СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа "Арт-Вернисаж"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Изобразительная деятельность доступна детям всех возрастных групп и способностей. Неспособных детей нет. Склонность к постоянному труду, усидчивость и настойчивость - факторы одаренности. Занимаясь искусством, ребенок не только овладевает практическими навыками, но и воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа "Арт-Вернисаж"»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детско–юношеский центр»



Рассмотрена на заседании

педагогического совета МАУ ДО ДЮЦ

протокол №3

30 января 2023 года

Согласована на заседании

совета учреждения

МАУ ДО ДЮЦ

протокол №2

30 января 2023 года


















ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«АРТ-ВЕРНИСАЖ»




Вид программы

модифицированная

Направленность

художественная

Форма обучения

очная

Срок реализации

1 год

Возраст обучающихся

5-18 лет









Составитель:

Бойкова Надежда Васильевна,

педагог дополнительного образования






г. Салехард, 2023 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная общеразвивающая программа «Арт-Вернисаж» художественной направленности разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный «Об образовании в Российской Федерации» закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г.

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».

  • Устав МАУ ДО ДЮЦ от 16.06.2015 г.

Данная программа является результатом комбинации разных учебных пособий и личной практики. Именно благодаря этому была выработана легкоусвояемая программа для изучения живописи. Которая модернизировано под с учетом местных условий.


Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Изобразительная деятельность доступна детям всех возрастных групп и способностей. Неспособных детей нет. Склонность к постоянному труду, усидчивость и настойчивость - факторы одаренности. Занимаясь искусством, ребенок не только овладевает практическими навыками, но и воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном.

Актуальность программы

В сфере общения на занятиях изодеятельностью в существенной степени формируется характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность. Особая ценность занятий заключается в том, что имея ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть. Изобразительная деятельность развивает органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать; воспитывает волевые качества, творческие способности, художественный вкус, воображение; знакомит с особенностями художественного языка; развивает эстетическое чувство: умение видеть красоту форм, движений, пропорций, различных цветосочетаний, 4 необходимых для понимания искусства; способствует познанию окружающего мира. Составной частью воспитания и развития личности всегда было и есть нравственно-эстетическое воспитание и художественное образование. Как известно, эмоционально-чувственное восприятие действительности, художественное творчество - самые благоприятные факторы в нравственно-эстетическом воспитании детей. Чувства и переживания, которые вызывают произведения изобразительного искусства, отношение к ним ребенка, являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания. Это - залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и чуткого отношения к окружающим людям.

Педагогическая целесообразность программы


Занятия изобразительным искусством способствуют приобщению к мировому и национальному культурному наследию.


Отличительные особенности программы

Отличительные особенности программы заключаются в том, что: в данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что она предназначена для работы с воспитанниками в свободное от учебы время, где каждый может раскрыть свои художественные способности, познакомиться с миром искусства более близко. Программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала. Каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой деятельности.

В настоящую программу включены: материалы преподавателей по предмету «Изобразительное искусство». У каждой программы свои отличительные особенности, цели и задачи. Эти программы получили общественное признание, имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских школах искусств.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Адресат программы

Возраст учащихся по программе -5 – 18 лет.

Наполняемость группы: 15 человек.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения (108 часов).

Форма обучения: очная

Уровень освоения программы: базовый

Язык обучения: русский

Цель программы:

Целью программы является приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

А также, формирование базовых компетенций в области изобразительного искусства, создание возможностей для творческого развития воспитанников и условий для их социализации в будущей жизни.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать базовые компетенции в области изобразительной деятельности;

  • расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и изобразительном искусстве;

  • помочь овладеть практическими умениями и навыками в художественной деятельности;

  • формировать первичные знания о мире пластических искусств (изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о формах их бытования в повседневной жизни человека;

  • приобщить к наследию отечественного и мирового искусства, формировать представления о закономерностях культурно-исторического процесса с учетом прошлого и современного опыта пластических искусств

  • формировать умения по изо-деятельности в части исполнения творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме
    (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению);

  • формировать элементарные умения, навыки, способы художественной деятельности;

  • помочь овладению основами рисунка и живописи в соответствии с реалистической концепцией;

Развивающие:

  • Систематически развивать зрительное восприятие, чувство цвета, композиционную культуру, художественный вкус, умение выражать в художественных образах творческую задачу, художественный замысел

  • Развивать фантазию, зрительно-образную память,

  • Способствовать развитию творческой индивидуальности

  • Содействовать развитию эмоционально – волевой сферы

  • Развивать познавательные способности: творческое мышление, воображение, память.

Воспитательные:

  • Воспитывать эмоционально-эстетическое восприятие мира

  • Воспитывать интерес и любовь к искусству

  • Воспитывать стремление к творческой активности

  • Содействовать развитию нравственных качеств личности ребенка, обеспечивать успех познания материальных и духовных культурных ценностей, способность сохранять и развивать народные традиции в культуре, искусстве; возрождать все ценное, что создано в родном крае и отечестве

  • Формировать эмоционально - эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве

Формы организации образовательной деятельности

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребенку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребенка.

Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребенка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.

Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.

Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

Виды занятий:

  • рисование с натуры

  • рисование по представлению

  • рисование на тему

  • иллюстрирование

  • конструирование из бумаги

  • беседы об изобразительном искусстве


оценочные материалы


Промежуточный контроль. В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться просмотры текущих аудиторных работ и комплекта самостоятельных домашних заданий по пройденной теме. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в виде просмотров аудиторных и самостоятельных домашних работ обучающихся.

Оценка уровня развития изобразительных навыков и оценочные материалы представлены в приложении 1.

Формы и содержание итоговых занятий:

Итоговый контроль по завершении каждого года обучения предусматривает:

Проведение контрольной работы по рисунку, композиции, живописи:

  • построение рисунка, постановка натюрморта, работа на свободную тему.


Осуществление устного контроля:

  • опрос по художественным материалам;

  • наглядно показать разницу техник в живописи;

  • объяснить, почему для передачи какого-либо своего творческого проекта была выбрана та, или иная техника.


По завершении всего курса обучения итоговый контроль предусматривает:

Самостоятельную работу:

Композиционная постановка на свободную тему, грамотная передача форм и цвета. Конструктивное объяснение, почему была выбрана данная композиция, и техника.


Устный итоговый контроль:

  • дать точное определение художественными материалам;

  • беседа с педагогом по содержанию композиции и изображенным в ней персонажам, объяснить почему выбрали данное решение в выбранной сцене;

  • просмотр репродукций художника и обсуждение их с педагогом, высказывания своего мнения по поводу увиденной картины;

  • представление самостоятельной творческой работы по одной из пройденных тем (результат проектной деятельности). Разбор, и оценка.

Способы фиксации учебных результатов программы:

Многокомпонентность системы оценивания определяет целесообразность фиксации и хранения результатов деятельности учащихся в процессе обучения в виде портфолио обучающегося.


Методы выявления результатов воспитания и развития:


Основные принципы выявления результатов воспитания и развития обучающихся:

- принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и развития обучающихся;

- принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирован на исследование эффективности процесса воспитания и развития обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития: социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;

- принцип объективности предполагает независимость исследования и интерпретации данных и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе выявления результатов воспитания и развития;

- принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и развитие обучающихся;

- принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и развития обучающихся предусматривает использование следующих методов:


Опрос - получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Используются следующие виды опроса:

  • анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;

  • интервью - вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между педагогом и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и развития обучающихся. В ходе интервью педагог не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;

  • беседа - специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между педагогом и обучающимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и развития обучающихся.


Психолого-педагогическое наблюдение - описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:

      • включённое наблюдение - наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;

      • узкоспециальное наблюдение - направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и развития обучающихся.


Планируемые результаты обучения

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

Обучающиеся должны знать:

  • правила техники безопасности и личной гигиены;

  • художественные материалы и принадлежности изобразительного искусства;

  • основные цвета, цветовые гаммы, характеристики цвета;

  • расположение цветов в спектре; основные и составные цвета контрастные, теплые и холодные;

  • первоначальные способы передачи пространства (приемы: «загораживание», расположение относительно линии горизонта, использование линий разной толщины);

  • механическое и оптическое смешение цветов;

  • художественно-выразительные средства живописи и графики;

  • о разнообразных видах художественной деятельности, владеть основными терминами (тон, линия, штрих, пятно и т. д).

обучающиеся должны уметь:

  • организовывать свое рабочее место;

  • рисовать с натуры, по памяти и представлению элементы растительного и животного мира: цветы, листья, ягоды, грибы, овощи, фрукты, кустарники, деревья и т.д;

  • пользоваться различными техническими приемами в работе простым карандашом;

  • составлять теплую и холодную цветовые гаммы;

  • грамотно изображать предметы симметричной формы;

  • получать плавные цветовые переходы в акварельной живописи.

  • владеть элементарными приемами работы кистью в технике акварельной и гуашевой живописи;

  • владеть линией, штрихом, точкой, черно-белым пятном, занимаясь графикой;

  • образно фантазировать на основе опор-подсказок.

  • владеть навыками смешивания красок;

  • владеть основными техническими приёмами акварели («по сырому», лессировка)


Учебно-тематический план

п/п

Тема занятий

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2


Опрос

2

Вводное занятие «В мастерской

художника»

3

1

2

Практические занятия

3

Прямые линии

(карандаш, мелок,

краски)

3

1

2

Практические занятия

4

Знакомство с цветом

(окружающий мир)

5

2

3

Практические занятия

5

Дугообразные и

наклонные линии. Основные и составные цвета Цветовой круг

5

2

3

Практические занятия

6

Возможностей

кистевого рисунка. Полосатый коврик

4

1

3

Самостоятельная работа

7

Тонально-цветовые

заливки плоскостей.

5

2

3

Практические занятия

8

Воздушные шарики

(заливка акварелью)

5

2

3

Практические занятия

9

Жар-птица (желтокрасная гамма)

6

2

4

Самостоятельная работа

10

Гусеница (оттенки

зеленого цвета)

5

2

3

Самостоятельная работа

11

Божья коровка

(цветовой контраст)

5

2

3

Самостоятельная работа

12

Шишки

(смешивание красок)

5

2

3

Самостоятельная работа

13

Снежинки (техника

набрызга)

5

2

3

Самостоятельная работа

14

Снеговик (техника

гуашь)

5

2

3

Самостоятельная работа

15

Новогодний подарок

(применение

изученных техник)

6

2

4

Контрольная работа

16

Новогодняя елка

(техника гуашевые

краски)

6

2

4

Практические занятия

17

Рыбка (красносиняя гамма)

6

2

4

Практические занятия

18

Неваляшка

(Окружности)

6

2

4

Практические занятия

19

Весенний пейзаж

(рисунок по образцу)

7

2

5

Практические занятия

20

Дымковская

игрушка

4

1

3

Практические занятия

21

Итоговое занятие

10

1

9

Контрольная постановка

Итоги

108

37

71









СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА


Вводное занятие

ТЕОРИЯ. Знакомство с учащимися. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Культура поведения на уроке.


Вводное занятие «В мастерской художника»

ТЕОРИЯ. Знакомство с инструментами и материалами художника, их свойствами и правилами использования, порядком организации рабочего места, подготовки его к работе.


Прямые линии (карандаш, мелок, краски)

ТЕОРИЯ. Тренировка в проведении прямых линий, и постановка глаза и руки учащихся.

ПРАКТИКА. Покрыть лист вертикальными и горизонтальными линиями; на основе полученной сетки изобразить башню или замок.


Знакомство с цветом (окружающий мир)

ТЕОРИЯ. Знакомство с названиями цветов, приобретение начальных навыков работы акварелью.

ПРАКТИКА. Грамотно закомпоновать шаблоны в листе; аккуратно заполнить силуэты нужными цветами, используя способ «заливки».

Дугообразные и наклонные линии

ТЕОРИЯ. Знакомство с приемами работы графитным карандашом; развитие глаза и руки учащихся.

ПРАКТИКА. Крупно разместить изображение на листе; добиться ровного размещения лепестков «цветика-семицветика» по кругу.

Возможностей кистевого рисунка

ТЕОРИЯ. Изучение различных видов кистевого рисунка (линия, мазок, примакивание и т.д); постановка руки.

ПРАКТИКА. На примере составления образца разных видов мазков освоить различные приемы работы кистью, достичь аккуратности и точности в их передаче


Тонально-цветовые заливки плоскостей

ТЕОРИЯ. Закрепление знаний и возможностей о характеристике цвета.

ПРАКТИКА. Правильно расположить шаблоны трех разных видов цветков на листе и сделать внутри них растяжки краски – от темного к светлому, от насыщенного до малонасыщенного цвета, с градацией в три тона.


Воздушные шарики (заливка акварелью)

ТЕОРИЯ. Повторение основных цветов.

ПРАКТИКА. Первоначальное знакомство со свойством лессировки.


Жар-птица (желтокрасная гамма)

ТЕОРИЯ. Закрепление умений делать цветовые переходы, знакомство с желто-красной гаммой.

ПРАКТИКА. Нарисовать птицу крупно разместив ее на листе, правильно сделать цветовые переходы в желто красной гамме.


Гусеница (оттенки зеленого цвета)

ТЕОРИЯ. Повторение зеленого спектра цветового круга. Получение разных оттенков зеленого цвета.

ПРАКТИКА. Нарисовать гусеницу на листочке. Раскрасить ее разными оттенками зеленых цветов (чистыми), а листочек сделать с помощью цветовых переходов, получая путем

смешивания цветов разных оттенков зеленого цвета.


Божья коровка (цветовой контраст)

ТЕОРИЯ. Знакомство с цветовым контрастом зеленого и красного цвета.

ПРАКТИКА. Нарисовать на листочке «божью коровку» еѐ залить красным цветом, а листочек сделать с помощью цветовых переходов.


Шишки (смешивание красок)

ТЕОРИЯ. Получение разных коричневых оттенков путем смешивания красного и зеленого цвета, и оранжевого и синего.

ПРАКТИКА. Нарисовать две шишки на одной сделать переход от красного к зеленому цвету, на другой от оранжевого к синему.


Снежинки (техника набрызга)

ТЕОРИЯ. Первоначальное знакомство с техникой работы гуашевыми красками. Умение делать кистью набрызги. Углубление знаний о пространстве; первый и второй план, роль линии в передаче пространства

ПРАКТИКА. На заколерованном акварелью синем фоне, нарисовать красивые снежинки разные по размеру и передавая с помощью линий разной толщины первый и второй пространственные планы


Снеговик (техника гуашь)

ТЕОРИЯ. Развитие наблюдательности. Умение работать гуашевыми красками.

ПРАКТИКА. Нарисовать снеговика в солнечную зимнюю погоду.


Новогодний подарок (применение изученных техник)

ТЕОРИЯ. Повторение изученного материала..

ПРАКТИКА. Рисунок на свободную тему с использованием акварели или гуаши.


Новогодняя елка (техника гуашевые краски)

ТЕОРИЯ. Развитие творческого воображения.

ПРАКТИКА. Закрепление умений рисовать гуашевыми красками.


Рыбка (красно-синяя гамма)

ТЕОРИЯ. повторение основных цветов.

ПРАКТИКА. Первоначальное знакомство со свойством лессировки.


Неваляшка (Окружности)

ТЕОРИЯ. Умение рисовать ровно окружности разного размера. Повторение изученного материала.

ПРАКТИКА. Рисунок на свободную тему.


Весенний пейзаж (рисунок по образцу)

ТЕОРИЯ. Развитие наблюдательности и воображения.

ПРАКТИКА. Рисование деревьев. Нарисовать по образцу пейзаж. Передать в цвете весеннее настроение


Дымковская Игрушка

ТЕОРИЯ. Лепка фигурок по мотивам дымковской игрушки. Развитие чувства пропорций формы. Знакомство с элементами росписи дымковских игрушек.

ПРАКТИКА. Слепить игрушку на выбор по мотивам дымковской игрушки, раскрасить ее.


Итоговое занятие

ТЕОРИЯ. Повторение пройдённого материала

ПРАКТИКА. Рисунок на свободную тему в любой изученной технике.



ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение программы

Методическое обеспечение программы


Для эффективной реализации образовательной программы необходимо материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса:

  • мебель: стулья ученические, мольберты («хлопушки» и треножники), винтовые табуреты, натюрмортные столики (различные по высоте и размеру), подиумы для натуры, стол и стул для учителя, шкафы и стеллажи для хранения методических пособий, реквизита, работ обучающихся;

  • оборудование: классная доска (белая), стенды выставочные настенные, осветительные приборы – софиты (подвесные, переносные), стойки для напольных софитов, шторы или жалюзи;

  • технические средства обучения: компьютер, принтер, сканер, модем, электронные учебники, телевизор и DVD-плейер, магнитофон; библиотека, оснащенная энциклопедиями, словарями, справочниками, методической, научно-популярной литературой, альбомами с репродукциями картин художников, периодическими изданиями по искусству;

  • натюрмортный фонд: посуда керамическая, стеклянная, металлическая, деревянная, фарфоровая; различные предметы быта; муляжи овощей и фруктов; чучела птиц и животных; гербарии растений, коллекции насекомых; драпировки различные по цвету, тону и фактуре;

  • учебный гипс: наборы геометрических гипсовых тел; розетки – орнаменты гипсовые (геометрические, растительные, различные по величине и сложности); гипсовых слепков частей тела человека; масок (с античных слепков); торсов, фигур (слепки с античных скульптур); череп человека (папье-маше или гипс) наглядные методические пособия по живописи;



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Список литературы для педагога:


  1. Богданов, М. ШИЗО: Шуточное Изобразительное Искусство / М. Богданов, В. Терлецкий. - М.: Эксмо, 2018. - 127 c.

  2. Грабовский, Р. Основы теории и истории искусств. Изобразительное искусство. Театр. Кино: Учебное пособие / Р. Грабовский. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 456 c.

  3. Золотухина, Э.Н. Изобразительное искусство. Физическая культура. 1 класс: рабочие программы по системе: Учебников "Школа России". / Э.Н. Золотухина, Н.В. Судакова, Б. И. Золотарев. - М.: Советский спорт, 2012. - 43 c.

  4. Катханова, Ю.Ф. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 1 кл. В 2 ч. Ч.1 / Ю.Ф. Катханова, А.И. Васильев. - М.: Владос, 2012. - 56 c.

  5. Кашекова, И.Э. Изобразительное искусство / И.Э. Кашекова. - М.: Академический проект, 2009. - 853 c.

  6. Соколов-Ремизов, С.Н. Изобразительное искусство Китая: Словарь-справочник / С.Н. Соколов-Ремизов. - М.: Ленанд, 2018. - 160 c.


Список литературы для учащихся и родителей:

  1. Куревина, О.А. Изобразительное искусство ("Разноцветный мир"): Учебник. 2 класс / О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. - М.: Баласс, Школьный дом, 2012. - 64 c.

  2. Куревина, О.А. Изобразительное искусство (Разноцветный мир). 2 кл: Учебник / О.А. Куревина. - М.: Баласс, 2013. - 64 c.

  3. Куревина, О.А. Изобразительное искусство (Разноцветный мир). 3 кл.: Учебник / О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. - М.: Баласс, 2013. - 64 c.

  4. Куревина, О.А. Изобразительное искусство ("Разноцветный мир"): Учебник. 4 класс / О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. - М.: Баласс, Школьный дом, 2012. - 80 c.

  5. Ломов, С.П. Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / С.П. Ломов. - М.: Дрофа, 2017. - 61 c.

  6. Неменская, Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений / Л.А. Неменская; Под ред. Б.М. Неменский. - М.: Просв., 2013. - 175 c.



Приложение 1.



Оценка уровня развития изобразительных навыков



Критерий

Уровень

Балл

Описание степени выраженности критерия

Графические умения

низкий

0

Линия неровная, дрожащая; полученные фигуры совсем не соответствуют заданной форме.

1

Горизонтальные линии достаточно четкие, но линии другого, более сложного контура выполняет плохо; силу нажима не регулирует; заданные формы выполнены с большими искажениями.

средний

2

Все линии достаточно четкие, но не в полной мере контролирует силу нажима; форму передает в основном правильно.

3

Четко и уверенно проводит разнонаправленные линии, регулируя нажим; достаточно точно передает форму заданных фигур.

высокий

4

Все задания выполнены точно по образцу, четко и аккуратно.

Основы цветоведения и навыки работы с красками

низкий

0

Не умеет пользоваться кистью и красками; плохо знает (может ошибаться) с названиями даже основных цветов.

1

Кистью двигает хаотично, не регулирует набирание краски на кисть; затрудняется в выборе нужного цвета.

средний

2

По мере надобности меняет кисть по размеру, умеет наносить мазки всей кистью и ее концом, но иногда нарушает границы контура; знает основные цвета, умеет получать из них смешанные, адекватно подбирает цвет.

3

Знает и использует разные приемы работы с кистью, при закрашивании хорошо соблюдает границы контура; умеет получать из основных цветов путем смешивания следующие цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый; умеет подбирать гармоничные сочетания.

высокий

4

Пользуется разными приемами работы с кистью, раскрашивает предметы, не выходя за контур, ведя кисть в одном направлении и отрывая ее перед линией контура от листа; умеет получать смешанные цвета, более светлые и темные оттенки цвета; широко использует цветовую палитру, подбирая оригинальные и гармоничные сочетания.

Навыки работы в технике аппликации

низкий

0

Не способен выполнить даже часть задания без постоянного контроля со стороны педагога, навыки пользования инструментами и материалами (ножницы, клей, кисточка, салфетка) отсутствуют.

1

Не соблюдает правила пользования инструментами и материалами для аппликации, алгоритм выполнения задания нарушает.

средний

2

Умеет пользоваться инструментами, но есть сложности при работе с ножницами; в основном соблюдает последовательность выполнения задания, но затрудняется в расположении элементов композиции на листе.

3

Правильно использует инструменты, достаточно хорошо работает ножницами при вырезании простого контура, владеет приемами аппликации, композиционные решения соответствуют поставленной задаче.

высокий

4

Хорошо владеет приемами аппликации, уверенно пользуется ножницами (вырезание фигур сложного контура, одинаковых фигур простой формы приемом «складывание гармошкой»); хорошо и интересно компонует элементы на листе, выполняет работу всегда аккуратно.

Навыки работы с пластилином

низкий

0

Не имеет навыка работы с пластилином, затрудняется даже в разминании, пальцы рук очень слабые.

1

Слабо владеет формообразующими движениями, плохо управляется руками при выполнении пластических заданий.

средний

2

Основными приемами лепки владеет, но затрудняется в передаче формы и пропорции, мелкие детали вылепляет с трудом.

3

Хорошо владеет пластическим и конструктивным способом лепки. передает форму и пропорции предметов, умеет их декорировать мелкими деталями.

высокий

4

Хорошо владеет разными способами и приемами лепки, насыщает образ характерными деталями, в том числе очень мелкими; умеет пластическим способом передать движение персонажа в русле заданного сюжета; хорошо выполняет сложные конструктивные решения.

Творчество

низкий

0

Интерес к занятиям отсутствует, старается «уходить» от выполнения заданий.

1

Может выполнять только простые задания по образцу, интерес к занятиям слабый.

средний

2

С удовольствием выполняет работы по заданному образцу, может незначительно дополнить какими-то деталями от себя.

3

Есть устойчивый интерес к занятиям, к знакомству с новыми техниками и приемами; проявляет фантазию при выполнении заданий, умеет дофантазировать заданный образ, дополнить его характерными деталями.

высокий

4

Стремится и умеет воплощать свой замысел, передавать впечатления, внутренние состояния путем создания самостоятельных образов и завершенных сюжетных композиций.


Приложение 2.

Оценочные материалы


Педагогическое наблюдение и анализ продуктов деятельности являются постоянным способом контроля результативности реализации программы. Наряду с этим с целью отслеживания динамики развития изобразительных способностей детей по отдельным из обозначенных критериев разработаны специальные диагностические задания.

Для оценивания уровня развития изобразительных навыков по критерию «Навыки работы с пластилином» используются следующие методы: наблюдение, анализ продуктов и выставка работ, в соответствии с распределением по баллам (уровням), представленным в таблице 2.

Для диагностики по критериям «Основы цветоведения и навыки работы с красками», «Навыки работы в технике аппликации» и «Творчество», кроме указанных методов, вводятся диагностические задания.

Оценка «Графических умений» осуществляется преимущественно на основе выполнения детьми специальных диагностических заданий.

Разработанные оценочные материалы представлены двенадцатью диагностическими заданиями, из которых 5 предназначены для оценки уровня развития графических навыков (задания 1-5), 4 – цветоведения (задания 6-9), 2 – аппликации (задания 10, 11). Для оценки творческих способностей используется как специально разработанное задание (№ 12), так и одно из заданий по графическим навыкам (№ 5). Все задания даются на отдельных листах для каждого ребенка. Оценивание, в зависимости от степени выраженности критерия, проводится в баллах, описанных в таблице.


Задания №№ 1-4. (Приложения 3-6)

Графические изображения разнонаправленных линий, частей фигур, объектов. Выполняются два раза в течение учебного года – в начале учебного года, после завершения периода адаптации (середина – конец сентября), и в конце (конец апреля – май). Задания 1 и 2 для детей 1 года обучения (возраст детей 4,5 – 5 лет) на листах формата А5. Задания 3 и 4 (формат листа А4) – для учащихся 2 года обучения (6-7 лет). Инструкция – продолжить линию, дорисовать фигуры, воспроизвести рисунок по образцу.


Задание № 5. (Приложение 7)

Графическое изображение домика с забором, расположенным на верхней половине листа формата А4. Используется для диагностики графических умений и развития творческих способностей учащихся 1 и 2 года обучения. Выполняется в конце учебного года. Инструкция для детей: «Нарисуй точно такой же домик и дополни картинку: кто в этом домике живет, что может быть еще вокруг».


Задание № 6. (Приложение 8)

Три круга на листе формата А5. Инструкция – получить путем смешивания следующие цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый и закрасить ими круги. Задание выполняется в начале учебного года учащимися 1 и 2 годов обучения.


Задание № 7. (Приложение 9)

Графическое изображение трех фруктов: груша, апельсин, слива на листе формата А5, для учащихся 1 года обучения, конец учебного года. Инструкция: «Подберите соответствующий цвет и раскрасьте фрукты».


Задание № 8. (Приложение 10

Графическое изображение трех фруктов: груша, апельсин, слива с веточкой на листе квадратной формы (сторона квадрата 21 см), с рамкой по периметру. Для детей 2 года обучения, выполняется в конце учебного года. Инструкция: «Фрукты лежат на квадратной тарелочке с рамкой. Подберите цвет: для фруктов, для тарелки и рамочки таким образом, чтобы ее цвет хорошо сочетался с лежащими на ней фруктами, и все раскрасьте».


Задание № 9. (Приложение 11)

Лист формата А4 с 9 цветными кругами, расположенными в два ряда. В верхнем ряду – три основных цвета (красный, желтый, синий) и белый. В нижнем ряду круги следующих цветов: розовый, зеленый, оранжевый, голубой, фиолетовый. Инструкция: «Соедините линиями круги основных цветов, при смешивании которых получается новый цвет из нижнего ряда». Задание для учащихся 2 года обучения. Выполняется в конце учебного года.


Задание № 10. (Приложение 12)

Лист цветного картона и вырезанные из цветной бумаги части тела игрушечного медвежонка. Задание для детей 1 года обучения, выполняется в конце учебного года. Инструкция – составить из частей аппликацию медведя, дорисовать «мордочку». (Образец готового задания представлен на доске.)


Задание № 11. (Приложение 13)

Лист белой бумаги формата А4 с нарисованными частями кошки и лист цветного картона. Для учащихся 2 года обучения, выполняется в конце учебного года. Инструкция: «Вырежьте части фигуры и составьте из них кошку. Дорисуйте «мордочку».


Задание № 12. (Приложение 14)

Лист белой бумаги формата А4, разделенный на четыре части, в каждой из которых нарисован фрагмент незаконченной фигуры. Предназначено для учащихся 1 и 2 годов обучения, выполняется в конце учебного года. Инструкция: «Придумай и дорисуй каждую фигуру».

Все выполненные задания, кроме первых четырех (№№ 1-4), после оценивания и выставления соответствующего балла, забираются детьми домой. Разработанный пакет диагностических заданий может использоваться как в полном объеме, так и выборочно, и не только для детей старшего дошкольного возраста, но и для младших школьников.



Приложение 3






Приложение 4







Приложение 5







Приложение 6







Приложение 8







Приложение 9



Приложение 10







Приложение 11







Приложение 12







Приложение 13







Приложение 14







Приложение 15







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!