дома «Безопасное колесо». | - | 1 | |
2.4. | 25.11.18 | Фигурное вождение велосипеда. | - | 1 | |
2.5. | 09.12.18 | Правила движения пешехода (разбор дорожных ситуаций на настольных играх). | 0.5 | 0.5 | |
2.6. | 23.12.18 | Где и как переходить улицу? (экскурсия по селу). | - | 0.5 | |
Дорожная разметка. | 0.5 | - | |
2.7. | 06.01.19 | Устройство велосипеда; технические требования к велосипеду и мопеду (игровой тренинг). | 0.5 | 0.5 | |
2.8. | 20.01.19 | Фигурное вождение велосипеда. | 1 | - | |
2.9. | 03.02.19 | Правила пользования транспортом (просмотр видеоматериала). | 0.5 | 0.5 | |
2.10 | 17.02.19 | Дорожные «ловушки». | 1 | - | |
3 | Первая медицинская помощь | 2 | |
3.1. | 03.03.19 | Ожоги, обморожения (тестирование). | 0.5 | 0.5 | |
3.2. | 17.03.19 | Транспортировка пострадавших. | 0.5 | 0.5 | |
3.3. | Переломы. | |
4 | Творческие мероприятия | 4 | |
4.1. | 07.04.19 | Конкурс сочинений «Службы нет важней на свете!». | - | 1 | |
4.2. | 21.04.19 | Выпуск стенгазеты, пропагандирующий ПДД. | - | 1 | |
4.3. | 05.05.19 | Подготовка агитвыступления. | 1 | - | |
4.4. | 19.05.18 | - | 1 | |
| ИТОГО | 17 | |
Список литературы.
1. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 1997г.
2. Атлас медицинских знаний.
3.Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД, 1997г.
4. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет. пособие 1-4 кл. М: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
5. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся начальной школы, 1997г.
6. Бабина Р.П. Уроки Светофорика, 2 кл.,1997г.
7. Газета «Добрая дорога детства» 2005,2006,2008г.
8. Косой Ю.М. Про дороги и про улицы, 1986г.
9. Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в школе, 2004г.
10.Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2007г.
Список детей посещающих кружок
«Юный инспектор движения» ЮИД
1 группа
Андреева Аделина
Малых Павел
Шашимов Никита
Шашимов Кирилл
2 группа
Пятлина Кристина
Иголко Анастасия
4 группа
Панюшкин Михаил
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Визитка « Юных инспекторов движения».
Наш девиз.
До всех мальчишек и девчонок
По ПДД мы знания донесем!
Мы – за безопасное движение
И школу мы не подведем!
Наша речевка.
- Раз, два! - Три, четыре!- Три, четыре!- Раз, два!- Кто шагает дружно в ряд? - Это мы – ЮИД отряд! ПДД мы изучаем и ребятам объясняем, Что такое переход, Знать что должен пешеход. К знаньям всех мы призываем, Никогда не унываем!
Наша песня.
I. В нашей школе есть ЮИД,
В нашей школе есть ЮИД,
Мы гордимся этим.
Изучаем ПДД,
Изучаем ПДД,
И зимой, и летом.
Пр.: Вот увидел светофор,
И по «зебре» перешел,
Значит правила учел.
Близ дороги не играй,
На неё не выбегай,
ПДД ты твердо знай!
II. Если с другом вышел в путь,
Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога,
Но внимательнее будь,
Но внимательнее будь,
Соблюдай все строго.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
КЛЯТВА
Я, (фамилия, имя), вступая в члены юных инспекторов движения, клянусь:
быть достойным членом отряда ЮИД и примером для всех ребят;
непримиримо относиться к нарушителям правил дорожного движения;
всегда приходить на помощь тому, кому трудно;
хорошо знать и выполнять Правила дорожного движения, пропагандировать их среди ребят.
для выполнения возложенных на меня обязанностей постоянно совершенствовать:
свои знания, посещать школьный клуб ЮИД;
вырабатывать и закалять волю;
активно участвовать в работе отряда ЮИД;
знать о славных и героических делах государственной автомобильной инспекции, государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Быть верным помощником работников ГИБДД, с честью и достоинством носить звание члена отряда ЮИД.