СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа "Юный переговорщик"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Юный переговорщик» вызвана потребностями общества, детей и их родителей (законных представителей) в формировании навыков «живого» общения; знаниях и умения делать выбор в самореализации, в раскрытии личностного потенциала, в принятии и освоении собственной свободы и ответственности за жизненные выборы.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа "Юный переговорщик"»

Управление образования Администрации города Усть-Илимска

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования «Центр детского творчества»


РАССМОТРЕНА

на заседании методического совета

протокол от 10.01.2022 № 01 0331

УТВЕРЖДЕНА

приказом МАОУ ДО ЦДТ

от 02.03.2022 № 061


Дополнительная общеразвивающая программа

«Юный переговорщик»


Уровень усвоения - ознакомительный

Направленность – социально-гуманитарная

Возраст учащихся – 11-17 лет

Срок реализации –1 год


Авторы программы:

Копылова Е.В., заместитель директора по научно-методической работе; Лушникова Е.В., методист,

МАОУ ДО ЦДТ
































г. Усть-Илимск – 2022

Пояснительная записка


Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Юный переговорщик» (далее - программа «Юный переговорщик») вызвана потребностями общества, детей и их родителей (законных представителей) в формировании навыков «живого» общения; знаниях и умения делать выбор в самореализации, в раскрытии личностного потенциала, в принятии и освоении собственной свободы и ответственности за жизненные выборы.

Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать эмоциональный и социальный интеллекты, в том числе, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Обучение учащихся ненасильственным методам взаимодействия с другими решает задачи по принятию детьми гуманистических ценностей, ставящих человеческую жизнь, гармоничное развитие личности, милосердие, позитивное общественное взаимодействие на первое место.

Содержание программы «Юный переговорщик») направлено на приоритетные направления социально-экономического развития региона.

Педагогическая целесообразность программы «Юный переговорщик» определяется тем, что она строится на идеях гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса с учетом возрастных особенностей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) и базовых потребностей ребенка (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили). Согласно подходу гуманистической психологии ребенок – субъект, автор, активно работающий над развитием самого себя, своей личности и сам несущий ответственность за это самостановление.

Методологическую основу программы составляет метод «школьная медиация», разработанный АНО «Научно-методический центр медиации и права», восстановительная медиация (Р.Р. Максудов), теории К. Томаса, Р. Килманна, Х. Бесемера, Гордона. Программа «Юный переговорщик» реализуется с применением технологий: игровая, информационно-коммуникационные, рефлексия, интеллект-карта, тренинг, диагностическая, кейс.

Новизна программы. Содержание программы «Юный переговорщик» состоит в знакомстве и обучению детей медиативному и восстановительному подходам повышает уровень правосознания и морально-нравственного развития; обучению некоторым умениям конструктивному общению, в том числе сопереживанию, умению понять, простить другого, проявлять эмпатию к окружающим, формированию самоуважения. Учащиеся погружаются в ситуации, в которых с учетом возрастных особенностей они проявляют активную жизненную позицию и умение принимать на себя ответственность.

Программа «Юный переговорщик» составлена на основе «Положения о дополнительной общеразвивающей программе МАОУ ДО ЦДТ» (приказ МАОУ ДО ЦДТ от 25.12.2018 № 497 (в последующих редакциях) и методических материалов, разработанных ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» в соответствии с пунктом 1 (II полугодие) плана работы Координационного Совета при Правительстве Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017–2022 годы, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, председателем Координационного Совета при Правительстве Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017–2022 годы Т.А.Голиковой от12.02.2020 №1130п-П12.

Цель: развитие первоначальных навыков разрешения спорных и конфликтных ситуаций с использованием техник и инструментов медиации.

Задачи:

1. Формировать положительное отношение к «Человеку. Творчеству»: ответственность, трудолюбие, культуру эмоциональных проявлений, навыки коллективного взаимодействия.

2. Дать представление о природе конфликтов и способах их регулирования.

Развивать психологическую готовность и умение ориентироваться в особенностях конфликтных процессов в современных условиях. Развивать способность понимать и регулировать собственное эмоциональное состояние.

3. Формировать общие интеллектуальные способности: произвольное внимание, восприятие, различные виды памяти, мышления и каналы восприятия, познавательную активность, воображение, речь.

Формировать базовые специальные способности: наблюдательность; сообразительность, мыслительные операции, навыки работы с различными источниками информации.

Планируемый результат

Учащиеся будут знать: способы разрешения конфликтных ситуаций, принципы медиации.

Учащиеся будут иметь представление: о природе конфликтов и способах их регулирования; о медиации как методе урегулирования споров.

Учащиеся будут уметь: владеть основными инструментами медиации, навыками построения конструктивного диалога со сверстниками, способностью понимать и принимать позицию активной ответственности.

Учащиеся будут иметь опыт выстраивания эффективного взаимодействия в межличностном общении и командной работе, разрешения конфликтных ситуаций.

У учащихся получат развитие психические процессы, воля, любознательность, составляющие социальной культуры.

При освоении программы «Юный переговорщик» осуществляется промежуточная и аттестация учащихся по итогам освоения дополнительной общеразвивающей программы:

п/п

Критерии

Форма

аттестации

Год обучения

Периодичность

проведения

Механизм отслеживания

Содержание оценки

1

Предметные

знания,

умения,

навыки

Промежуточная

1

Апрель

Тест

Приложение 1


Итоговая

1

Итоговое

занятие

Опрос по содержанию программы


Качественный анализ

ответов

2

Творческие способности

Итоговая

1

Итоговое

занятие

Документ об участии

Участие в мероприятиях различного уровня:

ВУ - участие в мероприятиях международного, федерального, регионального, муниципального уровней.

СУ - участие в мероприятиях регионального, муниципального уровней.

НУ - участие в мероприятиях уровня объединения


Принципы образования: сознательность и доступность; связи теории с практикой; систематичность и последовательность; активность и прочность; учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Направленность – социально-гуманитарная.

Образовательная область – общественно-научные предметы.

Образовательный уровень – общекультурный (ознакомительный).

Уровень усвоения – ознакомительный.

Ориентация содержания - научная, социальная, практическая.

Характер освоения - развивающий.

Возраст учащихся – 11-17 лет.

Длительность обучения – краткосрочная, 1 г., 18 ч.

Форма обучения: очная, очно-заочная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Режим занятий - 1 занятие в неделю.

Длительность одного занятия – 2ч (2*45мин, перемена -10 мин).

Количество учащихся в объединении – 15-20.

Принципы комплектования объединения: приём в объединение всех желающих детей без специального отбора с регистрацией в АИС «Навигатор дополнительного образования».

По окончании обучения учащихся получают свидетельство о дополнительном образовании в МАОУ ДО ЦДТ.

























Содержание программы


Тема 1. Вводное занятие

Знакомство с программой. Организационные вопросы: режим занятий. Правила охраны труда.

Раздел 1. Правила и способы успешной коммуникации

Тема 2. Принципы конструктивного взаимодействия

Практика. Игры на знакомство и сплочение. Разработка правил группы.

Тема 3. Эмоции и чувства

Знакомство с понятиями «эмоции», «чувства». Актуализация и расширение представлений о спектре эмоций и чувств человека. Развитие умения различать свое эмоциональное состояние в знакомых и незнакомых ситуациях, стремление понять эмоциональное состояние окружающих.

Практика. Игры на развитие эмоционального восприятия.

Тема 4. Технологии ненасильственного общения

Знакомство с технологией ненасильственного общения. Упражнения на принятие.

Практика. Проигрывание ситуаций с помощью техник «Центрирование», «Я - сообщение».


Раздел 2. Конфликт и медиация

Тема 5. Понятие конфликта

Знакомство с понятием «конфликт», как конфликты влияют на общение.

Практика. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…», просмотр и анализ видеосюжета «Мост», дискуссия «Конструктивная и деструктивная роли конфликтов».

Тема 6. Как разрешаются конфликты

Практика. Упражнения на закрепление альтернативных форм поведения в конфликте. Игры на выработку доброжелательного отношения участников друг к другу. Разыгрывание сценки «Как обычно разрешается конфликт».

Тема 7. Медиация

Знакомство с понятиями «медиация», «медиатор». Принципы медиации. Медиативные и восстановительные технологии. Прояснение интересов сторон. Модель «Айсберг».

Практика. Игры в парах.


Раздел 3. Восстановительный и медиативный подходы

Тема 8. Восстановительный подход

Знакомство с понятием «восстановительный подход».

Практика. Игра «Сбереги товарища – убеги к товарищу». Разбор ситуаций, обсуждение последствий.

Тема 9. Медиативный подход

Знакомство с понятием «медиативный подход». Применение медиативного и восстановительного подхода. Служба медиации, ее структура, цели и задачи.

Практика. Упражнение на сотрудничество «Гордиев узел», разбор конфликтных ситуаций.

Тема 10. Круг

Знакомство с технологией Круга. Правила Круга.

Практика. Решение проблемных ситуаций.

Тема 11. Итоговое занятие

Практика. Итоговый опрос по темам.


Учебно-тематический план


п/п

Название раздела, темы

Всего часов

В том числе

Аттестация

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-


Раздел 1. Правила и способы успешной коммуникации

2

Принципы конструктивного взаимодействия

1

-

1


3

Эмоции и чувства

2

1

1


4

Технологии ненасильственного общения

2

1

1


Раздел 2. Конфликт и медиация

5

Понятие конфликта

2

1

1


6

Как разрешаются конфликты

2

-

2

Промежуточная

7

Медиация

2

1

1


Раздел 3. Восстановительный и медиативный подходы

8

Восстановительный подход

2

1

1


9

Медиативный подход

2

1

1


10

Круг

1

1

-


11

Итоговое занятие

1

-

1

Итоговая


Всего

18

8

10



Календарный учебный график


п/п

Название тем

Месяц

Аттестация


Март

Апрель

Май

1

Вводное занятие

1




2

Раздел 1

3

2



3

Раздел 2


6


1

4

Раздел 3



5


5

Итоговое занятие



1

1

Всего

4

8

6



Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы

Материально-технические условия:

- учебный кабинет с комплектом учебной мебели,

- медиаппаратура,

- учебная настенная доска и мел, маркеры,

- доступ к интернет.

Обеспечение родителями (законными представителями) своего ребенка необходимыми материалами.

Информационно-методические условия:

- электронные образовательные ресурсы:

http://www.tavika.ru/

https://potomy.ru

http://www.membrana.ru

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml

https://childrenscience.ru

https://chevostik.ru/lessons

- информационно-коммуникационные технологии: MicrosoftWord, MicrosoftPowerPoint, Excel, GoogleForms, Learnis, Zoom.

Сетевые ресурсы: программа «Юный переговорщик» реализуется с использованием сетевой формы в соответствии с договором о сетевой форме реализации программы в муниципальных общеобразовательных учреждениях.

Методические условия:

Рекомендуемые типы занятий: дискуссия, деловая игра, кейсы, инсценирование ситуаций.

Рекомендуемые образовательные технологии: игровая, информационно-коммуникационные, рефлексия, интеллект-карта, тренинг, диагностическая, кейс.

Методические материалы: программно-методическая литература, методические разработки занятий, дидактический материал, диагностический инструментарий. (Приложение 2)

Кадровое обеспечение: педагог-психолог или педагог дополнительного образования с профессиональной переподготовкой/ повышением квалификации по вопросам медиации.









































Список рекомендуемой литературы


Для педагогов

1. Быкова М.В., Винокуров А.А., Графский В.П., Пачеко-Рейнага А.Х., Пентин А.А. Методические рекомендации по созданию служб медиации и интеграции восстановительного подхода в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков открытого или закрытого типа – М.: ФГБУ «ФИМ», 2019. – 48 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: Астрель, 2018. – 251 c.

3. Гордон Т. Курс эффективного преподавателя. Как раскрыть в школьниках самое лучшее – М.: Ломоносовъ, 2020. – 432 с.

4. Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Подготовлены Минпросвещения России и согласованы с Минюстом России. Протокол заседания Правительственной комиссии от 25 сентября 2019 г. № 23 – 18 с.

5. Прокофьева Н.И. Психологические аспекты ведения переговоров. – М.: Феникс, 2018. – 147 c.

6. Шамликашвили Ц., Ташевский С. Азбука медиации - М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2017. – 64 с.


Для учащихся

1. Стейнберг Лоуренс. Переходный возраст. Не упустите момент / пер. с англ.Юлии Константиновой.–М.: Манн, Иванови Фербер,2017.–304с.

2. ШамликашвилиЦ.А.Основымедиациикакпроцедурыурегулированияспоров.–М.:Межрегиональныйцентруправленческогоиполитическогоконсультирования,2018.–128с.

3. Юнг К.Г. Конфликты детской души. М.: Канон, 2021. – 320с.


Для родителей (законных представителей)

1. Азарнова А.Н. Искусство примирять. Технология посредничества в урегулировании конфликтов. – М.: Инфотропик, 2018. – 288 с.

2. Бернс Д. Ругаться нельзя мириться. Как прекращать и предотвращать конфликты. М.:Бомбора,2018. – 288 с.























План воспитательной работы


п/п

Название мероприятия

Время и место проведения

Ответственный

«Ключевые дела учреждения»

1

Участие в праздниках, соревнованиях, мастер-классах

В период обучения

Педагог

Модуль «Экскурсии. Выезды. Походы»

1

Экскурсии в учреждения культуры

В период обучения

Педагог

Модуль «Профориентация»

1

Участие в профориентационных мероприятиях

В период обучения

Педагог

Модуль «Работа с родителями»

1

Индивидуальные консультации родителей (законных представителей) по работе в АИС «Навигатор Иркутской области». Вовлечение родителей (законных представителей в мероприятия МАОУ ДО ЦДТ

В период обучения

Педагог

Модули, заполняемые по выбору

Модуль «Организация предметно-развивающей среды»

1

Оформление и наполнение кабинета учебно-материальными пособиями по ДОП

В период обучения

Педагог

Модуль «Детский медиацентр»

1

Освещение деятельности объединений в СМИ

В период обучения

Педагог

Модуль «Детские общественные объединения»

1

Участие в профилактических акциях, мероприятиях РДШ

В течение года

Педагог




Приложение 1

Методические рекомендации по проведению аттестации учащихся


Тест «Насколько вы конфликтный человек»


1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

А) не принимаю участия;

Б) лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;

В) активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».


2. Выступаете вы где-нибудь с критикой руководства?

А) нет;

Б) только, если имею для этого веские основания;

В) критикую всегда и по любому поводу;


3.  Часто ли вы спорите с друзьями?

А) только в шутку или если они люди необидчивые;

Б) лишь по принципиальным вопросам;

В) споры – моя стихия.


4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

А) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

Б) делаю замечание – надо же научить хулигана хорошим манерам;

В) прохожу вперед и  начинаю следить за порядком.


5. Дома  на обед подали несоленый суп. Ваша реакция:

А) не буду поднимать бучу из-за пустяка;

Б) молча возьму солонку;

В) не удержусь от едких замечаний, и, быть может, откажусь от еды.


6. В транспорте вам наступили на ногу. Ваша реакция:

А) с возмущением посмотрю на обидчика;

Б) сухо, без эмоций сделаю замечание;

В) выскажусь, не стесняясь в выражениях.


7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится. Ваша реакция:

А) промолчу;

Б) ограничусь коротким тактичным замечанием;

В) выскажу все, что я об этом думаю.


8.  Не повезло: на улице в лотерею вы проиграли кучу денег. Как вы к этому отнесетесь:

 А) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово: никогда больше не участвовать в этом безобразии;

Б) не скрою досады, но отнесусь к этому с юмором, пообещав взять реванш;

В) проигрыш испортит мне настроение.


Ключ к тесту:

«А» - 4 балла

«Б» - 2 балла

«В»- 0 баллов


22-32 балла - вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если потребуют обстоятельства, высказывайтесь смелее.

12-20 баллов - вы  слывете человеком конфликтным, но это преувеличение. Вы конфликтуете, если только нет другого выхода, когда все другие способы исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы  «не выходите  за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.

0-10 баллов - споры и конфликты – ваша стихия,  ведь вы любите критиковать других. Если  же  услышите замечание в свой адрес, можете съесть человека живым. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами, так как ваша несдержанность отталкивает людей. Постарайтесь обуздать свой характер!

 































Приложение 2

Методические материалы


Занятие «Принципы конструктивного взаимодействия»


1. Представление ведущего/ команды ведущих.

2. Знакомство с ребятами:

  • Назовите свое имя.

  • Расскажите, откуда вы узнали о таких занятиях.

  • Какие у вас ожидания от предстоящего занятия?

3. Телесно-ориентированная практика. Разминка «Знакомство».

Цель: моделирование подхода, в котором предлагается взаимодействовать, основываясь на принципах комфорта и устойчивости, отсутствия правильных или неправильных ответов и присутствия, легитимизации своих аутентичных способов учиться и общаться.

Содержание:

Поздороваться и познакомиться с как можно большим количеством присутствующих на занятии. Время выполнения упражнения – 10сек.

4. Принципы конструктивного взаимодействия/общения в формате группового обсуждения.

Принципы, на основе которых проводятся все занятия – это принципы медиативного подхода: добровольность, конфиденциальность, нейтральность ведущего, равноправие, открытость, уважение, сотрудничество:

  • Устойчивость и комфорт как позиция, из которой предлагается участвовать как в встрече, так и в выстраивании отношений в целом, в общении друг с другом.

  • Далее в диалоге с группой ведущие договариваются о том, что важно реализовывать в отношениях друг с другом – принципы медиативного подхода как ненасильственные и актуальные для ребят ценности, которые часто созвучны друг другу.

  • Определение правил, рамок и границ – это то, чего не нужно делать, то есть каких действий не совершать для того, чтобы было возможно уважение, доверие, сотрудничество, добровольность, ответственность.

  • Определение способов – какие действия можно совершать для реализации этих принципов.

5. Реализация принципов:

  • «Как мы будем реализовывать эти принципы?» – чего нужно не делать, чтобы эти принципы были возможны, и что нужно делать вместо этого?

  • Обсуждение и выход на то, что ответом на вопрос «Как?» будут правила (чего не делать) и способы (что делать вместо этого).

6. Разработка правил группы.

7. Обратная связь.

Занятие «Эмоции и чувства»


1. Приветствие от ведущего/ команды ведущих.

2. Приветствие ребят:

  • Расскажите, как настроение.

  • Расскажите о впечатлениях после прошлого занятия.

  • Какие у вас ожидания от занятия?

3. Упражнение на внимание. Цель:

Тренировка наблюдательности, внимания, способности замечать детали. Содержание:

Все свободно перемещаются по аудитории. Ведущий останавливает кого-либо из участников и просит описать одежду/ обувь/внешность другого участника, которого первый не видит. После этого все продолжают передвигаться. Ведущийостанавливаетеще4–5участников с тем же заданием.

После разминки проводится обратная связь, участники делятся своими ощущениями.

4. Эмоции и чувства.

Цель: формирование понимания своих чувств, эмоций, состояний, связанных с трудными ситуациями.

Рассматриваем ситуацию конфликта ученика и учителя в школе. Обсуждение по вопросам:

  • Были в вашей жизни такие ситуации? Поделитесь.

  • Какое влияние оказывает такая ситуация на всех ее участников (включая меня)?

  • Где в теле проявляются чувства, которые мы называем «гнев», «волнение», «смущение», «радость»и т.д.?

  • Как эти эмоции можно описать и назвать?

  • Что помогает справляться с трудными ситуациями?

  • Какие умения общаться ненасильственно в трудных ситуациях у же есть?

5. Способы решения конфликтной ситуации.

Групповая дискуссия по выбору способа решения ситуации с учетом правил и способов конструктивного взаимодействия/ общения, обсуждаемых на прошлом занятии.

6. Обратная связь.


Занятие«Технологии ненасильственного общения»


1. Приветствие от ведущего/ команды ведущих.

2. Приветствие ребят:

  • Расскажите, как настроение.

  • Расскажите о впечатлениях после прошлого занятия.

  • Какие у вас ожидания от занятия?

3. Упражнение на принятие.

Цель: формирование принятия участниками друг друга.

Содержание:

Участники располагаются по кругу на стульях. Один стул свободный. Участник, сидящий справа от свободного стула, произносит фразу: «Слева от меня место свободно – пусть сядет на него кто угодно, а …(имя участника)».

После упражнения проводится обратная связь, участники делятся своими ощущениями.

4. Технологии ненасильственного общения.

Ненасильственное общение – это стратегия общения, которая помогает нам сопереживать, слышать глубинные потребности – свои и других. Смысл ненасильственного общения в том, чтобы заменить привычные модели поведения и свести защитные агрессивные реакции к минимуму. Ведь иногда ответ идет автоматически, и отвечающий не задумывается, что на самом деле стоит за словами.


Техника «Центрирования» как способ «подумать, прежде чем сделать или сказать что-то». Поддержка «принципа наделения силой»: необходимо сделать видимым, что ребята уже умеют делать и делают в области общения и разрешения конфликтов, их актуальные навыки и умения.

Для выполнения техники необходимо удерживание во внимании 5 точек:

  1. Ступни ног – как опора.

  2. Расслабить живот – спокойствие.

  3. Опустить плечи – расслабление.

  4. Расслабить челюсть.

  5. Макушка головы – потянуть вверх. Удерживать состояние 10 сек.


Техника «Я-сообщение» как способ сказать другим о своих чувствах и потребностях.

Чтобы достичь желания отдавать от сердца, нужно сфокусироваться на четырех компонентах метода (инструмента):

  • наблюдение (факты);

  • чувства, которые появляются во время наблюдения за этими действиями;

  • потребности, которые связаны с чувствами;

  • конкретная просьба, по желание в адрес другого по изменению ситуации (фактов).

Составить «Я-сообщение» для следующих ситуаций:

  • Вы ехали на велосипеде, и в вас врезался другой.

  • Вы заходите в школу, а идущий впереди ученик не придерживает дверь, и она летит в вас.

  • Вы собираетесь вечером в гости к другу, а родители вас не отпускают, мотивируя тем, что не выполнены уроки.

  • На уроке в школе учитель объясняет новую тему, но вы не успеваете записывать, не понимаете и начинаете злиться.

5.Подведениеитоговмодуля

6.Обратнаясвязьотведущихиучастников.


Занятие «Понятие конфликта»


1. Приветствие от ведущего/ команды ведущих.

2. Приветствие ребят:

  • Расскажите, как настроение.

  • Расскажите о впечатлениях после прошлого занятия.

  • Какие у вас ожидания от занятия?

3. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…».

Цель: уметь замечать и помнить, что все в чем-то разные, а чем-то похожи для того, чтобы игра продолжилась по правилам; нужно помнить о правилах (то есть о том, чего не нужно делать) и осознать, какими признаками ты обладаешь, и озвучить один из них, переключиться на необходимость найти пустой стул и занять его.

Содержание:

Все участники сидят в круге, один участник, ведущий в центре круга, дает задание: «Поменяйтесь местами те, кто…». Задания даются последующей логике – от предметной области к чувственной и ценностной. Во время выполнения задания ведущий старается уйти из круга и занять чье-либо место. Таким образом, ведущие меняются.

Обсуждение:

Когда ты оказываешься ведущим в центре круга – это своего рода стрессовая ситуация. Что помогает с ней справляться и что помогает продолжать проявлять уважение к процессу?

4. Конфликт.

Понятие конфликта. Просмотри анализ видеосюжета «Мост» (https://www.youtube.com/watch?v=ycDaKYywUA4).

Дискуссия «Конструктивная и деструктивная роли конфликтов».

5. Обратная связь.


Занятие «Как разрешаются конфликты»


1. Приветствие от ведущего/ команды ведущих.

2. Приветствие ребят:

  • Расскажите, как настроение.

  • Расскажите о впечатлениях после прошлого занятия.

  • Какие у вас ожидания от занятия?

3. Сценка «Как обычно разрешается конфликт».

Ведущий предлагает участникам разделиться на мини-группы. Затем каждой группе предлагает выбрать один из видов типичных конфликтов:

  • подросток–взрослый;

  • взрослый–взрослый;

  • подросток–подросток.

Разыграть сценку о том, как обычно разрешаются конфликтные ситуации. На подготовку сценок дается около 15мин. Затем все группы разыгрывают свои миниатюры. После этого ведущий проводит обсуждение.

4. Обратная связь.

Занятие «Медиация»


1. Приветствие от ведущего/ команды ведущих.

2. Приветствие ребят:

  • Расскажите, как настроение.

  • Расскажите о впечатлениях после прошлого занятия.

  • Какие у вас ожидания от занятия?

3. Знакомство в парах.

Упражнение включает 3 части. Оно предполагает:

  • углубленное знакомство участников друг с другом: расскажите друг другу, что вы любите делать и что у вас получается очень хорошо;

  • исследование и осмысление принципов «уважение» и «сотрудничество»: расскажите на группу о вашем собеседнике, сохраняя уважение к нему и его информации;

  • обратная связь по вопросам:

  • Какие у вас были ощущения, когда вы рассказывали?

  • Какие у вас были ощущения, когда выслушали?

  • Что вы испытывали, ощущали?

  • Что помогало проявлять уважение?

  • В чем вы замечали проявления уважения?

  • Что помогало справляться с волнением или смущением, если таковое возникало, и восстанавливать свои устойчивость и комфорт?

4. Краткое введение в тему «Медиация».

Основные понятия: «медиация», «медиатор».

Принципы медиации. Медиативные и восстановительные технологии в школе.

Прояснение интересов сторон.

Вопросы «Почему?» и «Зачем?».

Модель

«Айсберг» – движение от позиций сторон к их потребностям и истинным целям.Созданиебезопасногоикомфортногопространствадлябеседыинеобходимыеусловия для этого.

5. Подведение итогов модуля.

6. Обратная связь от ведущих и участников.


Занятие «Восстановительный подход»


1. Приветствие от ведущего/ команды ведущих

2. Приветствие ребят:

  • Расскажите, как настроение.

  • Расскажите о впечатлениях после прошлого занятия.

  • Какие у вас ожидания от занятия?

3. Игра «Сбереги товарища – убеги к товарищу».

Ведущий просит группу разделиться на 2 части. Поставить стулья для одной из подгрупп в круг. Один стул должен остаться пустым. Вторая подгруппа должна быть такой, чтобы каждый ее участник встал за спиной у сидящего на стуле. У одного из стоящих стул должен остаться пустым (в игре принимает участие нечетное количество участников, остальные, лучше всего, чтобы они были из числа ведущих, – не участвуют).

Правила игры:

Стоящий за пустым стулом участник (один из «сторожей») должен подмигнуть любому игроку, сидящему на стуле. Тот должен быстро пересесть на пустой стул. Задача «сторожа» того игрока, которому подмигнул водящий, деликатно и уважительно удержать за плечи своего игрока (после прикосновения сидящий не может пересаживаться и должен ждать следующего подмигивания). На этом этапе все «сторожа» могут смотреть, куда хотят, –в том числе следить за подмигиваниями водящего.

Далее проводится обсуждение.

4. Краткое введение в тему«Восстановительный подход».

Что такое дружественное детям правосудие. Определение восстановительного подхода, его роль и значение в работе медиатора.

Участникам предлагается ситуация для разбора:

Ваня и Сережа учатся в параллельных классах. У Сережи класс гимназический (более сложная программа, отбор детей, тестирование), Ваня – в обычном классе (там учатся те, кто не прошел в гимназический, программа проще).

У Вани сложная ситуация дома, он иногда живет у бабушки, однако мальчик он душевный, отзывчивый, но вспыльчивый. Физически хорошо развит.

Сережа – уверенный в себе, более спокойный, но холодноват. Он поможет, если попросят, но сам инициатив у не проявит. Учится хорошо.

Позиция Вани: Я бежал по лестнице из спортзала после урока физкультуры. Внизу стояли ребята из параллельного(7А) класса. Сережа поставил мне подножку, я упал и очень сильно ушибся. Все начали смеяться, а я ударил Сережу за его «шуточки».

Позиция Сережи: Мы стояли с ребятами около лестницы, ведущей в спортзал на 2 этаж, шутили, смеялись. Ребята из параллельного класса, у которых закончился урок, стали спускаться вниз. Ваня бежал быстро, и я решил его «притормозить» – подставил ножку. Я думал, что он чуть запнется, все посмеемся, и он побежит дальше. Но он запнулся, упал и очень ушибся. Ребята засмеялись, а я испугался, подошел к нему, хотел помочь, а он со всего размаха ударил меня.

Проведение восстановительной беседы по плану:

1. Установление контакта:

  • Расскажи, пожалуйста, что случилось? Расспросить в подробностях именно то, что можно было бы заметить на уровне действий, а не интерпретаций.

  • Кто мог бы быть заинтересован в том, чтобы все исправилось, и ситуация разрешилась?

2. Определение проблемы (и отделение от человека):

  • Какое участие ты в этом принимал?

  • Что ты делал хорошо в этой ситуации?

  • Чтобы ты мог или хотел сделать по-другому в этой ситуации?

  • Как бы ты назвал ситуацию или ту сложность, которая проявилась в этой ситуации? (Запишите это название в форме существительного имени нарицательного.)

3. Обсуждение последствий:

  • Как ты чувствуешь себя в связи с этим?

  • Как «это…» (название, прозвучавшее на предыдущем этапе) вынудило тебя себя чувствовать? Какие мысли «это…» у тебя вызвало?

  • Что «это…» заставило тебя делать?

  • Как «это…» повлияло на твои отношения с другими людьми?

  • Как «это…» повлияло на других людей? На их чувства? На их мысли?

4. Обсуждение нанесенного вреда:

Резюме о том, как «это…» повлияло на тебя и других. Как ты к этому относишься? Доволен ли ты этим? Справедливо ли это? С чем важным для тебя это связано?

5. Составление плана:

  • Считаешь ли ты, что ситуация должна быть разрешена как-то? Если да, то зачем, ради чего ее разрешать?

  • Были ли моменты, когда ты уже справлялся или участвовал в разрешении подобных ситуаций, сложностей?

  • Пострадавшейстороне:еслибыбылавозможностьисправитьситуацию,чтобылобытебедляэтогонеобходимо?

  • Обидчику: что нужно сделать для того, чтобы все были уверены, что ситуация не повторится?

1. Как тебе кажется, что может сделать каждый участник ситуации, чтобы исправить ситуацию? Когда и где это может быть сделано?

2. Как можно понять и удостовериться, что это реализовано?

3. Согласен ли, готовы ли ты побеседовать об этом с другой стороной?

4. Обратная связь.


Занятие «Медиативный подход»


1. Приветствие от ведущего/ команды ведущих.

2. Приветствие ребят:

  • Расскажите, как настроение.

  • Расскажите о впечатлениях после прошлого занятия.

  • Какие у вас ожидания от занятия?

3. Упражнение на сотрудничество «Гордиев узел»

Цель: тренировка сотрудничества и взаимопомощи.

Содержание:

Участники стоят в круге, вытянув руки вперед. Все медленно двигаются вперед до середины круга, пока каждый из участников не ухватится каждой рукой за руку другого участника и не будет ее крепко держать. Глаза открываются, и все видят ужасный хаос. Узел распутывается, при этом ни одна из рук не расцепляется. Это происходит с помощью вдумчивости, ловкости и интенсивной коммуникации. В работе с детьми следует направлять их действия, пока все руки не распутаются.

Обсуждение по вопросам:

Как вам удалось ориентироваться в этой путанице? Кто взял на себя задачу распутать этот узел: группа или отдельные участники? Как вы координировали свои действия?

4. Медиативный подход.

Определение медиативного подхода. Применение медиативного и восстановительного подхода и развитие медиации в образовательной организации. Служба медиации, ее структура, цели и задачи.

5. Медиативная беседа.

Участникам предлагается ситуация для разбора:

Лиза и Марк – влюбленная пара класса, причем уже третий год. У Лизы есть подруга Анна, с которой они дружат с детства. Но на последней школьной дискотеке Анна долго танцевала с Марком, перешёптываясь и смеясь. Лиза очень разозлилась, произошел скандал. Лиза при всех обвинила Анну в намерении очаровать ее друга. Анна назвала Лизу глупой и ревнивой. Лиза ушла в слезах, Марк помчался за ней. Они помирились, а вот конфликт между Лизой и Анной продолжался. Теперь девочки собирают себе сторонников.

Атмосфера в классе стала очень напряженной. Учителя жалуются на ухудшение дисциплины и успеваемости.

Девочки согласились на медиативную беседу.

Проведение беседы на основе медиативного подхода по плану:

1. Вступительная речь – приглашение к беседе и обозначение условий.

Цель: установление контакта.

2. Заявления сторон. Расспросить на уровне действий и фактов.

Цель: суть(контекст) спора, предмет спора.

Вопросы: Что случилось? Что произошло? Как ты видишь ситуацию? Как Это повлияло на тебя? Как это повлияло на него? На кого еще повлияла эта ситуация?

3. Определение тем (отделение проблемы от человека). Общие вопросы для обсуждения – какую проблему ты сейчас хотел бы обсудить? Что важно обсудить в связи с тем, что (здесь) произошло (какие темы)? Записать темы (проблемы) для обсуждения.

4. Прояснение интересов. С какой темы начнем? Кто первый (возможна помощь медиатора в выборе – кто первый, лучше начинать с активного, более пассивный может еще больше закрыться, начать нервничать)?

Техника: работа с интересами.

Вопросы: Почему важна тема? С чем это связано? Зачем? Для чего? Какой ваш интерес? Почему это важно?

5. Выход на варианты решения. Обсуждение решений. Вопросы: Как можно по-другому? Какой может быть выход? Как можно изменить ситуацию? Что можно сделать по-другому? Какие есть варианты решения? Что еще можно предложить? Их оценка по разным критериям: реалистичность, жизнеспособность, взаимоприемлемость.

6. Выход на договоренности, проверка рисков, составление плана. Проверка рисков – считаешь ли, что ситуация разрешилась? Насколько тебя устраивает данное решение? Считаешь ли ты возможным исполнять данное решение? Может ли кто-то (что-то) повлиять на исполнение решения?

Составление плана: Что ты в первую очередь сделаешь, для того чтобы решение исполнялось? Что будет следующим шагом? И так далее. Как ты думаешь, что обычно чувствуют люди, которые исполняют взятые на себя обязательства?

Если ты будешь испытывать такие чувства, будет ли это для тебя показателем, что Ваши решения исполняются (договоренности соблюдаются)? Если у тебя не будет таких чувств, сможешь ли ты поговорить со мной, перед тем как предпринимать какие-либо действия?

6.Обратная связь.


Занятие «Круг»


1. Приветствие от ведущего/ команды ведущих.

2. Приветствие ребят:

  • Расскажите, как настроение.

  • Расскажите о впечатлениях после прошлого занятия.

  • Какие у вас ожидания от занятия?

3. Круг.

Знакомство с технологией Круга. Круг проводят по проблемной ситуации, которую признают важной для себя все его участники. Заявить проблему может конкретный человек или группа, и на ее обсуждение приглашаются те, кого так или иначе затронула эта проблема, и те, кто заинтересован в ее решении. Участие в Круге только добровольное. Результат Круга предполагает принятие участниками ответственности, распределения ее в группе, а также составление совместного плана действий по решению проблемы и его выполнение.

Перед участием в Круге может быть проведена предварительная встреча, чтобы у участников было понимание цели проведения и готовность участвовать.

Правила Круга:

  • уважать символ слова;

  • говорить и слушать с уважением;

  • оставаться в Круге до его завершения;

  • соблюдать конфиденциальность.

Ведущий предлагает обсудить в Круге, что важно в общении друг с другом. Ведущий пускает по кругу книгу/игрушку (как «символ слова») и просит каждого, кто получает «символ слова», дать высказаться. А затем передать символ следующему участнику.

Для опоры участникам предлагаются следующие вопросы (выписываются на доску):

  • Что важно в общении между людьми?

  • Происходило /звучало ли сегодня что-то, что подтверждает эту важность?

  • Что может ухудшить отношения между людьми?

  • Было ли что-то сегодня, что не понравилось, причинило дискомфорт?

  • Было ли бы полезным внедрение и применение медиативного и восстановительного подходов и идея использования медиации в школе? Чем именно?

  • Что могло бы помочь применению медиативного и восстановительного подходов и что готовы делать вы для того, чтобы практика медиации прижилась в школе? Готовы ли вы и хотели бы вы, чтобы подобные занятия проводились на регулярной основе?

4. Обратная связь по занятию.

5. Опрос (итоговый контроль) по всем темам программы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!