Дополнительное образование — это образование целевого выбора.
Дополнительное образование детей можно охарактеризовать как тип образования, объединяющий обучение, воспитание
и развитие в единый процесс освоения добровольно избранного человеком вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки
стандарта обязательного (общего, начального, среднего или высшего
профессионального) образования, направленный на удовлетворение
и развитие интересов, предпочтений, склонностей, способностей, твор-
ческого потенциала ребенка, его личностного самоопределения, само-
реализацию и социализацию. В самом обобщенном виде можно сказать,
что дополнительное образование — это образование целевого выбора.
По мнению В. П. Голованова, дополнительное образование детей
оказалось значительно сильнее и шире, чем задумывалось при созда-
нии. Несмотря на то, что сегодня дополнительное образование детей
несет на себе отпечаток прошлого отношения к нему, в нем появля-
ются совершенно новые черты: оно приобрело гибкость, невероятную
для такой консервативной сферы, как образование и педагогика, про-
никло в другие типы образования (общее, дошкольное, профессиональ-
ное) и ведомства (культура, спорт, молодежная работа и др.).
Несомненно, что качество образования будет зависеть от возможно-
стей системы образования предоставлять ребенку спектр образователь-
ных услуг. Поэтому наибольшую актуальность приобретают вопросы
расширения возможностей общего образования за счет оптимального
использования потенциала разных типов образования в интересах раз-
вития личности ребенка. Использование возможностей дополнитель-
ного образования способствует модернизации целей, содержания, орга-
низации и ожидаемых результатов общего образования, обеспечивает
переход от традиционного содержания (стандартов) к содержанию,
соответствующему новым ожиданиям населения или социальному
заказу образования.
Цели современного дополнительного образования детей
— представляют собой разные варианты интеграции образователь-
ных и социально-педагогических целей, которые определяются,
— с одной стороны, социальным заказом на дополнительное образо-
вание, с другой — возможностями учреждения дополнительного обра-
зования обучать, воспитывать, развивать, оздоравливать, поддержи-
вать, адаптировать и реабилитировать детей.
Сегодня можно говорить о следующих особенностях содержания
дополнительного образования детей:
— дополнительное образование не регламентируется стандартами,
его содержание определяется социальным заказом детей, родителей,
других социальных институтов;
дополнительное образование предоставляет ребенку широкое
разнообразие деятельности в различных областях: художественной,
технической, спортивной, экологической и многих других. Кроме того,
можно говорить о многообразии содержательных аспектов деятель-
ности: теоретическом, прикладном, изобретательском, исследователь-
ском, опытническом и др.;
— содержание образовательного процесса практически значимо
для ребенка, здесь он приобретает практические навыки, может полу-
чить допрофессиональную подготовку, помощь в освоении программы
общеобразовательной школы и др.;
— содержание образовательного процесса имеет комплексный по -
тенциал (обучающий, воспитательный, развивающий), обеспечивает
межпредметные связи, интеграцию разных областей наук и сфер дея-
тельности;
— в основе образовательного процесса лежат разнообразные допол-
нительные общеобразовательные программы, которые предостав-
ляют возможность для индивидуальных образовательных маршрутов
ребенка, самостоятельного пути освоения того вида деятельности,
который в данный момент наиболее для него интересен.
Содержание дополнительного образования детей можно представить
в виде спектра направленностей образовательной деятельности.
Понятие направленности является ключевым для сферы дополнитель-
ного образования детей: через него определяется предмет ее деятель-
ности. Под направленностью образовательных программ понимается
совокупность определенных убеждений, идей, характерных для группы
(класса) образовательных программ.
Направленность программ дополнительного образования детей опре-
деляется в сфере той или иной образовательной области или профессио-
нальной деятельности1. Это ориентация образовательной программы
на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определя-
ющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды
учебной деятельности обучающегося и требования к результатам
освоения образовательной программы2. Министерством образования
и науки Российской Федерации определены следующие направленно-
сти образовательной деятельности в дополнительном образовании:
техническая; художественная; спортивная; туристско-краеведческая;
естественнонаучная; социально-педагогическая.
Содержание дополнительного образования рассматривается как
совокупность двух групп функций — образовательных и социально-
педагогических.
Образовательные функции дополнительного образования вклю-
чают в себя функции обучения, воспитания и развития детей. Обу-
чение — это процесс удовлетворения детьми их различных образо-
вательных потребностей в форме особого рода интеллектуальных,
психолого-педагогических услуг, позволяющих ребенку осваивать,
углублять и развивать знания, которые он получает в общеобразова-
тельной школе, услуг, предоставляющих возможность изучать отрасли
знаний, или тех, которые не находят применения в школе или других
образовательных учреждениях. К обучающим функциям мы относим
и функцию допрофессиональной и начальной профессиональной подго-
товки. Воспитание можно рассматривать как процесс формирования
и развития нравственной позиции ребенка и ее закрепления в поведе-
нии, формирования личностного смысла того, что усваивается в про-
цессе образования, как целенаправленные действия по созданию усло-
вий для социального развития человека, его готовности к участию
в сложной системе социальных отношений в экономической, полити-
ческой и духовной сферах. При этом в политической области молодой
человек должен не только определить свои политические позиции,
но и попробовать свои силы в роли лидера, осознать свою роль избира-
теля, сформировать у себя готовность к неуклонному исполнению госу-
дарственных законов. В духовной области предполагается формирова-
ние нравственной позиции человека во взаимоотношении с людьми,
в отношении к религии, определении своих возможностей в эстети-
ческой деятельности и др. В экономической области дети апробируют
свои профессиональные возможности, усваивают различные роли
в системе рыночных отношений1. Можно выделить несколько вариан-
тов воспитательной деятельности, которая осуществляется в системе
дополнительного образования детей: патриотическое, нравственное,
эстетическое, социальное и другие виды воспитания. Под развитием
понимается процесс качественного изменения личности, предполага-
ющий изменение ее сущностных сфер: интеллектуальной, мотиваци-
онной, эмоциональной, волевой, экзистенциальной, предметно-прак-
тической и сферы саморегуляции (О. С. Гребенюк)2.
В практике чаще всего встречаются комплексные варианты образо-
вания детей в системе дополнительного образования. Например, раз-
вития организаторских качеств учащихся и ориентации их на профес-
сию педагога-организатора (школа организаторов досуга); ориентации
старшеклассников на педагогические профессии через включение их
в систему социальных отношений, активную деятельность, формиро-
вание социально значимых качеств личности (школа педагогической
ориентации); привития подросткам музыкальной культуры (вокально-
инструментальный ансамбль); духовного развития детей в процессе
освоения народных ремесел (школа народных ремесел) и др.
Педагогический процесс в сфере дополнительного образования
наряду с основными (образовательной, воспитательной и развиваю-
щей) выполняет ряд смежных, но не менее значимых функций, таких
как социально-педагогические, методические функции, психолого-
педагогическое сопровождение образования ребенка. Сущность педа-
гогического процесса в дополнительном образовании заключается
не в передаче готовых знаний, форм и способов деятельности, готовых
ценностно-нормативных представлений, а в переходе к совместной их
выработке представителями старшего и младшего поколения. Для орга-
низации деятельности школьников в дополнительном образовании
используются различные известные в педагогической теории и прак-
тике методы развития, воспитания, обучения с учетом специфики орга-
низуемой деятельности.