СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Школа будущего первоклассника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

      На протяжении всей жизни человеку неоднократно приходится приспосабливаться к условиям внешней среды. Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма. В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.  

      В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий  (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Школа будущего первоклассника»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №38»



.

Утверждаю

директор МАОУ СОШ № 38

_______________И.А. Андронова

«_____»___________________20__

.






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Школа будущего первоклассника»



Возраст детей - 5,5-6,5 лет













Разработчик

учитель начальных классов

Кильдишева Марина Борисовна




Златоуст

2016 год


Содержание

I. Пояснительная записка.

1. Актуальность предшкольной подготовки детей 5,5-6,5 лет. Новизна.

2. Цель, задачи, принципы.

II. Общая характеристика процесса подготовки дошкольников к обучению в школе.

1. Описание места процесса подготовки дошкольников в учебном плане.

2. Личностные, метапредметные (предпосылки) и предметные результаты освоения программы.

3. Материально-техническое обеспечение реализации программы.


III. Содержание программы подготовки дошкольников к обучению в школе.


1. Учебные занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».

2. Учебные занятия «Весёлая математика».

3. Учебные занятия « Знакомство с окружающим миром».

4. Учебные занятия «Умелые ручки»

5. Тематическое планирование.


IV. Работа с родителями.

V. Приложения.

VI. Литература.

VII. Кадровый состав. Информация по квалификации и специальности учителей.














I. Пояснительная записка.

1. Актуальность предшкольной подготовки детей 5,5-6,5 лет.

На протяжении всей жизни человеку неоднократно приходится приспосабливаться к условиям внешней среды. Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.
В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.

В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.

Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность «базиса личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.

Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия.

Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме.

Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.

С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение :

- в наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;

- заинтересованном в отношении к учению и учебной деятельности;

- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.

«Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:

- всестороннее воспитание ребенка;

- специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.

В итоге детский сад превращается в «маленькую школу», где от дошкольника требуют то, к чему он психологически еще не готов. Поступление в школу не готового к обучению ребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании.

Для формирования «внутренней позиции школьника», положительного отношения к школе старшему дошкольнику необходимо не просто рассказывать о школе, не просто «дать поиграть в школу», а создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался со своим будущим учителем, привык к нему и его требованиям, «почувствовал» школьные стены.

2. Цель, задачи, принципы.

Цель Развитие и формирование учебных универсальных действий в условиях перехода от дошкольного образования к начальному общему образованию.

Основная форма обучения по данной программе – занятие. Занятия в «Школе будущего первоклассника» призваны решать следующие задачи:

- систематизация знаний и умений, которыми обладают дошкольники (общих и специальных), пополнение их;

- развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей;

- развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций;

- развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству;

- формирование четких представлений и школе и формах школьного поведения;

- формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника, заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности;

- воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.

Цель и задачи процесса подготовки дошкольников определяют систему следующих психолого-педагогических принципов:

1. Гуманистический принцип предполагает:

— всестороннее развитие личности ребенка на основе заботы о его благе и создания благоприятных условий жизни и обучения для всех детей;

— защиту прав ребёнка, уважение достоинства, признание самоценности и значимости каждого дошкольника независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности;

— усвоение нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим их людям;

2. Коммуникативный принцип предполагает, что в обучении процесс общения выступает:

— как предмет специального изучения. Особое внимание в программе уделяется развитию устной речи, овладению ребенком средствами речевого общения, умениями слушать и слышать партнера, договариваться, разрешать конфликты;

— как система межличностного общения с акцентом на культуру общения и взаимоотношения детей;

3. Принцип творческой активности предполагает:

— стимулирование и поощрение творческой активности детей, инициирование постановки новых познавательных и художественно-творческих задач;

— участие в коллективных формах работы;

— создание благоприятной атмосферы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка на основе межличностных отношений, построенных на модели равноправия, уважения и признания самоценности каждого учащегося.

4. Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с использованием проблемно-диалогической технологии, адаптированной к данному возрасту. Старшим дошкольникам не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой, как на уровне содержания, так и на уровне технологии, когда обучение строится на деятельностной основе.


II. Общая характеристика процесса подготовки дошкольников к обучению в школе.

1. Календарный учебный график

Программа рассчитана на 20 недель. Занятия в «Школе будущего первоклассника» проводятся 1 раз в неделю в период с ноября по апрель текущего учебного года. В один день – 4 занятия. Общее количество часов – 80 часов. Сроки аттестации – без аттестации.

Одно учебное занятие длится 25 минут. Между занятиями – перерыв 10 минут.

2. Учебный план

Наименование занятия

Количество часов

Количество недель

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте

1

20

Весёлая математика

1

20

Знакомство с окружающим миром

1

20

Умелые ручки

1

20

Всего

4

80

Формы аттестации

Без аттестации


3. Планируемые личностные, метапредметные (предпосылки) и предметные результаты освоения программы.

В результате занятий по программе «Школа будущего первоклассника» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.

Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);

- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);

- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;

- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;

- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;

- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.

Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.

Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;

- учиться оценивать результаты своей работы.

Познавательные УУД:

- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);

- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;

- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).

Коммуникативные УУД:

- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;

- слушать и понимать речь других;

- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;

- учиться оформлять свои мысли в устной форме;

- строить понятные для партнера высказывания;

- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;

- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;

- учиться выполнять различные роли при совместной работе.

Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений.

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:

- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;

- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;

- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;

- конструировать словосочетания и предложения;

- определять количество слов в предложении;

- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;

- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;

- различать звуки и буквы;

- узнавать и различать буквы русского алфавита;

- правильно держать ручку и карандаш;

- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.

Введение в математику:

- продолжать заданную закономерность;

- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;

- вести счет предметов в пределах 10;

- соотносить число предметов и цифру;

- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;

- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;

- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;

- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;

- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;

- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;

- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.


4. Материально-техническое обеспечение реализации программы.

Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в «Школе будущего первоклассника». Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);

2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

3) Тетради для индивидуальной работы

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор и др.). Наряду с принципом наглядности важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым дети осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у дошкольников формируются практические умения и навыки по измерению величин, конструированию и моделированию предметных моделей, навыков счёта, осознанное усвоение изучаемого материала. Предусматривается проведение значительного числа предметных действий, обеспечивающих мотивацию, развитие внимания и памяти старших дошкольников. Исходя из этого, второе важное требование к оснащенности процесса подготовки дошкольников к обучению в школе заключается в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал (разрезные карточки, раздаточный геометрический материал, карточки с моделями чисел, счетные палочки).

Перечень дидактического материала


Обучение грамоте

1. Слоговые таблицы

2. Демонстрационный материал «Перекидная азбука»

3. Трафаретная таблица букв

4. Лента букв

5. Набор предметных и сюжетных картинок



Математика

1. Раздаточный материал. Набор цветных палочек.

2. Часовой циферблат

3. Лента цифр

4. Счетный материал в картинках



Плакаты

1. Занятия людей

2. Мой златоуст

3. Времена год

4. Календарь погоды

5. Подборка – выставка картин по развитию речи


Таблицы

1. Дошкольникам о природе

2 Карта «Российская федерация»



Муляжи

1. Набор овощей

2. Набор фруктов

2. Набор муляжей для рисования

3. Глобус

4. Набор шаблонов для выполнения штриховки, раскрашивания


Учебные пособия

1. О.А.Холодова «За три месяца до школы», рабочая тетрадь. Издательство: Высшая школа, 2015 год

2. Сборник тестов. Готов ли ваш ребенок к школе. Издательство: Росмен, 2006 год

3. Подборка художественно литературы. Читаем детям по слогам


Материально – техническое оснащение кабинет

1. доска ученическая - зеленая, магнитная, 3-х секционная – 1 штука

2. софит – лампа над доской - 1 штука

3. АРМ учителя - 1 штука

4. МФЦ учителя - 1 штука

5. экран -1 штука

6. стол для учителя с тумбой - 1 штука

7. стул для учителя(мягкий, черный) - 1 штука

8.конторка - 1 штука

9. парта ученическая регулируемая – 30 штук(одноместная)

10. стул ученический регулируем - 30 штук

11. мебельная стенка 2-х секционная - 1 штука

12. жалюзи вертикальные – 2 штуки

13. москитная сетка на окна – 2 штуки

14. подставка под цветы – 2 штуки

15. зеркало – 1 штука

16. тумба под доской – 2 штуки

17. кашпо – 7 штук

18. часы – 1 штука

19. светильник потолочный – 14 штук

20. евроокно – 2 штуки

21. градусник – 1 штука

22. пилот – 1 штука

23. мойка – 1 штука

24. смеситель для кухни – 1 штука



III. Содержание программы подготовки дошкольников к обучению в школе.


1. Учебные занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».

Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию познавательно-речевой деятельности дошкольников.

Цель: создание условий, способствующих формированию звуковой культуры речи и готовности к овладению детьми звукобуквенного анализа.

Задачи работы по развитию речи с детьми:

  1. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.

  2. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

  3. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.

  4. Обучение звуко-слоговому анализу слов.

  5. Развитие мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

Основное содержание.

Работа по развитию связной речи строится на основных ее уровнях: звук – слово – предложение – связное высказывание – текст.

1. Лексическая и грамматическая работа:

– обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

– употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

2. Развитие связной речи:

– ответы на вопросы, участие в диалоге;

– подробный пересказ текста по зрительной опоре;

– составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;

3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:

– знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

– выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

– выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

– «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

4. Обучение звуко-слоговому анализу:

– звуковой анализ состава слогов и слов;

– дифференциация понятий «звук» и «буква»;

– соотнесение букв и звуков.

5. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).


Планируемые результаты.

• Конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;

• отвечать на вопросы педагога;

• задавать свои вопросы;

• подробно пересказывать текст по зрительной опоре;

• составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

• выделять звук в начале слова;

• различать звуки и буквы;

• узнавать и называть буквы русского алфавита;

• соединять звуки в слоги.


  1. Учебные занятия « Весёлая математика».

Цель: Формирование условий для развития познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.

Задачи работы по развитию математических способностей с детьми:

1. Формирование знаний о расположении предмета в пространстве, о направлении движения, о последовательности событий, о временных представлениях.

2. Подготовка к формированию понятия числа на основе сравнения групп предметов и выявления отношений «больше», «меньше», «столько же» на основе составления пар.

3. Развитие умения вести счет предметов в пределах 10 и устанавливать порядковый номер предмета.

4. Подготовка к рассмотрению действий с числами и решению задач.

5. Систематизация и формирование новых знаний о геометрических фигурах.

6. Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.


Основное содержание.

Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.

Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.

Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше.

Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок.

Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым.

Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми.

Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке.

Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок.) Моделирование геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий.

Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.

Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д. Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев.

Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу. Моделирование новых геометрических фигур.

Планируемые результаты.

• Называть числа от 1 до 10;

• продолжить заданную закономерность;

• производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;

• устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;

• сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);

• распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;

• составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;

• обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;

• ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.


  1. Учебные занятия «Знакомство с окружающим миром».

Цель – формирование условий для развития накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе и о человеке, как части общества.

Задачи:

- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;

- познакомить с правилами школьной жизни;

- развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;

- расширить представление дошкольников об окружающем мире;

- помочь ориентироваться в пространстве и во времени;

- проделать первые шаги к рефлексии.

Программа основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе. Раскрытие содержания курса для будущих первоклассников опирается на конкретно образные представления, эмоциональные впечатления и взаимодействия с окружающим миром в учебно-игровой форме.

При ознакомлении с окружающим миром будущих первоклассников предусмотрено установление связи между познанием природы и социальной жизни, в которую включен ребенок. Выделены программные темы, близкие социальному опыту дошкольников: наша родина Россия и малая родина, дом и школа, правила поведения в обществе.

Будущие первоклассники учатся соотносить конкретных представителей животного мира с родовыми понятиями: звери, птицы, рыбы, насекомые; различать диких и домашних животных; знакомятся с лиственными и хвойными растениями; учатся различать признаки изменений природы в разные сезоны года.

Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности.

Основное содержание.

Окружающий мир: общество.

Наша страна Россия. Москва – столица нашей родины. Златоуст– моя малая родина, мой адрес. Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими детьми, учителями и работниками школы. Уважение к чужому мнению. Профессии.

Окружающий мир: природа живая и неживая.

Неживая и живая природа. Животные домашние и дикие. Детёныши животных. Растения лиственные и хвойные. Овощи и фрукты. Смена времен года. Сезонные изменения в природе. Природа и человек. Бережное отношение к природе.

Ориентация в пространстве и во времени.

Времена года. Месяцы года. Дни недели. Время суток. Ориентация в школьном здании.


Планируемые результаты.

К концу занятий обучающиеся должны иметь представление:

- о живой и неживой природе;

- о правилах школьной жизни;

- о своей большой и малой Родине.

- о сезонных изменениях природы;

- о разнообразии профессий;

- о предметах одушевлённых и неодушевленных.

Владеть общеучебными умениями:

- слушать и отвечать на заданные вопросы;

- ориентироваться в тетради;

- не перебивать отвечающего.

Знать:

- название нашей страны, ее столицы, родного города;

- правила поведения в школе;

- правила вежливого общения;

- признаки времен года;

- месяцы года, дни недели, время суток;

- животных и их детёнышей;

- фрукты и овощи.

Уметь:

- выполнять правила поведения в школе;

- различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;

- различать лиственные и хвойные растения, приводить примеры;

- приводить примеры представителей животного мира;

- использовать в общении правилами вежливости.

4. «Умелые ручки»

  Аппликация и лепка также способствуют развитию творческого воображения и конструкторских способностей.

Основной целью лепки является подготовка к обучению грамоте. Лепка, с одной стороны, требует развитых ощущений и восприятий, а с другой – сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей важнейшее место занимает осязание предмета. Поэтому предлагается знакомство с буквами осуществлять через лепку.

Цели: развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.



Кроме этого, лепка способствует развитию аналитико – синтетической деятельности: расчленение целого предмета - буквы, объединение отдельных элементов в целое и развитию мелкой моторики.

 

   К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:

  • овладеть навыками и умениями работы с инструментами (в аппликации – 

  • ножницы, гладилки; в лепке - стеки);

  • развивать разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль;

  • производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения в

  • определённом направлении: сверху вниз, слева направо и по косой;

  • умение быстро и легко останавливать движение режущей бумагу или ткань руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении, что важно при письме;

  • развитие зрительно – двигательной координации;

  • развитие «ручной умелости» ребёнка.

 

5.Тематическое планирование.

Тематическое планирование занятий « Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов


Звук, слог, слово.

1


Упражнение в выделении звуков в односложных и двусложных словах.

1


Предложение. Модели предложений.

1


Гласные звуки. Согласные звуки.

1


Слова – «названия», слова – «действия», слова – «признаки».

1


Звуки [а], [о ]. Буквы а, о.

1


Звуки [с], [з ]. Буквы с, з.

1


Рассказ по рисунку.

1


Звуки [е], [и ]. Буквы е, и.

1


Звуки [п], [б ]. Буквы п, б.

1


Звуки [к], [г ]. Буквы к, г.

1


Звук [э]. Дид. Игра «Грибы, ягоды, цветы»

1


Звук [ы]. Дид.игра «Сломанный телевизор»

1


Звук [д]. Зимняя обувь. Зимняя одежда.

1


Звук [л]. Буква л. Звук [н]. Буква н.

1


Звук [р]. Буква р. Е. Благинина «Стихи о маме»

1


Звук [т]. Буква т.

1


Звук [ф]. Буква ф.

1


Чтение слогов, слов, предложений.

2

ИТОГО:

20 ч.




Тематическое планирование занятий « Весёлая математика».


№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1.

Счёт предметов. Сравнение групп предметов.

1

2.

Больше, меньше.

1

3.

Налево, направо, вверх, вниз.

1

4.

Число и цифра 1.

1

5.

Число и цифра 2. Состав числа.

1

6.

Число и цифра 3. Состав числа.

1

7.

Число и цифра 4. Состав числа.

1

8.

Число и цифра 5. Состав числа.

1

9.

Число и цифра 6. Состав числа.

1

10.

Число и цифра 7. Состав числа.

1

11.

Число и цифра 8. Состав числа.

2

12.

Число и цифра 9. Состав числа.

2

13.

Число и цифра 10.Состав числа.

2

14.

Число 0.

1

15.

Точка. Линии. Геометрические фигуры.

1

16.

Играем и считаем. Закрепление пройденного.

2

ИТОГО:

20 ч.



Тематическое планирование занятий «Знакомство с окружающим миром».


№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1.

Наша страна Россия.

1

2.

Мой город. Златоуст – моя малая родина

1

3.

Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими детьми, учителями и работниками школы.

1

4.

Правила дорожного движения. Азбука пешехода.

1

5.

Вежливые слова.

1

6.

Моя семья. Расскажи о себе.

1

7.

Предметы, которые меня окружают.

2

8.

Мои любимые игры и игрушки.

1

9.

Профессии. Кто что делает.

2

10.

Неживая и живая природа. Природа и человек. Бережное отношение к природе.

2

11.

Смена времён года. Сезонные изменения в природе.

1

12.

Месяцы года. Дни недели.

1

13.

Время суток. Режим дня.

1

14.

Звери, птицы, рыбы, насекомые.

1

15.

Животные домашние и дикие. Детёныши животных.

1

16.

Растения лиственные и хвойные.

1

17.

Овощи и фрукты.

1

ИТОГО:

20 ч.

Тематическое планирование занятий «Умелые ручки»


№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов


Лепка  (разукрашивание разноцветными маленькими шариками)

1


Лепка  (разукрашивание разноцветными маленькими шариками)

1


Симметричное вырезание. Аппликация «Лес»

1


Симметричное вырезание. Орнамент в полосе

1


Изготовление аппликация из кругов "Рыбки в аквариуме".

1


Изготовление аппликация из кругов гусеница

1


Аппликация в технике складывания "Бабочки".

1


Квиллинг

1


Лепка  улитка

1


Поделка из полосок

1


Обрывная аппликация

1


Танграм лодочка

1


Лепка. Бабочка

1


Лепка.  Ежик

1


Лепка. Способ вытягивания из куска.  Курочка

1


Изготовление птички с гофрированными крыльями и хвостом (туловище).

1


Изготовление аппликация из кругов "Слон".

1


Лепка  (размазывание) рыба «Скалярия»

1


Аппликация в технике «мозаика» «Морская звезда»

1


Аппликация в технике «мозаика»  «Ваза с цветами»

1

ИТОГО:

20 ч.


IV. Работа с родителями.

Работа с родителями будущих первоклассников.

При подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь со стороны родителей. Цель работы с родителями: организация всеобуча родителей по подготовке детей к школе. Родительские лекции и цикл консультаций «Советы психолога», предусмотренные в рамках программы информируют родителей об особенностях дошкольного возраста, организации учебного процесса, о роли семьи в развитии и воспитании ребенка. В организации лекций и консультаций для родителей задействованы учителя начальной школы и психолог.

Ноябрь:

  1. Лекция «Родитель – это профессия».

  2. Консультация психолога «Ваш ребенок пошёл в школу».

Декабрь:

  1. Лекция «Готов ли ваш ребенок к первому классу».

  2. Консультация психолога «Формирование внимания, мышления и памяти ребенка в семейном воспитании».

Февраль:

  1. Лекция «Дидактические игры в семье как средство развития познавательной деятельности»

  2. Консультация психолога « Развитие психических процессов детей 6-7 летнего возраста».

Апрель:

  1. Лекция «Первые дни ребенка в школе»

  2. Консультация психолога логопеда «Диагностика психолого-физиологической готовности детей к школе. Методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей».

V. Оценочные материалы.

Приложение №1

Тест школьной зрелости

Дата проведения: апрель текущего года.

Время проведения: 20 минут.

Цель проведения: оценка уровня интеллектуального развития старшего дошкольника.

Методика проведения: учитель индивидуально общается с дошкольником, предлагая ему ответить на вопросы и выполнить задания.


      1. Назови свою фамилию, имя, детский сад, который посещаешь.

      2. Какое животное больше: лошадь или собака?

      3. Что раньше: обед или завтрак?

      4. Днем светло, а ночью?

      5. Утром мы завтракаем, а днем?

      6. Яблоки, груши, персики – что это?

      7. Найди лишнее в ряду: береза, портфель, дуб, осина. Объясни свой выбор.

      8. Скажи, одним словом: Москва, Рязань, Киев – это ___________ .

      9. В каком городе ты живешь?

10. Какие ты знаешь транспортные средства?

11. Маленькая корова – это теленок, маленький кот – _________, маленькая собака - _________.

12. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Почему?

13. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Назови два признака.

14. Футбол, прыжок в высоту, теннис – что это?

15. Зачем люди занимаются спортом?

16. Чем отличается старый человек от молодого?

17. Почему плохо, когда кто-нибудь не хочет работать?

18. От какого животного получают молоко?

19. Назови по порядку дни недели.

20. Назови по порядку времена года.

21. Разбей на группы и объясни (предлагаются картинки): ручка, пенал, портфель, линейка, дятел, воробей, ворона, голубь.

22. Произнеси слово утка. Сколько в нем слогов? Назови первый и последний звук в этом слове.

23. Подбери по три слова на буквы А, Н.

24. Какое слово длиннее: веревка или река?

25. Составь предложение по картинке (предлагается сюжетная картинка). Сколько слов в этом предложении?

26. Сосчитай до 10, называя одно число тихо, другое – громко, по очереди. Сосчитай от 10 до 1.

27. Убери несколько предметов, чтобы осталось 4 (предлагается, например, 7 предметов).

28.Какие числа стоят между числами 3 и 5? 4 и 6?

29. Хочешь ли ты идти в школу? Почему?

Критерии оценки теста:

Высокий уровень школьной зрелости – дошкольник дал верные и полные ответы на 23 – 29 вопросов.

Средний уровень школьной зрелости – дошкольник ответил на 17 - 23 вопроса.

Низкий уровень школьной зрелости – дошкольник ответил менее чем на 16 вопросов.



Приложение №2

Проверочная работа

Дата проведения: апрель текущего года.

Время проведения: 25 минут.

Цель проведения: оценка достижения планируемых результатов.

Методика проведения: работа проводится со всей группой дошкольников одновременно; каждое задание озвучивает учитель и дает время на выполнение.


1. Планируемый результат: продолжать заданную закономерность.

Умение, характеризующее достижение этого результата: составлять и продолжать последовательность на основе установленного правила.

2. Планируемый результат: соотносить число предметов и цифру.

Умения, характеризующее достижение этого результата: вести счет предметов в пределах 10, знать арабские цифры, соотносить число предметов и цифру.

3. Планируемый результат: сравнивать группы предметов на основе составления пар.

Умения, характеризующее достижение этого результата: вести счет предметов в пределах 10, распознавать понятия «больше», «меньше», «столько же».

4. Планируемый результат: распознавать известные геометрические фигуры (по цвету, форме), ориентироваться на листе бумаги.

Умения, характеризующее достижение этого результата: знать геометрические фигуры, знать цвета, изображать простейшие геометрические фигуры «от руки», знать пространственные отношения, ориентироваться на листе бумаги,

5. Планируемый результат: аккуратно выполнять штриховку.

Умения, характеризующее достижение этого результата: правильно держать карандаш, аккуратно выполнять обведение по контуру и штриховку в различных направлениях.


1. Продолжи ряд.

/ ∙ // ∙ ∙ / ∙ ∙ ∙ ____________________________________________________________________

12 21 _______________________________________________________________________

2. Соедини линией.

5

8

2

4







3. Нарисуй в нижнем ряду предметов больше, чем в верхнем.




Нарисуй в нижнем ряду предметов меньше, чем в верхнем.




Нарисуй в нижнем ряду предметов столько же, сколько в верхнем.





4. Составь узор.

- закрась кружок красным цветом;

- сверху нарисуй красный квадрат;

- справа от квадрата – желтый треугольник;

- под треугольником нарисуй зеленый круг;

- слева от красного круга нарисуй синий треугольник.


5. Выполни штриховку.








Критерии оценивания работы:

Высокий уровень достижения планируемых результатов – выполнено 100% работы.

Средний уровень достижения планируемых результатов – 50% и более.

Низкий уровень достижения планируемых результатов – менее 50%.










VI. Литература.


1. Гаврина С.Е. Знакомимся с окружающим миром. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. . "ООО ""Академия развития". - 2015 г., 16 стр.

2. Гаврина С.Е. Обучаемся грамоте. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. "ООО ""Академия развития". - 2015 г., 16 стр.

3. Гаврина С.Е. Развиваем внимание. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. . "ООО ""Академия развития". - 2016 г., 16 стр.

4. Н. Павлова «Азбука с крупными буквами». ОЛИСС и «ЭКСМО», Москва, 2013г.

5. «Тетради с заданиями для развития детей»:

а) «Готовимся к письму» - в 2 частях,

б) «Окружающий мир» - в 2 частях, ОАО

в) «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» - в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка»

6. К.В. Шевелёв «Прописи по математике», «Рабочая тетрадь для дошкольников».





































Кадровый состав педагогов

п\п

Ф.И.О. педагога

образование

образовательное учреждение, квалификация по диплому

пед.стаж

катего-рия

курсы

1.

Марышева Юлия Викторовна

высшее

ЧГПУ

учитель начальных

классов

26

1

«Педагогическая деятельность учителя начальных классов в условиях перехода на ФГОС ОО», 2015 год

2.

Тащилина Анна Виленовна

высшее

ЧГПУ

учитель начальных классов, педагог - валеолог

24

1

«Инновационные подходы к организации техносферы деятельности общеобразовательных организаций и организаций доп.образования детей», 2015 год

3.

Тожина Ирина Васильевна

высшее

МГПИ

учитель начальных классов


32

1

«Информационно – коммуникативные технологии в условиях реализации ФГОС НОО», 2016 год

4.

Подельщикова Светлана Вячеславовна

высшее

ЧГПУ

учитель начальных классов


27

высшая

«Современные образовательные технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО», 2016 год














Информация по квалификации и специальности учителей


№п/п

Ф.И.О. педагога

Квалификация по диплому

Специальность по диплому

1

Марышева Юлия Викторовна

Учитель начальных классов

Педагогика и методика начального образования

2

Подельщикова Светлана Вячеславовна

Учитель начальных классов

Педагогика и методика начального образования

3

Тащилина Анна Виленовна

Учитель начальных классов, педагог - валеолог

Педагогика и методика начального образования. Валеология.

4

Тожина Ирина Васильевна

Учитель начальных классов

Педагогика и методика начального обучения






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!