СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» Предметная область: ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ПО. 01. УП.01. «Фольклорный ансамбль»: срок обучения 8 (9) лет

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для работы в ДШИ и ДМШ. Разработана на основе ФГТ.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» Предметная область: ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ПО. 01. УП.01. «Фольклорный ансамбль»: срок обучения 8 (9) лет»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

города Новошахтинска








Дополнительная предпрофессиональная

общеобразовательная программа

в области музыкального искусства

«Музыкальный фольклор»








Предметная область: ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПО. 01. УП.01. «Фольклорный ансамбль»:


срок обучения 8 (9) лет
















«Рассмотрено»: Утверждаю:

П/С МБУДО «ДШИ» Директор МБУДО «ДШИ» « » _________2016г _________________________

Протокол № __ Л.Г.Шабанова

« » _________2016г





Разработчик:

преподаватель Первой

квалификационной категории

Петрова О.С.






Рецензент: _____________ (________________)

(подпись) (расшифровка подписи)







Рецензент: _____________ (________________)

(подпись) (расшифровка подписи)







Структура программы учебного предмета



I. Пояснительная записка


  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

  • Срок реализации учебного предмета;

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;

  • Цели и задачи учебного предмета;

  • Обоснование структуры программы учебного предмета;

  • Методы обучения;

  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.



II. Содержание учебного предмета


- Годовые требования по классам.



III. Требования к уровню подготовки обучающихся




IV. Формы и методы контроля, система оценок


  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;


  • Контрольные требования на разных этапах обучения;

  • Критерии оценки.



V. Методическое обеспечение учебного процесса


  • Методические рекомендации педагогическим работникам;


  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.




VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы


  • Список рекомендуемой нотной литературы;


Список рекомендуемой методической литературы



  1. Пояснительная записка

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Как известно, в последние годы в нашей стране произошли общественно – политические, экономические, социальные преобразования, сменились ценностные ориентации. Идет активный поиск наиболее прогрессивных форм и методов обучения, переоценивается и роль народного музыкального творчества в эстетическом воспитании школьников. Несмотря на общеизвестную значимость русской народной музыки в воспитании детей, большинство учащихся воспринимают народную музыку, как некую экзотику: непонятный речевой диалект, чуждая эстетика звукоизвлечения нередко вызывают у ребят реакцию неприятия, так как у современных детей сформировался стереотип музыкального мышления на восприятие массовой музыкальной культуры. Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, не извращая традиций, не выдавая за экзотику.

Обучение русскому традиционному пению является одной из форм освоения отечественной культуры. Песне принадлежит главное место в музыкальном фольклоре. С помощью песенного фольклора можно и нужно приобщать детей к истории и культуре своего народа. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, закладывается фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Востребованность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности.

Музыкально-фольклорные знания и умения систематизируют в программе теорию и практику, с учетом основ народной педагогики, современной дидактики и возрастной психологии детей, формируют выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Народное пение рассматривается в программе как эффективный путь вхождения ребенка в традиционную обрядовую культуру. Традиционная культура рассматривается в программе как знание, без которого общество не может развиваться, традиции – как язык общения народов.


Образовательная программа «Фольклорный ансамбль», разработанная на основе ФГТ, опирается на достижения русского вокально-хорового исполнительства и традиции певческой этнопедагогической и музыковедческой российской школы. В ней учитывается опыт различных исполнителей народной песни, ансамблевый опыт современных фольклорных коллективов и центров народной культуры,. Программа направлена на изучение, освоение народного творчества в единстве песни, танца, инструментальной музыки, народнопоэтического творчества, игры и костюма. В программные занятия обучающихся народному песенному наследию входят познание содержания традиций, основ и особенностей народной музыки, путем собственной активности, творческой деятельности каждого ученика, повышение уровня художественного воспитания способствующего выработке целостных взглядов на русскую культуру, искусство. Учебный репертуар программы включает лучшие образцы песенно-игрового фольклора.


Исполнение народной песни – это всегда эмоциональное высказывание. С помощью жестов, мимики, произнесенного слова певец создает яркий образ, достигая взаимоотношения со слушателем, который должен стать не только эмоциональным участником происходящего на сцене. Очень важно научить детей воздействовать на слушателя, и воспитывать потребность в этом воздействии. Для достижения выразительного интонировали в речи, и в пении может служить метод развития ассоциативного мышления. Ассоциации и представления возникают на основе уже имеющегося опыта, чем богаче он, тем больше шансов к достижению развития ассоциативного воображения, которое составляет фундамент художественного творчества и может стать главным ключом в осуществлении принципа «учитель – ученик».


Танец и песня неотделимы друг от друга. Во всех обрядах, играх, хороводах обязательно их гармоническое соединение. Исполнители народно-певческого коллектива должны не только иметь вокальные данные и уметь петь, но и красиво двигаться. Программа «ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ» предполагает работу над элементами народного танца и бытовой хореографии. А чтобы ярче выразить содержание и красоту русской народной песни, необходимо отыскать различные нюансы в звучании голоса, жестах, в движении, мимике. Очень важен исполнительский самоконтроль. Отработать, но ни в коем случае не доводить до автоматизма процесс совмещения пения и движения, направить внимание детей на решение художественных многообразных задач – наисложнейшая цель, стоящая перед руководителем.

Народное пение - это вид музыкального искусства, в котором объединяется множество наук: фольклористика, этнография, музыкально- поэтическое творчество, история.


Сроки реализации

Срок реализации учебного предмета «Фольклорный ансамбль» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

Срок реализации учебного предмета «Фольклорный ансамбль» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на 1 год и составляет 9 лет.



Объём учебного времени


Срок обучения 8 (9) лет



Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

4

4

4

4

5

5

5

5

5

Общее количество часов на аудиторные занятия

1184

165

1349

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

1

1

1

1

1

2

2

2

Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам

32

33

33

33

33

66

66

66

66

Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

362


66

428

Максимальное количество часов в неделю

5

5

5

5

6

7

7

7

7

Общее максимальное количество часов по годам

160

165

165

165

198

231

231

231

231

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

1546

231

1777

Консультационные часы

10

1 12

12

12

12

12

12

12

12



Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Фольклорный ансамбль» составляет:

Максимальная учебная нагрузка – 1546 часов (8 лет обучения)

- 1711 часов (9 лет обучения);

- в том числе:

- самостоятельная работа - 362 часа (8 лет обучения);

- 408 часов (9 лет обучения);

- аудиторные часы - 1184 часа (8лет обучения)

- 1349 часов (9 лет обучения).



Консультации - 94 часа (8 лет обучения)

- 106 часов (9 лет обучения).


Форма проведения


Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.



Цели и задачи учебного предмета

«Фольклорный ансамбль»



Цели:

- Развитие у детей опыта творческой деятельности;

- обеспечение эмоционального благополучия детей;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области ансамблевого пения;

- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- приобретение детьми знаний ансамблевого репертуара, включающего произведения основных жанров народной музыки, знаний начальных теоретических основ народного вокального искусства, особенностей оформления нотации народной песни, художественно-исполнительских возможностей фольклорного коллектива;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.




Задачи:

Образовательные:

Формирование знания характерных особенностей народного пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений ансамблевого исполнительства;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах фольклорных коллективов;

- умения самостоятельно разучивать вокальные партии;

- умения сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций;

- навыков фольклорной импровизации сольно и в ансамбле;

- обучение детей навыкам певческой и исполнительской традиции Ростовской области, а также других областей России;

- обучение навыкам народного звукоподражания, приемам исполнения (скольжение, спады, огласовки),

- формирование первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений.




Развивающие:

- развитие голоса и его регистров, диапазона, тембра;

- развитие слуха, музыкальной памяти и мышления;

- развитие эстетического вкуса, познавательного интереса;

- развитие навыков интонирования в ладах народной музыки.


Воспитательные:

- воспитание у детей, при работе в творческой атмосфере - доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

- воспитание толерантности;

- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов.




Методы обучения


Как педагогическая наука методика определяется закономерностями педагогического процесса и отражающими эти закономерности дидактическими принципами, такими, как:

  • комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;

  • постоянство требований и систематическое повторение действий;

  • сочетание единства требований и уважения к человеческой личности;

  • учет реальных возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся в хоре певцов.

Учебное занятие, как правило, организуется по следующей схеме:

- распевка;

- показ и разучивание нового музыкального материала;

- закрепление пройденного;

- слушание музыки и анализ прослушанного;

- теоретические сведения;

- повторение.


Существуют и другие формы проведения занятий:

- Занятие - подготовка

- Занятие-беседа,

- Практическое занятие-разучивание песен, игр, знакомство с основами хореографии.

- Занятие-репетиция, концерт.

- Итоговое занятие (завершающее тему).

- Самостоятельная работа учащихся, чтение дополнительной литературы, выполнение домашних, творческих заданий, проектная деятельность.


Наиболее успешно в программе «ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ» так же используются методы:

- Словесный, устно-слуховой;

- Наглядный ,устно-подражательный;

- Практический метод припевания (вхождение в ритм, «мелодику» незнакомой песни, когда ребята включаются в пение повторяющегося припева, присоединяясь к ансамблю, голосу педагога или фонограмме).

- Метод приучения, упражнения, создания воспитывающих ситуаций;

- Методы стимулирования поведения и деятельности: поощрения, наказания, метод создания ситуации успеха;

- Методы контроля, самоконтроля и самооценки: метод педагогического наблюдения, опросы, беседы, метод анализа результатов деятельности,




Обеспечение образовательного процесса.


Необходимая материально- техническая база:


  1. Кабинет для занятий с соответствующим интерьером

  2. Аудио, видеотехника.

  3. Пианино.

  4. Русские народные инструменты.

  5. Костюмы для детей – очень важное средство для художественного самовыражения.

  6. Тематическая литература.



  1. Содержание учебного предмета



1 класс. Годовая учебная нагрузка: 32 учебных недели по 4 часа в неделю – 128 часов.

Основными видами деятельности на первом этапе занятий фольклорного ансамбля являются: слушание – восприятие, игры (музыкальные и словесные) и пение. Это начало этнографического образования. Ребенку необходимо слышать хорошие, добрые, доступные песни, так как способность ребёнка воспринимать, запечатлевать информацию (в данном случае интонационный строй мелодии, содержательность и выразительность речи) просто огромна, и не использовать её – значит упустить редкую возможность, предоставленную самой природой.

Песенный материал несложен и по образности, и по мелодическому и ритмическому строю. Певческая установка: закрепление навыков правильного положения корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении стоя, сидя.

Осваиваются элементы пляски: притоп, хлопки, вращение кистей, хороводный и дробный шаг. Этнографический подтекст программы подразумевает кропотливую работу педагога по знакомству с жанрами: колыбельные песни, пестушки, прибаутки, заклички, считалки и т.д. это и первое знакомство с народным календарём (встреча осени, Рождество, колядование, Масленица, встреча весны) и его тесная связь с жизнью и трудом. Важно осознание ребёнком причастности к такому доброму, мудрому миру, несущему радость через близкие образы зверей и птиц, через встречу с родной русской природой.


В течение учебного года развиваются индивидуальные природные возможности и музыкальные способности детей. Это период духовного владения музыкой («хранить в уме, носить в душе, слышать своим ухом»). Освоение певческих навыков
  1. Освоение диафрагмального дыхания

  2. Свободной артикуляции (свободная нижняя челюсть)

  3. Координация слуха и голоса на основе простейших песенных образцов

  4. Кантиленного звуковедения

  5. Соединение песни с простейшими движениями



Рекомендуемые жанры
    1. Пестушки, потешки, прибаутки, колыбельные

    2. Календарные (заклички, колядки, масленичные песни и т.д.)

    3. Игровые песни и приговоры

    4. Частушки

    5. Хороводные

Сложность музыкального материала
  1. Диапазон в пределах терции-квинты

  2. Квартовые скачки

  3. Ленточное движение мелодии

  4. Ритмический рисунок: четвертные, восьмые, половинные



По окончании первого учебного года дети должны уметь чисто петь в унисон, точно определять количество звуков, фраз, мотивов, слышать звуковысотное направление мелодии, понимать содержание песни. Планируется ряд контрольных уроков, экзамен, творческие показы для родителей обучающихся, концертные выступления.

Всего разучивается 3-4 ансамбля, доступных данной возрастной группе, с простейшим мелодическим и ритмическим строением.



2 – 3 год обучения

2 класс. Годовая учебная нагрузка: 33 учебных недели по 4 часа в неделю – 132 часа.

3 класс. Годовая учебная нагрузка: 33 учебных недели по 4 часа в неделю – 132 часа.



Освоение певческих навыков
  1. Работа над закреплением навыков, освоенных в первом классе

  2. Смысловые акценты, речевая подача звука

  3. Мягкая атака звука

  4. Чистая и осмысленная интонация

  5. Элементы народной хореографии как неотъемлемая часть народного песенного творчества.

  6. Артистизм (естественность, искренность, понимание того, о чем поет).



Рекомендуемые жанры
  1. Хороводные

  2. Плясовые

  3. Припевки

  4. Шуточные

  5. Частушки

  6. Авторские произведения в народном стиле.

Сложность музыкального материала
  1. Расширение диапазона до сексты-октавы

  2. Поступенное движение мелодии в восходящем и нисходящем движении

  3. Скачок с последующим заполнением

  4. Опевание основного тона

  5. Ритмический рисунок: четверть, две восьмые, четверть с точкой, восьмая с точкой и шестнадцатая, половинная.



Учащиеся владеют основными принципами развития певческого дыхания и голоса.

Умеют петь простые песни с подголосочной полифонией.

Могут свободно стоять, обладают свободой движений.

Планируется ряд контрольных уроков, экзамен, творческие показы для родителей обучающихся, концертные выступления.

За учебный год разучивается 3-4 ансамбля различного характера и содержания.




4 - 5 год обучения

4 класс. Годовая учебная нагрузка: 33 учебных недели по 4 часа в неделю – 132 часа.

5 класс. Годовая учебная нагрузка: 33 учебных недели по 5 часа в неделю – 165 часов.



Музыкальный материал программы подобран в соответствии с указанными темами и возрастными особенностями детей. Он более развёрнут (по сравнению с программой первого этапа). Следует обратить внимание детей на жанры фольклорных песен: лирические, плясовые, шуточные, игровые.

Тематика песен становится разнообразнее, мелодическая и ритмическая структуры насыщеннее. Важное внимание уделяется выработке точного интонирования и речевого посыла звука (народная манера пения), по принципу «поём, как говорим», – звонко, естественно, без напряжения.

Проводится работа по развитию индивидуальных качеств личности ребёнка, способствуя его творческому самовыражению, путём исполнения в музыкально-фольклорных играх и праздниках ролей разных персонажей.



Освоение певческих навыков
  1. Работа над закреплением навыков, освоенных во втором и третьем классах

  2. Высокая позиция звука

  3. Развитие гибкости голоса

  4. Тембровая окраска голоса в примарной зоне

  5. Эмоциональность подачи музыкального материала

  6. Динамические оттенки

  7. Пение a capella песен с несложным музыкальным материалом (например, заклички, колыбельные)



Рекомендуемые жанры
  1. Календарные

  2. Хороводные

  3. Плясовые

  4. Шуточные

  5. Припевки

  6. Лирические

  7. Свадебные

  8. Авторские произведения в народном стиле



Сложность музыкального материала
  1. Дальнейшее расширение диапазона

  2. Ритмический рисунок: четверть, четверть с точкой, две восьмые, восьмая с точкой и шестнадцатая, половинная, половинная с точкой и т.д.



Учащиеся должны освоить навык двухголосного и трёхголосного пения.

Могут самостоятельно анализировать музыкальные произведения.

Обладают уверенным интонированием и слуховым ощущением больших, малых и чистых интервалов.

Имеют четкие представления об артистизме, как необходимом составляющем концертного выступления.

Планируются контрольные уроки, экзамен, участие в концертах, конкурсах и фестивалях.

В течение учебного года разучивается 3-4 ансамбля различного характера и содержания.




6 - 7 год обучения

6 класс. Годовая учебная нагрузка: 33 учебных недели по 5 часа в неделю – 165 часов.

7 класс. Годовая учебная нагрузка: 33 учебных недели по 5 часа в неделю – 165 часов.



Освоение певческих навыков
  1. Работа над закреплением навыков, освоенных в предыдущих классах

  2. Пение a capella песен с более сложным музыкальным материалом (например, лирические, исторические)


Рекомендуемые жанры
  1. Календарные

  2. Хороводные

  3. Плясовые

  4. Шуточные

  5. Припевки

  6. Лирические

  7. Свадебные

  8. Авторские произведения в народном стиле

Сложность музыкального материала
  1. Дальнейшее расширение диапазона

  2. Ритмический рисунок: четверть, четверть с точкой, две восьмые, восьмая с точкой и шестнадцатая, половинная, половинная с точкой, синкопа, шестнадцатые, триоли и т.д.



Прочное владение вокально-певческими навыками.

Освоение навыка трехголосного пения.

Развитие диапазона певческого голоса.

Максимально сконцентрированное внимание на исполнительских задачах, сознательное отношение к воспроизводимому звуку.

Грамотное произнесение текста.

Планируются контрольные уроки, экзамен, участие в концертах, конкурсах и фестивалях.

За учебный год разучивается 4-5 ансамблей разного характера, различных по уровню сложности.




8 год обучения

8 класс. Годовая учебная нагрузка: 33 учебных недели по 5 часа в неделю – 165 часов.



Овладение знаниями, умениями и навыками пения в ансамбле в произведениях различного склада изложения.

Умение грамотно прочитать нотный текст и самостоятельно проанализировать музыкальное произведение.

Умение уверенно интонировать аккорды в трехголосном изложении.

Умение работать с профессиональной фонограммой, ощущать стиль произведения.

Умения правильно применять микрофон.

Выпускники должны уметь самостоятельно работать над произведением.

Планируются контрольные уроки, экзамен, участие в конкурсах и фестивалях.

За учебный год разучивается 4-5 ансамблей разного характера, различных по уровню сложности.





9 год обучения (предпрофессионоальная подготовка)



Годовая учебная нагрузка: 33 учебных недели по 5 часа в неделю – 165 часов.


Формирует у одаренных детей комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

-навыки фольклорной импровизации (соло и в ансамбле);

-навыки аккомпанирования голосу в работе и концертном исполнении вокальных произведений различных жанров.

-навыки по решению музыкально-исполнительских задач, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;





Оценка качества реализации учебного предмета

Освоение обучающимися программы «Фольклорный ансамбль», разработанной образовательным учреждением на основании ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.

Проверка уровня знаний учащихся осуществляется на переводных экзаменах, контрольных уроках, зачетах, концертных выступлениях, итоговом экзамене. В конце каждого года обучения следует проводить отчетные концерты, на которых исполняются 2-3 произведения, пройденные в течение учебного года. Необходимо привлекать, заинтересовывать и готовить учащихся к участию в концертах и конкурсах. Программа класса фольклорного ансамбля способствует дальнейшему развитию общей музыкальной культуры, обеспечивает совершенствование процесса обучения, развития и воспитания учащихся, а также потенциальных будущих музыкантов-профессионалов.




















  1. Требования к уровню подготовки обучающихся



Ф.И учащегося

Умение грамотно петь соло и в ансамбле с товарищами a capella и в сопровождении простейших русских народных инструментов

Умение на слух определять жанры русской народной музыки (вокальной, хоровой, инструментальной)

Умение ананлизировать, сравнивать, различать музыку народную и композиторскую

Участие в праздниках и концертной жизни школы






Отслеживание результата - это видение того, насколько идет продвижение к цели. Оценивание результата - это сопоставление полученного результата с предполагаемым или заданным. Качественный анализ деятельности относительно целей. Первичный контроль проводится на первых занятиях с целью выявления образовательного и творческого уровня детей, их способностей. Он может быть в форме собеседования или тестирования. Оптимальным вариантом итогового контроля в фольклорном ансамбле могут стать игровые программы (моделирование форм традиционной жизни и инсценирование обрядов), а так же анализ концертного выступления в форме беседы.



Диагностическая карта к программе

«ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ»


Практические умения




Критерии к диагностической карте:

За наличие знаний и умений в той или иной графе карты ребенок получает один балл, по окончании диагностики баллы складываются, и сумма баллов определяет уровень знаний и умений учащегося.



Высокий уровень (8 и более баллов)

  • Знает, различает на слух жанры русской народной песни. Умеет анализировать, сравнивать, находить общее и различия в музыке народной и композиторской;

  • Чисто интонируя мелодию, поет a capella 3-4 русских народных песни;

  • Знает, различает на слух звучание русских народных инструментов, дает характеристику тембрам;

  • Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках;

  • Умеет играть (знает правила игры и может о ней рассказать) в подвижные и хороводные народные игры;

Средний уровень (5-7 баллов)

  • Знает, различает на слух, умеет испонить 2-3 русских народных песни;

  • Знает, различает на слух звучание русских народных инструментов;

  • Знает названия некоторых народных праздников и принимает активное участие в них;

  • Знает русские народные игры и умеет объяснить правила некоторых из них;

Низкий уровень (1-4 балла)

  • Знает, различает на слух некоторые жанры русской песни;

  • При поддержке товарищей умеет петь a capella 1-2 русских народных песни;

  • Знает названия некоторых русских народных праздников, но принимает в них пассивное участие;

  • Знает 2-3 подвижных игры;


Результатом освоения программы «Фольклорный ансамбль» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:



- знания характерных особенностей народного пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений ансамблевого исполнительства;


- знания музыкальной терминологии;


- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах фольклорных коллективов;


- умения самостоятельно разучивать вокальные партии;


- умения сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций;


- навыков фольклорной импровизации сольно и в ансамбле;


- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;


- навыков публичных выступлений;


Результатом освоения программы «Фольклорный ансамбль» с дополнительным годом обучения, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области вокального ансамблевого музыкального исполнительства:


- знаний ансамблевого репертуара, включающего произведения основных жанров народной музыки;


- знаний начальных теоретических основ народного вокального искусства, особенностей оформления нотации народной песни, художественно-исполнительских возможностей фольклорного коллектива.


  1. Формы и методы контроля, система оценок


Требования по годам (этапам) обучения

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, в культурно-досуговых центрах и пр.), участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.

За учебный год в классе должно быть пройдено примерно следующее количество произведений: младшие и средние классы – 8 - 12 песен. Старшие классы – 12 -16 песни (с одарёнными учениками).

Важным элементом учебного процесса является систематический контроль успеваемости. Текущий контроль успеваемости направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, повышение уровня текущего учебного материала. Он имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические и физические особенности учащегося. Текущий контроль осуществляется регулярно – каждый урок. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые и годовые оценки.

Промежуточная аттестация определяет уровень развития учащегося. Ее формами являются академические концерты и переводной экзамен.

При выставлении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие факторы:

- оценка учащегося в течение года;

- оценка на академических зачетах (2 раза в год, в конце I полугодия и в конце учебного года);

- другие выступления учащегося в течение года.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что дает возможность более конкретно отметить выступление учащихся.

При осуществлении итоговой аттестации, необходимо учитывать, что весь процесс приобретения знаний, умений вокальных навыков предусматривает сольное исполнительство как основную форму учебной деятельности. Итоговая аттестация проводится в конце учебного года в форме концерта для выпускников. Необходимо участие в концерте всех выпускников. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать вокальные навыки именно в процессе концертного исполнения. Поэтому важно, чтобы в программе выступления коллектива присутствовали народные песни различных жанров. Данный вид аттестации оценивается по пяти бальной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».





Методическое обеспечение учебного процесса



Основные принципы

Вокальное воспитание в ансамбле — важнейшая часть всей ансамблевой работы в коллективе. Основное условие правильной постановки вокального воспитания — подготовленность руководителя для занятий пением со школьниками. Идеальным вариантом становится тот случай, когда преподаватель обладает красивым голосом. Тогда вся работа строится на показах, проводимых им. Но и другие формы работы позволяют успешно решать вопросы вокального воспитания. В таких случаях преподаватель часто использует показ с помощью ребят. Путем сравнения выбираются лучшие образцы для показа. В каждом ансамбле есть дети, от природы правильно поющие, с красивым тембром и правильным звукообразованием. Систематически применяя наряду с коллективной вокальной работой, индивидуальный подход к детям, педагог постоянно следит за вокальным развитием каждого из них. Но даже при самой правильной постановке вокальной работы она приносит разные результаты у разных хористов. Мы знаем, что как нет двух внешне одинаковых людей, так нет и двух одинаковых голосовых аппаратов.

Важнейший принцип во всей ансамблевой работе — индивидуальный опрос, наблюдение за развитием каждого поющего. Дети, знающие, что каждый из них в любой момент должен быть готов спеть тот или другой отрывок из разучиваемой песни, особенно внимательно следят за показом преподавателя и своих товарищей.

Известно, какое огромное значение в процессе овладения любым материалом занимает внимание. «Внимание — это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость (устойчивую или ситуативную)» («Общая психология», М., Просвещение, 1970, с. 176). Воспитание вокально-ансамблевых навыков требует от учеников постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Легкость обучения и воспитания здесь только кажущаяся. Пению, как любому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво.

Однако, несмотря на имеющуюся у нас специальную литературу, до сих пор отсутствует единое мнение и единая методика вокального воспитания. Большинство специалистов различными путями приходят к одной простой истине: детский голос, обладающий своеобразием тембров, находится в постоянном развитии и изменении в зависимости от роста организма ребенка. Конечно, на развитие голоса влияют и другие факторы: система вокальных упражнений, правильно поставленная работа над певческим дыханием, звукообразованием, артикуляцией и т. д. Здесь важны также режим дня ребенка и регулярность проводимых занятий.

Вокальная работа в детском ансамбле имеет свою специфику по сравнению с работой со взрослыми. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей. В этом свете основной заповедью любого преподавателя должно быть «Не навреди!». В детском ансамбле следует совершенно исключить форсированное пение.


«На Руси, в результате постоянного и активного пения к 15-16 годам, молодые люди, обладавшие хорошими музыкальными данными, полностью осваивали музыкальный материал своего села. Не менее 300-500 песен, многие из которых имели развитые напевы и развернутые тексты. Они запоминались с юных лет и на всю жизнь» (Щуров В.М. «Стилевые основы русской народной музыки» Московская государственная консерватория 1996год).

Передавая певческий опыт из поколения в поколение, мастера традиционной культуры бережно сохраняли приемы и способы исполнения народных песен. Стоит заметить, что разучивание песен по нотам и записям слов противоречит глубинным принципам народного искусства. Из многих методов разучивания, применительно к народной песне, наиболее результативными являются традиционные, исстари сложившиеся:

  • Устно-слуховой;

  • Устоно-подражательный;

  • Метод припевания (вхождение в ритм, «мелодику» незнакомой песни, когда ребята включаются в пение повторяющегося припева, присоединяясь к ансамблю, голосу педагога или фонограмме).

При разучивании народных песен необходимо учитывать и специфику народного вокала, элементы, присущие только народному пению, которые возникли от речевой, без музыкального сопровождения, естественной интонации:

Техника дыхания. Бесшумный, спокойный и достаточно глубокий короткий вдох, постепенное

расходование которого, достигается путем упражнений на непрерывное дыхание, тренировки долготы звука (короткий вдох, длительный выдох на звуке «с»);

Дикция. Произношение гласных и согласных «выпуклое»; языку в народном пении отводится особое место, так от его правильных действий зависит открытие гласных. Все гласные формируются языком именно на кончике, а не всем языком. Действия языка быстрые, ловкие (для этого он должен быть подвижным), направленность действий – вперед и вниз, в корни зубов. Детям объясняется, что открытый способ звукообразования в народном пении достигается исключительно благодаря нижней челюсти и языку: ударные гласные челюстью, на которой лежит язык, безударные – только языком. Поскольку дети поют естественными голосами, что объясняется возрастными особенностями строения детского организма, то надо лишь сохранять эту естественность, природную установку на открытый тембр гласных звуков. Только быстрые и ловкие перемещения языка, губ помогают сохранить устойчивое положение гортани. Поэтому добиваться этого надо не акцентированием внимания учащихся на работе гортани, а освобождением, раскрепощением всего артикуляционного аппарата.

Позиция звука. Высокая, в сочетании с близким посылом (достигается при помощи языка). Звуковые упражнения в унисон, на одном звуке. Они позволяют почувствовать, что значит «открытый» звук, как сделать звук «Живым», долгим, почувствовать разницу в звучании одного человека и ансамбля, ощутить объем звука, его пульс.

Особенности ритмического движения. Смена ритма, использование дополнительных гласных при пропевании согласных, так называемая «огласовка».

Без учета стилевых особенностей (стиль - комплекс черт, примет, признаков, которые типичны для данной местной традиции народного пения) особенностей в народном творчестве невозможно в полной мере познать национальную народную музыкальную культуру, поэтому при изучении местных особенностей пения нужно:

  • Выявить характерные исполнительские приемы;

  • Отношение аутентичных певцов к данной песне;

  • Раскрыть содержание народной терминологии.

При разучивании и исполнении народной песни учитывается и особенность местного говора, которая помогает определить исполнительские детали, связанные с манерой произнесения слова:

  • Слова, искаженные исполнителями;

  • Особые формы окончаний прилагательных, глаголов (качает-«качат»), приставки «пере» (переночуй-«перночуй»);

  • Выпавшие звуки (моего - «мово»);

  • Фонетические особенности местного диалекта

О детском певческом голосе ученые музыканты и врачи фониаторы пишут уже не одно столетие. Данное явление крайне  хрупко и недолговечно – где-то в возрасте от 9 до 13 лет. Далее наступает мутация, после которой детский голос приобретает другие качества. Попытки продления этого уникального вида певческой культуры проводились, но не всегда удачно. Некоторые предлагают довольно радикальные, хирургические методы, но большинство склоняются к принципу  «Не навреди!», так как ошибка в работе с детьми имеет непредсказуемое будущее. К тому же все усложняется тем, что речь идет не просто о детском голосе, а о детском пении в традиционной народной манере. Индивидуальный подход, учет возрастной психологии, бережное отношение к детскому голосу так же играют огромную роль в выполнении двуединой задачи вокально-хорового обучения: научить петь каждого и научить петь хором. В организации вокально-хоровой работы в фольклорном ансамбле поможет учебно-методическое пособие авторов Сергеевой П.А., Бердниковой Л.А. «Вокально-хоровая работа в детском фольклорном коллективе». Учебно-методическое пособие освещает специфические вопросы и отличия академической и народной манеры пения. Рассматривает организацию вокально-хоровой работы народного пения с неокрепшими детскими голосами до мутационного, мутационного и после мутационного периода. Учитывая возрастные категории развития детского голосового аппарата, авторы дают конкретные практические рекомендации, ссылаясь на известных педагогов-вокалистов. Авторы рассматривают дифференцированность и поэтапность воспитательного процесса в формировании детского певческого аппарата. Пособие содержит не только задачи и последовательность путей развития детских фольклорных коллективов, но и конкретный нотный материал профессионально обработанный и художественно осмысленный для каждой возрастной группы. Учебный материал, содержащийся в пособии, адресован студентам музыкальных педагогических училищ, институтов, руководителям детских фольклорных коллективов.

Примерный план разучивания песни:

-прочесть внимательно текст песни;

-ознакомиться с нотной партитурой;

-прослушав, проанализировать жанровые особенности и обрядовую принадлежность;

-разучить текст песни и мотив с детьми;

-обдумать художественное оформление.

Исполнение народной песни – это всегда эмоциональное высказывание. С помощью жестов, мимики, произнесенного слова певец создает яркий образ, достигая взаимоотношения со слушателем, который должен стать не только эмоциональным участником происходящего на сцене. Очень важно научить детей воздействовать на слушателя, и воспитывать потребность в этом воздействии. Для достижения выразительного интонировали в речи, и в пении может служить метод развития ассоциативного мышления. Ассоциации и представления возникают на основе уже имеющегося опыта, чем богаче он, тем больше шансов к достижению развития ассоциативного воображения, которое составляет фундамент художественного творчества и может стать главным ключом в осуществлении принципа «учитель – ученик».

Восприимчивость к выразительности речи и пения лучше всего развивать с раннего возраста, когда мелодичность интонации, ее ритмическая и динамическая гибкость, тембровая окраска воспринимаются, запоминаются и усваиваются детьми гораздо легче и быстрее. В этом плане важен тщательный подбор музыкального материала, как для слушания, так и для пения. Этой цели лучше всего отвечают народные песни с конкретными сюжетами в форме диалогов – хороводные и игровые, с действующими лицами, характерными образами, выразить которые можно через интонационную «игру» голосом.

Танец и песня неотделимы друг от друга. Во всех обрядах, играх, хороводах обязательно их гармоническое соединение. Исполнители народно-певческого коллектива должны не только иметь вокальные данные и уметь петь, но и красиво двигаться. Программа «ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ» предполагает работу над элементами народного танца и бытовой хореографии. А чтобы ярче выразить содержание и красоту русской народной песни, необходимо отыскать различные нюансы в звучании голоса, жестах, в движении, мимике. Очень важен исполнительский самоконтроль. Отработать, но ни в коем случае не доводить до автоматизма процесс совмещения пения и движения, направить внимание детей на решение художественных многообразных задач – наисложнейшая цель, стоящая перед руководителем.



Народные музыкальные инструменты и их применение в фольклорном ансамбле.

Инструментальная музыка является важной частью русской национальной культуры. Не случайно народные инструменты часто упоминаются в сказках, былинах, пословицах, поговорках, загадках, в русских народных песнях и частушках. Процесс освоения традиционных музыкальных инструментов начинается для человека с самого раннего детства.

Хоровое исполнение очень украшают и оживляют инструментальное вступление и проигрыши между куплетами, основанные на попевочном материале песни. Духовые инструменты – свирели, флейты, кугиклы, которыми владеют учащиеся певческого коллектива, становятся неотъемлемой частью при постановке и исполнении русских народных песен. Применение этих музыкальных инструментов в классной и репетиционной работе с учащимися хорового класса имеет огромное преимущество:

- дают правильное представление о традиционной музыкальной культуре;

- вносят разнообразие в занятия музыкальным фольклором, повышая интерес учащихся;

- помогают регулировать исполнение, задавая и удерживая нужный темп;

- облегчают освоение сложных ритмов некоторых напевов;

- украшают концертные программы.

К игре на духовых инструментах привлекаются более способные дети. При исполнении народно – певческим коллективом частушек и плясовых песен используются ложки, бубен, русские кастаньеты, рубель. Это придает выступлениям ансамбля самобытность и национальный колорит.

Слушание музыки по фонограммам обычное и привычное дело в музыкальном образовании, становится явлением необычным и непривычным, когда это касается аутентичной музыки. Для многих ребят становится неожиданным то, что вместо артистического исполнения, они слышат исполнение бытовое, необычное для многих, поскольку оно относится к другому «не их» быту. Существует ряд приемов, предупреждающих негативную реакцию, основанную на непонимании явления.

Во-первых, должна быть объяснена ситуация исполнения данного произведения, обстановки. Выявления места, какое занимает это произведение в быту, с возможным привлечением иллюстративного материала, оригинальных суждений и высказываний народных певцов об исполняемом ими произведении.

Во-вторых, должен быть расслышан и понятен поэтический текст песни, для чего педагог может пересказать слова песни перед прослушиванием, объяснить диалектные и старинные слова. Может проговаривать каждый стих в момент цензуры, перед ним или произносить слова синхронно записи, почти беззвучно, но с отчетливой артикуляцией.

В-третьих, должна быть предупреждающе описана манера пения, связанная с особенностями жанра.

Интересным и полезным оказывается прослушивание народной музыки без предварительного объяснения, но со специально поставленной задачей - определить функцию фольклорного произведения на основе лишь слухового восприятия, слухового анализа. Для этого должны быть выбраны произведения, особенно ярко, наглядно демонстрирующие ту или иную функцию. При слушании колыбельной песни негромкое, вполголоса пение, равномерный ритм, характерный «баюкальный» припев – помогут ребятам точно определить жанр.

Наиболее успешно в программе «ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ» так же используются методы:

  • Формирования сознания личности: словесные, метод примера;

  • Организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: метод приучения, упражнения, создания воспитывающих ситуаций;

  • Методы стимулирования поведения и деятельности: поощрения, наказания, метод создания ситуации успеха;

  • Методы контроля, самоконтроля и самооценки: метод педагогического наблюдения, опросы, беседы, метод анализа результатов деятельности, метод создания ситуации для изучения поведения.

Прекрасным дополнением к вышеизложенному является изучение местных народных традиций через общение со старшим поколением учащихся (родителями, бабушками, дедушками). Экскурсии, походы… Методика работы с детским фольклорным коллективом на первый взгляд проста, лучший принцип здесь - «Делай как я!», руководитель должен быть не только педагогом – хормейстером, но и хорошим организатором, человеком находчивым, инициативным. Эти качества особенно необходимы в формировании народно – певческого коллектива, которым и является фольклорный ансамбль.


Позитивным результатам деятельности ансамбля способствует следующая литература для детей:

Аникин В. П. Русские пословицы и поговорки. М., 1988

Аникин В. П., Гусев В. Е., Толстой Н. И. Мудрость народная. Детство.1991

Зарецкая Н. В. Календарные музыкальные праздники М.,2004

Меканина Л. Хрестоматия русской народной песни 1-7 класс М.,1991

Петров И. Ф. Театрализованные ярмарочные гуляния для детей М.,2004

Новоселова Н. А. Солнцеворот. К.,2005

Суровяк Л. В., Тарасевич Н. А. Заинька во садочке Новосибирск.,2002

Литературный запас постоянно пополняется и изменяется.





Примерный репертуарный список


1 - 2 Класс

Календарные:

В чистом поле плужок ходит

Масленица-полизуха

Авсень, авсень, подавай совсем

Серпы золотые

Боярыня-хозяюшка

Потешки, прибаутки

Сивка-воронка

Зайчик, ты зайчик

Заплетися плетень

Сорока, сорока

Идёт коза рогатая

Был у бабушки козел

Пошел Ванька по воду

Заклички, приговорки

Солнышко, солнышко

Радуга-дуга

Весна-красна, приходи скорей

Дождик, лей, лей, лей

Дождик, дождик, пуще

Жаворонок - дуда

Русские народные песни

Верба-вербочка

Валенки

Во кузнице

Уж как я свою коровушку люблю

Ой, хонька-махонька моя

Как у бабушки козел

Летели две птички

Ох, трень, мои струнощки (скоморошина)

Земляничка-ягодка

А кто ж у нас белая

Как пошли наши подружки

Ох, Дунай, мой Дунай

Тара-рари-тара-ра (скоморошина)

Ох. заинька. Серенький

Долговязый журавель

Это ж где было видывано

Пошла млада за водой

Уж ты вейся, хмелина

А я чайничала

На горе-горе петушок поет

Неделька

Где ж ты был, мой чёрный баран?











3 – 4 класс


Плясовые и шуточные

Блины. Обр. А. Абрамского

Ах ты, Груня

Я во сад пошла

А я в садике была

Посылала меня мать яровое жито жать

Голубчик мой, Ванюшка

Как со вечера пороша

Ой, мамка, печенки болят

Как у Васьки глаза баски

Топится, топится в огороде баня

Вдоль да по речке

Ах, вы сени, мои сени

Ты кудрявчик, кудрявчик ты мой

Я на горку шла

Камаринская

Хороводные

Как на горке калина

При народе в хороводе

Ой вы, ветры-ветерочки

Ой, да уж ходила девчоночка

В сыром бору тропина

В хороводе были мы

Поиграйте, красны девки

Я по улице хожу

Частушки, припевки, страдания

Повей, нежный ветерочек

Ой, что ж ты, белая береза

Раз-два, люблю тебя

В деревне было в Ольховке

Казачьи припевки

Ростовские частушки

Русские-народные, казачьи песни

Во поле берёза стояла

Где был, Иванушка? Обр. М. Иорданского

Подушечка (казачья)



5 – 6 – 7 класс


Русские-народные, казачьи песни

Про Фому и Ерёму (игровая)

Соловей Будимерович (былинная)

Пряха (лирическая)

Пошла Дуня за водой (плясовая) Обр. В. Агафонникова

Ой ты, зимушка сударушка

На горе-то калина

Катенька Весёлая

Калинка (плясовая)

Варенька (казачья)

Ой, как у нашей сотни (казачья походная)

Как на горке, на крутой (казачья)

Как пошли наши подружки (игровая)

Как во городе царевна Обр. М. Балакирева

Зимушка, зима, ты пришла (игровая)

Не кукуй, кукушечка Обр. Ю. Мельгунова

Пахал Захар огород. Обр. Л. Сивухина

Матушка Россия

Возле речки, возле моста

Я горжусь тобой, страна

Частушки под диликанье

Как по горкам по горам

Вдоль по улице

Кабы знал я, утопился

В камышах лебёдушка

Коробейники

Загорелась во поле калина

Летел голубь

Из-за леса, из-за рощи

Мы выдержим, браток

Разбойничья песня

Полынь

Плач-сухопляс

Ой, давным-давно

Сроду-сроду

На горе казаки стояли

У Иванова подворьица

Как родная меня мать провожала

Деревенская полька



8 – 9 класс

  1. «Гимн донского казачества» – народная песня

  2. «Дон ты вольный» – Т. Белогор

  3. «И шли тучи и шли хмары» – народная песня

  4. «Всем, всем мальчик был доволен» - народная песня

  5. «Ой как у нашей сотни» - народная песня

  6. «Я на свадьбице была» - народная песня

  7. «Заболела Дунина головка» - народная песня

  8. «В деревне четыре двора» - народная песня

  9. «Уж ты бабочка – бабёночка моя» - народная песня

  10. «Молодка» - В. Пряников

  11. «Время молодцу жениться» - народная песня

  12. «Барыня» - народная песня

  13. «Уж ты черный, чернобровый» - народная песня

  14. «Молодой казак идёт» - народная песня

  15. «Эх, донские казаки» - Галина Хаджи-Муратовна Канукова

  16. «Щебетала ласточка» - народная песня

  17. «Ой, матушка не могу» - народная песня

  18. «Комарики, мушки дробненькие» - народная песня

  19. «Над станицей раздаются» - музыка: Н. Семенихина, слова: Н. Жихарева

  20. «Вьюн над водой» - народная песня

  21. «Ка бы мне да чернобровую жену» - народная песня

  22. «Да и где ж ты была» - народная песня

  23. «Как нападала пороша» - народная песня

  24. «Есть вино, пьём вино» - народная песня

  25. «Не для меня» - народная

  26. «Течет речка по песочку» - Александр Спиридонов

  27. «Колечко» - народная песня

  28. «Бел шатёрик» - народная песня

  29. «Блинная» - народная песня

  30. «Ой, на горке казаки стояли» - народная песня

  31. «Ой, вы морозы» - народная песня

  32. «Шапку бери, да бурку бери» - народная песня

  33. «Встречальная» - народная песня

  34. «Ой, при лужку, при лужку» - народная песня

  35. «Ой, то не вечер» - народная песня

  36. «Как за Доном за рекой» - народная песня

  37. «Выйду на улицу» - народная песня

  38. «Вдовы России» - Г. Понома

  39. «Ой, у вишневом саду» - Н. Матвиенко

  40. «Осенний лист» - автор неизвестен

  41. «Донская урожайная» - автор неизвестен

  42. «Зачем солнце рано пало» - автор неизвестен

  43. «Под окном высоким» - народная песня

  44. «Донская сторона» - М. Волкова

  45. «Ой, цвела рябина белая» - народная песня

  46. «Ночка луговая» - Автор текста (слов): Пришельц А. Композитор (музыка): Дехтярёв Г.

  47. «Чарочка» - Борис Сичевский (Сычевский)

  48. «Березка» - народная песня

  49. «Вишенка» - народная песня

  50. «Каким ты был» - народная песня

  51. «Пчелочка златая» -  Б. Литимед

  52. «Ты воспой, воспой в саду соловейко» - народная песня

  53. «Распрягайте хлопцы коней» - народная песня

  54. «По Дону гуляет» - Русская народная песня

  55. «На горе колхоз» - Русская народная песня

  56. «Расцвела под окошком белоснежная вишня» - Автор текста (слов): Бурыгин В. Композитор (музыка): Чумаков М.

  57. «Ты ж меня пидманула» - народная песня

  58. «Варенички» - народная песня

  59. «Летят утки» - народная песня

  60. «Ой мороз, мороз» - народная песня

  61. «Эх, сторона Донская» - народная песня

  62. «Ой, Варенька» - народная песня

  63. «Подушечка» - народная песня

  64. «Стелется и вьется» - М. Кикина

  65. «Досточка дубовенькая» - народная песня

  66. «Догорала зорька алая» - Братья Радченко

  67. «Там во поле есть колодезь» - народная песня

  68. «Лён кудрявый» - народная песня

  69. «Дон Иванович» - В. Скунцев

  70. «Дон» - народная песня

  71. «Черный ворон» - Гавриил Попов

  72. «Казачья песня» - народная песня

  73. «Вольница» - народная песня

  74. «Казачья слава» - народная песня

  75. «Не из тучушки ветерочки дуют» - народная песня

  76. «Казачка» - народная песня

  77. «Снег седины» - А. Кравец

  78. «Донской поход» - народная песня

  79. «Родина» - А. Терехов

  80. «Подвиг» - народная песня

  81. «Степь донская» - народная песня

  82. «Донские страдания» - М. Мардасова

  83. «Воевать мы не хотим» - народная песня

  84. «Снежочки» - народная песня

  85. «Канарейка» - из репертуара «Ивана Купала»

  86. «Хорошо сидим» - Муз. В. Шевченко Сл. А. Яркович

  87. «Ромашка» - О. Кулинова

  88. «Конфетки бараночки» - народная песня

  89. «Лето красное» - М. Девятова

  90. «Брови» - из репертуара «Ивана Купала»

  91. «В роще» - из репертуара «Ивана Купала»

Лучинушка. Обр. В. Григоренко

Ты река ли моя, реченька Обр. В Григоренко

Ветер веет Обр. В. Захарова

Поднялась погодка Обр. А. Свешникова

Уж ты, сад Обр. А. Свешникова

Ты, рябина ли, рябинушка. Обр. В. Соколова

Прибаутки. Обр. А. Никольского

Отставала лебёдушка. Обр. С. Василенко

Ты прости-прощай (обр. В. Городовской)

Огонек (сл. Б. Дубровина, муз. Калистратова)

Вьюга (сл. О. Фадеевой, муз. С.Туликова)

В ноябре на дворе (сл. П. Косоножкина, муз. Н. Кутузова)

Пимушки (сл. В. Семернина, муз. А. и Г. Заволокиных)

Играй, моя тальяночка (сл. П. Черняева, муз. Г. Гранкина)

Московская кадриль (сл. О. Левицкого, муз. В. Темнова)

Где найду я страну (сл. Степанова, муз. Костюка)

Рассеюшка моя (О. Морозов, А. Абрамов)






VI. Список литературы




  1. Библиотека русского фольклора. Народная проза. – М.,1992

  2. Гилярова.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству(1-4 год обучения). ООО «Издательство РОДНИКЪ». Москва1996

  3. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия –М.,1880

  4. Круглый год (сост. Некрылова А. Ф.) – М., 1991

  5. Традиционные обряды и обрядовый фольклор донских казаков– Л.,1985

  6. Церковно-народный месяцеслов И. П. Калинского – М.,1990

  7. «Весточка» Т.Ревенок «Дошкольное воспитание» №4 2001

  8. Материалы Ростовского областного дома Народного творчества.

  9. «Фольклор в школе. Русские народные песни западной России» ч.3, ред Л.В. Шаминой, М., 1993г.

  10. Шамина Л.В. "Школа русского народного пения" М., 1997г.

  11. «Русский фольклор» М., 1985г.

  12. Русские народные песни. вып. 5, М., 1983г.составитель Ю. Зацарный

  13. Русские народные песни. вып. 10, М., 1991г.составитель Ю. Зацарный

  14. «Припевки, шутки, прибаутки» вып. 8, сост. Аверкин, М., 1989г.

  15. «Музыкальный фольклор и дети" М., 1997г. сост. Щербакова О.С.

  16. Зимина А.Н. "Народные игры с пением" М., 2000г.

  17. Дмитриев А. Основы вокальной методики.- Москва. Музыка.1968

  18. Малахов.Современные дыхательные методики._ Донецк.2003

  19. Луканин В.Обучение и воспитание молодого певца.- Ленинград. Музыка 1977





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!