СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительное задание для самостоятельного закрепления пройденного программного материала по русскому языку 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный комплект заданий поможет те, кто пропустил темы.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительное задание для самостоятельного закрепления пройденного программного материала по русскому языку 8 класс»

ПЛАН РАБОТЫ 8 КЛАСС


Темы и Материал для изучения

Задание

Дополнительные ресурсы / теория

Результат выполнения

Дата проведения консультации

Повторение. Знаки препинания в сложном предложении.


РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2705/start/


01.12

Буквы -Н- и -НН- в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

Тренажер https://4ege.ru/trening-russkiy/64792-orfograficheskij-trenazher-n-i-nn-v-razlichnyh-chastjah-rechi.html

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1940/start/


https://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/66386-n-nn-v-raznyh-chastjah-rechi.html


06.12

Слитное и раздельное написание НЕ  с разными частями речи

Приложение 5

Упражнения

https://onlinetestpad.com/ru/testview/48904-test-po-teme-pravopisanie-ne-s-raznymi-chastyami-rechi-variant-3


https://onlinetestpad.com/ru/testview/1886085-pravopisanie-ne-s-razlichnymi-chastyami-rechi-test-v-formate-oge


https://onlinetestpad.com/ru/testview/1703530-razdelnoe-i-slitnoe-i-napisanie-ne-s-raznymi-chastyami-rechi-a8

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1956/start/



08.12

Сочинение-рассуждение

Приложение 6

Сочинение по тексту



13.12

Синтаксис как раздел лингвистики. Основные единицы синтаксиса

Привести по три примера каждой единицы синтаксиса.

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2700/start/


15.12

Синтаксис как раздел лингвистики. Текст как единица синтаксиса

Подготовиться к подробному пересказу текста объемом не менее 150 слов (текст на выбор)

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1962/start/


20.12

Синтаксис как раздел лингвистики. Предложение как единица синтаксиса

Упражнение 52, 53, 55

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3083/start/


22.12

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний

Приложение 1.

Пар. 7,8,9

Упр. 82,83

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1618/start/



10.01.24

Словосочетание, его структура и виды

Пар. 7,8,9

Упр. 85, 886,88



17.01

Типы связи в словосочетании (согласование, управление, примыкание)

Пар. 7,8,9

Упр. 91

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2703/start/


19.01

Типы связи в словосочетании (согласование, управление, примыкание)

Пар. 7,8,9

Упр. 93, 95



24.01

Синтаксический анализ словосочетаний

Приложение 2

Упр. 100, 101(устно),

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2703/start/


26.01

Синтаксический анализ словосочетаний

Приложение 3

Упр. 102



31.01

Синтаксический анализ словосочетаний

Приложение 4 Упражнения по учебнику

№10- 105



02.02

Строение и грамматическое значение предложений.

Пар 10-13 упр. 108 устно.

Упражнения по учебнику № 107-117

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3083/main/


07.02

Подготовка к ВПР


СДАМ ГИА. РЕШУ ВПР

https://rus8-vpr.sdamgia.ru/ ВПР 8 кл

https://rus7-vpr.sdamgia.ru/ ВП 7 кл


14.02

Приложение 1 Словосочетание

  • что такое словосочетание;

  • что не является словосочетанием;

  • как определить главное и зависимое слово в словосочетании;

  • как выписать словосочетания из предложения;

  • как отличить словосочетание от слова или предложения.

Прочитай предложение. Найди грамматическую основу и укажи связь слов в предложении.

На столе лежат осенние листья.

Ответ

Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически. От одного члена предложения можно задать вопрос к другому.

Назови в этом предложении подлежащее с второстепенным членом, который его поясняет. Не забудь поставить вопрос.

Белла назвала такое сочетание слов:

Листья (какие?) осенние.

Пётр предложил свой вариант:

Лежат (где?) на столе.

Макс немного подумал и ответил:

Листья (что делают?) лежат.


Ответ

Сделаем вывод вместе, что же такое словосочетание.


Словосочетание — это два слова, связанных между собой по смыслу и грамматически: одно слово зависит от другого.

Помни, что словосочетаниями не являются

  • грамматическая основа предложения; 

  • сочетание служебного слова со знаменательным (у дома, на работе, в школе);

  • фразеологические обороты (водить за нос; бить баклуши).

Обрати внимание: в словосочетании вопрос задают от одного слова к другому, второе слово поясняет первое.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопросов. Вопрос ставится от главного слова к зависимому. Зависимое слово уточняет значение главного.

Над главным словом в словосочетании ставится знак Х, а связь главного слова с зависимым словом обозначается стрелкой.

Существует определённый порядок при выписывании словосочетаний из предложения. Он аналогичен порядку разбора простого предложения:

  1. Задаём вопрос от подлежащего.

  2. Задаём вопрос от сказуемого.

  3. Задаём вопрос от второстепенного члена предложения.

Так ты выпишешь все словосочетания из предложения. А ещё маленькая подсказка: сколько второстепенных членов, столько и словосочетаний.

Рассмотрим различия между словом, словосочетанием и предложением.

Слово

Словосочетание

Предложение

Состоит из одной речевой единицы

Состоит из главного и зависимого слова

Имеет грамматическую основу

Называет предмет, действие, признак

Уточняет предмет, действие, признак

Служит для сообщения, вопроса или побуждения

Не имеет смысловой и интонационной законченности

 Не имеет смысловой и интонационной законченности

 Имеет смысловую и интонационную законченность

Не имеет знаков препинания

 Не имеет знаков препинания

 Начало и конец предложения оформляются интонационно и с помощью знаков препинания


Проверь себя


Задание 1. Что такое словосочетание?

Задание 2. Из каких частей состоит словосочетание?

Задание 3. Как связаны между собой слова в словосочетании?

Задание 4. Как оформить словосочетание?

Задание 5. Какие сочетания слов не могут быть словосочетанием?

Задание 6. Как отличить словосочетание от слова и предложения?

Задание 7. Как узнать, сколько словосочетаний есть в предложении и в каком порядке надо их выписать?


Приложение 2

Синтаксический разбор словосочетаний План разбора словосочетания
  1. Вычленить словосочетание из предложения и поставить его в начальную форму.

  2. Указать главное слово и зависимое, поставить вопрос к зависимому. Главное слово принято указывать крестиком.

  3. Определить, какими частями речи выражены слова и какими средствами связи соединены.

  4. Определить вид словосочетания по главному слову (глагольное, именное, наречное).

  5. Указать вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

  6. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (атрибутивные, объектные, обстоятельственные, реже комплетивные и субъектные).

Примеры разбора словосочетаний

Дано предложение: На краю деревни стоял большой дуб.

Разберём словосочетания: большой дуб, стоял на краю, краю деревни.

Словосочетание именное; способ связи — согласование; средство связи — окончание зависимого слова; смысловые отношения — определительные.

Словосочетание глагольное; способ связи — управление; средство связи — предлог + окончание зависимого слова; смысловые отношения — обстоятельственные.

Словосочетание именное; способ связи — управление; средство связи — окончание зависимого слова; смысловые отношения — определительные.


Приложение 3

Карточка № 1

Разобрать словосочетания :

Дорожить временем, багряная листва, вязкое болото, сесть на стул, смешно говорить, правильно писать.



Карточка № 10

Разобрать словосочетания :

Сделать стол, идти к другу, отвечать правильно, модная одежда, главное дело, смотреть вправо.

Карточка № 19

Разобрать словосочетания :

Взять газету, встретиться завтра, музыкальный киоск, старый календарь, спускаться с гор, обидеть нечаянно.

Карточка № 2

Разобрать словосочетания :

Услышать звонок, новогодняя ёлка, боевой корабль, весело напевать, налить в кружку, жадно глядеть.


Карточка № 11

Разобрать словосочетания :

Есть рыбу, высокий камыш, писать вверху, сладкая конфета, ждать у дороги, долго размышлять.

Карточка № 20

Разобрать словосочетания :

Носить воду, часто дышать, горячий чай, мамино платье, положить в сумку, подпрыгнуть высоко.

Карточка № 3

Разобрать словосочетания :

Строить дом, чёрная рябина, слушать внимательно, школьный звонок, выложить из сумки, положить недалеко.


Карточка № 12

Разобрать словосочетания :

Написать письмо, счастливая жизнь, ходить за хлебом, зелёная ивушка, ярко светить, списать сегодня.

Карточка № 21

Разобрать словосочетания :

Передать книгу, громко возмущаться, красный платок, дальние края, говорить с отцом, учить всегда.

Карточка № 4

Разобрать словосочетания :

Читать без очков, увидеть впереди, весёлая песенка, солнечный луч, пить молоко, долго уговаривать.


Карточка № 13

Разобрать словосочетания :

Колоть дрова, влажная земля, копать неглубоко, ждать внизу, детская улыбка, опустить в воду.

Карточка № 22

Разобрать словосочетания :

Стирать бельё, медленно запоминать, тонкая нить, полевая мышь, идти к лесу, сделать вчера.

Карточка № 5

Разобрать словосочетания :

Тянуть за руку, отступить назад, главный вопрос, сыграть вальс, робкий взгляд, купить дёшево.


Карточка № 14

Разобрать словосочетания :

Приехать на станцию, тихо убаюкивать, смелый поступок, школьный двор, принять гостя, повернуть направо.

Карточка № 23

Разобрать словосочетания :

Нести с товарищем, весело рассмеяться, белый лист, кошкина миска, умывать лицо, лететь низко.

Карточка № 6

Разобрать словосочетания :

Выйти из школы, быстрая ходьба, городской парк, перевозить мебель, жить дружно, спрыгнуть сверху.



Карточка № 15

Разобрать словосочетания :

Помнить друзей, короткий путь, больно укусить, синий карандаш, тронуть за волосы, быстро замолчать.

Карточка № 24

Разобрать словосочетания :

Кивать головой, смотреть в окно, громкий крик, ласково говорить, правильный ответ, прилететь издалека.

Карточка № 7

Разобрать словосочетания :

Вылить из ведра, читать правильно, приоткрыть окно, школьный учебник, кухонный стол, уйти сегодня.



Карточка № 16

Разобрать словосочетания :

Заслонить экран, короткая надпись, спокойно ответить, правильный ответ, вложить в руку, упасть сверху.

Карточка № 25

Разобрать словосочетания :

Смотреть фильм, длинная коса, отрезать коротко, верный друг, играть с собакой, бросить далеко.

Карточка № 8

Разобрать словосочетания :

Получить посылку, смотреть из окна, зимняя дорога, нежно посмотреть, детская картина, стараться всегда.

Карточка № 17

Разобрать словосочетания :

Рисовать на доске, белая акация, плохо запомнить, волчья нора, мыть руки, умчаться вдаль.



Карточка № 26

Разобрать словосочетания :

Пить из стакана, гречневая каша, медленно говорить, рыжие волосы, шить платье, вымыть начисто.

Карточка № 9

Разобрать словосочетания :

Есть с хлебом, мирное небо, широко расставить, деревянный дом, плести косу, нырнуть вглубь.


Карточка № 18

Разобрать словосочетания :

Говорить с врачом, петь романс, пляжный костюм, неудачно пошутить, детский голос, увидеть вблизи.

Карточка № 27

Разобрать словосочетания :

Танцевать с партнёром, интересное задание, посмотреть гордо, серый кот, жечь бумагу, уехать внезапно.


Приложение 4

1 вариант

1. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях:
С (согласование), У (управление), П (примыкание).

1) Нелегкая судьба, 2) замереть от восхищения, 3) очень обаятельный, 4) мечты о будущем, 5) стоять молча, 6) шестой полк, 7) сказать назло, 8) любой из нас, 9) прибыть вовремя, 10) говорить улыбаясь, 11) заслуга поколения, 12) военное положение, 13) побледнеть от волнения, 14) пожелтевших листьев, 15) твой портфель, 16) по-детски наивно, 17) обложка тетради, 18) краснея от смущения, 19) булка с маком, 20) писал аккуратно.

2. Выпишите из предложения одно словосочетание со связью примыкание, одно словосочетание со связью управление, одно словосочетание со связью согласование.

По высокому небу быстро плыли пушистые облака.


2 вариант

1. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях:
С (согласование), У (управление), П (примыкание).

1) Тост за здоровье, 2) посмотрев неприветливо, 3) почерневший от времени, 4) мечтать о чем-то, 5) прибыть вовремя, 6) поездка в Америку, 7) глубокое кресло, 8) звонить ежедневно, 9) ручка двери, 10) моего брата, 11) очень любопытный, 12) остаться навсегда, 13) очень близко, 14) постукивать карандашом , 15) просмотревший бегло, 16) с первого взгляда, 17) свидание на лавочке, 18) на второй минуте, 19) каждый из вас, 20) распустившийся бутон.

2. Выпишите из предложения одно словосочетание со связью примыкание, одно словосочетание со связью управление, одно словосочетание со связью согласование

В старом парке громко играл духовой оркестр.


3 вариант

1. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях:
С (согласование), У (управление), П (примыкание).

1) выдвинутый ящик, 2) красный от мороза, 3) работать увлеченно, 4) освоение земель, 5) к нашему двору, 6) расти у дороги, 7) опытному педагогу, 8) вернуться обратно, 9) падающих листьев, 10) расчистить дорогу, 11) смотреть недоверчиво, 12) гул колоколов, 13) звать на помощь, 14) рано поседеть, 15) возможность уехать, 16) разбудить малыша, 17) на втором этаже, 18) дом у дороги, 19) крайне неприятный, 20) потемневший от времени.

2. Выпишите из предложения одно словосочетание со связью примыкание, одно словосочетание со связью управление, одно словосочетание со связью согласование:

Большая темная туча неожиданно выросла за рекой.

Приложение 5

НЕ с разными частями речи

С ГЛАГОЛАМИ

раздельно

Например: не раздумывать

слитно

Если не употребляется без НЕ.

Например: недоумевать.

С ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ

раздельно

Например: не раздумывая

слитно

Если не употребляются без НЕ.

Например: недоумевая.

С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ

раздельно

1. Если НЕ является отрицательной частицей.

     Например: это не шутки.

2. Если есть противопоставление с союзом а.

     Например: не правда, а ложь.

слитно

1. Если не употребляется без НЕ.

     Например: неряха.

2. Если можно заменить синонимом без НЕ.

     Например: незадача (трудность).

С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ

раздельно

1. Если есть противопоставление с союзом а.

     Например: не широкая, а узкая улица.

2. Если в предложении есть слова далеко не, отнюдь не, нисколько не, вовсе не, ничуть не.

     Например: мальчик вовсе не глупый.

слитно

1. Если не употребляется без НЕ.

     Например: ненастный.

2. Если можно заменить синонимом без НЕ.

     Например: небольшой (маленький).

С ПРИЧАСТИЯМИ

раздельно

1. Если есть противопоставление с союзом а.

     Например: не списанная, а решённая самостоятельно.

2. Если есть зависимые слова.

     Например: не исправленная вовремя ошибка.

3. С краткими причастиями.

     Например: не устроена.

слитно

Все остальные случаи

С НАРЕЧИЯМИ

раздельно

1. Если есть противопоставление с союзом а.

     Например: не хорошо, а плохо.

2. Если в предложении есть слова Далеко не, совсем не, нисколько не, вовсе не, никогда не, ничуть не.

     Например: вовсе не страшно.

3. Если наречие оканчивается не на -о, -е.

     Например: не по-товарищески.

слитно

1. Если не употребляется без НЕ.

     Например: нелепо.

2. Если можно заменить синонимом без НЕ.

     Например: неискренне (фальшиво).


Приложение 6

   (1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы.  (2) Впервые после долгой блокадной зимы они отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3) Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4) Зимой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5)Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6) Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки – бойцы отряда противовоздушной обороны. (7) Рая Иванова поступила в ремесленное училище.(8) На исходе первой блокадной зимы из разыскала руководитель студии Р.А. Варшавская. (9) Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.

   (11) Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!»  (12) Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио. (13) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14) Так были помечены и Эрмитаж, и Русский музей.

(15) Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час…», и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.

(16) Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17) Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18) Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных... (19)В каждом доме было горе.

 (20) Впереди было ещё почти два года блокады...

      (21) А в мае 1942 года во Дворце пионеров работали многочисленные кружки – танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова.  (22) Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе.

      (23) Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25) На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26) По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы.  (27) Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28) Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29) Прощаясь с детьми, команда построилась. (30) Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой.

(31) Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины».  (32) Моряки знали цену мужеству.                                                                                                        (По Л.Овчинниковой)

Л. Овчинникова) - современная российская писательница.

 

СИЛА ДУХА – одно из главных ___________________, делающих человека_____________ не физически, а ___________________. Сила духа

складывается из ______________________________, ___________________ ,____________________,____________________ ,_______________________

веры в лучшее. __________________ заставляет _______________________находить _________________ из ________________________ положения, смотреть в будущее с _______________________, преодолевать невзгоды.

Слова для справок:

Качества, упорство, выход, сильный, оптимизм, морально, стойкость, человек, уверенность в себе, жизненные, несгибаемость, Сила духа, затруднительное, целеустремлённость.


    Обратимся к тексту _____________________. Огромная ___________________________ помогла __________________ этого текста во время войны

пережить ________________, ________________ дни ____________________.Сколько ___________________ выпало на долю ___________и____________:

______________________, ___________________, ______________________! Но девочки не пали ______________, они нашли в себе _______________ не

только _______________, но и вместе с другими ребятами _______________творчеством во Дворце пионеров,____________________________ своими выступлениями ______________, уходящих в _____________. И моряки видели _______________________ ленинградских школьников, чувствовали в них

_______________________ надежду.

Слова для справок:

Нюра, сила духа , Л.Овчинникова, героини, жить, тяжёлые, блокада, несчастья, Рая, силы, заниматься, бойцы, силу духа, бой одухотворённый, голод, холод, страшные, , поддерживать, смерть матери, дух.

В поэме ______________________________________ главный ___________,___________,____________ парень, ______________, __________________ и

________________________, подчас совершает невозможное. Он в одиночку __________________________ в конце осени, чтобы______________________

____________________ от _______________________ группы, находящейся в тылу ___________________. Даже в_____________________ минуты борьбы

со________________ его не покидает присутствие ______________, ___________________________. 

Слова для справок:

«Василий Теркин», донести сообщение, жизнелюбие, смерть, герой, русский, балагур, река, веселый, десантный, фашисты, мастер на все руки, роковые, испытания, шутник, дух, А. Т. Твардовский, переплывает.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!