СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа духовно-нравственного воспитания «Формирование основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольный возраст – самый благоприятный для воспитания у детей правильных привычек, для усвоения культурных традиций питания, формирование вкусовых пристрастий, стереотипов пищевого поведения, формирование принципов правильного питания.

В настоящее время в России в связи с глубоким общественно-экономическим кризисом произошло резкое снижение показателей здоровья и социальной защищенности детей. Это привело, в частности, к тому, что на этапе поступления в школу, как показывают обобщенные данные последних лет, в среднем 28% детей имеют хронические заболевания.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа духовно-нравственного воспитания «Формирование основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста»»



Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка - детский сад № 102 г. Томска.



Рассмотрена: Утверждаю:

на педагогическом совете №___ Заведующий МАДОУ № 102

Протокол №______ от____________ ______________ О.В. Кузнецова

«___»_________2017г. «___»_________2017г.











Дополнительная образовательная программа духовно-нравственного воспитания

«Формирование основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста»

(возраст детей 6-7 лет) Срок реализации программы 1 год











Автор: Лазарева О.А.

г. Томск - 2017 г.



СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка……………………………………….....……….…3

    1. Актуальность…………………………………………………….. 4

    2. Новизна……………………………………………………………4

    3. Цель и задачи программы………………………………………..5

    4. Сроки реализации программы………………………………….. 5

    5. Результаты образовательной деятельности…………………… .5

    6. Формы подведения итогов реализации программы……………5

2.Содержание программы………………………………….……………….…6

2.1 Интеграция образовательных областей…………………………6

2.2 Методическое обеспечение………………………………………6

2.3Дидактический материал и техническое оснащение……………7

3. Тематический план……………………………………………..……………8

4.Комплексно-тематическое планирование…………………………….…...10

5. Педагогическая диагностика………………………………………………13

5.1 Уровни освоения программы…………………………………….13

5.2 Сводная таблица диагностики уровня освоения программы…...14

6. Список литературы…………………………………………………..……..15

























  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольный возраст – самый благоприятный для воспитания у детей правильных привычек, для усвоения культурных традиций питания, формирование вкусовых пристрастий, стереотипов пищевого поведения, формирование принципов правильного питания.

В настоящее время в России в связи с глубоким общественно-экономическим кризисом произошло резкое снижение показателей здоровья и социальной защищенности детей. Это привело, в частности, к тому, что на этапе поступления в школу, как показывают обобщенные данные последних лет, в среднем 28% детей имеют хронические заболевания.

Данные научных  исследований показывают, что здоровье зависит от следующих факторов: медицинского обслуживания, наследственности, экологии и образа жизни.

В связи с этим особую роль приобретает дошкольное обучение, где закладывается основа отношений человека с окружающим миром и начинает просыпаться интерес к своему организму. Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы нашего ДОУ.

В работе с дошкольниками я реализую программу «Детство» (Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой СПб. «Детство-пресс» 2011г.).  В программе, на мой взгляд, уделено недостаточно внимания изучению правильного питания и ЗОЖ, так как в формировании ЗОЖ наиболее эффективна комплексная и системная работа, когда постепенно формируются основы гигиены и режима питания, дается представление о полезной пище и необходимых питательных веществах.

Поэтому я составила дополнительную образовательную программу духовно-нравственного воспиатения дошкольников «Формирование основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста».

Разрабатывая программу, я стремилась к тому, чтобы выстроенная мной система, гармонично вписывалась в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям.



1.1 АКТУАЛЬНОСТЬ

Здоровье детей в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны.

Мои наблюдения показывают, что с самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. За последние годы наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду.

Дошкольникам свойственна высокая активность в познании окружающего мира. Поэтому, у меня как у педагога имеется реальная возможность привлечь внимание ребёнка к укреплению и сохранению его здоровья. А сохранение здоровья человека находится в прямой зависимости от питания.

Это доказывает актуальность и значимость обучения дошкольников основам правильного питания.

    1. НОВИЗНА

Стоит отметить, что занятия в ДОУ чаще всего начинаются с того, что педагог объявляет тему. Затем идёт беседа, после которой выполняется закрепление учебного материала. В конце занятия мы подводим итоги.

Новизна программы «Формирование основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста», заключается в содержании практической части. Это цепочка постепенно усложняющихся занятий, логически связанных с мероприятиями в повседневной жизни.

Основными формами реализации программы являются: игровая деятельность, проектно-исследовательская работа, групповые дискуссии, наблюдения, мозговой штурм, коллективная работа, что соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, отличительной особенностью данной программы от уже существующих является не просто теоретические занятия, а погружение детей в социальную практику формирования культуры здорового питания.




1.3 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: формирование у детей основ правильного питания, как составляющей здорового образа жизни. Задачи:

  • расширять знания детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья;

  • формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием;

  • пробуждать у детей интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем;

  • способствовать освоению детьми практических навыков рационального питания;

  • просвещать родителей в вопросах организации рационального питания детей.

1.4 СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

Программа «Формирование основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста» рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня, по подгруппам - 30 минут. Общий объём учебного времени составляет 17 часов (теоретических – 12ч30мин., практических – 4ч30мин.). Работа ведется в интеграции с воспитателями и квалифицированными специалистами ДОУ.


1.5 РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 В ходе реализации программы «Формирование основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста» дети будут знать о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, правилах гигиены, научатся сервировать стол и соблюдать правила этикета. Приобретут знания о традициях и кулинарных обычаях народов мира.

Дошкольники приобретут умение принимать самостоятельные решения, научатся составлять индивидуальное меню и применять полученные знания в своей дальнейшей жизни.


1.6ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • проведение диагностики;

  • участие детей в творческих конкурсах рисунков и поделок ;

  • проведение открытых мероприятий для родителей, педагогов, гостей детского сада (мастер-классы, семинары-практикумы, творческие презентации и др.)





  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание образовательной деятельности программы «Формирование основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста» нацелено на приобщение детей к ценностям здорового образа жизни – одному из важнейших факторов сохранения здоровья.

Полученные ребенком знания и представления о правильном питании, позволят ему найти способы укрепления и сохранения здоровья, а приобретенные навыки помогут осознанно выбрать значимые для него компоненты здорового образа жизни.


2.1 ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Речевое развитие. Во время занятий происходит активное развитие диалогической речи. Формируется новая форма речи - монолог. Развивается связная речь. У детей продолжает развиваться: лексика, звуковая сторона и грамматический строй речи. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. Дети приобщаются к словесному искусству, развивая художественное восприятие.

Познавательное развитие. С детьми проводятся: наблюдения, рассматривание природных объектов. Данные виды деятельности предполагают развитие любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; представлений о ценностях нашего народа; о традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Социально-коммуникативное развитие. Во время занятий дети учатся общаться и помогать друг другу. Проявляют самостоятельность в решении различных задач, которые возникают в повседневной жизни.

Физическое развитие. Во время занятий применяются здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы).

Художественно-эстетическое развитие: Во время проведения занятий у детей формируется интерес к эстетической стороне окружающей действительности; происходит удовлетворение потребности детей в самовыражении; развивается продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликации).


2.2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Занятия с детьми проводятся в группе. Предметно-пространственная среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

Групповое пространство разделено на зоны. Это вызвано тем, что нет однозначного соответствия между видом деятельности и материалом. Многие материалы полифункциональны и могут использоваться как для игровой, так и для продуктивной и исследовательской деятельности, проведения НОД.

Для размещения демонстрационного материала имеются магнитная доска, малый и большой мольберты. Для каждого ребёнка оборудовано рабочее место. Дети могут свободно перемещаться по группе.

Все необходимые для работы материалы находятся в доступном для детей месте.



2.3 ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ


  • Картотека дидактических игр по «Правильному питанию»;

  • Плакаты;

  • Карточки-алгоритмы опытов и экспериментов;

  • Игрушки;

  • Микроскоп;

  • Лупы;

  • Контейнеры с видами круп;

  • Мерная посуда;

  • Глобус;

  • демонстрационный материал и альбомы: «Еда без вреда»;

« Овощи и фрукты полезные продукты»; «Щи да каша пища наша», «Традиции русского гостеприимства» и т. д по всем темам;

  • Муляжи фруктов и овощей

  • книги с иллюстрациями:

Мэри Пэт Фергюс «Рецепты для маленьких кулинаров. Готовим для мамы, папы и друзей»;

К.С. Ладодо, Л.В. Дружинина  «Энциклопедия детского питания от рождения до школы»;

Братушева А.М. Русская кухня. - М.: Эксмо,2012;

Верзилин.Н По следам Робинзона Л. 1974;

Кондова С.Н. Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990;

Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1990;

Лом И.М. Правила хорошего тона.- С.,Ариэль, 1993;

Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов.М., 2000

  • картотека фото, видео материалов по теме «Правильное питание»

  • магнитофон;

  • ноутбук












3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

1.Диагностика ЗУН детей в области правильного питания.

2.«Советы Хозяюшки»

3.«Культура поведения за столом. Сервировка стола»

30мин.


30 мин.

-

-

-


30 мин.

4.«Для чего мы едим?»

5.«Поговорим о правильном питании»

6.«Какие продукты полезны?»

7.«Праздник урожая» (выставка)

30мин.

30 мин.

30 мин.


-

-

-

30 мин.

8.«Гигиена питания» (практич. работа)

9.«Какие правила я выполняю»

10.«Чем не стоит делиться?»

11.«Законы питания»

-

30 мин.

30 мин.

30 мин.

30мин.

-

-

-

12.«Плох обед, если хлеба нет»

13«Хочешь есть калачи – не сиди на печи»

14.«Традиции гостеприимства народов России»

15 15.« Хлебушек душистый, теплый, золотистый» (лепка из соленого теста)

30мин.

30мин.


30 мин.


-

-

-

-


-


30 мин.

16.«Так вот ты какая, каша!»

17«Горшочек с кашей» (аппликация из крупы)

18.«Отгадай название сказки»

30мин.

-

30 мин

-

30мин.

-

19.«Поварята»

20.«Секреты обеда»

21.«Полдник. Время есть булочки»

22.«Пора ужинать»



30мин.

30 мин.

30мин.

30 мин.


-

-

-

23.«Где найти витамины весной»

24.«Морские продукты»

25.«Вкусные истории» ( совместная работа с родителями -коллажи)

26.«На вкус и цвет товарищей нет

30мин.

30мин.

3

3 30 мин.

-

-

30 мин.


-

27.«Как утолить жажду»

28.«Праздник чая»

29.«Коровушка, Буренушка, дай молочка»

30.«Соки из овощей, ягод и фруктов»

30мин.

-

30мин.


30 мин.

3

-

30мин.

-


-

31.«Меню спортсмена»

32.«Витаминный салат» (изготовление простых салатов из овощей)

33.«Самоанализ своего здоровья»

  1. Диагностика знаний, умений и навыков детей в области здорового питания

30мин.

-.

30мин.


30 мин.


-

30мин.

-


-

Всего занятий в год


225*30мин =12ч30мин


9*30=4ч30мин =+мин=4ч30мин.

34*30мин =17ч










































4. КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Месяц

Тема

Цель и задачи





Сентябрь

Диагностика ЗУН детей в области правильного питания .

Выявить уровень знаний детей в области здорового питания . Дать первоначальное представление о полезных продуктах.


«Советы Хозяюшки»

Совершенствовать ЗУН детей по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований. Развивать наблюдательность, диалоговую речь


«Культура поведения за столом. Сервировка стола»

Развивать у детей потребность в здоровом образе жизни; воспитывать желание быть культурным; учить правилам поведения за столом, познакомить с понятием «этикет»; объяснять последовательность расстановки приборов для обеда







Октябрь



«Для чего мы едим?»

Познакомить детей с героями программы.

Формировать представление о необходимости заботы о своем здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

«Поговорим о правильном питании»

Формировать у детей представления о полезных и неполезных продуктах. Уточнить продукты, которые относятся к не полезным. Продолжать знакомить детей с понятием «витамины»

«Какие продукты полезны?»


Учить различать полезные и вредные продукты.

Дать знания о том, какие продукты нужно есть каждый день, какие продукты нужно есть не каждый день или в небольших количествах, какие продукты нужно есть не часто.

«Праздник урожая»

( выставка)

Закреплять умение различать овощи и фрукты, узнавать их по описанию, называть их. Закрепить знания о пользе овощей и фруктов для человека.


Ноябрь

«Гигиена питания»

Рассказать и показать детям о правилах гигиены перед едой, во время и после еды.

«Какие правила я выполняю»

Закреплять знания о правилах гигиены.


«Чем не стоит делиться?»

Формировать знания детей о том, чем можно делиться с товарищем, а чем нельзя. Формировать представления об основных принципах гигиены питания.


«Законы питания»

Дать знания о том, что от того, как, сколько и когда мы едим, зависит физическая, умственная работоспособность, наш внешний вид. Рассказать о вреде переедания

.








Декабрь


«Традиции гостеприимства народов России»



Формировать представления детей о культуре гостеприимства народов населяющих Россию.

Обогащать словарь детей выражениями: «гостеприимство», «многонациональность».

Воспитывать детей в духе доброжелательного отношения к людям разных народов; уважительное отношение к хлебу; гордость за свой детский сад, сплоченность и дружбу в детском коллективе.


«Плох обед, если хлеба нет»

Рассказать детям о полезных веществах, содержащихся в хлебе, о необходимости бережного отношение к хлебу, к людям, которые его делают.


«Хочешь, есть калачи – не сиди на печи»

Познакомить детей с пословицами о хлебе, обсудить их значение.


« Хлебушек душистый, теплый, золотистый» (лепка из соленого теста)

Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование. Продолжать учить анализировать и делать выводы. Углублять и расширять знания детей о процессе выращивания хлеба. Закреплять название разных хлебобулочных изделий. Закрепить умения детей изготавливать хлебобулочные изделия из соленого теста.





Январь


«Так вот ты какая, каша!»

Формировать представление о том, из чего варят кашу; о завтраке, как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.


«Горшочек с кашей»

Провести с детьми эксперимент с крупой, познакомить их с нетрадиционной техникой аппликации с помощью различной крупы. Создать работу из семечек, гречневой и пшенной крупы.



«Угадай сказку»

Предложить детям прослушать отрывки из сказок или рассказов, «героем» которых является каша, угадать название и автора произведения.







Февраль




«Поварята»

Учить детей различать крупы, из которых готовятся каши; называть растения, из которых получают соответствующие крупы.




«Секреты обеда»

Формировать представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре.


«Полдник. Время есть булочки»

Познакомить детей с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктов.


«Пора ужинать»

Рассказать детям о том, что ужин - время последнего приема пищи, какие продукты нужно есть на ужин.







Март







«Где найти витамины весной»

Расширить знания детей об овощах как полезных продуктах, содержащих в себе питательные ценности; выделить особенно содержание в них витаминов,  которых не хватает организму весной.

«Морские продукты»

Познакомить детей с продуктами моря, рассказать об их пользе и содержании в них редких минеральных веществ. Познакомить детей с блюдами, которые можно приготовить из морепродуктов.


«Вкусные истории»

Познакомить детей с приготовлением различных блюд из ягод.

«На вкус и цвет товарищей нет»

Рассказать детям о том, что полезно есть продукты с разным вкусом, не использовать в пищу слишком много соленого, кислого, сладкого.








Апрель


«Как утолить жажду»

Сформировать представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков.


«Праздник чая»

Научить детей правильно заваривать чай, рассказать о его полезных свойствах, традициях, связанных с чаепитием.

«Коровушка, Буренушка, дай молочка»

Познакомить детей с полезным продуктом молоком, о способах его переработки и видах продуктов, получаемых из молока. Закрепить знания детей о пользе молока для здоровья. Объяснить детям, что молоко укрепляет зубы.

«Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты»

Закрепить знания детей о пользе соков из овощей, фруктов, ягод.







Май

«Меню спортсмена»


Сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни человека, какие продукты полезны при занятиях спортом.



«Витаминный салат»

Расширять представления детей о том, из чего делают салаты, из какой зелени салаты полезны весной.



«Самоанализ своего здоровья»

Развитие интереса к сохранению своего здоровья через правильное питание. Создать условия для формирования правильного отношения к своему    здоровью через понятие «здоровое питание» .


Диагностика знаний, умений и навыков детей в области здорового питания

Выявит и обобщить знания детей о правильном питании, о полноценном рационе, в котором должны присутствовать все необходимые продукты: мясо, злаки, молочные продукты, фрукты и овощи



















5. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Диагностика освоения программы «Формирование основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста» проводится два раза в год: вводная (сентябрь-октябрь), итоговая (март-апрель). Для диагностики наблюдения за уровнями развития дошкольников частично используются критерии, разработанные в программе В.И.Логиновой «Детство».

5.1УРОВНИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Высокий уровень


Средний уровень

Низкий уровень

 Ребенок  называет 5-10 блюд и продуктов, которые необходимы для детского питания. Может легко мотивировать свой выбор. Ребенок называет полезные блюда и продукты в числе тех, которые он предпочитает. В реальной жизни с удовольствием употребляет названные блюда и продукты. Ситуации приема пищи у ребенка не вызывают отрицательных эмоций.

Ребенок знает менее 5 блюд и продуктов, которые необходимы в правильном здоровом рационе. Иногда затрудняется в мотивации своего выбора.
Ребенок называет полезные блюда и продукты в числе тех, которые он предпочитает. В реальной жизни употребляет названные блюда и продукты нередко только после настойчивых уговоров взрослого 
  Ситуации приема пищи у ребенка чаще всего не вызывают отрицательных эмоций.

Ребенок  затрудняется назвать блюда и продукты, которые необходимы в правильном рационе («полезные») или называет те, которые нежелательны для детского питания («вредные») 
Ребенок называет «вредные» блюда и продукты в числе предпочитаемых. В реальной жизни  употребляет полезные блюда и продукты преимущественно только после настойчивых уговоров взрослого, некоторые совсем исключает из своего рациона. 
Ситуации приема пищи у ребенка часто вызывают отрицательные эмоции.











5.2 ОСНОВНАЯ ТАБЛИЦА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ОСВОНИЯ ПРОГРАММЫ

(Фамилия, имя ребёнка, номер группы)



Содержание вопроса



Уровни освоения

программы



Итог

сентябрь


май


1.

Знаешь ли ты, какие продукты и блюда полезны для детей?




2.

Назови их и расскажи в чем их польза.




3.

Какие из них ты любишь и с удовольствием кушаешь?




4.

Назови полезные овощи.




5.

Назови полезные фрукты.





6.

Назови молочные продукты питания.




7.

Что полезней мясо или рыба?





8.

Любишь ли ты каши?





9.

Встречаются ли в твоем рационе питания вредные продукты.




10.

Почему эти продукты считаются вредными?




11.

Какие из них ты любишь кушать?





12.

Считаете ли ты свой рацион питания правильным?









6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникина В.П, “Русские пословицы и поговорки” Москва “Художественная литература” 1988 2. Азбука здоровья» / К.Люцис.- М., «Русское энциклопедическое  товарищество», 2004 3. Герасимова А.С., О.С. Жукова, В.П. Кузнецова “Энциклопедия развития и обучения дошкольников”, Издательство Дом “Нева”, 2004 4. Исмайлова Э Р.“Полезные привычки” обучение в стихах”, “Издательство Белорусский Дом печати” 2011г. 5. Макарова Л. И. Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты. // ПедСовет: Газета. 2007. №4 6. Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья. -М.: ВАКО, 2004 7. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. – М.: linka- press, 1993 8.Алямовская В.Г.,  Белая К.Ю.,  Зимонина  В.Н.  Культура поведения за столом. Методические рекомендации по организации питания детей.- М.: издательство «Ижица», 2004.-58 с. (Серия: дошкольное воспитание) 9.  Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М.:  Олма-Пресс, 2000 10.«Детство»: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др..- СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011 11.Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»/ Л.В.Гаврючина.- М. «Сфера»,    2007. 












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!