СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительное образование — это образование целевого выбора.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительное образование детей можно охарактеризовать как тип образования, объединяющий обучение, воспитание

и развитие в единый процесс освоения добровольно избранного человеком вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки

стандарта обязательного (общего, начального, среднего или высшего

профессионального) образования, направленный на удовлетворение

и развитие интересов, предпочтений, склонностей, способностей, твор-

ческого потенциала ребенка, его личностного самоопределения, само-

реализацию и социализацию.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительное образование — это образование целевого выбора.»

Дополнительное образование — это образование целевого выбора.


Дополнительное образование детей можно охарактеризовать как тип образования, объединяющий обучение, воспитание

и развитие в единый процесс освоения добровольно избранного человеком вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки

стандарта обязательного (общего, начального, среднего или высшего

профессионального) образования, направленный на удовлетворение

и развитие интересов, предпочтений, склонностей, способностей, твор-

ческого потенциала ребенка, его личностного самоопределения, само-

реализацию и социализацию. В самом обобщенном виде можно сказать,

что дополнительное образование — это образование целевого выбора.

По мнению В. П. Голованова, дополнительное образование детей

оказалось значительно сильнее и шире, чем задумывалось при созда-

нии. Несмотря на то, что сегодня дополнительное образование детей

несет на себе отпечаток прошлого отношения к нему, в нем появля-

ются совершенно новые черты: оно приобрело гибкость, невероятную

для такой консервативной сферы, как образование и педагогика, про-

никло в другие типы образования (общее, дошкольное, профессиональ-

ное) и ведомства (культура, спорт, молодежная работа и др.).

Несомненно, что качество образования будет зависеть от возможно-

стей системы образования предоставлять ребенку спектр образователь-

ных услуг. Поэтому наибольшую актуальность приобретают вопросы

расширения возможностей общего образования за счет оптимального

использования потенциала разных типов образования в интересах раз-

вития личности ребенка. Использование возможностей дополнитель-

ного образования способствует модернизации целей, содержания, орга-

низации и ожидаемых результатов общего образования, обеспечивает

переход от традиционного содержания (стандартов) к содержанию,

соответствующему новым ожиданиям населения или социальному

заказу образования.

Цели современного дополнительного образования детей

— представляют собой разные варианты интеграции образователь-

ных и социально-педагогических целей, которые определяются,

— с одной стороны, социальным заказом на дополнительное образо-

вание, с другой — возможностями учреждения дополнительного обра-

зования обучать, воспитывать, развивать, оздоравливать, поддержи-

вать, адаптировать и реабилитировать детей.

Сегодня можно говорить о следующих особенностях содержания

дополнительного образования детей:

— дополнительное образование не регламентируется стандартами,

его содержание определяется социальным заказом детей, родителей,

других социальных институтов;

дополнительное образование предоставляет ребенку широкое

разнообразие деятельности в различных областях: художественной,

технической, спортивной, экологической и многих других. Кроме того,

можно говорить о многообразии содержательных аспектов деятель-

ности: теоретическом, прикладном, изобретательском, исследователь-

ском, опытническом и др.;

— содержание образовательного процесса практически значимо

для ребенка, здесь он приобретает практические навыки, может полу-

чить допрофессиональную подготовку, помощь в освоении программы

общеобразовательной школы и др.;

— содержание образовательного процесса имеет комплексный по -

тенциал (обучающий, воспитательный, развивающий), обеспечивает

межпредметные связи, интеграцию разных областей наук и сфер дея-

тельности;

— в основе образовательного процесса лежат разнообразные допол-

нительные общеобразовательные программы, которые предостав-

ляют возможность для индивидуальных образовательных маршрутов

ребенка, самостоятельного пути освоения того вида деятельности,

который в данный момент наиболее для него интересен.

Содержание дополнительного образования детей можно представить

в виде спектра направленностей образовательной деятельности.

Понятие направленности является ключевым для сферы дополнитель-

ного образования детей: через него определяется предмет ее деятель-

ности. Под направленностью образовательных программ понимается

совокупность определенных убеждений, идей, характерных для группы

(класса) образовательных программ.

Направленность программ дополнительного образования детей опре-

деляется в сфере той или иной образовательной области или профессио-

нальной деятельности1. Это ориентация образовательной программы

на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определя-

ющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды

учебной деятельности обучающегося и требования к результатам

освоения образовательной программы2. Министерством образования

и науки Российской Федерации определены следующие направленно-

сти образовательной деятельности в дополнительном образовании:

техническая; художественная; спортивная; туристско-краеведческая;

естественнонаучная; социально-педагогическая.

Содержание дополнительного образования рассматривается как

совокупность двух групп функций — образовательных и  социально-

педагогических.

Образовательные функции дополнительного образования вклю-

чают в себя функции обучения, воспитания и  развития детей. Обу-

чение  — это процесс удовлетворения детьми их различных образо-

вательных потребностей в форме особого рода интеллектуальных,

психолого-педагогических услуг, позволяющих ребенку осваивать,

углублять и развивать знания, которые он получает в общеобразова-

тельной школе, услуг, предоставляющих возможность изучать отрасли

знаний, или тех, которые не находят применения в школе или других

образовательных учреждениях. К обучающим функциям мы относим

и функцию допрофессиональной и начальной профессиональной подго-

товки. Воспитание можно рассматривать как процесс формирования

и развития нравственной позиции ребенка и ее закрепления в поведе-

нии, формирования личностного смысла того, что усваивается в про-

цессе образования, как целенаправленные действия по созданию усло-

вий для социального развития человека, его готовности к участию

в сложной системе социальных отношений в экономической, полити-

ческой и духовной сферах. При этом в политической области молодой

человек должен не только определить свои политические позиции,

но и попробовать свои силы в роли лидера, осознать свою роль избира-

теля, сформировать у себя готовность к неуклонному исполнению госу-

дарственных законов. В духовной области предполагается формирова-

ние нравственной позиции человека во взаимоотношении с людьми,

в отношении к религии, определении своих возможностей в эстети-

ческой деятельности и др. В экономической области дети апробируют

свои профессиональные возможности, усваивают различные роли

в системе рыночных отношений1. Можно выделить несколько вариан-

тов воспитательной деятельности, которая осуществляется в системе

дополнительного образования детей: патриотическое, нравственное,

эстетическое, социальное и другие виды воспитания. Под развитием

понимается процесс качественного изменения личности, предполага-

ющий изменение ее сущностных сфер: интеллектуальной, мотиваци-

онной, эмоциональной, волевой, экзистенциальной, предметно-прак-

тической и сферы саморегуляции (О. С. Гребенюк)2.

В практике чаще всего встречаются комплексные варианты образо-

вания детей в системе дополнительного образования. Например, раз-

вития организаторских качеств учащихся и ориентации их на профес-

сию педагога-организатора (школа организаторов досуга); ориентации

старшеклассников на педагогические профессии через включение их

в систему социальных отношений, активную деятельность, формиро-

вание социально значимых качеств личности (школа педагогической

ориентации); привития подросткам музыкальной культуры (вокально-

инструментальный ансамбль); духовного развития детей в процессе

освоения народных ремесел (школа народных ремесел) и др.

Педагогический процесс в сфере дополнительного образования

наряду с основными (образовательной, воспитательной и развиваю-

щей) выполняет ряд смежных, но не менее значимых функций, таких

как социально-педагогические, методические функции, психолого-

педагогическое сопровождение образования ребенка. Сущность педа-

гогического процесса в дополнительном образовании заключается

не в передаче готовых знаний, форм и способов деятельности, готовых

ценностно-нормативных представлений, а в переходе к совместной их

выработке представителями старшего и младшего поколения. Для орга-

низации деятельности школьников в дополнительном образовании

используются различные известные в педагогической теории и прак-

тике методы развития, воспитания, обучения с учетом специфики орга-

низуемой деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!