СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Трудные вопросы русской орфографии» для обучающихся 11-12 лет

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа нацелена на повышение языкового уровня развития школьников, развитие интереса к изучению русского языка как части национальной культуры, на  развитие мышления и речи учащихся. В ходе освоения материала программы обучающиеся будут совершенствовать языковые (произносительные, акцентологические, лексические, орфографические, грамматические) умения и навыки.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Трудные вопросы русской орфографии» для обучающихся 11-12 лет»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

города Моршанска



Рассмотрена Утверждена

на заседании ШМО приказом директора

протокол №____ МБОУ «СОШ №3»

от «__»_______2019г №___ «__»______2019г.





Рекомендована

к утверждению МС

протокол №____

от «__»_______2019г



Дополнительная

общеразвивающая программа

социально- педагогической направленности

«Трудные вопросы русской орфографии»

для обучающихся 11-12 лет

Срок реализации программы: 1 год

Составила: учитель русского языка и

литературы Егорева Алла Васильевна





Моршанск 2019 г.



Информационная карта

к образовательной программе по дополнительному образованию детей


Наименование образовательного учреждения, реализующего образовательную программу Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»


Адрес учреждения: 393950, Тамбовская область, г. Моршанск, ул. Пионерская д.38


Полное название образовательной программы: «Трудные вопросы русской орфографии»


Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа: 11-12 лет


Срок реализации образовательной программы: 1 год


Количество детских объединений, занимающихся в соответствии с образовательной программой: 1 группа


Сведения об авторах (Ф.И.О., год рождения, домашний адрес, телефон, уровень квалификации, должность автора образовательной программы): Егорева Алла Васильевна, 21.06.1972, 393927 Тамбовская область, Моршанский район, п. Устьинский, ул. Тенистая. д. 17, тел. 8-9304731125, высшая квалификационная категория, учитель русского языка и литературы


Характеристика образовательной программы:

- по виду: модифицированная

- по уровню освоения: общеразвивающая

-по образовательным областям: социально-педагогическая

-по формам организации: групповая


Сведения об эффективности образовательной программы Программа нацелена на повышение языкового уровня развития школьников, развитие интереса к изучению русского языка как части национальной культуры, на развитие мышления и речи учащихся. В ходе освоения материала программы обучающиеся будут совершенствовать языковые (произносительные, акцентологические, лексические, орфографические, грамматические) умения и навыки. Особое значение в программе уделяется речи учащихся, которая должна обогатиться лексическими средствами языка, разнообразными по экспрессивным, смысловым, выразительным, стилистическим возможностям


Пояснительная записка

Программа «Трудные вопросы русской орфографии» углубляет и дополняет содержание предметных тем образовательного стандарта по разделам курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа направлена на создание условий для формирования эстетически развитой, творческой, активной личности, развитие индивидуальность его интереса к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.


Новизна данной программы заключается в том, что занятия, базируясь на тех знаниях и умениях, которые приобрёл ученик на уроке, значительно расширяют и углубляют представления о русском языке. Занятия организуются на добровольных началах и имеют большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы, информационные технологии. Программа «Трудные вопросы русской орфографии» составлена таким образом, чтобы сведения, включенные в нее, были полезны и интересны всем ученикам независимо от того, по какой программе они обучаются в школе.

Актуальность программы

Русский язык – главный фактор сохранения и развития российской государственности и русского национального самосознания.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Но насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Достаточно высокая степень научности должна обеспечить условия для осознанного усвоения трудных вопросов орфографии. Занятия должны пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.


Цель: повышение уровня языкового развития школьников

Задачи:

– развивать интерес к изучению русского языка как части национальной культуры и как явления культуры, развивать мышление и речь;

–совершенствовать языковые (произносительные, акцентологические, лексические, орфографические, грамматические) умения и навыки учащихся;

– обогащать речь учащихся лексическими средствами языка, разнообразными по экспрессивным, смысловым, выразительным, стилистическим возможностям;

– развивать и совершенствовать коммуникативно-речевых умения и навыки учащихся;

–способствовать формированию социально ориентированной личности, ответственной за собственную речевую культуру и речевое поведение.


Отличительные особенности программы

Данная программа базируется на принципе научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому, связи теории с практикой. Основой занятий являются знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;

Содержание работы определяется с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;

Занимательность является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к изучению русского языка. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов. Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.


Принципы отбора содержания программы:

– принцип научности, согласно которому языковой материал, отобранный в программу, соответствует теоретическим понятиям научной дисциплины «Русский язык»;

– принцип системности, в соответствии с которым перечень языковых сведений отбирается и подаётся в последовательности, отражающей суть данного раздела языка;

– принцип доступности, учитывающий возрастные особенности учащихся и уровень их языковой и речевой подготовки;

– принцип коммуникативности, ориентирующий на отбор языковых средств, способствующих развитию у учащихся умений свободно пользоваться языком в различных речевых ситуациях;


Формы организации деятельности детей на занятиях:

- индивидуальная;

- работа в парах, по подгруппам.

Формы проведения занятий

  • практические занятия

  • беседа

  • игра-путешествие

  • дидактические словесные и ролевые игры

С целью активизации познавательной деятельности обучающихся используются разнообразные методы и приемы.

Предлагается широко использовать такие виды, как тренинги, творческие задания, слушание, чтение и пересказ высокохудожественных текстов; речевые разминки; разыгрывание и анализ ситуативных диалогов и ситуаций общения, а также привлекать зрительную, слуховую, аудиовизуальную, мультимедийную наглядность, способствующую активизации произвольного и непроизвольного запоминания.


Возрастное предназначение программы: программа предназначена для учащихся пятых классов (11-12 лет)


Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю (68 часов в год)


Срок реализации: 1 год


Характеристика ожидаемых результатов


Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.


Предметные результаты

  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания,

  • Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова.

  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.

  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.


Формы проверки результатов освоения программы:

- тестирование;

- творческий отчет

- самоконтроль












Учебно-тематическое планирование.

п/п

Тема

Кол-во часов


всего

ттеория

практика



1.

1. Фонетика и орфография 24часа

Основные вопросы письма и правописания.



1

1

2

2.

Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики. Соотношение между русской фонетикой и графикой. Основные орфографические правила.

2

2

4

3.

Выбор гласных после шипящих и «ц». Употребление букв «е» и «э» в различных позициях. Варианты формулировок правил.

2

2

4

4.

Функции Ъ и Ь знаков.

1

3

4

5.

Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова. Понятия: «орфографический принцип», «морфологический принцип», «принцип морфолого-графических аналогий». Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.

2

4

6

6.

Употребление букв «е» («ё») и «о» после шипящих.

1

3

4



7.

2. Морфология и орфография 46 часов

Употребление и правописание частиц НЕ и НИ.



1


3

4

8.

Труднее вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.

2

2

4

9.


Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием. Общие принципы слитных, дефисных и раздельных написаний

2

2

4

10

Правописание Н и НН в различных частях речи

2

2

4

11.

Слитное и раздельное написание НЕ. Разграничение приставки НЕ и частицы НЕ.

2

2

4

12.

Слитое и дефисное написание слов.

2

2

4

13.

Трудные вопросы орфографии, связанные с правописанием служебных частей речи.

2

2

4

14.

Трудные вопросы орфографии, возникающие вследствие смешения самостоятельных и служебных частей речи.

2

2

4

15.

Отработка практических умений и навыков.


2

2

16.

Семинарское занятие


3

3

17.

Работа со словарем

1

2

3

18.

Творческая работа


4

4



итого

68






Содержание и формы организации программы.


Раздел 1. Фонетика и орфография 24 часа


Тема 1.

Основные вопросы письма и правописания. 2ч.

Теоретическое занятие. Краткие сведения из истории русской графики и орфографии. Толкование понятий «орфограмма» и «варианты орфограммы». Разграничение понятий «письмо» и «правописание».

Практическое занятие. Выполнение упражнений


Тема 2.

Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики. 4ч.

Теоретическое занятие Соотношение между русской фонетикой и графикой. Особенности русской графики. Слоговой принцип русской графики. Ограниченность действия слогового принципа и отступления от слогового принципа русской графики. Основные орфографические правила. Варианты формулировок.

Практическое занятие. Выполнение упражнений Выбор гласных после шипящих и «ц». Употребление букв «е» и «э» в различных позициях. Функции Ъ и Ь знаков.


Тема 3.

Выбор гласных после шипящих и «ц». Употребление букв «е» и «э» в различных позициях. 4ч.

Теоретическое занятие. Варианты формулировок правил правописания гласных после шипящих и «Ц».

Практическое занятие. Выполнение упражнений ,тестирование


Тема 4.

Функции Ъ и Ь знаков. 4ч.

Теоретическое занятие. Употребление Ь знака. Употребление Ъ знака. Обозначение мягкости на письме.

Практическое занятие. Составление схемы употребления Ъ и Ь знаков. Выполнение упражнений, тестирование


Тема 5.

Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова. 6ч.

Теоретическое занятие

Понятие «орфографический принцип». Морфологический принцип русского правописания. Отступления от морфологического принципа правописания. Фонетические написания. Традиционные и дифференцирующие написания. Принцип морфолого-графических аналогий. Трудные случаи орфограмм из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу.


Тема 6.

Употребление букв «е» («ё») и «о» после шипящих. 4ч.

Теоретическое занятие. Правописание о/е после шипящих в корне слова. Правописание о/е после шипящих в суффиксах и окончаниях слов. Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных, в отглагольных прилагательных и причастиях, в кратких прилагательных и причастих, в суффиксах существительных.

Практическое занятие. Выполнение упражнений. Употребление букв «е» («ё») и «о» после шипящих. Правописание одного и двух «н» в словах. Употребление и правописание частиц НЕ и НИ.

 Употребление букв «е» («ё») и «о» после шипящих. Правописание одного и двух «н» в словах.


Раздел 2. Морфология и орфография 46 часов


Тема 7.

Употребление и правописание частиц НЕ и НИ. 4ч.

Теоретическое занятие. Различение частиц НЕ и НИ. Правописание НЕ с глаголами, причастиями, деепричастиями.

Практическое занятие. Выполнение упражнение, составление схемы правила, тестирование.


Тема 8.

Труднее вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв. 4ч.

Теоретическое занятие.

Названия, связанные с религией

Названия организаций, учреждений, предприятий, иностранных фирм

Названия документов, памятников старины, произведений искусства

Наименования должностей и званий

Названия орденов, медалей, знаков отличия

Названия литературных произведений и средств массовой информации

Сложносокращенные слова и аббревиатуры

Условные имена собственные. Прописные буквы в начале текста

.Собственные имена лиц

Клички животных, наименования видов растений, сортов вин

Имена действующих лиц в баснях, сказках, пьесах

Имена прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий

Географические и административно-территориальные названия

Астрономические названия

Названия исторических эпох и событий, геологических периодов

Практическое занятие. Выполнение упражнений, тестирование.


Тема 9.

Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием. 4ч.

Теоретическое занятие. Общие принципы слитных, полуслитных (дефисных) и раздельных написаний.

Практическое занятие. Слитное и раздельное написание НЕ. Разграничение приставки НЕ и частицы НЕ. Слитное и раздельное написание НЕ с формами на « - мый». Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.


Тема 10 .

Правописание Н и НН в различных частях речи. 4ч.

Теоретическое занятие. Написание Н иНН в существительных и прилагательных.

Практическое занятие. Выполнение упражнений


Тема 11

Слитное и раздельное написание НЕ. Разграничение приставки НЕ и частицы НЕ. 4ч.

Теоретическое занятие. Слитное и раздельное написание НЕ с формами на «-мый». Правописание НЕ с глаголами, причастиями, деепричастиями. Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на О.

Практическое занятие. Выполнение упражнений.

Тема 12.

Слитое и дефисное написание сложных прилагательных. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. 4ч.

Теоретическое занятие. Основные правила слитого и дефисного написания сложных прилагательных. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Практическое занятие. Выполнение упражнений.


Тема 13.

Трудные вопросы орфографии, связанные с правописанием служебных частей речи. 4ч.

Теоретическое занятие. Основные отличительные признаки самостоятельных частей речи и служебных. Характерные особенности служебных частей речи. Морфологический состав предлогов и морфологическая характеристика союзов.

Практическое занятие. Выполнение упражнений.


Тема 14.

Трудные вопросы орфографии, возникающие вследствие смешения самостоятельных и служебных частей речи. 4ч.

Теоретическое занятие. Смешение самостоятельных и служебных частей речи.

Практическое занятие. Выполнение упражнений.


Тема 15.

Отработка практических умений и навыков. 2ч.

Практическое занятие. Выполнение упражнений


Тема 16.

Семинарское занятие. 3ч.

Практическое занятие. Разноуровневый контроль.


Тема 17.

Работа со словарем. 3ч.

Теоретическое занятие. Виды словарей.

Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием словаря.


Тема 18.

Творческая работа. 4ч.

Практические занятия. Выполнение заданий творческого характера






Информационно-методическое обеспечение


Материально-техническое обеспечение


- компьютер;

- проектор;

- мультимедийные материалы;

- компьютерные программные средства и др.


Дидактико-методический материал

- таблицы;

- дидактические карточки;

- памятки;

- специальная литература;

- тесты.


Используемые формы организации занятий,

методы и приёмы обучения


Формы организации

Методы и приёмы

  • практические занятия

  • занятия с элементами игр

  • беседа

  • игра-путешествие

  • дидактические словесные и ролевые игры


Беседа, объяснение,

поиск ответов на вопросы в тексте; разыгрывание и анализ ситуативных диалогов и ситуаций общения; коллективное сочинение тестирование, творческие занятия,




 




Литература для учителя


1. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., Просвещение, 1982

2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М., «Высшая школа», 1987

3. Виноградов В.В. Русский язык. – М., «Высшая школа», 1986 

4. Русский язык. Лексика. Фонетика. Словообразование (для подготовительных отделений вузов). – М., «Высшая школа», 1986 

5. Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984

6. Шанский, Н. М. В мире слов : Книга для учителя / Н. М. Шанский. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Просвещение, 1985.


Литература для детей

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: русский язык, 1986

  2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4. – М.: Русский язык, 1981

  3. Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.

  4. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

5. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

6. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2005






Календарно-тематическое планирование



Тема



Количество часов

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически


1. Фонетика и орфография 24часа




1-2

Основные вопросы письма и правописания.

2



3-4

Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики

2



5-6

Соотношение между русской фонетикой и графикой. Основные орфографические правила.

2



7-8

Выбор гласных после шипящих и «ц».

2



9-10

Употребление букв «е» и «э» в различных позициях. Варианты формулировок правил.

2



11

Функции Ъ и Ь знаков.

1



12

Разделительный Ъ

1



13-14

Функции Ь

2



15-16

Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова.

2



17-18

Понятия: «орфографический принцип», «морфологический принцип», «принцип морфолого-графических аналогий».

2



19-20

Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.

2



21-22

Буквы О и Ё в корне слова

2



23-24

Буквы О и Ё в суффиксе и окончании слова

2




2. Морфология и орфография 46 часов





25-28

Употребление и правописание частиц НЕ и НИ.

4



29-32

Труднее вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.

4



33-34

Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием.

2



35-36

Общие принципы слитных, дефисных и раздельных написаний

2



37-40

Правописание Н и НН в различных частях речи


4



41-42

Слитное и раздельное написание НЕ.

2



43-44

Разграничение приставки НЕ и частицы НЕ.

2



45-48

Слитое и дефисное написание слов.

4



49

Правописание предлогов

1



50

Правописание союзов

1



51

Правописание частиц

1



52

Междометия и звукоподражания

1



53-56

Трудные вопросы орфографии, возникающие вследствие смешения самостоятельных и служебных частей речи.

4



57-58

Работа с текстом

2



59-61

Семинарское занятие

3



62

Орфографические словари

1



63

Толковый словарь

1



64

Словарь синонимов

1



65-66

Создание презентации

2



67-68

Сочинение

2




Всего: 68 часов






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!