СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Шахматы»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Шахматы», два года обучения, 1 год - 144 ч, 2 год - 216 ч.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Шахматы»»





















Дополнительная общеразвивающая программа

технической направленности

«Шахматы»



для детей 6-15 лет



Срок реализации программы 2 года




















Пояснительная записка


Шахматы…Это одно из самых древних и прекрасных изобретений человечества на протяжении многих столетий волнует сердца миллионов людей.

Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий — способности действовать в уме. Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость — это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

В чем же главная притягательная сила этой древней и вечно молодой игры? Ответ напрашивается сам собой – в том, что шестидесяти четырех клетках деревянные фигурки в миниатюре воспроизводят жизнь и борьбу человека, силу и слабость его духа, его достижения и упущения, радость и печали. Замечательная игра, заслужившая миллионы своих почитателей дарит нам фантастический, неповторимый праздник.

Умение играть в шахматы во все времена считалось хорошим тоном, верхом воспитанности и образованности человека. За шахматной доской проводили свой отдых многие знаменитые люди. Среди них были цари и короли, политики и полководцы, писатели и художники, композиторы и общественные деятели, ученые и математики. Настоящий список можно было бы увеличить за счет ярчайших представителей других областей культуры, общественной и государственной деятельности, наших современников.

Исходя из актуальности проблемы и строилась образовательная программа кружка «Шахматы», которая рассчитана на учащихся 1-11 классов. Программа выполняется за два года, но в случае необходимости может быть использована (и постоянно используется с усложнениями) в течение более длительного срока. Реализация программы для выполнения I разряда в шахматах требует большего времени. Ребята занимаются до тех пор, пока это им интересно.

Объем – 144 часа в первый год обучения из расчета занятий два раза в неделю по два часа и 216 часов во второй год обучения из расчета занятий два раза в неделю по три часа.

Программа занятий по шахматам предусматривает в кратком описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шахматы. Ученики осваивают разнообразные элементы комбинационной и позиционной игры на практике, учатся самостоятельному анализу конкретных игровых ситуаций, решают множество разноплановых шахматных задач и этюдов, пробуют свои силы против разных компьютерных программ, сами делают выводы и доказывают выдвинутые положения. 

Адресат программы.

Программа рассчитана на 2 года обучения и адресована детям в возрасте от 6 до 15 лет.

Отличительные особенности и новизна программы заключается в направленности учебной программы для учебно-тренировочных групп I и II годов обучения. Такая структура создает единое направление в учебно-тренировочном процессе подготовки высококвалифицированных шахматистов.

Программа разработана с учетом современных требований, предъявляемых к шахматистам высокой квалификации, тематические планы учебно-тренировочных групп включают в себя темы, при изучении которых необходимо учитывать тенденции развития современных шахмат.

В программе реализуется не только принцип «от простого к сложному» (т. е. последовательного усложнения материала), но и принцип историзма – теория шахмат раскрывается как исторический (хронологический) процесс непрерывного углубления в законы шахматной игры, который происходил в течении нескольких столетий и продолжается в наши дни.

Педагогические принципы обучения.

- воспитание всесторонне развитой личности путем приобщения детей к шахматной культуре;

- развитие творческих способностей, навыков логического и абстрактного мышления, навыков принятия решений в различных ситуациях;

- подготовка шахматистов высокой квалификации.

Основные формы организации образовательного процесса:

- сформировать у ребенка устойчивый интерес к шахматам;

- обучить основным приемам и методам во всех стадиях шахматной игры;

- способствовать развитию индивидуальных качеств ребенка;

- отработать помимо специальных шахматных навыков, психологическую устойчивость, развить волевые качества, целеустремленность, настойчивость в преодолении недостатков и трудолюбие;

- предоставить возможность использования современных компьютерных методик для освоения шахмат.

Дополнительные формы организации образовательного процесса:

беседы, игры, турниры.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

- словесные (объяснение, беседы),

- практические (решение шахматных композиций),

- игровые турниры,

- просмотр и подробный анализ партий, сыгранных ведущими шахматистами мира,

Ведущий метод – реальная игра на основе теоретических знаний.

Для наилучшей активизации деятельности обучающихся рекомендуется сочетать различные формы и методы обучения.

Концептуальные идеи программы:

  • заложить основы гармоничного развития детей и расширить их    представление об окружающем мире;

  • развить образное и ассоциативное мышление;

  • развить умение находить в обыкновенном необыкновенное, понимать изящество и красоту отдельных ходов и комбинаций;

  • развить умение получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой в шахматы;

  • обеспечить эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие;

  • расширить кругозор ребенка;

  • развить физические качества личности, такие как выносливость, усидчивость, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер;

  • развить интеллектуальные качества, внимательность, память, наблюдательность, творческое воображение и т.д.;

  • развить личность ребенка и его творческие способности формировать организованность и дисциплину, чувство личной ответственности;

  • формировать гражданскую позицию, патриотизм;

  • воспитывать чувство товарищества и коллективизма;

  • воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим уважение к педагогам и товарищам;

  • приобщить к здоровому образу жизни, гармонии тела и души;

  •  формировать организованность и дисциплину, чувство ответственности, товарищества и коллективизма.







Цель программы – используя богатые игровые ресурсы шахмат приобщить обучающихся к общечеловеческим и культурным ценностям и спорту, помочь реализовать им свои возможности, желающим научиться самостоятельно думать, принимать быстрые и правильные решения.

Задачи:

Образовательные:

- развить интеллектуальные и волевые способности ребенка в процессе обучения шахматной игре;

- сведения об истории происхождения шахмат.

- ознакомление с этическими нормами шахматной игры.

Развивающие:

- развитие наглядно-образного, логического мышления.

- реализация творческого потенциала детей.

- развитие памяти, внимания, выдержки и умения находить правильное решение в трудных ситуациях.

Воспитательные:

- умение рационально организовать свободное от учебной деятельности время.

- воспитание волевых качеств личности: умение сосредоточиться в игре, культура поведения по отношению к соперникам и товарищам по команде, самоконтроль.

Формирование универсальных учебных действий:

  • Личностные

  • Самоопределение (внутренняя позиция учащегося, самоиндификация, самоуважение и самооценка)

  • Смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)

  • Морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)

  • Регулятивные

  • Управление своей деятельностью

  • Контроль и коррекция

  • Инициативность и самостоятельность

  • Познавательные

  • Работа с информацией

  • Работа с учебными моделями

  • Использование знако-символических средств, общих схем решения

  • Выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведение под понятие

  • Коммуникативные

  • Речевая деятельность

  • Навыки сотрудничества.


Планируемые результаты

За первый год обучения в детском объединении обучающиеся должны:

Знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

  • правила хода и взятия каждой фигуры.

Уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • рокировать;

  • объявлять шах;

  • ставить мат;

  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

За второй год обучения в детском объединении обучающиеся должны:

Знать:

  • формировать познавательную самостоятельность и развить умение работать над шахматной литературой

  • умение планировать свою игру и работу;

  • развивать умение находить в обыкновенном необыкновенное;

  • понимать изящество и красоту отдельных ходов и комбинаций;

Уметь:

  • развивать умение получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой в шахматы;

  • воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим, уважение к педагогам и товарищам;

  • формировать организованность и дисциплину, чувство ответственности, товарищества и коллективизма;

Оценка и контроль результатов.

В процессе обучения проводится «входная» диагностика обучающихся, «процесс»-диагностика и итоговая диагностика. Критерии оценки достижения предполагаемых результатов развития обучающихся в обучении на каждом модуле: овладение основными умениями и навыками, развитие творческих способностей, креативность, отношение к миру и к себе, развитие коммуникативных способностей, сформированность мотивационной и гражданской сферы.

Собственно педагогический мониторинг проводится по различным направлениям изучения результативности реализации программы.

Мониторинг условий для реализации эффективного образовательного процесса проводится путем анализа динамики изменения таких условий, как запросы обучающихся и их родителей, кадровые ресурсы, методическое обеспечение, содержание обучения, материально-техническая база.

Мониторинг эффективности образовательного процесса проводится путем анализа показателей развития в следующих формах:

  • устный опрос

  • поставить в соответствие термины и их содержание

  • кроссворды

  • тесты.

Мониторинг безопасности обучающихся оценивается по следующим показателям: физическая безопасность, соматическая безопасность (сохранение здоровья) и психологическая безопасность.

Мониторинг эффективности полученных результатов оценивается как по фактическим результатам (участие в конкурсах, получение дипломов, грамот, благодарственных писем), так и по социальному эффекту данных мероприятий.



Режим занятий обучающихся в объединении


Профили

Наполняемость учебных групп

Продолжительность занятий

Техническая направленность

1-й год обучения – 10-15 чел

2-й год обучения – 10-12 чел

Возраст обучающихся:

дети младшего и среднего школьного возраста – 1 час 30 минут (перерыв 10 минут)

дети старшего возраста (от 14 лет) – 2 часа 15 минут (с двумя 10 – минутными перерывами)


Режим работы в период школьных каникул.

- по временному утвержденному расписанию, составленному на период каникул, на базе МБО ДО Задонский Дом школьника.

Срок проведения отчетного мероприятия: середина мая.

Сроки проведения промежуточной аттестации: 25-31 мая.



Учебный план


п/п

Учебный модуль

Количество часов

Формы промежуточной аттестации

1 год

2 год

1

Основы шахматной игры. Дебютная подготовка

66

54

Решение шахматных задач

2

Тактика в шахматах

56

90

Турнир по шахматам

3

Стратегия в шахматах

22

72

Турнир по шахматам


ИТОГО:

144

216




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Модуль «Основы шахматной игры. Дебютная подготовка»

1 год обучения

1.Вводное занятие. История возникновения и развития шахмат. 

Теория: Знакомство с группой. Инструктаж по ОТ.  Знакомство с легендой о возникновении шахмат в Индии более 2 тысяч лет назад.

2.Шахматная доска: термины и определения.

Теория: Знакомство с шахматной доской, рассказ о чередовании в горизонталях и вертикалях белых и черных полей (квадратов), а в диагоналях все поля одного цвета, все горизонтали и вертикали имеют по 8 полей, а диагонали - от 2 до 8. Расстановка шахматных фигур в начале партии.

Практика: показать самые короткие и самые длинные диагонали, диагонали, состоящие только из белых или черных полей.

3. Шахматные фигуры.

Теория: Знакомство с шахматными фигурами. Ходы фигур. Правила нападения. Понятие рокировка. Ценность фигур

Практика: Проведение игр «Скачем на коне», «Соберем цветочки», «Курица и зернышки», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Кратчайший путь» и другие.

4. Что такое мат, что такое пат. Решение задач.

Теория: Понятия мат, пат, ничья. Знакомство с разными способами матования.

Практика: Отработка способов матования путем решения задач «Мат в один ход», «Пат или не пат». Решение задач на мат в 1 и 2 хода.

5.Шахматная нотация и порядок записи шахматной партии.

Теория: Рассказ об обозначении шахматных фигур и шахматных полей.

Практика: Тренировка записи шахматной партии.

6.Проведение соревнований.

Практика: Проведение соревнований в осенние каникулы.

Заключительное занятие.

Подведение итогов первого полугодия. Мониторинг результатов работы за первое полугодие. Систематизация полученных знаний.


Модуль «Основы шахматной игры. Дебютная подготовка»

2 год обучения

1.Вводное занятие

2.Основные правила разыгрывания дебютов.

Теория: Знакомство с закрытыми, открытыми, полуоткрытыми дебютами и гамбитами, с основными правилами разыгрывания дебютов (захват центра, развитие фигур, рокировка, развитие ладей на открытые линии.)

Практика: Разыгрывание дебютов и гамбитов.

3.Решение шахматных задач.

Теория: Показ на шахматной доске как нужно использовать полученные знания при решении шахматных задач.

Практика: Задания для самостоятельного решения на уроке и дома.

4.Проведение соревнований.

Практика: Проведение соревнований в зимние и весенние каникулы. Заключительные соревнования «Турнир Шахматных пар».

Заключительное занятие. 

Теория: Подведение итогов.

Практика: Задания и рекомендации на лето.


Модуль «Тактика в шахматах»

1 год обучения

1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. 

Повторение тем, пройденных за 1 год обучения.

Теория: Инструктаж по охране труда и правилам поведения в помещении и на улице. Повторение понятий и правил пройденных ранее.

Практика: Проведение конкурса решения задач.

2.История развития шахмат в России и Санкт-Петербурге

Теория: Беседа о правилах игры существовавших ранее и их изменениях, как шахматы появились в России и в Санкт-Петербурге. Знакомство с жизнью и творчеством сильнейших шахматистов России и Советского Союза: Петрова, Чигорина, Алехина, Ботвинника и других.

3.Мат двумя слонами, мат конем и слоном.

Теория: Рассказ и показ правильной и быстрой постановки мата двумя слонами (заплетем косичку), мат конем и слоном. Знакомство с правилом «50 ходов».

Практика: Отработка способов постановки мата.

4.Пешечные структуры.

Теория: Знакомство с понятиями: «Изолированные пешки», «Сдвоенные пешки», «Пешечный хребет», «Пешечный ряд», использование слабости пешечной структуры. Изучение простейших окончаний партии: король и пешка против короля. Понятия оппозиция, передача хода, правило квадрата.

Практика: Отработка окончаний партии.

5.Комбинации: связка, двойной удар, отвлечение, завлечение.

Теория: Понятия: «Комбинация». Знакомство с различными комбинациями: связка, двойной удар, завлечение, отвлечение, «спертый мат» и другие.

Практика: Решение задач на различные комбинации.

6.Основы стратегии и тактики.

Теория: Знакомство с такими понятиями как «Стратегия» и «Тактика». Изучение двух основных типов шахматных позиций: комбинационно-тактические и маневренно-стратегические. Элементы тактических операций: двойной удар, отвлечение, связка, блокировка, открытый шах, двойной шах.

Практика: Составление и отработка плана игры.

7.Дебюты

Теория: Изучение различных дебютных вариантов и систем (испанская партия, русская партия, итальянская партия, дебют четырех коней, сицилианская защита и др.) на примерах партий сильнейших шахматистов мира. Изучение дебютных ловушек, конкретных планов в различных дебютах, анализ партий выдающихся шахматистов.

Практика: Разыгрывание некоторых партий.

8.Типовые планы в миттельшпиле.

Теория: Рассматриваются конкретные планы в различных дебютах, анализируются партии выдающихся шахматистов. Особое внимание уделяется переходу из дебюта в миттельшпиль и из миттельшпиля в эндшпиль.

Практика: Отработка некоторых дебютов.


Модуль «Тактика в шахматах»

2 год обучения

1.Приемы и способы атаки на короля.

Теория: Знакомство с различными позициями атаки на короля.

Практика: Отработка атаки на короля.

2.Техника расчета.

Теория: Анализируются различные позиции и рассчитываются варианты защиты, нападения или маневренной игры.

Практика: Отработка вариантов защиты.

3.Эндшпиль.

Теория: Рассматриваются типовые позиции, приемы и методы разыгрывания шахматных окончаний. Пешечных, ладейных, слоновых, коневых и ферзевых.

Практика: Разыгрывание эндшпилей.

4.Борьба при необычном соотношении сил и компенсации за материал.

Теория: Рассматриваются различные позиции, в которых имеются временные или постоянные преимущества.

Теория: Подведение итогов

Практика: Обсуждение итогов года. Рекомендации обучающимся.


Модуль «Стратегия в шахматах»

1 год обучения

1.Стратегия в шахматах. Понятие.

Теория: Знакомство со стратегическими планами.

Практика: Отработка различных планов. Способы реализации позиций.

Рассматриваем разнообразные позиции и идеи.

Отработка планов. Рассматриваются различные позиции, в которых атакуется король.

2.Миттельшпиль.

Теория: Рассматриваются типовые позиции, приемы и методы их разыгрывания.

Практика: Разыгрывание миттельшпилей. Разбор на доске заданий на завлечение, отвлечение, «спертый мат» и другие, в которых выигрыш достигается в 2-3 хода.

Теория: Подведение итогов

Практика: Обсуждение итогов. Рекомендации обучающимся.


Модуль «Стратегия в шахматах»

2 год обучения

1.Аналитические и критические работы.

Теория: Рассматриваем разнообразные партии из турниров.

Практика: Нахождение ошибок.

2.Тренировка памяти.

Теория: Рассматриваются партии.

Практика: Запоминание всех партий.

3.План атаки на разных флангах.

Теория: Рассматриваются различные позиции. Разбор на доске заданий на завлечение, отвлечение, «спертый мат» и другие, в которых выигрыш достигается в 3-4 хода.

Практика: Способы реализации позиций.

Теория: Подведение итогов

Практика: Обсуждение итогов года. Рекомендации обучающимся.


Организационно-педагогические условия

     Обеспечение учебным помещением. Кабинет для занятий подготовлен и отвечает санитарно-гигиеническим требованиям и нормам освещения. Кабинет оформлен эстетически в соответствии со спецификой данного вида деятельности. Количество оборудованных мест для работы соответствует количеству обучающихся. В кабинете имеются инструкции по технике безопасности и охране труда.        

Занятия проводятся в комбинированной форме и включают в себя: объяснения педагогом новой темы

  • повторения пройденного ранее,

  • проверку домашнего задания,

  • записи обучающимися нового домашнего задания

  • конкурсы решения задач,

  • игры в шахматы между детьми

  • сеансы одновременной игры между педагогом и детьми, как обычные, так и тематические,

  • консультативные партии

  • участие в классификационных турнирах

  • разбор итогов конкурсов и сыгранных партий

Дидактическое обеспечение курса:

При проведении занятий педагогом используются:

  • схемы ходов фигур,

  • сводные таблицы шахматных турниров

  • справочные пособия по разыгрыванию дебютов, эндшпилей, этюдов и композиций (см. информационные источники)

  • фотоальбомы

  • видеозаписи партий знаменитых шахматистов

Предполагается использовать в обучающих программах новейшие достижения современной техники. Познакомить детей с компьютерами, с шахматными программами, научить пользоваться базами данных и информационной литературой.

Формы подведения итогов:

Подведение итогов проводится на контрольных занятиях по каждой теме или разделу, а также на игровых занятиях и соревнованиях.

Материально-техническое обеспечение:

  • шахматная доска и магнитные фигуры

  • шахматы и шахматные часы

  • удобные столы и стулья

  • переносная доска для записи партий

  • маркеры

  • мультимедийное оборудование

  • стеллажи с полками для хранения оборудования и кубков

Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Список литературы

Литература, используемая педагогом:

  1. Авербах Ю.Л.  Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1989.

  2. Авербах Ю.Л. Матч на первенство мира. Мерано-81. – М.: Физкультура и спорт, 1982.

  3. Авербах Ю.Л. Что надо знать об эндшпиле. – М.: Физкультура и спорт , 1960.

  4. Авербах Ю.Л. Шахматные окончания. – М.: Физкультура и спорт, 1984.

  5. Багиров В.К. Английское начало. – М.: Физкультура и спорт, 1989.

  6. Бардвик Т. Шахматы для детей. – М.: ПИТЕР, 2013.

  7. Билык С. Задачи и этюды Сборник № 59. М.: Россомахо, 2013.

  8. Боголюбов Е. Шахматная школа для начинающих.- М.: Русский шахматный дом, 2011.

  9. Ботвинник М.М., Эстрин Я.Б. Защита Грюнфельда. – М.: Физкультура и спорт, 1979.

  10.  Верховский Л. На ошибках учатся. – М.: РИПОЛ классик, 2005.

  11.  Геллер Е.П. Победа в Мерано. – М.: Военное издательство, 1982.

  12.  Геллер Е.П.  Староиндийская защита. – М.: Физкультура и спорт, 1980.

  13.  Геллер Е.П. Новоиндийская защита. – М.: Физкультура и спорт, 1981.

  14.  Голенищев В.Е. Программа подготовки юных шахматистов 3 разряда. – М.: Советская Россия, 1989.

  15.  Голенищев В.Е. Программа подготовки юных шахматистов 4 разряда. -  М.: Советская Россия, 1989.

  16.  Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. – М.: Наука, 1983.

  17.  Давлетов Д.А., Костров В.В. 626 шахматных задач. – СПб.: ЛИТЕРА,  2003.

  18.  Завьялов А. Дебютные ловушки и новинки. – М.: Воениздат, 2000.

  19.  Зворыкина К.А. В рядах шахматной гвардии. – Минск: ПОЛЫМЯ, 1984.

  20.  Злотник Б.А. Шахматы. Наука, опыт, мастерство. – М.: Высшая школа,  1990.

  21.  Канн И.А. От дебюта к миттельшпилю. – М.: Физкультура и спорт, 1978.

  22.  Капенгут А.З. Индийская защита. – М.: ПОЛЫМЯ, 1984.

  23.  Карахан Ю.И. Шахматы - увлекательная игра. – М.: Знание, 1982.

  24.  Карпов А., Калиниченко Н. Начальный курс дебютов. Часть 1.-  М.: RUSSIAN CHESS HOUSE, 2007.

  25.  Карпов А., Калиниченко Н. Начальный курс дебютов. Часть 2. -  М.: RUSSIAN CHESS НОШЕ, 2007.

  26.  Львовский Ю. Там, где нет неправильных ответов. – СПб: РЕЧЬ, 2011.

  27.  Карпов А.Е., Гик Е. Я. Неисчерпаемые шахматы. – М.: Университет, 1991.

  28.  Карпов А.Е., Гик Е. Я. Шахматные сюжеты. – М.: Знание, 1991.

  29.  Кмох Г. Защита в шахматной партии. – М.: Олимпия, 2005.

  30.  Кобленц А.Н. Волшебный мир комбинаций. – М.: Физкультура и спорт,  1980.

  31.  Кобленц А.Н. Уроки шахматной стратегии. – М.: Физкультура и спорт,  1983.

  32.  Кондратьев П.Е., Столяр Е.С. Защита Бенони. – М.: Физкультура и спорт, 1981.

  33.  Константиновский A.M., Вейц А.П. Защита Каро – Канн. – М.: Физкультура и спорт, 1981г.

  34.  Крогиус Н.В. Психология шахматного творчества. -  М.: Физкультура и спорт, 1981.

  35.  Мучник Х.Л. Первые шахматные уроки. – М.: Военное издательство МО,  1980.

  36.  Нейштадт Я.И. Ваш решающий ход. (Учебник шахматной комбинации. Практикум). – М.: RUSSIAN CHESS НОШЕ, 2009.

  37.  Несис Г.Е. Искусство размена. – М.: Физкультура и спорт, 1984.

  38.  Нимцович А.И. Шахматная блокада. -  Л.: Колос, 1925.

  39.  Оснос В.В. Дебют Рети. – М.: Физкультура и спорт, 1990.

  40.  Пак В.Н. 100 выдающихся шахматистов XX века. – Донецк: Сталкер,  2004.

  41.  Панов В.Н., Эстрин Я.Б. Курс дебютов. – М.: Физкультура и спорт, 1973.

  42.  Панченко А.Н. Теория и практика шахматных окончаний. - Йошкар–Ола, 1997.

  43.  Песин В.Х. Волшебный дар Каиссы. –Л.:  Лениздат, 1990.

  44.  Попова М.В., Манаенков В.Н. 30 уроков шахматной тактики. – Тула,  2002.

  45.  Попова М.В., Манаенков В.Н. 30 шахматных уроков. – Тула, 2003.

  46.  Портиш Л. 600 окончаний. – М.: Физкультура и спорт,  1979.

  47.  Разуваев Ю.С. Переход в эндшпиль. – М.: Физкультура и спорт , 1981.

  48.  Романовский П.А. Миттельшпиль. – М.: Физкультура и спорт, 1960.

  49.  Рохлин Я.Г. Шахматные занятия. – Ярославль: Верхнее - Волжское книжное издательство,1977.

  50.  Сакаев К. Славянская защита. – СПб.: Издательство «Сакаев К.Р.», 2012.

  51.  Сейраван Я. Шахматный учебник. Партии – бриллианты. – М.: Астрель ACT, 2007.

  52.  Слуцкий Л.М. Контуры эндшпиля. – М.: Физкультура и спорт, 1989.

  53.  Сокольский А.П. Внимание, ловушка! – М.: Физкультура и спорт,  1970.

  54.  Сухин И.Г. Шахматы. Первый год. (Пособие для учителя). – Обнинск:  Духовное возрождение, 1998.

  55.  Суэтин А. С. Как играть дебют. – М.: Физкультура и спорт, 1981.

  56.  Суэтин А.С. Дебют и миттельшпиль. – Минск: Беларусь, 1980.

  57.  Туров Б.И. Пять шахматных олимпиад. – Москва: Физкультура и спорт,  1984.

  58.  Умнов Е.И. Путями шахматного творчества. – М.:  Физкультура и спорт, 1983.

  59.  Фейгельман И. Материалы к зачёту по теории для начинающих шахматистов СПб ГУ ПЦ «Альбатрос» Подростковый клуб «ВОСХОД». -  СПб,  2007.

  60.  Фридштейн Г.С. Защита Пирца – Уфимцева. – М.: Физкультура и спорт,  1980.

  61.  Хенкин В.Л. «Я б в гроссмейстеры пошел...». – М.: Молодая гвардия, 1979.

  62.  Хенкин В.Л. 1000 матовых комбинаций. – М.: Астрель ACT, 2001.

  63.  Чепижный В.И. Турнир звезд. Монреаль -79. – М.: Физкультура и спорт,  1979.

  64.  Шерешевский М.И. Стратегия эндшпиля. – М.: Физкультура и спорт, 1988.

  65.  Эстрин Я.Б. Теория и практика шахматной игры. – М.: Высшая школа, 1984.

  66.  Юдович М.М. Гамбит. – М.: Физкультура и спорт, 1980.

  67.  Юдович М.М. План в шахматной партии. – М.: Физкультура и спорт,  1982.

  68.  Яковлев Н.Г. Найди лучший ход! – СПб., 2002.

  69.  Яковлев Н.Г. Уроки шахматной тактики. – СПБ., 2008.

  70.  Яковлев Н.Г. Ход за ходом (выпуск первый и второй). – СПб., 2006.

  71.  Яковлев Н. Уроки шахматной тактики. – СПб., 2008.

  72.  Яковлев Н. Найди лучший ход. – СПб., 2010.

  73.  Добринецкий П. «Двойной удар».




Литература, рекомендуемая для родителей и детей:


  1. Авербах Ю.Л.  Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1989.

  2. Костров В.В. В какую силу я играю. Открытые дебюты. Шахматные тест – партии. - СПб.: ЛИТЕРА,  2003.

  3. Костров В.В. В какую силу я играю. Полуоткрытые дебюты. Шахматные тест –партии. - СПб.: ЛИТЕРА, 2001.

  4. Костров В.В. Эта книга научить играть в шахматы детей и родителей. (Части 1, 2 и 3). – СПб.: ЛИТЕРА, 2001.

  5. Давлетов Д.А., Костров В.В. 626 шахматных задач. – СПб.: ЛИТЕРА,  2003.

  6. Калиниченко Н. Шахматы для всей семьи. – М.: ПИТЕР,  2010.

  7. Карпов А.Е. А завтра снова в бой. – М.: Молодая гвардия, 1982.

  8. Карпов А.Е. В далеком Багио. – М.: Советская Россия, 1981.

  9.  Карпов А.Е. Девятая вертикаль. – М.: Молодая гвардия, 1978.

  10.  Каспаров Г. К. Безлимитный поединок. – М.: Физкультура и спорт. 1989.

  11.  Кориной В.Л. Мои 55 побед черными. – М.: RUSSIAN CHESS НОMЕ, 2004.

  12.  Котов А.А. Как стать гроссмейстером. – М.: Физкультура и спорт, 1985.

  13.  Костров В.В., Б.Белявский Б.А. Как играть шахматные окончания. Мастер -класс. Тест - партии. - СПб. : ЛИТЕРА, 2003.

  14.  Костров В.В В какую силу я играю. Закрытые дебюты. Шахматные тест - партии. - СПб. : ЛИТЕРА, 2001.

  15.  Костров В.В В какую силу я играю. Гамбиты. Шахматные тест - партии. - СПб. : ЛИТЕРА,  2003.

  16.  Костров В.В., Белявский Б.А. 2000 шахматных задач. Шахматные окончания.  – СПб.: ЛИТЕРА, 2002.

  17.  Полгар Ж. и Труонг П.  Шахматная тактика для будущих чемпионов. – М.: ACT Астрель, 2010.

  18.  Рохлин Я.Г. Юный шахматист. – М.: Физкультура и спорт, 1977.

  19.  Сухин И.Г. Шахматы. Первый год. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.



Оценочные материалы


ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении турнира по шахматам среди мальчиков и девочек до 7, 9, 11 лет,

юношей и девушек до 15 лет.

I. Цели и задачи соревнований

- повышение мастерства юных шахматистов;

- популяризация шахмат среди подрастающего поколения;

- повышения уровня интеллектуального развития детей

II. Участники соревнований

Соревнования проводятся среди обучающихся д/о «Шахматы» Задонского Дома школьника.

III. Условия проведения

Турнир проводится в соответствии с Правилами вида спорта «шахматы», утверждённым приказом Минспорттуризма России от «19» декабря 2017 г. № 1087 и не противоречащим правилам ФИДЕ с использованием электронных часов и состоит из турниров с отдельным подведением итогов в шести возрастных группах: до 9, 11, 13 лет среди мальчиков и девочек: 15 лет среди юношей и девушек.

При малом количестве участников возможно объединение в один турнир в различных

возрастных группах, но с обязательным отдельным зачётом по возрастам.

Турниры, в зависимости от количества участников, проводятся или по швейцарской системе с применением компьютерной жеребьёвки, или круговой системе с обсчетом рейтинга РШФ. Девочки и девушки могут участвовать в турнирах мальчиков и юношей в своих возрастных группах. Игроки младших возрастов имеют право участвовать в турнирах старших возрастных групп.

IV. Подведение итогов соревнований

Победителями в каждой возрастной группе считаются участники, набравшие наибольшее количество очков.

В случае равенства очков места определяются:

- круговая система:

1) по коэффициенту Бергера;

2) по количеству побед;

3) по личной встрече.

- швейцарская система:

1) по коэффициенту Бухгольца;

2) по количеству побед;

3) по личной встрече.

При дележе по очкам 1 - го места и равенстве дополнительных показателей, назначается

дополнительное соревнование (рапид или блиц), регламент которого определяет главный судья.



Тесты для начинающих шахматистов

Тесты предназначены для начинающих шахматистов, но могут принести пользу и тем, у кого более высокая квалификация. На выполнение 30 тестов отводится не более одного часа.

Шахматный тест - это отличная возможность проверить свои знание и определить в какую силу вы играете. Меня часто спрашивают мои ученики: «в какую силу я играю? Какой у меня разряд?». Данный шахматный тест поможет шахматисту самостоятельно ответить на эти вопросы, а заодно повысить его игровой уровень. Проанализировав результаты теста можно сделать вывод о своей силе и знаниях. Любо необходимо поработать над дебютом, либо есть непонимание в позиционной игре, эндшпиле или миттельшпиле и т.д.

1. Пешки считаются сильнее, когда они связаны?

2. Два слона могут заматовать одинокого короля только в углу доски?

3. Важно ли как можно быстрее развивать свои фигуры?

4. Чего вы должны избегать, стараясь дать мат одинокому неприятельскому королю?

Пата

Взятия на проходе

Шахов королю

5. Какие из названных ниже фигур или их сочетаний могут дать мат одинокому королю?

2 коня

Конь

Слон и конь

Слон

6. Какой фигуре освобождают диагональ?

Слон

Ладья

Конь

7. Может ли игра закончится в дебюте?

Да

Нет

8. Мат возможен в....?

Во всех указанных выше стадиях партии

Миттельшпиле

Дебюте

Эндшпиле

9. Неприятельского короля легче заматовать, когда он находится в центре доски?

Да

Нет

10. Хорошо ли ходить в дебюте одной и той же фигурой больше, чем один раз?

Нет

Да

11. Легкие фигуры должны быть развиты до начала миттельшпиля?

Да

Нет

12. Какое преимущество есть в шахматах?

Рокировка

Двойной удар

Материальное

13. Какая из указанных ниже стратегий не самая лучшая, чтобы следовать ей в дебюте?

Открыть диагональ для своих слонов

Оставить короля в опасности вместо рокировки

Максимально быстро развить фигуры

Контроль над центральными полями

14. Король и слон не могут заматовать одинокого короля?

Да

Нет

15. Король и ладья не могут заматовать одинокого короля?

Нет

Да

16. Король и пешка всегда способны выиграть против короля?

Да

Нет

17. Ферзь и один может заматовать неприятельского одинокого короля, помощь короля при этом ферзю не нужна?

Да

Нет

18. Король и конь не могут заматовать одинокого короля?

Нет

Да

19. Король и ферзь не могут заматовать одинокого короля?

Да

Нет

20. Спертый мат может получится на первом ходу?

Нет

Да

21. Миттельшпиль это - ?

Конец игры

Середина игры

Начало игры

22. Эндшпиль это - ….?

Конец дебюта

Конец миттельшпиля

Конец партии

Конец хода

23. Король и пешка не могут выиграть против одинокого короля без проведения пешки с ее превращением в ферзя или ладью?

Да

Нет

24. Что вы должны делать, в первую очередь, когда наступает стадия миттельшпиля?

Надеяться на то, что соперник допустит грубую ошибку

Продвигать вперед свои пешки

Немедленно начинать атаку

Продумать свою стратегию

25. Миттельшпилю предшествует дебют?

Да

Нет

26. Как правило, в дебюте полезно создавать взаимодействие между своими ладьями?

Нет

Да

27. Наиболее важной в общем и целом частью шахматной доски является?

Центр

Ферзевый фланг

Королевский фланг

28. "Вилка" - это тактический удар, включающий в себя:

Нападение на одну фигуру

Защиту одной фигуры

Защиту двух фигур

Нападение на две фигуры

29. Легче ли дать мат одинокому королю ферзем, чем слоном и конем?

Нет

Да

30. Рокировку надо делать в дебюте как можно раньше?

Нет

Да



Рабочие программы модулей

Рабочая программа учебного модуля

«Основы шахматной игры. Дебютная подготовка»

1 год обучения

Планируемые результаты освоения учебного модуля

Обучаюшийся должен знать:

-название всех шахматных фигур;

-историю возникновения шахмат;

-правила игры в шахматы.

Обучающийся должен уметь:

-делать правильные ходы различными фигурами;

-ставить мат, решать не сложные задачи


Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Форма аттестации (контроля)

всего

теория

практика

1

Введение. История возникновения и развития шахмат.

6

6

-

-

2

Шахматная доска: термины и определения

2

2

-

-


3

Шахматные фигуры.

10


5


5


-

4

Что такое мат, что такое пат, решение задач.

34

6

28

-

5

Проведение соревнований.

14

-

14

Мини-турнир


Итого:

66

19

47





Календарно-тематический план


№п/п

Темы

1 год обучения

Дата проведения

всего

теория

практика

план

факт

1


Вводное занятие


6

6

-



1.1

Знакомство с группой. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ

2

2

-







1.2

Знакомство с легендой о возникновении шахмат в Индии более 2 тысяч лет назад.

2

2

-



1.3

15 чемпионов мира по шахматам

2

2

-



2

Шахматная доска: термины и определения

2

2

-



2.1

Знакомство с шахматной доской, рассказ о чередовании в горизонталях и вертикалях белых и черных полей (квадратов), а в диагоналях все поля одного цвета, все горизонтали и вертикали имеют по 8 полей, а диагонали - от 2 до 8. Расстановка шахматных фигур в начале партии.

2

2

-



3

Шахматные фигуры

10


5


5




3.1

Знакомство с шахматными фигурами.


2

1

1



3.2

Ходы фигур.


2

1

1



3.3

Правила нападения.

2

1

1



3.4

Понятие рокировка.

2

1

1



3.5

Ценность фигур

2

1

1



4

Что такое мат, что такое пат, решение задач

34

6

28



4.1

Понятия мат, пат, ничья.

2

2

-



4.2

Знакомство с разными способами матования.

2

2

-



4.3

Отработка способов матования путем решения задач «Мат в один ход», «Пат или не пат». Решение задач на мат в 1 и 2 хода.

2

2

-



4.4

Мат в 1 ход

2

-

2



4.5

Мат в 1 ход

2

-

2



4.6

Мат в 1 ход

2

-

2



4.7

Мат в 1 ход

2

-

2



4.8

Мат в 1 ход

2

-

2



4.9

Мат в 1 ход

2

-

2



4.10

Мат в 1 ход

2

-

2



4.11

Мат в 2 хода

2

-

2



4.12

Мат в 2 хода

2

-

2



4.13

Ничья

2

-

2



4.14

Ничья

2

-

2



4.15

Ничья

2

-

2



4.16

Ничья

2

-

2



4.17

Ничья

2

-

2



5

Проведение соревнований

14

-

14



5.1

1 тур

2

-

2



5.2

2 тур

2

-

2



5.3

3 тур

2

-

2



5.4

4 тур

2

-

2



5.5

5 тур

2

-

2



5.6

6 тур

2

-

2



5.7

7 тур

2

-

2




Итого:

66

19

47



2 год обучения


Планируемые результаты освоения учебного модуля


Обучающийся должен знать:

-о понятии развития фигур;

-про открытые линии;

-захват центра;

Обучающийся должен уметь:

-разыгрывать дебюты, гамбиты

-решать задачи различными приемами;



Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Форма аттестации (контроля)

всего

теория

практика

1


Вводное занятие

3

3

-

-

2

Основные правила разыгрывания дебютов

18

3

15

-


3

Решение шахматных задач


24

3

21

Тесты по решению задач

4

Проведение соревнований

9

-

9

Открытое первенство Задонского района


ИТОГО:

54

9

45

-



Календарно-тематический план


№п/п

Темы

1 год обучения

Дата

всего

теория

практика

план

факт

1


Вводное занятие


3

3

-



1.1

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.


3

3

-



2

Основные правила разыгрывания дебютов

18

3

15



2.1

Знакомство с закрытыми, открытыми, полуоткрытыми дебютами и гамбитами, с основными правилами разыгрывания дебютов


3

1

2



2.2

Захват центра


3

-

3



2.3

Развитие фигур


3

1

2



2.4

Рокировка


3

-

3



2.5

Развитие ладей на открытые линии.

3

-

3



2.6

Разыгрывание дебютов и гамбитов

3

1

2



3

Решение шахматных задач

24

3

21



3.1

Основные методы решения

3

1

2



3.2

Решение задач на «связку»

3

1

2



3.3

Решение задач на «отвлечение»

3

1

2



3.4

Решение задач на «двойной удар»

3

-

3



3.5

Решение задач на «вилку»

3

-

3



3.6

Решение задач на «завлечение»

3

-

3



3.7

Составление композиций

3

-

3



3.8

Конкурс решения задач

3

-

3



4

Проведение соревнований

9

-

9



4.1

1 тур

3

-

3



4.2

2 тур

3

-

3



4.3

3 тур

3

-

3




Итого:

54

9

45





Рабочая программа учебного модуля «Тактика в шахматах»

1 год обучения

Планируемые результаты освоения учебного модуля

Обучаюшийся должен знать:

-тактические приемы – связка, двойной удар, завлечение и т.д.;

-применять комбинации в игре;

-основы дебюта.

Обучающийся должен уметь:

-применять все тактические приемы на практике;

- решать шахматные задачи

Учебно-тематический план


№ п/п

Тема

Количество часов

Форма аттестации (контроля)

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.

2

2

-

-

2

История развития шахмат в России и Санкт-Петербурге

2

2

-

-

3

Мат двумя слонами, мат конем и слоном

2

-

2

-

4

Пешечные структуры

2

-

2

-

5

Комбинации: связка, двойной удар, отвлечение, завлечение.

2

-

2

-

6

Основы стратегии и тактики

2

2

-

-

7

Дебюты

32

-

32

Разыгрывание различных дебютов

8

Типовые планы в миттельшпиле.

12

2

10

-


Итого:

56

12

44

-


Календарно-тематический план


№п/п

Темы

1 год обучения

Дата проведения

всего

теория

практика

план

факт

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда

2

2

-



1.1

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

2

2

-



2

История развития шахмат в России и Санкт-Петербурге

2

2

-



2.1

 Беседа о правилах игры существовавших ранее и их изменениях, как шахматы появились в России и в Санкт-Петербурге. Знакомство с жизнью и творчеством сильнейших шахматистов России и Советского Союза: Петрова, Чигорина, Алехина, Ботвинника и других.

2

2

-



3

Мат двумя слонами, мат конем и слоном

2

-

2



3.1

Рассказ и показ правильной и быстрой постановки мата двумя слонами (заплетем косичку), мат конем и слоном. Знакомство с правилом «50 ходов».

2

-

2



4

Пешечные структуры

2

-

2



4.1

Знакомство с понятиями: «Изолированные пешки», «Сдвоенные пешки», «Пешечный хребет», «Пешечный ряд», использование слабости пешечной структуры. Изучение простейших окончаний партии: король и пешка против короля. Понятия оппозиция, передача хода, правило квадрата.

2

-

2



5

Комбинации: связка, двойной удар, отвлечение, завлечение

2

-

2



5.1

Понятия: «Комбинация». Знакомство с различными комбинациями: связка, двойной удар, завлечение, отвлечение, «спертый мат» и другие.

2

-

2



6

Основы стратегии и тактики

2

2

-



6.1

Знакомство с такими понятиями как «Стратегия» и «Тактика». Изучение двух основных типов шахматных позиций: комбинационно-тактические и маневренно-стратегические. Элементы тактических операций: двойной удар, отвлечение, связка, блокировка, открытый шах, двойной шах.

2

2

-



7

Дебюты

32

-

32



7.1

Изучение различных дебютных вариантов и систем (испанская партия, русская партия, итальянская партия, дебют четырех коней, сицилианская защита и др.) на примерах партий сильнейших шахматистов мира. Изучение дебютных ловушек, конкретных планов в различных дебютах, анализ партий выдающихся шахматистов.

2

-

2



7.2

Итальянская партия

2

-

2



7.3

Скандинавская защита

2

-

2



7.4

Сицилианская защита

2

-

2



7.5

Русская партия

2

-

2



7.6

Защита Алехина

2

-

2



7.7

Староиндийская защита

2

-

2



7.8

Голландская защита

2

-

2



7.9

Вариант Найдорфа

2

-

2



7.10

«Каменная стена»

2

-

2



7.11

«Вариант дракона»

2

-

2



7.12

Английское начало

2

-

2



7.13

Дебют Рети

2

-

2



7.14

Дебют четырех коней

2

-

2



7.15

Испанская партия

2

-

2



7.16

Гамбиты

2

-

2



8

Типовые планы в миттельшпиле

12

2

10



8.1

Рассматриваются конкретные планы в различных дебютах, анализируются партии выдающихся шахматистов. Особое внимание уделяется переходу из дебюта в миттельшпиль и из миттельшпиля в эндшпиль.

2

2

-



8.2

Отработка некоторых дебютов.

2

-

2



8.3

Партии Ласкера

2

-

2



8.4

Партии Эйве

2

-

2



8.5

Партии Карлсена

2

-

2



8.6

Партии Смыслова

2

-

2




Итого:

56

12

44





2 год обучения

Планируемые результаты освоения учебного модуля

Обучающийся должен знать:

-технику расчета;

-правила разыгрывания эндшпиля;

-способы атаки на короля;

Обучающийся должен уметь:

-анализировать партии;

-атаковать короля;

-рассчитывать ходы.


Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Форма аттестации (контроля)

всего

теория

практика

1

Приемы и способы атаки на короля

21

3

18

-

2

Техника расчета

18

3

15

-

3

Эндшпиль.

24

3

21

Первенство

4

Борьба при необычном соотношении сил и компенсации за материал

27

3

24

Чемпионат области среди детей


Итого:

90

12

78




Календарно-тематический план


№п/п

Темы

1 год обучения

Дата

всего

теория

практика

план

факт

1

Приемы и способы атаки на короля.

21

3

18



1.1

Знакомство с различными позициями атаки на короля.

3

1

2



1.2

Отработка атаки на короля.

3

1

2



1.3

 Объёмное плетение.

3

-

3



1.4

Атака при разносторонних рокировках

3

1

2



1.5

Атака при односторонних рокировках

3

-

3



1.6

Методы и способы атака

3

-

3



1.7

Слабая оборона

3

-

3



2

Техника расчета

18

3

15



2.1

Анализируются различные позиции

3

2

1



2.2

Рассчитываются варианты защиты

3

1

2



2.3

Нападение или маневренная игра

3

-

3



2.4

Практика: Отработка вариантов защиты.

3

-

3



2.5

Анализ партий

3

-

3



2.6

Анализ партий

3

-

3



3

Эндшпиль

24

3

21



3.1

Теория: Рассматриваются типовые позиции, приемы и методы разыгрывания шахматных окончаний

3

1

2



3.2

Пешечные эндшпили

3

1

2



3.3

Ладейные эндшпили

3

1

2



3.4

Коневые эндшпили

3

-

3



3.5

Ферзевые эндшпили

3

-

3



3.6

Анализ эндшпилей

3

-

3



3.7

Анализ эндшпилей

3

-

3



3.8

Анализ эндшпилей

3

-

3



4

Борьба при необычном соотношении сил и компенсации за материал

27

3

24



4.1

Теория: Рассматриваются различные позиции, в которых имеются временные или постоянные преимущества.

3

1

2



4.2

Конь против ладьи

3

1

2



4.3

Слон против ладьи

3

1

2



4.4

Ферзь против 2 ладей

3

-

3



4.5

3 пешки против коня

3

-

3



4.6

3 пешки против слона

3

-

3



4.7

Анализ партий

3

-

3



4.8

Анализ партий

3

-

3



4.9

Анализ партий

3

-

3




Итого:

90

12

78




Рабочая программа учебного модуля «Стратегия в шахматах»


1 год обучения

Планируемые результаты освоения учебного модуля

Обучаюшийся должен знать:

-основные идеи в различных партиях;

-планы игры;

-методы достижения результата.

Обучающийся должен уметь:

-анализировать игру;

-играть вслепую, используя память.


Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Форма аттестации (контроля)

всего

теория

практика

1

Стратегия в шахматах

20

4

16

Тесты на решение задач

2

Миттельшпиль

2

-

2

Турнир


Итого:

22

4

18



Календарно-тематический план

№п/п

Темы

1 год обучения

Дата проведения

всего

теория

практика

план

факт

1

Стратегия в шахматах

20

4

16



1.1

Знакомство со стратегическими планами

2

1

1



1.2

Отработка различных планов

2

1

1



1.3

Способы реализации позиций

2

1

1



1.4

Рассматриваем разнообразные позиции и идеи

2

1

1



1.5

Отработка планов

2

-

2



1.6

Рассматриваются различные позиции, в которых атакуется король

2

-

2



1.7

Анализ партий

2

-

2



1.8

Анализ партий

2

-

2



1.9

Мини-турнир

2

-

2



1.10

Мини-турнир

2

-

2



2

Миттельшпиль

2

-

2



2.1

Рассматриваются типовые позиции, приемы и методы их разыгрывания.

Разыгрывание миттельшпилей. Разбор на доске заданий на завлечение, отвлечение, «спертый мат» и другие, в которых выигрыш достигается в 2-3 хода.

2

-

2




Итого:

22

4

18




2 год обучения

Планируемые результаты освоения учебного модуля

Обучаюшийся должен знать:

-слабые стороны в позиции;

-уметь давать оценку позиции.

Обучающийся должен уметь:

-критически оценивать игру и находить лучшее продолжение;

-решать сложные задачи.       


Учебно-тематический план


№ п/п

Тема

Количество часов

Форма аттестации (контроля)

всего

теория

практика

1

Аналитические и критические работы

18

3

15

Чемпионат ДШ

2

Тренировка памяти

51

7

44

Тестовые занятия

3

План атаки на разных флангах

3

-

3

турнир


Итого:

72

10

62



Календарно-тематический план


№п/п

Темы

1 год обучения

Дата

всего

теория

практика

план

факт

1

Аналитические и критические работы

18

3

15



1.1

Рассматриваем разнообразные партии из турниров

3

2

1



1.2

Рассматриваются партии

3

1

2



1.3

Выполнение образцов.

3

-

3



1.4

Нахождение ошибок

3

-

3



1.5

Анализ позиций

3

-

3



1.6

Разбор партий

3

-

3



2

Тренировка памяти

51

7

44



2.1

Запоминание всех партий

3

2

1



2.2

Рассматриваются различные позиции

3

1

2



2.3

Разбор на доске заданий на завлечение

3

1

2



2.4

Разбор на доске заданий на «спертый мат»

3

1

2



2.5

Разбор на доске заданий на отвлечение

3

-

3



2.6

Мат в 1 ход

3

-

3



2.7

Мат в 2 хода

3

-

3



2.8

Мат в 3 хода

3

-

3



2.9

Мат в 4 хода

3

-

3



2.10

Мат в 5 ходов

3

1

2



2.11

Решение этюдов

3

-

-



2.12

Анализ партий

3

-

-



2.13

Подготовка к турниру

3

-

-



2.14

Тесты на 4 разряд

3

-

-



2.15

Тесты на 3 разряд

3

-

-



2.16

Тесты на 2 разряд

3

-

-



2.17

Игра «вслепую»

3

-

-



3

План атаки на разных флангах

3

-

3



3.1

Способы реализации позиций

3

-

3




Итого:

72

10

62





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!