СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ Дополнительная образовательная программа «Праздник в моем доме»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Красоту, чистоту мы у древних берем,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем.

 

В. Высоцкий

 

Программа «Праздник в моём доме» имеет художественно-эстетическую направленность, помогает интеграции личности ребёнка в народную культуру, соответствует культурно-национальным особенностям Русского Севера. Программа прошла апробацию в течение 2-х лет. По итогам диагностики откорректирована и усовершенствована.

Народное искусство Русского Севера богато многообразием форм, обладает неисчерпаемым художественно-творческим потенциалом и является неиссякаемым источником развития художественной культуры народа. Народное искусство – сплав человеческого разума, душевной теплоты, мудрой фантазии. Оно глубоко воздействует на мир ребенка.

Программа актуальна, так как память – это мост, соединяющий сегодняшний день со вчерашним, настоящее с прошлым. Народное искусство – великая сила, которое связывает прошлое, настоящее и будущее. Всё, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.

Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научатся ли дети понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. А сколько всего передали нам в наследство мудрые наши предки! Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем.

Народное искусство – образное отражение действительности, язык символических образов.  Прежде, понятный каждому человеку, он был своеобразным языком общения между людьми и выполнял функцию учебника жизни.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что благодаря ей происходит приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с народными обычаями, праздниками, традициями, некоторыми видами декоративно-прикладного искусства, формируются навыки практической деятельности обучающихся.

Новизна программы «Праздник в моём доме» отражена в сочетании получаемых обучающимися прочных знаний об истории соей родины, обычаев и традиций народов Русского Севера с практическими навыками в тех видах декоративно-прикладного творчества, которое получает постепенное возрождение через связь традиций и символических образов, используемых в северной росписи.

Цель – приобщение детей к истокам русской северной народной культуры, её наследию, формирование чувства любви и добра, воспитание патриотизма.

Задачи.

  1. Познакомить обучающихся с историей северной национальной культуры, обрядовыми праздниками, их традициями и обычаями; формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству. Воспитывать интерес к историческому прошлому своей родины.
  2. Познакомить с таинственным языком символических образов народного декоративного искусства.
  3. Расширять представление о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства; учить выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов (хохломского, городецкого, полхово-майданского, жестовского, гжельской керамики, вологодского кружева, филимоновской и дымковской игрушки); учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.
  4. Воспитывать желание заниматься декоративно-прикладной деятельностью; освоить характерные элементы, колорит, композицию данного промысла; уметь применять полученные знания в собственном творчестве; совершенствовать умение и навыки в рисовании.
  5. Формировать эстетический вкус; способствовать развитию изобразительного творчества, любознательности, воображения.

В процессе занятий дети знакомятся с образцами народного творчества,

приучаются видеть и любить искусство в его многообразии. Программа адресована учащимся 7-10 лет. Срок реализации программы – 2 года.

         При обучении по данной образовательной программе используются различные формы организации занятий: коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная. Режим занятий – 2 раза в месяц по 2 часа. Занятия проводятся со всем классом, по подгруппам.

Подведение итогов проводится в форме самооценки учащихся после каждого занятия, итоговых занятий в конце полугодия, анализа результатов участия детей в конкурсах и выставках. По итогам обучения проводится диагностическое исследование с целью выявления уровня полученных знаний, умений и навыков. Оно проводится в форме анкетирования, тестирования.

         Тематическое планирование занятий строится по народному календарю, связывается с традиционной северной народной культурой. Народные праздники определяют тематику занятий и время проведений. В конце каждого занятия проводится выставка детских работ, лучшие из них представляются на выставки разных уровней, служат для оформления интерьера.

Программа составлена в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей на основе приложения к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.

В отличие от типовых программ: «Ручное ткачество» (программа для внешкольных учреждений и образовательных школ «Культура быта», 1996 г.), Методическое пособие «Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет» Т.В.Королева, М.2009, Творческий ми) программа «Праздник в твоём доме» отличается сочетанием разнообразных видов деятельности. Учащиеся получают теоретические знания и практические навыки по работе с красками, бисером, солёным тестом, бумагой, тканью.

Общегодовая нагрузка по программе составляет:

1, 2 года обучения – 36 часов, 1 раз в 2 недели.

Методическое обеспечение программы: разработки игр, бесед, дидактические материалы к занятиям, технологические карты выполнения практических работ, наглядные пособия, видео и аудио-материалы.

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ Дополнительная образовательная программа «Праздник в моем доме»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»


Рассмотрено Утверждаю

на научно-методическом совете Директор МОУ ДОД ДЮЦ

Протокол № ___ от «___»_________ г. ____________ Г.А. Агапитова



. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Праздник в моем доме»

Срок обучения: 2 года

Возраст обучающихся: 7 – 10 лет


Составитель: Киселева Ирина Викторовна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Колпакова Апполинария Ивановна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории







Северодвинск

2012



Красоту, чистоту мы у древних берем,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем.


В. Высоцкий


Программа «Праздник в моём доме» имеет художественно-эстетическую направленность, помогает интеграции личности ребёнка в народную культуру, соответствует культурно-национальным особенностям Русского Севера. Программа прошла апробацию в течение 2-х лет. По итогам диагностики откорректирована и усовершенствована.

Народное искусство Русского Севера богато многообразием форм, обладает неисчерпаемым художественно-творческим потенциалом и является неиссякаемым источником развития художественной культуры народа. Народное искусство – сплав человеческого разума, душевной теплоты, мудрой фантазии. Оно глубоко воздействует на мир ребенка.

Программа актуальна, так как память – это мост, соединяющий сегодняшний день со вчерашним, настоящее с прошлым. Народное искусство – великая сила, которое связывает прошлое, настоящее и будущее. Всё, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.

Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научатся ли дети понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. А сколько всего передали нам в наследство мудрые наши предки! Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем.

Народное искусство – образное отражение действительности, язык символических образов. Прежде, понятный каждому человеку, он был своеобразным языком общения между людьми и выполнял функцию учебника жизни.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что благодаря ей происходит приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с народными обычаями, праздниками, традициями, некоторыми видами декоративно-прикладного искусства, формируются навыки практической деятельности обучающихся.

Новизна программы «Праздник в моём доме» отражена в сочетании получаемых обучающимися прочных знаний об истории соей родины, обычаев и традиций народов Русского Севера с практическими навыками в тех видах декоративно-прикладного творчества, которое получает постепенное возрождение через связь традиций и символических образов, используемых в северной росписи.

Цель – приобщение детей к истокам русской северной народной культуры, её наследию, формирование чувства любви и добра, воспитание патриотизма.

Задачи.

  1. Познакомить обучающихся с историей северной национальной культуры, обрядовыми праздниками, их традициями и обычаями; формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству. Воспитывать интерес к историческому прошлому своей родины.

  2. Познакомить с таинственным языком символических образов народного декоративного искусства.

  3. Расширять представление о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства; учить выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов (хохломского, городецкого, полхово-майданского, жестовского, гжельской керамики, вологодского кружева, филимоновской и дымковской игрушки); учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.

  4. Воспитывать желание заниматься декоративно-прикладной деятельностью; освоить характерные элементы, колорит, композицию данного промысла; уметь применять полученные знания в собственном творчестве; совершенствовать умение и навыки в рисовании.

  5. Формировать эстетический вкус; способствовать развитию изобразительного творчества, любознательности, воображения.

В процессе занятий дети знакомятся с образцами народного творчества,

приучаются видеть и любить искусство в его многообразии. Программа адресована учащимся 7-10 лет. Срок реализации программы – 2 года.

При обучении по данной образовательной программе используются различные формы организации занятий: коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная. Режим занятий – 2 раза в месяц по 2 часа. Занятия проводятся со всем классом, по подгруппам.

Подведение итогов проводится в форме самооценки учащихся после каждого занятия, итоговых занятий в конце полугодия, анализа результатов участия детей в конкурсах и выставках. По итогам обучения проводится диагностическое исследование с целью выявления уровня полученных знаний, умений и навыков. Оно проводится в форме анкетирования, тестирования.

Тематическое планирование занятий строится по народному календарю, связывается с традиционной северной народной культурой. Народные праздники определяют тематику занятий и время проведений. В конце каждого занятия проводится выставка детских работ, лучшие из них представляются на выставки разных уровней, служат для оформления интерьера.

Программа составлена в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей на основе приложения к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.

В отличие от типовых программ: «Ручное ткачество» (программа для внешкольных учреждений и образовательных школ «Культура быта», 1996 г.), Методическое пособие «Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет» Т.В.Королева, М.2009, Творческий ми) программа «Праздник в твоём доме» отличается сочетанием разнообразных видов деятельности. Учащиеся получают теоретические знания и практические навыки по работе с красками, бисером, солёным тестом, бумагой, тканью.

Общегодовая нагрузка по программе составляет:

1, 2 года обучения – 36 часов, 1 раз в 2 недели.

Методическое обеспечение программы: разработки игр, бесед, дидактические материалы к занятиям, технологические карты выполнения практических работ, наглядные пособия, видео и аудио-материалы.






















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I Г/О

Всякома мила своя сторона.

тема

Кол-во часов

1

Всякому мила своя сторона

2

2

Путешествие по карте Архангельской области

2

3

Жемчужина Севера- Соловки Северные жемчуга

2

4

Древо жизни

2

5

Поморская говоря

2

6

Традиция Рождества на Русском Севере

2

7

История новогодних игрушек

2

8

Подарок рождественской елке

2

9

Святки –Колядки

2

10

В гостях у кудесницы

2

11

Север-край былин и песен

2

12

Знакомство с традициями Масленицы

2

13

Благовещенье

2

14

Вербное воскресенье

2

15

Дорого яичко ко христову дню

2

16

Пасхальная карусель

2

17

Троица

2

18

Итоговое занятие « Сказочные вензеля»

2



36














СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I Г/О

1. Всякому мила своя сторона

Иметь представление:

  • о сельских и городских поселениях Русского севера ( посад, погост, починок, волостка, деревня.)

  • о рыбном промысле, морских пейзажах ,парусных судах, пристанях.

Знать:

  • требования к учащимся.

  • правила подготовки рабочего места

  • приемы работы кистью


Уметь: организовать рабочее место, при рисовании соблюдать правила перспективы, грамотно использовать цветовые сочетания, анализировать и сопоставлять, выполнять работу из бисера по представлению.


Теория

Первые поселения(сельские поселения , поселения городского типа). Особые пути развития Русского Севера. Организационное занятие. Знакомство с детьми. Сведения об учащихся.

Рассказ о коллективе. Вводный инструктаж. Планы и задачи на учебный год. Требования к учащимся. Расписание.

Исторические корни промысла. История возникновения бисера. Многообразие работ с бисером «1000 и 1 бисеринка».

Способы работы кистью, красками.

Практическая работа. «Морем живем - ему и песни поем» Индивидуальная творческая работа по представлению. Примерный перечень работ.

Работа по представлению


2. Путешествие по карте Архангельской области

Иметь представление:

  • о древних городах и каменной архитектуре Русского Севера.

Знать:

  • основные города на карте Архангельской области,

  • технические правила работы с цветными карандашами, маркерами;

  • технологию работы с бисером;

  • понятие « композиция», «орнамент»,

  • основы цветоведения,

  • порядок разработки изделия,

  • материалы, инструменты, приспособления для работы;

  • обозначения, схемы, правила чтения, схем,

  • приемы плетения.

Уметь:

  • образно представлять свою работу, владеть материалом, декоративно оформлять свою работу

  • выполнять практическую работу.

  • составлять декоративную композицию на бумаге

  • анализировать форму и пропорции частей предметов

Теория

Каменная архитектура Русского Севера

Древние города Севера( Холмогоры, Сольвычегодск, Мезень, Шенкурск ,Вельск, Архангельск( гостиные дворы.)

Технология изделия.

Знакомство с композицией и орнаментом. Знакомство с основами цветоведения. Знакомство с порядком разработки изделия. Качество работы. Материалы, инструменты, приспособления. Упражнения, снимающие утомление глаз.

Обозначения. Схемы. Знакомство с основными приемами плетения. Цепочка. Приемы плетения простейших цепочек и орнаментов в них.

Практическая работа. Запись обозначений. Зарисовка схем. Знакомство с приемами плетения. Работа по схемам. Расчет необходимого материала. Подбор бисера по цвету и размеру. Закрепление рабочей нити. Оформление работы.

«Древний город»- практическая работа с соленым тестом с последующей росписью.

« Белый храм»Коллективная работа. Плетение цепочек по заданной схеме.

Примерный перечень работ: сувениры


3. Жемчужина Севера- Соловки. Северные жемчуга.

Иметь представление:

  • о монастырях в истории Русского Севера.

Знать:

  • названия наиболее значимых монастырей и их географическое положение,

  • основные правила композиции;

  • приемы получения нужной тональности при смешивании 2-х и более цветов;

  • приемы плетения.

Уметь:

  • организовать рабочее место,

  • творчески подходить к работе, применять законы изобразительной грамоты;

  • применять приемы плетения на практике при изготовлении индивидуальной творческой работы;

  • передать настроение при помощи рисунка и цвета .

Теория

Знакомство с монастырями Русского Севера и их значением в жизни людей. Жемчужина севера – Соловки.

Практическая работа

Рисование по представлению (используя наглядный ряд)

Простейшие цепочки. Приемы плетения.

«Николо-Карельский монастырь»

Коллективная работа


Примерный перечень работ:

Индивидуальная творческая работа.

4.Древо жизни

Иметь представление:

О северной традиционной вышивке, росписях, традиционном узорном ткачестве.

Знать: значение древа жизни в традиционных ремеслах.

Уметь:. копировать по заданному образцу.

Теория традиционные ремесла Русского Севера ( вышивка, росписи, узорное ткачество.

Практическая работа Древо жизни в борецкой росписи (копирование прялок).

Примерный перечень

«Древо жизни»- индивидуальная творческая работа.

  1. Поморская говоря.

Иметь представление: о диалектах исторического поморья.

Знать: сказки на поморской говоре.

Уметь:

  • с помощью рисунка и цвета выразить тот или иной сюжет используя элементы композиции.

  • подбирать материал для индивидуальной работы и плести по заданной схеме.


Теория Сказки Писахова С.Г. и иллюстрации к ним.

Практическая работа: иллюстрирование сказок Писахова С.Г. , необычных слов.

Примерный перечень работ

«Живые узоры»- коллективная работа

  1. Традиции Рождества на Русском Севере

Иметь представление: об особенностях традиции Рождества на Русском Севере.

Знать: традиции Рождества.

Уметь:.

  • владеть приемами стилизации, пользоваться контрастными цветами при работе с цветом, аккуратно выполнять работу;

  • пользоваться изученными схемами и приемами работы с бисером при выполнении индивидуальной работы.

Теория

  • Элементы орнамента. Тиражная графика. Декоративная переработка форм.

  • История новогодних игрушек.

Практическая работа

  • эскиз новогодней открытки

  • отработка приемов наложения на цепочку

Примерный перечень работ: «Рождественская звезда»



7.История новогодних игрушек.

Иметь представление: об особенностях традиции Рождества на Русском Севере.

Знать: культурно- бытовых традициях .связанных с встречей Нового года и рождества.

Уметь:. анализировать формы и фантазировать, вырезать нужные силуэты из бумаги, пользоваться инструментами , материалами и приспособлениями.

Теория . Сказка о рождественской елке. Знакомство с Рождественской традицией. Тематические беседы об истории праздника, традициях Рождества в России. Рождественские поздравления. История рождественской открытки.

Прямое плетение. Изготовление схемы изделия. . Знакомство с приемами плетения: прямых участков Расчет необходимого материала. Чистота и качество работы. Изготовление новогодних игрушек. История. Многообразие видов.

Практическая работа.

« В мастерской Деда Мороза»

( практическое занятие по изготовлению игрушек своими руками)

Примерный перечень работ: игрушки.

  1. Подарок рождественской елке.


Иметь представление: об особенностях традиции Рождества на Русском Севере.

Знать: традиции новогодних и рождественских праздников.

Уметь:. выполнять приемы работы с соленым тестом, составлять декоративную композицию из простых геометрических элементов

Теория « Козуля- не только пряник в доме, но и радость». Козуля- традиционный северный пряники елочная игрушка.

Практическая работа

  • мукосольки поморские с последующей росписью,

  • рождественский колокольчик

Примерный перечень работ: новогодние и рождественские подарки

  1. Святки-колядки.

Иметь представление: о святочных традициях на Русском Севере.

Знать: святочные обычаи наших предков

Уметь:. грамотно и самостоятельно выбирать сюжет , уметь пространственно представлять его и выражать задуманное в цвете.

Теория знакомство с традиционными праздниками Зимы.

Практическая работа

  • рисование сюжетной композиции,

  • отработка приемов работы с бисером.

Примерный перечень работ: сюжетная композиция «Зимние забавы»


  1. В гостях у кудесницы.



Иметь представление :о занятиях традиционными ремеслами в зимний период

Знать: характерные особенности мужских и женских ремесел Русского Севера.

Уметь:.

  • подобрать нужные цвета на палитре, владеть примами работы по сырому, рисовать по памяти;

  • подбирать материал по цвету и размеру, работать по заданной схеме.

Теория Традиционные праздники зимы Аксинья- полузимница. Какова Аксинья- такова и весна.

Практическая работа

  • рисование по памяти,

  • плетение по заданной схеме бисером разного размера.

Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.

11. Север-край былин и песен.



Иметь представление: о фольклоре Русского Севера.

Знать: частушки, пословицы, поговорки.

Уметь:.

  • выражать на бумаге при помощи карандаша и красок задуманное, творчески подходить к заданию,

  • отработка приемов работы с бисером разного цвета и разной геометрической формы.


Теория Удивительное явление- частушка. Частушки, пословицы ,поговорки, былины и загадки.

Практическая работа : рисуем отгадки к загадкам. Иллюстрирование.

Примерный перечень работ : закладки для книг



12. Знакомство с традициями Масленицы

Иметь представление: о традиции встречи и проведения масленичной недели.

Знать: простые рецепты выпечки блинов.

Уметь:.

  • грамотно расположить сюжет с учетом правил композиции, последовательно выполнять рисунок в карандаше и красками,

  • применить изученные приемы работы с бисером при изготовлении открытки

Теория Знакомство с традициями Масленицы Масленица объедуха, деньгам приберуха. Блин не клин- живот не расколет. Блины брюха не портят.

Масленичный поезд на Поморье всегда был одним из главных атрибутов.

Практическая работа Сюжетная композиция» Гулянье на Масленицу». Отработка приемов работы с бисером.

Примерный перечень работ : открытка.



13. Благовещенье.

Иметь представление: о празднике «Благовещенье».

Знать: традиции, связанные с этим праздником.

Уметь:

  • создавать образ весны при помощи цветового решения и воображения, составлять простые композиции,

  • оформлять праздничные сувениры.

Теория Стихи про весну , предания о празднике.

« С нами чудо из чудес - Благовещенье с небес»

« Благовещенье встречаем - птиц на волю выпускаем»

Практическая работа

  • рисование на тему,

  • оформление сувениров.

Примерный перечень работ: сувениры.



14 . Вербное воскресенье.

Иметь представление: о традиционном православном празднике

Знать: особенности праздника

Уметь:.

  • владеть приемами композиции, при помощи незатейливого материала выполнять задуманное,

  • использовать нетрадиционный материал (бусины, пуговицы) при изготовлении сувениров на заданную тему.


Теория История и традиции праздника, приемы аппликации.

Практическая работа : аппликация из бумаги « Веточка вербы», поздравительная открытка

Примерный перечень работ: открытки.





15. « Дорого яичко ко Христову дню»

Иметь представление: о празднике и его значении в жизни предков.

Знать: особенности пасхального стола.

Уметь:.

  • самовыражаться с помощью цвета и формы, подбора простых геометрических элементов строить орнамент,

  • изготовить сувенир к празднику.

Теория . История праздника, сказки, пословицы, поговорки о Пасхе, пасхальный стол, пасхальные подарки.

Практическая работа

  • роспись пасхальных яиц,

  • пасхальные яйца с бисером.

Примерный перечень работ: пасхальные сувениры.





16.Пасхальная карусель


Иметь представление: о празднике и его значении в жизни предков.

Знать: традиции праздника.

Уметь:.

  • рисовать традиционные элементы орнамента создавая различные узоры,; пользоваться цветом, пользоваться таблицами,

  • изготовлять сувениры для украшения пасхального стола.

Теория . Пасхальный стол., оформление.

Практическая работа

  • эскиз писанки,

  • сувенир для оформления пасхального стола.

Примерный перечень работ: пасхальные сувениры.

17. Троица

Иметь представление: о традиционном празднике.

Знать: обрядовые праздники своей малой родины

Уметь:.

  • выполнять коллективную работу, использую доступные выразительные средства.

  • изготовлять и оформлять сувенир, используя полученные знания, умения, навыки

.

Теория . История и традиции праздника , сказки, пословицы и поговорки, связанные с ним.

Практическая работа

  • объемно-пространственная композиция « Хоровод вокруг березки»,

  • плоскостная аппликация « Березкин хоровод»

Примерный перечень работ: сувениры.

18.Сказочные вензеля.

Иметь представление: о празднике Славянской письменности и культуры.

Знать: историю появления русской азбуки.

Уметь:

  • графически и аккуратно выражать задуманное, творчески подходить к выполнению задания,

  • оформит свою монограмму с помощью фрагментов, выполненных из бисера.

.

Теория .История праздника, азбуки. Сказки про буквы.

Практическая работа

  • эскиз буквицы,

  • оформление монограммы

Примерный перечень работ: сувениры в виде букв.





















































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I1 Г/О

тема

Кол-во часов

1

«Вздвиженье»

2

2

Трофимовские посиделки

2

3

Покров- конец хороводам

2

4

Фекла запрядальная

2

5

Тайна- птицы-девицы.

2

6

Под крылом Архангела Михаила

2

7

Щепная птица

2

8

Никольская ярмарка.

2

9

Солнцеворот

2

10

Зимние святки

2

11

Емелина неделя

2

12

Масленица

2

13

Прощеное воскресенье

2

14

Евдокиев день

2

15

Дарья – обманный день

2

16

Пасха

2

17

Егорье день

2

18

Веселая ярмарка

2



36


















Учебно-тематический план 2 года обучения

« Помни: мира не узнаешь, не зная края своего»

1.«Вздвиженье»

Иметь представление: о праздниках из народного календаря.

Знать: народные приметы Поморья.

Уметь:. рисовать по памяти, передавать свои впечатления при помощи цвета.

Теория . Осенины. Праздник печеной картошки. Народные приметы Поморья

Практическая работа

  • рисование по памяти и представлению «Родная стихия помора- море»,

  • приемы параллельного плетения , коллективная работа «Вальс осенних листьев».

Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.

2.Трофимовские посиделки

Иметь представление: о народном костюме Поморья.

Знать: традиции и обычаи Русского Севера.

Уметь:.

  • аккуратно и творчески выполнять работу, соблюдая пропорции человека,

  • изготовлять простейшие элементы традиционного женского костюма..

Теория . Традиционный костюм Русского Севера.» Пошли Бог гостей- и хозяин будет сытей». Игры в «Жениха и Невесту».

Практическая работа

  • эскиз ансамбля женского и мужского костюма русского Севера,

  • изготовление простейшего ожерелья.

Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.



3. Покров- конец хороводам

Иметь представление: о православном празднике « Покров Пресвятой богородицы»

Знать: особенности традиционных ремесел на Русском Севере.

Уметь:

.

Теория .Покров-конец хороводам, начало посиделок. Северная свадьба. .кузьминки-проводы осени, встреча весны.

Практическая работа экскурсия



4. Фекла запрядальная

Иметь представление: о бытовой культуре поморов.

Знать: названия основных росписей родного края.

Уметь: копировать предложенные варианты узоров.

Теория . Знакомство с бытом поморов, прялками , росписями на них.

Практическая работа

  • копирование традиционного пермогорского узора из растительных элементов,

  • плетение на проволоке, цветы из бисера.

Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.

5. Тайна Птицы-девицы.

Иметь представление: о символах и семантике северных росписей.

Знать: значение символов.

Уметь:.

  • нарисовать свою птицу Сирин и оформить вкруг из треугольников,

  • выполнять наложение на элементы параллельного плетения из бисера.

.

Теория .Сказки о волшебных птицах, традиционных росписях.

Практическая работа

  • нарисовать свою птицу Сирин и оформить вкруг из треугольников,

  • выполнять наложение на элементы параллельного плетения из бисера

Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.

6.Под крылом Архангела Михаила.

Иметь представление: о небесном воинстве.

Знать: особенности свадебного костюма Поморья, символику вышивки.

Уметь:.

  • правильно передавать пропорции фигуры и цветом выражать главное в рисунке,

  • использовать в работе приемы плетения « в крест».

Теория. День рождения Архангельской области. рождения Архангельской области

Михайлов день.

На Груманте начинается полярная ночь.

Практическая работа

  • традиционный свадебный костюм,

  • монастырское плетение.(ожерелок)

Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.



7.Щепная птица

Иметь представление: об истории традиционной северной игрушки.

Знать: историю щепной птицы и шеркунка.

Уметь:.

  • создавать из бумаги задуманный образ.

Теория . Птица счастья. Шаркунок.. «Дай крестьянину топор, и он починит доже часы»

Практическая работа

  • птица счастья из бумаги.

Примерный перечень работ: сувенир-птица.



8.Никольская ярмарка.

Иметь представление: о деревянном зодчестве.

Знать: особенности деревянного зодчества на Русском Севере

Уметь:

  • изображать а пространстве грани домов соблюдая правила перспективы включая природу,

  • изготовлять фрагменты картины из бисера.

Теория .Вечеринки. Беседки Лявля. Заостровье Никольская ярмарка.

Практическая работа

  • «Деревни поморские» сюжетная композиция,

  • «Никольская ярмарка» аппликация.

Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.

9.Солцеворот

Иметь представление: о традиции , связанной с этим праздником.

Знать: традиции зимних праздников.

Уметь:

  • фантазировать и графически отражать придуманное на бумаге, применять знания линейной перспективы на практике,

  • применять разные изученные приемы работы с бисером при изготовлении фрагментов коллективной работы.

Теория .

Теория . От Спиридона солнце на лето- зима на мороз.


18 января- старого стиля начинается полярная ночь, в полдень показывается утренняя заря, а с 2 февраля старого стиля появляется солнце, световое время увеличивается ,постепенно переходя в беззакатный трехмесячный день.

Практическая работа

  • «Зимушка зима»

    Аппликация.


    « Здравствуй, гостья- зима!» Эскиз зимнего пейзажа по представлению.

  • « Зимушка-зима» аппликация.

Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.



10 .Зимние святки

Иметь представление: о рождественском выртепе, колядках и козулях.

Знать: традициях и обычаях Руского Севера.

Уметь:.

  • самостоятельно придумывать узор из простых элементов и грамотно располагать его на основе,

  • применять изученные приемы при изготовлении сувениров..

Теория . Святочные посиделки. Рождество. Рождественский вертеп .Колядки. Родословная козули.

Практическая работа

  • роспись козуль( практические упражнения)

  • праздничный ангел( параллельнок плетение).

Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.

11. Емелина Неделя

Иметь представление: о традиционных сказках Русского севера.

Знать: сказки Писахова С.Г.

Уметь:.

  • с помощью рисунка и цвета выделять основное и интересное в сюжете, грамотно используя элементы композиции,

  • Использовать разные приемы плетения при выполнения работы..

Теория .Сказки Писахова С.Г.

Практическая работа

  • Конкурс рисунков по сказкам Писахова С.Г.

  • « Мир русского слова»-сказосные слова ( ангел)

Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.

12 Масленица

Иметь представление: о значении Масленицы в жизни людей.

Знать: о традициях праздника.

Уметь:.

  • передавать свое отношение при помощи цветовой гаммы, грамотно изображать предметы в пространстве,

  • изготовлять сувениры для оформления Масленицы.

Теория . Фольклерный праздник с блинами.

Практическая работа

  • «Как на масляной неделе, в потолоок блины летели..»

Сюжетная композиция

  • Символ Масленицы- солнце.

Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.


13.Прощеное воскресенье.

Иметь представление: о традиционных православных пращдников.

Знать:

Уметь:.

  • передавать графически настроение, грамотно компоновать задуманную композицию,

  • применять примы низания бисером.

Теория . Прощеное воскресенье. Традиция и современность.

Практическая работа:

  • Взятие снежной крепости.( Крепость « Зима» и «Весна») сюжетная композиция.

  • Отработка приемов низания при выполнении индивидуальной работы.

Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.

14 Евдокиев день

Иметь представление: о особенности встречи весны на Русском Севере.

Знать: основные правила работы с пластилином, пластичными материалами.

Уметь:.

  • пространственно мыслить и владеть глазомером, пользоваться материалом.

  • применять различные материалы оформлении работ с бисером.

Теория . Величание весны. Евдокия весну сряжает

Практическая работа

  • Каргопольские «тетерки»- практическая работа с соленым тестом.

  • Весенний подарок.

Примерный перечень работ: сувенир.



15.Дарья- обманный день

Иметь представление: о народных праздниках.

Знать: о особенности встречи весны на Русском Севере.

Уметь:.

  • самостоятельно выбирать сюжет по заданной теме и при помощи красок отражать нежность и красоту весенней природы.

.

Теория . Игра «Веришь-не веришь»

Практическая работа

  • Живописный этюд весеннего пейзажа

  • Весенняя сказка

Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.





16. Пасха.

Иметь представление: о сказках, преданиях о традициях Пасхи.

Знать: о русской народной традиции проведения праздника Пасхи на Русском Севере.

Уметь:.

  • украшать яйца, используя цвет и несложные элементы традиционного орнамента.

  • изготовлять и украшать бисером пасхальные открытки.

Теория . Пасхальные яйца. Способы украшения.

Практическая работа:

  • декоративное рисование «Яичко расписное»

  • открытка « Пасхальное яйцо»

Примерный перечень работ: сувениры.

17. Егорьев день

Иметь представление: о народном празднике.

Знать: характерные особенности жилища русского севера, хозяйственных построек.

Уметь:.

  • грамотно располагать задуманное композиционно, владеть цветом,

  • приемы оформления игрушек бисером.

.

Теория . Слава нашему дому- слава нашему домовому. Пословицы , поговорки, песни, обычаи, приметы, заговоры, легенды.

Практическая работа :

  • рисуем сюжеты к пословицам,

  • «Никтошки»- изготовление игрушки.



Примерный перечень работ: игрушки – сувениры.

18. Веселая ярмарка.

Иметь представление: об организации выставок.

Знать: требования к выставочным работам

Уметь:. оформить и представить работу на выставку.

.

Теория . Ненакса. Петр и павел. Петровские гуляния. Веселая ярмарка.

Практическая работа оформление выставки

. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ОБЪЕДИНЕНИЯ



Отношение к себе и людям

Отношение к делу

Низкий уровень

1 – 3 балла

1. Находится на занятиях без желания. Не принимает участие в коллективном творческом процессе.

2. пришел в объединение «за компанию». Не может определиться – зачем ему это надо.

3. В объединение привели родители, учителя. Редко, под влиянием внешних факторов проявляет интерес к деятельности.

1. Не проявляет старательности, работу не доводит до конца, присутствует больше как наблюдатель.

2. Берется за работу с желанием, но не доводит до конца, присутствует по необходимости.

3. Изредка проявляет старательность, чтобы избежать критики.

Средний уровень

4 – 6 баллов

4. Периодически стремится к творческой деятельности, побуждаемый желанием выделиться среди других.

5. Часто стремиться к совместной деятельности в целях общения и самовыражения.

6. Регулярно стремиться к творческой деятельности, старается хорошо выполнять дело.

4. Участвует в творческой работе, пытается справиться с трудностями, но не хватает знаний и умений.

5. Может работать с интересом, особенно если хочет выделиться перед другими.

6. Работает добросовестно, ждет одобрения педагога.

Высокий уровень

7 – 10 баллов

7. Участвует в творческом процессе, проявляется мотив самореализации.

8. Участвует в творческом процессе потому, что получает от этого удовольствие.

9. Участвует в творческом процессе, побуждаемый потребностью в самореализации.

10. Активно стремиться к совместной творческой работе, имеет большой творческий потенциал.

7. Работает добросовестно, старательно доводит работу до конца.

8. Любую работу выполняет старательно и до конца, считает, что иначе нельзя.

9.Ответственно подходит к любой работе. Проявляет творчество, фантазию.

10. Активное, творческое отношение к работе.



















ДИАГНОСТИКА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


№ п/п

ЦЕЛЬ

МЕТОДЫ

ОБЪЕКТ

СРОК

1.

Выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся по учебному предмету

Тестирование,

анкетирование наблюдение

(нулевые и итоговые срезы)

Учебные группы


Октябрь

Апрель

2.

Выявление степени сплоченности и эмоциональной общности коллектива.

Методика изучения детского коллектива.

Тестирование

Учебные группы


Ноябрь

3.

Определение психологического климата в учебной группе.

Методика определения псих. Климата в группе методом цветописи.

Тестирование

Оценочные листы

Учебные группы




Январь

Февраль

4.

Выявление степени сформированности побудительных умений учащихся

анкетирование

инд.инф. карты

Учебные группы

Март

5.

Определения уровня исполнительского мастерства ребенка.

Участие в городских, областных конкурсах, фестивалях

индивид. информ. карты участ.

Учащиеся

В теч. года

6.

Выявление степени удовлетворенности родителей учебно-воспитательным процессом в учреждении

анкетирование


Апрель

май






Список литературы


Правовая нормативная база:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266 – 1 (ред. от 16.03.2006).

  2. Конвенция о правах ребенка.

  3. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993).

  4. Письмо Минобразования РФ «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» от 20.05.2003 № 28-51-391/16.

  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.4.4.1251-03» от 03.04.2003 № 27.

  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 233 (ред. от 01.02.2005) «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»

  7. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 31.12.2005).

  8. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 21.12.2004).


Основная литература:

  1. Артамонова Е. Украшение и сувениры из бисера. – М: Изд-во «Энциклопедия – Пресс», - 1999.

  2. Бисероплетение. – С-Пб: Изд-во «Корона Принт», - 1999

  3. Виноградова Е. Браслеты. – С-Пб: «Валерии СГЩ», - 1999

  4. Вышивка Крестом. – С-Пб: Изд-во «Корона Принт», - 1999

  5. Дашкевич Е. И снова фенечки! – С-Пб: Изд-во «Кристалл», - 2001

  6. Зайцева Н. Бисер. – М: «АСТ-Пресс», - 2000

  7. Искусство бисероплетения (Культура и традиция). – М: «Современная школа», - 1999.

  8. Котова А.С., Котова И.Н. Бисер. – Издательский дом: «МиМ», - 1999

  9. Крайнева И. Мир бисера. – С-Пб: Изд-во «Литера», - 1999.

  10. Ляутина М. Бисер. – М: «АСТ-Пресс», - 1999

  11. Рукоделие. – М: «АО «Асцендент», - 1993.

  12. Сколотнева Е.И. Бисероплетение. – С-Пб: Изд-во «Золотой век», - 1997

  13. Художественное шитье древней Руси в собрании Загорского музея.-
    1983


Дополнительная литература:

  1. Богуславская И.Л. Северное сокровище. Архангельск: «С-З КИ», - 1980

  2. Гемп К.. Сказ о Беломорье. – Архангельск: «С-З КИ», - 1983

  3. Живая традиция. Народная культура русского Севера. Архангельск: «Изд-во ПГУ», - 1998

  4. Народный костюм и современная молодежная культура. – Архангельск: «Изд-во ПГУ»,- 1999

  5. Путешествия в древнюю Русь. – М: Изд-во «Владос», - 1995

  6. Поморская сага. – М: Изд-во «Советская Россия», - 1984

  7. Русская народная словесность. – М: «Просвещение», - 1994

Традиционные ремесла Нижегородского края. – М: Изд-во «Родник», -1996



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!