Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
начальная школа «Прогимназия»
Дополнительная образовательная программа
Основы фитнеса и фитнес-аэробики
для детей 7-10 лет
Срок реализации программы: 1 год
Педагог дополнительного образования
Усманова И.А.
Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной программы физкультурно-спортивной направленности.
Пояснительная записка
Слово fitness в переводе с английского означает «хорошая физическая форма». Сейчас оно имеет более широкое значение – система оздоровительных занятий.
Фитнес-аэробика — результат соединения двух отдельных видов активности. Фитнес — оздоровительные процедуры, направленные на поддержание общего тонуса организма. Аэробика, она же ритмическая гимнастика — комплексные упражнения под ритмичную музыку. Но то, что получилось из их слияния, напоминает одновременно и аэробику, и спортивные танцы, и гимнастику.
Фитнес-аэробика официально признана одной из дисциплин спортивной аэробики.
Спортивная аэробика – вид спорта, в котором используются элементы художественной, спортивной гимнастик и акробатики. Спортивная аэробика как вид спорта зародилась в Америке в 1984 году. Инструкторы из различных фитнес-клубов устраивали между собой небольшие турниры, постепенно повышали уровень выполняемых упражнений. В 1995 году Международная федерация гимнастики признала спортивную аэробику новым видом спорта. В 1992 году была создана Федерация спортивной аэробики России, а в начале 2004 года этот вид спорта признал Госкомспорт РФ.
В фитнес-аэробике нет травмоопасных элементов, это не очень затратный в материальном смысле слова вид спорта. Именно поэтому в крупнейших российских вузах созданы команды по фитнес-аэробике. По большей части этот вид спорта привлекает девушек, но есть и молодые люди.
Современные дети нуждаются в поддержке, направленной на развитие их двигательных навыков и формирование здорового образа жизни. Игры и досуг – вот две необходимые составляющие детской жизни, но они не гарантируют, что ребёнок научится основным движениям.
В настоящее время проблема сохранения здоровья и здорового образа жизни очень актуальна. В условиях технического прогресса резко снижается двигательная активность взрослых и детей. А детям для нормального роста и развития требуется от 4 до 6 часов энергичной физической активности. Оптимальная физическая нагрузка способствует психологическому здоровью личности, помогает эмоционально «разрядиться», то есть избавиться от стресса, накопленного в течение дня. Регулярное выполнение физических упражнений даёт заряд энергии и улучшает настроение, что способствует увеличению работоспособности.
Данная программа направлена на то, чтобы увеличить двигательную активность ребёнка. Нужно помочь ребёнку научиться правильно и красиво двигаться. Детей необходимо обучать осознанным двигательным действиям и закладывать в память правильные образцы движений.
Общеизвестен тот факт, что дети лучше учатся и запоминают материал, когда они физически вовлечены в обучающую ситуацию. Это означает, что часто мы лучше обучаемся в действии. Движения подкрепляют обучение и развивают координацию. Это, в свою очередь, повышает способность ориентироваться в пространстве, т.е. имеет прикладное значение.
Перед началом любого силового упражнения дети должны научиться правильной технике его выполнения. Использовать следующие варианты нагрузки: отжимания, выпады ног, приседания, скручивания, подъемы гантелей на бицепсы, ползки на четвереньках и боковые подъемы рук. Каждое упражнение состоит из 10 – 15 повторений.
При освоении комплекса упражнений с гантелями необходимо помнить о том, что у младших школьников происходит активное формирование скелета, поэтому не следует давать им большую физическую нагрузку с отягощением. Достаточно одного – двух комплексов упражнений с гантелями в неделю. В остальные дни можно, на выбор, выполнять привычные отжимания, подтягивания или же приседания, которые также хорошо развивают костно-мышечный аппарат ребенка.
Фитбол слово очень близкое по звучанию к слову фитнес, покорил весь мир. Единое отличие в окончании, однако, дает ему совершенно новый смысл. Этот термин означает направление в гимнастике, который сочетает в себе аэробные и силовые тренировки с помощью специального гимнастического мяча. Название происходит от английских слов, фитнес и мяч. Упражнения с мячом фитбол укрепляют тонус мышц при одновременном укреплении костей и суставов. Это единственное приспособление, позволяющее получить подобный эффект. При выполнении упражнений с мячом Вы не только тренируете мышцы, но также и растягиваете их.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и гармония физических и духовных сил, высокая работоспособность, оптимистическое настроение, способность активно использовать свои творческие возможности в трудовой и общественной деятельности.
Здоровье – это результат самовоспитания и самодисциплины, которые переводят нормы поведения в привычку. Целью программы в данном направлении является формирование культуры личности, основанной на понимании необходимости вести здоровый образ жизни.
Новизна программы «Основы фитнеса и фитнес-аэробики» заключается в том, что особое внимание уделяется социализации личности в коллективе. Программы направлена не только на развитие у детей мотивации к двигательной активности и совершенствование физических показателей, но и на развитие качеств личности, необходимых для общения в группе (общительности, эмоциональной устойчивости, самостоятельности, смелости, уверенности в себе, высокого самоконтроля, адекватной самооценки), а также на формирование позитивных норм поведения и основ коммуникативной культуры.
Цели программы
Воспитание активной личности, физически развитой, ведущей здоровый образ жизни.
Обучение детей основам фитнеса и фитнес-аэробики.
Обучение основам силовых упражнений
Задачи программы
Пробудить интерес к физической активности
Физическое развитие детей (укрепление сердечно-сосудистой системы; развитие выносливости; развитие силы мышц; развитие гибкости)
Развитие качеств личности (адекватной самооценки, эмоциональной устойчивости, общительности)
Возраст детей – от 7 до 12 лет.
Учебно-тематический план
Год обучения: _____1____
Учебная нагрузка: ___2____ часа в неделю
Название темы | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
1. Техника безопасности и правила поведения в зале. | 1 | | 1 |
2.Что такое здоровье? | 1 | | 1 |
3.Фитнес-аэробика как вид спорта. | 1 | | 1 |
4.Классическая аэробика. | 1 | 15 | 16 |
5. Упражнения на развитие силы и гибкости | 1 | 11 | 12 |
6. Силовые упражнения: элементы фитнеса (гантели, фитбольные мячи) | | 12 | 12 |
7.Роль мышц в формировании осанки. | 1 | 10 | 11 |
8.Упражнения для профилактики плоскостопия | 1 | 3 | 4 |
9. Упражнения на дыхание | 1 | 1 | 2 |
10. Подвижные игры | | 8 | 8 |
Итого | | 68 | 68 |
Содержание тематического планирования
УЧЕБНАЯ ТЕМА | СОДЕРЖАНИЕ | ЗНАНИЯ УМЕНИЯ НАВЫКИ |
теория | практика |
1 ТБ и ПДД. | Техника безопасности и правила поведения на занятии. Правила дорожного движения. | | Знать правила техники безопасности на занятии и правила внутреннего распорядка в объединении. Знать основные правила дорожного движения. |
2. Что такое здоровье? | Опрос детей о здоровье. Понятие здоровье: Не болеть! Соблюдать режим дня! Быть всегда опрятным, с чистыми руками! Есть то, что полезно! Регулярно заниматься физической культурой! | Иметь представление о здоровье. | |
3 Фитнес аэробика как вид спорта. | Определение фитнес-аэробики | | Иметь представление о спортивной дисциплине «Фитнес аэробика». |
4 Классическая аэробика. | Происхождение стиля Технические требования | Постановка техники движений Отработка простых аэробных связок | Знать происхождение стиля, названия основных движений. |
5.Упражнения на развитие силы и гибкости. | Мельница. Велосипед. Берёзка. Кошка сердится. Кошка лезет под забор. Ножницы. Коробочка. Уголок. Кузнечик (в упоре лёжа) | Упражнения на подвижность суставов. Бег. Основные прыжки. Предварительный стретчинг. | Знать значение разминки. Уметь выполнять её самостоятельно. |
6. Силовые упражнения: элементы фитнеса (гантели, фитбольные мячи) | Упражнения с предметами для развития мышечной силы и выносливости Упражнения с мячом фитбол укрепляют тонус мышц при одновременном укреплении костей и суставов. | Комплекс упражнений с гантелями способствует укреплению опорно-двигательного аппарата ребенка, дает дополнительную нагрузку на мышцы и увеличивает энергозатраты организма. | Комплекс упражнений с гантелям Вес гантелей для младших школьников не должен превышать 1килограмма. |
7 Роль мышц в формировании осанки. | Типы осанки Как влияет мышечный тонус на осанку человека. | Упражнения на развитие силы мышц пресса, спины, верхних конечностей. | Иметь представление о роли мышц в формировании осанки. Уметь правильно выполнять упражнения. |
8. Упражнения на профилактику плоскостопия. Правильное и неправильное развитие стопы. Гимнастика для ног. | Иметь представление о плоскостопии и способах его профилактики | Ходьба по шведской стенке. Носки на себя – натянули. Круги стопами в положении сидя на полу, ноги вместе. Пройти по спец.коврику. | Уметь правильно выполнять упражнения. |
9. Дыхательные упражнения. При восстановлении после аэробной нагрузки Вдох на 4 счёта – выдох на 4 счёта. | Понимать важность правильного дыхания | При восстановлении после аэробной нагрузки Вдох на 4 счёта – выдох на 4 счёта. Упражнения с гантелями Вдох- на негативной фазе, выдох на усилие | Уметь правильно дышать во время занятий. |
10. Подвижные игры | Правила игр | Игры | Знать правила игр. Умение взаимодействовать, дисциплинированность. Усвоение норм произвольного поведения. |
7