СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Информационная карта программы
2. Пояснительная записка
3. Прогнозируемый результат
4. План работы кружка
5. Список используемой литературы
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ:
ТИП: образовательная
ВИД: модифицированная
УРОВЕНЬ: коррекционно-развивающий
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ: фронтальная
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: познавательная, коммуникативная
НАПРАВЛЕННОСТЬ: эстетическая, коррекционно–развивающая
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствуют формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно. У многих детей этот процесс задерживается в силу разных причин. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают всех задач по развитию крупной моторики и речи детей. Наиболее эффективное средство развития психической и моторной сфер - занятия логопедической ритмикой, которая базируется на взаимосвязи речи, музыки и движений
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом и музыкой.
ЗАДАЧИ:
1. Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.
2. Развивать артикуляционный аппарат.
3. Развивать слуховое внимание и память
4. Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.
5. Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.
6. Укреплять костно-мышечный аппарат.
7. Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.
8. Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
9. Развивать коммуникативные способности.
Программа составлена на основе методической разработки М.Ю.Картушиной «Логоритмические занятия с детьми 5-6 лет» и опирается на исследования педагогов В. Н. Шацкой, М. И. Фомичевой, Г. А. Волковой, В. А. Гринер занимающихся вопросами дошкольной логоритмики, с учетом межпредметных связей по областям:
1. Познание - наблюдения, беседы, игры.
2. Социализация - используются дидактические, сюжетно - ролевые игры.
3. Художественная литература - используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен).
4. Музыка - используются музыкальные произведения, песни, музыка для упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия.
5. Физическая культура - проводятся подвижные игры, развлечения, досуги, упражнения для профилактики плоскостопия.
6. Коммуникация - овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, разучиваются коммуникативные игры.
В основу программы заложен принцип комплексной коррекции психических процессов, развития органов голосового и речевого аппарата у детей. Процесс развития у дошкольников логоритмических движений построен на комплексе музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, в ходе которых и осуществляется коррекция речи.
Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала.
Программа предполагает проведение логоритмических занятий фронтально один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия - 20-25 минут. Общее количество учебных занятий в год – 32 . Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме.
Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
• Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
• Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:
• на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
• на развитие внимания;
• регулирующие мышечный тонус;
• счётные упражнения;
• формирующие чувство музыкального размера;
• на развитие чувства темпа и ритма;
• на развитие координации движения;
• на координацию речи с движением;
• на координацию пения с движением;
• на развитие речевых и мимических движений.
• Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- фонопедические упражнения по методу В. В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема занятия | Цель занятия | Оборудование |
Сентябрь |
1. 2. | «Прогулка в осеннем лесу» «Путешествие язычка» | Закреплять знания детей об осени, как о времени года. Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание. Познакомить с элементами самомассажа. Знакомство с язычком, укрепление мышц губ и щек. Развивать мелкую моторику. Развивать просодику | Осенние листья; бубен; иллюстрации – птички, филин, зайчик с барабаном, ежик, малина Пьеса «Поезд»; шапочка Волнушки |
Октябрь |
1. 2. 3. 4. | «Краски осени» «Спор грибов и ягод» «В гостях у лесного гнома» «Яблоко» по мотивам сказки В.Сутеева | Развивать у детей умение согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста. Развивать произвольную переключаемость артикуляционного аппарата. Закрепить знания детей по лексическим темам «Грибы», «Ягоды». Отрабатывать правильное произношение звуков С-Сь Познакомить с элементами массажа Отработать образование относительных прилагательных. Закрепить правильное произношение звуков С-З. Развивать мелкую моторику. Развивать умение согласовывать движения с текстом. Развивать произвольную переключаемость артикуляционного аппарата. Развивать внимания. | Иллюстрации осени; деревянные палочки (2 на каждого ребенка) Иллюстрации грибов, ягод; плоскостные диски Иллюстрации ягод; три шарфа разн. цвета, по 2 палочки на каждого ребенка Платочки; по 2 палочки на каждого ребенка; игрушки |
Ноябрь |
1. 2. 3. 4. | «Пых» по мотивам белорусской народной сказки «Спор овощей» «Колосок» по мотивам украинской народной сказки «Приключения дождика» | Развивать дыхательные мышцы и укреплять голосовой аппарат. Развивать умение выразительно читать стихотворение, выполнять движения танца в соответствии с характером музыки. Закрепить знания по лексической теме «Овощи». Развивать звуковысотный, тембровый и ритмический слух. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать коммуникативные способности. Отработать артикуляционные упражнения. Развивать память, внимание. Отрабатывать правильное произношение звуков Л-Ль. Развивать чувство ритма в движениях и речи | Платочки; по 2 палочки на каждого ребенка; ксилофон Иллюстрации овощей и фруктов; платочки; по 2 палочки на каждого ребенка Игрушки; ксилофон; по 2 палочки на каждого ребенка Иллюстрации; венок Осени; платочки |
Декабрь |
1. 2. 3. 4. | «Теремок-холодок» «Дед Мороз построил дом» «Мороз Иванович» по мотивам сказки В. Одоевского «Ёлка» по мотивам сказки В.Сутеева | Закрепить знания детей по лексической теме «Зима» Развивать просодику. Развивать навыки двигательных импровизаций под текст. Закрепить правильное произношение звуков Л-Ль. Развивать способность изменять голос по силе, высоте, тембру. Развитие общей и мелкой моторики. Обучать самомассажу биологически активных точек. Развивать у детей умение согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать внимание. Формировать умения детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения. | Иллюстрации; музыкальные инструменты Иллюстрации; бубны, треугольник, колокольчики Иллюстрации; бубны, теругольник, колокольчики Иллюстрации к сказке; бубны, теругольник, колокольчики; маска Деда Мороза |
Январь |
1. 2. | «Снеговик на ёлке» «Приключения снежинки» | Закрепить правильную артикуляцию звуков В-Вь Развивать мелкую моторику пальцев рук с одновременным проговариванием чистоговорок. Закрепить навыки правильного диафрагмального дыхания, правильной артикуляции гласных А, У, О, И. Закрепить правильное произношение звука Ц в чистоговорках | Иллюстрации к сказке; бубны, теругольник, колокольчики; маска Деда Мороза Большая снежинка; иллюстрации |
Февраль |
1. 2. 3. 4. | «Снежная книга» по мотивам рассказа В.Бианки «Морозята» «Мороз, солнце и ветер» по мотивам русской народной сказки «Парад на Красной площади» по мотивам стихотворения В.Орлова | Выучить комплекс оздоровительных упражнений для коррекции зрения. Закрепить навыки выполнения артикуляционной гимнастики. Закрепить правильное произношение звуков З-Зь. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку, желание играть на детских музыкальных инструментах. Закрепить правильное произношение звуков Л-Ль. Развивать мелкую и общую моторику в подвижных играх. Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения. | Иллюстрация к рассказу; фонограмма колыбельной «Ты в сердце моем» Елка, Дед Мороз; бубны, теругольник, колокольчики; Иллюстрации к сказке; маска филина Фонограмма музыки; по 2 флажка каждому ребенку |
Март |
1. 2. 3. 4. | «Мамины помощники» «Все проснулись» «Кто где живет?» «Птицы» | Развивать певческие навыки посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений. Развивать координацию движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей. Закрепить знания по лексической теме «Весна» Разучить комплекс самомассажа лица и шеи. Развивать координацию движений и ориентация в пространстве. Формировать умеренный темп речи, силу и модуляцию голоса. Закрепить знания по лексической теме. Уточнить артикуляцию звуков Д-Дь, вырабатывать силу выдоха в речевых и оздоровительных упражнениях. | Иллюстрации Иллюстрации по теме «Весна» Иллюстрации животных и их жилища Иллюстрации по теме «Птицы»; запись голосов птиц |
Апрель |
1. 2. 3. 4. | «Космическое путешествие» «Откуда у носорога шкура?» по мотивам одноименной сказки Р. Киплинга «Откуда у верблюда горб?» по мотивам сказки Р.Киплинга «Откуда у кита такая глотка?» по мотивам сказки Р.Киплинга | Закрепить знания по лексической теме «Космос» Закрепить произнесение звуков Р-Рь в чистоговорках. Развивать мимические мышца лица в речевых играх. Воспитывать любовь к книгам, чтению, стремление узнать больше нового. Закрепить произнесение звуков К-Кь. Развивать творчество в импровизационных играх. Расширить знания детей об обитателях жарких стран. Закрепить правильную артикуляцию звука В-Вь в пропевании слоговых рядов. Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание. Закрепить артикуляционные упражнения на стимуляцию мышц нижней челюсти. Учить двигаться пластично, выразительно передавая образ музыкального произведения. | Фонограмма «космической» музыки Иллюстрации к сказке Иллюстрации к сказке Иллюстрации к сказке |
Май |
1. 3. 4. | «Колобок» «Волшебное зеркальце» по мотивам чешской народной сказки 34 «Как муравьишка дом солнышка искал» «История о том, как гном построил дом» | Развивать чувство ритма, метра, темпа, умение слышать сильную долю такта. Развивать фантазию и творческое мышление детей, умение сочинять сказки, мелодии, последовательности простейших танцевальных движений. Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе, выполнении танцевальных движений. Формировать устойчивое слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение. Закрепить знания по лексической теме «Насекомые». Развивать чувство ритма, умение согласовывать речь с движениями. Развивать способность изменять голос по тембру, динамике, высоте. Развивать творческие способности в музицировании на детских музыкальных инструментах. | Иллюстрации Иллюстрации к сказке Иллюстрации к сказке Иллюстрации; фонограмма музыки |
ДИАГНОСТИКА НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)
Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.
Критерии:
Слуховое внимание.
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма.
1-й элемент: - - .. -
2-й элемент: - .. - -
3-й элемент: - - …
4-й элемент: … - -
По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве.
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
Состояние мелкой моторики.
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому.
«Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.
Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.
Результаты диагностики неречевых психических функций на логоритмических занятиях (в баллах)
Старшая группа № 9
Возраст детей: 5-6 лет.
№ п/ п | Ф.И. ребенка | Слуховое внимание | Восприятие и воспроиз- ведение ритма | Ориентирова ние в пространстве | Состояние общей моторики | Состояние мелкой моторики |
| Сент. 2017 | Май 2018 | Сент. 2017 | Май 2018 | Сент. 2017 | Май 2018 | Сент. 2017 | Май 2018 | Сент. 2017 | Май 2018 |
1. | Ира З. | | | | | | | | | | |
2. | Дима Б. | | | | | | | | | | |
3. | София З | | | | | | | | | | |
4. | Денис Д | | | | | | | | | | |
5. | ПрохорГ | | | | | | | | | | |
6. | Коля К. | | | | | | | | | | |
7. | БогданК | | | | | | | | | | |
8. | Диана Б. | | | | | | | | | | |
9. | Маша С. | | | | | | | | | | |
10. | Аня С. | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |