СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ЮНАРМЕЕЦ»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа предполагает углубленное изучение основ военной подготовки молодёжи к службе в рядах Российской Армии, разработана в соответствии со ст. 59 Конституции РФ, федеральным законом «Об обороне», законодательным актом, определяющим содержание, форму и порядок исполнения воинской обязанности в России является Федеральный Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 за №53-ФЗ.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ЮНАРМЕЕЦ»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Вадская средняя общеобразовательная школа»



Программа принята на

педагогическом совете

Протокол

№ ___от 01.09.2016 г.


Утверждено

Директор школы ___________Бакулина И.Э.

Приказ №____ от ________2016 г.








Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа


«ЮНАРМЕЕЦ»


возраст учащихся ­- 10- 16 лет

срок реализации – 1 год обучения








Автор-составитель программы:


Селихов Алексей Николаевич,


педагог дополнительного образования








с. Вад

2016 год

Структура программы



  1. Титульный лист

  2. Содержание дополнительной образовательной программы

  3. Типология программы

  4. Структура образовательной программы

    1. целевой раздел образовательной программы

      1. пояснительная записка

      2. планируемые результаты реализации образовательной программы

      3. система оценки качества реализации образовательной программы

    2. содержательный раздел образовательной программы

      1. учебно-тематический план

      2. содержание дополнительной образовательной программы

    3. организационный раздел образовательной программы

      1. характеристика форм обучения

      2. методическое обеспечение программы (приложение: таблицы, календарный график)

  5. Оценочные материалы

  6. Список литературы



































2. Содержание дополнительной образовательной программы



Программа состоит из 5 разделов. Основы знаний «юнармейца», меры безопасности на занятиях, история создания и развития стрелкового оружия, стрелковый спорт, военная подготовка (теоретическая, практическая часть).

Срок реализации программы: 1 год. В состав группы входят юноши от 10- 16 лет. Количество обучающихся в группе 15 человек, набор свободный. Формы занятий: групповые и индивидуальные продолжительностью 45 минут. При реализации программы опираюсь на базовые знания обучающихся, полученные на уроках ОБЖ. Реализация данной программы позволяет подготовить и познакомить подростков со службой в армии, с требованиями ФЗ, Законом «Об образовании» и «О Воинской обязанности и военной службе»



3. Типология программы



по виду:

дополнительная общеразвивающая программа

по содержанию:

военно-патриотическая



4. Структура образовательной программы



4.1 целевой раздел образовательной программы

4.1.1 пояснительная записка

Настоящая программа предполагает углубленное изучение основ военной подготовки молодёжи к службе в рядах Российской Армии, разработана в соответствии со ст. 59 Конституции РФ, федеральным законом «Об обороне», законодательным актом, определяющим содержание, форму и порядок исполнения воинской обязанности в России является Федеральный Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 за №53-ФЗ.

В концепции национальной безопасности России чётко сформулированы основные угрозы безопасности страны. Наиболее реальную угрозу представляют существующие и потенциальные очаги локальных и региональных войн, вооружённые конфликты вблизи государственных границ. Анализ международной обстановки свидетельствует, что несмотря на значительное снижение угрозы прямой крупномасштабной агрессии против России, потенциальная военная опасность остаётся и возрастает на некоторых направлениях. Современное международное положение убеждает, что такая ситуация в ближайшее время будет сохраняться. Пока существует угроза нашей Родине, необходимы мощные вооружённые силы. Наша армия оснащена новейшей боевой техникой и вооружением.

Новым Вооружённым силам нужен качественно новый призывник, способный в короткие сроки усвоить современные образцы вооружения и техники, качественно выполнять учебные и боевые задачи в короткие сроки.

С переходом Вооружённых сил на годичный срок службы и сокращение сроков начальной военной подготовки в армии встала необходимость более углубленного изучения военного дела в школе, особенно в рамках предпрофильной подготовки.

  1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс.

актуальность и новизна дополнительной образовательной программы «Юнармеец» заключается в том, что:

- Она позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики.

- Учащиеся имеют возможность овладеть основными военными знаниями и навыками до призыва на службу в В.С.

- Военная служба рассматривается как чрезвычайная ситуация, в которой человек должен защищать себя физически и психологически

На изучение дополнительной образовательной программы запланировано: 34 часа

Количество обучаемых: 15 человек

Количество часов: 34 часа

Режим занятий: 1 раз в неделю – 1 час

1 год обучения

- теоретическая часть: 17 часов

- практическая часть: 17 часов

Работа осуществляется согласно тематическому плану, составленному с учётом работы с временным детским объединением.

Программа составлена таким образом, чтобы каждый обучающийся смог усвоить теоретический курс и отработать на практике.

Содержание занятий подбиралось следующим образом:

- интеграция учебного содержания (исполнение не только военно-технического содержания, но и введение в него элементов взаимоотношения между людьми, такта, этики, физики, литературы, ОБЖ и т.п.)

- частая смена видов деятельности, присущая армейским будням

- использование разнообразных организационных форм

- акцент на практические виды деятельности, по принципу «делай, как я»

- отказ от привычных для школьника домашних заданий

- обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену кружка путём развития личностных качеств посредством целенаправленной, увлекательной и интересной для него деятельности, постоянного наблюдения за динамикой его развития и обязательного сравнительного поощрения

Цель и задачи программы

Подготовка юношей к службе в Вооружённых силах РФ, формирование осознанного восприятия необходимости выполнения конституционного долга по защите Отечества, воспитания чувства патриотизма

Задачи

Образовательные:

  1. Выработаны навыки безопасного обращения с оружием. Знать и чётко выполнять инструкцию по ТБ

  2. Формирование знаний учащихся по истории создания и развития различных видов стрелкового оружия

  3. Формирование теоретических знаний и первоначальных практических навыков стрельбы

  4. Овладение знаниями устройства тактико – технических характеристик и боевых возможностей стрелкового оружия /пневматическая винтовка, АКМ, ПМ/

  5. Формирование личностных качеств будущего защитника Отечества, знаний и навыков, повышающих его социальную защиту и безопасность при действиях в экстремальных и сложных обстоятельствах военной службы

Развивающие:

  1. Расширение кругозора, знаний в области стрелкового оружия, военного дела

  2. Расширение и развитие у детей и подростков интеллектуальных, творческих способностей, коммуникативной культуры

  3. Развивать у обучающихся глазомер, память, внимательность

Воспитательные:

  1. Воспитание чувства ответственности за судьбу своей страны, своего народа, чувства ответственности за порученное дело

  2. Воспитание патриотических чувств, гордости за достижения российского стрелкового оружия

  3. Военно – профессиональная ориентация на выбор профессии военного

  4. Воспитание чувства ответственности за вверенное оружие

В процессе решения этих задач решаются следующие педагогические задачи:

1. Повышение мотивации в получении знаний

2. Формирование прочных знаний, умений и навыков

3. Формирование осознанного подхода к самообразованию, подготовки физической и психологической

4.1.2 планируемые результаты реализации образовательной программы

В результате данного курса обучающиеся должны знать:

  1. Правила безопасного обращения с оружием; инструкцию по ТБ, хранения и ухода за ним

  2. Основные исторические этапы развития и совершенствования стрелкового оружия

  3. Виды и характеристики основных образцов отечественного стрелкового оружия

  4. Теоретическую основу стрельбы – правила поведения на огневом рубеже

  5. Боевые свойства и материальную часть пневматического оружия – автомат Калашникова, пистолет Макарова; знать, как подготовить оружие к стрельбе, выполнение приёмы и правила стрельбы по неподвижным целям



Уметь:

  1. Навыки безопасного обращения со стрелковым оружием, его хранения и ухода за ним

  2. Уметь подготовить оружие к стрельбе, выполнять приёмы и правила стрельбы по неподвижным целям

  3. Владеть первоначальными навыками стрельбы из пневматической винтовки

  4. Производить разборку и сборку, смазку огнестрельного оружия

  5. Производить практические стрельбы из любого положения



Предполагаемые результаты

- Знать историю развития, виды стрелкового оружия

- Знать меры безопасности при обращении с оружием и во время стрельбы

- Уметь метко стрелять из пневматической винтовки, знать устройство АК-74

- Уметь проводить неполную разборку и сборкуАК-74

- Практическим выходом реализации программы: соревнования, уч. игра «Зарница», учебно – полевые сборы

4.1.3 система оценки качества реализации образовательной программы

- Учитывается факт участия, стабильность посещения занятий

- Оценивается динамика личных достижений

- Результативность оценивать методом личной диагностики и экспресс – опросом

- Оценкой достигнутого уровня обучающегося, участие детей в соревнованиях



4.2 содержательный раздел образовательной программы

4.2.1 учебно-тематический план

№п/п

Наименование раздела (темы)

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Тема 1. Вводное занятие.

Знакомство с деятельность кружка «Юнармеец». ТБ на занятиях

1

1


2

Тема 2. История создания и развития стрелкового оружия. Метательное оружие, его виды и принципы действия, разновидность

1

1


3

Тема 3. Огнестрельное оружие. Первое применение

1

1


4

Тема 4. Современные виды стрелкового оружия

1

1


5

Тема 5. Виды и системы современного стрелкового оружия. Образцы, находящиеся на вооружении ВС различных стран мира

1

1


6

Тема 6. Стрелковый спорт (оборудование тира, места для стрельбы)

1

1


7

Тема 7. Достижения стрелкового спорта в России

1

1


8

Тема 8. Военная подготовка (общее устройство и принцип работы автомата АКМ-74)

3

3


10

Практическая часть

- Упражнение на дистанции 5 метров 8 выстрелами по круглой мишени диаметром 88 мм

- Упражнение на дистанции 8 метров 8 выстрелами по круглой мишени диаметром 88 мм

- Упражнение на дистанции 8 метров по группе из 3 опрокидывающихся мишеней 5 выстрелами

- Выполнение контрольных нормативов по круглой мишени диаметром 88 мм на дистанции 5 и 8 метров 8 выстрелами

- Выполнение контрольных нормативов по группе опрокидывающихся мишеней на дистанции 8 метров 5 выстрелами

- Упражнение на дистанции 10 метров по круглой мишени диаметром 88 мм 8 выстрелами

- Упражнение по группе опрокидывающихся мишеней на дистанции 10 метров 5 выстрелами

7


7

11

Тема 9. Последовательность неполной разборки и сборки АКМ-74, меры безопасности

3


3

12

Тема 10. Приёмы и правила стрельбы

2

2


13

Практическая часть

- выполнение упражнений по стрельбе из пневматической винтовки

- выполнение контрольных нормативов

12


12

ИТОГО

34

12

22



4.2.2 содержание дополнительной образовательной программы

I Вводные занятия

Тема: Меры безопасности на практических занятиях

    1. Организуется и проводится лично руководителем с целью ознакомления обучаемых с программой и тематическим учебным планом работы, мерами безопасности в ходе проводимых практических занятий и тренировок, недопущение травматизма и гибели обучаемых. Доводятся правила и порядок проведения занятий и тренировок, установленные требования к ним

    2. Особое внимание уделяется мерам безопасности при обращении с учебным и пневматическим оружием. Данный инструктаж обучаемых проводится в соответствии с инструкцией по безопасности «Обращение с оружием на занятиях» и выпиской из инструкции «По правилам и мерам безопасности при выполнении стрельб на учебных пунктах». Обращается внимание на строгое и неукоснительное выполнение требований руководителя занятий и безоговорочное соблюдение мер безопасности в ходе занятий

    3. Требования безопасности доводятся обучаемым непосредственно перед началом каждого занятия



II История создания и развития стрелкового оружия

2.1 Метательное оружие, его виды, принципы действия и использования. Разновидности метательного оружия с древнейших времён до настоящего времени. Лук, стрелы, арбалеты их возникновение и виды

2.2 Огнестрельное оружие. Возникновение, первые исторические факты использования, эволюция изобретения пороха в Китае. Первое применение артиллерии и ручного огнестрельного оружия. Развитие и совершенствование систем и видов огнестрельного оружия

2.3 Современные виды стрелкового оружия:

- Виды и системы современного стрелкового оружия, образцы, находящиеся на вооружении в вооружённых силах различных стран мира

- Отечественные образцы современного стрелкового оружия. Их виды и характеристики. Образцы оружия, состоящие на вооружении в армии РФ. /Технические данные пистолета Макарова, автомата Калашникова, винтовки ИЖ-38/



III Стрелковый спорт

- Оборудование стрелкового тира/места для стрельбы и порядок его использования/

- Огневой рубеж, мишени и их разновидности, пулеулавливатель, требования по освещённости. Звукоизоляция и вентиляция

- Правила соревнований, занятий, тренировок

- Раскрыть достижения стрелкового спорта в России



IV Военная подготовка /теоретическая часть/

- Общее устройство и принципы работы стрелкового оружия

- Устройство и взаимодействие частей малокалиберной винтовки

- Порядок разборки и сборки винтовки. Подготовка винтовки к стрельбе

- Приёмы и правила стрельбы по неподвижным целям

- Задержки стрельбы и способы их устранения



V Практическая часть

- Предварительные упражнения: стрельбы без пуль

- Стрельба с упора сидя за столом по белому листу бумаги

- Стрельба с упора сидя за столом по мишени



4.3 организационный раздел образовательной программы

4.3.1 характеристика форм обучения



ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

- Индивидуальные

- Групповые

- Индивидуально-групповые

- Фронтальные

- Практикумы

Планируется использовать следующие методы и приёмы обучения:

  1. Объяснительно – иллюстративные (беседа, проблемный, рассказ, обзор литературы, круглый стол, ролевая игра, лекционный метод)

  2. Репродуктивные (составление плана на местности, изготовление макетов, карт – схем, мишеней)

  3. Проблемно – поисковый (наблюдение, решение проблемной ситуации, обобщение)

  4. Тренировка в решении огневых и практических стрельб по мишени



Важно при работе с учащимися необходимо соблюдать следующие принципы:

- преемственности

- принцип систематичности и последовательности

- принцип сознательности

- принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей учащихся

- принцип доступности

- принцип развивающего обучения

4.3.2 методическое обеспечение программы (приложение: таблицы, календарный график)

№п/п

Тема

Форма занятий

Приёмы и методы

Дидактический материал

Форма подведения итогов

1

Тема 1. Вводное занятие.

Знакомство с деятельность кружка «Юнармеец». ТБ на занятиях

Комбинированное

Наглядные, объяснительные

Иллюстрации


2

Тема 2. История создания и развития стрелкового оружия. Метательное оружие, его виды и принципы действия, разновидность

Комбинированное

Объяснительно-иллюстративный

Таблицы

Опрос

3

Тема 3. Огнестрельное оружие. Первое применение

Комбинированное

Наглядные, объяснительные, индивидуальные

Таблицы

Опрос

4

Тема 4. Современные виды стрелкового оружия

Комбинированное

Наглядные, беседа, объяснение

Таблицы, презентация

Презентация

5

Тема 5. Виды и системы современного стрелкового оружия. Образцы, находящиеся на вооружении ВС различных стран мира

Комбинированное

Беседа, рассказ

Презентация, плакаты

Опрос

6

Тема 6. Стрелковый спорт (оборудование тира, места для стрельбы)

Сообщение новых знаний

Беседа, рассказ

Учебно-наглядый материал

Собеседование

7

Тема 7. Достижения стрелкового спорта в России

Комбинированное

Рассказ, объяснительно-иллюстративный

Презентация

Собеседование

8

Тема 8. Военная подготовка (общее устройство и принцип работы автомата АКМ-74)

Комбинированное

Показ, рассказ, беседа, индивидуальная работа

Учебные макеты АКМ-74

Собеседование

10

Практическая часть

- Упражнение на дистанции 5 метров 8 выстрелами по круглой мишени диаметром 88 мм

- Упражнение на дистанции 8 метров 8 выстрелами по круглой мишени диаметром 88 мм

- Упражнение на дистанции 8 метров по группе из 3 опрокидывающихся мишеней 5 выстрелами

- Выполнение контрольных нормативов по круглой мишени диаметром 88 мм на дистанции 5 и 8 метров 8 выстрелами

- Выполнение контрольных нормативов по группе опрокидывающихся мишеней на дистанции 8 метров 5 выстрелами

- Упражнение на дистанции 10 метров по круглой мишени диаметром 88 мм 8 выстрелами

- Упражнение по группе опрокидывающихся мишеней на дистанции 10 метров 5 выстрелами

Комбинированное

Показ, наглядный, практический

Учебные макеты АКМ-74

Собеседование, контрольное упражнение

11

Тема 9. Последовательность неполной разборки и сборки АКМ-74, меры безопасности

Комбинированное

Показ, наглядный, практический

Учебные макеты АКМ-74

Собеседование, контрольное упражнение

12

Тема 10. Приёмы и правила стрельбы

Комбинированное

Показ, практические, тренинг

Учебные макеты

Собеседование, контрольное упражнение

13

Практическая часть

- выполнение упражнений по стрельбе из пневматической винтовки

- выполнение контрольных нормативов

Комбинированное

Показ, практические, тренинг

Учебные макеты

Собеседование, контрольное упражнение

ИТОГО














5. Оценочные материалы



  1. Список литературы

  1. Закон РФ «Об образовании» - 2005 г

  2. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» 1998 г

  3. Закон РФ «Об оружии» 1998 г

  4. Уголовный кодекс РФ 1996 г

  5. Методические рекомендации по ведению военной подготовки в общеобразовательной школе» Москва 1989 г

  6. «Учебно – материальная база начальной военной подготовки в школе» Л.И. Брысин «Просвещение» Москва 1989 г

  7. «Справочник по стрелковому оружию» В.Б. Жук М. 2001 г

  8. Ручное огнестрельное оружие В.Е. Маркевич

  9. История советского стрелкового оружия Д.Н. Болота изд. Полигон 1989 г





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!