Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Архангельской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5»
Принята на заседании педагогического совета от ________________ Протокол № ______ | | Утверждаю: Директор ГБОУ АО «СКОШ №5» ________Н.Ф. Байкова ___________________________ (дата) |
Дополнительная общеразвивающая программа
спортивно-оздоровительной направленности
«Спортивные игры»
Возрастная категория: от 14 лет до 16 лет
Срок реализации программы: 1 год (общее количество часов-68 ч.)
Разработчик: Корельский Денис Васильевич
учитель физкультуры
г. Новодвинск
2021-2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятия в секции «Спортивные игры» являются хорошей школой физической культуры и проводятся с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся; достижения всестороннего развития, широкого овладения физической культурой; приобретения инструкторских навыков и умения самостоятельно заниматься физической культурой; формирования моральных и волевых качеств.
Программа секции «Спортивные игры» составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в школе, дополняя его с учётом интересов обучающихся (в зависимости от возраста, пола, времени года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью повседневной жизни.
Имеются спортивные сооружения для занятий секции «Спортивные игры»: спортивная площадка, спортивный зал, спортивный инвентарь для проведения игр.
Начальное изучение проводится при записи в секцию, во время беседы с обучающимся; в процессе медицинского осмотра и беседы с медицинской сестрой (по каждому учащемуся); в процессе педагогических наблюдений на первых занятиях; по результатам контрольных упражнений.
Тренер должен систематически оценивать реакцию учащихся на предлагаемую нагрузку, следить за самочувствием воспитанников, вовремя замечать признаки утомления и предупреждать перенапряжение, а также обязан сформировать у учащихся необходимые умения и навыки по отношению к спортивной одежде, обуви, гигиене, режиму дня и питанию юного спортсмена, по технике безопасности и самоконтролю за состоянием здоровья.
Для данной возрастной группы занимающихся программой предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика.
При подборе средств и методов практических занятий тренер-преподаватель секции должен иметь в виду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому следует использовать для этой цели комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, подвижные игры, и т. д.)
Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.
Учебно-тренировочный цикл по каждому разделу программы завершается контрольными испытаниями по теории и практике пройденного материала.
Цель: формирование потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом
Задачи:
- развитие двигательных качеств (быстроты, выносливости, гибкости, силы)
- расширение знаний по вопросам правил соревнований и судейства
- укрепление здоровья обучающихся путём приобщения их к занятиям физическими упражнениями.
Ожидаемые результаты программы:
- оздоровление и физическое развитие детей
- формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом
- развитие волевых качеств: целеустремлённости, настойчивости, решительности,
смелости, самообладания
Оценка результативности:
- анализ медицинских осмотров детей
- анализ выполнения занимающимися тестовых заданий в начале и конце года
Программа имеет физкультурно-спортивную направленность и рассчитана на год обучения. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу. Общее количество часов по программе – 68. Возраст учащихся – 8-9 классы. Наполняемость групп – до 10 - ти человек.
В группах может заниматься смешанный контингент учащихся.
Планируемые результаты освоения содержания для обучающихся
1. | Личностные результаты | Повысить уровень своей физической подготовленности; Воспитывать стремление к здоровому образу жизни. Развивать коммуникабельность учащихся, умение работать и жить в коллективе. Соблюдать правила безопасного поведения во время спортивных занятий. |
2. | Предметные результаты | Учащиеся должны знать: | Учащиеся должны уметь: |
- историю развития всех пройденных видов спорта; - основные требования к занятиям по ОФП; - гигиенические требования к занимающимся и местам проведения занятий и соревнований; - влияние физических упражнений на функциональные возможности организма; - основы техники и тактики в играх бадминтон, настольный теннис, бочче; - технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации; | - усваивать программный материал; - выполнять зачетные требования по ОФП, СФП и технико-тактической подготовке; - владеть основами техники и тактики в игре бадминтон, настольный теннис, бочче; - владеть основными навыками восстановительных мероприятий; - принимать участие в соревнованиях; - использовать знания, умения, навыки на практике |
Тематический план кружка «Спортивные игры»
№ | Наименование раздела | Количество часов |
Всего | Теоретические занятия | Практические знания |
1 | Тяжелая атлетика | 20 | 2 | 18 |
2 | Настольный теннис | 20 | 2 | 18 |
3 | Бочче | 8 | 2 | 6 |
4 | Бадминтон | 20 | 2 | 18 |
| Всего: | 68 | 8 | 60 |
Содержание программы
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | Содержание раздела |
1 | Тяжелая атлетика | 16 | Стойки с перемещениями и исходными положениями, техника передачи мяча снизу – сверху в парах. Действия с мячом. Передача мяча двумя руками. Передача на точность. Встречная передача. Передача мяча различными способами, передача с ударом в пол с места, то же – в прыжке с места и с 2-3 шагов разбега Командные действия. Прием подач. Расположение игроков при приеме. Учебные игры. Контрольная игра и соревнование. |
2 | Настольный теннис | 12 | Основы техники и тактики игры. Правильная хватка ракетки, способы игры. Техника перемещений. Тренировка упражнений с мячом и ракеткой. Изучение подач. Тренировка ударов «накат» справа и слева. Сочетание ударов. Свободная игра. Учебные игры. Контрольная игра на счет. Соревнование. |
3 | Бочче | 12 | Основы техники и тактики игры. Общая и специально физическая подготовка. Техники ударов по мячу и остановок мяча. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. |
4 | Бадминтон | 12 | Основы техники и тактики игры. Общая и специальная подготовка. |
Условия реализации программы:
Для реализации данной программы необходимо следующее техническое обеспечение:
- спортивный зал
- стадион
- мячи для футбола, волейбола, баскетбола, инвентарь для игры в настольный теннис, бадминтон
Анализ результатов
- освоения программы осуществляется следующими способами:
- текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
- тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
взаимоконтроль;
- самоконтроль;
- итоговый контроль умений и навыков;
-контроль за состоянием здоровья: количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, группа здоровья.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
Раздел 1. Пионербол (16 ч.) |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ на занятиях пионерболом. История возникновения игры пионербол. | 1 | | |
2. | Правила игры. Учебная игра. | 1 | | |
3. | Организация и проведение соревнований по пионерболу. Учебная игра. | 1 | | |
4-5. | Стойки с перемещениями и исходными положениями, техника передачи мяча снизу – сверху в парах. | 2 | | |
6-7. | Передача и ловля мяча двумя руками. Учебная игра. | 2 | | |
8-9. | Передача мяча различными способами, передача с ударом в пол с места, то же – в прыжке с места и с 2-3 шагов разбега. | 2 | | |
10-11. | Прямой нападающий удар через сетку с 2-3 шагов разбега двумя руками из-за головы (бросок). Учебная игра. | 2 | | |
12-13. | Передача мяча различными способами, передача с ударом в пол с места, то же – в прыжке с места и с 2-3 шагов разбега. Учебная игра. | 2 | | |
14-15. | Подача броском одной рукой (сверху или снизу). Учебная игра. | 2 | | |
16. | Контрольная игра в пионербол. Соревнование. | 1 | | |
Раздел 2. Настольный теннис (12 ч.) |
17. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ на занятиях настольным теннисом. История возникновения игры. | 1 | | |
18. | Правила игры. Организация и проведение соревнований по настольному теннису. Учебная игра. | 1 | | |
19. | Набивание мяча ладонной и тыльной стороной ракетки. Хватка ракетки. Открытая и закрытая ракетка. | 1 | | |
20. | Изучение хваток, плоскостей вращения мяча, выпадов. Передвижение игрока приставными шагами | 1 | | |
21. | Совершенствование выпадов, хваток, передвижения. Обучение подачи. Учебная игра. | 1 | | |
22. | Обучение техники подачи прямым ударам, совершенствование плоскостей вращения мяча. | 1 | | |
23. | Обучение подачи «Маятник». Игра – подача. Учебная игра с элементами подач. Учебная игра. | 1 | | |
24. | Обучение подачи «Веер», техника подачи «Маятник». Соревнования в группах. | 1 | | |
25. | Совершенствование подачи «Маятник», «Веер», техника отскока мяча в игре. Учебная игра | 1 | | |
26. | Обучение технике «срезка» мяча справа, слева. Учебная игра | 1 | | |
27. | Совершенствование техники «срезки» слева, справа в игре | 1 | | |
28. | Контрольная игра на счет. Соревнование. | 1 | | |
Раздел 3. Мини-футбол (12ч.) |
29. | Инструктаж по ТБ на занятиях мини-футболом. История возникновения игры. | 1 | | |
30. | Основные правила игры в футбол | 1 | | |
31. | Техника передвижения игрока. Удар внутренней стороной стопы. | 1 | | |
32. | Удар по катящемуся мячу внешней частью подъема. Удар носком. | 1 | | |
33. | Вбрасывание мяча из-за боковой линии. | 1 | | |
34. | Ведение мяча в различных направлениях и с различной скоростью с пассивным сопротивлением защитника. | 1 | | |
35. | Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. | 1 | | |
36. | Ведение мяча с активным сопротивлением защитника. Обманные движения (финты). | 1 | | |
37. | Совершенствование техники ударов по мячу и остановок мяча. | 1 | | |
38. | Совершенствование техники защитных действий. Отбор мяча толчком плечо в плечо | 1 | | |
39. | Совершенствование тактики игры, тактические действия в защите | 1 | | |
40. | Двухстороння игра (Соревнование) | 1 | | |
Раздел 4. Бадминтон (12 ч.) |
41. | ТБ на занятиях бадминтоном. История развития бадминтона. | 1 | | |
42. | Подготовка места к занятиям бадминтоном. Размеры игровой площадки. Правила игры. | 1 | | |
43. | Способы держания (хватки) ракетки. Игровые стойки. | 1 | | |
44. | Передвижения: приставным шагом; скрестным шагом. | 1 | | |
45. | Передвижения: выпады вперед, в сторону. | 1 | | |
46. | Техника выполнения ударов: сверху сбоку, снизу. | 1 | | |
47. | Техника выполнения ударов: открытой и закрытой стороной ракетки. | 1 | | |
48. | Техника выполнения ударов: высокий удар сверху открытой стороной ракетки. | 1 | | |
49. | Техника выполнения короткой подачи открытой и закрытой стороной ракетки. | 1 | | |
50. | Техника выполнения высоко-далекой подачи. | 1 | | |
51. | Совершенствование техники ударов | 1 | | |
52. | Соревнование. | 1 | | |
Раздел 5. Баскетбол (16 ч.) |
53. | Правила безопасности во время занятий баскетболом. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к одежде, обуви, спортивному инвентарю и оборудованию | 1 | | |
54. | Правила игры. Организация и проведение соревнований по Баскетболу. Учебная игра. | 1 | | |
55-56. | Основы техники и тактики. Техника нападения. Техника передвижения. Учебная игра. | 1 | | |
57. | Основы техники и тактики. Повороты в движении. Сочетание способов передвижений. Учебная игра. | | | |
58-59. | Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками с низкого отскока, одной рукой на уровне груди. Учебная игра в баскетбол. | 1 | | |
60-61. | Броски мяча двумя руками с места. Штрафной бросок. Бросок с трехочковой линии. Учебная игра в баскетбол. | 1 | | |
62-63. | Ведение с переводом мяча за спиной. Бросок одной рукой от головы. Учебная игра в баскетбол. | | | |
64. | Ведение мяча с изменением высоты отскока и скорости ведения. | 1 | | |
65. | Обманные движения. Обводка соперника с изменением высоты отскока. Учебная игра в баскетбол. | 1 | | |
66-67. | Групповые действия. Взаимодействие игроков с заслонами. Учебная игра в баскетбол. | 2 | | |
68. | Круговая тренировка (5-6 станций). Сдача контрольных нормативов. Учебная игра в баскетбол. | 1 | | |