СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматная лесенка»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматная лесенка».

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматная лесенка»»

14


Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детско–юношеский центр»


Рассмотрена на заседании

педагогического совета МАУ ДО ДЮЦ

протокол №4

от 28 марта 2022 года


Согласована на заседании

совета учреждения

МАУ ДО ДЮЦ

протокол №2

от 28 марта 2022 г.









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ШАХМАТНАЯ ЛЕСЕНКА»





Вид программы

модифицированная

Направленность

физкультурно-спортивная

Объединение

белая ладья

Форма обучения

очная

Срок реализации

1 год

Возраст обучающихся

5-12 лет




Зайниев Евгений Евгеньевич,

педагог дополнительного образования





г. Салехард, 2022 г.

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматная лесенка» физкультурно-спортивной направленности разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный «Об образовании в Российской Федерации» закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г.

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ 31.03.2022 г. №678-р).

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».

  • Устав МАУ ДО ДЮЦ от 16.06.2015 г.

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

Очень полезны сеансы одновременной игры. Руководитель по ходу игры указывает и помогает ребятам устранять элементарные ошибки.

Конкурсы решения задач позволяют оценить работу ребят, причем компьютерное тестирование помогает оценить уровень подготовленности ребенка без участия в разрядных турнирах.

На этапе обучения важную роль играет работа с компьютером:

1)  игра в шахматы с компьютером;

2)  работа с базами данных;

3)  анализ партии с помощью компьютера.

Работа с компьютером преследует сразу две цели – повышение спортивного мастерства и обучение работе с вычислительной техникой и её правильным использованием. Этот этап подготовки также подразумевает полную творческую отдачу ученика. Как правило, дети, достигшие столь высокого уровня шахматного мастерства, превосходно учатся в школе. В дальнейшем они без особых проблем поступают в высшие учебные заведения.

Основные методы работы:

  • словесные

  • наглядные

  • практические

  • поощрение

  • порицание

Формы:

просмотр видеофильмов о выдающихся шахматистах

  • просмотр видеофильмов по ОБЖ, ТБ, ПДД

  • проведение инструктажей по правилам поведения во время занятий,

  • проведение инструктажей по ОБЖ, ТБ, ПДД

  • беседы о правилах взаимоотношения в коллективе

  • беседы о вреде курения, наркомании, о проблемах СПИДа, о подростковой преступности встречи со специалистами УВД, ИДН, спортсменами города

  • участие в патриотических мероприятиях

  • трудовые акции (ремонт инвентаря, оформление пособий)

  • выезды на природу

Цель программы

Основная цель программы – развитие специальных способностей ребенка, развитие ключевых компетенций посредством игры в шахматы.

Задачи:

  • формирование потребности в регулярных занятиях спортом, воспитание осмысленного отношения к игре, как к способу самореализации интеллектуальных способностей

  • укрепление здоровья, повышение работоспособности, совершенствование интеллектуальных и психических качеств, необходимых для овладения секретами шахматной игры

  • компенсация, отсутствующих в школьных программах знаний, умений и навыков в области интеллектуального спорта, интернет–спорта

  • создание условий для полезного времяпровождения

  • воспитание силы воли, формирование активной жизненной позиции

  • профилактика асоциального поведения

  • обучение стратегии и тактике игры в шахматы

  • обучение основам компьютерной грамотности

  • подготовка воспитанников для участия в соревнованиях различного уровня

  • патриотическое воспитание.

Организационные условия реализации программы

  • Возраст обучающихся: 5-12 лет.

  • Наполняемость группы –15 человек.

  • Режим занятий: 1 раз в неделю по 4 учебных часа (108 часа в год).

  • Продолжительность учебного часа - 40 минут.

  • Форма обучения: очная

  • Уровень освоения программы: базовый

  • Язык обучения: русский

  • Место проведения занятий – МАУ ДО ДЮЦ.

Технологии обучения: игровые технологии, системно-деятельностный подход¸ личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, дистанционные образовательные технологии.

Условия набора в объединение:

  • Набор свободный, при наличии заявления от родителей.

Программа включает 1 образовательный модуль.

Ожидаемые результаты:

По окончанию обучения дети должны знать:

  • шахматные термины: поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальная позиция, ход, взятие, взятие на проходе, рокировка в короткую сторону, рокировка в длинную сторону, шах, способы защиты от шаха; мат, пат, случаи ничьей;

  • названия шахматных фигур;

  • правила хода и взятия каждой фигуры.

По окончанию обучения дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • расставлять фигуры в начальную позицию;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • играть отдельными фигурами и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил игры;

  • рокировать;

  • объявлять шах;

  • ставить мат;

  • решать задачи на мат в один ход.



Тематический план

п\п

ТЕМЫ

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Первичный инструктаж по ТБ.

1

1

2

2

История развития шахмат.

Первые упоминания о шахматах в нашем крае. Шахматы в нашем городе (по материалам соцпроекта)

1

1

2

3

Первоначальные понятия.

5

5

10

4

Тактика

7

7

14

5

Стратегия

9

9

18

6

Дебют

5

5

10

7

Миттельшпиль.

3

3

6

8

Эндшпиль

7

7

14

9

Квалификационные соревнования.

6

12

18

10

Сеансы одновременной игры.

7

1

8

11

Конкурсы решения задач.

2

2

4

12

Заключительное занятие.

1

1

2


Итого:

54

54

108


Содержание


  1. Первичный инструктаж по ТБ. Рассказ о программе президента в области шахмат Рассказ о правилах техники безопасности.

  2. История развития шахмат. Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Распространение шахмат на Востоке. Мат Диларам. Проникновение шахмат в Россию. Шахматы в Киевской Руси. Шахматы и торговые связи русских купцов с Востоком. Археологические находки. Шахматы в русском былинном творчестве. Запрет шахмат византийской церковью. Шахматы в русском государстве. Изготовление шахмат, как вид ремесла. Шахматы, как придворная игра. Шахматы на петровских ассамблеях. Рассказ об археологических находках шахматных фигур на севере нашего края на месте города Мангазея. Шахматы в нашем городе (по материалам соцпроекта)

  3. Первоначальные понятия. Нотация. Запись партии. Правила превращения пешки, взятия на проходе, рокировка. Мат. Ничья. Пат. Вечный шах. Относительная ценность фигур. Тяжелые и легкие фигуры. Мат различными фигурами. Понятие о центре и флангах. Понятие о дебюте, миттельшпиле, эндшпиле. Практические занятия: Упражнения на овладение нотацией. Игра в «морской бой». Турнирная практика с обязательным требованием записи партии (частичной). Упражнения на усвоение шахматных правил. Упражнения на мат различными фигурами. Решение задач в программе «Шахматная лесенка».

  4. Тактика. Понятия о тактике и комбинации. Основные тактические приемы; связка, двойной удар, открытое нападение, вскрытый шах, двойной шах, отвлечение, завлечение. Комбинации с мотивом спертого мата, использование слабости последней горизонтали, разрушения пешечного прикрытия, освобождения поля, линии, перекрытия, блокировки, превращения пешки, уничтожение защиты. Сложные комбинации на сочетание идей.

  5. Практические занятия: Упражнения на овладение основными тактическими идеями посредством расчета и нахождения типичных комбинаций в специально подобранных примерах. Тест по ПК программе «Шахматная лесенка»

  6. Стратегия. Определение стратегии. Принципы реализации материального преимущества. Простейшие принципы разыгрывания середины партии (целесообразное развитие фигур, мобилизация сил, выбор плана, определение ближайшей и последующей задачи, создание слабостей в лагере противника). Централизация. Практические занятия: разбор специально подобранных примеров, иллюстрирующих простейшие способы ведения середины партии. Тест по ПК программе «Шахматная лесенка»

  7. Дебют. Определение дебюта, как подготовительной стадии к середине игры. Влияние дебюта на середину игры. Классификация дебютов. Основные принципы разыгрывания дебютов. Основные идеи итальянской партии. Тест по ПК программе «Шахматная лесенка»

  8. Миттельшпиль. Определение миттельшпиля как, основной части партии, когда закончено развитие фигур и соперники готовы начать штурм неприятельской крепости. Задача миттельшпиля – выбор плана действий пешечная или фигурная атака. Как готовить атаку на позицию короля. Создание слабостей в стане соперника. Размены. Эквивалентный размен. Тест по ПК программе «Шахматная лесенка»

  9. Эндшпиль. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Значение активности фигур в эндшпиле. Пешечные окончания: король и пешка против короля. Правило квадрата. Оппозиция. Цугцванг. Король и пешка против короля и пешки. Отдаленная проходная пешка. Защищенная проходная пешка. Пешечный прорыв. Ферзь против пешки. Ладейные окончания: король, ладья и крайняя пешка против короля и ладьи. Принцип Тарраша (ладья сзади пешки). Позиция Филидора. «Мостик». Практические занятия: упражнения на овладение простейшими эндшпильными приемами посредством расчета и нахождения типичных эндшпильных идей в специально подобранных примерах. Тест по ПК программе «Шахматная лесенка»

  10. Классификационные соревнования. Анализ сыгранных партий и типовых позиций. Участие юных шахматистов в классификационных соревнованиях. Разбор сыгранных партий с преподавателем.

  11. Проведение руководителем шахматного кружка сеансов одновременной игры (в том числе тематической по итальянской партии) с последующим разбором партий с кружковцами.

  12. Конкурс решений задач, этюдов и нахождения комбинаций. Понятие о шахматной композиции. Правила проведения конкурсов решений задач, этюдов и нахождения комбинаций. Практические занятия: Решение задач, этюдов, нахождение комбинаций, связанных по своему содержанию с темами «Тактика, эндшпиль».

  13. Заключительное занятие. Подведение итогов года. Награждение лучших воспитанников. Рекомендации на период летних отпусков.


Способы отслеживания и контроля результатов.

Знать:

  • названия фигур и ходы,

  • основные правила игры в дебюте,

  • основные правила турнирного поведения

Уметь:

  • ставить мат ладьей одинокому королю

  • правильно разыгрывать первые ходы дебюта

  • правильно обороняться в простом эндшпиле

Навык:

  • частичной записи партии

  • игры с часами.

Критерии оценки специальных умений и навыков воспитанников:

В скобках оценка по компьютеру решение тестовых заданий.



Тема

Уровень

Оптимальный «5» (80–100%)

Достаточный «4» (65–80%)

Допустимый «3» (50–65%)

Критический «2» (0–50%)

1–ый год обучения

1.

Вводное занятие

Осознает роль шахмат и перспективности изучаемой дисциплины. Владеет правилами техники безопасности.

Осознает практическую полезность приобретаемых знаний.

Знает правила техники безопасности.

Проявил интерес к занятиям шахматами. Знает правила безопасности, но в обсуждении не участвует.

Не может работать самостоятельно, не знает правил ТБ.

2

История развития шахмат. Первые упоминания о шахматах в нашем крае.

Проявляет большой интерес к теме.

Имеет свои дополнения по теме. Активно участвует в обсуждении. Участвует в сборе материалов для соцпроекта

Проявляет интерес к теме.

Имеет дополнения по теме. Участвует в обсуждении. Знает о соцпроекте.

Проявляет слабо выраженный интерес к теме. В обсуждение не участвует.

Интерес к теме не проявляет.

Ни на один вопрос по теме не отвечает.

3

Перво–

начальные понятия.

Быстро усваивает первоначальные понятия. Названия фигур. Ходы шахматных фигур.

Отлично знает строение доски и применяет знания при ответах. Тест по программе «Шахматная лесенка»

Усваивает первоначальные понятия. Названия фигур. Ходы шахматных фигур.

Знает строение доски и применяет знания при ответах. Тест по программе «Шахматная лесенка»

Медленно усваивает первоначальные понятия. Названия фигур. Ходы шахматных фигур.

С трудом запоминает строение доски и не может применять знания при ответах. Тест по программе «Шахматная лесенка»

Не может запомнить первоначальные понятия и выполнять практические задания без посторонней помощи.

. Тест по программе «Шахматная лесенка»

4

Тактика

Промежуточная аттестация

Усвоил понятие тактика. Понял определение комбинации. Познакомился с основными тактическими приемами. Решает простые задачи мат в один ход.

Промежуточная аттестация по тест ШШ

Усвоил понятие тактика и определение комбинации. Знаком с 1–2мя тактическими приемами.

Решает простые задачи мат в один ход, но допускает ошибки.

Промежуточная аттестация по тест ШШ

Понятие тактика усвоил с трудом. Не может применять в игре без помощи преподавателя.

Решает простые задачи мат в один ход с помощью преподавателя

Промежуточная аттестация по тест ШШ

Не знает понятие тактика. Не понимает смысла комбин. Не знаком с тактическими приемами. И не умеет применять приемы в игре.

Промежуточная аттестация по тест ШШ

5

Стратегия





Понял определение стратегии.

Знает основные принципы разыгрывания середины партии. Решает простейшие задачи.


Понял определение стратегии.

Знает основные принципы разыгрывания середины партии. Решает простейшие задачи с помощью педагога.


Не понял определение стратегии. Основные принципы разыгрывания середины партии знает нечетко. Не может решать простейшие задачи.


Не знает определение стратегии. Не знает основные принципы разыгрывания середины партии. Не может решить простейшей задачи.

6

Дебют

Знает, определение дебюта. Может назвать основные принципы разыгрывания дебюта. Грамотно разыгрывает начало партии.

Знает, определение дебюта. Может назвать основные принципы разыгрывания дебюта. разыгрывает начало партии с ошибками.


Путается в определение дебюта. Не может назвать основные принципы разыгрывания дебюта. Начало партии разыгрывает по наитию.


Не знает, определение дебюта. Не может назвать основные принципы разыгрывания дебюта. Начало партии разыграть не может.

7

Миттель–шпиль.

Знает основные принципы разыгрывания середины партии.

Решает простейшие задачи миттельшпиля.

Знает основные принципы разыгрывания середины партии.

Решает простейшие задачи миттельшпиля с помощью педагога.

Путает основные принципы разыгрывания середины партии.

Не готов решать простейшие задачи миттельшпиля

Не знает основные принципы разыгрывания середины партии.

Не решает простейшие задачи миттельшпиля.

8

Эндшпиль

Знает определение эндшпиля.

Отлично владеет навыком матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем, одной ладьей.

Проводит одну пешку.

Знает определение эндшпиля.

Владеет навыком матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем.

Проводит две пешки.

Не знает определение эндшпиля.

матование одинокого короля двумя ладьями только с помощью педагога.

Проводит две пешки с помощью педагога.

Не знает определение эндшпиля.

Не знает матование одинокого короля двумя ладьями

Не проводит две пешки с помощью педагога.

9.

Квалификационные соревнования.

Знает правила проведения разрядных соревнований. Знает права и обязанности участников соревновании владеет навыком записи партии. Самостоятельно восстанавливает партию от дебюта до эндшпиля.

Выполнил норму 4–3 разряда.

Знает правила проведения разрядных соревнований. Знает права и обязанности участников соревновании владеет навыком записи партии. Восстанавливает партию от дебюта до эндшпиля с помощью педагога.

Выполнил норму 4 разряда.

Путает правила проведения разрядных соревнований. Не владеет навыком записи партии. Не может восстановить партию

Не выполнил норму 4 разряда.

Не знает правила проведения разрядных соревнований. Не владеет навыком записи партии. Не умеет записывать партию.

Не выполнил норму 4 разряда.

10

Сеансы одновременной игры.

Знает правила проведения одновременной игры. Соблюдает дисциплину. При игре с полным набором фигур способен удерживаться более 20 ходов.

Знает правила проведения одновременной игры. Соблюдает дисциплину. При игре с полным набором фигур способен удерживаться более 15 ходов.

Не знает правила проведения одновременной игры. Не соблюдает дисциплину. При игре с полным набором фигур не способен удерживать позиции до 15 ходов.

Не знает правила проведения одновременной игры. Не соблюдает дисциплину. Участвовать в сеансе не готов.

11

Конкурсы решения задач.

По тестам на ПК

По тестам на ПК

По тестам на ПК

По тестам на ПК

12

Заключи–тельное занятие.

Рекомендуется план самостоятельной работы на летний период

Рекомендуется план самостоятельной работы на летний период

Рекомендуется план самостоятельной работы на летний период.

Предлагается дополнительная работа, а также помощь педагога.


Календарно–тематический план

занятия

№ темы раздела

Раздел, тема занятия

Кол–во

часов

Методы, формы, приемы

Оборудование

Демонстрационный

материал

Инструментарий контроля ЗУН

1.

1

2.

Вводное занятие

Основы техники безопасности


2

Тип занятия– обобщения и систематизации.

Плакаты, буклеты

КОС

2

2

История шахмат. Легенда о происхождении шахмат.

2

Групповая, словесный метод

Плакаты, буклеты

словесный

3

2

История шахмат. Шахматы в Древней Руси.

2

Групповая, словесный метод

компьютер

словесный

4

3

Первоначальные понятия. Доска

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

5

3

Первоначальные понятия. Доска

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

6

3

Первоначальные понятия. Фигуры.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

7

3

Первоначальные понятия. Фигуры.

2


Индивидуально–групповая

Компьютер

Контроль на ПК

8

3

Первоначальные понятия. Позиция.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

9

3

Первоначальные понятия. Позиция.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

10

3

Первоначальные понятия. Ходы фигур. Ладья. Слон.

2

Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

11

3

Первоначальные понятия. Ходы фигур. Ладья. Слон.

2

Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

12

3

Первоначальные понятия. Ходы фигур. Ферзь. Конь.

2

Индивидуально–групповая

Компьютер

Контроль на ПК

13

3

Первоначальные понятия. Ходы фигур. Ферзь. Конь.

2

Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

14

3

Первоначальные понятия. Ходы фигур. Король. Пешка.

2

Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

15

3

Первоначальные понятия. Ходы фигур. Король. Пешка.

2

Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

16

3

Первоначальные понятия. Стоимость шахматных фигур.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

17

3

Первоначальные понятия. Стоимость шахматных фигур.

2

Индивидуально–групповая

Компьютер

Контроль на ПК

18

3

Первоначаль. понятия. Ходы фигур. Роль короля. Шах и мат.

2

Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

19

3

Первоначаль. понятия. Ходы фигур. Роль короля. Шах и мат.

2

Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

20

3

Первоначальные понятия. Рокировка. О–О

2

Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

21


Компьют. тестирование по начальным понятиям

2

Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

22

4

Основы тактики. Задачи. Мат в 1 ход.

2

Индивидуально–групповая

Компьютер

Контроль на ПК

23

4

Основы тактики. Задачи. Мат в 1 ход.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

24

4

Основы тактики. Задачи. Мат в 1 ход.

2

Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

25

4

Основы тактики. Задачи. Мат в 1 ход.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

26

4

Основы тактики. Задачи. Мат в 1 ход.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

27

4

Основы тактики. Задачи. Мат в 1 ход.

2


Индивидуально–групповая

Компьютер

Контроль на ПК

28

4

Основы тактики. Задачи. Мат в 1 ход.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

29

4

Основы тактики. Задачи. Мат в 1 ход.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

30

4

Основы тактики. Задачи. Мат в 1 ход.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

31

4

Основы тактики. Пат.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

32

4

Основы тактики. Пат.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

33

4

Основы тактики. Пат.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

34

4

Основы тактики. Вечный шах.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

35

4

Основы записи партии. Шахматная нотация.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

36

4

Шахматная нотация.

2


Индивидуально–групповая

Компьютер

Контроль на ПК

37

4

Шахматная нотация.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

38

5

Король и фигура против одинокого короля.

2

Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

39

5

Король и ферзь против одинокого короля.

2

Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

40

5

Король и ладья против одинокого короля.

2

Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

41

5

Король и легкая фигура против одинокого короля.

2

Индивидуально–групповая

Компьютер

Контроль на ПК

42

5

Поведение во время игры.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

43

6

Как начинать партию. Захват центра.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

44

6

Как начинать партию. Быстрейшее развитие сил.

2

Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

45

6

Как начинать партию. Правильное пешечное построение

2

Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

46

6

Как начинать партию. Укрытие короля.

2

Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

47

7

Что делать в середине игры. Сильная, слабая фигура.

2

Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

48

7

Что делать в середине игры. Атака на позицию короля.

2

Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

49

7

Основы стратегического мышления. Устойчивость внимания.

2

Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

50

7

Основы стратегического мышления. Распределение внимания.

2

Индивидуально–групповая

Компьютер

Контроль на ПК

51

7

Основы стратегического мышления. Оперативная память.

2

Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

52

7

Основы стратегического мышления. Воображение.

2

Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

53

7

Основы стратегического мышления. Логика.

2

Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

54

7

Основы стратегического мышления. Смекалка.

2

Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

55

7

Основы стратегического мышления. Творчество.

2

Индивидуально–групповая

Компьютер

Контроль на ПК

56

8

Мат ферзем.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

57

8

Мат ферзем.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

58

8

Мат двумя ладьями.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

59

8

Мат двумя ладьями.


2

Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

60

8

Мат ладьей.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

61

8

Мат ладьей.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

62

8

Знакомство с матом легкими фигурами.

2

Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

63

8

Знакомство с матом легкими фигурами.

2

Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

64

8

Знакомство с матом легкими фигурами.

2

Индивидуально–групповая

Компьютер

Контроль на ПК

65

8

Ферзь против пешки.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

66

8

Ферзь против пешки.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

67

8

Ферзь против слона.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

68

8

Ферзь против слона.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

69

8

Ферзь против коня.

2


Индивидуально–групповая

Компьютер

Контроль на ПК

70

8

Ферзь против коня.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

71

8

Ферзь против ладьи.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

72

8

Ферзь против ладьи.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

73

8

Ладья против пешки.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

74

8

Ладья против пешки.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

75

8

Ладья против легкой фигуры.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

76

8

Ладья против легкой фигуры.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

77

8

Проведение пешки.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

78

8

Проведение пешки.


2

Индивидуально–групповая

Компьютер

Контроль на ПК

79

6

Основы дебюта. Игра с начальной позиции.

2

Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

80

6

Игра с начальной позиции.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

81

8

Игра в пешечных окончаниях.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

82

8

Игра в пешечных окончаниях.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

83

8

Игра в коневых окончаниях.

2


Индивидуально–групповая

Компьютер

Контроль на ПК

84

8

Игра в коневых окончаниях.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

85

8

Игра в слоновых окончаниях.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

86

8

Игра в слоновых окончаниях.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

87

8

Игра в ладейных окончаниях.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

88

8

Игра в ладейных окончаниях.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

89

8

Игра в ферзевых окончаниях.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

90

8

Игра в ферзевых окончаниях.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

91


10

Сеансы одновременной игры.

2

Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

92

10

Сеансы одновременной игры.

2


Индивидуально–групповая

Компьютер

Контроль на ПК

93

10

Сеансы одновременной игры.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

94

10

Сеансы одновременной игры.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

95

10

Сеансы одновременной игры.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

96

10

Сеансы одновременной игры.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

97

11

Конкурс решения задач.

2


Индивидуально–групповая

Компьютер

Контроль на ПК

98

11

Конкурс решения задач.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

99

11

Конкурс решения задач.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

100

11

Конкурс решения задач.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

101

11

Конкурс решения задач.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

102

11

Конкурс решения задач.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

103

9

Квалификационные соревнования.

2


Индивидуально–групповая

Компьютер

Контроль на ПК

104

9

Квалификационные соревнования.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

105

9

Квалификационные соревнования.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

106

9

Квалификационные соревнования.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

107

9

Квалификационные соревнования.

2


Индивидуально–групповая

компьютер

Контроль на ПК

108

12

Заключительное занятие.

2


беседа

компьютер

словесные

Контрольно-измерительный материал

Первое полугодие

Поставь правильно доску.

Расставь фигуры.

Покажи центр.

Захвати центр пешками.

Атакуй центр фигурами.

Спрячь короля.



Второе полугодие

Подключи к атаке тяжёлые фигуры.

Определи фланги.

Разменяй фигуры.

Проведи пешку.

Мат ферзём и королем.

Мат двумя ладьями.


Учебно–методическое обеспечение.


Для достижения высокого качества обучения необходимо следующее материально – техническое обеспечение:


  1. Шахматы – 1 комплект на 2 обучающихся (10 шт).

  2. Шахматные часы – 1 комплект на 2 обучающихся (10 шт).

  3. Демонстрационная доска – 1 шт.

  4. Проектор.


Организационное обеспечение:


  1. Занятие не менее 3х раз в неделю для каждого ребенка.

  2. Учебные внутрикружковые турниры 1 раз в неделю.

3. Турниры городские 1 раз в 2 месяца.


Компьютерные обучающие программы:


  1. «Динозавры учат шахматам»;

  2. «Большое шахматное путешествие»;

  3. «Шахматы: от простого к сложному»;

  4. «Шахматная лесенка»;

  5. «Шахматная тактика для начинающих».



Дидактический материал:


  1. Набор карточек к теме «Линейный мат»;

  2. Набор карточек к теме «Мат ферзем»;

  3. Набор карточек к теме «Мат ладьей»;

  4. Рекомендации «Что нужно делать в дебюте»;

  5. Памятка «Главные правила сильного шахматиста»;

  6. Памятка «Если у тебя материальное преимущество…»;

  7. Набор карточек к теме «Тактические приемы».


Игровые серверы

  • Обзор игровых серверов

  • Шахматная планета

  • Internet Chess Club (ICC)

  • Шахматный клуб "Берег"

  • Internet Chess Kingdom (ICK)

  • Free Chess

  • Chess21

  • Chess-World.Net

  • Белорусский шахматный клуб

  • Рейтинговые турниры (шахматы и другие интеллектуальные игры)

  • Бесплатный Интернет-сервер заочной игры

  • Сайт серверных шахмат

  • Бесплатный cервер Blubbie - играйте и читайте новости!

  • Игра по переписке и в блиц, форум, база данных

  • Chess and Mail

  • VINCO Online Games

  • Логические игры on-line для взрослых и детей - Шахматы

  • Internet Game Area - включает Шахматы

  • AjaxPlay.com - шахматы онлайн

  • Игра в шахматы онлайн (с компьютером)

  • Шахматный сервер Yourpot

  • Chesshotel - шахматы онлайн

  • Net Chess Server

  • Коллекция ссылок на игровые сервера + игра против программы

Шахматные порталы

  • Шахматный портал

  • WEBCHESS.RU

  • Еще один шахматный портал

  • Российский шахматный портал

  • Chessville - "шахматный город"

  • ChessMix

  • Всемирная Шахматная Сеть

  • Виртуальное Сообщество Шахматистов

  • igame.ru

  • ChessClown. Шахматный онлайн клуб

  • Chess for Charity. Выигрывайте призы, чтобы тратить их на благотворительность

Шахматные головоломки

  • Ход конём


Список литературы для педагога


  1. Журавлев Н.И. Шахматы. Шаг за шагом / Н.И. Журавлев. – М.: «Russian CHESS House/Русский шахматный дом», 2018.

  2. Костров В.В. Шахматный учебник для детей и родителей / В.В. Костров, Д.А. Давлетов. – В двух частях. – 1 часть. – Спб: Литера, 2019.

  3. Костров В.В., Давлетов Д.А. Шахматный учебник для детей и родителей. – В двух частях. – 2 часть. – Спб: Литера, 2018.

  4. Лобач П. Методика преподавания шахмат. От простого к сложному, 2018.

  5. Майзелис И.Л. Шахматы. Самый популярный учебник для начинающих / П. Лобач. – М.: «Russian CHESS House/Русский шахматный дом», 2017.

  6. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И.Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017.

  7. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И.Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018.


Список литературы для обучающихся


  1. Кинг Д. Шахматы. От первого хода до победы / Д. Кинг. – М.: ООО Астрель: ООО АСТ, 2011.

  2. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно–белые чудес и тайн полны. – В двух частях. Часть 1. – 2–е изд. / И.Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017.

  3. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно–белые чудес и тайн полны. – В двух частях. Часть 2. – 2–е изд. / И.Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018.

Компьютерные программы:

  1. «Шахматы в сказках»

  2. «Шахматная лесенка»

  3. «Тактика для начинающих»

  4. «Шахматная школа для 4–2 разрядов»

  5. «Энциклопедия дебютных ошибок»

  6. «СТ–АРТ 3.0»

  7. «Стратегия 3.0»

  8. «Шахматная стратегия»

  9. «Учебник по эндшпилю»

  10. «Шахматный университет»

  11. «Энциклопедия миттельшпиля» (1 и 2 части)

  12. «Практикум по эндшпилю»

  13. «Этюды для практиков 2.0»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!