СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Лаборатория счастья"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направленность программы социально-педагогическая. Актуальность и значимость программы заключается в оказании помощи растущему человеку в формировании привычек счастливого человека на пути самовоспитания и саморазвития.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Лаборатория счастья"»

Министерство образования и науки Ульяновской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей областной детский оздоровительно-образовательный центр «Юность»


ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета ГБОУ ДОД ОДООЦ «Юность»

Протокол № 4 от 17.04. 2017г.



УТВЕРЖДЕНО

Приказом ГБОУ ДОД ОДООЦ «Юность» № _______________

от ___________________2017г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЛАБОРАТОРИЯ СЧАСТЬЯ»


Направленность программы: социально-педагогическая


Срок реализации: 1 смена

Всего часов – 12ч.

Возраст – 7-17лет



Автор-составитель:

Рябова Светлана Юрьевна, педагог дополнительного образования





г. Димитровград, 2017

СОДЕРЖАНИЕ


1.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

3


1.1.

Пояснительная записка.

3


1.2.

Содержание программы


10

1.3.

Ожидаемые результаты.


13

2.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

16

3.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

18

































  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ


    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лаборатория счастья» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 29 декабря 2012 года № 189; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; муниципальных правовых актов; Устава и Программы развития ГБОУ ДОД ОДООЦ «Юность».

Современное общество за последние годы стало более динамичным. Это обусловлено, прежде всего, большей его информативностью и вариативностью социальных взаимодействий, в том числе и социально-педагогических в условиях образовательного пространства. В связи с этим к детям и подросткам предъявляются повышенные требования, связанные с адаптацией в различных социумах.

Все родители хотят видеть своего ребенка счастливым, чтобы он был добрым, умным, порядочным, благовоспитанным, культурным. Но, к сожалению, иногда дети растут без ощущения счастья. Что делать? Ведь «счастье» у каждого свое.  Счастье очень во многом зависит от того, как человека "запрограммировали" в детстве. Основа успешной жизни - это верная самооценка ребенка, важнейший регулятор его дальнейшего поведения и отношений с людьми. Счастливый человек реально оценивает свои силы, знает о своих достоинствах и недостатках, радуется победе и принимает поражение. От правильной самооценки зависит будущее и настоящее человека. Если человек категорически настроен на победу – то он ее и одержит. Счастье — это когда сбывается мечта, когда получаешь то, чего больше всего на свете хочется, когда достигаешь того, к чему долго и упорно стремишься. Счастье ограничено и скоротечно, потому что в жизни всегда появляются новые мечты, новые желания и новые цели. К сожалению, чаще всего у родителей и у детей несколько разные представления о счастье. Родители иногда считают, что если ребенок накормлен и хорошо одет, то он счастлив. На самом деле не так легко определить, счастлив ребенок или нет.

Счастливый ребенок — это такой ребенок, который:

  • знает, что его любят (независимо от совершенного проступка);

  • чувствует свою защищенность;

  • участвует во «взрослых делах»;

  • ощущает свою уникальность;

Невозможно воспитать достойных и счастливых детей без:

  • Любви и уважения к собственному ребенку;

  • Терпения;

  • Веры в доброе и светлое будущее своих детей;

  • Собственного стремления стать личностью, сумевшей наполнить свою жизнь смыслом и счастьем;

  • Учета индивидуальных особенностей ребенка, в том числе и половой принадлежности.

Признаками счастливых детей являются:

  • оптимизм, познавательная активность;

  • умение находить свое место в коллективе сверстников;

  • Толерантность и эмпатия;

  • Удовлетворенность.

В программе «Лаборатория счастья» занятия основаны на ведущих потребностях возраста, и включают использование личностных потенциалов ребенка. Данная программа имеет социально-педагогическое направление.

Ее цель и задачи направлены на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными

социальными институтами, формирование знаний о способах самонастроя на позитивное воспитиятие себя, других и мира в целом, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной и счастливой личности.

Актуальность и значимость программы заключается в оказании помощи растущему человеку при формировании привычек счастливого человека на пути самовоспитания и саморазвития.

Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей и смысла человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека.

Одной из главных задач дополнительного образования является формирование у детей общечеловеческих духовных и культурных ценностей и ориентиров. Среди них умение находить положительное в каждом моменте жизни, принятие себя и других.

Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Лаборатория счастья» в рамках летнего оздоровительного лагеря, нацелена на создание условия способствующих развитию позитивного мышления, коммуникативных навыков, воображения, памяти, способностей у детей к дифференциации эмоциональных состояний, выявление творческого потенциала.

Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Лаборатория счастья» основана на комплексном подходе к подготовке обучающегося «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой общения, умеющего эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.

Основная идея программы: показать детям формы и способы быть счастливым человеком.

Поэтому, целью данной программы является формирование позитивного мировосприятия, оптимистической жизненной позиции и привычек счастливого человека.

Задачи программы:

Образовательные

  • Обучать методам позитивного самонастроя и эффективного взаимодействия с окружающими;

  • Формировать знания о понятиях: «счастье», «успех» и «счастливые привычки».

Развивающие

  • Развивать чувство радости и счастья;

  • Развивать коммуникативную компетентность.

Воспитательные

  • Воспитывать у детей интерес к самопознанию, саморазвитию, и самосовершенствованию.

Принципы, которые позволяют достичь решения вышеуказанных задач:

Принцип системной дифференциации. Когнитивно - личностные структуры обладают внутренним потенциалом развития, так как: 1) имеют разноуровневую и иерархическую организацию, что позволяет репрезентировать в них знания от конкретных до обобщенно-абстрактных; 2) формирование обобщенных знаний о способах интеллектуальных действий стимулирует потребность в их использовании для получения новых конкретных впечатлений, фактов, знаний. Полученные же конкретные сведения активизируют процесс их обобщения, который в свою очередь порождает потребность в новых конкретных впечатлениях.

Принцип развития. Подразумевает не только учет уровня актуального развития самосознания детей и создание оптимальной зоны ближайшего его развития, но и необходимость единого (одновременного, слитого) процесса развития самосознания и педагогов, и обучающихся.

Принцип субъектности. Ориентация на этот принцип определяет построение особого рода взаимодействия между детьми и ведущим занятия психологом – полисубъектного взаимодействия, подразумевающего рассмотрение всех участников как субъектов, придание ими друг другу субъектной ценности и оказание помощи всем в расширении их возможностей в мире.

Принцип психологизации. Связан с использованием научных психологических знаний, преподнесенных через систему образных представлений, в качестве средства анализа собственного опыта детей, оценки себя и своих возможностей, углубления самопонимания, оптимизации самоотношения, формирования эффективной саморегуляции.

Принцип событийности. Суть этого принципа заключается в следующем: при проведении занятий психолог должен обеспечить их превращение в цепь связанных между собой событий, которые будут переживаться всеми участниками полисубъектного взаимодействия как целостность, единство, неразрывность изменений, происходящих в них и в окружающем мире. Только в том случае, когда каждое занятие станет событием и для каждого ребенка, и для психолога, оно реализует свой развивающий и психокоррекционный потенциал.

Принцип системности. Высоких результатов работы по этой программе можно добиться только при условии реализации ее как целостной системы.

Принцип психологической безопасности. Проводя работу по оказанию помощи детям в лучшем понимании себя. Переживания должны оказаться продуктивными, стимулирующими саморазвитие.

Программа не требует особенной подготовки или определенного уровня знаний обучающихся по данной проблематике. позволяет систематизировать знания о себе, развивать и поддерживать у обучающихся интерес к саморазвитию. Каждое занятие построено с учетом постепенной интенсификации процесса самопознания и позволяет систематизировать знания о себе, развивать и поддерживать у обучающихся интерес к саморазвитию. В содержание занятий входит самодиагностика обучающихся своего состояния, настроения, анализа своего поведения с использованием дневника, опросников, тестов, что позволяет развить познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы. Коллективный способ обучения используется при выполнении упражнений, рефлексии по кругу, работы в парах, тройках, в группах сменного состава.


Программа рассчитана на обучающихся 7 – 17-летнего возраста с любой степенью подготовленности.

В основе обучения лежат групповые занятия. Форма реализации – очная. Каждая группа занимается 2 раза в неделю по 2 занятия с перерывом 15 минут.

Программа предполагает реализацию в условиях загородного оздоровительно-образовательного центра в период летних каникул.

Максимальное количество часов, отведённых для реализации программы – 12 часов (при продолжительности смены – 21 день).

Оптимальная численность обучающихся – 12 человек, допустимая – 15 человек.

Специфика организации занятий по данному виду деятельности предполагает в течение занятия совмещать практические и теоретические задания, организацию пространственно-предметной среды. Для проведения занятий необходимо наличие помещения, пригодного как в качестве традиционной учебной, так и в качестве игровой аудитории. Оборудование: ноутбук, общий стол, стул на каждого обучающегося, доска, стенд для вывешивания плакатов, цветные карандаши (или фломастеры), краски, листы, листы плотной бумаги (формата А-4 и А-3).

При реализации учитываются возрастные и индивидуальные возможности детей, создаются условия для успешности каждого ребенка.

На занятиях используются разнообразные и взаимодополняющие методы и приемы:

- проблемного обучения;

- формирования (развития) творчества;

- соревновательный метод;

- тренинги общения;

- диагностика;

- сказкотерапевтические упражнения;

- арт-терапия;

- песочная терапия;

- приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;

- техники релаксации.

На занятиях психологического развития не ставятся отметки, но обратная связь осуществляется обязательно. Дети на занятиях избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует, все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются, и в итоге коллективного обсуждения дети приходят к общему решению. У них постепенно формируется отношение к занятиям по программе как средству развития своей личности. Главным вопросом для подростка становится вопрос «Чему я научусь (научился) сегодня на занятии?», а не «Какую отметку я получу (получил)?».

Программа «Лаборатория счастья» имеет практико-ориентированную направленность, в ней использованы как разработки авторов, так и хорошо известные психологические упражнения и игры, головоломки, ребусы, психотехники.


    1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы (контроля)

Всего

Теория

Практика

1.

Счастье - это…

2

1

1

Беседа, презентация игры.

Входная анкета.


2.

Где живет счастье

2

0,5

1,5

Беседа, презентация игра

Наблюдение за деятельностью детей.

3.

Настрой себя на позитив

2

0,5

1,5

Беседа, упражнения Практическая работа.


Наблюдение за деятельностью детей,


4.


Счастье быть вместе

2

0,5

1,5

Беседа, упражнения Практическая работа.


Наблюдение за деятельностью детей, Практическая работа.

5.

Строим дом нашего счастья

2

0,5

1,5

Беседа, упражнения Практическая работа.


Наблюдение за деятельностью детей, Практическая работа.

6.

Рецепт счастья

2

0

2

Беседа, упражнения.

Наблюдение за деятельностью детей. Итоговая анкета.

Всего по программе

12

3

9




Занятия строятся по определенной схеме, имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием, в зависимости от этапа работы, его целей и задач, от индивидуальных особенностей учащихся.

Структура занятий. По своей структуре занятие делится на вводную часть, основную и заключительную.

Задачей вводной части является создание у обучающихся определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности.

Задания для основной части занятия подобраны с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в группе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Для предотвращения снижения интереса у обучающихся к повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий. Здесь реализуется принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.

Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы детей на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном занятии.

Все этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач программы «Лаборатория счастья».


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. «Счастье - это…» 2 часа

Понятия «Счастье», «Счастливый человек». Признаки счастья. Способы формирования позитивного мышления. Диапазон счастья; Три главных принципа счастливой жизни Практикум: «Как стать счастливым» Анкетирование «Уровень счастья».

  1. «Где живет счастье?» 2 часа

Рисуем счастье (Сила визуализации); Эмоциональная заразительность «Поделись улыбкой своей»

Практикум: Анализ мультфильма «Как ослик счастье искал», дискуссия «Волшебное кольцо».

  1. «Настрой себя на позитив» 2 часа

Понятия: Саморегуляция, Позитив, Негатив. Практикум: Формирование навыков позитивного самонастроя «Дерево благодарности», «Птица счастья», «Кораблик желаний», Творческая игра «Волшебный песок».

  1. «Счастье быть вместе» 2 часа

Практикум: Развитие навыков эффективного взаимодействия «Счастье быть вместе», Арт-терапия «Площадь звезд», «Поделись улыбкой своей»

  1. «Строим дом нашего счастья» 2 часа

Похитители счастья; Счастливые привычки расширяющие возможности Практикум: Развитие навыков позитивного отношения к себе и другим. Анализ видеофильма «Полианна».

  1. «Рецепт счастья» 2 часа

Основные компоненты чувства счастья без причины. Приемы релаксации. Практикум: Творческая игра «Рецепт счастья».


МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


В процессе реализации программы должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

Личностные:

- самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я - концепции социальной роли и т.д.);

 - смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний).

Коммуникативные:

- ориентация на позицию других людей, отличную от собственных,  уважение иной точки зрения;

- учет разных мнений и умение обосновать собственное;

- умение слушать собеседника;

- потребность в общение со взрослыми и сверстниками

Регулятивные:

- целеполагание;

- контроль;

- коррекция;

- оценка;

- саморегуляция.

Познавательные:

- рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и

- результатов деятельности;

- поиск и выделение необходимой информации;

- самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез;

- установление причинно-следственных связей.


Критериями эффективности программы являются:

- мотивация на саморазвитие;

- повышение коммуникативной компетентности;

- активность и продуктивность в социально- образовательной деятельности.

 

    1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


1.Результаты первого уровня (приобретение подростком социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

- приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством;

- овладение способами самопознания, рефлексии;

- усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта;

- освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений подростка к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

- развитие ценностных отношений к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру;

- получение опыта саморазвития и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

3.Результаты третьего уровня (приобретение подростком опыта самостоятельного социального действия):

- подросток может приобрести опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт взятия на себя ответственности за других людей; опыт эффективного взаимодействия в общении и простейших способов разрешения конфликтов; опыт взаимодействия и сотрудничества, опыт в распознавании собственных и чужих эмоций, осознанию их значения и смысла.


Приобретаемые знания и умения

Показатели личностного роста ребенка

Усвоение основных понятий программы

Знает, что есть счастье, что есть радость, основные принципы счастливой жизни, Умеет свободно оперировать данными понятиями.

Освоение подростком знаний по формированию привычек счастливого человека

Знает, различные методы и способы позитивного самонастроя, самоощущения и мировосприятия

Умение организовать дело, игры, мероприятия позитивной направленности в отряде, центре

Знает, как применить эти знания на практике при подготовке и проведении отрядных или общелагерных дел.

Умение работать в команде

Знает, как распределить поручения, умеет находить единомышленников, эффективно работает в команде, ответственно относится к выполнению своего поручения.

Умение работать с информацией

Умеет собирать необходимую информацию и руководствоваться ею.


Освоение способов передачи собственного опыта

Умеет рассказывать о собственном опыте, обучать тому, что умеет сам.

Овладение способами и формами анализа деятельности

Знает, какими способами можно подвести итоги дела, дня, оценить результаты деятельности, применяет данные способы в практической деятельности, умеет адекватно оценивать свои действия, аргументировать свою точку зрения.

Определение перспектив реализации полученного в опыта

Готов использовать приобретённые знания и умения


Индивидуальные качества и способности

Показатели личностного роста ребенка

Стрессоустойчивость

Способен переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями выполняемой деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Адаптивность

Способен приспосабливаться к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества.

Доброжелательное отношение к другим людям

В общении демонстрирует общительность, контактность, дружелюбие, отзывчивость; готов пойти на помощь; соотносит свои желания, цели с желаниями и целями других; признаёт право окружающих на иное, отличное от его собственного мнения.

Позитивное отношение к самому себе

Принимает себя таким, каков он есть, верит в свои силы и возможности; рассматривает себя как автора и распределителя собственной жизни; уверен в себе; Проявляет самостоятельность и самодисциплину


Любознательность

Понимает ценность познания, стремится к получению новых знаний и умений, с интересом воспринимает новую информацию, демонстрирует готовность перенимать опыт других людей

Демонстрация норм культуры

Проявляет вежливость и тактичность, знает правила поведения в общественных местах


Методы оценки результатов обучения:

- Экспертная оценка хода выполнения практического задания

- Презентация результатов творческих работ

- Наблюдение за деятельностью детей на практических занятиях

- Анкетирование


  1. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ


    1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Программа должна быть обеспечена такими методическими материалами, как:

- методическое пособие для психолога «Лучшие упражнения для развития креативности», А.Г. Грецов;

- методическое пособие «Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание», А.Г. Грецов, Питер;

- методическое пособие для психолога «Тренинг креативности для старшеклассников», А.Г. Грецов;

- методическое пособие для психолога «Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы)», Локалова Н.П;

- методическое пособие «Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе О.В. Хухлаева;

- методическое пособие для развития проектного мышления младших подростков «Учимся решать проблемы» Битянова М.Р., Беглова Т.В.;































  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся решать проблемы: Программа развития проектного мышления у младших подростков. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2007.

  2. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие.- СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., – 44 с.

  3. Грецов А.Г. Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание», Питер, 2011 г

  4. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками, 2008

  5. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы). – М.: Издательство «Ось-89», 2001г.

  6. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль: «Академия развития», 1997

  7. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 класы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010

  8. Психология. – уч.пособие под ред. И.В. Дубровиной, 2000.

  9. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – И.В. Вачков,2003.

  10. Как научить детей сотрудничать? – К.Фопель, 2003

  11. Сплоченность и толерантность в группе. – К.Фопель, 2002

  12. Качества ума (Психология для школьников). – Федоренко Л.Г. , 2002

  13. Третьянов О.Е. Опыт работы психолога в летних детских оздоровительных лагерях// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы – 1998. - № 3.

  14. Дехтяр Б.С. Антистрессовая аптека. М. – 2000.

  15. Гипплус. Тренинг развития креативности. С-пб.: Речь. – 2001.

  16. Зинкевич – Естигнеева. Практикум по сказкотерапии. Изд. «Речь». – 2000.

  17. http://ped-kopilka.ru/letnii-otdyh/pravila-povedenija-v-lesu-dlja-detei-informacija-i-poleznye-sovety-dlja-shkolnikov.html

  18. school57.kubannet.ru

Приложение 1


ТРЕНИНГ «СЧАСТЬЕ БЫТЬ ВМЕСТЕ»


Тема: Общение. Умение вступать в контакт.


Упражнение «Улыбка». Передать друг другу улыбку.

Цель: создание доброжелательной атмосферы.


Упражнение «Знакомство»

Цель:

познакомить детей друг с другом;

осознание детьми себя как части общества.

Материалы: цветные карандаши и листы бумаги для каждого ребенка, булавки.

Инструкция: детям предлагается на листках бумаги написать свое имя и нарисовать свой символ. Затем они должны объединиться в пары и попытаться найти что-нибудь общее в своих символах. Можно придумать историю, из-за которой эти символы могут быть объединены.


Игра «Путаница»

Инструкция: Определяется ведущий, ребенок выходит за дверь. Дети берутся за руки, не разрывая рук запутываются в «клубочек». Задача ведущего распутать.


Упражнение «Друг к дружке»

Цель: обеспечить возможность контакта и взаимодействия всех детей друг с другом.

Инструкция: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Сейчас у вас пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. Будьте внимательны, когда я крикну: «Друг к дружке!» вам будет нужно быстро-быстро найти себе нового партнера и дотрагиваться друг к другу теми частями тела, которые я буду называть. Итак, «Друг к дружке! Пятка к пятке!»

правая рука к правой руке!

нос к носу!

спина к спине!

ухо к уху!

бедро к бедру

Рефлексия: Каждый по кругу отвечает на вопросы: что понравилось на занятии, что нет? Какое у него настроение?


Упражнение «Передай эмоцию»

Цель: развивать социальный интеллект, учить распознавать эмоции.

Инструкция: Группа стоит или сидит в кругу, один начинает и делает определенное выражение лица, с которым он смотрит на своего соседа слева. Теперь тот повторяет выражение лица и поворачивается в свою очередь к своему соседу слева и т.д. Игра продолжается пока эта «эпидемия» не охватывает всех играющих.


Упражнение «Угадай эмоцию»

Цель: учить распознавать эмоции.

Инструкция: каждый вытаскивает листок бумаги с определенной эмоцией. Эту эмоцию он должен изобразить на своем лице, остальные угадывают, что чувствует человек.

Материал: карточки с эмоциями.


Игра «Равновесие»

Цель: научить детей настраиваться друг на друга.

Инструкция: Сядьте на пол, образуя двойной круг так, чтобы вы попарно сидели друг напротив друга. В паре возьмитесь за руки и отклонитесь назад. При этом постарайтесь удерживать равновесие. Насколько далеко вы можете отклониться назад?

А теперь встаньте. Поставьте ступни ног вплотную друг к другу, чтобы при этом они стояли прямо перед сдвинутыми ступнями вашего партнера. Возьмитесь за руки и медленно отклонитесь назад. Насколько далеко вы можете отклониться, удерживая равновесие?

Поменяйтесь партнерами.

Обсуждение: Насколько хорошо сотрудничал с тобой твой партнер?

Что нужно делать для того, чтобы поддерживать хорошее равновесие с партнером? Обратите внимание на детей, которые постоянно перетягивают партнера на себя, и помогите им понять, как это действует на их отношения с другими детьми.


Упражнение «Одинокая звезда»

Цель: рассказать о сочувствии людей друг другу.

Материалы: яблоко, а лучше на каждых двух детей по яблоку.

Инструкция: Знаете ли вы историю, в которой кто-то был одиноким? Чувствовали ли вы себя когда-нибудь одинокими? Чего вам больше всего хотелось, когда вам было одиноко? Я хочу вам рассказать историю про маленькую одинокую звезду.

В давние - предавние времена небо по ночам было совсем темным. На нем совершенно не было звезд, кроме одной крошечной звездочки. Она жила высоко в небе и, когда оглядывалась вокруг, то замечала, что она совершенно одна. И от этого ей становилось грустно. Ей очень хотелось видеть на небе другие звезды, чтобы ловить их лучи и дарить им собственный свет. Однажды отправилась звездочка на землю к одному старому мудрому человеку, жившему на высокой горе. И когда она его нашла, то спросила: «Можешь ли ты мне помочь? Мне так одиноко на небе. Мне не с кем поговорить, некому подарить свой свет. Иногда я даже плачу – настолько мне одиноко». Старый человек знал, каково это – чувствовать себя одиноким. Он знал, что тогда пропадает желание играть, еда становится невкусной и не поются веселые песни… Ему понравилась маленькая звездочка. А так как он был очень-очень мудрым, он пообещал, что поможет ей. Сначала старик пошел в свою хижину и взял блестящий черный волшебный мешок. Он открыл его, запустил туда руку и достал множество сверкающих звезд. Один взмах руки – и по всему ночному небу засияли тысячи ярких звезд. «Смотри-ка, - сказал старик, - это ли не прекрасно? Теперь на небе много звезд, это твои братья и сестры. Ты можешь с ними беседовать, ты можешь дарить им свой собственный свет и ловить лучи от них. Но поскольку ты так долго была одинока, я хочу сделать для тебя еще кое-что. Я хочу, чтобы память о тебе навсегда осталась здесь, на земле. Я создам на чем-то необыкновенном твое изображение. Он щелкнул пальцами, и изображение маленькой звездочки раз и навсегда запечатлелось на земле. И здесь заканчивается эта история.

Кто догадался, как мудрый старик сохранил изображение звездочки? (Достаньте одно яблоко и положите его на виду). Да, в каждом яблоке есть место для счастливой крошечной звездочки. Давайте внимательно посмотрим, действительно ли есть маленькая звездочка в этом яблоке.

(Разрежьте яблоко горизонтально так, чтобы получились две равные половины. Разъедините эти половинки и покажите детям звездочку, в виде которой располагаются яблочные зернышки. Если у вас больше яблок, разрежьте их и дайте каждому ребенку по половине яблока).

Теперь я хотела бы, чтобы вы подошли сюда и образовали звездочку. Встаньте в круг, один позади другого. Сделайте круг таким тесным, чтобы посередине, вытянув руки, вы могли коснуться друг друга. Там, в середине наша звезда очень теплая. Там ее сила, которая необходима, чтобы посылать свет как можно дальше, к другим звездам, нам на Землю.

Теперь вытяните другую руку назад и представьте себе, что из ваших рук льется свет звезды, чтобы обрадовать другие звезды и детей на Земле. Почувствуйте рукой, которая направлена в центр круга, тепло звезды, а рукой, которая вытянута в другую сторону, теплый свет, источаемый вашей звездой. А теперь покажите мне, как ваша чудесная большая звезда медленно перемещается по небу – передвигайтесь по комнате очень маленькими шажками.

Обсуждение:

Почему мудрый старик помог звездочке?

С кем ты разговариваешь, когда тебе одиноко?

Ты замечаешь, когда кому-нибудь из детей одиноко?

Что ты чувствуешь, когда сделал для кого-нибудь что-то хорошее?


Игра «Догонялки»

Цель: испытать мышечную «радость»

Инструкция: Водящий догоняет детей, кого поймал «пятнает» - хлопает рукой по плечу. Пойманный становится водящим.

Рефлексия: Каждый по кругу отвечает на вопросы: С каким настроением вы сегодня уходите? Почему? Важно ли ладить с другими людьми?


Упражнение: «Запомни звуки?»

Цель: учить детей концентрироваться, способствовать развитию слуховой памяти.

Материалы: бумага и карандаши каждому ребенку

Инструкция: сядьте поудобнее и закройте глаза. Я сейчас буду ходить и производить различные звуки. Возможно, я передвину стул, открою и закрою дверь. Я хотел (а) бы, чтобы вы хорошенько прислушались и угадали, что я делаю. Слушайте внимательно, чтобы потом вы смогли описать эти звуки. Постарайтесь запомнить и последовательность этих звуков.

(производится 5-6 звуков)

Опишите то, что услышали. Разбейтесь по тройкам и сравните результаты.

Обсуждение: Что было для тебя самым трудным? Как ты помогал себе, чтобы запомнить последовательность звуков? Сколько звуков ты смог запомнить?


Игра «Испорченный телефон»

Цель: развивать умение слушать других.

Ход игры: Ведущий на ухо соседнего ребенка шепотом передает какое-либо слово, услышанное слово необходимо передать следующему ребенку и т.д. Когда слово приходит к последнему ребенку он называет его вслух, все по очереди называют то слово, которое услышали.


Упражнение «Чувства и интонации»

Цель: учить детей слышать все, что передает собеседник, замечая все нюансы и оттенки чувств по изменению его голоса.

Инструкция: Представьте себе, что весь класс перенесся на машине времени в другой мир, где разговаривают только длинными гласными, например: Ааааа, Еееее, Иииии… Люди, разговаривающие на этом языке, могут выражать все свои чувства только разным произнесением этих звуков.

Попробуйте показать, как люди этой страны говорят, что они счастливы? Скажите мне все радостное Аааа, радостные Ееее, Ииии, Оооо, Уууу… (Дайте детям выразить другие чувства: гнев, печаль, любовь, волнение, гордость, любопытство и др. Помогите детям обратить внимание, как изменяется их мимика и поза, их ощущения при выражении разных чувств).

Теперь сядьте по двое. Я хотел(а) бы, чтобы вы поговорили друг с другом, используя только гласные звуки, но они должны выражать те чувства, которые вы сейчас испытываете. Обращайте внимание не только на голос, но и на позу и выражение лица вашего партнера. (2-3 минуты). Давайте вместе обсудим то, что вы при этом переживали.

Обсуждение:

Какое чувство тебе легче всего выразить?

Почему у людей есть чувства? Для чего они нужны?


Упражнение «Птенцы»

Цель: учить внимательно слушать.

Инструкция: Я хочу предложить вам игру, которая называется «Птенцы». Кто из вас хотел бы быть птицей-мамой или птицей-папой?

Птенцы опускают головы на руки. Один из птенцов очень тонким голосом пищит, остальные дети сидят очень тихо. Птица-родитель идет вдоль круга и пытается найти своего птенца. Когда обнаружит, кладет руку на плечо и говорит: «Вот ты где!» Если угадан правильно, птенцы поднимают голову.

(При повторе можно обыгрывать других зверей, например щенят, котят, ягнят и т.д.).


Игра «Охота»

Цель: учить детей вести себя тихо и внимательно прислушиваться.

Материалы: игровая площадка 3х6 м. Для обозначения границ поля расставьте по периметру детей зрителей.

Инструкция: Я хочу вам предложить одну игру, в которой надо быть очень тихими. Играют два человека. Один – Охотник, другой – Заяц. Мы завяжем им глаза, так что обоим придется рассчитывать только на свои уши. Все остальные ведут себя очень-очень тихо. В начале Охотник и Заяц стоят в противоположных углах нашей площадки. Представим себе, что сейчас ночь и так темно, что не видно дальше своего носа. Заяц пытается перебежать через поле. Если он окажется на другой стороне его – он в безопасности. Охотник пытается поймать его при удобном случае. Заяц может навострить уши, чтобы определить, где находится Охотник и чтобы увернуться от него. Охотник пытается идти точно в то место, где он слышит зайца, чтобы его поймать. Все остальные стоят по краю поля, чтобы Заяц и Охотник нигде не ударились. Кто хочет быть первым Зайцем и первым Охотником?

Обсуждение:

Что было в этой игре трудным для тебя?

Все ли были настолько тихими, чтобы Заяц и Охотник могли хорошо слышать друг друга?

Рефлексия: Важно ли уметь слышать и слушать?


Упражнение «Распускающийся бутон»

Цель: активизировать совместную деятельность детей в малых группах.

Инструкция: Разбейтесь на группы по пять человек. Сядьте в круг на пол и возьмитесь за руки. Постарайтесь все вместе одновременно встать, не отпуская рук. Вы можете предварительно обсудить кто где будет стоять, чтобы лучше выполнить эту задачу.

(после того как встанут на ноги)

Сейчас каждая группа превращается в расцветающий бутон. Для этого надо отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки.

Обсуждение:

Быстро ли вы смогли подняться?

Были ли у вас какие-нибудь трудности при этом?

От чего в первую очередь зависит выполнение этой задачи.


Упражнение «Головомяч»

Цель: развивать навык сотрудничества в парах или тройках.

Материалы: мячи среднего размера.

Инструкция: Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами, постепенно поднимаясь. Встаньте сначала на колени, а потом на ноги. (Можно провести эксперимент: с каким максимальным числом игроков можно поднять мяч головами)

Обсуждение:

Что самое важное для того, чтобы мяч не упал?

С кем тебе поднимать мяч легче всего?


Упражнение «Сладкая проблема»

Цель: учить детей решать небольшие проблемы путем переговоров.

Материалы: печенье, салфетки.

Инструкция:

Мы сегодня будем кушать печенье, но чтобы его получить, вам нужно выбрать себе партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг на друга. Между обоими партнерами я положу салфетку с печеньем. Пожалуйста, пока его не трогайте. А теперь перейдем к нашей проблеме. Вы можете получить печенье только в том случае, если ваш партнер по доброй воле отдает его вам. Соблюдайте это правило. Сейчас вы можете начать говорить, но помните, что вы не имеете права просто так взять печенье без согласия своего партнера.

(после того как дети примут какое-нибудь решение)

А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на сей раз.

А теперь давайте обсудим, что у нас получилось. Это хороший вариант сотрудничества. Расскажите, что вы сделали с первым печеньем, что стало со вторым.


Упражнение «Небеса и ад»

Цель: обсудить разные способы разрешения и смягчения конфликтных ситуаций.

Материалы: бумага и карандаш каждому ребенку.

Инструкция: Я хочу рассказать вам историю: «Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: «О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?».

Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежественен».

Услышав такое, молодой воин рассвирепел «Да за такие слова я готов тебя просто убить!» - заорал он и достал меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад». Услышав эти слова, молодой воин вновь вставил меч в ножны. «А вот это и есть небеса», - заметил старик.

Время от времени каждый из нас в разговоре с кем-то имеет другую точку зрения и хочет доказать свою правоту во что бы то ни стало. Иногда в таком споре нет ничего плохого, но порой это превращается в настоящую открытую борьбу. Ты можешь вспомнить случай, когда твой спор с кем-нибудь едва ли не закончился настоящей битвой? Может быть, ты стал настолько возбужден, что готов был сам начать драку, а может быть, другой спорщик в порыве ярости был готов наброситься на тебя! А может быть, вы оба были готовы драться, но что-то позволило вам избежать рукоприкладства.

Напиши, что произошло тогда и как ты себя при этом чувствовал. Расскажи, как вам удалось избежать драки (10 мин.).

После этого дети зачитывают свои записи.

Обсуждение:

почему пожилой мудрец сказал, что насилие - это ад?

Что ты можешь сделать, чтобы спор не превратился в драку?

Рефлексия: Что полезного было для тебя на сегодняшней встрече?


Игра «Бумажные мячики».

Цель: позволить детям сбросить свое беспокойство, напряжение.

Материалы: старые газеты

Инструкция: Возьмите каждый по большому листу старой газеты, как следует его скомкайте и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Разделитесь на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется на полу меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию.


Упражнение «Тряпичная кукла и солдат»

Цель: учить расслабляться

Инструкция: Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Примерно вот так…

А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными.

Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева (10 сек.).

Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной…

Снова станьте солдатом…

Теперь опять тряпичной куклой…

Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины… Теперь стряхните воду с волос… Теперь – с верхней части ног и ступней…



Игра «Смеяться запрещается»

Цель: создать радостное настроение.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, широким кругом. Кто-то один встанет посередине и будет водить. Его задача состоит в том, чтобы выбрать кого-нибудь из сидящих и заставить его заговорить или улыбнуться. Для достижения своей цели он может пробовать все, что угодно, однако он не должен ни до кого дотрагиваться, и, разумеется, сам он не имеет права говорить. Те, кто сидит в кругу, не должен отворачиваться или закрывать глаза.

(Каждый водит не более одной минуты). Если за это время водящий не сумеет рассмешить или заставить заговорить кого-либо, пусть с тем же ребенком попробуют свои силы еще 1-2 водящих. Если же водящий добивается успеха, он меняется местами с тем, кого заставил улыбнуться или заговорить.


Упражнение «Путешествие на облаке»

Цель: дать детям возможность расслабиться, пофантазировать.

Материалы: спокойная инструментальная музыка.

Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните…

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина удобно расположились на этой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.

Постарайся мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… (30 секунд).

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место здесь. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало… Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе… Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.


Упражнение «Коровы, собаки, кошки»

Цель: учить детей внимательно слушать, дать возможность вступать друг с другом в контакт.

Инструкция: Пожалуйста, встаньте и расположитесь широким кругом. Я подойду к каждому из вас и шепотом скажу на ушко название какого-нибудь животного. Запомните его хорошенько, так как потом вам надо будет стать этим животным…

Теперь закройте, пожалуйста, глаза. Через минутку я попрошу вас «заговорить» так, как «говорит» ваше животное. Забудьте на время человеческий язык. Вам надо, не открывая глаз, объединиться в группы со всеми теми животными, которые «говорят» так же, как вы. Навострите уши и слушайте звуки и объединяйтесь в группы. Начали!

Рефлексия:

Как я себя чувствую после сегодняшнего занятия.

Чему я сегодня научился.


Упражнение «Хорошее и плохое»

Цель: показать необходимость умения слушать людей.

Ход: участники делятся попарно. Одновременно в течении 1 минуты говорят на тему «Моя любимая телевизионная передача».

Обсуждение:

Что вы чувствовали?

Насколько трудно было говорить, когда вас не слушают?

Теперь пары высказываются поочередно в течение 30 секунд. Когда один говорит на любую тему, другой его полностью игнорирует.

Обсуждение: Какой вывод можно сделать с этого упражнения?

Вывод: значимость человека зависит от его умения слушать других.



Приложение 2


АНКЕТА «СЧАСТЬЯ БЕЗ ПРИЧИНЫ»

Оцените каждое из состояний по шкале от 1 до 5 баллов: 1-никогда; 2-иногда; 3-редко; 4-часто; 5-всегда.

  1. Я часто ощущаю себя счастливым и радостным без какой-либо на то причины;

  2. Я живу настоящим моментом;

  3. Я ощущаю себя живым, бодрым и энергичным человеком;

  4. Я испытываю состояние глубокого спокойствия и благости;

  5. Жизнь для меня – это необыкновенное приключение;

  6. Я не позволяю неприятным ситуациям портить мое настроение;

  7. Я с энтузиазмом смотрю на свои дела и жизненные события;

  8. Я часто нахожу поводы для радости и улыбки;

  9. Я верю в то, что мир расположен ко мне дружелюбно;

  10. Во всем, что происходит, я для себя нахожу урок или подарок судьбы;

  11. Я умею прощать обиды и забывать неприятности;

  12. Я с любовью и уважением отношусь к себе;

  13. В каждом человеке я ищу что-то хорошее;

  14. Я меняю в жизни то, что можно изменить, и принимаю то, что изменить нельзя;

  15. Я окружаю себя людьми, которые меня поддерживают;

  16. Я не осуждаю других и не жалуюсь;

  17. Плохие мысли обходят меня стороной;

  18. Я ощущаю благодарность;

  19. Я чувствую, что могу в жизни сделать много хорошего;

  20. Я чувствую, что мои цели вдохновляют меня.


Интерпретация результатов:

80-100 баллов: высокий уровень счастья;

60-79 баллов: выше среднего;

40-59 баллов: средний уровень счастья – есть проблески «счастья без причины»;

Меньше 40 баллов: низкий уровень – Вам нужна помощь.


Приложение 3


  1. АНАЛИЗ ВИДЕОФИЛЬМА «ПОЛИАННА»

  1. В чем главный смысл фильма?

  2. Что помогало девочке преодолевать жизненные сложности и потери?

  3. Что взрослым людям мешает быть счастливыми?

  4. Как смогла девочка изменить жизнь жителей городка?

  5. Что сделали жители городка чтобы помочь Полианне?


  1. ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА «РЕЦЕПТ СЧАСТЬЯ»


Задание: Используя коллективное мышление и творческие способности ребятам необходимо составить рецепт счастья и продемонстрировать его остальным. Готовые работы (плакат) должны быть представлены и сопровождаться рассказом. Танцевально-музыкальное сопровождение приветствуется.

  1. Как выглядит счастливый человек?

  2. Что нужно делать, чтобы чувствовать себя счастливым?

  3. Как умение быть счастливым влияет на здоровье?



  1. АКЦИИ



- «Дерево благодарности» - на изображение дерева ребята приклеивают листочки на которых пишут «благодарности»: свои родным, друзьям, себе, жизни, миру, каждому дню. Смысл акции: «То что Вы цените, приумножается!». Благодарности можно начинать словами: Я благодарна/благодарен или спасибо за…;

- «Птица счастья» - из цветной бумаги в технике оригами ребята делают птиц и украшают ими холлы и свои комнаты.


ЛЕГЕНДА О ПТИЦЕ СЧАСТЬЯ

Умеете ли вы мечтать? Мечтать по-настоящему, без всяких «если» и «бы», о том, что действительно важно для того, чтобы чувствовать себя счастливым? А верите ли вы в Чудо настолько, что готовы встретить его и понять, что это действительно оно?

  Когда-то давно на земле все люди умели мечтать и верить. Верить в то, что Счастье и Удача обязательно станут их спутниками, верить в бесконечную и верную Любовь, и в то, что любой человек достоин настоящего Чуда. А высоко над землей в прекрасном сказочном замке жила Синяя Птица Счастья. Замок ее был невидим обычным людям, и только те, чьи дела и помыслы направлены на благо всему человечеству удостаивались чести побывать в этом волшебном месте и увидеть Синюю Птицу. Но это не значит, что остальные люди ее не интересовали. Каждый, кто имел настоящую мечту, не важно, была ли она о собственном счастье или о счастье для всех людей, мог почувствовать ее помощь в своей жизни. Удача и везение становились их постоянными спутниками, Счастье следовало за ними повсюду.

Сама Синяя птица была прекрасней, чем все птицы, жившие на земле. Оперение ее сияло и излучало свет – свет Добра и Надежды. И сияние это придавали перьям людские мечты, а перьев было ровно столько, сколько людей жило на земле. Каждому человеку соответствовало свое перо, и чем сильнее и светлее была мечта, тем ярче сияло перо. Жизнь на земле текла спокойно и радостно. Вместе с людьми жили там волшебные существа, которые помогали людям не словами, а делами своими. Мирно существовали они все вместе, и не было между ними никаких ссор и войн.

  Но были на земле люди, которые считали, что мечты – это бред, реальность не терпит мечтаний. Удачу нельзя ждать, ее надо завоевывать, и подходят для этого любые пути. Счастье – это власть и богатство. Так думали они, и перья Синей Птицы, которые выросли при рождении этих людей, постепенно теряли свой цвет и исчезали, и сила ее ослабевала. А людей, не желавших мечтать, на земле становилось все больше. Как опасная болезнь распространялись их мысли и слова по всей планете, и все меньше оставалось перьев у Синей Птице, все слабее она становилась. А на земле начались войны. Волшебные существа ушли от людей, и остались те и без их поддержки и помощи. Синяя Птица уже не могла нести к ним Счастье и Удачу, она умирала.

  И осталась бы земля навеки несчастна, но однажды произошло Чудо – на земле родился человек. Маленький и беззащитный появился он на свет, а у Синей Птицы выросло новое перо. Но это происходило всегда – и давно уже новые перья пропадали, едва появившись. Но это перо не пропало – оно вдруг засияло прекрасным светом, озарив все вокруг, и ожила, воспрянула Синяя Птица. Ведь если на Земле появился человек, способный мечтать, значит не все еще потеряно, значит будут и другие такие же мечтатели, верящие в Счастье и Удачу, и значит будет жива прекрасная Синяя Птица.

Вот такая красивая легенда о Птице, приносящей Счастье, если в нее по-настоящему верить. Волшебная Птица Счастья может поселиться и в вашем доме, если вы умеете мечтать.


- «Кораблик желаний» - Каждый отряд изготавливает кораблик, на котором размещает записочки с желаниями ребят и вечером на закате солнца корабли спускают на воды реки.

Смысл акции: «Мечта превращается в желание, желание в цель. А вера и надежда помогают исполнять желания».


  1. ДИСКУССИЯ. ПОИСК СЧАСТЬЯ В СКАЗКЕ А. ПЛАТОНОВА «ВОЛШЕБНОЕ КОЛЬЦО»

 Средства: Текст сказки А. Платонова «Волшебное кольцо», Иллюстрации (Мультфильм «Волшебное кольцо»), карточки для групп с алгоритмом рассуждений.

 

Дискуссия начинается с беседы, обобщающей знания ребят, полученные при чтении сказки.

- Каждый человек мечтает о счастье, но не каждому оно дается. Тогда люди сочиняют сказки. Сочинил такую сказку и русский писатель А. Платонов.

  • Является ли проблема поиска счастья центральной в русской народной сказке?

  • Какой герой русской народной сказки в итоге всегда заслуживает счастье?

  • Какими чертами характера обладает этот герой?

Сегодня мы постараемся найти ответы на следующие вопросы:

  • Каким представляет свое счастье каждый из героев А. П. Платонова?

  • Идеал какого героя близок самому писателю?

  • Совпадают ли идеалы Платонова с идеалами русской народной сказки?

  • Что такое счастье?


Ребята делятся на три группы по количеству главных героев сказки “Волшебное кольцо” А. Платонова. Каждая группа получает карточку с вопросами, которые помогут найти ответ на вопрос “В чем заключается счастье данного героя сказки?”

Ещё одна группа – это эксперты, которые должны обобщить полученные в процессе поиска ответы и с помощью толкового словаря ответить на вопрос “Что такое счастье?”

  1. Самостоятельный поиск ответов на вопрос: В чем счастье героев сказки Платонова?

В процессе работы ребята в ходе коллективного обсуждения внутри группы решают, в чем их герой находит свое счастье, готовят цитаты из текста, подтверждающие их выводы.

Карточка первой группы выглядит следующим образом:

Семен

  • Связывает ли он понятие счастья с деньгами?

  • Изменился ли Семен, когда стал богатым?

  • Как он мог распорядиться богатством? А что он делал?

  • Зачем Семен строит дворец?

  • Кому отдает самую лучшую комнату в своем дворце?

  • Какой в представлении Семена рисуется счастливая жизнь?

  • В чем счастье Семена? Подтвердите текстом.

В ходе поисков ребята приходят к выводу, что счастье их героя в том, чтобы стать счастливым и подарить счастье другим.


Карточка второй группы выглядит следующим образом:


Мать Семена

  • Какой она была до получения богатства?

  • О чем она заботится? Почему она отговаривает от женитьбы на царевне своего сына Семена?

  • Какое качество появляется в ней, когда она стала богатой?

  • В чем теперь для нее счастье?

  • Что она говорит? Найдите в тексте.

  • В чем её счастье?

Вторая группа, как правило, однозначного ответа не дает. Одни дети считают, что мать делает все для счастья сына, другие считают, что она под влиянием богатства становится высокомерной и счастье сына перестает быть для неё смыслом жизни.

Во время обсуждения результатов поиска второй группой в ходе беседы самостоятельно определяем лексическое значение слова высокомерие.

С помощью экспертов подтверждаем свои выводы статьей из Толкового словаря Ожегова.


Карточка третьей группы:

Царь и царица

  • Какие люди царь и царица? ( высокомерные)

  • Каково их отношение к другим? Найдите в тексте доказательства вашей мысли. (Как в сору роемся)

  • Есть ли что-нибудь общее между царской семьей и матерью Семена?

  • Какое   качество характера их объединяет? (грубость, невоспитанность, эгоизм)

  • Похожи ли их представления о счастье?

  • Чего НЕТ в понимании счастья этими героями?

  • В чем же состоит счастье царя и царицы?

В ходе поисков эксперты вновь обращаются к словарю Ожегова и определяют значение слова эгоизм.


Царевна

  • О каком женихе мечтает царевна?
  • Почему так легко она променяла Семена на Аспида?

  • Что ей подарил Семен?

  • Аспид ни слова ей не сказал о любви, а царевна пошла за ним. Почему?

  • Что было во рту у царевны, когда она спала? Кому она не доверяла?

  • ЧТО ей нужно и ЧТО для неё НЕВАЖНО в отношениях с людьми?

  • Докажите цитатой из текста, что царевна своего счастья не нашла.

  • Каково её представление о счастье?


II. Заслушивание итогов работы и выступление группы экспертов.

Ребята работали над такими вопросами:

Эксперты:

  • Что же такое счастье? Дайте определение слова «счастье», опираясь на Толковый словарь русского языка.

  • Нашли ли герои свое счастье? Почему?

  • Почему герои не смогли найти одно для всех общее счастье?

  • На чьей стороне автор?

  • Попробуйте с помощью философского словаря решить равенство:

СЧАСТЬЕ   =   ДОБРО   =     ? ( НРАВСТВЕННОСТЬ = ТО, ЧТО ДОСТОЙНО ПОДРАЖАНИЯ)

 

Этот вывод ребята делают на основе выдержки из статьи Философского словаря:

Добро и зло – морально-этические категории, в которых выражается нравственная оценка поведения людей…Под Д. понимается то, что общество считает нравственным, достойным подражания…

III. Закрепление полученных результатов в процессе обобщающей беседы.

  • Чем обычно заканчиваются волшебные народные сказки?

  • Есть ли концовка в сказке А. Платонова? (Финал открыт, а читатель сам может додумать, чем все закончится)

  • Оставляет ли автор своему герою надежду на счастье?

  • Совпадают ли идеалы счастья у народа и писателя?

  • В рассказе «Афродита» Платонов написал: «В стремлении к счастью для одного себя есть что-то низменное и непрочное; лишь с подвига и исполнения своего долга перед народом…начинается человек, и в этом состоит его истинное счастье..»

  • О каком счастье мечтал писатель? ( О личном или об общем?)

IV. Рефлексия.

  • Нашли ли мы ответы на свои вопросы?

  • Что НЕ приносит счастья человеку?


  1. АРТ-ЗАНЯТИЕ «ПЛОЩАДЬ ЗВЕЗД».


Ребята отряда, используя акварельные краски или гуашь разукрашивают свою ладошку и делают отпечаток на листе ватмана.

Анализ результатов (вопросы ребятам):

  1. Какой главный смысл этого задания?

  2. Какие эмоции вызывает данная работа?

  3. Каких красок больше?

  4. Что можно сказать о человеке по отпечатку ладони?


Приложение 4


  1. ТРЕНИНГ «УРОКИ СЧАСТЬЯ»


Занятие 1. «Счастье без причины… Возможно ли это?»


  1. Почему одни люди счастливее, чем другие?

  2. Диапазон счастья;

  3. Насколько вы счастливы без причины? (Анкетирование);

  4. Три главных принципа счастливой жизни.


Занятие 2. «Строим дом нашего счастья»

    1. Похитители счастья;

    2. Счастливые привычки расширяющие возможности;


Занятие 3. «Счастливый план на жизнь»

  1. Рисуем счастье (Сила визуализации);

  2. Эмоциональная заразительность «Поделись улыбкой своей»

  3. Поем и танцуем счастье.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!