СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа "Активисты школьного музея"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа " Активисты школьного музея "  предназначена для занятий в системе дополнительного образования. Рассчитана на учащихся среднего звена, реализуется в течение 3 лет по 216 часов. 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа "Активисты школьного музея"»

Управление образования администрации Ногинского муниципального района



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Городская станция юных туристов»




Рассмотрено на заседании

методического (педагогического) совета

от « 31 » августа 2017 г.


Протокол №

Утверждаю:

Директор МБУ ДО СЮТур Сергеева Е.И.


« 31 » августа 2017 г.









Дополнительная общеразвивающая программа

туристско-краеведческой направленности

«Активисты школьного музея»

(базовый уровень)



Возраст обучающихся: 10-16 лет

Срок реализации: 3 года










.

Автор – составитель

Ефремова Наталья Викторовна

педагог дополнительного образования








Ногинск, 2017 год



Дополнительная общеразвивающая программа «Активисты школьного музея» имеет туристско-краеведческую направленность.

Актуальность. В истории России сегодня как никогда важно воспитание патриотических качеств у подрастающего поколения, что связано с идеологической, социальной перестройкой в обществе. В качестве приоритета в образовании и воспитании подрастающего поколения необходим акцент на формирование уважения к своим корням, гражданской позиции и духовно-нравственным ориентирам в жизни. Данная программа позволяет воспитывать у учащихся эти качества на примере изучения хранилищ исторической памяти поколений – музеев, судьбы своей малой родины – доступной для углубленного познания судьбы Отчизны.

Общеобразовательная школа не всегда имеет возможности ввести в практику работы глубокое изучение своей Малой родины, сделать упор на развитие активного познания учащимися своеобразия родного края. Общеразвивающая программа «Активисты школьного музея» дает возможность учащимся не только познать историю школы, микрорайона, города, судеб земляков, но и научиться понимать закономерности ее становления в связи с историческими этапами развития государства, размышлять и анализировать суть происходящих в стране, регионе, районе явлений, событий, фактов.

Цель программы – обеспечить процесс обучения, воспитания, развития детей через углубленное познание своей Малой родины.

Задачи программы связаны с целями ее реализации на каждом этапе обучения учащихся соответственно 1, 2, 3 года обучения:

- развивающие через познавательную и поисково-собирательскую деятельность привлечь ребят к активному познанию родного края, осмыслению результатов и реализации их в практической деятельности - экскурсиях, творческих и исследовательских работах;

- воспитательные воспитывать у ребят чувство любви и уважения к делам и традициям своего народа, к старшему поколению, желанию сохранить для следующих поколений страницы истории родного края;

- развивать у учащихся такие качества как любознательность, интерес, инициатива, ответственность, творчество, способности к самопознанию и стремления к саморазвитию;

- сплотить коллектив ребят, способных работать коллективно по выполнению конкретных заданий;

- дать учащимся навыки работы над текстом экскурсий и технологии их проведения.

Таким образом, у учащихся формируется позиция активного участия в преобразовании жизни и продолжении лучших традиций своей семьи, школы, города, села или деревни, и в конечном итоге, в желании служить идеалам своего государства.

Отличительные особенности программы

При создании образовательной программы «Активисты школьного музея» учтены «Методические рекомендации, подготовленные кафедрой дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (от 24.03.2016 г.), с учетом методических рекомендаций, разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации», Министерством образования Московской области..

Программа «Активисты школьного музея» может быть использована в образовательных организациях дополнительного образования, во внеурочной деятельности образовательных учреждениях Ногинского района. В ее основу положены рекомендации по музееведению, экскурсионному делу, а также факты, документы, краеведческие источники сведений о родном крае, документы по теме музейного формирования.

Программа «Активисты школьного музея» соответствует:

- требованиям к региональным образовательным программам, включающим краеведческий компонент;

- мотивировкам формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества,

- новым образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения, формах и методах обучения, методах контроля и управления образовательным процессом, средствах обучения;

- актуальности использования краеведческих знаний как средства формирования гражданственности, нравственности учащихся через отношение к своей малой родине.

Описание программы:

Школьный музей создается по итогам глубокого изучения конкретных краеведческих тем, по результатам поисково-собирательской и исследовательской деятельности учащихся и учителей данной школы. Создание школьных экспозиций не возможно без использования документальных источников о судьбе родного края и учета событий в регионе, стране. Значит, в основе создания экспозиций школьных музеев лежат краеведческие источники. Краеведение тесно связано с основным курсом Отечественной истории, опирается на базовые знания учащихся социально-исторических дисциплин.

В основу программы «Активисты школьного музея» положен краеведческий и деятельностный принципы, общественно-полезная направленность. В процессе обучения учащиеся приобретают конкретные знания, умения, навыки организации поисковой, собирательской и исследовательской работы по краеведению, познают судьбу своей малой родины как частицы истории России и цивилизации в целом, учатся работать с архивными документами, составлять тексты экскурсий, осваивать навыки экскурсионного дела, проводить экскурсии по школьному музею, микрорайону школы.

Программа наполняется конкретным содержанием в соответствии с необходимостью изучения тем в предлагаемом объеме, с учетом региональных, областных и российских рекомендаций каждого учебного года.

Принципы построения программ:

- опора на знания учащихся по предметам образовательного цикла и представления о законах развития общества,

- комплексное познание окружающей действительности во всем многообразии связей и взаимодействия,

- осуществление преемственности в содержании программ, расширение и углубление знаний по каждому разделу программы (принцип концентризма), использование поисковых и исследовательских методик на занятиях, в самостоятельной познавательной деятельности,

- возрастной подход к определению целей, содержания, образовательных технологий, форм и методов обучения, методов контроля и управления образовательным процессом.

Содержание общеразвивающей программы основано на взаимосвязанных, сменяющих и дополняющих друг друга программах каждого года обучения, что позволяет выделить несколько уровней краеведческой познавательной работы: 1– получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий, и сообщений из средств массовой информации; 2 – самостоятельное приобретение знаний для более активной познавательной и экскурсионной работы учащихся; 3 - углубленный исследовательский поиск, представляющий общественно-значимый и научный интерес, проведение экскурсий и познавательных программ с целью передачи накопленных знаний учащимся и жителям микрорайона, города.

Адресат программы. Образовательная программа «Активисты школьного музея» рассчитана на занятия учащихся 10 – 16 летнего возраста, является очной формой обучения, состоит из 3-х программ, реализуемых последовательно в течение 3-х лет обучения в системе дополнительного образования с ежегодной 216-часовой нагрузкой (6 часов в неделю).

Занятия учащихся проходят на базе конкретного школьного музея согласно утвержденному расписанию – 3 раза в неделю (в основном, по 2 часа); в учебно-тематическом плане предусмотрено увеличенное количество часов на экскурсии, практические занятия, участие в районных краеведческих мероприятиях, походы, итоговые занятия, … В основном, занятия носят групповой характер, предусмотрены индивидуальные занятия, занятия в творческих группах.

Учебная группа постоянного состава, набор учащихся в учебные группы осуществляется согласно их желанию и интереса.

Планируемые результаты к образовательной и воспитательной деятельности учащихся, формы контроля и аттестации для определения результативности освоения программ отражены в программах, учебных планах каждого года обучения.

Программа составлена с учетом психолого-педагогических особенностей каждого возраста.

В программу включены занятия по изучению Правил дорожного движения.


Планируемые результаты 1-ого года обучения:

- учащиеся познакомились с экспозицией школьного музея, музейным делом, архивом школьного музея, его экспонатами,

- получили первые знания не только по истории школы, микрорайона, по теме экспозиции музея, но и комплексные знания о родном крае,

- научились живому общению с земляками, приняли участие по заданию музея в собирательской работе.

- овладели первыми туристскими навыками, совершили тематические экскурсии, прогулки, походы.

Планируемые результаты 2-ого года обучения:

- учащиеся овладели навыками архивной работы,

- самостоятельно разрабатывают темы для проведения экскурсий по экспозициям школьного музея, проводят экскурсии для учащихся начальной школы,

- пробуют свои силы в оформлении результатов поисковой и собирательской деятельности,

- выступают как организаторы краеведческих дел в начальной школе,

- совершают походы по родному краю с целью сбора материалов по теме музея, знаменательным событиям текущего года.

Планируемые результаты 3-его года обучения:

- учащиеся самостоятельно ведут документацию и работают в архиве школьного музея,

- помогают учащимся 1,2 года обучения в усвоении материалов экспозиции школьного музея, передают свой опыт и знания младшим музейщикам,

- работают над составлением и обновлением экспозиций музея,

- участвуют в оформлении поисково-собирательской деятельности учащихся по заданию школьного музея,

- овладели навыками написания исследовательских работ, представляют результаты работы на районных, областных конференциях, смотрах, выставках,

- самостоятельно подбирают материал и являются организаторами различных краеведческих дел в школе,

- проводят экскурсии не только в школьном музее, но и в микрорайоне школы.

Формы аттестации для отслеживания результативности освоения программы: зачет, творческая, исследовательская работы, конкурс, конференция, выставка.

Отслеживание результатов образовательной деятельности учащихся в учебной группе проходит после окончания изучения каждого раздела программы в различной форме: викторин, творческих конкурсов, анкетировании, оформлении выставок, обновленных и дополненных текстов экскурсий, походов, совместных дел учащихся и их родителей, выступлениях и представлении опыта на различного уровня конкурсов, встреч, круглых столов, ...

Конечный результат обучения можно проследить в умении воспитанников грамотного использования конкретных фактов в тестах экскурсий, навыках проведения экскурсий, поведенческих навыках учащихся, их мировоззрении, позитивному отношению к окружающему миру, желании сохранить и дополнить своими исследованиями архивный фонд школьного музея.

Формы отслеживания, фиксации и предъявления образовательных результатов: аналитические справки, аналитический материал, количество и качество проведенных экскурсий, выступление и участие в муниципальных, региональных, областных, российских конкурсах и выставках, контрольные работы, видеозапись, готовые работы, грамоты, дипломы, журнал посещаемости и учета работы, материалы анкетирования и тестирования, методические разработки, портфолио, протоколы конкурсов, фото, отзывы слушателей – участников экскурсий (детей, учителей и родителей), открытые занятия, статьи в местной печати, поступление выпускников в профильные образовательные организации, ...

Оценка результатов обучения по про­грамме отражена в учебном плане каждого года обучения, аналитических справках, результатах промежуточной и итоговой аттестаций..

Материально-техническое обеспечение. Занятия учебных групп проходят в музее, где имеется: краеведческая библиотека, архивы музея, методические пособия, ... В музее или в школе имеются технические средства обучения: компьютер, принтер, мультимедийная установка, магнитофон, кинокамера, фотоаппарат, диктофоны.

Информационное обеспечение: опыт работы экскурсоводов разных поколений, тексты экскурсий по музею, книги учета основного и вспомогательного фонда музея, книги посещений и отзывов о проведении экскурсий, отчеты о результатах поисково-собирательской деятельности учащихся, фото- и видеоматериалы, картотеки, карты-схемы, документы, готовые работы, раздаточный и дидактический материал, периодические издания газет и журналов, аудио-, видео, фото-, интернет источники.









































ПРОГРАММА 1-ОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.


Программа первого года обучения нацелена на знакомство с экспозицией школьного музея, экскурсионным и музейным делом, архивом школьного музея, его экспонатами. Учащиеся получают первые знания не только по истории школы, микрорайона, по теме экспозиции музея, но и комплексные знания о родном крае; учатся живому общению с земляками и посетителями музея, участвуют по заданию музея в собирательской работе, овладевают туристскими навыками, совершают тематические экскурсии, прогулки, походы.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-ОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Раздел № 1. Музей и музееведение (6+8 = 14).

Раскрытие понятия «музей». Мировая история возникновения музеев. Первые национальные музеи, профили музеев. Типы музеев; музей образовательного учреждения (школьный) - один из типов музеев. Специфика школьного музея. Школьный музей - результат поисково-собирательской деятельности учащихся, как частица истории Отечества. Понятие: экспозиция музея, музейный экспонат. Познавательная ценность экспонатов краеведческого музея. Понятия об архиве, фондах и запасниках музея. Учет, хранение и экспонирование музейных предметов.

Практические занятия: работа с архивом школьного музея; ведение архивных записей; описание экспонатов, индивидуальная работа с энциклопедическими словарями, тематическими Интернет-сайтами; экскурсия в ближайший школьный музей – знакомство с тематикой, архивом и фондами музея.


Раздел № 2. Экскурсионное дело (12+20 = 32).

Что такое экскурсия, виды экскурсий. Требования к экскурсоводу. Правила ведения экскурсии. Тетрадь экскурсовода, «музейный словарь». Словарный запас экскурсовода, понятие о риторике. Обзорная экскурсия и особенности ее проведения. Знакомство с текстом экскурсии и правилами ее составления.

Практические занятия: прослушивание экскурсии по школьному музею, обсуждение положительных сторон и недостатков в экскурсии; экскурсия в городской краеведческий музей, обсуждение положительных сторон и недостатков в экскурсии профессиональных экскурсоводов; работа учащихся над текстом обзорной экскурсии; деловая игра в учебной группе: «Я – экскурсовод»; первый опыт экскурсовода - проведение и анализ обзорных экскурсий.


Раздел № 3. Поисковая и собирательская работа по теме музейной экспозиции (12+26 = 38).

Поиск и собирательство, правила их ведения. Результаты поисковой и собирательской деятельности учащихся как основа создания музея, музейной экспозиции. Правила сбора информации: периодическая печать, краеведческая и специальная литература, архив музея. Краеведы, старожилы, работники архивов и жители микрорайона как источник получения информации: Музейный экспонат, правила его оформления, хранения, экспонирования.

Практические занятия: работа с периодической печатью, краеведческой и специальной литературой, архивом музея; проведение бесед и фиксирование информации; поиск и сбор материалов по заданию актива музея; участие в районной встрече активистов школьных музеев «Дела и проблемы школьных музеев»


Раздел № 4. Поисковая и собирательская работа

по определяемой теме учебного года (16+36 = 52).

Знаменательные даты в мировой истории, истории России, Подмосковья, родного города. Гуманитарные школьные предметы о событиях года. Экскурсии, встречи, работа в библиотеках, с литературой как источники информации для учащихся в родной школе, городе. Творческие работы: виды творческих работ, требования к их написанию и оформлению. Правила выступления и устная защита творческой работы.

Практические занятия: работа с краеведческой литературой (книгами, журналами, альманахами, брошюрами, справочниками, картами, периодической печатью, плакатами, кино – фото документами); поисковая и собирательская работа, оформление ее итогов; творческие задания по осмыслению получаемой информации, ее отражение в архивах школьного музея; участие в районной встрече юных краеведов «Пишем энциклопедию родного края».

Раздел № 5. Основы туризма (10 +18=20 = 28).

Туризм в нашей стране. Виды туризма. Понятие «школьный туризм», особенности школьного туризма. Краеведческая и туристская подготовка к походу. Индивидуальное и групповое снаряжение. Рюкзак, ремнабор, аптечка. Питание в походе. Походный бивуак. Планы и схемы родного края. Топографическая карта. Понятие об ориентировании на местности. Техника безопасности в походе, во время передвижения на маршруте. Поведение в природе.

Практические занятия: сбор и укладка рюкзака, группового и индивидуального снаряжения, разведение костра, обустройство бивуака, питание в походе - составление меню, оказание первой медицинской помощи, сбор и уточнение краеведческих сведений о месте похода. Физическая подготовка.


Раздел № 6. Экскурсионная программа, прогулки, походы (6+20 = 26).

Государственные и общественные музеи как источники дополнительной информации по профилю музея. Планирование и осуществление экскурсий в учебной группе. Правила поведения на экскурсии, фиксирование получаемой информации и использование ее в работе музея. Твой город и микрорайон как исторический и культурный объект изучения.

Практические занятия: тематические и обзорные прогулки и экскурсии по городу и микрорайону; два однодневных похода; подведение итогов похода – оформление отчета, анкетирование и беседа «Какие мы на самом деле».


Раздел № 7 ПДД (8)

Правила поведения на улице. Дорожные разметки, указатели, светофоры.

Техника безопасности во время туристских походов, экспедиций экскурсий, прогулок. Правила и культура транспортного поведения. Правила дорожного движения и правила личной безопасности на дорогах.

Раздел № 8 Темы по выбору преподавателя, итоговое занятие (4+10 =14).

Топонимика. Наш город в названиях улиц, площадей. Игра «Краеведческое ориентирование» на местности. Административные реформы и наш край: Рогожи, Рогожий ям, Богородск, Богородский уезд, Ногинск, Ногинский район. История края на картах местности. Автобусная экскурсия по Ногинскому району.

Практические занятия: Записи. Работа с картой. Игра на местности. Автобусная экскурсия.


Раздел № 9 Итоговое занятие (4).

Игра-квест «Мы – юные краеведы и экскурсоводы» (совместно с родителями.)




Учебный план 1-ого года обучения


п/п

Разделы программы

Количество часов

Форма контроля/аттестация

Теор.

Практ

Итого

1.

Музей и музееведение.

6

8

14


1.1

Раскрытие понятия «музей». Мировая история возникновения музеев. Первые национальные музеи, профили музеев. Типы музеев.

2



Викторина «Музей в жизни молей семьи»

1.2

Школьный музей - результат поисково-собирательской деятельности учащихся, как частица истории Отечества. Понятие: экспозиция музея, музейный экспонат.

2



Краеведческий словарик

1.3

Познавательная ценность экспонатов краеведческого музея. Понятия об архиве, фондах и запасниках музея. Учет, хранение и экспонирование музейных предметов.

2



Беседа

1.4

Работа с архивом школьного музея. Правила ведения архивных записей.


2


Записи


1.5

Описание экспонатов,


2


Индив. задания

1.6

Индивидуальная работа с энциклопедическими словарями, тематическими Интернет-сайтами;


2


Собеседование

1.7

Экскурсия в ближайший школьный музей – знакомство с тематикой, архивом и фондами музея.


2


Экскурсия, записи. Беседа

2.

Экскурсионное дело

12

20

32


2.1

Что такое экскурсия, виды экскурсий.

2



Тест

2.2

Требования к экскурсоводу. Правила ведения экскурсии.

2



Деловая игра

2.3

Тетрадь экскурсовода, «музейный словарь». Словарный запас экскурсовода, понятие о риторике.

2



Краеведческий словарик

2.4

Обзорная экскурсия и особенности ее проведения.

2



Записи

2.5

План проведения экскурсии, учет возрастных особенностей слушателей.

2



Разработка планов экскурсии

2.6

Знакомство с текстом экскурсии и правилами ее составления.

2



Разработка текстов экскурсии

2.7

Прослушивание текста экскурсии по школьному музею.


2


Прослушивание

2.8

Обсуждение положительных сторон и недостатков экскурсии в школьном музее


2


Беседы

2.9

Экскурсия в городской краеведческий музей


4


Викторина

2.10

Обсуждение положительных сторон и недостатков в экскурсии профессиональных экскурсоводов


2


Беседы

2.11

Индивидуальная работа с учащимися группы по выбору тем экскурсии по музею


2


Анкета

2.12

Работа учащихся над текстом обзорной экскурсии


4


Самост. работа

2.13

Деловая игра в учебной группе: «Я – экскурсовод»


2


Деловая игра

2.14

Первый опыт экскурсоводов - проведение и анализ обзорных экскурсий.


2


Обсуждение, беседа

3.

Поисковая и собирательская работа по теме музейной экспозиции

12

26

38


3.1

Поиск и собирательство, правила их ведения.

2



Записи

3.2

Результаты поисковой и собирательской деятельности учащихся как основа создания музея, музейной экспозиции.

2



Тест

3.3

Проведение поисковой работы в школьном музее, изучение итогов поиска разных лет.


2


Самост. работа

3.4

Работа с отчетами поисковых операций, их отражение в оформлении школьного музея.


2


Самост. работа, записи

3.5

Правила сбора краеведческой информации. Правила ведения беседы с местными жителями.

2



Текст с пропусками

3.6

Периодическая печать, радио, телевидение в помощь юному краеведу.

2



Анкета

3.8

Работа с подписками местных газет. Поиск интересной информации.


2


Самост. работа, беседа

3.9

Краеведческая и справочная литература. Краеведческая тетрадь, правила ее ведения.

2



Записи

3.10

Архив школьного музея. Порядок работы с архивными документами. Правила фиксации полученных данных.

2



Записи. Краеведч. словарик

3.11

Музейный экспонат. Основной и вспомогательный фонд музея.


2


Записи

3.12

О чем рассказал музейный экспонат


2


Деловая игра

3.13

Экспозиция школьного музея. Расширение тем поисково-собирательской деятельности в музее.


2


Обсуждение

Планирование

3.14

Определение тем поиска, участие в нем учащихся группы.


2


Анкетирование

3.15

Индивидуальная работа учащихся по теме поиска.


4


Самост. работа

3.16

Обсуждение результатов тем поиска, оформление их для уточнения экскурсий по музею.


4


Обсуждение. Дополнения в тексты экскурсий

3.17

Участие в районной встрече активистов музеев «Дела и проблемы школьных музеев»


4


Выступление

4.

Поисковая и собирательская работа по определяемой теме учебного года

16

36

52


4.1

Знаменательные даты в мировой истории, истории России, Подмосковья, родного города.

2



Записи

4.2

Школьные предметы о событиях года.

2



Работа в шк. библиотеке

4.3

История края в цифрах и фактах. Знаменитые люди края.

2



Записи

4.4

История края в цифрах и фактах. Знаменитые люди края.

2



Краеведч. словарик

4.5

Изучаем вместе: тема учебного года. Обсуждение плана работы, роль каждого учащегося в изучении темы


2


Работа над планом, анкета

4.6

Индивидуальная работа учащихся в библиотеках, с литературой как источниками информации по теме изучения учебного года.


2


Самост. работа в библиотеке, с архивами, литер-рой, интернетом

4.7

Экскурсии, встречи с местными жителями по изучению темы. Сбор информации.


8


Сбор информации

4.8

Осмысление информации. Доклад – что это такое.

2



Записи

4.9

Индивидуальная работа учащихся над докладом.


2


Самост. работа

4.10

Обсуждение результатов. Выставка докладов учащихся.


2


Тест. Оформл. выставки

4.11

Творческие работы учащихся, требования к их содержанию, оформлению.

2



Записи. Краеведч. словарик

4.12

Правила выступления и устной защиты творческих работ.

2



Записи

4.14

Индивидуальная работа учащихся по написанию и оформлению творческих работ.


2


Самост. работа

4.15

Индивидуальная работа учащихся по написанию и оформлению творческих работ.


2


Самост. работа

4.16

Обсуждаем. Спорим. Уточняем. Работа над ошибками творческих работ.


2


Собеседование

4.17

Конкурс и выставка творческих работ «Люди и время» .


4


Защита творч. работ

4.18

Пополнение материала музея новой информацией.


2


Оформительская работа.

4.19

Пополнение материала музея новой информацией.


2


Оформительская работа

4.20

Что значит «исследовать». Сто вопросов «почему».

2



Записи. Краев. словарик

4.21

Индивидуальная работа учащихся над исследованием экспонатов музея.


2


Самост. работа

4.22

Встреча юных краеведов отдела «Пишем энциклопедию родного края».


4


Выступление.

Промежут. аттестация уч-ся

5.

Основы туризма

10

18

28


5.1

Туризм в нашей стране. Виды туризма. Понятие «школьный туризм», особенности школьного туризма.

2



Записи. Викторина

5.2

Краеведческая и туристская подготовка к походу. Туристские должности.

2



Анкета

5.3

Сбор и уточнение краеведческих сведений о месте похода. Физическая подготовка к походу.


2


Самост. работа в библ., с литер., интернете

5.4

Индивидуальное и групповое снаряжение. Рюкзак, ремнабор, аптечка.

2



Записи. Текст с пропусками

5.5

Сбор и укладка рюкзака, группового и индивидуального снаряжения.


2


Практич. занятия. Конкурс

5.6

Питание в походе. Поведение в природе.

Аптечка. Первая медицинская помощь.

2



Записи

5.7

Составление меню «Я-повар». Оказание первой медицинской помощи.


2


Деловая игра

5.8

Походный бивак. Костер. Установка палатки.


2


Записи, зарисовки

5.9

Планы и схемы родного края. Топографическая карта. Понятие об ориентировании на местности.

2



Краев. словарик. Работа с картами.


Практические занятия по ориентированию с компасом, картой, по абрису.


2


Индивидуальн. работа

5.10

Однодневный поход.


8


Зачет

6.

Экскурсионная программа, прогулки.

6

20

26


6.1

Государственные и общественные музеи как источники дополнительной информации по профилю музея.

2



Заочн. путешествие

6.2

Посещение школьного музея Ногинского района


4


Записи

6.3

Планирование и осуществление экскурсий в учебной группе. Фиксирование получаемой информации и использование ее в работе музея. Правила поведения на экскурсии.

2



Запись. Тест.

Викторина.

6.4

Твой город и микрорайон как исторический и культурный объект изучения.

2



Записи.

6.5

Обзорная экскурсия по городу.


4


Беседа

6.6

Экскурсия в природный парк «Волхонка»


4


Доклады

6.7

Выезд в музей г. Москвы


8


Творч. работа

ПДД



8


7.1

Правила поведения на улице. Дорожные разметки, указатели, светофоры.

2



Записи. Викторина

7.2

Правила поведения во время туристских походов, экспедиций экскурсий, прогулок.

2



Записи. Беседа

7.3

Правила и культура транспортного поведения.

2



Записи. Разбор ситуаций

7.4

Правила дорожного движения и правила личной безопасности на дорогах.

2



Записи. Викторина

8.

Темы по выбору преподавателя, итоговое занятие

4

10

14



Наш город в названиях улиц, площадей

2



Записи, работа с картой


Игра «Краеведческое ориентирование» на местности


4


Игра


Административные реформы.

2



Записи. Работа с литерат.


История края на картах местности Автобусная экскурсия по Ногинскому району.


6


Записи, беседа.

9.

Итоговое занятие. Совместное занятие с родителями.


4

4

Квест «Мы – юные краеведы и экскурсоводы».

Итоговая аттестация учащихся.


ИТОГО

74

142

216








































ПРОГРАММА 2-ОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.


Программа является продолжением и углубленным изучением тем первого года обучения. Под руководством педагогов (или старших воспитанников 3-его года обучения) учащиеся занимаются архивной работой, разрабатывают темы для проведения экскурсий по экспозициям школьного музея, проводят экскурсии для учащихся начальной школы, пробуют свои силы в оформлении результатов поисковой и собирательской деятельности, выступают как организаторы краеведческих дел в начальной школе, совершают походы по родному краю с целью сбора материалов по теме музея, знаменательным событиям текущего года и т.д.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2-ОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Раздел № 1. Музей и экскурсионное дело в современных условиях,

посещение школьных музеев района (6+10=16).

Государственные музеи: их классификация, специфика комплектования фондов музея. Заочное знакомство с различными видами музеев; Экскурсия как комплексное познание истории общества. Музейный предмет – основа познавательной деятельности учащихся; его экспонирование, классификация, учет и хранение. Музеи родного города: государственные и общественные. Тематика школьных музеев Ногинского района.

Практические занятия: заочное путешествие по музеям страны «Там, где я бывал»; посещение музеев Ногинского района.


Раздел № 2. Архивная работа в школьном музее (6+12=18).

Основной фонд родного музея. Систематизация фондов. Правила ведения, записи поступающих в музей материалов. Инвентарная книга, каталог, картотека. Вспомогательный фонд музея.

Практические занятия: сверка основного и вспомогательного фонда музея; заполнение новых поступлений, правка и уточнение данных инвентарной книги; пополнение каталога и картотеки новой информацией.


Раздел № 3. Поисковая и собирательская работа по теме музейной экспозиции

(8+22 = 30).

Поисковая и собирательская работа в музее. Тематика поисковой работы, индивидуальные и групповые задания юным краеведам школы. Методы оформительской работы в школьном музее. Творческие работы, правила устной защиты поисково-собирательской деятельности учащихся. Обобщение и анализ проведенной работы в группе. Сохранности музейного фонда, основные правила хранения экспонатов. Вспомогательный фонд музейной экспозиции.

Практические занятия: разработка тем и заданий юным краеведам; индивидуальная работа учащихся - осуществление сбора материала по темам (работа в архиве, с периодической печатью, научно-познавательной и краеведческой литературой, анкетирование, запись бесед, переписка, экскурсии, работа с картой); обработка материалов поиска для архива, использования в экспозиционной, лекционной, учебно-познавательной и экскурсионной работе; работа с инвентарной книгой музея; обработка материалов вспомогательного фонда музея; обмен опытом поисково-собирательской деятельности учебной группы на районной встрече активистов школьных музеев «Дела и проблемы школьных музеев».


Раздел № 4. Поисковая и собирательская работа

по определяемой теме учебного года (14 +36 = 50)

Знаменательные даты в мировой истории, истории России, Подмосковья, родного города. Источники получения информации о событиях года: школьные учебники, книги, журналы, альманахи, брошюры, справочники, периодическая печать, плакаты, кино – фото документы.

Практические занятия: самостоятельная работа с литературными и научно-познавательными источниками в школьном музее, библиотеках, в городских учреждениях; творческое осмысление получаемой информации, отражение полученных данных в архивах школьного музея, в подготовке и проведении просветительской работы в музее, школе; оформление временных экспозиций, выставок, конкурсов творческих работ в школьном музее; обмен опытом поисково-собирательской деятельности учебной группы на районной встрече юных краеведов «Пишем энциклопедию родного края».


Раздел № 5. Экскурсионное дело: совершенствование навыков экскурсовода. Проведение экскурсий в школьном музее, микрорайоне школы (6 +30=36)

Ученые и писатели мира о роли музеев в сохранении памяти народа. Д.С. Лихачев и его наследие. Тетрадь экскурсовода. Тематическая экскурсия, требования к ней. Возрастной подход к экскурсии. Приемы активизирования внимания экскурсантов. Понятие о риторике, речь экскурсовода. Новые технологии в проведении экскурсий. Развернутый план экскурсии. Выбор тем экскурсий учащимися, изучение архивного материала для составления и уточнения текстов экскурсий. Использование итогов поисково-собирательской работы учащихся в проведении экскурсии.

Практические занятия: самостоятельная работа над индивидуальными текстами экскурсий; обсуждение индивидуальных текстов экскурсий учащихся; конкурс экскурсоводов «Знаем. Умеем. Пробуем»; совершенствование навыков проведения экскурсий; проведение экскурсий для учащихся школы; разработка маршрутов и подбор краеведческих материалов к экскурсиям по микрорайону школы.


Раздел № 6. Экскурсионная программа, походы по родному краю (4+14 = 18)

Подходы к планированию экскурсий и походов, приемы подготовки к ним. Походные должности. Групповая и индивидуальная подготовка к многодневному походу. Краеведческая подготовка к походу: сбор вещественных источников и информации во время проведения экскурсий, прогулок, походов экспедиций, выполнение учебных задач. Техника безопасности в многодневном походе.

Практические занятия: отработка туристских навыков; проведение одно-двух дневных походов; экскурсии по микрорайону школы, городу и району; работа над отчетами о походах и экскурсиях; оформление собранных краеведческих данных для музейного архива.


Раздел № 7 ПДД (8+2=10)

Об обязанностях участников дорожного движения, их ответственность за нарушение правил ПДД. Формы регулирования движения. Дорожные знаки. Типичные опасные ситуации на дорогах, их причины. Технические требования, предъявляемые к велосипеду, мопеду. Дополнительные требования к движению велосипедистов.


Раздел № 8 Туристские навыки, поход (6 +18=24)

Понятие «Смета похода». Финансовое обеспечение школьных туристских походов, многодневных поездок, экспедиций. Краеведческая подготовка к походу по маршруту Ногинск – Купавна: работа с литературой, сбор информации у старожилов и краеведов.

Практические занятия: Преодоление преград в походе. Физическая подготовка. Отработка туристских навыков: обустройство бивака, разведение костра, приготовление пищи. Проведение одно дневного похода по маршруту Ногинск – Купавна. Экскурсии в музей школы №22. Работа над отчетом о походе и экскурсиях; оформление собранных краеведческих данных для музейного архива. Обсуждение итогов «Я и мои друзья в походе».


Раздел № 9. Учебно-тематические экскурсии (8)

Историко-этнографический музей Павлово-Посадского района «Княжий двор», его экспозиции о промыслах Богородского уезда, событиях 1812 года в нашем крае. Музей природы под открытым небом – усадьба и дендропарк Волхонка. «Морозовский домик» о быте и традициях семьи фабрикантов Морозовых в Глухово.


Раздел № 10 Итоговое занятие (6)

Дискуссия. Совместное занятие с родителями: нам есть о чем поговорить «Наша судьба и время»


Учебный план 2-ого года обучения


п/п

Разделы программы

Количество часов

Форма контроля/аттестация

Теор.

Практ

Итого

1.

Музей и экскурсионное дело в современных условиях

6

10

16


1.1

Государственные музеи: их классификация, специфика комплектования фондов музея. Заочное знакомство с различными видами музеев. Экскурсия как комплексное познание истории общества.

2



Тест.

Викторина «Музей в жизни моей семьи».

1.2

«Там, где я бывал». Заочное путешествие по музеям страны


2


Презентации учащ-ся

1.3

Музейный предмет – основа познавательной деятельности учащихся; его экспонирование, классификация, учет и хранение.

2



Краеведческий словарик

1.4

Квест-игра «Найди экспонат»


2


Игра

1.5

Музеи родного города: государственные и общественные. Тематика школьных музеев Ногинского района.

2



Беседа

1.6

Экскурсия в школьный музей Ногинского района


4


Запись, беседа

1.7

Историко-художественные музеи Подмосковья. Природоохранные зоны и памятники природы областного значения.


2


Доклады, презентации учащихся.

2.

Архивная работа в школьном музее

6

12

18


2.1

Паспортизация: что это такое. Цель и задачи паспортизации.

2



Записи

2.2

Основной фонд школьного музея. Инвентарная книга, каталог, картотека. Правила ведения инвентарной книги.

2



Записи. Знакомство с документацией

2.3

Работа с основным фондом – учет и сохранность экспонатов


2


Беседа. Осмотр и ремонт экспонатов.

2.4

Вспомогательный фонд музея. Пути поступления экспонатов. Правила учета вспомогательного фонда.

2



Записи. Знакомство с документацией

2.5

Работа с вспомогательным фондом – учет и сохранность экспонатов.


2


Беседа. Осмотр и ремонт экспонатов.

2.6

Учет новых поступлений. Пополнение каталога и картотеки новой информацией.


2


Индивидуальн. Работа уч-ся

2.7

Экскурсия в городской архив.


4


Встреча с работниками архива.

2.8

Работа со школьным архивом. Сверка основного и вспомогательного фонда.


2


Индивидуальн. Работа уч-ся

3.

Поисковая и собирательская работа по теме музейной экспозиции

8

22

30


3.1

Поисковая и собирательская работа в музее. Тематика поисковой, собирательской работы.

Исследовательская деятельность.

2



Беседа.

Записи.

3.2

Разработка тем и заданий юным экскурсоводам и учащимся школы


2


Обсуждение.

3.3

Индивидуальная работа учащихся - осуществление сбора материала по разработанным темам (работа в архиве, с периодической печатью, научно-познавательной и краеведческой литературой, анкетирование, запись бесед, переписка, экскурсии, работа с картой);


4


Самост. работа

3.4

Методы оформительской работы в школьном музее.

2



Оформительский практикум

3.5

Сохранности музейного фонда, основные правила хранения экспонатов.

2



Записи

3.6

Обработка материалов основного фонда, уточнение результатов поиска для архива, использования в экспозиционной, лекционной, учебно-познавательной и экскурсионной работе.


4


Индивидуальные задания

3.7

Работа с инвентарной книгой музея.


2


Индивидуальные задания

3.8

Обработка материалов вспомогательного фонда музея.


2


Индивидуальные задания

3.9

Обобщение и анализ проведенной работы в группе.


2


Обсуждение. Анкеты.

3.10

Творческие работы. Правила устной защиты поисково-собирательской деятельности учащихся.

2



Беседы.

Записи.

3.11

Подготовка выступления к районной встрече экскурсоводов школьных музеев


2


Индивидуальные задания

3.12

Обмен опытом поисково-собирательской деятельности учебной группы на районной встрече активистов школьных музеев «Дела и проблемы школьных музеев».


4


Выступление

4

Поисковая и собирательская работа

по определяемой теме учебного года

14

36

50


4.1

Знаменательные даты в мировой истории, истории России, Подмосковья, родного города. Источники получения информации о событиях года

2



Беседа. Записи

4.2

Самостоятельная работа с литературными и научно-познавательными источниками в школьном музее, библиотеках, в городских учреждениях;


2


Самост. работа

4.3

Творческое осмысление получаемой информации, отражение полученных данных в архивах школьного музея, в подготовке и проведении просветительской работы в музее, школе.


4


Текст с пропусками. Обсуждение.

Работа над планом

4.4

Творческая работа «Знаменитые люди края». Доклады.

2

2


Выступления

4.5

Оформление временных экспозиций, выставок, конкурсов творческих работ в школьном музее.


4


Оформительский практикум

4.6

Люди. События. Факты. Россия времен начала 20 века. Что и сколько знаем мы о Революционных событиях в России 1917 года.

4



Беседы.

Презентации педагога.

Записи.

4.7

Роль личности в истории. Видные революционеры и наш край. Работа с краеведческими источниками.


4


Дискуссия

«Личность в истории»

4.8

Имя В.И. Ленина в истории страны. Судьба ленинского наследия в современной России.

2



Беседы. Викторина

4.9

Встреча с земляками «Ленинское наследие и наш край». Средства массовой информации советского периода.


2


Беседы с учащимися. Демонстрация печати.

4.10

Учимся размышлять Эссе – требования к творческой работе.


2


Тест. Записи

4.11

Самостоятельная работа учащихся: эссе «Люди и время».


2


Самост. работа

4.12

Защита работ «ЭССЕ». Плюсы и минусы творческих работ учащихся.


2


Защита работ. Обсуждение

4.13

Имена революционных деятелей на карте Ногинска. Топонимика.


2


Беседа. Записи. Работа с картой

4.14

Экскурсия по городу «Памятные места города о революционных событиях».


4


Экскурсия

4.15

Исследование как способ познания подлинной истории. Принципы построения исследовательских работ. Методы исследования.

2



Анкета. Записи

4.16

«Легенды и были родного края». Ваше мнение.

2



Обсуждение

4.17

Мое первое исследование «О чем рассказал предмет».


2


Самост. работа

4.18

Защита исследовательских работ учащихся. Работа над ошибками.


4


Обсуждение

5.

Экскурсионное дело: совершенствование навыков экскурсовода и проведение экскурсий в школьном музее, микрорайоне школы.

6

30

36


5.1

Ученые и писатели мира о роли музеев в сохранении памяти народа. Д.С. Лихачев и его наследие.

2



Беседа. Записи

5.2

Тетрадь экскурсовода. Тематическая экскурсия, требования к ней. Возрастной подход к экскурсии.

2



Записи

5.3

Приемы активизирования внимания экскурсантов. Понятие о риторике, речь экскурсовода.


2


Деловая игра. Словарик экскурсовода.

5.4

Новые технологии в проведении экскурсий.

Конспект. Виртуальная экскурсия.

2



Обсуждение. Деловая игра

5.5

Использование архивов музея, итогов поисково-собирательской работы учащихся в проведении экскурсии.


2


Беседа. Работа над текстами экскурсий

5.6

Развернутый план экскурсии. Виды экскурсий. Выбор тем экскурсий учащимися.


2


Самост. работа

5.7

Экспозиции и тематика музея. Планирование экскурсий по экспозициям школьного музея.


2


Беседа. Тест

5.8

Самостоятельная работа над индивидуальными текстами экскурсий.


2


Самост. работа

5.9

Обсуждение индивидуальных текстов экскурсий учащихся; конкурс экскурсоводов «Знаем. Умеем. Пробуем».


2


Защита, обсуждение тем экск-сий. Конкурс

5.10

Листаем страницы истории микрорайона. Работа с краеведческими источниками. Интервью наших земляков.




Самост. работа

5.11

Разработка маршрутов и подготовка экскурсий по микрорайону школы.


2


Смост. работа

5.12

Наши экскурсии по микрорайону школы.


2


Защита. Обсуждение

5.13

Проведение экскурсий для учащихся школы.


14


Проведение экскурсий

6.

Экскурсионная программа

4

14

18


6.1

Подходы к планированию экскурсий и подготовка к ним. Экскурсии по городу.

2



Анкета. Планирование

6.2


Военные события на территории родного края. Великая Отечественная война и наш край. Работа с краеведческими источниками.

2



Урок «Помним о прошлом. Верим в будущее» (экспозиция на СЮТур)

6.3


«Защитникам Отечества – слава!» - экскурсия по памятным местам ВО войны в городе


4


Викторина. Экскурсия.

6.4


Экскурсия в музей Ногинского аэроклуба школы № 12


2


Экскурсия

6.5


Экскурсия по памятным местам революционных событий в г. Москве


8


Экскурсия

7.

ПДД

8

2

10


7.1

Об обязанностях участников дорожного движения, их ответственность за нарушение правил ПДД.

2



Записи. Викторина

7.2

Формы регулирования движения. Дорожные знаки.

2



Записи. Беседа

7.3

Типичные опасные ситуации на дорогах, их причины.

2

2


Записи. Разбор ситуаций

7.4

Технические требования, предъявляемые к велосипеду, мопеду. Дополнительные требования к движению велосипедистов.

2



Собеседование

8

Тур навыки, поход

6

18

24


8.1

Понятие «Смета похода». Финансовое обеспечение школьных туристских походов, многодневных поездок, экспедиций.

2



Бесда. Записи

8.2

Преодоление преград в походе. Физическая подготовка.

2



Самост. работа

8.3

Отработка туристских навыков: обустройство бивака, разведение костра, приготовление пищи.


2


Практикум

8.4

Краеведческая подготовка к походу по маршруту Ногинск – Купавна: работа с литературой, сбор информации у старожилов и краеведов

2

2


Самост. работа с краев. источниками

8.5

Проведение одно дневного похода по маршруту Ногинск – Купавна. Экскурсии в музей школы №22


8


Просмотр фильмов, презентаций.

8.6

Работа над отчетом о походе и экскурсиях; оформление собранных краеведческих данных для музейного архива. Обсуждение итогов «Я и мои друзья в походе».


6


Анкета.

Работа с документами. Обсуждение.


9.

Конкурсная деятельность


8

8


9.1

Подготовка материалов к конкурсу «Мой музей


4


Участие в конкурсе

9.2

Подготовка материалов к конкурсу «Виртуальная экскурсия»


4


Участие в конкурсе

10

Итоговые занятия.


6

6


10.1

Экскурсии для начальных классов «О чем рассказывают экспонаты школьного музея»


4


Проведение. экскурсий

10.2

Совместное занятие с родителями: нам есть о чем поговорить «Наша судьба и время»


2


Дискуссия.

Итоговая аттестация учащихся.


Всего:

58

154

216














ПРОГРАММА 3 –ЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.


Программа 3 года обучения является завершающей в курсе «Активисты школьных музеев», имеет практическую направленность; опытный педагог может возглавить деятельность учащихся в исследовательской и экспериментальной работе. Учащиеся самостоятельно ведут документацию и работают в архиве школьного музея. Помогают учащимся 1,2 года обучения в усвоении материалов экспозиции школьного музея, передают свой опыт и знания младшим музейщикам. Работают над составлением и обновлением экспозиций музея. Участвуют в оформлении поисково-собирательской деятельности учащихся по заданию школьного музея; представляют результаты работы на районных, областных конференциях, смотрах, выставках. Самостоятельно подбирают материал и являются организаторами различных краеведческих дел в школе. Проводят экскурсии не только в школьном музее, но и в микрорайоне школы. Вместе с педагогом работают в архиве городского краеведческого музея, в городском архиве, тем самым готовят себя к исследовательской и экспериментальной работе на базе школьного музея. Участвуют в районных краеведческих лагерях и экспедициях.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3-ЕО ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Раздел № 1. Экскурсионное дело (6+10=16)

Экскурсия: какой ей быть, творческий подход к организации экскурсионного дела. Использование технических средств обучения при проведении экскурсии. Приемы и методы экскурсовода в активизации познавательной деятельности слушателей во время экскурсий. Интернет в помощь экскурсоводу.

Практические занятия: совершенствование навыков экскурсовода; проведение экскурсий в школьном музее и микрорайоне школы; работа с младшими экскурсоводами по овладению мастерством экскурсовода.


Раздел № 2. Работа в архивах школьного, городского краеведческого музея, городского архива (6+12=18)

Архивное дело в России. Виды архивов. Правила пользования архивным фондом. Этикетовка экспонатов. Переписка и правила её оформления.

Практические занятия: экскурсии в городские архивы - встреча с работниками городского архива, архивистами городского краеведческого музея; сверка архивного фонда школьного музея; работа с вспомогательным фондом музея; учет и хранение экспонатов основного и вспомогательного фондов.


Раздел № 3. Организация и проведение краеведческих дел в школе (8+22=30)

Основные правила и методика организации учебно-массовых дел по краеведению в музее и в школе: конференций, конкурсов, смотров, учебно-познавательных программ, выставок по теме поиска, экскурсий, лекций, …

Практические занятия: подготовка и проведение конференций, познавательных программ, выставок, конкурсов, смотров, встреч.


Раздел № 4. Экспозиция в музее, правила и требования к ее оформлению. Поисковая и собирательская деятельность в музее, работа по оформлению новой экспозиции (14+36=50)

Современные требования к содержанию, оформлению, оборудованию музейной экспозиции. Обновление материалов экспозиций. Художественное и эстетическое оформление экспозиции музея.

Практические занятия: обобщение архивного материала по темам, отражение результатов в экспозиционной работе. Оформительский практикум. Компьютер, его использование в архивной и оформительской работе в музее.


Раздел № 5. Лекционная и просветительская работа по определяемой

теме учебного года (6+30=36)

Научно-познавательная литература, работа с книгой, Интернет. Лекционная деятельность учащихся: планирование, требования к составлению лекций, учет возрастных особенностей слушателей, использование средств языкового общения с аудиторией, опора на знания учащихся. Новые приемы в использовании наглядности. Школьное радио и печать на службе музея. Использование жанров журналистики при работе с заметкой.

Практические занятия: самоподготовка к тематическим сообщениям, лекциям, беседам; проведение лекционно-просветительской работы для учащихся школы; выступления в районных средствах массовой информации – радио, телевидении, газетах.


Раздел № 6. Проектная и исследовательская деятельность, участие в

областных смотрах, конкурсах, конференциях (10+24=34)

Проект и исследовательская работа – что это такое. Индивидуальные и групповые работы. Выбор темы, планирование работы над ней, определение содержания. Цели работы: новизна исследуемой темы, предположения и доказательства. Основные принципы проектной и исследовательской деятельности: углубленное познание темы, работа с научно-познавательной литературой, анализ источников, изучение опубликованных работ по теме, сравнение, использование своих результатов поисково-собирательской деятельности. Требования к содержанию проектов и исследовательских работ. Новые технологии в оформлении творческой работы. Защита творческой работы: стендовые и пленарные выступления на конференциях, конкурсах, олимпиадах.

Практические занятия: индивидуальная работа учащихся по теме исследования; консультации с руководителями проекта, сбор и оформление материалов к проекту; работа над составлением текста; оформительская работа, подготовка к устной защите проекта - совершенствование навыков оратора; участие в конкретном деле – защите творческой работы, исследовательского проекта; обмен опытом поисково-собирательской деятельности учебной группы на районной встрече юных краеведов «Пишем энциклопедию родного края».

.

Раздел № 7. Экскурсионная программа, походы по родному краю (8+38=46)

Туристское Подмосковье, карта. Тематические экскурсии по Подмосковью – выбор темы, маршрута поездки. Туристскими тропами к познанию родного края.

Практические занятия: подготовка путевой информации к дальним экскурсиям, поездкам, экспедициям; групповая и индивидуальная подготовка к многодневному походу; сбор вещественных источников и информации во время проведения экскурсий, прогулок, походов экспедиций, выполнение учебных задач. Техника безопасности в многодневном походе, принципы выживаемости в экстремальных условиях. Комплексный трехдневный туристско-краеведческий поход по Подмосковью; анализ проведения похода, подготовка отчета.


Раздел № 9. ПДД (8)

Ответственность несовершеннолетних за нарушение ПДД, совершение дорожно-транспортных происшествий, угон транспорта. Как избежать опасности на дороге. О чем говорит дорожная статистика, анализ состояния и причин детского дорожно-транспортного травматизма. Как распознать и предвидеть опасность. Принятие решений в различных ситуациях: психологическая готовность и понимание ситуации. Требования к водителям и пешеходам.


Раздел № 9. Итоговое занятие (6)

Разработка программы игры-квеста. Игра на базе музея, школы и ее микрорайона «Знатоки родного края».



Учебный план 3-его года обучения



Разделы программы

Количество часов

Форма контоля/

аттестации

Теор.

Практ.

Итого

1.

Экскурсионное дело

8

28

36


1.1

Экскурсия: какой ей быть. Творческий подход к организации экскурсионного дела. Портфель экскурсовода.

2



Записи. Оформление портфеля.

1.2

Использование технических средств обучения при проведении экскурсии: диктофон, фотоаппарат, камера, компьютер, радиоприемник

2

2


Беседа. Записи. Практикум.

1.3

Приемы и методы экскурсовода в активизации познавательной деятельности слушателей во время экскурсий.

2

4


Беседы.

Обмен опытом

1.4

Интернет в помощь экскурсоводу. Виртуальные экскурсии.


4


Практикум

1.5

Совершенствование навыков экскурсовода. Опыт проведения обзорных, тематических экскурсий, одного экспоната

2

4


Деловая игра. Обмен опытом

1.6

Экскурсии в школьном музее и микрорайоне школы.


8


Проведение

1.7


Инструктор и его значение для подготовки новых экскурсоводов.

2



Обсуждение. Записи

1.8

Инструкторская деятельность. Работа с младшими экскурсоводами по овладению мастерством экскурсовода.


6




Беседа

Индивид работа


2.

Работа в архивах школьного, городского краеведческого музея, городского архива.

2

12

14


2.1

Архивное дело в России. Виды архивов. Документы и правила постановки их на учет в архивах. Переписка и правила её оформления.

2



Беседа. Тест.

Записи

2.2

Правила пользования архивным фондом. Этикетовка экспонатов. Ведение учета документов в городских архивах. Встреча с работниками городского архива.


4


Записи

Беседа

2.3

Паспортизация школьных музеев. Знакомство с положением.

2



Обсуждение

2.4


Сверка документов основного фонда школьного музея


4


Индивид. работа

2.5

Сверка документов вспомогательного фонда школьного музея


4


Индивид. работа

3.

Организация и проведение краеведческих дел в школе

2

18

20


3.1

Краеведческие дела музея для учащихся в школе: игры, викторины, конференции, праздники, акции

2



Беседы. Тесты. Планирование

3.2

Подготовка к краеведческой конференции.



2


Индивид задания

3.3

Конференция для учащихся 8-9 классов «Знаменитые люди родного края»


4


Проведение

3.4

Подготовка к конкурсу для учащихся 5-6 классов


2


Индивид задания

3.5

Конкурс для учащихся «Знаешь ли ты свой город»


4


Проведение

3.6

Подготовка к конкурсу для 3-4 классов


2


Индивид задания

3.7

Конкурс «О чем рассказал экспонат школьного музея»


4


Проведение

4.

Экспозиция в музее, правила и требования к ее оформлению. Поисковая и собирательская деятельность в музее, работа по оформлению новой экспозиции.

4

16

20


4.1

Современные требования к содержанию, оформлению, оборудованию музейной экспозиции. Экспозиция школьного музея.

2



Беседа. Просмотр.

4.2

Новая экспозиция: тематика, сбор и поиск материалов. Методика обработки полученных данных. Этикетаж. Информационное сопровождение.

2



Беседа. Работа с литературой.

4.3

Экспозиционный план музея, его обновление. Новая тематическая экспозиция (выставка материалов) школьного музея.


2


Обсуждение, планирование, макет

4.4

Задания по подготовке экспозиции «Удивительный мир детства», посвященный пионерской организации школы.


2


Разработка заданий

4.5

Сбор, поиск, подборка новых материалов к созданию новой экспозиции


6


Самост. работа

4.6

Обобщение поисково-собират. деятельности, архивного материала по теме, отражение результатов в экспозиционной работе.


2


Индивидуальн. задания

4.7

Художественное и эстетическое оформление новой экспозиции музея.


4


Оформительский практикум.

5.

Лекционная и просветительская работа по определяемой теме учебного года

8

24

32


5.1

Научно-познавательная литература, работа с книгой, Интернет. Наш край в начале 20 века. Революционные события. Люди и факты

2

4


Лекции для учащ. 8 класса

5.2

Лекционная деятельность учащихся: планирование, требования к составлению лекций, учет возрастных особенностей слушателей, использование средств языкового общения с аудиторией, опора на знания учащихся. Знамениты е земляки. Ими гордится наш край.

2

6


Лекция для учащ. 6-7 классов

5.3

Новые приемы в использовании наглядности. Школьное радио и печать на службе музея. Военные события в нашем крае. Подготовка викторины.

2



Индивид. работа

5.4

Викторина «Помним о прошлом. Верим в будущее»


4


Викторина для учащихся 7 и 8 кл.

5.5

Разработка программы для начальных классов


2


Обсуждение. Задания классам

5.6

Проведение программы «Жили-были наши предки».


4


Конкурс живых картинок для учащ. 3, 4 классов

5.7

Разработка викторины ко Дню пионерии

2



Индивид. работа

5.8

Викторина «Такие же девчонки и мальчишки...»


4


Викторина для учащ. 5-6 классов

6.

Проектная и исследовательская деятельность, участие в областных смотрах, конкурсах, конференциях.

10

24

34


6.1

Проект и исследовательская работа – что это такое. Индивидуальные и групповые работы

2



Беседа. Записи

6.2

Выбор темы, планирование работы над исследованием, определение содержания. Цели работы: новизна исследуемой темы, предположения и доказательства.

2



Беседа. Обсуждение.

Записи

6.3

Работа над исследованием: выбор темы, цели, задач исследования, определение содержания.


2


Самост. работа

6.4

Основные принципы проектной и исследовательской деятельности: углубленное познание темы, работа с научно-познавательной литературой, анализ источников, изучение опубликованных работ по теме, сравнение, использование своих результатов поисково-собирательской деятельности.

2



Объяснение. Записи

6.5

Работа над поиском источников в исследовании. Библиотеки, интернет, периодическая печать – в помощь юным исследователям.


2


Самост. работа

6.6

Требования к содержанию проектов и исследовательских работ. Новые технологии в оформлении творческой работы. Выводы. Заключения. Оформление титульного листа.

2



Объяснение. Практическая работа

6.7

Работа над текстами исследований


2


Самост. работа

6.8

Индивидуальные собеседования с авторами исследовательских работ


2


Собеседования

6.9

Защита творческой работы: устный и письменный вариант. Презентации, стенды.

2



Объяснение. Записи. Беседа

6.10

Краеведческая конференция юных исследователей.


4


Выступление

6.11


Муниципальный этап Всероссийского конкурса краеведческих исследовательских работ «Отечество».


4


Выступление

Промежуточная аттестация

6.12

Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского


4


Подготовка работ к участию

6.13

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ «Человек в истории»


4


Подготовка работ к участию

7.

Экскурсионная программа, походы по родному краю

8

38

46


7.1

Туристское Подмосковье, карта. Заочные тематические экскурсии по Подмосковью – выбор темы, маршрута поездки.

2



Беседа. Анкета. Тематика и содержание.

7.2

Туристскими тропами к познанию родного края. Пешие маршруты по Ногинскому району.

2



Беседа. Викторина


Православное наследие Богородска. Экскурсия в Успенск.


4


Экскурсия

7.3

Подготовка путевой информации к дальним экскурсиям, поездкам, экспедициям.

2



Самост. работа

7.4

Групповая и индивидуальная подготовка к многодневному походу.


8


Индивид. задания.

7.5

Техника безопасности в многодневном походе, принципы выживаемости в экстремальных условиях.

2



Деловая игра.

Тест

7.6

Комплексный трехдневный туристско-краеведческий поход по Подмосковью: Ногинск – Гремячий Ключ - Сергиев Посад - Ногинск.


24


Участие в походе

7.7

Анализ проведения похода, подготовка отчета.


2


Обсуждение. Заполнение документации.

8

8.1


Ответственность несовершеннолетних за нарушение ПДД, совершение дорожно-транспортных происшествий, угон транспорта


2


8


8.2

Как избежать опасности на дороге. О чем говорит дорожная статистика, анализ состояния и причин детского дорожно-транспортного травматизма

2




8.3

Как распознать и предвидеть опасность. Принятие решений в различных ситуациях: психологическая готовность и понимание ситуации.

2




8.4

Требования к водителям и пешеходам.

2




9.

Итоговые занятия


6

6


9.1

Разработка программы игры-квеста,


2


Обсуждение цели, плана, заданий

9.2

Игра на базе музея, школы и ее микрорайона «Знатоки родного края».


4


Игра-квест Итоговая аттестация


Всего:

50

166

216








СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ:


- Положение о музее образовательного учреждения Московской области, приложение № 1 к приказу от 14.09.2005 г. № 1644

- программа Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество»,

- Решетников Н.И. «Школьный музей и комплектование его собрания» (учебно-методическое пособие), М: ФЦДЮТ и К, 2005

- Ланкова Н.М. «Работа со школьниками в краеведческом музее» (сценарии занятий), М: гуманитарный издательский центр, 2001,

- Сборник методических материалов для руководителей школьных музеев Московской области, М: ЦРТД и Ю, 2005

- Сборник «Школьные музеи Подмосковья» (из опыта работы), М: ЦРТД и Ю, 2005

- Справочник «Школьные музеи Подмосковья», М: ЦРТД и Ю, 2003, 2011 гг


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГАМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С УЧЕБНОЙ ГРУППОЙ:


  1. Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество» (письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 653/19-15 от 7 декабря 1998 года)

  2. В.Е. Туманов, «Школьный музей», Москва, 2002 г.

  3. Рекомендации «Сделай музей своими руками», Ленинград, 1990 г.

  4. Л.М. Шляпина, С.В. Фокин, «Основы музейного дела», Санкт-Петербург, СпецЛит, 2000 г.

  5. А.И. Персин, «Краеведение и школьные музеи», Москва 2006 г.

  6. Г.Ю. Элькин, З.А. Огризко, «Школьные музеи» (пособие для учителей), Изд. «Просвещение», Москва, 1972 г.

  7. В.Е. Туманов, «Школьный музей – хранитель народной памяти», Москва, 2006 г.

  8. Под редакцией Н.М. Ланковой, «Работа со школьниками в краеведческом музее», Москва, гуманитарный издательский центр «Владос», 2001 г.

  9. Сборник материалов, «Школьные музеи Подмосковья: из опыта работы», Минобр Московской области, ЦРТДиЮ, 2005 г.

  10. М.Ю. Юхневич «Образовательный музей – педагогический, школьный, детский», Москва, 2007 г., НП «СТОиК»

  11. Методические материалы «Школьные музеи», Москва, Минпрос РСФСР,

ЦДЭ-ТС,1977 г.

12. Сборник материалов «Школьные музеи Подмосковья», Минобр Московской области, ЦРДО И СВ, Москва, 2003 г.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!