СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительное образование и его воспитательное пространство в условиях сельской местности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа мобъединения "Краеведы"

Просмотр содержимого документа
«Дополнительное образование и его воспитательное пространство в условиях сельской местности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Кувак-Никольское














Выступление на районной диалоговой площадке


«Дополнительное образование и его воспитательное пространство в условиях сельской местности»









Подготовила Ильина Н.В.,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ с.Кувак-Никольское
















2018 г., август


Качество дополнительного образования детей способно влиять на качество жизни, т.к. приучает к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно-значимого результата. В нашей школе на базе музея оно представлено объединением «Краеведы».

Основу содержания программы составляет работа по изучению истории села Кувак-Никольское. Основные направления в деятельности – изучение истории родного края, пополнение школьного музея, пропаганда русских народных традиций.

Посещение жителей села, встречи, беседы с ними дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки. Не раз краеведы встречались с собирательницей песен Шадской Марией Ивановной. Ее рассказы о военном детстве, песни наших предков завораживали внимание детей. Приглашаем ветеранов труда, тужеников тыла на уроки, классные часы. Судьбы этих людей вызвали у ребят чувство уважения к труду, преданности своей земле. Во время встреч-интервью выпускники школы (Гришаев А.Г., предприниматели Рыгаловы, Подборонов А.В., Мещеринов К.Ю.), которые достигли профессиональных и жизненных успехов делились опытом. Ребята понимают, что успеха можно добиться не уезжая из родного села.

В результате поисково-исследовательской деятельности ученики собрали и собирают материал для музея: предметы одежды, предметы быта, записи фольклорных песен, биографический материал.

В музее всегда вызывает интерес экспозиция « ВОв». Экспонат «военная каска» передала жительница села Волкова З. Ф.. Каска принадлежала ее отцу, погибшему во время первых месяцев войны. Бокал и ложку военного периода принесли дети от местных жителей. Одними из последних, были переданы нам найденные в земле предметы средневековья. Составленная недавно экспозиция «Школа и село в советский период». Юные краеведы часто обращаются к летописи школы и села, составляют родословные своих семей.

Экспонаты и документальный материал используют учителя на уроках изобразительного искусства, истории, литературы. С использованием краеведческого материала прошли открытые районные мероприятия «Помните, какой ценой завоевано счастье».

Каждый год в музее проводятся уроки-мужества. Мы приглашаем воинов-афганцев.

На краеведческих занятиях вначале дается развернутый материал по рассматриваемой теме, проводится его обсуждение и затем на примере экспонатов музея идет закрепление материала.
Наибольший интерес для ребят представляют разбор коллекций и реставрационные работы.
Наиболее трудной темой для некоторых ребят является тема «Учет фондов и музейная документация», так как ее освоение требует значительной усидчивости, кропотливости, терпения и внимания.

Итогом занятий служат подготовленные рефераты, доклады, участие в школьных, районных, областных, всероссийских конференциях. Наиболее эффективной, на наш взгляд, является следующая форма проверки достижений учащихся — подготовка и проведение самостоятельных экскурсий по музею.

Экскурсовод — это и преподаватель, и актер, и оратор, и собеседник, и дипломат, и психолог в одном лице. Ребята самостоятельно выбирают тему экспозиции и подготавливают на основе путеводителя свой рассказ, опирающийся на хорошее знание фактов и на жесткую структуру экспозиции, при этом поощряется изучение дополнительной литературы. Акцент делается на добрый диалог, а не на вещание огромного количества фактов, которые, как правило, быстро вылетают из головы и вызывают утомление. Перед детьми ставится задача — интересно и познавательно за короткое время рассказать о том или ином экспонате, одновременно не теряя контакта с аудиторией, замечая ее реакцию и умело, направляя ее интерес.

Вначале проводится пробная экскурсия с последующим анализом. Затем ребята проводят экскурсию для своих одноклассников либо для учеников младших классов. Экскурсоводы музея проводят обзорные и тематические экскурсии для учащихся школы, малышей детского сада, ее гостей, а также при проведении «Дня открытых дверей».



Ребята, проводя экскурсии, избавляются от неуверенности в себе, развивают способности оратора, овладевают искусством общения. Деятельность в роли организаторов и экскурсоводов позволяет позитивно реализовать желание подростков самоутвердиться, способствует выработке у ребят потребности в постоянном получении знаний, расширении кругозора, воспитании чувства сопричастности к системе культурных ценностей, в формировании у них навыков общественной, психолого-педагогической, исследовательской, организационной и экскурсионной работы.

Организация исследовательской деятельности позволяет ребятам учиться ставить цели и достигать результат своей деятельности. Они учатся добывать информацию, анализировать ее, работать с документами, сопоставлять историю села с историей страны. Итогом работы являются публичные выступления. Ученики защищают исследовательские работы на конкурсах и конференциях. Ежегодно принимают участие в районных и областных конференциях «Старт в науку», «Земля родная», «Человек в истории» и занимают призовые места, часто становятся победителями. А в конце учебного года наша ученица Шмелева Анастасия была награждена значком «Юный турист».

Дети с интересом организуют фото-кросс «В объективе родное село». Итогом стала выставка фотографий, украшающая один из этажей нашей школы.

Краеведы начали писать «Красную книгу села» (о людях, нуждающихся в заботе). Ребята участвуют в эстафете добрых дел: помогают учителям-ветеранам, престарелым людям, ухаживают за могилой ветерана войны. Заботимся о памятнике погибшим воинам в селе. В ходе акции «Сады Победы» дети высадили яблони.

Ученики и учителя ежегодно организуют выставку народных умельцев «Арт-село».

Мы организуем поездки по музеям района и области.

Дети обогащают свой внутренний мир, они творят, у них появляется еще большее желание создавать что-то свое, полезное не только им, но и обществу.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!