СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительное образование "Логоритмика"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования "Логоритмика" для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Просмотр содержимого документа
«Дополнительное образование "Логоритмика"»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Информационная карта программы

2. Пояснительная записка

3. Прогнозируемый результат

4. План работы кружка

5. Список используемой литературы



ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ:

ТИП: образовательная

ВИД: модифицированная

УРОВЕНЬ: коррекционно-развивающий

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ: фронтальная

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: познавательная, коммуникативная

НАПРАВЛЕННОСТЬ: эстетическая, коррекционно–развивающая



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствуют формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно. У многих детей этот процесс задерживается в силу разных причин. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают всех задач по развитию крупной моторики и речи детей. Наиболее эффективное средство развития психической и моторной сфер - занятия логопедической ритмикой, которая базируется на взаимосвязи речи, музыки и движений

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом и музыкой.

ЗАДАЧИ:

1. Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.

2. Развивать артикуляционный аппарат.

3. Развивать слуховое внимание и память

4. Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.

5. Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.

6. Укреплять костно-мышечный аппарат.

7. Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.

8. Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.

9. Развивать коммуникативные способности.

Программа составлена на основе методической разработки М.Ю.Картушиной «Логоритмические занятия с детьми 5-6 лет» и опирается на исследования педагогов В. Н. Шацкой, М. И. Фомичевой, Г. А. Волковой, В. А. Гринер занимающихся вопросами дошкольной логоритмики, с учетом межпредметных связей по областям:

1. Познание - наблюдения, беседы, игры.

2. Социализация - используются дидактические, сюжетно - ролевые игры.

3. Художественная литература - используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен).

4. Музыка - используются музыкальные произведения, песни, музыка для упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия.

5. Физическая культура - проводятся подвижные игры, развлечения, досуги, упражнения для профилактики плоскостопия.

6. Коммуникация - овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, разучиваются коммуникативные игры.

В основу программы заложен принцип комплексной коррекции психических процессов, развития органов голосового и речевого аппарата у детей. Процесс развития у дошкольников логоритмических движений построен на комплексе музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, в ходе которых и осуществляется коррекция речи.

Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала.

Программа предполагает проведение логоритмических занятий фронтально один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия - 20-25 минут. Общее количество учебных занятий в год – 32 . Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме.

Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.

• Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

• Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:

• на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

• на развитие внимания;

• регулирующие мышечный тонус;

• счётные упражнения;

• формирующие чувство музыкального размера;

• на развитие чувства темпа и ритма;

• на развитие координации движения;

• на координацию речи с движением;

• на координацию пения с движением;

• на развитие речевых и мимических движений.

• Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

- фонопедические упражнения по методу В. В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема занятия

Цель занятия

Оборудование

Сентябрь

1.







2.

«Прогулка в осеннем лесу»






«Путешествие язычка»

Закреплять знания детей об осени, как о времени года.

Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание.

Познакомить с элементами самомассажа.


Знакомство с язычком, укрепление мышц губ и щек.

Развивать мелкую моторику.

Развивать просодику

Осенние листья; бубен; иллюстрации – птички, филин, зайчик с барабаном, ежик, малина



Пьеса «Поезд»; шапочка Волнушки

Октябрь

1.







2.







3.






4.

«Краски осени»







«Спор грибов и ягод»






«В гостях у лесного гнома»





«Яблоко» по мотивам сказки В.Сутеева

Развивать у детей умение согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста.

Развивать произвольную переключаемость артикуляционного аппарата.


Закрепить знания детей по лексическим темам «Грибы», «Ягоды».

Отрабатывать правильное произношение звуков С-Сь

Познакомить с элементами массажа


Отработать образование относительных прилагательных.

Закрепить правильное произношение звуков С-З.

Развивать мелкую моторику.


Развивать умение согласовывать движения с текстом.

Развивать произвольную переключаемость артикуляционного аппарата.

Развивать внимания.



Иллюстрации осени; деревянные палочки (2 на каждого ребенка)



Иллюстрации грибов, ягод; плоскостные диски





Иллюстрации ягод; три шарфа разн. цвета, по 2 палочки на каждого ребенка



Платочки; по 2 палочки на каждого ребенка; игрушки

Ноябрь

1.







2.






3.






4.

«Пых» по мотивам белорусской народной сказки





«Спор овощей»






«Колосок» по мотивам украинской народной сказки



«Приключения дождика»

Развивать дыхательные мышцы и укреплять голосовой аппарат.

Развивать умение выразительно читать стихотворение, выполнять движения танца в соответствии с характером музыки.


Закрепить знания по лексической теме «Овощи».

Развивать звуковысотный, тембровый и ритмический слух.

Развивать общую и мелкую моторику.


Развивать коммуникативные способности.

Отработать артикуляционные упражнения.

Развивать память, внимание.


Отрабатывать правильное произношение звуков Л-Ль.

Развивать чувство ритма в движениях и речи

Платочки; по 2 палочки на каждого ребенка; ксилофон





Иллюстрации овощей и фруктов; платочки; по 2 палочки на каждого ребенка


Игрушки; ксилофон; по 2 палочки на каждого ребенка




Иллюстрации; венок Осени; платочки

Декабрь

1.






2.






3.






4.

«Теремок-холодок»






«Дед Мороз построил дом»





«Мороз Иванович» по мотивам сказки

В. Одоевского




«Ёлка» по мотивам сказки В.Сутеева

Закрепить знания детей по лексической теме «Зима»

Развивать просодику.

Развивать навыки двигательных импровизаций под текст.


Закрепить правильное произношение звуков Л-Ль.

Развивать способность изменять голос по силе, высоте, тембру.

Развитие общей и мелкой моторики.


Обучать самомассажу биологически активных точек.

Развивать у детей умение согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста.


Развивать общую и мелкую моторику.

Развивать внимание.

Формировать умения детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.

Иллюстрации; музыкальные инструменты




Иллюстрации; бубны, треугольник, колокольчики


Иллюстрации; бубны, теругольник, колокольчики




Иллюстрации к сказке; бубны, теругольник, колокольчики; маска Деда Мороза

Январь

1.






2.

«Снеговик на ёлке»






«Приключения снежинки»

Закрепить правильную артикуляцию звуков В-Вь

Развивать мелкую моторику пальцев рук с одновременным проговариванием чистоговорок.


Закрепить навыки правильного диафрагмального дыхания, правильной артикуляции гласных А, У, О, И.

Закрепить правильное произношение звука Ц в чистоговорках

Иллюстрации к сказке; бубны, теругольник, колокольчики; маска Деда Мороза


Большая снежинка; иллюстрации

Февраль

1.





2.







3.





4.

«Снежная книга» по мотивам рассказа В.Бианки



«Морозята»







«Мороз, солнце и ветер» по мотивам русской народной сказки


«Парад на Красной площади» по мотивам стихотворения В.Орлова

Выучить комплекс оздоровительных упражнений для коррекции зрения.

Закрепить навыки выполнения артикуляционной гимнастики.


Закрепить правильное произношение звуков З-Зь.

Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку, желание играть на детских музыкальных инструментах.


Закрепить правильное произношение звуков Л-Ль.

Развивать мелкую и общую моторику в подвижных играх.


Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.

Иллюстрация к рассказу; фонограмма колыбельной «Ты в сердце моем»

Елка, Дед Мороз;

бубны, теругольник, колокольчики;




Иллюстрации к сказке; маска филина



Фонограмма музыки; по 2 флажка каждому ребенку

Март

1.








2.





3.





4.

«Мамины помощники»







«Все проснулись»





«Кто где живет?»





«Птицы»

Развивать певческие навыки посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.

Развивать координацию движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей.


Закрепить знания по лексической теме «Весна»

Разучить комплекс самомассажа лица и шеи.


Развивать координацию движений и ориентация в пространстве.

Формировать умеренный темп речи, силу и модуляцию голоса.


Закрепить знания по лексической теме.

Уточнить артикуляцию звуков Д-Дь, вырабатывать силу выдоха в речевых и оздоровительных упражнениях.

Иллюстрации








Иллюстрации по теме «Весна»




Иллюстрации животных и их жилища



Иллюстрации по теме «Птицы»; запись голосов птиц

Апрель

1.







2.







3.








4.

«Космическое путешествие»






«Откуда у носорога шкура?» по мотивам одноименной сказки Р. Киплинга



«Откуда у верблюда горб?» по мотивам сказки Р.Киплинга





«Откуда у кита такая глотка?» по мотивам сказки Р.Киплинга

Закрепить знания по лексической теме «Космос»

Закрепить произнесение звуков Р-Рь в чистоговорках.

Развивать мимические мышца лица в речевых играх.


Воспитывать любовь к книгам, чтению, стремление узнать больше нового.

Закрепить произнесение звуков К-Кь.

Развивать творчество в импровизационных играх.


Расширить знания детей об обитателях жарких стран.

Закрепить правильную артикуляцию звука В-Вь в пропевании слоговых рядов.

Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.


Закрепить артикуляционные упражнения на стимуляцию мышц нижней челюсти.

Учить двигаться пластично, выразительно передавая образ музыкального произведения.

Фонограмма «космической» музыки





Иллюстрации к сказке






Иллюстрации к сказке







Иллюстрации к сказке

Май

1.

















3.





4.

«Колобок»








«Волшебное зеркальце» по мотивам чешской народной сказки 34






«Как муравьишка дом солнышка искал»



«История о том, как гном построил дом»

Развивать чувство ритма, метра, темпа, умение слышать сильную долю такта.

Развивать фантазию и творческое мышление детей, умение сочинять сказки, мелодии, последовательности простейших танцевальных движений.


Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе, выполнении танцевальных движений.

Формировать устойчивое слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение.


Закрепить знания по лексической теме «Насекомые».

Развивать чувство ритма, умение согласовывать речь с движениями.


Развивать способность изменять голос по тембру, динамике, высоте.

Развивать творческие способности в музицировании на детских музыкальных инструментах.

Иллюстрации








Иллюстрации к сказке








Иллюстрации к сказке




Иллюстрации; фонограмма музыки




ДИАГНОСТИКА НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)

Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

Критерии:

Слуховое внимание.

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

Восприятие и воспроизведение ритма.

1-й элемент: - - .. -

2-й элемент: - .. - -

3-й элемент: - - …

4-й элемент: … - -

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.


Ориентирование в пространстве.

1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.


2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики.

1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

  • силу движений,

  • точность движений,

  • темп движений,

  • координацию движений,

  • переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики.

1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.

3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

4. Переключение от одного движения к другому.

  • «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.

  • Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.

  • Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.

Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.

Результаты диагностики неречевых психических функций на логоритмических занятиях (в баллах)

Старшая группа № 9

Возраст детей: 5-6 лет.

п/

п

Ф.И.

ребенка

Слуховое

внимание

Восприятие

и воспроиз-

ведение

ритма

Ориентирова

ние в

пространстве

Состояние

общей

моторики

Состояние

мелкой

моторики



Сент.

2017

Май

2018

Сент.

2017

Май

2018

Сент.

2017

Май

2018

Сент.

2017

Май

2018

Сент.

2017

Май

2018

1.

Ира З.











2.

Дима Б.











3.

София З











4.

Денис Д











5.

ПрохорГ











6.

Коля К.











7.

БогданК











8.

Диана Б.











9.

Маша С.











10.

Аня С.































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!