Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10 г.Лениногорска»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по ВР Директор МБОУ «СОШ №10»
_____________Т.В.Краснова ______________С.С.Хайбрахманова
Приказ от ___________№______
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
личностно-ориентированное направленности
"SMS дети"
Возраст обучающихся: 12 - 14 лет
Срок реализации: 1 года
Автор-составитель:
Ихсанова Разиля Абулкарямовна
г. Лениногорск, 2017 г.
1. Пояснительная записка
Цель программы :
Способствовать реализации республиканского антинаркотического проекта,
Повышение ответственности детей и подростков за своё здоровье, предупреждение первой пробы курения, алкоголя, психоактивных веществ.
Задачи программы:
познакомить подростков с целями, задачами, механизмом реализации программы;
провести информационно-разъяснительные мероприятия с детьми и их родителями;
обучить участников программы работе по контрактному методу;
организовать работу актива учащихся – представителей классов;
заключить контракты с учащимися;
пропагандировать проект через средства массовой информации;
Учебно-методические пособия
Защита прав ребенка, сборник. - М.: РБФ «НАН», 1999.- 189 с.
Козлов Н.А. Лучшие психологические игры и упражнения / Н.А. Козлов. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2007. - 75 с.
Коломинский Я.Л. Человек: психология. Книга для учащихся старших классов/ Я.Л. Коломинский. -М.: Просвещение, 2006
4 Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей/ И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2010. – 192 с.
5.Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2009. – 225 с.
6.Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры/ А. Коэн // Социология преступности.- М., 2011. -374 с.
7.Куприянов Б.В. Формы воспитательной работы с детским объединением/ Б.В Куприянов. - Кострома, 2005. -252 с.
8.Ланцова Л.А. Социологическая теория девиантного поведения/ Л.А. Ланцова, М.Ф. Шурупова // Социально-политический журнал. – 1993. - № 4.- С. 16- 21.
9.Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков школьниками.- Казань: Татарское Республиканское издательство «Хэтэр», 2002.- 134 с.
10. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков / Под ред. И. Соковни. – М.: Просвещение, 2007.- 231с.
11.Работа с детьми группы риска / Под ред. Н.Л. Хананашвили - М.: Издательство НАН, 2009.- 112 с.
12. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/ Ф. Райс. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 688 с.
Режим занятий.
Занятия проводятся во второй половине дня, занятия в группах ведутся строго по расписанию, расписание занятий объединений составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей, утверждено директором школы. При приеме в спортивные, хореографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья учащихся.
2. Прогнозируемые результаты освоения курса дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Предполагаемые результаты программы:
1. Увеличение количества участников движения «SаMоSтоятельные дети».
2. Увеличение количества жителей города, знающих и поддерживающих антинаркотический проект.
3. Рост количества подростков, мотивированных на ведение здорового и активного образа жизни.
4. Увеличение количества учреждений, сотрудничающих с участниками программы.
Долгосрочный ожидаемый результат:
1. Снижение числа детей школьного возраста, допускающих первую пробу психоактивных веществ.
2. Распространение и закрепление у детей школьного возраста имиджа уважаемого и успешного человека, жизненной ценностью которого является бережное отношение к своему здоровью.
Формы отслеживания результатов программы:
- анкетирование подростков – участников программы, педагогов - руководителей SMS- отрядов, родителей;
- социологические опросы по выявлению эффективности проводимых акций;
- статистические методы, выявляющие динамику увеличения количества школьников- участников программы, заключивших контракт на ведение здорового образа жизни;
- экспертная оценка результатов труда участников программы (творческих работ, аналитических материалов и др.);
- диагностические беседы с детьми и родителями;
- интервьюирование представителей общественности.
3. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
№ | Наименование разделов/модулей, тем | Краткое содержание | Форма занятий | Всего, час | Количество часов |
Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. | Набор участников.Заполнение контрактов проекта | | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Планирование работы на новый учебный год. | Выборы органов ученического самоуправления, распределение обязанностей | Беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | «Мы за здоровый образ жизни» | Анкетирование среди учащихся 1-11 классов на предмет употребления алкогольной продукции и ПАВ. | Беседа . листовки | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Смотр – конкурс классных уголков. «Вредные привычки» | Подготовка к мероприятиям. | интегрированное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | «Здоровье как мера жизни» Акция «Внимание, подросток!» | обновление списков учащихся, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних и учащихся из неблагополучных семей | Акция | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | «Путь к доброму здоровью» | Проведение классных часов участниками проекта в 7-8 классах | диспут | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | «Мы выбираем жизнь» | Акция «Здоровая пробежка» | Акция | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | «Сессия здоровья» | Подготовка к участию | диспут | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | «Найти себя» | Спорт как альтернатива пагубным привычкам | интегрированное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Страдания от кибермании | Выпуск буклетов | Выпуск буклетов | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | «Социализация» | Выпуск буклетов | Выпуск буклетов | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | «Терроризм – это страшное слово» | Классный час «Кто такие СМС-дети?» | | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | «Дети против наркотиков» | Эффективное общение | Беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | «Мы - активные, креативные» | Подготовка к участи«Здоровая мама - здоровый ребенок» | Акция | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | «Самовоспитание» | Проведение бесед с «группой риска» | интегрированное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Акция «Сообщи, где торгуют смертью» | Подготовка к акции | Акция | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | «Мы выбираем здоровую жизнь» Подготовка к акции «Подари новогоднее чудо!» | Подготовка к акции | интегрированное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | «Депрессия и способы борьбы с ней» Подготовка к акции «Подари новогоднее чудо!» | Подготовка к акции | Акция | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Разрешение конфликтов. Межличностные отношения. Подготовка к конкурсу «Так воевали наши деды» | Подготовка к конкурсу | репетиция | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | «Молодежный сленг: «за» и «против». Поговорим» | Подготовка к акции «Твори добро» | Акция | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | «Поговорим друг с другом» Акция «Твори добро» | Подготовка к акции | Акция | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | «Мое свободное время» Флешмоб «Будь здоровым! Танцуй!» | Флешмоб «Будь здоровым! Танцуй!» | Флешмоб | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | «Человек и его пороки» Подготовка к акции «Сообщи, где торгуют смертью» | Подготовка к акции «Сообщи, где торгуют смертью» | интегрированное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | «Прививка от нацизма». Разработка и выпуск тематических листовок «Сообщи, где торгуют смертью» | Разработка и выпуск тематических листовок «Сообщи, где торгуют смертью» | Выпуск листовок | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | «Правила общения в коллективе» Акция «Сообщи, где торгуют смертью» | Акция «Сообщи, где торгуют смертью» | Акция | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | «Благотворительные поступки» Антинаркотическая акция «Нет – наркотикам!» | Антинаркотическая акция «Нет – наркотикам!» | Акция | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Имидж Лидера. | Проведение рейда «Внешний вид». | интегрированное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | «Опасности, подстерегающие современную молодежь» | Встреча ребят с представителями СК СУ РТ | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | «Мы активные, креативные»» | Проведение бесед с ребятами «группы риска» | интегрированное занятие, беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | «Оружием знания – против наркомании» | Акция «Скажи, где торгуют смертью» | Акция | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | «Здоровые дети в здоровой семье» | Встреча учащихся, состоящих на профилактическом учёте в КДН и участников клуба с инспектором | интегрированное занятие, беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | «Не допустить беды» | Радиолинейка на тему: «Сделай правильный выбор | интегрированное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
33 | «Записки из дневника» | Проведение игры – викторины «No smoking» среди 9 – 11 классов | Игра- викторина | 1 | 0,5 | 0,5 |
34 | «Разговор на улице» | Акция «Россия без табака» | Акция | 1 | 0,5 | 0,5 |
35 | Подведение итогов проделанной работы за год. | Заключительное занятие кружка. | творческий отчет | 1 | 0,5 | 0,5 |
4. Формы и виды контроля
- анкетирование подростков – участников программы, педагогов - руководителей SMS- отрядов, родителей;
- социологические опросы по выявлению эффективности проводимых акций;
- статистические методы, выявляющие динамику увеличения количества школьников- участников программы, заключивших контракт на ведение здорового образа жизни;
- экспертная оценка результатов труда участников программы (творческих работ, аналитических материалов и др.);
- диагностические беседы с детьми и родителями;
- интервьюирование представителей общественности.
Итоговый фестиваль, проводимый в конце учебного года, на котором подводятся итоги всей программы, награждаются активные участники, а также вручаются благодарственные письма руководителям команд.
5. Список литературы
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Защита прав ребенка, сборник. - М.: РБФ «НАН», 1999.- 189 с.
2. Козлов Н.А. Лучшие психологические игры и упражнения / Н.А. Козлов. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2007. - 75 с.
3. Коломинский Я.Л. Человек: психология. Книга для учащихся старших классов/ Я.Л. Коломинский. -М.: Просвещение, 2006
4 Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей/ И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2010. – 192 с.
5.Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2009. – 225 с.
6.Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры/ А. Коэн // Социология преступности.- М., 2011. -374 с.
7.Куприянов Б.В. Формы воспитательной работы с детским объединением/ Б.В Куприянов. - Кострома, 2005. -252 с.
8.Ланцова Л.А. Социологическая теория девиантного поведения/ Л.А. Ланцова, М.Ф. Шурупова // Социально-политический журнал. – 1993. - № 4.- С. 16- 21.
9.Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков школьниками.- Казань: Татарское Республиканское издательство «Хэтэр», 2002.- 134 с.
10. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков / Под ред. И. Соковни. – М.: Просвещение, 2007.- 231с.
11.Работа с детьми группы риска / Под ред. Н.Л. Хананашвили - М.: Издательство НАН, 2009.- 112 с.
12. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/ Ф. Райс. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 688 с.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
1.Защита прав ребенка, сборник. - М.: РБФ «НАН», 1999.- 189 с.
Календарно-тематическое планирование
по курсу дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
№п/п | Наименование разделов/модулей, тем | Кол-во часов | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | Дата проведения |
Теория | Практика | план | факт |
1 | Вводное занятие. | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. | | |
2 | Планирование работы на новый учебный год. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | |
3 | «Мы за здоровый образ жизни» | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. | | |
4 | Смотр – конкурс классных уголков. «Вредные привычки» | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. | | |
5 | «Здоровье как мера жизни» Акция «Внимание, подросток!» | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. | | |
6 | «Путь к доброму здоровью» | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. | | |
7 | «Мы выбираем жизнь» | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. | | |
8 | «Сессия здоровья» | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. | | |
9 | «Найти себя» | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. | | |
10 | Страдания от кибермании | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. | | |
11 | «Социализация» | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. | | |
12 | «Терроризм – это страшное слово» | 1 | 0,5 | 0,5 | Деловые игры | | |
13 | «Дети против наркотиков» | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. | | |
14 | «Мы - активные, креативные» | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. | | |
15 | «Самовоспитание» | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. | | |
16 | Акция «Сообщи, где торгуют смертью» | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. | | |
17 | «Мы выбираем здоровую жизнь» Подготовка к акции «Подари новогоднее чудо!» | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. | | |
18 | «Депрессия и способы борьбы с ней» Подготовка к акции «Подари новогоднее чудо!» | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. | | |
19 | Разрешение конфликтов. Межличностные отношения. Подготовка к конкурсу «Так воевали наши деды» | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. | | |
20 | «Молодежный сленг: «за» и «против». Поговорим» Подготовка к акции «Твори добро» | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. | | |
21 | «Поговорим друг с другом» Акция «Твори добро» | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. | | |
22 | «Мое свободное время» Флешмоб «Будь здоровым! Танцуй!» | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. | | |
23 | «Человек и его пороки» Подготовка к акции «Сообщи, где торгуют смертью» | 1 | 0,5 | 0,5 | Деловые игры | | |
24 | «Прививка от нацизма». Разработка и выпуск тематических листовок «Сообщи, где торгуют смертью» | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. | | |
25 | «Правила общения в коллективе» Акция «Сообщи, где торгуют смертью» | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. | | |
26 | «Благотворительные поступки» Антинаркотическая акция «Нет – наркотикам!» | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. | | |
27 | Имидж Лидера. | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. | | |
28 | «Опасности, подстерегающие современную молодежь» | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. | | |
29 | «Мы активные, креативные»» | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. | | |
30 | «Оружием знания – против наркомании» | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. | | |
31 | «Здоровые дети в здоровой семье» | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. | | |
32 | «Не допустить беды» | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. | | |
33 | «Записки из дневника» | 1 | 0,5 | 0,5 | Деловые игры | | |
34 | «Разговор на улице» | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. | | |
35 | Подведение итогов проделанной работы за год. | 1 | 0,5 | 0,5 | Подведение итогов | | |