СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная программа «Школа олимпийского резерва»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с указанными направлениями в программе сформированы основные цели, определены задачи и методы их решения.

 Цели дополнительной образовательной программы «Школа Олимпийского резерва»:

  1. Формирование у дошкольников осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта.
  2. Формирование у детей положительного отношения к разумной организации досуга, потребности в повседневных занятиях физкультурой и спортом, ценности на здоровый образ жизни.
  3. Развитие физических качеств: гибкость, выносливость, скоростно-силовых качеств, быстроту, координационные способности, и тд.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная программа «Школа олимпийского резерва»»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №36 «МАЛЬВИНА»

г. Южно-Сахалинск

ул. Емельянова 39 Б, тел. 230200






ПРОГРАММА

«Школа олимпийского резерва»

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 36 детский сад «Мальвина» г. Южно-Сахалинска





Исполнитель:

Козырь Каролина Алексеевна

Инструктор по Физической культуре

МАДОУ № 36 «Мальвина» г. Южно-Сахалинска












г. Южно-Сахалинск, 2020 г.



Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ИСХОДНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 8

2. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ РИП. 9

2.1. Этапы реализации и прогнозируемые результаты по каждому этапу 10

2.2. Методы деятельности 13

2.3. Обоснование возможности реализации программы в соответствии с законодательством об образовании. 15

2.4. Предложения по распространению и внедрению результатов инновационной деятельности 16

2.5. Необходимые условия организации работы 18

2.6. Перечень научных и учебно-методических разработок по теме программы РИП 21

Календарный план работы РИП 23



Пояснительная записка

Учебно-тематический план

Содержание дополнительной программы

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы






1.Пояснительная записка


Направленность дополнительной образовательной программы «Школа Олимпийского резерва»: физкультурно – спортивная; создание условий для подготовки физически одаренных детей для участия в городских и областных соревнований.

Согласно ФГОС ДО программы по здоровьесбережению, используемые в дошкольных организациях, направлены на поиск новых перспективных подходов к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения. Программы основываются на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использовании особенностей детского организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определённых условий.

Одной из ведущих задач дошкольных учреждений является физическое воспитание детей. В период дошкольного детства у ребенка закладывается база здоровья, двигательной подготовленности и физического развития.

Актуальность внедрения программы «Школа олимпийского резерва» реализует интеграцию изучения технике и тактике основных спортивных областей и развитию физического здоровья посредством реализации данной программы связана с реализацией новых подходов в вопросах формирования здоровья.

Актуальность обозначенной проблемы подтверждается Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ) и «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (от 17 октября 2013 г. No 1155 г.).

В законе «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95) отмечается, что дошкольное образование направленно на развитие физических качеств, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в образовательной области “Физическое развитие ” предполагает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Работа с детьми в области сохранения и укрепления здоровья посредством реализации спортивной программы требует комплексности, системности, целенаправленности, непрерывности и эффективности всех задействованных механизмов.

Для целостного и системного развития здоровых детей необходимо создание образовательного пространства, обеспечивающего социальную среду развития обучающихся, включающего деятельность в направлении здоровьесбережения, как в стенах дошкольной организации, так и вне, учитывающего потребности обучающихся и их родителей (законных представителей). Одним из решений представленной проблемы, выступает создание образовательного пространства в организации, необходимые условия которого помогут сохранить и укрепить здоровье дошкольников посредствам реализации программы Большого тенниса для детей дошкольного возраста.

Приказом № 655 от 23 ноября 2009 года были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В них было выделено физическое направление развития детей в качестве одного из важнейших направлений реализации воспитательно – образовательного процесса в ДОУ. Этому направлению соответствуют две образовательные области: «Здоровье» и «Физическая культура». В Методических рекомендациях к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения указаны программы и технологии, позволяющие решить задачи этих областей.

В процессе образовательной деятельности по физическому развитию, соответственно и при реализации дополнительной образовательной программы «Школа Олимпийского резерва» обращаем внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:

- формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем («Безопасность»);

- создание в процессе образовательной деятельности по физическому развитию педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников («Социализация»);

- привлечение детей к расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования («Труд»);

- активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.), организация специальных упражнений на ориентировку в пространстве, подвижных игр и упражнений, закрепляющих знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых);

- побуждение детей к проговариванию действий и называнию упражнений, поощрение речевой активности в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой («Коммуникация»);

- организация игр и упражнений под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетных физкультурных занятий на темы прочитанных сказок, потешек («Чтение художественной литературы»);

- привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр («Художественное творчество»);

- организация ритмической гимнастики, игр и упражнений под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка»).

Представленная программа «Школа Олимпийского резерва» В соответствии с законодательством РФ в области дошкольного образования согласно ст. 64. «Закона об образовании РФ» № 273 –ФЗ от 29.12.2012 г. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок к учебной детальности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Ст. 84 «Закона об образовании в РФ» позволяет реализовывать дополнительные общеразвивающие программы в области культуры и спорта, которые направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте. Программа предусматривает развитие следующих стратегических направлений:

Приобщение детей к физической культуре и спорту;

Содействие развитию детско – юношеского и олимпийского движения в условиях ДОУ;

Проведение и участие в спортивных мероприятиях.


Цель программы: создание специальных условий и осуществление индивидуально-дифференцированного подхода физического развития детей 5 – 7 лет посредством внедрения дополнительной программы «Школа Олимпийского резерва».

Объект: образовательный процесс в дошкольной образовательной организации для детей 5 – 7 лет по программе «Школа Олимпийского резерва».

Предмет: создание педагогических условий организации занятий в дошкольной образовательной организации для детей 5 – 7 лет.

Новизна заключается в том, что реализация дополнительной программы по обучению технике и тактике основных видов спорта детей 5 – 7 лет в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении используется впервые. На уровне использования современных технологий и в сетевом взаимодействии в профессиональной организации, при поддержке специалистов и профессиональных тренеров г. Южно-Сахалинск позволяет интегрировать инновационные технологии в традиционный образовательны



В соответствии с указанными направлениями в программе сформированы основные цели, определены задачи и методы их решения.

Цели дополнительной образовательной программы «Школа Олимпийского резерва»:

  1. Формирование у дошкольников осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта.

  2. Формирование у детей положительного отношения к разумной организации досуга, потребности в повседневных занятиях физкультурой и спортом, ценности на здоровый образ жизни.

  3. Развитие физических качеств: гибкость, выносливость, скоростно-силовых качеств, быстроту, координационные способности, и тд.

Основные задачи программы «Школа Олимпийского резерва»:

  1. Обеспечить разностороннюю физическую подготовленность дошкольников, приобщать детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

  2. Обучать детей групповому взаимодействию, развивать его формы посредством спортивных игр и соревнований.

  3. Развивать все виды физических качеств у детей через спортивные игры посредством общей физической подготовки.

Группа комплектуется из числа детей в возрасте 5 – 7 лет, обладающих повышенными физическими способностями и имеющих высокие показатели физической подготовленности.

Сроки реализации программы – 1 учебный год.

Режим занятий: занятия проводятся руководителем кружка «Школа Олимпийского резерва» (Козырь К.А.) 3 раз в неделю по 30 минут

В программе выделены три аспекта индивидуализации:

  • Индивидуальный подход к детям с учетом состояния здоровья;

  • Индивидуальный подход к детям с учетом уровня физической подготовленности;

  • Индивидуальный подход к детям с учетом характера двигательной активности.

Условия коллективной формы работы:

  • Интерес для всех детей.

  • Адаптация к физическим нагрузкам, параметры которых определены закономерностями тренировки и согласованы с состоянием организма тренирующихся, ритмом их возрастного развития и личностными установками, интересами и уровнем притязаний.

  • Обеспечения для каждого ребенка оптимальной физической нагрузки и моторной плотности.

  • Учет индивидуальных темпов двигательной активности.

Программой предусмотрены следующие формы работы:

Тренировочные занятия.

Спортивные занятия в зале и на улице.

Дозированная ходьба, оздоровительный бег.

Спортивные игры.

Беседы.

Индивидуальная работа с детьми.

Комплексность мер по подготовке физически одаренных детей предполагает сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами, обязательное включение комплекс ГТО «Готов к труду и обороне».

Вся спортивная работа кружка строится на основе комплексности основных видов спорта. Ребенку необходимы позитивные эмоции от общения со сверстниками, от физических упражнений, победы над своим умением, пониманием того, что он делает что-то очень важное для своего здоровья, ощущение результатов.

Важным условием успешного выступления детей детского сада на спортивных городских мероприятиях является отбор детей путём мониторинга физических качеств, который осуществляется инструктором по физической культуре совместно с воспитателями и медицинским работником детского сада. В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения при характеристике физического состояния ребенка в процессе физического воспитания учитываются динамика его физического развития, функционального состояния и физической подготовленности. Мониторинг физической подготовленности детей позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств, выделить способных детей. Физическая подготовленность дошкольников определяется уровнем сформированности психофизических качеств (сила, скоростно – силовые качества, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, удержание равновесия, координация) и степенью сформированности двигательных навыков.

Результаты тестирования выражаются в количественных показателях, характеризующих уровень сформированности физических качеств, и в качественных показателях, характеризующих степень сформированности техники движения у ребенка. Количественные показатели выражаются количественными характеристиками – временем (секунды, минуты), расстоянием (сантиметры, метры), количеством упражнений. Эти показатели фиксируем в протоколе (таблице):


№п/п

Фамилия, имя

Тестовые задание и количественный показатель

Бег

на 30 м (с)

Бег на 1000м (с)

Метание теннисного мяча на дальность

(см)

Прыжки в

длину с места (см)

Сгибание разгибание рук в упоре лежа (1мин)

Наклон вперёд из положения стоя на скамье

Поднимание туловища из положения лежа на спине (1мин)

1.

Колесникова Катя









Форма подведения итогов:

  1. Диагностика физической подготовленности.

  2. Результаты соревнований.

  3. Выставка спортивных достижений.

Ожидаемые результаты:

  1. Разносторонняя и повышенная физическая подготовленность дошкольников, состоящих в кружке (спортивная выносливость, ловкость, быстрота, гибкость, подвижность).

  2. Сформированность начальных организационно-методических умений, необходимые для самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом, организационных навыков.

  3. Организованный спортивный досуг дошкольников.

  4. Снижение показателей заболеваемости дошкольников, увеличение показателя индекса здоровья.


При реализации дополнительной программы «Школа Олимпийского резерва» у детей не только развиваются и закрепляются физические качества, но и формируется ответственность за себя и других ребят.




































2.Учебно-тематический план


Разделы

Задачи

Средства

Сроки

1

Подвижные игры и эстафеты

Совершенство-

вание двигательной активности дошкольников, развитие систем и функций организма занимающихся

«Пустое место», «Белые медведи», «День и ночь», «Караси и щука», «Охотники и утки», и т.д. «Салки прыжками», «Салки на увеличенной площадке», «Перемена мест» и т.д.

В течении всего года

2

Легкая атлетика

ОФП

Совершенствование систем и функций организма детей, овладение различными умениями и навыками, воспитание способности проявлять быстроту, выносливость, силу и другие качества

Средства общей физической подготовки, повторные пробежки 150-200 метров в аэробном режиме, подвижные игры, бег низкой интенсивности до 15-20 метров в аэробном режиме, бег 30-60 метров в аэробном режиме, специальные беговые и прыжковые упражнения.

(Занятия проводятся в виде игры или соревновательного многоборья после заданий на развитие выносливости)

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Май


3

Лыжная подготовка

Оздоровление, физическое развитие, закаливание, развитие выносливости

Повороты, передвижение скользящим шагом, попеременным ходом, спуск с горы в основной стойке, подъем «лесенкой», игры на лыжах, непрерывное передвижение до 500 метров

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

4

Баскетбол

Развитие силы мышц опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, выносливости, ловкости, овладение детьми различными умениями и навыками с мячом

Перемещения (различные виды), удержание мяча, ловля, передача, ведение мяча, бросок в кольцо с места, в движении, переводы мяча, игры с мячом

Ноябрь

Март

Апрель


5

Спортивные соревнова-

ния

Развитие физических качеств, совершенствование морально-волевых качеств, овладение техническими навыками

Общеразвивающие упражнения с предметами и без, упражнения на снарядах, специальная физическая подготовка

В течении всего года, по итогам каждого раздела

6

Неделя здоровья.

«Малые олимпий-

ские игры»

Воспитывать волевые качества, развивать стремление к победе и уверенность в своих силах. Учить получать радость от своих результатов, переживать за товарищей

Прыжки в длину с места, метание малых мячей на дальность правой и левой рукой, бег на скорость 30 метров, велокросс, эстафеты.

Май


7

Мини-волейбол

Координировать движения, развивать быстроту реакции. Выносливость, скорость, ловкость, смелость, уверенность в своих силах.


Перемещения и стойки; передача сверху двумя руками; подача и приём мяча; индивидуальные действия.


Февраль,март

8

«Здоровье с детства»

Формирование валеологической и физической культуры дошкольников как культуры здоровья, здорового образа жизни, культуры движений

Беседы, видеофильмы, рассматривание иллюстраций

В течении всего года

8

Флорбол

Развитие творческих способностей, воображения

Обучение хвату клюшки одной,двумя руками; введение мяча «восьмеркой»;брасов мяча с «удобной» и «неудобной» стороны, на месте и в движении; остановка мяча ногой, с уступающими и без уступающего движения.



Декабрь,

январь

9

Настольный теннис

Развитие общей моторики,формирование правильной осанки, развитие двигательных и координационных способностей

Обучение правильному выполнению движений с ракеткой, удержание мяча на внешней и внутренней стороне ракетки в движении и на месте, обучение правильной стойки у стола, обучение правильным шагам у стола,подбрасывание мяча двумя руками и ловля одной, подбрасывание мяча одной рукой вверх и ловля мяча наракетку


Апрель

Май




























3.Содержание дополнительной программы


  1. Подвижные игры и эстафеты. Подвижная игра – сложная

эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует быстроту, силу, выносливость, учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, представления, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей, учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма.

Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, введению заданий на коллективное соревнование.

  1. В разделе 2 «Легкая атлетика» осуществляется

совершенствование систем и функций организма детей, овладение дошкольниками различными умениями и навыками, воспитание способности проявлять быстроту, выносливость, силу и другие качества.

В этом разделе используются упражнения:

  • Ациклического характера: силовые упражнения, прыжки,

метания, спортивные игры.

  • Циклического характера: повторные пробежки 150-200 м,

подвижные игры, бег низкой интенсивности, специальные беговые и прыжковые упражнения.

  • Общеразвивающие упражнения, хорошо знакомые тетям,

разученные на физкультурных занятиях. Проводятся общеразвивающие упражнения как часть занятия или в чередовании с ходьбой и дыхательными упражнениями.

В беге предлагаются дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжать бег, обежать предметы, чередовать бег с другими видами движений – ходьбой, прыжками и др. добиваться правильной техники выполнения бега. Длительность бега составляет до 3 мин. Увеличивается беговая дистанция. Дети соревнуются в беге на скорость ( 30 – 60 – 1000м).

При обучении детей прыжкам в длину с места учим рассчитывать точность приземления в определенное место, группироваться в полете и выбрасывать вперед ноги, соизмерять силу толчка с расстоянием, которое надо преодолеть. Предлагаем игровые упражнения: «кто дальше прыгнет?», «допрыгни до игрушки» и т.д.

В метании вдаль у детей недостаточно развит глазомер и координация движений, поэтому учим и тренируем сочетать замах с броском при метании, развиваем глазомер, используя разные виды метания вдаль: из – за головы, правой и левой рукой, снизу и пр.

Раздел 3. Лыжная подготовка направлена на оздоровление, физическое развитие, закаливание, совершенствование функций дыхательной системы, развитие выносливости.

Ходьба на лыжах вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме ребенка, усиливает функциональную деятельность внутренних органов; развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений, оказывает благоприятное влияние на формирование осанки и свода стопы; развивает смелость, настойчивость, решительность, выдержку и дисциплинированность, приучает преодолевать трудности и препятствия.

Детей учим пройти на лыжах ступающим шагом по прямой; идти вслед за воспитателем скользящим шагом; идти по лыжне попеременно то ступающим, то скользящим шагом; пройти, приседая, под воротцами, стараясь не сбить их; идти на лыжах на согнутых ногах; идти на лыжах

Раздел 4. Баскетбол способствует развитию силы мышц опорно – двигательного аппарата, развитие быстроты, выносливости, ловкости, профилактика нарушения осанки, укрепление стопы, овладение детьми различными умениями и навыками

Неделя здоровья. «Малые олимпийские игры».

Проведение соревнования по легкой атлетике.

Проведение испытаний комплекса ГТО

Соревнования по лыжным гонкам

Соревнования по Мини-Волейболу

Соревнования по настольному теннису


6.Настольный теннис. Знакомство с историей и спортивной игрой настольный теннис, знакомство и изучение технических действий с ракеткой в движении и на месте

7. «Мини-Волейбол по-Японски». Изучение правил игры, техника и тактика игры, безопасности на занятиях по мини-волейболу,общие гигиенические требования к занятиям, инвентарю,спортивной одежде и обуви.

8. Флорбол. Формирование необходимых знаний истории и правил игры,получение знаний, умений и навыков в командной подготовки флорболистов,формирование и развитие чувства индивидуальной отвественности в действиях и результатов коллектива команды.




















































4.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы


Для осуществления программы в детском саду созданы все условия, обеспечивающие эффективное решение задач физического воспитания и спортивной подготовки:

  1. Для проведения занятий в зале выделено время и представлены:

  • Спортивно – оздоровительный комплекс, состоящий из гимнастической стенки, спортивных матов, набора скамеек, мячей, досок, гимнастических палок и другого инвентаря;

  • На территории детского сада и вне ее определены и размечены беговые дорожки, объекты лыжни;

  • Соблюдается режим дня, питания, спортивной деятельности детей.

  1. Обеспечена свобода выбора занимающихся форм занятий, режимов их

интенсивности, планирования результативности, а так же возможность беспрепятственного изменения вида физкультурной или спортивной активности на основе информированности о своих способностях






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!