СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа «Чудо шашки».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа «Чудо шашки».

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа «Чудо шашки».»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детско–юношеский центр»


Рассмотрена на заседании

педагогического совета МАУ ДО ДЮЦ

протокол №4

от 28 марта 2022 года


Согласована на заседании

совета учреждения

МАУ ДО ДЮЦ

протокол №2

от 28 марта 2022 г.











ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЧУДО ШАШКИ»





Вид программы

модифицированная

Направленность

физкультурно-спортивная

Объединение

«шашечка»

Форма обучения

очная

Срок реализации

2 года

Возраст обучающихся

6-13 лет





Зайниев Евгений Евгеньевич

педагог дополнительного образования









г. Салехард, 2022 г.

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Чудо шашки» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

  • Федеральный «Об образовании в Российской Федерации» закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г.

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. №678-р).

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».

  • Устав МАУ ДО ДЮЦ от 16.06.2015 г.

Рабочая программа «Чудо – шашки» разработана на основе авторской «Программы внеурочной деятельности» П.В. Степанова, С.В. Сизяева, Т.Н. Сафронова, М. «Просвещение», 2011 г., сборника программ для внешкольных учреждений спортивных кружков и секций.

Актуальность программы.

Общепризнано, что шашки это не только интеллектуальная спортивная борьба соперников, но и метод и предмет развития интеллектуального мышления человека, особенно ребенка.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, при которых дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться. Занятия шашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. Шашисты овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. 

В процессе занятий шашками учащиеся получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. У них формируются навыки работы с книгой – источником самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой.

Цель программы: использование игры в шашки в целях создания системы психологической и физической подготовки учащихся для  успешного решения учебных задач.

В соответствии с поставленной целью формулируются задачи программы:

  • развивать выдержку, силу воли, усидчивость, внимательность и собранность, самокритичность, самостоятельность принимаемых решений и не унывать при неудачах;

  • развивать умения производить расчеты на несколько ходов вперед, контролировать правила и эмоции во время игры, умение корректировать принимаемые решения, оценивать результативность выбранной стратегии.

  • обучать основам шашечной игры; обучение комбинациям, теории и практике игры, изучение истории возникновения шашек, учить думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. 

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, указав на нарушение правил игры соперником; умение сопереживать и быть благодарным противнику при любом исходе игры.


Методы, пути и средства достижения целей программы.

Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной деятельности.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

спарринг-тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры, классификационные турниры.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа и т.д.);

  • наглядный (использование мультимедийных материалов);

  • практический (шашечные турниры).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

  • исследовательский – самостоятельная работа учащихся.

Организационные условия реализации программы

Возраст обучающихся: 6-13 лет.

Наполняемость группы –15 человек.

Общее количество часов: 72, по 36 часов в год.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 учебных часа.

Продолжительность учебного часа - 40 минут.

Форма обучения: очная.

Уровень освоения программы: базовый.

Язык обучения: русский.

Место проведения занятий – МАУ ДО ДЮЦ.

Технологии обучения: игровые технологии, системно-деятельностный подход¸ личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, дистанционные образовательные технологии.

Условия набора в объединение:

Набор свободный, при наличии заявления от родителей.

Программа включает 2 образовательных модуля.

Формы организации деятельности:

Теоретические сведения.

Практические занятия.

Презентации.

Использование интернет – технологий:

  • интернет-книги и периодическая издания о шашках для детей;

  • интернет-ресурсы;

  • компьютерные программы для игры в шашки;

  • интернет шашки: соревнования с соперниками из разных городов и стран в режиме реального времени.

Оригинальность идеи: Игровая форма шашек для детей делает их увлекательным и интересным занятием. Это игра всесезонная, в неё можно играть в любую погоду и в любых условиях. К тому же по цене шашки достаточно не дорогие, что делает их общедоступными.


  1. Учебно - тематический план.

Первый год обучения

п/п

Наименование темы

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

всего

теоретические

практические


1.



Физическая культура и спорт.


1



1



-



Познакомить с русскими шашками. Понимать влияние спорта и физической культуры на здоровый образ жизни.

2.

История развития шашек.


1

1

-

Различать шашечные системы. Наблюдать за распространением шашечной игры в России и параллельным раз­витием русских и международных шашек.

3.

Шашечный кодекс.


2

2

-

Знать правила игры в русские и международные шашки. Различать виды соревнований. Владеть правилами поведения спортсмена, спортивной этикой.

4.

Первоначальные понятия.


2

1

1

Владеть основами шашечной теории и ее общими вопросы. Определять позиционное преимущество — важный путь к дости­жению победы, сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях, умении и важ­ности расчета.

5.

Тактика.


22

1

21

Различать способы выигрыша шашек, разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры. Оценивать значение недостающей шашки в равных позици­ях, жертв шашки, «самообложение», «роздых», «любки», комбинационных ловушек, контрударов.

6.

Стратегия.


12

1

11

Оценивать значение центральных полей доски. Сила и сла­бость центра, бортовых полей. Соотносить выбор наиболее выгодного плана игры на ослабление пункта, про­рыв, овладение важными полями доски.

7.

Эндшпиль.


12

1

11

Просчитывать ходы, оценивать время и пространство, игровое качество дамки, три дамки против од­ной.

8.

Дебют.


12

2

10

Определять дебют, его основные цели. Владеть наиболее распространенными дебютными ловушками. Оценивать фланг и решение вопроса о том, какие шашки целесообразно прежде всего развивать в дебютной стадии.

9.

Композиция.


12

2

10

Строить ком­позицию, имеющей сво­ей целью раскрытие красоты шашечной игры. Уметь связывать композицию с практической партией.

10.

Международные шашки.


22

1

20

Знать особенности правил боя на стокле­точной доске. Владеть нотацией доски, записью ходов и положений. Использовать ловушки в дебютах, комбина­циях.

11.

Спарринг-тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры.


22

-

22

Владеть спарринг-тренировками, разнообразием их тематики, сеансами одновременной игры. Разбирать сыгранные партии, проверять выполнения заданий.

12.

Классификационные турниры.


24

-

24

Участвовать в соревнованиях. Вести запись партий с их последующим разбором с преподавателем.


Итого:

144

13

131



Второй год обучения

п/п

Наименование темы

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

всего

теоретические

практические


1.



Физическая культура и спорт.


1



1



-



Определять значение спорта как средство международного культурного обмена, школа воспитания моральных и психологических качеств.

2.

История развития шашек.


1

1

-

Владеть особенностями шашек в России. Оценивать творческий вклад выдающихся шашистов в теорию русских шашек.

3.

Шашечный кодекс.


2

2

-

Наблюдать за историей разработок ша­шечных правил игры, организацией и судейством соревнований. Знать последствия выхода игроков из турнира. Составлять таблицу очередности игр по круговой системе.

4.

Первоначальные понятия.


2

1

1

Использовать в игре позиционное преимущество, ведущее к дости­жению победы, силу дамки, значение связок, разменов, владеть оппозицией, темпах, маневренных возможностях, умении и важ­ности производить расчеты.

5.

Тактика.


22

1

21

Владеть комбинацией в партии, ее идейным содержанием. Изучать технические приемы комбинаций.

6.

Стратегия.


12

1

11

Владеть атакой и защитой. Оценивать игровые воз­можности для создания атаки, характер ее ведения. Разнообра­зить атакующих и защитные тактические средства. Строить план игры с учетом связи комбинационных и позиционных дей­ствий.

7.

Эндшпиль.


12

1

11

Владеть борьбой простых шашек и совместной борьбой дамок и простых шашек.

8.

Дебют.


12

2

10

Оценивать важность изучения начал партии. Знать историю развития дебюта. Использовать инди­видуальный подход к выбору дебютного репертуара, общие зада­чи начала партии.

9.

Композиция.


12

2

10

Использовать комбинационные концовки и этюды, их связь с практической партией. Владеть ос­новными критериями и требованиями к произведениям композиции.

10.

Спортивный режим, психологическая подготовка.


22

1

20

Применять гигиениче­ские знания и навыки.

Определять значение развития волевых качеств для повышения спортивного мастерства шашистов, совершенствовать моральные и волевые качества. Изучать психологию шашечной борьбы.


11.

Спарринг-тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры.


22

-

22

Владеть последовательностью перехо­да от теоретических занятий к спарринг-тренировкам, уметь сочетать их с проведением разнообразных конкурсов решений, сеансами одновременной игры.

12.

Классификационные турниры.

14

-

14

Участвовать в классификационных турнирах. Владеть навыками в организации соревнований и прове­дении судейства.

13.

Другие соревнования

10


10

Принимать участие в первенствах класса, школы, района и т. п. с последующим разбором сыгранных партий.


Итого:

144

13

131



  1. Содержание программы первого года обучения

Физическая культура и спорт Физическая культура и спорт — составная часть воспитания. Русские шашки — массовый вид спорта. Влияние спорта и физической культуры на здоровый образ жизни. Спорт как средство международного культурного обмена, школа воспитания моральных и психологических качеств.

История развития шашек Различные шашечные системы. Древность русских шашек. Распространение шашечной игры в России. Введение Петром I шашек в программу ассамблей. Первая книга по шашкам в России, написанная в 1827 г. А. Д. Петровым. Культурное значение шашек. Параллельное раз­витие русских и международных шашек. Борьба за ми­ровую шашечную корону.

Шашечный кодекс Понятие о правилах игры в русские и международные шашки. Виды соревнований — турниров и мат­чей, правила их проведения. Участники соревнований, их права и обязанности, правила поведения спортсмена, спортивная этика. Роль судьи соревнования.

Первоначальные понятия Правила игры, шашечная нотация. Основы шашечной теории и ее общие вопросы: что и как изучает теория, три стадии партии, взаимное обогащение теории и прак­тики, общее правило равновесия материальных сил, стремление к приобретению материального превосходства. Понятие о шашеч­ной позиции, позиционное преимущество — важный путь к дости­жению победы, сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях, умении и важ­ности расчета. Практические занятия. Упражнения на усвоение пра­вил игры в русские шашки, упражнения на овладение нотацией шашечной доски. Разбор и решение тематических примеров. Иг­ры с записью партий.

Тактика Различные способы выигрыша шашек, разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры, простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии. Значение недостающей шашки в равных позици­ях, жертва шашки, «самообложение», «роздых», «любки». Красо­та комбинационных эпизодов игры. Комбинационные ловушки, контрудары. Практические занятия. Упражнения на различные спо­собы выигрыша шашек, практика в отыскании за доской техни­ческих приемов и комбинаций.

Стратегия Значение центральных полей доски. Сила и сла­бость центра, бортовых полей. Тактика — важная часть стратегии, ей подчиненная. Значение общего плана игры в партии. Выбор наиболее выгодного плана. План игры на ослабление пункта, про­рыв, овладение важными полями доски (например, с5 или f4).Практические занятия. Разбор, решение и разыгрыва­ние характерных тематических примеров.

Эндшпиль Расчет ходов, ценность времени и пространства, игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой, пра­вило оппозиции — противостояния шашек. Три дамки против од­ной, «треугольник» А. Петрова, способ М. Гоняева. Борьба одной шашки против двух и более шашек (характер­ные ничейные позиции в борьбе одной против двух). Примеры вы­игрыша двумя против одной. Ничейные возможности в борьбе од­ной против трех и более шашек. Практические занятия. Разбор специальных тематиче­ских примеров, решение упражнений.

Дебют Определение дебюта, его основные цели. Наиболее распространенные дебютные ловушки в «Игре Петрова», «Игре Фи­липпова», «Обратной городской партии», «Перекрестке», «Оты­грыше», «Старой партии», «Игре Бодянского». Понятие об оценке флангов и решение вопроса о том, какие шашки целесообразно прежде всего развивать в дебютной стадии. Практические занятия. Нахождение дебютных ловушек и комбинаций, тематические игры с разбором сыгранных партий.

Композиция Концовки, задачи и этюды — произведения ком­позиции - особой области шашечного творчества, имеющей сво­ей целью раскрытие красоты шашечной игры. Связь композиции с практической партией. Практические занятия. Просмотр и беглый разбор не­сложных, но эффектных, впечатляющих композиций.


Международные шашки Особенности правил боя на стокле­точной доске. Красота игры, простор для творчества. Нотация доски, запись ходов и положений. Ловушки в дебютах, комбина­ции, этюдные маневры. Практические занятия. Упражнения на усвоение отли­чительных правил международных шашек, разбор игровых при­меров, демонстрирующих глубину и красоту международных ша­шек. Упражнения в записи отдельных положений и записи партий.

Спарринг-тренировки, конкурсы решений Систематичность спарринг-тренировок, разнообразие их тематики, подбор партнеров. Тематика конкурсов решений и сеансов одновременной игры. Учет тренировочных выступлений занимающихся. Разбор сыгранных партий, проверка выполнения заданий.

Классификационные турниры Участие в соревнованиях. Запись партий, их последующий разбор с преподавателем.


Содержание программы второго года обучения

Физическая культура и спорт Значение физической культуры и спорта в жизни человека. Шашки — массовый вид спорта.  Влияние шашечной игры на физиологические системы организма, совершенствование физических и морально-волевых качеств и психологической устойчивости, на нервно-эмоциональную умственную сферы обучающихся.

История развития шашек Шашки в России. Выдающиеся шашисты конца XIX в.: С. Воронцов, Ф. Каулен, братья А. и В. Шошины, П. Бодянский, А. Оводов, Д. Саргин — и их творческий вклад в теорию русских шашек. Первый пропа­гандист и популяризатор шашек в России П. Бодянский. Значение аналитических работ братьев Шошиных для создания теории начал и исследований Н. Панкратова для теории окончаний.

Шашечный кодекс Краткая история разработки ша­шечных правил игры и соревнований. Шашечный кодекс России. Организация и судейство соревнований. Дисциплина участников турнира. Последствия выхода игроков из турнира. Таблицы очередности игр по круговой системе. Турнир­ные часы.

Первоначальные понятия Основы шашечной теории и ее общие вопросы. Понятие о шашеч­ной позиции, позиционное преимущество — важный путь к дости­жению победы, сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях, умении и важ­ности расчета.

Тактика Комбинация в партии, ее идейное содержание и це­ли, комбинационное зрение. Вскрытие дамочных полей, финаль­ные удары. Мотивы, идеи и механизмы комбинаций. Изучение технических приемов комбинаций. Красота комбинаций. Жертвы для получения позиционного преимущества. Жертвы в сочетании с другими тактическими приемами (связка, оппозиция, зажим и т. п.). Практические занятия. Разбор тематических упражне­ний, нахождение решений в комбинационных примерах.

Стратегия Понятие об атаке и защите. Оценка игровых воз­можностей для создания атаки, характер ее ведения. Разнообра­зие атакующих и защитных тактических средств. Вынужденное изменение плана игры в зависимости от обстоятельств борьбы. План игры с учетом связи комбинационных и позиционных дей­ствий, лучшее использование резервов, выбор момента для про­ведения решающего маневра. Связь стратегии и тактики. Такти­ка — неотъемлемая часть стратегии, ее обслуживающая и ей подчиненная. Практические занятия. Упражнения на овладение иг­ровыми приемами для ведения атаки и защиты путем отыскания решений в заданных позициях.

Эндшпиль Борьба простых шашек (две против двух, типич­ные примеры из борьбы двух против трех, три шашки против трех, три — против четырех, по четыре шашки с каждой стороны). Совместная борьба дамок и простых (дамка против простых, на­ходящихся на одном фланге; дамка против двух и трех простых на разных флангах; совместная борьба дамок и простых против дамки, а также против дамки с простыми).

Практические занятия. Анализа специально подобран­ных окончаний, отработка приемов игры в эндшпиле.

Дебют Важность изучения начал партии. Краткая история развития дебюта, современное состояние дебютной теории. Инди­видуальный подход к выбору дебютного репертуара, общие зада­чи начала партии. «Игра Петрова» (исследования А. Д. Петрова в данном дебюте как первый вклад в теорию, своеобразие этой системы игры по уголкам, оценка дебюта в свете современного понимания силы центра доски, современные схемы игры за чер­ных). Дебют «Кол» (атакующие возможности белых, так­тика защиты черных, характерные комбинационные идеи, клас­сическая система, «Кол-угловик», вариант с разменом на q5, раз­менный вариант, отказ белых от постановки «Кола»). Дебют «Обратный кол» (основная идея начала, отличие позиций этого дебюта от позиций «Кола», основные схемы развития). Дебют «Городская партия» (характерные особенности борьбы в этом на­чале, влияние связок на игру в центре, развитие шашки h2, зна­чение позиционного маневра, распространенность начала, класси­ческая система, система с занятием белыми поля f4, система игры без упора на а1, занятие белыми поля h4, система с двойным разменом черных). Дебюты «Отыгрыш» и «Старая партия» (ос­новные схемы развития в этих началах). Дебюты «Косяк», «Об­ратный косяк» и «Отказанный косяк» (их сложность, главные си­стемы игры).

Композиция Красота комбинационных концовок и этюдов, их связь с практической партией, понятие о шашечных задачах, ос­новные критерии и требования к произведениям композиции. Со­ревнования по композиции, классификация составителей концо­вок, задач и этюдов. Практические занятия. Разбор интересных для прак­тической партии концовок и этюдов.

Спортивный режим, психологическая подготовка Гигиениче­ские знания и навыки. Общий режим дня. Занятие физическими упражнениями. Режим питания. Водные процедуры, закаливание организма.

Моральные качества, свойственные спортсмену. Значение развития волевых качеств для повышения спортивного мастерства шашистов, совершенствование моральных и волевых качеств. Психология шашечной борьбы.

Спарринг-тренировки, конкурсы решений, сеансы одновремен­ной игры, консультационные партии Последовательность перехо­да от теоретических занятий к спарринг-тренировкам, сочетание их с проведением разнообразных конкурсов решений, сеансами одновременной игры (обычными и тематическими), консультаци­онными партиями. Контрольные работы.

Классификационные турниры Участие в классификационных турнирах для кружковцев. Последующий разбор сыгранных пар­тий. Приобретение навыков в организации соревнований и прове­дении судейства.

Другие соревнования Участие в первенствах класса, школы, района и т. п. Последующий разбор сыгранных партий.


  1. Предполагаемые результаты реализации программы.

Критерии оценки первого года обучения.

Первый уровень:

- знание теории и практики шашечной игры;

-умение по заданным критериям производить расчеты на несколько ходов вперед;

-умение моделировать при помощи составленных правил комбинации игры;

- овладение элементарными навыками игры в шашки.

Второй уровень:

- знание теории и практики шашечной игры;

- умение с помощью учителя производить расчеты на несколько ходов вперед;

- умение моделировать с помощью учителя комбинации игры;

- овладение навыками игры в шашки в пределах программы.

Третий уровень:

- знание теории и практики шашечной игры;

- умение самостоятельно производить расчеты на несколько ходов вперед;

- умение самостоятельно моделировать комбинации игры;

- овладение навыками игры в шашки.


Критерии оценки второго года обучения.

Первый уровень:

- умеет производить расчеты на несколько ходов вперед, оценивать результативность выбранной стратегии по заданным критериям;

- в пределах программы владеет основами шашечной игры;

- составляет комбинации игры по заданным критериям;

- умеет сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности по заданным критериям

- при помощи составленных правил выражает мысли, указав на нарушение правил игры соперником.

Второй уровень:

- с помощью учителя умеет производить расчеты на несколько ходов вперед, контролировать правила и эмоции во время игры, умеет корректировать принимаемые решения, оценивать результативность выбранной стратегии;

- владеет основами шашечной игры;

- с помощью учителя составляет комбинации игры;

- с помощью учителя умеет сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; 

- под руководством учителя умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, указав на нарушение правил игры соперником.

Третий уровень:

- самостоятельно умеет производить расчеты на несколько ходов вперед, контролировать правила и эмоции во время игры, умеет корректировать принимаемые решения, оценивать результативность выбранной стратегии;

- полностью владеет основами шашечной игры;

- самостоятельно составляет комбинации игры;

- самостоятельно умеет сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; 

- самостоятельно умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, указав на нарушение правил игры соперником.


Личностные результаты обучения:

- просчитывание ходов в игре способствует развитию стратегического мышления и воспитывает целеустремленность, из-за чего ребенок становится мудрее и дальновиднее;

- понимание того, что от собственного решения зависит результат партии, приучает детей к ответственности за свои поступки и учит объективно оценивать ситуацию;

- длительная мыслительная работа повышает работоспособность и учит самодисциплине;

- воспитывается выдержка и терпение, ведь желание выиграть заставляет довести партию до конца.

Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные:

- умение анализировать и достигать поставленной цели;

- умение прогнозировать и корректировать игру.

Познавательные:

- осуществлять анализ ходов во время игры;

- умение действовать в соответствии с правилами игры и прощитывать алгоритм ходов.

Коммуникативные:

- умение договариваться и приходить к общему решению;

- умение формулировать собственное мнение и позицию и аргументировать её;

- умение задавать вопросы в соответствии с ходом игры и сотрудничества с партнером;

- умение адекватно реагировать на результат игры.

Предметные результаты обучения:

- овладение основам шашечной игры;

- обучение детей шашкам способствуют повышению успеваемости в школе;

- систематическая игра в шашки тренирует память, внимание, мышление, воображение и, как следствие, все психические познавательные процессы;

-шашки развивают важную способность – ценить и рассчитывать время. Такие условия развивают скорость мышления, усиливают концентрацию внимания, делают игрока более эмоционально-устойчивым и расчетливым;

- игровые партии воспитывают умение просчитывать в уме на 10 и более ходов вперед.

Хочешь больше запоминать, быстрее мыслить, лучше концентрироваться – тренируйся, а шашки сделают этот процесс увлекательным и интересным.


  1. Формы и виды контроля:

проверка усвоения теоретических знаний при помощи тренировочных партий, турниров, викторин, конкурсов решения задач; анализ сыгранных партий; шашечные турниры.


VI. Методические рекомендации

Учебный материал программы изложен в описательной форме и в соответствии с современными педагогическими требованиями. Для наглядности и контрастности излагаемых понятий преподаватель должен пользоваться хорошо подобранными примерами из практики прежних и современных мастеров шашек. При проведении занятий необходимо ориентироваться на более активных учащихся, подтягивая к ним остальных.

Если какая – либо тема, предусмотренная учебным планом, не может быть пройдена в примерно указанные часы, то пропущенный раздел следует проработать на практических занятиях. Это, прежде всего, относится к начальной стадии партии – дебюту, который должен изучаться в сжатом виде с постепенным увеличением трудности по мере приобретения занимающимися навыков практической игры.

Преподаватель должен вести курс занятий творчески. При сохранении последовательности и единства программы он может индивидуально подходить к изложению материала, приводя в качестве примеров яркие иллюстрации, взятые из современной практики.

Практические занятия могут включать: анализ дополнительного иллюстративного материала, разбор сыгранных партий учащихся, сеансы одновременной игры (на заданную тему), показ творчества мастеров шашечного искусства, консультации и пр. Распределение тематики этих занятий и их продолжительность (по разделам, темам) зависят от местных условий и должны быть установлены самим преподавателем. Допускается, например, проведение практической части программы комбинированно: беседа по итогам шашечных соревнований, легкие партии, повторение пройденного материала. Основная цель практических занятий – закрепить полученные теоретические знания и содействовать самостоятельной работе учащихся.

В процессе обучения усиливается творческий интерес к шашкам, желание совершенствоваться, играть лучше и сильнее. Значительно расширяется и масштаб участия юных шашистов в различных турнирах и матчах, в сеансах одновременной игры мастеров, в ходе которых используются приобретенные знания, вырабатываются выдержка, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели. Появляется потребность изучать учебную шашечную литературу.


VII.Описание материально-технического обеспечения программы «Чудо - шашки»

п/п

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

Количество

1.

Библиотечный фонд:

  1. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки.- Киев: Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки.- М.: Здоровье, 2017.

  2. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – М.: Физкультура и спорт, 2017.

  3. Погрибной В.К. Шашки для детей. – М.: Физкультура и спорт, 2017

  4. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – М.: Физкультура и спорт, 2017

  5. Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский– М.: Физкультура и спорт, 2016.

  6. Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе– М.: Физкультура и спорт, 2016.

  7. Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе.– М.: Физкультура и спорт, 2016.

  8. Грцезон Б. Шашки – это интересно. – М.: Физкультура и спорт, 2017.


1



1


1


1


1



1



1


1

2.

Технические средства обучения:

- Компьютер;

- Мультимедийный проектор;

- Принтер.


1

1

1

3.

Экранно – звуковые пособия:

Слайды (презентации), соответствующие тематике учебной программы.



4.

Оборудование класса:

-Шашечный комплект

10

5.

Электронные ресурсы

интеллектуальные игры

  • Шашки в России

  • Сайт о шашках

  • Сайт шашечной программы ”Эдэон-профи” .

  • http://www.saski.narod.ru/ – cайт А.Горина (Россия). Русские шашки.

  • http://kletka.h1.ru/ – Kletka.H1.Ru (Россия). Русские шашки.

  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/327590 – сайт «Словари и энциклопедии на Академике», о шашечной композиции.

  • http://allshashki.ru/ – сайт «Все о шашках» (Россия).

  • http://www.shashkivsem.ru/ – сайт «Шашки всем» (Россия).




Список литературы для педагога и обучающихся


  1. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки.- М.: Здоровье, 2017.

  2. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – М.: Физкультура и спорт, 2017.

  3. Погрибной В.К. Шашки для детей. – М.: Физкультура и спорт, 2017

  4. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – М.: Физкультура и спорт, 2017

  5. Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский– М.: Физкультура и спорт, 2016.

  6. Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе– М.: Физкультура и спорт, 2016.

  7. Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе.– М.: Физкультура и спорт, 2016.

  8. Грцезон Б. Шашки – это интересно. – М.: Физкультура и спорт, 2017.

  9. Каплунов Я. Секреты шашечного сундука 2016.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!