СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа по циклическому виду спорта "плавание"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа "плавание" предназначена в помощь тренерам-преподавателям учреждений дополнительного образования спортивной направленности.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа по циклическому виду спорта "плавание"»

СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2

1.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6


1.1. Учебный план 42 недель тренировочного занятия по плаванию на спортивно-оздоровительном этапе

7

2

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



2.1. Теоретическая подготовка

7


2.2. Общая физическая подготовка на суше и на воде, в т.ч. игры на воде

7


2.3. Специальная физическая подготовка

8


2.4. Спортивно-техническая подготовка

9


2.4.1.Подготовительные упражнения для освоения с водой

9


2.5. Техника плавания различными способами

10


2.5.1. Упражнения для изучения техники движения рук

10


2.5.2. Упражнения для изучения техники дыхания

11


2.5.3. Упражнения для изучения согласования движений рук с дыханием

2.5.4. Упражнения для изучения техники движения ног

11

12


2.5.5. Упражнения для изучения согласованных движений ног с дыханием

13


2.6. Психологическая подготовка

14

3

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



3.1.Проведение тренировочных занятий

15


3.2. Методика развития физических качеств обучающихся

16


3.2.1. Сила и методика ее развития

16


3.2.2. Быстрота и методы ее развития

16


3.2.3. Прыгучесть и методика ее развития

17


3.2.4. Координация и ловкость. Методика их развития

17


3.2.5. Гибкость и методика ее развития

18


3.2.6. Функция равновесия и методика его развития

18


3.2.7. Выносливость и методика ее развития

18


3.3. Восстановительные средства

19


3.4. Противодействие использованию допинговых средств и (или) методов по плаванию

19


3.5. Воспитательная работа

20


3.6. Материально- технические условия

21


3.7. Требования к технике безопасности в процессе реализации Программы

22

4

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ



4.1. Контрольно-переводные нормативы

23


4.2. Методика выполнения контрольно-переводных нормативов

24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

25

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

26









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа по циклическому и скоростно - силовому виду спорта «плавание» (далее – Программа) предназначена для работы на спортивно-оздоровительном этапе в МБУДО «Центр спорта «Муравленко», составлена с учетом следующих нормативных документов:

- Закона «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ от 21.12.2012г. № 273;

- Приказа Минспорта РФ от 03.04.2013 № 164 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «плаванию»;

- Приказа Минспорта РФ от 27.12.2013 г. № 1125 «Особенности организации и осуществления образовательной и тренировочной деятельности в области физической культуры и спорта»;

- Приказа Минспорта РФ от 24.10.2012 № 325 «О методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации» (с изменениями на 02.12.2013).

Программа – это документ, в котором определено содержание спортивной тренировки, соревновательной и внесоревновательной деятельности обучающихся Центра спорта «Муравленко». Приведены целесообразные способы организации обучения двигательным действиям. Программа является информационной моделью педагогической системы, представляющей собой организованную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания целенаправленного педагогического воздействия на формирование личности с качествами, необходимыми обучающемуся для достижения высоких спортивных результатов. Программа играет ведущую роль в раскрытии содержания обучения плаванию и применении организационных форм обучения и в совершенствовании подготовки пловцов, направленной на выработку навыков, усвоение знаний и формирование важных личностных качеств обучающихся в условиях многолетней подготовки.

Программа рассчитана на обучение в спортивно - оздоровительных группах. Изложение программного материала для практических занятий носит характер последовательности перечня и описания основных средств подготовки обучающихся в соответствии с этапами обучения.

Педагогическая целесообразность Программы. Программный материал представлен в виде современных технологий. В данной Программе под технологиями понимается набор операций по формированию знаний, умений и навыков, направленных на укрепление здоровья детей и подростков. В Программе реализуются технологии различных типов.

Здоровье сберегающие технологии. Их применение в процессе занятий плаванию в учреждениях дополнительного образования обеспечивает создание безопасных условий для занятий и рациональную организацию образовательного процесса (с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей обучающихся при соблюдении гигиенических требований), а также соответствие физической нагрузки возрастным особенностям обучающихся.

Технологии обучения здоровью. Включают гигиеническое обучение (правильное питание, гигиена тела), обучение жизненным навыкам в общении (управление эмоциями, разрешение конфликтов), осознанное соблюдение техники безопасности на занятиях, профилактику вредных привычек.

Технологии воспитания физической культуры и укрепления здоровья. Усиливают воспитание у обучающихся культуры здоровья, формируют представления о здоровье как ценности, стимулируют мотивацию на ведение здорового образа жизни, ответственность за собственное здоровье.

Оздоровительные технологии. Направлены на решение задач укрепления физического здоровья обучающихся.

Программа рассчитана на обучение и физическую подготовку детей и подростков от 6 лет.

Цель Программы: реализация концепции непрерывного, многолетнего физического образования и воспитания детей и молодежи посредствам занятий плаванием.

Задачи спортивно-оздоровительного этапа:

- формирование и реализация творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;

- выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.

Изложение программного материала для практических занятий носит характер последовательного перечня и описания основных средств подготовки занимающихся с учетом возрастных особенностей.

Программа направлена на:

-отбор одаренных детей;

- создание условий для физического образования, воспитания и развития детей;

- формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта;

- подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;

- организацию досуга и формирование потребности в поддержке здорового образа жизни.

По результатам сдачи контрольных нормативов обучающийся может быть переведен на следующий этап - этап начальной подготовки, либо оставлен на повторный год обучения в спортивно-оздоровительной группе.

Курс обучения в группах предполагает подобные достижения при условии строгого соблюдения ими режима тренировок и добросовестного отношения к тренировкам.

Сроки реализации Программы – 2 года.

Условия набора детей: принимаются все дети желающие заниматься плаванием, не имеющие медицинских противопоказаний.

Наполняемость групп:

- группа спортивно-оздоровительная – от 15 человек.

Формы и режим занятий.
Формы занятий:

- тренировочные;

- соревнования;

- тренировочные сборы;

- медицинский контроль.

Тренировочный процесс СОГ рассчитан на 42 учебные недели (из которых 2 недели отводится на самостоятельную работу).

Расписание занятий составляется с учетом создания благоприятных условий и режима тренировок, отдыха обучающихся, графика обучения их в общеобразовательных, специальных (коррекционных) учреждениях.

Условия реализации Программы:

- выполнение в полном объеме тренировочных работ;

- выполнение в полном объеме воспитательной работы;

- систематическое посещение тренировочных занятий, участие в соревнованиях;

- обеспечение тренировочного процесса соответствующей материально-технической базой, соответствующими условиями для проведения занятий.

Основным показателем результативности освоения Программы будут являться приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

В области теории и методики физической культуры и спорта:

- история развития избранного вида спорта;

- место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;

- основы спортивной подготовки и тренировочного процесса;

- основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта; требования, нормы и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта, требования, нормы и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями; предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и об ответственности за такое противоправное влияние);

- необходимые сведения о строении и функциях организма человека;

- гигиенические знания, умения и навыки;

- режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;

- основы спортивного питания;

- требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта.

В области общей и специальной физической подготовки:

- освоение комплексов физических упражнений;

- развитие основных физических качеств (гибкость, быстрота, силы, координации, выносливости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта;

- укрепление здоровья, повышения уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию.

В области избранного вида спорта:

- овладение основами техники и тактики в избранном виде спорта;

- приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях;

- повышение уровня функциональной подготовленности;

- освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности обучающихся тренировочных и соревновательных нагрузок;

- выполнение требований, норм и условий их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранному виду спорта.

В области других видов спорта и подвижных игр:

- умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для всех в подвижных играх правилами;

- умение развивать профессионально необходимые физические качества в избранном виде спорта средствами других видов спорта и подвижных игр;

- умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении упражнений;

- навыки сохранения собственной физической формы.

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы состоит в том, что обучение населения плаванию представляет задачу государственного значения, поскольку является основной профилактической мерой в устранении несчастных случаев на воде, уносящих ежегодно в стране десятки тысяч жизней.

Актуальность программы состоит в овладении обучающимися  навыками плавания и доступности занятий во внеурочное время.  За время занятий обучающиеся должны овладеть основами плавания в воде: научиться нырять, правильно дышать и плавать несколькими способами плавания. Кроме того, актуальность данной программы состоит еще и в том, что учащиеся принимаются в объединение независимо от уровня своей физической подготовки.

Объем тренировочной нагрузки на спортивно-оздоровительном этапе обучения по плаванию:

Таблица №1

Этапный норматив

Этапы и годы спортивной подготовки

СОГ

1

2

Количество часов

6

6

Количество тренировок в неделю/часов

3/2

3/2

Общее количество часов в год

252

252


Соотношение объемов тренировочного процесса по разделам обучения на спортивно-оздоровительном этапе обучения по плаванию:

Таблица №2

п/п

Разделы спортивной подготовки

Этапы и годы спортивной подготовки

СОГ

1

2

1

Общая физическая подготовка (%)

16

15

2

Специальная физическая подготовка (%)

24

25

Избранный вид спорта

47

45

3

Техническая подготовка (%)

23

23

Тактическая, психологическая подготовка (%)

21

20

Теоретическая подготовка

3

2

4

Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%)

12

13

5

Медицинское обследование

1

2

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


    1. Учебный план 42 недель тренировочного занятия по плаванию на спортивно-оздоровительном этапе

Таблица3

№ п/п

Тема

Часы

Теоретические занятия

1

Развитие спортивного плавания в России и за рубежом

1

2

Гигиена физических упражнений и профилактика заболеваний (личная гигиена пловца

1

3

Влияние физических упражнений на организм человека

1

4

Врачебный контроль и самоконтроль

1

5

Техника спортивного плавания

1

6

Основы методики тренировки

1

7

Морально-волевая и интеллектуальная подготовка

1

8

Правила, организация и проведение соревнований по плаванию

1

Итого: 8

Практические занятия

1

Общая физическая подготовка

80/12

Самостоятельная работа

2

Специальная физическая подготовка

90

Избранный вид спорта


3

Техническая подготовка

58

4

Тактическая подготовка

52

5

Соревновательная деятельность

30

6

Медицинское обследование

4

Итого часов: 252




















2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА


2.1. Теоретическая подготовка


1. Физическое развитие и укрепление здоровья человека

2. Правила поведения в бассейне, меры безопасности.

3. Гигиена физических упражнений.

4. Техника и терминология плавания.

5. Профилактика травматизма в спорте

6. Развитие спортивного плавания в России.


2.2. Общая физическая подготовка на суше и на воде, в т.ч. игры на воде


Выполнение общеразвивающих упражнений при обучении плаванию направлено главным образом на укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование мышечного корсета и воспитание правильной осанки – особенно у детей и подростков.

На первом этапе обучения, когда новичок не может еще переплывать определенные отрезки и дистанции в воде и таким образом совершенствовать выносливость, необходимо использовать другие виды физических упражнений (ходьбу, бег, подвижные игры и т.д.), а также широко применять повторный интервальный методы упражнений (серии).

Строевые упражнения

Шеренга, колонная, фланг, интервал, дистанция. Перестроение: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два.

Сомкнутый и разомкнутый строй, виды разминки.

Построение, выравнивание строя, расчет по строю, повороты на месте. Переход на ходьбу, бег, шаг. Изменение скорости движения строя.

Упражнения для рук и плечевого пояса

Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) – сгибание – разгибание рук вращение, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками, то же во время ходьбы и бега)

Упражнения для туловища и шеи

Наклоны головы вперед-назад, вправо-влево, наклоны и повороты туловища.

Упражнения для ног

Приседания, выпады, выпрыгивание и подвижность в суставах.

Упражнения на растягивание и подвижность в суставах

Вращательные движения рук с предметами (гимнастической палкой или резинкой), с постепенным увеличением амплитуды движений.

Прыжки со скакалкой

Прыжки со скакалкой производятся через препятствия, прыжки в длину с места и т.п.

Упражнения в упорах и висах

Упражнения в парах с партнером

Игры в воде

Игры на ознакомление с плотностью и сопротивлением воды («Кто выше?», «Полоскание белья», «Караси и карпы» и др.

Игры с погружением в воду с головой и отклонением глаза в воде («Лягушата», «Водолазы» и др.).

Игры с всплыванием и лежанием на воде («Слушай сигнал», «Пятнашки с поплавком» и др.).

Игры с выдохами воду («У кого больше пузырей», « «Фонтанчики»).

Игры со скольжением и плаванием («Стрела», «Торпеды», « «Кто выиграл старт»).

Игры с прыжками в воду («Эстафета», «Кто дальше прыгнет» и др.)

Игры с мячом («Мяч по кругу», «Волейбол в воде», «Салки с мячом»)


2.3. Специальная физическая подготовка


Специальная физическая подготовка происходит посредствам следующих упражнений:

Упражнения на гибкость, подвижность в суставах рук, ног (голеностопном, плечевом, тазобедренном, коленном, шейном, поясничном отделах позвоночного столба).

Дыхательные упражнения, которые будут применяться в воде: быстрый вдох через рот и нос, полный и быстрый выдох через открытый рот с несколько округлыми губами, сразу же в меру глубокий вдох через рот, после чего дыхание задерживается на 2-5 секунд.

Дыхательные упражнения пловца на месте и в движении: приседая, выпрыгивая, в сочетании с движением рук.

Для развития быстроты следует включить в занятия подвижные и спортивные игры, выполнение упражнений в максимальном темпе за короткий отрезок времени (10-12 сек.)- прыжков, метаний, стартовых ускорений в беге, специальных гимнастических упражнений и упражнений в воде (на данном этапе – упражнения с движением ног, держась руками за бортик).

Упражнения на выносливость, соответствующие по продолжительности характеру и форме движений основным тренировочным упражнениям на воде.

Имитация на суше движений, сходных по форме и характеру с движениями, выполняемыми в воде, способствует более быстрому и качественному освоению техники плавания.

Упражнения для освоения способов плавания и для ознакомления с техникой различных способов плавания (имитация движений ногами кролем, сидя на скамейке, имитация движений ногами кролем, лежа на гимнастической скамейке).

С формой гребковых движений руками, как при плавании кролем на груди и на спине, новички знакомятся, выполняя на суше различные круговые движения руками (типа «Мельница») в положении сто и стоя в наклоне. Так же происходит предварительное ознакомление с необходимостью преодолевать сопротивление вод при выполнении гребков руками, применяя упражнения с резиновыми амортизаторами или бинтами.

Имитация на гимнастическом мате группировок, кувырков и вращений, являющихся элементами техники поворотов на груди и на спине.

«Круговая тренировка» продолжительностью от 20 дог 40 минут.




2.4. Спортивно-техническая подготовка


2.4.1. Подготовительные упражнения для освоения с водой

Упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды:

Передвижения по дну шагами, бегом, прыжками, с переходом на бег, со сменой направления движений. Ходьба приставными шагами.

Выпрыгивание из воды.

Элементарные движения руками и ногами на воде, поочередные движения ногами (как удар в футболе), напряжение и расслабление ног.

Бег вперед с помощью попеременных или одновременных гребковых движений руками, то же вперед спиной.

Ходьба в положении наклона, опустившись в воду до подбородка, отгребая воду в стороны - назад без выноса рук из воды.

Опустившись в воду до подбородка и стоя в наклоне, попеременные гребковые движения руками.

Дыхательные упражнения.

Ходьба по дну, наклонившись вперед, руки вытянуты вперед, кисти соединены.

Погружения в воду с головой, подныривания и открывание глаз в оде:

Набрать воду в ладони и умыть лицо.

Сделать вдох, закрыть рот и медленно погрузиться в воду, опустив лицо до уровня носа.

Сделать вдох, задержать дыхание и медленно погрузиться в воду, опустив лицо до уровня глаз.

Сделать вдох, задержать дыхание и медленно погрузиться с головой в воду.

То же, держась за бортик бассейна.

Упражнение «Сядь на дно».

Подныривания под дорожку (резиновый круг, доску) при передвижении по дну бассейна.

Погрузившись в воду с головой, открыть глаза и сосчитать количество плиток до дна бассейна (найти игрушку, брошенную на дно бассейна).

Упражнения в парах: погрузившись в воду с головой, открыть глаза и сосчитать количество пальцев на руке партнера, поднесенных к лицу.

Всплывания и лежания на воде:

Взявшись прямыми руками за бортик, сделать вдох и, опустив лицо в воду (подбородок прижат к груди), лечь на воду, приподняв таз и ноги к поверхности воды.

То же, что и предыдущее упражнение, но после того как ноги и таз приподнялись к поверхности воды, оттолкнуться кистями от бортика.

Упражнения «поплавок», «медуза», «звездочка» (в положении на груди и на спине).

Выдохи в воду

Набрать в ладони воду и мощным выдохом сдуть воду.

Сделать вдох, затем, опустив губы в воду-выдох.

То же, опустив лицо в воду.

То же, погрузившись в воду с головой.

Передвигаясь по дну, опустив лицо в воду, делать вдохи-выдохи (для вдоха поднять голову вперед).

Сделать 20 вдохов, поворачивая голову для вдоха налево.

ТО же, поворачивая голову направо.

То же, что предыдущее, но передвигаясь по дну.

Скольжения

Скольжение на груди: руки вытянуты вперед. Стоя на дне бассейна, поднять руки вверх, наклонившись вперед, сделать вдох, опустить лицо в воду и оттолкнуться ногами.

То же, правая рука вперед, левая вдоль туловища.

То же, поменяв положение рук.

То же, руки вдоль туловища.

Скольжение на левом боку: левая рука вытянута вперед, правая у бедра.

Скольжение на спине, руки вдоль туловища.

То же, правая рука впереди, левая вдоль туловища.

То же, поменять положение рук.

То же, руки вытянуты вперед.

Скольжение на груди: руки вытянуты вперед (в середине скольжения сделать быстрый выдох-вдох).

То же на правом и на левом боку.

Учебные прыжки в воду

Сидя на бортике и упершись в него одной рукой, по сигналу тренера, спрыгнуть в воду ногами вниз.

Стоя на бортике и зацепившись за его край пальцами ног, принять положение упора присев, вытянуть руки вверх (голова между руками), наклониться вниз и, потеряв равновесие, упасть в воду.

В том же исходном положении (руки прижать к туловищу) вынести вперед над водой одну ногу, присоединить к ней другую и выполнить соскок в воду.

То же, вытянув руки вверх.


2.5. Техника плавания различными способами


2.5.1. Упражнения для изучения техники движений рук

При плавании кролем на груди (на суше)

Стоя в положении вперед, имитационные движения рук и кролем, дыхание произвольное.

При плавании кролем на груди (в воде)

1. Стоя в положении наклона вперед, голова под водой, движения рук кролем, дыхание произвольное.

2. То же, но подбородок касается воды.

3. То же, но лицо опущено в воду, дыхание задержано.

4. Те же движения рук при ходьбе по дну в положении наклона вперед.

Те же движения в безопорном положении, ноги выпрямлены, но не напряжены.

При плавании кролем на спине (на суше)

1. Стоя с поднятой вверх одной рукой, круговые движения рук назад.

2. Имитационные движения рук кролем на спине, дыхание произвольное.

При плавании кролем на спине (в воде)

В безопорном положении движения рук кролем на спине.

При плавании брассом (на суше)

Стоя в положении наклона вперед, имитационные движения рук брассом, дыхание произвольное.

При плавании брассом (в воде)

Стоя в положении наклона вперед, подбородок у воды, движения рук брассом, дыхание произвольное.

2. То же, но лицо опущено в воду, дыхание задержано.

3. Те же движения рук при ходьбе по дну в положении наклона вперед.

4. Те же движения в безопорном положении, ноги выпрямлены, но не напряжены.


2. 5.2. Упражнения для изучения техники дыхания

Изучение техники дыхания начинается в опорном положении (стоя в положении наклона вперед). Если дыхание изучается в способе кроль на груди, то голова поворачивается в сторону на столько, чтобы рот вышел из воды, после чего выполняется вдох. При повороте головы не следует поднимать вверх, а лишь поворачивать вокруг горизонтальной оси. После вдоха голова поворачивается в исходное положение на столько, чтобы уровень воды был приблизительно на середине лба.

При изучении техники дыхания в способах брасс и баттерфляй голова поднимается вверх так, чтобы рот показался над водой. После вдоха голова опускается вниз, лицо погружается в воду. Дальнейшее изучение техники дыхания осуществляется в согласовании с движениями рук и ног.


При плавании кролем на груди (в воде)

Стоя в положении наклона вперед, лицо опущено в воду, повернуть голову (вдох), опустить лицо в воду (выдох) и т.д.

При плавании брассом и дельфином (в воде)

Стоя в положении наклона вперед, подбородок касается воды, вдох; опустив лицо в воду-выдох и т.д.


2.5.3. Упражнения для изучения согласования движений рук с дыханием

С целью ознакомления с этим согласованием выполняется целый ряд имитационных упражнений на суше. Затем упражнения выполняются в воде в опорных положениях стоя на месте и продвигаясь в положении наклона вперед. Здесь главное внимание должно быть обращено на выполнение полного, активного и быстрого выдоха в воду и своевременного движения головы для вдоха (в зависимости от особенностей техники изучаемого способа плавания). Движение рук нужно выполнять медленно, чтобы обучающиеся успели сделать энергичный выдох и глубокий вдох. Указанные правила используются при изучении этого согласования в безопорном положении.


При плавании кролем на груди (на суше)

1. Стоя в положении наклона вперед, имитация согласования движений одной руки и дыхания.

2. То же, но двух рук и дыхания (вдох выполняется под указанную руку).

При плавании кролем на груди (в воде)

1. Стоя в положении наклона вперед, согласование движений одной руки и дыхания.

2. То же, но двух рук и дыхания (вдох выполняется под указанную руку).

Те же согласования движений рук и дыхания при ходьбе по дну в положении наклона вперед.

4. Те же согласования в безопорном положении, ноги выпрямлены, но не напряжены.

При плавании кролем на спине (на суше)

Имитация согласования движений рук и дыхания (вдох выполняется под указанную руку).

При плавании кролем на спине (в воде)

В безопорном положении – согласование движений рук и дыхания: во время гребка одной рукой вдох, другой выдох.

При плавании брасом (на суше)

Стоя в положении наклона вперед, имитация согласования движений рук и дыхания.

При плавании брасом (в воде)

1. Стоя в положении наклона вперед, согласование движений рук и дыхания.

2. То же при ходьбе по дну в положении наклона вперед.

3. То же в безопорном положении, ноги выпрямлены, но не напряжены.

При плавании дельфином (на суше)

Стоя в положении наклона вперед, имитация согласования движений рук и дыхания.

При плавании дельфином (в воде)

1. Стоя в положении наклона вперед, согласование движений рук и дыхания.

2. То же при ходьбе по дну в положении наклона вперед.

3. То же в безопорном положении, ног выпрямлены, но не напряжены.


2.5.4. Упражнения для изучения техники движения ног

Движения ног в кроле на груди и на спине, как в облегченных, так и в спортивных способах плавания не имеют технических различий. При изучении движений ног в способах брасс и дельфин допускаемые при облегченных способах плавания упрощения устраняются и движения приобретают форму и характер, которые отвечают технике этих спортивных способов плавания.

Движения ног в кроле на груди и кроле на спине можно сразу выполнять в безопорном положении на задержанном дыхании. В брассе и дельфине изучение движений ног должно осуществляться вначале в опорном, а затем в безопорном положении.


При плавании кролем на груди (на суше)

Лежа на скамейке, имитационные движения ног, как в кроле, дыхание произвольное.

При плавании кролем на груди (в воде)

1. Удерживаясь согнутыми руками за опору или опираясь о дно, подбородок у воды, движение ног как в кроле на груди, дыхание произвольное.

2. То же прямыми руками.

3. То же левой (правой рукой.

4. Те же движения ног, но лицо опущено в воду, дыхание задержано.

5. Плавание в безопорном положении с помощью ног на груди с различными положениями рук (руки впереди, прижаты к туловищу, одна впереди, одна прижата), лицо опущено в воду, дыхание задержано.

6. Плавание с опорой о доску, дыхание произвольное.

При плавании кролем на спине (на суше)

Сидя в положении упора сзади имитационные движения ног брассом, дыхание произвольное.

При плавании кролем на спине (в воде)

1. Удерживаясь за желоб или опираясь о дно как в кроле на спине, дыхание произвольное.

2. Плавание в безопорном положении с помощью одних ног кролем на спине с различными положениями рук (руки прижаты к туловищу, одна вытянута за головой, другая прижата к туловищу, обе вытянуты над головой), дыхание произвольное.

При плавании брассом (на суше)

1. Сидя в положении упора сзади, имитационные движения ног брассом, дыхание произвольное.

2. Те же движения лежа на скамейке.

При плавании брассом (в воде)

1. Удерживаясь согнутыми руками за опору или опираясь о дно, движения ног как в брассе, дыхание произвольное.

2. То же прямыми руками.

3. Те же движения, но лицо опущено в воду, дыхание задержано.

4. Удерживаясь руками за опору в положении на спине или опираясь о дно, движения ног, как в брассе, дыхание произвольное.

5. Плавание в безопорном положении с помощью одних ног брассом с различными положениями рук (руки впереди, прижаты к туловищу, лицо опущено в воду, дыхание задержано).

6. Те же движения на спине, дыхание произвольное.

7. Плавание с опорой о доску, дыхание произвольное.

При плавании дельфином (на суше)

1. Стоя на правой ноге, имитационные движения левой ногой дельфином.

2. То же с правой ногой.

При плавании дельфином (в воде)

1. Удерживаясь согнутыми руками за опору или опираясь о дно, подбородок у воды, движения дельфина, дыхание произвольное.

2. То же, но прямыми руками.

3. То же, но левой (правой) рукой.

4. Те же движения ног, но лицо опущено в воду, дыхание задержано.

5. Удерживаясь руками за опору или опираясь о дно в положении тела на левом (правом) боку.

6. Те же движения ног в положении тела на левом (правом) боку.

7. Плавание на груди (на боку) в безопорном положении с помощью одних ног дельфином с различными положениями рук, дыхание задержано.

8. То же на спине, дыхание произвольное.

9. Плавание с опорой о доску. дыхание произвольное.


2.5.5. Упражнения для изучения согласования движений ног с дыханием

Изучение этого согласования начинается в опорном положении. Здесь следует научить обучающихся выполнению полного и энергичного выдоха в воду, без задержки дыхания после вдоха и выдоха, то есть учить его непрерывному дыханию. В целях создания облегченных условий для формирования этого согласования надо на первых порах движения ног выполнять с небольшой амплитудой (укорочено) без излишнего напряжения. По мере усвоения согласования движений ног с непрерывным дыханием следует изменять как амплитуду, так и темп движений. Далее следует усложнение условий выполнения упражнений (уменьшение опоры и безопорное плавание).


2.6. Психологическая подготовка


Для успешных выступлений по плаванию необходимо иметь комплекс психологических качеств и способностей, из которых следует выделить наиболее важные: двигательная реакция, мышечно-двигательная чувствительность, интенсивность и объём внимания, двигательно-координационные способности, эмоциональная устойчивость, активная мотивация тренировок.

По своему направлению все средства психологической подготовки можно разделить на две группы:

  • психолого-педагогические - беседы, лекции, просмотр соревнований и тренировок сильнейших игроков и сборных команд, аутогенная тренировка, самовнушение;

  • практические - тренировочные и соревновательные игры, игры с установками тренера на предъявление к обучающимся повышенных требований к проявлению психологических показателей, сбивающие факторы в игре, на фоне повышенных физических напряжений (утомлений).

В основе психологической подготовки лежат, с одной стороны, психологические особенности вида спорта, с другой – психологические особенности обучающихся. Чем больше соответствия между тем и другим, тем скорее можно ожидать от обучающихся результатов.

            Опыт крупных международных и всероссийских соревнований по­казывает, что в обстановке напряженной спортивной борьбы с равными по силам, технико-тактической и физической подготовке детей, победы добивается тот ребенок, который имеет лучшую морально-во­левую подготовку, умеет лучше управлять своими чувствами и эмоция­ми. Пробелы в морально-волевой подготовке чаще становятся причиной досадных поражений на соревнованиях, причиной серьезных нарушений морали и этики.

            Основной задачей моральной, волевой и специальной психологи­ческой подготовки является воспитание моральных и волевых качеств обучающегося.

 Воспитание волевых качеств:

           Тренер - преподаватель ставит перед ребенком задачу - достигать поставленной цели, несмотря на встречающиеся трудности. Воля выражается в способности обучающегося преодолевать психологические трудности, умение «бороться» с самим собой.

Общая психологическая подготовка направлена на то, чтобы вы­работать способность обучающегося преодолевать чувства и эмоции наи­более высокой интенсивности.

Тренер - преподаватель основное внимание уделяет тому, чтобы ребенок в соревновательных условиях не испытывал по­требностей и связанных с ними чувств высокой интенсивности, т.е. во время тренировки обучающийся и тренер- преподаватель упражнениями до­биваются того, чтобы соответствующие чувства были минимальны (не ощущались).

 Воспитание смелости:

            Смелость выражается в способности человека преодолевать чув­ство страха. Страх возникает в результате оценки опасности, грозящей  жизни, здоровью или престижу спортсмена. Интенсивность чувства страха зависит от оценки степени опасности в определенной ситуации.

  Тренер-преподаватель работает над приближением обучающегося к порогу смелости (пределу). Успеш­ное выполнение простых упражнений позволяет обучающемуся преодолеть порог страха. Для этого идет обучение безопасному выполнению упраж­нения и своевременная остановка стремления обучающихся превысить  разумный предел.

           Тренер-преподаватель применяет метод «пример товарищей». Если товарищи выполняют упражнение и это не приводит к нежелательным последстви­ям, то чувство страха у обучающегося снижается. Здесь имеет место стремление ребенка поддержать свой престиж перед товарищами.


3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Цель подготовки пловцов состоит в том, чтобы юные спортсмены получили жизненно необходимый прикладной навык, прекрасное средство разностороннего физического развития, имеющее ярко выраженную оздоровительную направленность.


3.1. Проведение тренировочного занятия


Тренировочное занятие по плаванию состоит из подготовительной, основной и заключительной частей.

В подготовительной части тренировочного занятия сообщается его задача, осуществляется организация обучающихся и их функциональная и психологическая подготовка к основной части тренировочного занятия. В ней применяется ходьба, бег, общеразвивающие, специально-подготовительные и имитационные упражнения.

В основной части тренировочного занятия решаются задачи овладения элементами техники плавания. Изучается и совершенствуется техника спортивных способов плавания, стартов и поворотов.

Заключительная часть тренировочного занятия направлена на постепенное снижение нагрузки и приведения организма обучающегося в относительно спокойное «Стояние с помощью медленного плавания, выполнение стартовых и учебных прыжков, поворотов. Проведение игр в заключительной части тренировочного занятия улучшает эмоциональное состояние юных спортсменов и облегчает перенесение тренировочных нагрузок. Это в значительной степени повышает интерес к занятиям. Завершает тренировочное занятие по плаванию- подведение итогов.

В течение учебного года на место выбывших обучающихся (по причине отсутствия желания посещать тренировочные занятия, пропусков тренировочных занятий по состоянию здоровья и т.п.) могут набираться новички.

В течение учебного года происходит параллельно-последовательное освоение техники всех спортивных способов плавания и совершенствования в ней.

В первом полугодии происходит углубленное разучивание техники плавания способом кроль на груди и на спине и ознакомление с элементами плавания способом дельфин. К концу этапа обучающиеся должны проплыть 25 м. кролем на груди и на спине со старта с оценкой техники.

Во втором полугодии 4-6 недель (1-1,5 месяца) отводится на изучение способа дельфин. В этот период учебно-тренировочные занятия планируются таким образом, что 60% от общего объема тренировочной нагрузки проплывается кролем на груди и на спине. Остальные 40% общего объема плавания целиком посвящаются изучению техники плавания дельфином и совершенствованию в ней. Последние четыре недели отводятся для изучения техники плавания способом брасс и совершенствования в ней.

Тренировочные занятия планируются так, что 60-70 % от общего объема нагрузки выполняются за счет плавания кролем на груди, на спине и дельфином. Оставшиеся 30-40 % времени посвящается изучению техники способа плавания брасс и совершенствованию в ней.


3.2. Методика развития физических качеств обучающихся


3.2.1. Сила и методика ее развития

Сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление или про­тиводействовать ему за счет мышечных усилий. Различают статическую, динамическую и взрывную силу.

Средствами развития силы являются упражнения, при выполнении ко­торых необходимо преодолевать или противодействовать сопротивлению.

Упражнения на развитие силы классифицируются по анатомическому признаку:

-. на силу мышц рук и плечевого пояса;

- на силу мышц ног и туловища;

- на силу мышц ног и тазового пояса.

Методы развития силы:

- метод повторных усилий:

- выполнение упражнений определенное количество раз или         предельное количество - "до отказа";

-  метод динамических усилий: максимальное количество раз за опреде­ленное время;

- метод статических усилий: фиксация какого-то положения опреде­ленное время;

-метод максимальных усилий: выполнение упражнений с максималь­ным отягощением.


  3.2.2. Быстрота и методика ее развития 

Большинство спортивных упражнений требуют комплекса форм быст­роты.

Средства развития быстроты:

- упражнения,  требующие быстрой реакции:

- упражнения,  которые  необходимо выполнять быстро  (кувырки, повороты, перевороты и др.).

- движения, которые необходимо выполнять с максимальной частотой, т.е. бег, вращение скакалки.

Правила развития быстроты:

- использовать только хорошо освоенные задания;

- задания выполнять на "свежие силы", непродолжительное время;

- трудность задания повышать постепенно.

Методы развития быстроты:

- выполнение заданий "за лидером";

- ориентировки по скорости - подсчет, хлопки, метроном, музыка;

-повторное выполнение заданий в стандартных условиях с околопре­дельной скоростью, сериями;

- игровые или соревновательные задания по типу "кто быстрее" и "кто больше".


3.2.3. Прыгучесть и методика ее развития

Мерилом прыгучести является время нахождения в безопорном положе­нии, косвенным показателем - высота или длина отталкивания (прыжка).

Прыгучесть является скоростно-силовым качеством и зависит от силы, эластичности и скорости сокращения мышц. Кроме того, важное значение имеет эффективность техники отталкивания, полета и приземления.

Средства развития прыгучести:

- упражнения на развитие эластичности мышц ног - растягивание;

- упражнения на развитие силы мышц ног: стопы, голени, бедра;

- упражнения на развитие быстроты мышечных сокращений;

- упражнения для изучения и совершенствования техники:

- приземления - схождение и спрыгивание с возвышения;

-отталкивания - пружинные движения, прыжки на двух и на одно ноге с координированной работой рук, туловища и головы;

- полетной фазы - прыжковых поз;

- прыжки в глубину;

-упражнения на высоту или длину отталкивания - на возвышение, че­рез  препятствие, на ориентир;

-упражнения на прыжковую выносливость - многоскоки, прыжки со скакалкой.

Методы развития прыгучести:

- повторный - повторное выполнение заданий с достаточным интерва­лом  отдыха;

- ориентировки по скорости;

- усложнения условий - на мягкой или сыпучей опоре, с утяжелением;

- игровой и соревновательный методы.

 

 3.2.4.      Координация и ловкость. Методика их развития

Средства развития координации и ловкости:

- упражнения на расслабление;

- упражнения на быстроту реакции;

- упражнения на согласование движений разными частями тела;

-упражнения на точность воспроизведения движений по параметрам вре­мени  пространства и силы;

- подвижные игры с необычными движениями

                                                     

3.2.5.      Гибкость и методика ее развития

Средства развития гибкости:     

-  упражнения на расслабление  (дают прирост на 12-15%);

- плавные движения по большой амплитуде;

- повторные пружинящие движения;

- пассивное сохранение максимальной амплитуды;

- активное сохранение максимальной амплитуды;

-  махи с постепенным увеличением амплитуды.

Методы развития гибкости:

- повторный;

- помощь партнера;

- применение отягощений и амортизаторов;

-  игровой и соревновательный.

Упражнения на гибкость дают наибольший эффект, если их выполнять в тренировке дважды: в подготовительной части урока после разогревания и в самом конце тренировки на фоне утомления.

На первых порах упражнения на гибкость следует давать через день, чтобы мышцы успевали отдыхать, в дальнейшем - ежедневно.

 

  3.2.6.      Функция равновесия и методика его развития

Длительность сохранения равновесия - это показатель не только уров­ня развития, но и функционального состояния ЦНС. Этот показатель ис­пользуют так же как критерий тренированности и готовности пловцов к соревнованиям.

Существенная роль в регуляции положения тела отводится двигатель­ному и вестибулярному анализаторам, а также тактильному и зрительному.

Средства развития функции равновесия:

- упражнения на силу мышц ног и туловища;

- упражнения на уменьшенной опоре - на носках, носке одной ноги;

- упражнения с отключением зрительного анализатора - с закрытыми  глазами;

- упражнения с раздражением вестибулярного анализатора - движения головой, наклоны, повороты, кувырки, перевороты;

- фиксация заключительных фаз движений: поворотов, прыжков, волн.

Методы развития функции равновесия:

- повторный;

- ориентировки;

- усложнения условий;

- игровой и соревновательный.

 

3.2.7.      Выносливость и методика ее развития

Методы развития выносливости:

-  равномерный - выполнение задания за заданное время;

- повторный - несколько раз по 1-5 минут с отдыхом 3-5 минут;

- переменный - несколько раз меняя продолжительность работы и от­дыха.

Средства развития выносливости:

- общей - бег, кросс, ходьба на лыжах, плавание;

- специальной - основные виды деятельности;

-общей и специальной - прыжки через скакалку, аэробные упражнения.


3.3. Восстановительные средства и мероприятия


При выборе восстановительных средств особое внимание уделяется индивидуальной переносимости тренировочных и соревновательных нагрузок, для этой цели могут служить субъективные ощущения детей, а также объективные показатели (ЧСС, частота дыхания, цвет кожных покровов, потоотделение и др.).

Психологические средства восстановления:

  1. Организация внешних условий и факторов тренировки.

  2. Создание положительного эмоционального фона тренировки.

  3. Формирование значимых мотивов и благоприятных отношений к тренировкам.

  4. Переключение внимание, мыслей, самоускорение, самоободрение, самоприказы.

  5. Идеомоторная тренировка.

  6. Психорегулирующая тренировка.

  7. Отвлекающие мероприятия: чтение книг, слушание музыки, экскурсии, посещение музеев, выставок.

Гигиенические средства восстановления

  1. Рациональный режим дня.

  2. Ночной сон не менее 8-9 часов в сутки, дневной сон (1 час).

  3. Тренировки преимущественно в благоприятное время суток: после 8 и до 20 часов. Тренировки в неблагоприятное время суток с целью волевой подготовки допустимы и целесообразны в подготовительном периоде.

  4. Сбалансированное питание 3-4 разовое рациональное питание по схеме: завтрак- 20-25%, обед – 40-45%, полдник- 10%, ужин – 20-30% суточного рациона.

  5. Использование специализированного питания: витамины, питательные смеси, соки.

  6. Гигиенические процедуры.

  7. Удобная одежда и обувь.


3.4. Противодействие использованию допинговых средств и (или) методов по плаванию


Приказом Минспорта России 02.10.2012 г. №267 утверждены Общероссийские антидопинговые Правила, которые соответствуют положениям Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, принятые Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 33-й сессии в городе Париже 19 октября 2005 г. и ратифицированные Федеральным законом от 27 декабря 2006 г. №240-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте», Всемирного антидопингового кодекса, принятого Всемирным антидопинговым агентством, и Международным стандартам ВАДА.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона Российской Федерации от 4 декабря 2007 № 329 в программные мероприятия по плаванию будет включено и это направление.

Примерно третью часть от общего числа допинговых средств составляют наркотические и психотропные вещества, что напрямую связано с проблемой наркомании.

В связи с этим, назрела необходимость в срочных мерах по противодействию распространения допинга в спорте, особенно в детском и молодежном. В течение года будут проведены следующие мероприятия:

- разработка и внедрение антидопинговых правил;

- реализация информационно-пропагандистской деятельности по профилактике применения допинговых средств и (или) методов в плавании;

- проведение активной антидопинговой пропаганды (например, «молодежь против допинга!») и пропаганды принципов честной игры с использованием плакатов, лозунгов, растяжек и др.;

- распространение брошюр, открыток, стикеров и др. на тему антидопинга.

Ожидаемые результаты. В ходе данной работы, ребята должны знать:

- последствия применения допинга для здоровья;

- последствия применения допинга для (спортивной) карьеры;

- антидопинговые правила;

- принципы честной игры.

При работе с детьми будет применяться доступная для их понимания форма подачи материала с активным использованием фактов, цифр, жизненных примеров из разных видов спорта. Использование плакатов, фильмов, презентаций, наглядных пособий, в том числе медицинских макетов, демонстрирующих последствия применения допинга для здоровья, позволит более эффективно донести до обучающихся материал. Акцент будет сделан на этические принципы, повышение значимости честного спорта, уважение соперника; отойти от принципа «победа любой ценой».


3.5.  Воспитательная работа


 Возрастание роли физической культуры как средства воспитания обучающихся обусловливает повышение требований к воспита­тельной работе. При этом важным условием ус­пешной работы является единство воспитательных воздействий, направ­ленных на формирование личности, комплексного влияния факторов социальной системы воспитания, в том числе: семьи, общеобразователь­ной школы, коллектива педагогов.

 Главной задачей занятий является воспита­ние высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллек­тивизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нрав­ственном воспитании играет непосредственно спортивная деятель­ность, которая представляет большие возможности для воспитания всех этих качеств.

 Тренер-преподаватель не ограничивает свои функции лишь руковод­ством поведения обучающегося во время тренировочных занятий и соревно­ваний. Тренер - преподаватель повседневно сочетает задачи спортивной подготовки и воспи­тания.

  С первых занятий тренер – преподаватель воспитывает дисциплинированность.

Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнова­ниях, четкое выполнение указаний тренера - преподавателя, отличное поведение на тре­нировочных занятиях, в школе и дома - на все это постоянно об­ращает внимание тренер - преподаватель. С самого начала спортивных занятий воспитывается спортивное трудолюбие - способность преодолевать спе­цифические трудности, что достигается, прежде всего, выполнением тренировочных заданий, связанных с возрастающими нагрузками. На конкретных примерах убеждаем обучающихся, что успех в современном спорте зависит, прежде всего, от трудолюбия. Вместе с тем, в работе с детьми придерживаемся строгой после­довательности в увеличении нагрузок. В процессе занятий с обучающимися приобретает огромное значение интеллектуальное воспитание, основные задачи которого: овладение обучающимися специальными знаниями в области спортивной тренировки, гигиены и других дисциплин.

В целях эффективности воспитания тренер - преподаватель организовывает тренировочный процесс так, чтобы постоянно ставить перед обучающимися задачи ощутимого двигательного и интеллектуального совер­шенствования.

Ведущее место в формировании нравственного сознания обучающихся принадлежит методам убеждения. Убеждение во всех слу­чаях является доказательным. Для этого тренер – преподаватель тщательно подбирает аналогии, сравнения, примеры. Формулировку общих принципов поведения подкрепляет ссылками на конкретные данные, на опыт самого обучающегося.

Важным методом нравственного воспитания является поощрение обучающегося - выражение положительной оценки его действий и поступков. Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, благо­дарности тренера и коллектива. Любое поощрение выносится с учетом необходимых педагогических требований и соответствует дей­ствительным заслугам обучающегося.

            Спортивный коллектив является важным фактором нравственного формирования личности обучающегося. В коллективе ребенок развивается всесторонне - в нравственном, умственном и физическом отношении, где возникают и проявляются разнообразные отношения: ребенка к своему коллективу, между членами коллектива, между спортивными соперниками.

При решении задач по сплочению спортивного коллектива и воспи­танию чувства коллективизма тренер - преподаватель использует выпуск стен­ных газет и спортивных листков, организовывает походы и тематические вечера, вечера отдыха и конкурсы самодеятельности, создает хорошие условия для общественно полезной деятельности.

 Воспитание волевых качеств - одна из важнейших задач в деятель­ности тренера - преподавателя. Волевые качества формируются в процессе со­знательного преодоления трудностей объективного и субъективного ха­рактера. Для их преодоления тренер - преподаватель использует необычные для ребенка волевые напряжения. Поэтому основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решае­мых в процессе тренировочных занятий и соревнований.

Систематические занятия и выступления на соревнованиях являют­ся эффективными средствами воспитания волевых качеств у обучающихся.


3.6. Материально- технические условия


Для тренировок по плаванию, нацеленных на достижение максимально возможного результата необходимо:

1. - спортивный зал, тренажерный зал;

2. - плавательный бассейн;

3. – калабашки;

4. – нарукавники;

5. – доски.


3.7. Требования техники безопасности в процессе реализации Программы


На занятия по плаванию допускаются:

· Дети и подростки, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий в бассейне;

· прошедшие инструктаж по технике безопасности.

При нахождении в бассейне обучающиеся обязаны соблюдать Правила поведения в бассейнах.

Опасными факторами в бассейне являются:

· физические (скользкие поверхности; острые кромки и сколы на поверхностях ванн и полах; шум; электрооборудование (сушилки, фены и т.п.); горячая вода в душевых; пониженные значения температуры воды и воздуха; возможность захлебнуться);

· химические (повышенная концентрация различных химических веществ в воде и в воздухе).

Занимающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить тренеру-преподавателю, проводящему занятия в бассейне.

Обучающимся запрещается без разрешения тренера-преподавателя, проводящего занятия в бассейне, подходить к имеющемуся в бассейне и во вспомогательных помещениях (раздевалки, душевые и т.п.) оборудованию и пользоваться им.

Запрещается использовать моющие средства в стеклянной упаковке и зеркальца.

Занимающиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей инструкции, могут быть отстранены от занятий.

 

Требования безопасности перед началом занятий

Изучить содержание настоящей инструкции.

С разрешения тренера-преподавателя пройти в раздевалку, раздеться, не мешая соседям, аккуратно складывая свою одежду.

Вымыться в душе с мылом и мочалкой (без купального костюма).

Надеть купальный костюм и шапочку.

Осторожно войти в помещение бассейна.

С разрешения тренера-преподавателя  войти в воду по специальным лестницам, спиной к воде.

Запрещается приступать к занятиям непосредственно после приема пищи или после больших физических нагрузок.

 

Требования безопасности во время занятий

Во время занятий обучающийся  обязан:

· соблюдать настоящую инструкцию;

· неукоснительно выполнять все указания тренера-преподавателя, проводящего занятия;

· при поточном выполнении упражнений в воде (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений;

· выполнять прыжки с тумбочек только с разрешения тренера-преподавателя, проводящего занятия;

· использовать спортивный инвентарь (доски для плавания, мячи, калабашки и т.д.) только с разрешения и под руководством тренера-преподавателя, проводящего занятия.

Обучающимся  запрещается:

· выполнять любые действия без разрешения тренера-преподавателя, проводящего занятия;

· хватать друг друга за руки, ноги, голову и другие части тела во избежание несчастных случаев и травм;

· «топить» друг друга;

· снимать шапочку для плавания;

· бегать в помещении бассейна, в раздевалках;

· прыгать в воду с бортиков и лестниц;

· висеть на разделительных дорожках, подныривать под лестницы в бассейне;

· нырять с тумбочек и плавать под водой без разрешения тренера-преподавателя, проводящего занятия.

· вносить в помещение бассейна любые предметы без разрешения тренера-преподавателя, проводящего занятия.


4. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

4.1. Контрольно-переводные нормативы

Таблица №4

п/п

Контрольные упражнения

пол

Этапы обучения

СОГ

ОФП

1


Бросок набивного мяча 1 кг, м (сидя)

м

2,8

д

2,4

2

Наклон туловища вперед стоя на возвышении

м

+

д

+

3

Выкрут прямых рук вперед-назад (в СОГ, НП – показать, в ТГ – ширина хвата в см.)

м

+

д

+

4

Челночный бег 3*10 м, с

м

11,0

д

11,5

4.2. Методика выполнения контрольно-переводных нормативов

  1. Челночный бег выполняется 1 раз на время, обязательное требование при пробегании отрезков, коснуться ладонью руки ориентирной линии старта и финиша, за исключением последнего пробегания финишного отрезка.

  2. Наклон туловища вперед - выполняется, стоя на возвышении, не сгибая ног в коленях и не отрывая стоп от скамейки. Положение в наклоне фиксируетсяв течение 3-х секунд. Измеряется расстояние от поверхности скамейки и до кончиков пальцев рук, результат записывается в сантиметрах.

  3. Выкрут прямых рук вперед-назад. Упражнение выполняется с нерастягивающейся скакалкой. Исходное положение – стоя, руки перед собой. При выполнении упражнения руки не сгибают в локтевых суставах, движение обеих рук выполняют одновременно. Испытуемому предоставляется три попытки. Измеряется расстояние между большими пальцами кистей рук. В протоколе записывается лучший результат в сантиметрах

  4. Бросок набивного мяча из-за головы - исходное положение и вес мяча зависит от этапа подготовки. Испытуемому предоставляется три попытки. Результат измеряется в метрах от стартовой линии до места падения мяча. В протоколе записывается лучший результат.



































ЛИТЕРАТУРА



1. Бородич Л.А., Назарова Р.Д. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков.- М.: Просвещение, 2010.

2. Булгакова Н.Ж. Плавание: Учебник для институтов физической культуры.- М.: ФиС, 2009.

3. Васильев В. Обучение плаванию.- М.: Просвещение, 2006.

4. Викулов А.Д. Плавание.- М.: Владос, 2003.

5. Викулов А.Д. Развитие физических способностей детей.- Ярославль: Гринго, 2011.

6. Кузнецова З.И. Физическая культура в школе методика уроков 4-8 классы.- М.: Просвещение, 2005.

7. Лях В.И. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей.- М.: Просвещение, 2012.

8. Макаренко Л.П. Юный пловец.- М.: ФиС, 2008.

9. Матвеев А.П. Физическая культура.- М.: Просвещение, 2004.

10. Онопоренко Б.И. Учите детей плавать.- М.: Просвещение, 2009.

11. Пыжов В.В. Обучение плаванию на уроках физкультуры.- М.: Просвещение,2016.























Приложение №1

1.2. План-схема годичного цикла подготовки обучающихся по плаванию на спортивно-оздоровительном этапе (СОГ – с режимом работы: понедельник, среда, пятница)

Таблица 5

Часы

Виды подготовки

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Самостоятельная работа

8

Теоретическая подготовка

2

1

1

1

1

1

1

-

-

-

-

80/12

Общая физическая подготовка

10

7

10

10

5

7

10

7

10

4



12

Самостоятельная работа

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

80

Специальная физическая подготовка

9

7

7

9

6

10

9

7

8

8

-

58

Техническая подготовка

5

7

6

6

6

4

4

10

2

8

-

-

Тактическая подготовка

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

10

Соревнования и контрольные испытания

-

2

2

-

2

-

-

2

2

-

-

4

Медицинское обследование

-

2

-

-

-

-

2

-

-

-

-


Всего за месяц

13/26

13/26

13/26

13/26

10/20

11/22

13/26

13/26

11/22

10/20

12

252

Всего за год














1.3. План-схема годичного цикла подготовки обучающихся по плаванию на спортивно-оздоровительном этапе (СОГ – с режимом работы: вторник, четверг, суббота)

Таблица 6

Часы

Виды подготовки

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Самостоятельная работа

8

Теоретическая подготовка

1

2

1

1

1

1

1

-

-

-

-

28/12

Общая физическая подготовка

4

1

5

5

-

2

5

2

4

-

12

Самостоятельная работа

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

60

Специальная физическая подготовка

6

6

6

6

5

7

6

6

7

5

-

58

Техническая подготовка

6

6

6

6

6

6

6

6

6

4

-

52

Тактическая подготовка

6

6

5

5

5

5

5

5

6

4

-

30

Соревнования и контрольные испытания

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

-

4

Медицинское обследование

-

2

-

-

-

-

-

2

-

-

-


Всего за месяц

13/26

13/26

12/26

13/26

10/20

12/24

13/26

12/24

13/26

8/16

12

252

Всего за год















1.4. План-схема годичного цикла подготовки обучающихся по плаванию на спортивно-оздоровительном этапе (СОГ – с режимом работы: среда, пятница, суббота)

Таблица 7

Часы

Виды подготовки

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Самостоятельная работа

8

Теоретическая подготовка

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

-

28/12

Общая физическая подготовка

6

-

3

7

-

-

5

3

3

1

12

Самостоятельная работа

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

60

Специальная физическая подготовка

6

6

6

6

5

7

6

6

6

6

-

58

Техническая подготовка

6

6

6

6

6

6

6

6

5

5

-

52

Тактическая подготовка

6

6

5

5

5

5

5

5

5

5

-

30

Соревнования и контрольные испытания

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

-

4

Медицинское обследование

-

2

-

-

-

-

2

-

-

-

-


Всего за месяц

14/28

12/24

12/24

14/28

10/20

11/22

14/28

12/24

11/22

10/20

12

252

Всего за год











28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!