СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности. Мини футбол. Срок реализации 3 года.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности.Мини футбол. Срок реализации 3 года.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности. Мини футбол. Срок реализации 3 года.»

Управление образования администрации муниципального образования

«Черняховский городской округ»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Привольненская средняя общеобразовательная школа»











ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


«МИНИ-ФУТБОЛ»


Возраст обучающихся: 10-15 лет

Срок реализации программы: 3 года








Автор-составитель:

Казанцев Алексей Юрьевич,

педагог дополнительного образования







пос. Привольное, 2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мини-футбол» имеет физкультурно-спортивную направленность. Модифицирована и разработана на основе авторской программы В. И. Ляха «Физическая культура 5-9 классы», Москва «Просвещение» 2016 г. и программы Колодницкого Г.А. «Внеурочная деятельность учащихся «Футбол», Москва «Просвещение» 2011г.

Программа по своей направленности является физкультурно-спортивной где занимаются общеразвивающими, беговыми упражнениями, изучают приёмы владения мячом и элементы футбольной игры.

        Футбол - наиболее доступное, а следовательно, массовое средство физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения. Эта поистине народная игра пользуется популярностью у взрослых, юношей и детей.

Игра в футбол (мини-футбол) направлена на всестороннее физическое развитие и способствует  развитию быстроты, ловкости, выносливости, силы и прыгучести,
совершенствованию необходимых в жизни  морально-волевых качеств.

В основе игры в футбол(мини-футбол)  лежит борьба двух коллективов, игроки которых объединены общей целью - победой. Стремление к достижению победы приучает футболистов к коллективным действиям, к взаимопомощи, воспитывает чувство дружбы и товарищества.

Новизна программы состоит в том, что помогает адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям ребёнка, создать условия для максимального раскрытия творческого потенциала, комфортных условий для развития и формирования талантливого ребёнка.Упражнения с мячами динамичны и эмоциональны, способствуют развитию силы, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, быстроты простой и сложной двигательной реакции, требуют проявления находчивости, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биодинамической рациональности.

                Разнообразие технических и тактических действий игры в футбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она рассчитана на школьников, которые никогда не занимались в спортивной секции. Специфика предлагаемой деятельности детей обусловлена тем, что, занимаясь определенным видом спорта, все ребята обязательно занимаются общефизической подготовкой, это предусмотрено при занятиях любым видом спорта. Однако общефизические упражнения, используемые при проведении учебных тренировок, создают дополнительную нагрузку на организм ребенка, требуют от него дополнительных физических усилий. Проведение общефизической подготовки в форме занятий по плаванию создает дополнительные возможности для совершенствования разно- сторонней физической подготовленности ребят. Программа по футболу ориентирована на применение широкого комплекса упражнений, направленных на гармоничное совершенствование основных физических качеств.

Адресат программы: В секцию принимаются все желающие обучающиеся данного возраста, прошедшие медицинский осмотр и допущенные врачом к занятиям избранного вида физкультурно-спортивной деятельности.

Режим занятий учебной группы 1-го года обучения включает 1-но разовое занятие в неделю, продолжительностью 1 час каждое. Количественный сос-тав группы составляет 17 человек.

Программа направлена на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности, развитие таких физических качеств, как быстрота, сила, выносливость, координация движений и гиб-кость. Реализация программы осуществляется таким образом, что наиболее успешные воспитанники, закончившие обучение, имеют возможность перехода и дальнейшего обучения в спортивных школах. Объем и срок освоения программы: Срок освоения программы – 3 года.

Общее количество – 35 часов, временная продолжительность - 1 год.

На полное освоение программы на 3 года обучения потребуется 105 часов.

Форма обучения: Очная (обязательное изучение теоретических и практических частей программы).

Формы организации обучения: групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах, подгрупповая.

Формы занятий: На занятиях занимающиеся знакомятся с основами техники и тактики футбола. Ребята отрабатывают технику и тактику игры футбола, совершенствуют ее. Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности.

В занятиях с учащимися 10—15 лет целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения, технику передач и учебно-тренировочные игры, поэтому на эти разделы программы отводится большее количество часов.

Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировки в пространстве. Игра в футбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.



Цель программы: приобщить детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни.

Задачи программы:

1. Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей и подростков. Закаливание детей.

2. Овладение воспитанниками спортивной техникой и тактикой футбола.

3. Воспитание высоких моральных и волевых качеств; развитие специальных физических качеств личности.

4. Приобретение практических навыков и теоретических знаний в области футбола, а также соблюдение общей и частной гигиены и осуществление самоконтроля. 5. Содействие гармоничному развитию личности; содействие воспитанию нравственных и волевых качеств у учащихся; 6.Привитие навыков здорового образа жизни; 7.Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физически-ми упражнениями. 7.Приобретение теоретических знаний в области физической культуры и спорта.; 8.Умения выполнять технические приемы мини-футбола в соответствии с возрастом. 9.Играть в мини-футбол, применяя изученные тактические приемы. 10.Повысить результативность участия в городской спартакиаде школьников.

Наряду с практическими занятиями, проводятся и теоретические занятия. Программа построена по принципу изучения, и повторения объема знаний, умений и навыков. Занятия проводятся в форме физкультурных занятий, теоретической подготовки, проведения культурно - массовых мероприятий, соревнований, бесед, конкурсов, игр, помогающих развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования. В ходе проведения занятий используется, в том числе и индивидуальный подход. На занятиях по возможности используются технические средства (видео, наглядные пособия и др.)

Принципы отбора содержания:

Материал программы представлен в четырех разделах: Раздел 1. «Охрана труда и техника безопасности» Раздел 2. Общая физическая подготовка; Раздел 3. Специальная физическая подготовка; Раздел 4. Техническая подготовка», «Тактическая подготовка» и «Интегральная тренировка» Раздел 5 «Соревновательная подготовка», «Контрольные нормативы»

Раздел 1«Охрана труда и техника безопасности» знакомит занимающихся с основными правилами техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях, спортивно – массовых мероприятиях, формирует навыки страховки и самостраховки. Учит обеспечению личной безопасности во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом. Раздел 2 «Общая физическая подготовка» содержит материал, реализация которого формирует у детей общую культуру движений, укрепляет здоровье, содействует развитию разносторонних умений и навыков, развивает основные физические качества. Разделе 3 «Специальная физическая подготовка» представлен материал с учетом характера игровой деятельности, способствующий приобретению умений игры мини-футбол и эффективному их использованию в этой деятельности, развивающий всесторонние способности, а также всевозможные сочетания этих групп способностей, у занимающихся не только при работе с мячом, но и без мяча. Разделы 4 «Техническая подготовка», «Тактическая подготовка» и «Интегральная тренировка» включают в свое содержание различные средства физической культуры направленные на формирование и развитие жизненно-важных двигательных навыков и умений. Специальные упражнения (индивидуальные, групповые и игровые упражнения с мячом) позволяют избирательно решать задачи обучения в отдельных элементах техники, их вариативности, различных связок и фрагментов игровой деятельности. Раздел 5 «Соревновательная подготовка», «Контрольные нормативы» содержит всю совокупность технических приемов в условиях комплексного проявления основных физических качеств и тактических действий. Содержит подбор упражнений, выполнение которых позволяет тренеру определить степень усвоения учебного материала и уровень физического развития и подготовленности занимающихся. При подборе упражнения по видам подготовки обязательно соблюдение педагогических принципов от простого к сложному, от известного к неизвестному на которых строится учебно-тренировочный процесс, дающий возможность последовательно от года к году обучать детей новым, более сложным двигательным действиям.


Краткая характеристика основных физических качеств.


1.СФП(специальная физическая подготовка)основывается на базе основной, достаточной высокой физической подготовленности занимающихся. Она предполагает развитие таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость. Таким образом, главной задачей СФП является улучшение деятельности всех систем организма юных футболистов, необходимых для совершенствования игровых двигательных навыков и умений, являющихся ведущими звеньями основных технических вариантов в атаке и обороне.

1.Развитие быстроты.

Специальные упражнения для развития быстроты:

- упражнения для развития стартовой скорости: по сигналу рывки на 5-10 м из различных исходных положений (стоя лицом, боком, спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, седа);                                                                      

- упражнения для развития дистанционной скорости: ускорения на 15м,30м, бег «змейкой» между расставленными в различном положении стойками для обводки;                                                                                                                             - бег с быстрым изменением скорости: после быстрого бега резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить новый рывок в том же или другом направлении;  

- бег на 10-15 метров из положения, сидя, лежа, бега на месте;

- бег на 15м, 30м, 60м без мяча и с мячом;  

- бег с изменением направления до 180 градусов;

- бег боком и спиной вперед (наперегонки);    

- обводка стоек на время (скорость);      

- рывок с последующим ударом по воротам;

- челночный бег  2х10м, 4х5м, 2х15м, 4х10м;

- ведение мяча - рывок с мячом - остановка- рывок с мячом в другом направлении.

2.Развитие выносливости.

Специальные упражнения для развития выносливости:                                            

- игровые упражнения с мячом большей интенсивности (трое против трех, четверо против четырех, пятеро против пятерых);                                                        

- двусторонние тренировочные игры с увеличенной продолжительностью времени, а так же когда одна или обе команды играют в уменьшенном по численности составе;                                                                                                                  

3. Развитие ловкости.

Специальные упражнения для развития ловкости:- прыжки с разбега вверх толчком одной и двух ног, стараясь достать головой высоко подвешенный мяч, то же, выполняя в прыжке поворот направо и налево;                                                                                                                          - имитация ударов ногами по воображаемому мячу в прыжке;                                    

- жонглирование мячом, чередуя удары различными частями стопы, бедра, головой;  

- прыжки с разбега вверх, стараясь достать подвешенный мяч ногой, головой, то же, выполняя в прыжке поворот на 180 градусов;

- прыжки вверх с места и разбега, выполняя удары по мячам, подвешенным на различной высоте;                                                                                                            

- эстафеты с элементами акробатики;  

- кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо;  

- подскоки и прыжки после приседания без отягощения и с отягощением;  

- прыжки на одной и двух ногах с продвижением, с преодолением препятствий;

- удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность;          

- толчки плечом партнера;

- подвижные игры «Живая цель», «Салки с мячом».

2.ТЕХНИКА ИГРЫ В МИНИ-ФУТБОЛ.

1.Техника передвижения.

-  бег по прямой, изменяя скорость и направление приставным и скрестным шагом (влево и вправо).                                                                                                  

- прыжки вверх толчком двух ног с места и толчком одной и двух ног с разбега.                                                                                                                         - повороты во время бега налево и направо.                                                              

- остановки во время бега  выпадом и прыжками.

2.Техника ударов по мячу ногой.

- удары правой и левой ногой внутренней и внешней частью подъема по неподвижному и катящемуся навстречу справ и слева мячу.

- выполнение ударов после остановки, ведения и рывка, посылая мяч низом и верхом, на короткое и среднее расстояние.

- удар по летящему мячу внутренней стороной стопы.  

- удары на точность: в ноги партнеру, в ворота, цель, на ходу двигающемуся партнеру.

- удары: серединой и внешней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу, подъемом по прыгающему и летящему мячу, удары на дальность и точность, по катящемуся и летящему мячу различными способами с поворотом до 180 градусов и в прыжке.                                                                                                                       3.Техника ударов по мячу головой.

- удары серединой лба: без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу; направляя мяч в обратном направлении и в стороны; посылая мяч верхом или вниз, на среднее и короткое расстояние; удары на точность: в определенную цель на поле, в ворота, партнеру.                  

- удары боковой частью лба: без прыжка и в прыжке, с места и с разбега; с пассивным и активным сопротивлением; с поворотом налево и направо.

4. Техника остановки мяча.

- остановка  подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча на месте и в движении вперед и назад, подготавливая мяч для последующих действий.

- остановка внутренней стороной стопы и грудью летящего мяча на месте и в движении вперед и назад, опуская мяч в ноги для последующих действий.

- остановка подошвой, внутренней и внешней стороной стопы катящегося мяча с поворотом налево и направо.

- остановка грудью летящего мяча с поворотом в сторону.

- остановка мяча изученными способами, находясь в движении с последующим ведением или передачей мяча.

- остановка мяча изученными способами с поворотом на 180градусов, выводя мяч на удобную позицию для последующих действий.

- остановка опускающегося мяча бедром.

5.Техника ведения мяча.

- ведение внешней и внутренней частью подъема и внутренней частью стопы правой и левой ногой поочередно.

- ведение внешней и внутренней частью подъема, внутренней частью стопы по прямой изменяя направление, бег между стоек и движущихся партнеров.

- ведение внешней и внутренней частью подъема и внутренней частью стопы, изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя контроль над мячом.

- ведение серединой подъема и носком.

- ведение мяча всеми изученными способами, увеличивая скорость движения, с обводкой движущихся и противоборствующих соперников, затрудняя для них подступы к мячу, закрывая мяч телом.

- совершенствование всех способов ведения, увеличивая скорость движения, выполняя обводку и рывки.

6.Техника обманных движений (финты). Обучение финтам.

7.Техника отбора мяча.

- обучению умению выбрать момент для отбора мяча.

- перехват мяча.

- в отбор мяча в единоборстве с соперником, владеющим мячом.

- отбор в подкате, выбивая и останавливая мяч ногой.

д) отбор мяча, толкая соперника плечом.

8.Техника выбрасывания мяча из-за боковой линии.

- выбрасывание с места из положения ноги в месте и шага.

- вбрасывание мяча на точность: под правую и левую ногу партнера, на ход партнеру.

- вбрасывание мяча из-за боковой линии с места из положения параллельного расположения ступней ног.

-вбрасывание на точность и дальность.

-вбрасывание изученными способами разбега.

9.Техника игры вратаря.

- основная стойка вратаря.

- передвижение в воротах без мяча в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах.

- ловля;

летящего на встречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке;

- катящегося и низко летящего на встречу и несколько в сторону мяча без падения;

- высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка и в прыжке (с места и разбега);

- катящегося и летящего в сторону низкого, на уровне живота, груди с падением, перекатом;

- катящегося и летящего на различной высоте мяча на выходе из ворот без падения, с падением, в броске;

- опускающегося мяча;

- быстрый подъем с мячом на ноги после падения.

- отбивание мяча:

- одним кулаком без прыжка и в прыжке (с места и разбега);

- в сторону, за линию ворот ладонями, пальцами рук в броске мячей, летящих и катящихся в сторону вратаря;

- кулаком  в прыжке на выходе из ворот.

- бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность.

- выбивание мяча:

- ногой с земли (по неподвижному мячу);

- с рук (с воздуха по выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность.

- перевод мяча через перекладину ворот ладонями (двумя, одной) в прыжке.

и) действие вратаря против вышедшего на ворота с мячом соперника-выход из ворот на сближение с соперником, бросок в ноги, повторный бросок на мяч.

- совершенствование броска рукой и выбивания мяча ногой с земли и с рук на точность и дальность.

3.ТАКТИКА ИГРЫ В МИНИ-ФУТБОЛ.

1.Тактика нападения.

а) индивидуальные действия без мяча:

- правильное расположение на футбольном поле;

- умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие партнеров и соперника;

- выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча.

б) индивидуальные действия с мячом:

- целесообразное использование изученных способов ударов по мячу;

- применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча;

- определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения;

- применение различных видов обводки (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации;

- уметь оценивать целесообразность той или иной позиции, своевременно занимать наиболее выгодную позицию для получения мяча;

- эффективно использовать изученные технические приемы, способы и разновидности для решения тактических задач в зависимости от игровой ситуации;

-уметь маневрировать на поле, «открываться» для приема мяча, отвлекать соперника, создавать численное преимущество на отдельном участке поля за счет скоростного маневрирования по фронту и подключения из глубины оборины;

-уметь из нескольких возможных решений, данной игровой ситуации необходимо выбрать одно, наиболее правильное и рационально использовать изученные технические приемы.

в) групповые действия (взаимодействие двух и более игроков):

- уметь точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнеру, на свободное место, на центр;

- уметь точно и своевременно выполнить короткую или среднюю передачи, лицом или верхом;

- комбинация «игра в стенку»;

-  уметь выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном или свободном ударах, вбрасывании мяча (не менее одной по каждой группе);

- уметь взаимодействовать с партнером при равном соотношении и численном превосходстве соперника, используя короткие и средние передачи (комбинация в парах « стенка», «скрещивание», пропуск мяча»);

- уметь начинать и развивать атаку из стандартных положений;

- уметь взаимодействовать с партнером при организации атаки с использованием различных передач: на ход ноги, в ноги, коротких, средних, длинных, продольных, поперечных, диагональных, низом, верхом;

- игра в одно касание;

- уметь менять фланг атаки путем точной длинной передачи на свободный то игроков соперника фланг;

- уметь правильно взаимодействовать на последней стадии развития атаки вблизи ворот противника;

- совершенствование игровых и стандартных комбинаций.

г) командные действия:

- уметь выполнять основные обязанности в атаке на своем игровом месте, играя по избранной тактической системе в составе команды;

- расположение и взаимодействие игроков при атаке флангом и через центр;

- организация быстрого и постепенного нападения  по избранной тактической системе;

- уметь взаимодействовать с партнерами при разном числе нападающих, внутри линий и между линиями.

2.Тактика защиты.

а) индивидуальные действия:

- правильно выбрать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т.е. осуществлять «закрывание»;

- правильно выбрать момент и способ действия (удар или остановка) для перехвата мяча;

- умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным способом;

- умение противодействовать маневрированию, т.е. осуществлять «закрывание» и препятствовать сопернику в получении мяча;

- совершенствование умения в «перехвате» мяча;

- уметь в зависимости от игровой обстановки применять отбор мяча изученным способом;

- уметь противодействовать передаче, ведению и удару по воротам.

б) групповые действия:

- уметь противодействовать комбинации «стенка»;

- взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций;

-уметь взаимодействовать в обороне при равном соотношении сил и при численном преимуществе соперника, осуществляя правильный выбор позиции и страховку партнеров;

- организация противодействия комбинациям «стенка», «скрещивание». «пропуск мяча»;

-  уметь взаимодействовать в обороне при выполнении противником стандартных комбинаций;

- организация и построение «стенки», комбинации с участием вратаря;

- совершенствовать правильный выбор позиции и страховку при организации противодействия атакующим комбинациям;

- взаимодействовать при создании искусственного положения «вне игры».

в) командные действия:

- уметь выполнять основные обязательные действия в обороне на своем игровом месте согласно избранной тактической системе в составе команды;

- организация обороны по принципу персональной и комбинированной защиты;

- выбор позиции и взаимодействия игроков при атаке противников флангом и через центр;

- организовать оборону против быстрого и постепенного нападения и с использованием персональной, зонной и комбинированной защиты;

- уметь быстро перестраиваться от обороны к началу и развитию атаки.

3.Тактика вратаря.

- уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах, а зависимости от « угла удара», разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнеру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот;

- уметь организовывать построение «стенки» при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот;

- уметь играть на выходах изворот при ловле катящегося по земле и летящих на различной высоте мячей;

- подсказывать партнерам по обороне, как занять правильную позицию;

- уметь выполнять с защитниками комбинации при введении мяча в игру от ворот;

- уметь выполнять введение мяча в игру, адресуя его свободному от опеки партнеру;

- уметь выбирать место (в штрафной площади) при ловле мяча на выходе и на перехвате;

- уметь точно определять момент для выхода из ворот и отбора мяча в ногах;

- уметь руководить игрой партнеров по обороне;

- уметь, вводя мяч в игру, организовать атаку;


Планируемые результаты

- Дети должны научиться совершенствовать технические приемы и тактические взаимодействия. - Учиться принимать решения по ходу игры. - Научиться  предотвращать причины травматизма при занятии мини-футболом. - Уметь  организовать самостоятельные занятия мини-футболом, а также, с группой товарищей; - Уметь организовывать и проводить соревнования по мини-футболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере и др.

Личностные результаты: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные результаты:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметные результаты:

— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физкультуры;

— излагать факты истории развития игры в футбол, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека;

— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении спортивных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;

— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

— выполнять технические действия из спортивных игр в футбол, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Воспитательная работа;

 Воспитание - способность у ребенка выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни.

На протяжении занятий с детьми, педагог решает задачу формирования личных качеств это: воспитание патриотизма, воспитание нравственных качеств (честность, доброжелательность, терпимость, коллективизм, дисциплинированность, самообладание) в сочетании с волевыми (настойчивость, смелость, упорство, терпеливость), воспитание трудолюбия, чувства прекрасного. Значимой фигурой в воспитательном процессе является педагог, оказывающий огромное воспитательное воздействие на обучающихся своим личным примером.

Значительное в воспитательной работе отводится соревнованиям, где особенно ярко проявляются личностные качества обучающегося. Необходимо фиксировать не только спортивные результаты учащихся, но и отмечать недостатки морально-психологической подготовленности, настраивать его как на достижение определенных результатов, так и на проявление морально-волевых качеств.

Основные задачи обучения.

  1. год. К концу учебного года учащиеся:

  2. Приобретают теоретические знания по всем разделам теоретической подготовки.

  3. Осваивают основные средства ОФП

  4. Осваивают основные приёмы игры в мини-футбол (перемещения, удары по мячу ногой, головой, остановки мяча, ведение мяча, обманные движения).

  5. Выполняют основные действия игры вратаря.

  6. Умеют ориентироваться в действиях с партнёрами и соперниками.

  7. Применяют изученные способы ударов по мячу и способы остановки мяча.

  8. Осваивают основы коллективной игры (взаимодействие двух и более игроков),

  9. Ориентируются при розыгрыше соперниками стандартной ситуации.

  10. Играют в мини-футбол.

  11. Осваивают основы судейской и инструкторской практики.



2-3 год. К концу учебного года учащиеся:

  1. Приобретают теоретические знания по всем разделам теоретической подготовки.

  2. Знают и применяют основы атакующих и защитных действий.

  3. Владеют следующими техническими приёмами: перемещения в сочетании с техникой владения мячом, удары головой в прыжке, ведение правой и левой ногой, изменение направления и ритм движения.

  4. Знают основные правила игры в мини-футбол.

  5. Применяют в практической игре: обманные движения и отбор мяча, групповые комбинации.

  6. Выполняют «финты» с учётом игрового места в составе команды.

  7. Умеют оценивать игровую ситуацию.

  8. Осуществляют переход от обороны к атаке.

  9. Выполняют простейшие комбинации в стандартных ситуациях.

  10. Умеют оценивать свои игровые действия.

  11. Осваивают действия вратаря (занимать правильную позицию при «угловом», «штрафном», свободном ударах вблизи своих ворот).

  12. Приобретают практику судейства игр.

  13. Играют в мини-футбол.

У детей повышается уровень функциональной подготовки. Улучшается координация движений, скорость перемещения, мобильность. Появляется мотивация к учебной деятельности.

Механизм оценивания образовательных результатов: зачеты по теоретическим основам знаний (ежегодно);

    • мониторинг личностного развития воспитанников (ежегодно);

    • диагностирование уровня физического развития, функциональных возможностей детей (ежегодно);

    • тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня сформированности технических умений и навыков (ежегодно);

    • анкетирование.

Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в межшкольных соревнованиях, в организации и проведении судейства внутришкольных соревнований. Контрольные итоги по технической и общефизической подготовке проводятся 2 раза в год (сентябрь, май).

Система диагностики – тестирование физических упражнений.










Содержание учебного плана 1 год обучения:


I.Основы знаний ( 3 часа)

Тема 1. Физическая культура и спорт в России. Развитие футбола в России и за рубежом.Спорт в России. Массовый характер спорта. Физическая культура в системе народного образования. Единая спортивная классификация и еѐ значение. Разрядные нормы и требования по футболу. Международное спортивное движение, международные связи российских спортсменов. Олимпийские игры. Выступление российских спортсменов на Олимпийских играх. Развитие футбола в России. Значение футбола в системе воспитания. Российские соревнования по футболу: чемпионат и кубок России. Участие российских футболистов в международных соревнованиях (первенство Европы, мира, Олимпийские игры). Российские и международные юношеские соревнования (чемпионат и Кубок России «Юность», чемпионаты Европы и мира). Современный футбол и пути его дальнейшего развития. Российский футбольный союз, ФИФА, УЕФА, лучшие российские команды, тренеры, игроки. (1час) Тема 2. Техника безопасности. Профилактика травматизма. (1час) Техника безопасности при занятиях футболом. Гигиена, закаливание, режим тренировочных занятий и отдыха. Питание, самоконтроль. Оказание первой помощи при травмах. Поведение на улице во время движения к месту занятия. Выбор места для проведения занятий и соревнований. Помощь при ушибах, растяжении. (1час) Тема 3. Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена. ( 1 час) Гигиена. Общее понятие о гигиене. Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, ногами. Гигиена полости рта. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ, баня, купание). Гигиена сна. Гигиенические основы режима учебы, отдыха и занятий спортом. Режим дня. Значение правильного режима для юного спортсмена. Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий по футболу. Закаливание. Значение закаливания для повышения работоспособности и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям, роль закаливания в занятиях спортом. Гигиенические основы, средства закаливания и методика их применения. Использование естественных природных сил ( солнца, воздуха, воды) для закаливания организма. Питание. Значение питания как фактора борьбы за здоровье. Понятие о калорийности и усвояемости пищи. Примерные суточные пищевые нормы футболистов в зависимости от объѐма и интенсивности тренировки и соревнований. Вредное влияние курения, употребления спиртных напитков, наркотиков на здоровье и работоспособность спортсменов.( 1 час) Тема 4. Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи. Спортивный массаж. (1 час)




II. Общая физическая подготовка (6 часов)


Общая физическая подготовка (развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости). 1). Строевые упражнения. Команды для управления строем. Понятие о строе, шеренге, колонне, флангах, интервале, дистанции, направляющем, замыкающем, о предварительной и исполнительной командах. Повороты на месте, размыкание уступами. Перестроение из одной шеренги в две, из колонны по одному в колонну по два. Перемена направления движения строя. Обозначения шага на месте. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Повороты в движении. 2). Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для и рук плечевого пояса. Сгибания и разгибания, вращения, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении. Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях. Упражнения для туловища. Упражнения на формирование правильной осанки. В различных положениях - наклоны, повороты, вращения туловища. В положении лежа – поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища. Упражнение для ног: различные маховые движения ногами, приседание на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями. Упражнения с сопротивлением. Упражнения в парах – повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, приседание с партнѐром, переноска партнѐра на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления. 3). Общеразвивающие упражнения с предметами. Упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча. Упражнения на месте ( стоя, сидя, лѐжа) и в движении. Упражнения в парах и в группах с передачами, бросками и ловлей мяча. Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседание. Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах с вращением скакалки вперѐд, назад; прыжки с поворотами, прыжки в полуприседе и в приседе. Упражнения с малыми мячами – броски и ловля мячей после подбрасывания вверх, удара о землю, в стенку. Ловля мячей на месте, в прыжке, после кувырка вперед в движении. 4). Акробатические упражнения. Кувырки вперед в группировке из упора присев, основной стойки, после разбега. Длинный кувырок вперѐд. Кувырки назад. Соединение нескольких кувырков. Перекаты и перевороты. 5). Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, сопротивлением, на внимание, координацию. Эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метание в цель. Бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов. 6). Легкоатлетические упражнения. Бег на 30, 60, 100, 400, 500, 800 метров. Кроссы от 1000 до 3000 метров (в зависимости от возраста), 6-минутный и 12-минутный бег. Прыжки в длину и высоту с места и с разбега. Тройной прыжок с места и с разбега. Многоскоки. Метание мяча на дальность и в цель. 7).Спортивные игры. Ручной мяч, баскетбол.


III. Техника игры (5 час)


1). Техника передвижения. Бег обычный, спиной вперед, скрестным и приставным шагом. Бег по прямой, дугами, с изменением направления и скорости. Прыжки: вверх, вверх - вперед, вверх- назад, вверх- вправо, вверх- влево, толчком двумя ногами с места и толчком одной и двумя ногами с разбега. Для вратарей – прыжки в сторону с падением «перекатом». Повороты переступанием, прыжком, на одной ноге; в стороны и назад; на месте и в движении. Остановка во время бега выпадом и прыжком. 2). Удары по мячу ногой. Удары внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъѐма, по неподвижному и катящемуся (навстречу, от игрока, справа и слева) мячу. Удары по прыгающему и летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъѐма. Удары внешней частью подъѐма. Выполнение ударов после остановки, рывков, ведения, обманных движений, посылая мяч низом и верхом на короткое с среднее расстояние. Удары на точность: в определенную цель на поле, в ворота, в ноги партнеру, на ход двигающемуся партнеру. 3). Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу. Удары на точность: в определѐнную цель на поле, в ворота, в ноги партнеру, на ход двигающемуся партнеру


IV. Тактика игры. (7 час.)


Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действия партнера и соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча


V. Тактика защиты. (6час)


Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т.е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение строить игровую ситуацию и осуществлять отбор мяча изученным способом



VI. Индивидуальные действия (8 час)


Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т.е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение строить игровую ситуацию и осуществлять отбор мяча изученным способом.






Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мини-футбол» (1 год обучения)


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

Всего

Практика

Теория


1.

Раздел I.

Основы знаний

1.Физическая культура и спорт в России. Развитие футбола в России и за рубежом. Спорт в России. 2. Техника безопасности. Профилактика травматизма.

3. Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена. Гигиена.

3


3

В процессе тренировочных занятий и согласно календаря соревнований


Контрольные испытания и соревнования

Соревнования:

- на первенство школы;

-поселковые, -районные,

- товарищеские игры.





2.

Раздел II.

Общая физическая подготовка

- развитие общей выносливости;

- развитие координационных способностей;

- развитие скоростной выносливости;

- развитие силовых способностей;

- развитие гибкости.

6

6




3.

Раздел III.

Техника игры:

1.Техника передвижения. 2.Удары по мячу ногой. 3.Удары по мячу головой. 4.Остановка мяча

5

5







4.

Раздел IV. Тактика игры:

1.Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. 2.Правильное расположение на футбольном поле.

3.Тактика нападения. Индивидуальные качества игрока, обводка, прием мяча. Передача, контратака.

7

7





5.

Раздел V.

Тактика защиты.

1.Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. 2.Умение строить игровую ситуацию и осуществлять отбор мяча изученным способом.

3.Остановки мяча, ногой, туловищем, головой.

6

6








6.

Раздел VI.

Индивидуальные действия:

1.Обманные движения (финты).

2.Вбрасывание мяча из-за боковой линии.

3.Отбор мяча

4. Тактика обороны. Индивидуальная, опека, отбор мяча, групповая тактика, ловля мяча на себя.

8

8




Итого:

35

32

3





















Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «мини-футбол» 1 год обучения





п/п

Месяц

Чис-ло

Время проведения занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Место проведения


Форма контроля




Раздел I. Основы знаний.

1.Физическая культура и спорт в Рос-сии. Развитие футбола в России и за рубежом. Спорт в России.

1

Теорети-ческое

занятие

Спортзал


.Раздел II. Общая физическая подготовка – 6 часов




Общеразви-вающие упражнения с предметами. Упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание, наклоны, повороты

1

Трениро-вочное занятие

Спортзал

Сдача контрольных нормативов по ОФП




Развитие прыгучести и скоростно-силовая подготовка

1

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Развитие ловкости и быстроты двжений

1

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Акробатические упражнения Силовая под-готовка (с отя-гощениями на тренажерах)

1

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Легкоатлети-ческие беговые дистанции.

1

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Спортивные игры. Ручной мяч, баскет-бол.

1

Трениро-вочное занятие

Спортзал

Раздел III. Техника игры – 5 часов




Техника передвиже-ния

1

Трениро-вочное занятие

Спортзал

Оценка техники выполнения отдельных элементов ударов, остановки, отбора мяча





Удары внутренней стороны стопы, частью подъема, по мячу ногой.

1

Трениро-воч-ное занятие

Спортзал




Остановка мяча

1

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Удары по мячу головой.

1

Трениро-воч-ное занятие

Спортзал




Отбор мяча. В выпаде в подкате.

1

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Основы знаний. Техника безопасностиПрофилакти-ка травма-тизма.

1

Теорети-ческое

занятие

Спортзал

Ведение дневника самоконтроля

Раздел IV. Тактика игры.– 7 часов




Тактика нападения. Передача, контратака.

2

Трениро-вочное занятие

Спортзал

Оценка техники и точности выполнения тактических действий





Правильное расположение на футболь-ном поле.

2

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Тактика нападения. Индивидуальные качества игрока, обводка, прием мяча.

2

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Индивидуальные действия без мяча.

Передача, контратака.


1

Трениро-вочное занятие

Спортзал

Раздел V. Тактика защиты.– 6 часов




1.Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехва-та мяча.

2

Трениро-вочное занятие

Спортзал

Результативность выполнения техники защиты из различных исходных положений





2.Умение строить игровую ситуацию и осуществлять отбор мяча изученным способом.

2

Трениро-вочное занятие

Спортзал




3.Остановки мяча, ногой, туловищем, головой.

2

Трениро-вочное занятие

Спортзал

Раздел VI. Индивидуальные действия:– 8 часов




Основы знаний.

Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена.

1

Теорети-ческое

занятие

Спортзал

Результативность участия в школьных и районных соревнованиях по мини-футболу




Обманные движения (финты).


2

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Вбрасывание мяча из-за боковой линии.


2

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Отбор мяча


2

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Тактика обороны. Индивидуальная, опека, отбор мяча, групповая тактика, ловля мяча на себя.

2

Трениро-воное занятие

Спортзал



Содержание учебного плана 2 год обучения:


I.Основы знаний (3 час)

Тема 1. Физиологические основы спортивной тренировки. Мышечная деятельность как необходимое условие физиологического развития, нормального функционирования организма, поддержания здоровья и работоспособности. Тренировка как процесс формирования двигательных навыков и расширения функциональных возможностей организма. Физиологические закономерности формирования двигательных навыков. фазы формирования двигательных навыков. Утомление и причины, влияющие на временное снижение работоспособности. Восстановление физиологических функций организма после различных по объѐму и интенсивности тренировочных нагрузок. Повторяемость нагрузок, интервалы отдыха между ними. Показатели динамики восстановления работоспособности футболиста. (1 час) Тема 2. Общая и специальная физическая подготовка. Значение всесторонней физической подготовки как важного фактора укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей организма и систем. Воспитание двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) спортсмена. Общая и специальная физическая подготовка. Краткая характеристика средств общей и занятий по физической подготовке. Основные требования по физической подготовке, предъявляемые к юным футболистам различной специальной физической подготовки, применяемых в процессе тренировочных занятий с юными футболистами. Взаимосвязь между развитием основных двигательных качеств. Утренняя зарядка, индивидуальные занятия, разминка перед тренировкой и игрой. Круглогодичность занятий по физической подготовке. Контрольные упражнения и нормативы по общей и специальной физической подготовке для юных футболистов. (1 час) Тема 3. Техническая подготовка. Понятие о спортивной технике. Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки юных футболистов. Классификация и терминология технических приѐмов. Высокая техника владения мячом - основа спортивного мастерства. Качественные показатели индивидуальной техники владения мячом – рациональность и быстрота выполнения, эффективность применения в конкретных игровых условиях. Анализ выполнения технических приѐмов и их применения в различных игровых ситуациях: ударов по мячу ногой и головой, остановок, ведения, обводки и ложных движений (финтов), отбора мяча, вбрасывание мяча, основных технических приѐмов игры вратаря, Контрольные упражнения и нормативы по технической подготовке для юных футболистов. Основные недостатки в технике футболистов и пути их устранения. (1 час) Тема 4. Тактическая подготовка. Понятие о стратегии, системе, тактике и стиле игры. Характеристика и анализ тактических вариантов игры. Тактика отдельных линий и игроков команды (вратаря, защитников, полузащитников, нападающих). Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание. Перспективы развития игры. Тактика игры в нападении: высокий темп атаки, атака широким фронтом, скоростное маневрирование в глубину обороны противника или по фронту в чужую зону, с переменой местами, усиление темпа атаки в е. Завершающей фазе, использование скоростной обводки, реальных возможностей для обстрела ворот. Атакующие комбинации флангом и центром. Тактика игры в защите: « зона», «персональная опека», комбинированная оборона. Создание численного преимущества в обороне, закрывание всех игроков атакующей команды в зоне мяча, соблюдение принципов страховки и взаимостраховки (расположение игроков при обороне). Тактика отбора мяча. Создание искусственного «положения вне игры». Тактические комбинации (в нападении и защите) при выполнении ударов: начальном от ворот, угловом, свободном, штрафном, при вбрасывании мяча из-за боковой линии. Значение тактических заданий, которые даются футболистам на игру, и умение играть по плану-заданию. Зависимость тактического построения игры своей команды от тактики противника, индивидуальной подготовки игроков, от размера поля, метеорологических условий и других факторов, Разбор кинограм по технике и тактике игры футболистов высокой квалификации



II. Общая физическая подготовка (6 часов)


Общая физическая подготовка (развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости). 1). Строевые упражнения. Команды для управления строем. Понятие о строе, шеренге, колонне, флангах, интервале, дистанции, направляющем, замыкающем, о предварительной и исполнительной командах. Повороты на месте, размыкание уступами. Перестроение из одной шеренги в две, из колонны по одному в колонну по два. Перемена направления движения строя. Обозначения шага на месте. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Повороты в движении. 2). Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для и рук плечевого пояса. Сгибания и разгибания, вращения, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении. Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях. Упражнения для туловища. Упражнения на формирование правильной осанки. В различных положениях - наклоны, повороты, вращения туловища. В положении лежа – поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища. Упражнение для ног: различные маховые движения ногами, приседание на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями. Упражнения с сопротивлением. Упражнения в парах – повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, приседание с партнѐром, переноска партнѐра на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления. 3). Общеразвивающие упражнения с предметами. Упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча. Упражнения на месте ( стоя, сидя, лѐжа) и в движении. Упражнения в парах и в группах с передачами, бросками и ловлей мяча. Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседание. Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах с вращением скакалки вперѐд, назад; прыжки с поворотами, прыжки в полуприседе и в приседе. Упражнения с малыми мячами – броски и ловля мячей после подбрасывания вверх, удара о землю, в стенку. Ловля мячей на месте, в прыжке, после кувырка вперед в движении. 4). Акробатические упражнения. Кувырки вперед в группировке из упора присев, основной стойки, после разбега. Длинный кувырок вперѐд. Кувырки назад. Соединение нескольких кувырков. Перекаты и перевороты. 5). Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, сопротивлением, на внимание, координацию. Эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метание в цель. Бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов. 6). Легкоатлетические упражнения. Бег на 30, 60, 100, 400, 500, 800 метров. Кроссы от 1000 до 3000 метров (в зависимости от возраста), 6-минутный и 12-минутный бег. Прыжки в длину и высоту с места и с разбега. Тройной прыжок с места и с разбега. Многоскоки. Метание мяча на дальность и в цель. 7).Спортивные игры. Ручной мяч, баскетбол, хоккей с мячом (по упрощѐн-ным правилам).


III. Техника игры: (6 часов)

1.Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча – на месте, в движении вперед и назад. Остановка внутренней стороной стопы, бедром и грудью летящего навстречу мяча. Остановки с переводом в стороны, подготавливая мяч для последующих действий и закрывая его туловищем от соперника. 2). Ведение мяча. Ведение внутренней частью подъѐма, внешней частью подъѐма. Ведение правой, левой ногой и поочерѐдно по прямой и кругу, а также меняя направление движения, между стоек и движущимися партнѐрами; изменяя скорость, выполняя ускорения и рывки, не теряя контроль над мячом. 3). Обманные движения (финты). Обманные движения «уход» выпадом (при атаке противника спереди умение показать туловищем движение в сторону и уйти с мячом в другую). Финт «остановкой» мяча ногой (после замедления бега и ложной попытки остановки мяча выполняется рывок с мячом). Обманное движение «ударом» по мячу ногой (имитируя удар, уход от соперника вправо или влево).


IV. Тактика игры. (6 часов)


Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных видов обводки (с изменением скорости направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации


V. Тактика защиты. (7 часов)


Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником «стандартных» комбинаций


VI. Индивидуальные действия. (7 часов)


Противодействие маневрированию, т. е. осуществлять «закрывание» и

препятствовать сопернику в получении мяча. Совершенствование в «перехвате» мяча. В зависимости от игровой обстановки применять отбор мяча изученным способом. Уметь противодействовать передаче, ведению и удару по воротам. Маневрирование. Передачи. Ведение и обводка.



Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мини-футбол» (2 год обучения)


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

Всего

Практика

Теория


1.

Раздел I.

Основы знаний:

1.Физиологические основы спортивной тренировки.

Воспитание двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) спортсмена. Общая и специальная физическая подготовка.

2.Тактическая подготовка. Понятие о стратегии, системе, тактике и стиле игры. 3.Характеристика и анализ тактических вариантов игры. Тактика отдельных линий и игроков команды (вратаря, защитников, полузащитников, нападающих). Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание.

3


3

В процессе тренировочных занятий и согласно календаря соревнований


Контрольные испытания и соревнования

Соревнования:

- на первенство школы;

-поселковые, -районные,

- товарищеские игры.





2.

Раздел II.

Общая физическая подготовка - развитие общей выносливости;

- развитие координационных способностей;

- развитие скоростной выносливости;

- развитие силовых способностей;

- развитие гибкости.

- силовые упражнения на тренажерах.

6

6


3.

Раздел III. Техника игры:

1.Остановка мяча. 2.Ведение мяча. 3.Обманные движения (финты).

6

6







4.

Раздел IV.

Тактика игры:

1.Характеристика игровых действий футболистов

команды при расстановке по схеме 1 +3, 1+2+2, 3+1.

2.Применение различных видов обводки (с изменением скорости направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.

3. Тактика нападения. Индивидуальные качества игрока, обводка, прием мяча. Передача, контратака

6

6





5.

Раздел V.

Тактика защиты:

1.Групповые действия. 2.Противодействие комбинации «стенка». 3.Взаимодействие игроков при розыгрыше противником «стандартных» комбинаций

4.Тактика вратаря.

7

7






6.

Раздел VI.

Индивидуальные действия:

1.Противодействие маневри-рованию, т. е. осуществлять «закрывание» и препятство-вать сопернику в получении мяча.

2.Перехват мяча.

3.Вбрасывание аута.

7

7




Итого:

35

32

3





Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей «мини-футбол» 2 год обучения.



п/п

Месяц

Чис-ло

Время проведения занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Место проведения


Форма контроля




Раздел I. Основы знаний.

Физиологические основы спортивной тренировки. Воспитание двигательных качеств (си-лы, быстро-ты, выносли-вости, гиб-кости, ловкости) спортсмена. Общая и спе-циальная фи-зическая под-готовка.

1

Теорети-ческое

занятие

Спортзал


.Раздел II. Общая физическая подготовка – 6 часов




Общеразвива-ющие упраж-нения с пред-метами. Упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание, наклоны, повороты

1

Трениро-вочное занятие

Спортзал

Сдача контрольных нормативов по ОФП




Развитие прыгучести и скоростно-силовая подготовка

1

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Развитие ловкости и быстроты двжений

1

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Акробатические упраж-нения. Силовая под-готовка (с отягощениями на трена-жерах)

1

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Легкоатлети-ческие беговые дистанции.

1

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Спортивные игры. Ручной мяч, баскет-бол.




1

Трениро-вочное занятие

Спортзал

Раздел III. Техника игры – 6 часов




Остановка мяча.

2

Трениро-вочное занятие

Спортзал

Оценка техники выполнения отдельных элементов ведения мяча, остановки,









Ведение мяча.

2

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Обманные движения (финты).

2

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Основы знаний. Тактическая подготовка. Понятие о стратегии, системе, тактике и стиле игры.

1



Ведение дневника самоконтроля

Раздел IV. Тактика игры.– 6 часов




Раздел IV. Характеристика игровых действий футболистов команды при расстановке по схеме 1 +3, 1+2+2, 3+1.

2

Трениро-вочное занятие

Спортзал

Оценка техники и точности выполнения передач





2.Применение различных видов обводки (с изменением скорости направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.

2

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Тактика нападения. Индивидуальные качества игрока, обводка, прием мяча. Передача, контратака

2

Трениро-вочное занятие

Спортзал

Раздел V. Тактика защиты.– 7 часов




1.Групповые действия. Взаимодей-ствие игро-ков при ро-зыгрыше противником «стандар-тных» комбинаций

2

Трениро-вочное занятие

Спортзал

Результатив-ность выполнения тактических действий из различных исходных положений





Противодействие комбинации «стенка».

2

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Взаимодействие игроков при розыгры-ше противни-ком «станда-ртных» комбинаций

2

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Тактика вратаря.

1




Раздел VI. Индивидуальные действия:– 7 часов




Основы знаний.

Характерис-тика и анализ тактических вариантов иг-ры. Тактика отдельных линий и иг-роков коман-ды (вратаря, защитников, полузащитников, напада-ющих). Коллектив-ная и инди-видуальная игра, их со-четание.

1

Теорети-ческое

занятие

Спортзал

Результативность участия в школьных и районных соревнованиях по мини-футболу




Противодействие мане-врированию, т. е. осущест-влять «закры-вание» и пре-пятствовать сопернику в получении мяча.

2

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Перехват мяча.

2

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Вбрасывание аута.

2

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Индивидуальные качества игрока, об-водка, прием мяча.

1

Трениро-воное занятие

Спортзал



Содержание учебного плана 3 год обучения:


I.Основы знаний: (3 час)

Тема 1. Морально-волевая подготовка спортсмена. Психологическая подготовка. (1 час) Моральные качества спортсмена: добросовестное отношение к труду, смелость, решительность, настойчивость в достижении цели, умение преодолевать трудности, чувство ответственности перед коллективом, взаимопомощь, организованность. Понятие о психологической подготовке спортсмена. Значение развития волевых качеств и психологической подготовленности для повышения спортивного мастерства футболистов. Основные методы развития волевых качеств и совершенствования психологической подготовки футболистов в процессе спортивной тренировки. Умение преодолевать трудности, возникающие у футболистов в связи с перенесением больших физических нагрузок. Непосредственная психологическая подготовка футболистов к предстоящим соревнованиям. (1 час) Тема 2. Основы методики обучения и тренировки. Понятие об обучении и тренировке (совершенствовании) как едином педагогическом процессе. Методы словесной передачи знаний и руководство действиями занимающихся: объяснение, рассказ, беседа. Методы обучения и совершенствования тактики и техники: демонстрация (показ), разучивания технико-тактических действий по частям и в целом, анализ действий (своих и противника), разработка вариантов технико-тактических действий, творческие задания в процессе тренировки и соревнований.Методы выполнения упражнений для развития физических качеств: повторный, переменный, интервальный, равномерный, темповый, контрольный и «до отказа», с максимальной интенсивностью, с ускорением, круговой, игровой, соревновательный. Тесная взаимосвязь между физической, технической и тактической подготовкой юных футболистов и единство процесса их совершенствования. Систематическое участие в соревнованиях – важнейшее условие непрерывного роста и совершенствования технической и тактической подготовленности юных футболистов. Урок – основная форма организации и проведения занятий. Понятие о построении урока: задачи, содержание его частей и нагрузка в уроке, Понятие о комплексных и тематических занятиях, их особенности. Индивидуальная, групповая, командная тренировка. (1 час) Тема 3. Правила игры. Организация и проведение соревнований. Разбор правил игры. Права и обязанности игроков. Роль капитана, его права и обязанности. Обязанности судей. Способы судейства. Выбор места судьѐй при различных игровых ситуациях. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля, Роль судьи как воспитателя. Значение спортивных соревнований. Требования, предъявляемые к организации и проведению соревнований. Особенности организации и проведения соревнований по мини-футболу. Планы соревнований. Системы розыгрыша: круговая, с выбыванием, смешанная, их особенности. Положение о соревнованиях. Составление календаря игр. Оценка результатов игр. Заявки, их форма и порядок представления. Назначение судей, Оформление хода и результатов соревнований. (1 час) Установка перед играми и разбор проведенных игр.Значение предстоящей игры и особенности турнирного положения команды. Сведения о сопернике: тактика игры команды и отдельных звеньев, сильные и слабые стороны игры, примерный состав, характеристика игроков. Определение состава своей команды. Тактический план предстоящей игры. Задания отдельным игрокам и звеньям. Возможные изменения тактического плана в процессе соревнований. Руководящая роль капитана команды в процессе игры. Использование 10-минутного перерыва для отдыха и исправления допущенных ошибок в игре команды. Разбор прошедшей игры. Анализ всей команды, отдельных звеньев и игроков. Положительные и отрицательные моменты в ходе игры команды, звеньев и отдельных игроков, связанные с выполнением задания. Причина успеха или невыполнения заданий. Проявление морально-волевых качеств. (1 час) Места занятий, оборудование и инвентарь. Футбольное поле для проведения занятий и соревнований по футболу и требования к его состоянию. Уход за футбольным полем. Подсобное оборудование (щиты, стойки для обводки, кольца-мишени и т.п.) и его назначение. Уход за футбольными мячами, подготовка их к тренировочным занятиям и играм. Требования к спортивной одежде и обуви, уход за ними. (1 час)


II. Общая физическая подготовка (6 часов)

Общая физическая подготовка (развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости). 1). Строевые упражнения. Команды для управления строем. Понятие о строе, шеренге, колонне, флангах, интервале, дистанции, направляющем, замыкающем, о предварительной и исполнительной командах. Повороты на месте, размыкание уступами. Перестроение из одной шеренги в две, из колонны по одному в колонну по два. Перемена направления движения строя. Обозначения шага на месте. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Повороты в движении. 2). Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для и рук плечевого пояса. Сгибания и разгибания, вращения, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении. Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях. Упражнения для туловища. Упражнения на формирование правильной осанки. В различных положениях - наклоны, повороты, вращения туловища. В положении лежа – поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища. Упражнение для ног: различные маховые движения ногами, приседание на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями. Упражнения с сопротивлением. Упражнения в парах – повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, приседание с партнѐром, переноска партнѐра на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления. 3). Общеразвивающие упражнения с предметами. Упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча. Упражнения на месте ( стоя, сидя, лѐжа) и в движении. Упражнения в парах и в группах с передачами, бросками и ловлей мяча. Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседание. Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах с вращением скакалки вперѐд, назад; прыжки с поворотами, прыжки в полуприседе и в приседе. Упражнения с малыми мячами – броски и ловля мячей после подбрасывания вверх, удара о землю, в стенку. Ловля мячей на месте, в прыжке, после кувырка вперед в движении. 4). Акробатические упражнения. Кувырки вперед в группировке из упора присев, основной стойки, после разбега. Длинный кувырок вперѐд. Кувырки назад. Соединение нескольких кувырков. Перекаты и перевороты. 5). Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, сопротивлением, на внимание, координацию. Эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метание в цель. Бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов. 6). Легкоатлетические упражнения. Бег на 30, 60, 100, 400, 500, 800 метров. Кроссы от 1000 до 3000 метров (в зависимости от возраста), 6-минутный и 12-минутный бег. Прыжки в длину и высоту с места и с разбега. Тройной прыжок с места и с разбега. Многоскоки. Метание мяча на дальность и в цель. 7).Спортивные игры. Ручной мяч, баскетбол, хоккей с мячом (по упрощѐн-ным правилам).


III. Техника игры: (5 час.)


1.Отбор мяча. Отбор мяча при единоборстве с соперником, находящимся на месте, движущимся навстречу или сбоку, применяя выбивание мяча ногой в выпаде 2. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Вбрасывание с места из положения ноги вместе и шага. Вбрасывание мяча на точность: в ноги или на ход партнеру. 3. Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону скрестным, приставным шагом и скачками.


IV. Тактика игры: (6 час)

1.Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. 2.Уметь точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнеру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю передачи, низом или верхом. 3.Комбинация «игра в стенку». Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободных ударах, вбрасывание мяча (не менее одной по каждой группе).


V. Тактика защиты: (7 час)

1.Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара». 2.Разыгрывать удар от своих ворот, вести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнеру. 3.Занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.

VI. Индивидуальные действия: (8 час)

1.Подача углового.

2.Финты, уходом, ударом ногой, головой, остановкой туловищем.

3.Силовые единоборства. Отбор, плечом, бедром.



Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Баскетбол» (3 год обучения)


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

Всего

Практика

Теория


1.

Раздел I.

Основы знаний:

1.Морально-волевая подго-товка спортсмена. Психологическая подготовка. 2.Правила игры. Организация и проведение соревнований. Разбор правил игры. Права и обязанности игроков. 3.Места занятий, оборудование и инвентарь. (1 час) Футбольное поле для про-ведения занятий и соревно-ваний по футболу и требова-ния к его состоянию. Уход за футбольным полем.

3


3

В процессе тренировочных занятий и согласно календаря соревнований


Контрольные испытания и соревнования

Соревнования:

- на первенство школы;

-поселковые, -районные,

- товарищеские игры.





2.

Раздел II.

Общая физическая подготовка:

- развитие общей выносливос-ти;

- развитие координационных способностей;

- развитие скоростной выносливости;

- развитие силовых способ-ностей;

- развитие гибкости.

6

6





3.

Раздел III.

Техника игры:

1.Отбор мяча. Отбор мяча при единоборстве с соперником 2.Вбрасывание мяча из-за боковой линии.

3.Техника игры вратаря.

4.Совершенствование ударов по мячу

5

5







4.

Раздел IV.

Тактика игры:

1.Групповые действия. 2.Взаимодействие двух и более игроков.

3.Уметь точно и своевре-менно выполнить передачу. 4.Комбинация «игра в стенку».

6

6





5.

Раздел V.

Тактика защиты:

1.Тактика вратаря. 2.Разыгрывать удар от своих ворот, вести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнеру. 3.Занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.

7

7








6.

Раздел VI. Индивидуальные действия.

1.Подача углового.

2.Финты, уходом, ударом ногой, головой, остановкой туловищем.

3.Силовые единоборства. Отбор, плечом, бедром.

8

8




Итого:

35

32

3




Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «мини-футбол» 3 год обучения





п/п

Месяц

Чис-ло

Время проведения занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Место проведения


Форма контроля




Раздел I. Основы знаний. Морально-волевая под-готовка спортсмена. Психологическая подготовка

1

Теорети-ческое

занятие

Спортзал


.Раздел II. Общая физическая подготовка – 6 часов




Общеразвива-ющие упраж-нения с пред-метами. Упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание, наклоны, повороты.

1

Трениро-вочное занятие

Спортзал

Сдача контрольных нормативов по ОФП




Развитие прыгучести и скоростно-силовая подготовка.

1

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Развитие ловкости и быстроты двжений.

1

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Акробатические упраж-нения. Силовая под-готовка (с отягощени-ями на тренажерах)

1

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Легкоатлети-ческие бего-вые дистан-ции.

1

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Спортивные игры. Ручной мяч, баскет-бол.

1

Трениро-вочное занятие

Спортзал

Раздел III. Техника игры – 6 часов




1.Отбор мяча. Отбор мяча при единоборстве с соперником Совершенст-вование уда-ров по мячу

2

Трениро-вочное занятие

Спортзал

Оценка техники выполнения отдельных элементов отбора мяча, игры вратаря, ударов по мячу.









2.Вбрасыва-ние мяча из-за боковой линии.

2

Трениро-вочное занятие

Спортзал




3.Техника игры вратаря.

2

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Основы знаний. Правила игры. Организация и проведение соревнований. Разбор правил игры. Права и обя-занности иг-роков.

1



Ведение дневника самоконтроля

Раздел IV. Тактика игры.– 6 часов




Групповые действия. Комбинация «игра в стенку».

2

Трениро-вочное занятие

Спортзал

Оценка техники и точности выполнения передач, взаимодействия игроков.





Взаимодействие двух и более игроков.

2

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Уметь точно и своевре-менно выполнить передачу.

2

Трениро-вочное занятие

Спортзал

Раздел V. Тактика защиты.– 7 часов




1.Тактика вратаря.

2

Трениро-вочное занятие

Спортзал

Результатив-ность выполнения тактических действий из различных исходных положений





Разыгрывать удар от своих ворот, вести мяч в игру (после ловли) открывшему-ся партнеру.

2

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вбли-зи своих ворот.

2

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Тактика обо-роны. Индивидуальная, опека, отбор мяча, групповая тактика, ловля мяча на себя

1

Трениро-вочное занятие

Спортзал


Раздел VI. Индивидуальные действия:– 8 часов




Основы знаний. Места заня-тий, оборудо-вание и ин-вентарь. Футбольное поле для про-ведения заня-тий и сорев-нований по футболу и требования к его состоя-нию. Уход за футбольным полем.

1

Теорети-ческое

занятие

Спортзал

Результативность участия в школьных и районных соревнованиях по мини-футболу.




Подача углового.

2

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Финты, уходом, ударом ногой, головой, остановкой туловищем.

2

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Силовые еди-ноборства Отбор, пле-чом, бедром.

2

Трениро-вочное занятие

Спортзал




Изучения функции иг-роков. Центральный нападающий, крайний нападающий, защитник.

2

Трениро-воное занятие

Спортзал


Список литературы и Интернет-ресурсов


1.Иванченко В.И. Занятия в системе дополнительного образования детей. – Ростов н/Д:

Учитель, 2007

2. Мини-футбол на уроке физической культуры. М.: ТВТ Дивизион, 2006

3. Мини-футбол: новые технологии в подготовке команд. Под редакцией Полозова А.А. –

М.: Советский спорт, 2006

4. Мини-футбол: правила игры. Издательство М.: Регион-Про, 2007

5. Савостьянов А. Физическое здоровье школьников. Учебное пособие. – М.: Изд-во

педагогического общества России, 2006


Сайты:

http://festival.1

http://www.ffmo.ru официальный сайт ФФМО

www.football-trener.ru объединение отечественных тренеров по футболу

http://atmrfs.ru/ академия тренерского мастерства

http://footballtrainer.ru уроки футбола

http://football-web.ru для проекта «Мини-футбол в школу»

http://subscribe.ru/archive/sport.soccer.school/201004/30131359.html Футбольный- Тренер.Ру

Мини-футбол в школу






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!