СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ по химии и биологии « Хочу все знать!»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ по химии и биологии « Хочу все знать!»»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМЕНИ ПОЛНОГО КАВАЛЕРА ОРДЕНА СЛАВЫ Д.В.БОНДАРЕНКО

Принята Утверждаю

педагогическим советом Директор МБОУ СОШ № 4

протокол №____ от_____2021г. имени Д.В.Бондаренко

Ю.В.Скоробогатько

приказ № 97-ОД от 19.08. 2021г.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

по химии и биологии « Хочу все знать!»

возраст обучающихся – 14-15 лет, класс 8-9

срок реализации - 1 год (34 часа)



Автор-составитель: Шемчук Ирина Викторовна,

Учитель биологии, химии











г.Зверево

2021-2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность образовательной программы: естественнонаучная

Актуальность программы

Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени.

Предлагаемая программа имеет естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний”.

Данная модифицированная программа разработана на основе Примерной программы по химии среднего общего образования (2004 г.)

В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой частью химического образования. Решение задач воспитывает у учащихся трудолюбие, целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки логического мышления.

Необходимость введения данного курса обусловлена недостаточной прикладной направленностью базового курса химии 8-9 класса и повышенным количеством болеющих детей. Отличительной чертой программы является то, что в изучении данного курса использованы понятия, с которыми учащиеся знакомы, они встречаются с ними ежедневно. Это такие понятия, как пища и её состав, а также вредная и полезная пища. Часто люди не задумываются над тем, что они едят, насколько питательны продукты.

Данный курс важен потому, что он охватывает теоретические основы химии и практическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет расширить знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. Курс содержит опережающую информацию по органической химии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний.

Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс очень актуальным. Содержание курса позволяет ученику любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе деятельности.

Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Эмоциональное переживание процесса открытия является основой мотивации к знаниям, стимулятором самой умственной деятельности в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.



Цели и задачи программы

Цель программы – является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике; создание условий для раскрытия роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное и валеологическое значение.

Задачи программы:

Обучающие:

  • формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности;

  • формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;

  • формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;

  • продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся;

  • продолжить формирование коммуникативных умений;

  • формирование презентационных умений и навыков;

  • на примере химического материала начать развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии, связанной с химическим производством;

  • дать возможность учащимся проверить свои способности в естественнообразовательной области.

  • Формирование основных методов решения нестандартных и олимпиадных задач по химии

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

  • Развивать конструктивное мышление и сообразительность;



Воспитательные:

  • Вызвать интерес к изучаемому предмету

  • Занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся о необходимости сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья будущего поколения.

  • Воспитывать нравственнее и духовное здоровье

Особенностью программы является её интегративный характер, так как она основана на материале химии, физики, биологии, истории, географии. Это покажет обучающимся универсальный характер естественнонаучной деятельности и будет способствовать устранению психологических барьеров, мешающих видеть общее в разных областях знаний, осваивать новые сферы деятельности.

Группа формируется из детей в возрасте от 14-15 лет (8-9 класс).

Программа данного кружка рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Годовой курс программы рассчитан на34 часа (1 занятие по 1 ч. в неделю).





ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Программа кружка «Занимательная химия» предусматривает целенаправленное углубление основных химических понятий, полученных детьми на уроках химии, биологии, географии, информатики.

Кроме теоретических знаний, практических умений и навыков у учащихся формируются познавательные интересы. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету кружка учебная программа предусматривает чередование теоретических и практических видов деятельности. Для вводных занятий кружка характерно сочетание элементов занимательности и научности. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их применение.

Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Основные формы занятий кружка «Занимательная химия» - лекции, рассказы учителя, обсуждение проблем, практические работы, просмотр видеофильмов, решение задач с нестандартным содержанием. Члены кружка готовят рефераты и доклады, сообщения.

Для активизации познавательного интереса учащихся применяются следующие методы: использование информационно-коммуникативных технологий (показ готовых компьютерных презентаций в PowerPoint, составление учащимися компьютерных презентаций в программе PowerPoint, работа в сети Интернет), устные сообщения учащихся, написание рефератов, выполнение практических работ с элементами исследования, и социологический опрос населения.

Важная роль отводится духовно - нравственному воспитанию учащихся и профориентационному самоопределению учащихся.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

В результате прохождения программного материала, учащийся имеет представление о:

  • о прикладной направленности химии;

  • необходимости сохранения своего здоровья и здоровья будущего поколения;

  • о веществах и их влияния на организм человека;

  • о химических профессиях.

Учащиеся должны знать:

    • Правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;

    • Правила сборки и работы лабораторных приборов;

    • Определение массы и объема веществ;

    • Правила экономного расхода горючего и реактивов

    • Необходимость умеренного употребления витаминов, белков, жиров и углеводов для здорового образа жизни человека;

    • Пагубное влияние пива, некоторых пищевых добавок на здоровье человека;

    • Качественные реакции на белки, углеводы;

    • Способы решения нестандартных задач

Учащиеся должны уметь:

  • Определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации полученной информации, ее обработки и оформления;

  • Пользоваться информационными источниками: справочниками, Интернет, учебной литературой.

  • Осуществлять лабораторный эксперимент, соблюдая технику безопасности;

  • работать со стеклом и резиновыми пробками при приготовлении приборов для проведения опытов;

  • осуществлять кристаллизацию, высушивание, выпаривание, определять плотность исследуемых веществ;

  • Определять качественный состав, а так же экспериментально доказывать физические и химические свойства исследуемых веществ;

  • Получать растворы с заданной массовой долей и молярной концентрацией, работать с растворами различных веществ;

  • Находить проблему и варианты ее решения;

  • Работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;

  • Уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении.

  • Вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, найти компромисс;

  • Проводить соцопрос населения: составлять вопросы, уметь общаться.

Учащиеся должны владеть:

  • Навыками обработки полученной информации и оформлять ее в виде сообщения, реферата или компьютерной презентации

  • Навыками экспериментального проведения химического анализа.

Мониторинг результатов выполнения целей и задач программы предполагает наблюдение за деятельностью учащихся на уроках, отслеживание количества учащихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью и её результативности.


ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Формами подведения итогов реализации целей и задач программы кружка «Занимательная химия» являются:

  • Решение олимпиадных задач различного уровня;

  • Создание сборников задач, интеллектуальных игр, кроссвордов

  • доклады и рефераты учащихся;

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Количество часов в неделю -1.

Количество детей в группе – 15 человек.

Материально-техническая база:

- кабинет химии, интерактивная доска, мультимедиа, набор видеокассет и мультимедийные средства, виртуальная лаборатория, химическая лаборатория.

Внутришкольные связи:

- кабинеты информатики, биологии



Учебно-тематический план


разде

Лов

Х

И

М

И

Ч

Е

С

К

А

Я


Л

А

Б

О

Р

А

Т

О

Р

И

Я


Название тем

Форма занятий

Количество часов

дата

Всего

Теория

Прак

тика

Ознакомление с кабинетом химии

и изучение правил техники

безопасности

Игра по технике безопасности

1


1


Знакомство с лабораторным

оборудованием

Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования

1


1


Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории.

Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ, изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.

1


1


Взвешивание, фильтрование и перегонка

Практическая работа.

Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей

1


1


Выпаривание и кристаллизация


Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли

1


1


Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ

Лекция.

Практическая работа. Опыты. иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.

Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории. Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.


3

1

2


Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту.

Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества.

2

1

1


Кристаллогидраты. Выращивание сада из кристаллов.

Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов

1


1


Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».

Показ демонстрационных опытов

1


1


Проведение дидактических игр:

  • кто внимательнее

  • кто быстрее и лучше

  • узнай вещество

  • узнай явление

Игры с учащимися кружка

2


2


2


П

Р

И

К

Л

А

Д

Н

А

Я


Х

И

М

И

Я


Химия в быту.

Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир.

Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира

2

1

1


Практикум исследование «Моющие средства для посуды».

Оформленная ПР или устное сообщение, презентация

2

1

1


Занятие - игра «Мыльные пузыри»


1


1


Химия и медицина.

Лекция, сообщения учащихся Тест «Будьте здоровы»

2

1

1


Пищевые добавки


1

1



Практикум исследование «Чипсы».

Оформленная ПР или устное сообщение, презентация

1


1


Практикум исследование «Мороженое»

Оформленная ПР или устное сообщение, презентация

1


1


Практикум исследование «Шоколад»

Оформленная ПР или устное сообщение, презентация

1


1


Практикум исследование «Жевательная резинка»

Оформленная ПР или устное сообщение, презентация

1


1


Тайны воды.


1

1



Практикум исследование «Газированные напитки»

Оформленная ПР или устное сообщение, презентация

1


1


Практикум исследование «Чай»

Оформленная ПР или устное сообщение, презентация

1


1


Практикум исследование «Молоко»

Оформленная ПР или устное сообщение, презентация

2


2


Общий смотр знаний.

Игра “Что? Где? Когда?”

Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов

3


3



Итого


34

7

27







Содержание разделов обучения

Раздел 1: «Химическая лаборатория»

1. Вводное занятие (1ч)

Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок “Занимательной химии”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.

Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (1 ч) Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.[14] Игра по технике безопасности. [4] [13]


2. Знакомство с лабораторным оборудованием (1 ч) Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов).[9], [13]

Практическая работа №1 Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.


3. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории (1 ч) Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории [8],[13],[14]

Практическая работа №2 Составление таблиц, отражающих классификацию веществ , изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.[14]


4. Взвешивание, фильтрование и перегонка (1 ч) Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей

Практическая работа №4

  1. Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.


5. Выпаривание и кристаллизация (1 ч)

Практическая работа №5 Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли . [11]


6. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ (3 ч)

Демонстрация фильма.

Практическая работа №6 Опыты, иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.

Практическая работа №7 Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.

Наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты.


7. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (2 ч) Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.

Практическая работа №8 Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости.[11]


8. Кристаллогидраты (1 ч) Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов.

Практическая работа №9 Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы).[3]

Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.[12]


9. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас. (1 ч) Показ демонстрационных опытов.

  • “Вулкан” на столе, [5]

  • “Зелёный огонь”, [5]

  • «Звездный дождь» [4]

  • Разноцветное пламя [4]

  • Вода зажигает бумагу [4]

  • Дым без огня[4]

10. Проведение дидактических игр(2 ч)

  • кто внимательнее

  • кто быстрее и лучше

  • узнай вещество

узнай явление


Раздел 2 «Прикладная химия»


11. Химия в быту (2 ч) Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир.

Практическая работа № 10 Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.[2]

Наглядные средства: плакаты, таблицы, образцы моющих средств.


12.Практикум исследование «Моющие средства для посуды» (2 ч)

Работа с этикеткой.

Опыт 1. Определение кислотности.

Опыт 2. Определение мылкости.

Опыт 3. Смываемость со стакана.

Анкетирование. Социологический опрос.


13. Занятие - игра «Мыльные пузыри» (1 ч)

Конкурсы:

  • Кто надует самый большой пузырь,

  • кто надует много маленьких пузырей

  • Чей пузырь долго не лопнет

  • Построение фигуры из пузырей

  • Надувание пузыря в пузыре.


14. Химия и медицина. Лекция, сообщения учащихся Тест «Будьте здоровы»(1 ч)


15. Пищевые добавки (1 ч)

Биологические пищевые добавки и их влияние на здоровье. (Приложение 7) Данное приложение используется во время всех практикумах при работе с этикетками.


16. Практикум - исследование «Чипсы» (1 ч)

Выступление ученика с докладом «Пагубное влияние чипсов на человека».

Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных упаковок чипсов (лучше, если дети принесут их сами). Все результаты заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования.

Опыт 1. Работа с этикетками по Приложению 7 и Приложению 2.

Опыт 2. Изучение физических свойств чипсов:

  • ломкость,

  • растворение в воде,

  • надавливание бумажной салфеткой для определения количества жира

  • вкусовые качества.

Опыт 3. Горение чипсов.

Опыт 4. Проверка на наличие крахмала. Опыт проводится с помощью спиртового раствора йода. Ученики сравнивают интенсивность окрашивания.

Опыт 5. Растворение чипсов в кислоте и щелочи.

Далее группы готовят 5 вопросов для социологического опроса учеников школы.


17. Практикум - исследование «Мороженое» ( 1ч)

Выступление ученика с докладом «О пользе и вреде мороженого».

Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов мороженого. Все результаты аналогично заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования.

Опыт 1. Работа с этикетками по Приложению 7 и Приложению 2.

Опыт 2. Изучение физических свойств мороженого.

Учащиеся могут сами предложить эксперимент.

Опыт 3. Ксантопротеиновая реакция.

В пробирку помещают мороженое, добавляют азотную кислоту и нагревают. Появление желтого окрашивания показывает наличие белка (наличие ароматических аминокислот).

Опыт 4. Обнаружение углеводов.

В пробирку помещают мороженое, добавляют 1мл. гидроксида натрия и несколько капель сульфата меди (II), перемешивают. Появление ярко-синего окрашивания свидетельствует о наличии многоатомных спиртов. Полученный раствор нагревают на спиртовке. Гидроксид меди (ΙΙ) при этом восстанавливается до оранжевого CuOH, который затем разлагается до Cu2O красного цвета. В ходе реакции может образоваться и медь («медное зеркало»).


18 Практикум - исследование «Шоколад» (1ч)

Выступление ученика с докладом «О пользе и вреде шоколада».

Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов шоколада. Все результаты аналогично заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования.

Опыт 1. Работа с этикетками по Приложению 7 и Приложению 2.

Опыт 2. Изучение физических свойств шоколада.

  • Цвет, запах, вкус, ломкость, растворимость в воде

  • Обнаружение жиров – разминаем шоколад на бумажной салфетке, наличие жирного пятна указывает на наличие непредельных жиров.

Опыт 3. Обнаружение в шоколаде углеводов.

Насыпаем в пробирку тёртый шоколад и приливаем воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Добавляем к фильтрату 1 мл едкого натра NaOH и 2-3 капли раствора сульфата меди(II) CuSO4. Встряхиваем пробирку. Появляется ярко-синее окрашивание. Такую реакцию даёт сахароза, представляющая собой многоатомный спирт.

Опыт 4. Ксантопротеиновая реакция.

Насыпаем в пробирку тёртый шоколад и приливаем 2-3 мл воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Приливаем к фильтрату, соблюдая осторожность, концентрированную азотную кислоту HNO3. Нагреваем полученную смесь. Наблюдаем жёлтое окрашивание, переходящее в оранжево-жёлтое при добавлении 25%-ного раствора аммиака. Такую реакцию дают остатки ароматических аминокислот, входящие в состав белков шоколада.


19. Практикум - исследование «Жевательная резинка» (2 ч)

Выступление учеников с докладами: «История жевательной резинки», «Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?» (Приложение9).

Работа в группах.

Опыт 1. Работа с этикетками (Приложение 8).

Опыт 2. Изучение физических свойств:

  • Проверка на растяжимость. Жевательную резинку необходимо хорошо разжевать, затем максимально растянуть и измерить линейкой.

  • Проверка на долговременность вкуса. В группе ученики одновременно начинают жевать разные жевательные резинки, и засекают время пока вкус не пройдет.

Опыт 3. Наличие красителей.

Жевательную резинку нарезают кусочками и опускают в воду. Перемешивают. При наличии красителей, вода окрашивается.

Опыт 4. Определение кислотности.

В пробирки из опыта 3 помещают универсальную индикаторную бумажку. По результатам окрашивания определяют среду.

Опыт 5. Обнаружение подсластителей.

В пробирку помещают порезанную жевательную резинку и приливают 5 мл 96 % этилового спирта. Пробирку закрывают пробкой и интенсивно встряхивают в течение 1 мин. Затем смесь фильтруют и в фильтрате определяют присутствие подсластителей (сахарозы, сорбита, ксилита, маннита), являющихся многоатомными спиртами. Для этого к раствору приливают 1 мл раствора NaOH и 1–2 капли раствора CuSO4. Смесь взбалтывают. Появляется характерное ярко-синее окрашивание (качественная реакция на многоатомные спирты).


20. Тайны воды (1 ч)

Самое необыкновенное вещество – вода. Вода – основа жизни. Аномалии и тайны воды. Изучение воды японским ученым Масару Эмото: умение воды слушать музыку, добрые слова и молитвы, умение отрицательно реагировать на загрязнения, сквернословия, компьютеры и мобильные телефоны. Живая и мертвая вода. Лечимся водой. (Приложение Презентация «Вода»)


21. Практикум исследование «Газированные напитки» (1 ч)

Выступление ученика с докладом «Влияние газированных напитков на здоровье человека» (Приложение 11).

Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов мороженого. Все результаты аналогично заносятся в таблицу.

Опыт 1. Работа с этикетками по Приложению 7 и Приложению 2.

Опыт 2. Обнаружение сахара выпариванием.

Опыт 3. Определение кислотности.

Определяем с помощью универсальной индикаторной бумажки.

Опыт 4. Опыт с куриным мясом. .Практикум исследование «Минеральные воды» Выступление ученика с докладом «Минеральные воды»


22. Практикум исследование «Чай» (1 ч)

Выступление учащихся с докладом «Полезные свойства чая»:

Опыт 1. Рассматривание чаинок.

Опыт 2. Влияние кислоты и щелочи на заваренный чай.


23. Практикум исследование «Молоко» (2 ч)

Опыт 1. Работа в группе с этикетками:

Работа с этикетками

МОЛОКО

ККАЛ

ЖИРНОСТЬ

СОСТАВ

УГЛЕВОДЫ

ЖИРЫ

БЕЛКИ

1. Молоко «Простаквашино»

58 ккал

3,2 %

4,7 г.

3,2 г.

2,6 г.

2. Молоко «Вамин»

53 ккал

2,5 %

4,7 г.

2,5 г.

2,8 г.

3. Молоко «Домик в деревне»

53 ккал

2,5 %

4,7 г.

2,5 г.

2,8 г.

4. Молоко «Вкуснеево»

53 ккал

2,5 %

4,7 г.

2,5 г.

2,8 г.


Опыт 2. Определение вкуса молока.

Опыт 3. Определение цвета молока.

Опыт 4. Определение консистенции молока.

Опыт 5. Определение кислотности молока. Универсальным индикатором.

Опыт 6. Определение белка в молоке. Ксантопротеиновая реакция.

Опыт 7. Определение белка в молоке. Биуретовая реакция.

Опыт 8. Определение соды в молоке. Добавляем соляную кислоту.

Опыт 9. Определение крахмала в молоке. С помощью спиртового раствора йода.




24. Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?” ( 3ч)

Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов и т.д.

Проведение заключительной игры.

Игра. « Что? Где? Когда?»


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

  1. Спиртовка

  2. Лабораторный штатив

  3. Химические стаканы

  4. Фарфоровые чашечки

  5. Прокаленный речной песок

  6. Водяная баня

  7. Фильтровальная бумага

  8. Реактивы (спирт, азотная кислота, гидроксид натрия, сульфат меди, соляная кислота, индикаторы,25%-ного раствора аммиака, дистиллированная вода, спиртовой раствор йода, хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы, питьевая сода, сахарная пудра, уксусная кислота, дихромат аммония,  хлорида лития, хлорида меди, нитрата бария)

  9. Таблицы («Периодическая система химиче­ских элементов Д. И. Менделеева», «Таблица растворимости кис­лот, оснований и солей», «Электрохимический ряд напряжений металлов», дидактические материалы)

  10. Медицинская аптечка

  11. Компьютер, проектор


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Казьмин В.Д. Курение, мы и наше потомство. – М.: Сов.Россия, 1989.

  2. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах и повседневной жизни. Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями. – М.:АРКТИ, 1999.

  3. Мир химии. Занимательные рассказы о химии: Сост.: Смирнов Ю.И. – СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1995.

  4. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека – М.: Дрофа, 2004.

  5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия/ Авт.-сост. Савина Л.А. – М.: АСТ, 1995.

  6. Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

  7. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.А. Карцова Органическая химия 10 класс / М., Дрофа, 2005.

  8. Не кури. Народ Ру напоминает: курение вредит Вашему здоровью. http://nekuri2.narod.ru/

  9. Дом Солнца. Публицистика. Тайны воды. http://www.sunhome.ru/ journal/14191

  10. Великая тайна воды. http://slavyanskaya-kultura.nnm.ru/velikaya_ tajna_vody_1

  11. Комсомольская правда. Тайны воды. http://www.kp.ru/daily/23844. 3/62515/

  12. http://www.aquadisk.ru/articles/157/158/interestingly.html

  13. Яковишин Л.А. Химические опыты с жевательной резинкой // Химия в шк. – 2006. – № 10. – С. 62–65.

  14. Яковишин Л.А. Химические опыты с шоколадом // Химия в шк. – 2006. – № 8. – С. 73–75.

Шульженко Н.В. Элективный курс «Химия и здоровье» для 9-х классов.http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=310677

  1. Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.

  2. Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.

  3. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.

  4. Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.

  5. В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.

  6. Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.

  7. А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.

  8. И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.

  9. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.

  10. Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.

  11. Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.

  12. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.

  13. Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.

  14. Программно-методические материалы . Химия 8-11 классы. – М. Дрофа 2001




ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1.

Тест. Будьте здоровы!

Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5% - от работы медиков. Остальные 85% в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению и поддержанию. Большинство этих привычек формируется в подростковом возрасте. Тест, для подростков: ответив на все вопросы и подсчитав очки, ты узнаешь, что ждет тебя в будущем – долгая здоровая жизнь или вечные хвори и хождения по аптекам.

1. Как часто ты моешь руки: очки

- около 20 раз в день; 0

- только перед едой и после туалета; 5

- когда сильно испачкаю? 20

2. Сколько раз ты чистишь зубы:

- 2 раза (утром и вечером); 0

- 1 раз; 5

- вообще не чищу? 15

3. Как часто ты моешь ноги:

- каждый вечер перед сном; 0

- когда заставит мама; 10

- только когда купаюсь целиком? 20

4. Как часто ты делаешь зарядку:

- ежедневно; 0

- когда заставят родители; 15

- никогда? 25

5. Как часто ты простужаешься:

- 1 раз в 2 года; 0

- 1 раз в год; 5

- несколько раз в год? 15

6. Как часто ты ешь сладости:

- по праздникам и воскресеньям; 0

- почти каждый день; 20

- когда и сколько захочу? 30

7. Как часто ты плачешь:

- не могу вспомнить, когда это было в последний раз; 0

- пару раз на неделе; 15

- почти каждый день? 25

8. От чего ты плачешь:

- от боли; 0

- от обиды; 10

- от злости? 20

9. Сколько ты гуляешь:

- ежедневно от 1,5 до 2 часов; 0

- ежедневно, но меньше часа; 10

- иногда по выходным? 20

10. Когда ты ложишься спать:

- в 21-21.30; 0

- после 22 часов; 10

- после 24 часов? 35

11. Соответствует ли твой вес росту:

- соответствует или чуть меньше; 0

- немного больше; 10

- значительно превышает норму? 50

12. Сколько времени ты проводишь у телевизора:

- не больше 1,5 часов, часто с перерывом; 0

- больше 3 – х часов; 10

- смотрю все, что нравится и сколько хочется? 30

13. Сколько времени ты тратишь на уроки:

- около 1,5 часов; 0

- почти 2 часа; 10

- больше 3 часов? 50

14. можешь ли ты взбежать на 5 – й этаж:

- с легкостью; 0

- под конец устаю; 15

- с трудом и одышкой; 25

- не могу? 35

15. Ходишь ли ты в спортивную секцию или танцевальный кружок:

- да; 0

- нет? 15

Теперь займемся подсчетом. Если набралось:

От 0 до 20 очков – ты в полном порядке;

От 20 до 70 очков – у тебя уже появились не самые хорошие, вредные для здоровья привычки, но с ними пока не трудно бороться;

От 70 до 110 очков – ты твердо стоишь на пути разрушения своего здоровья;

От 110 и выше – можешь даже не считать. Как, ты еще не развалился? Начинай борьбу за здоровье с этой же секунды! И здоровье тебя не покинет.

Источник: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=310677.

































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!