СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Искорки света»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на учащихся 6,5-11 лет. Срок реализации: 2 года.

Программа «Искорки света» реализуется в рамках художественной направленности. Духовно-нравственный компонент необходим для развития личности, воспитания нравственных качеств и создаёт реальные психологические условия для формирования социальной адаптации: развития социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребёнка, которые в полной мере определяют внутренний мир ребёнка.

Актуальность программы «Искорки света» воздействует на личность ребёнка посредством православной литературы. Православная художественная литература: рассказы, стихи, пословицы, сказки, притчи, жития святых людей – богатый источник переживаний, позволяет детям в процессе анализа ситуации, приобретать знания о нормах поведения православного человека, о вариантах решения нравственных задач, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребёнка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя со святым или героем произведения.

Новизна программы  «Искорки света»  состоит в том, что это - интегрированный курс, который включает в себя не только литературное, но и художественно-эстетическое творчество и музыкальное искусство.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Искорки света»»




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Искорки света»

(Базовый уровень)

Возраст учащихся: 6,5-11 лет

Срок реализации: 2 года




























Автор-составитель:

Зубова Галина Дмитриевна,

педагог дополнительного образования



п. Новая Ляда, 2016 г.

II. Пояснительная записка

Программа «Искорки света» реализуется в рамках художественной направленности. Духовно-нравственный компонент необходим для развития личности, воспитания нравственных качеств и создаёт реальные психологические условия для формирования социальной адаптации: развития социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребёнка, которые в полной мере определяют внутренний мир ребёнка.

Актуальность программы «Искорки света» воздействует на личность ребёнка посредством православной литературы. Православная художественная литература: рассказы, стихи, пословицы, сказки, притчи, жития святых людей – богатый источник переживаний, позволяет детям в процессе анализа ситуации, приобретать знания о нормах поведения православного человека, о вариантах решения нравственных задач, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребёнка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя со святым или героем произведения.

Новизна программы «Искорки света» состоит в том, что это - интегрированный курс, который включает в себя не только литературное, но и художественно-эстетическое творчество и музыкальное искусство.

Адресат программы. Программа адресована учащимся от 6,5 до 11 лет.

Дети 6,5 до 11 лет способны на продвинутом уровне выполнять предлагаемые задания.

Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для развития нравственно-ценностных ориентации является возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя. С поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей. Весь уклад жизни и ценностей становится иными. У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений к действительности. Главным психологическим новообразованием младших школьников являются развивающиеся основы творческого отношения к действительности, умения ориентироваться в различных формах человеческой деятельности, способности оперировать отвлеченными понятиями, формируются личностные рефлексы. Через обучение происходит последовательное приобщение младших школьников к нравственным общечеловеческим ценностям. В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость.
Педагогическая целесообразность программы - создание условий для духовного и нравственного развития учащихся, раскрытия их творческого потенциала, приобщение к национальной духовной культуре через практическую деятельность. Занятия способствуют развитию правильного видения мира внешнего – вещественного – посредством общения с живой природой, знакомства с произведениями литературы и изучения национальных традиций своего народа.

  1. Цель программы: формирование на основе знакомства с православной культурой высоких ценностных отношений к духовному историческому и культурному национальному наследию и воспитания качеств, отличавших русский характер: доброту, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание, милосердие, благородство.


Задачи программы:

I год обучения

II год обучения

Обучающие

1.Сформировать понятия: совесть, душа, нравственность, милосердие, благодарность, род, семья, Родина, имя, праздники, радость, талант, прощение.

2.Дать первоначальные сведения по ряду тем: история родного города и края, святые места Тамбовской земли, наши прославленные земляки – святые подвижники Тамбовского края, календарь народных и православных праздников

1. Наполнить духовным содержанием представление о духовности, истине, благе (добре), красоте, служении людям и Отечеству

2. Сформировать у ребенка потребность в построении собственной поведенческой модели в соответствии с законами духовности

3. Обучить оценивать поведение человека, общества и государства с духовных позиций

Развивающие

1.Способствовать развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений

2. Содействовать развитию волевой сферы ребенка: осознанности поведения, самоконтроля

3. Развить интерес к чтению православной литературы

4. Развить самодеятельность и инициативу

Воспитательные

  1. Способствовать формированию уважительного, отношения к традициям, духовным устоям, святыням родного края

  2. Способствовать воспитанию у обучающихся таких духовных и нравственных качеств, как: любовь к близким, родному краю, умение ценить наследие, оставленное нашими предками, милосердие, сопереживание, доброта и т.д.

1.Способствовать воспитанию потребности строить свою поведенческую модель в соответствии с законами духовности, а также оценивать поведение человека, общества и государства с духовных позиций

2.Воспитать ответственность за свою жизнь, за жизнь близких, за судьбу России

3.Воспитать нравственную культуру личности, нравственное сознание, высокие эстетические чувства

4.Воспитать творческие навыки воспроизведения традиций региональной духовности


Отличительная особенность программы. В начальных классах авторская программа «Искорки света» знакомит воспитанников с православной духовной культурой России и Тамбовщины, обычаями и традициями русского народа, с русской святостью. Духовно-нравственная направленность прививает любовь к Родине, к семье и близким, к прошлому русского народа, к обычаям и традициям, воспитывает терпение, благоразумие, доброту, заботливость, знакомит с жизненными подвигами русских святых, с православными иконами, со святыми подвижниками земли Тамбовской. Содержательное и технологическое наполнение преподавания соответствует возрастным особенностям и строится по общеознакомительному принципу.

Здоровьесберегающая функция. Занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

Прогностичность программы состоит в воспитании, обучении, развитии и формировании богатого внутреннего мира, нравственного становления учащихся. Приобщение детей к миру культуры, развитие у них интереса к православной литературе, зодчеству, истории искусства, способствует укреплению национального сознания, сохранению исторических, культурных корней, способствует становлению духовно-богатой и гармонически развитой личности ребенка. Учащиеся более углубленно знакомятся с видами и жанрами литературы. Программа «Искорки света» является авторской программой художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, эффективно содействующей духовно-нравственному и интеллектуальному развитию, воспитанию чувства прекрасного.

Характеристика программы

Тип – дополнительная общеразвивающая программа

Вид – авторская

Направленность – интеллектуально-познавательная

Организационно-педагогическая основа обучения

Сроки реализации программы.

Предлагаемая программа рассчитана на 2 года обучения, 1год – 2 занятия в неделю по 1 часу, 72 часа в год; 2 год – 2 занятия в неделю по 1 часу,72 часа в год.

Условия реализации программы

Материально-техническое

обеспечение

Дидактико-методическое

обеспечение

Учебный кабинет

Компьютер

Сканер

Принтер

Ксерокс

Интерактивная доска

Инструменты и материалы:

цветная бумага,

клей, ножницы, тань,

природный материал

Сценарии праздничных программ

Аудио и видео записи

Наглядные пособия

Ресурсы Интернета:

http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.

http://www.eparhia-tmb.ru/ - Сайт Тамбовской епархии

http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: методический раздел.

http://www.foma.ru/- о православии в России


Рекомендуемое расписание занятий

Занятия учебных групп проводятся:

– в первый год обучения – два раза в неделю по 1 часу;

– во второй год обучения – два раза в неделю по 1 часу.

Наполняемость группы: в группах в 1 год обучения – составляет 12- 15 человек, 2-го года обучения - 12-15 человек.

Форма и режим занятий

Программа рассчитана на 2 года обучения. 1 год обучения: 72 часа, 2 год обучения: 72 часа.

При планировании и организации учебного процесса предусматриваются следующие формы занятий: групповые, индивидуальные, совместные с родителями. Возрастные особенности младших школьников требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни самих детей, из детской литературы, детских мультфильмов. На занятиях используются различные наглядные пособия, а также аудиозаписи литературных произведений и видеоматериалы. Значительное место на занятиях отводится заданиям творческого характера. Предусмотрены: коллективное чтение рассказов и сказок, игры - путешествия, праздники, экскурсии.

Первый период обучения является вводным и направлен на первичное знакомство с православной литературой, второй – на базовую подготовку

Формы и типы проведения занятий

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

  1. Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний. Вводное занятие – педагог знакомит учащихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. Сбор материала.

  2. Совершенствование ЗУН. Формирование ЗУН, комплексное применение ЗУН, обобщение и систематизация знаний. Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с разными видами чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое)

художественной литературы, позволяющей раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;

  1. Контрольное занятие. Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога. Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.

  2. Комбинированное занятие. Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением. Комбинированное занятие  – проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде, просмотров творческих работ (презентаций), их отбора и подготовки к обобщающим урокам.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.

Предполагаемые результаты и способы их проверки

Диагностический инструментарий: тестовые задания, опросные листы, диагностические карты.

Формы контроля: индивидуальный контроль, групповой контроль.

Приемы контроля: игровые задания, самостоятельная творческая работа, выставки детского творчества, презентации.

Планируемые результаты

К концу 1-го года обучения учащиеся должны:

Знать

Уметь

- основные понятия христианской этики, православные традиции и обычаи;

- общепринятые нормы произношения и формы речи;

- жизнь героев отечественной истории и культуры;

- жития христианских святых

- свободно общаться в типовых ситуациях повседневности;

- видеть «красоту» в окружающем мире;

- различать понятия «красота рукотворная», «красота нерукотворная», «красота духовная»;

- уметь вести себя в православном храме

Сформированность личностных качеств

Духовно-нравственное развитие воспитанников. Первоначальные представления о православии, её роли в культуре, истории и современности; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; стремление поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях.

К концу 2-го года обучения должны:

Знать

Уметь

- общие представления о месте православной культуры, истории, морали, нравственности в прошлом и настоящем традиций России и своей «малой Родины»;

- нормы нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;

- правила общения с православной книгой;

- православные храмы Тамбова

- ориентироваться в социальной среде, пользоваться духовно-нравственными правилами общения;

- соблюдать правила нравственных взаимоотношений в коллективе;

- уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов

- соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии, слушать и вести полемику;

- узнавать православные храмы города Тамбова;

- пользоваться справочной и специальной литературой, художественными репродукциями и альбомами.

Сформированность личностных качеств

Формирование духовно-нравственных качеств личности (милосердие, сострадание, уважение, доброта и т.д.). Понимание ценности человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию; ориентация в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения; мотивации к творческому труду, установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Этапы педагогического контроля

Этап

Дата контроля

Цель контроля

Тема контроля

Формы контроля

Методы контроля

Уровни оценочных критериев

Стартовый контроль

В начале учебного года

Выявление исходного уровня обученности

Творческая работа

Собеседование с учащимися

Тестирование, диагностическая карта.

Высокий

Средний

Низкий

Текущий контроль

В течение учебного года

Выявление усвоения изученного материала учащимися.

Контроль осознанности в процессе усвоения каждой изученной темы.

Творческие  работы учащихся (сочинения, рисунки)

Рисунки учащихся, диагностические карты, тесты

Высокий

Средний

Низкий

Рубежный контроль

Подведение итогов после прохождения тем

Выявление усвоения изученного материала учащимися.

Контроль прохождения тем триместра

Творческие  работы

Конкурс рисунка, проект, викторина, тест и другое.

Высокий

Средний

Низкий


III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1-ый год обучения (72 часа)

п/п

Название раздела, темы


Количество часов

Форма аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1.

Милосердие в семье

32

6

26

Творческая работа

1.1

Вводное занятие. Начальная диагностика.

Что изучает предмет «Искорки света»

1


1


1.2

Родители и дети. Семья-это остров любви, послушания, остров доверия и помощи друг другу.

2

1

1


1.3

Родители и дети. Семья-это остров заботы.

2

1

1


1.4

Родители и дети. Жадность – причина разлада в семье.

2


2


1.5

Родители и дети. Творческая работа: «Солнышко для мамы».

2


2


1.6

Родители и дети. Лучше папы друга нет. Проект: «Подарок для папы».

2


2


1.7

Дедушки, бабушки и внуки.

2

1

1


1.8

Дедушки, бабушки и внуки. Общие дела у дедушек и бабушек с внуками.

2


2


1.9

Дедушки, бабушки и внуки. Общие дела у дедушек и бабушек с внуками.

2


2


1.10

Дедушки, бабушки и внуки. Проект: «Панно из ткани: «Дача для дедушки и бабушки».

2


2


1.11

Братья и сёстры. Друзья. Причины ссор. Способы предотвращения ссор.

2

1

1


1.12

Братья и сёстры. Друзья. Братская любовь крепче каменных стен.

2

1

1


1.13

Братья и сёстры. Друзья. Утешение друга в болезни.

2

1

1


1.14

Братья и сёстры. Друзья. Добрые и некрасивые слова.

2


2


1.15

Братья и сёстры. Друзья. Спортивные игры.

2


2


1.16

Братья и сёстры. Друзья. Весёлые игры. Проект: «Подарок другу».

3


3


Раздел 2.

Милосердие к больным, старым, нищим, сиротам

20

8

12

Праздник «Рождество Христово»

2.1

Рождество Христово. События праздника.

2

1

1


2.2

Рождество Христово. Традиции праздника.

2

1

1


2.3

Рождество Христово. Проект: «Рождественская мастерская».

2

1

1


2.4

Светлая Пасха. Традиции праздника.

2

1

1


2.5

Светлая Пасха. Проект: «Пасхальная радость».

3

1

2


2.6

Милосердие к больным, сиротам. Групповой проект: «Спешите делать добро».

3

1

2


2.7

Милосердие к больным, сиротам. Групповой проект: «Спешите делать добро». Подготовка благотворительного концерта.

3

1

2


2.8

Милосердие к больным, сиротам. Групповой проект: «Спешите делать добро». Подготовка благотворительного концерта.

2

1

1


2.9

Милосердие к больным, сиротам. Благотворительный концерт.

1


1


Раздел 3.

Доброе отношение к природе

20

9

11

Праздник «Светлая Пасха»

3.1

Наши маленькие друзья. Отношение к домашним животным.

2

1

1


3.2

Наши маленькие друзья. Отношение к домашним животным.

2

1

1


3.4

Наши маленькие друзья. Бездомные животные.

2

1

1


3.5

Наши маленькие друзья. Проект: «Домик для моих питомцев».

2

1

1


3.6

Наши маленькие друзья. Доброе отношение к птицам. Проект: «Кормушка».

2

1

1


3.7

Наши маленькие друзья. Проект: «Домик для птиц».

2

1

1


3.8

Наши маленькие друзья.

2

1

1


3.9

Наши маленькие друзья.

2

1

1


3.10

Наши маленькие друзья. Проект «Я люблю природу».

3

1

1


3.11

Итоговый урок.

1


1



ИТОГО

72

22

50



2-ой год обучения (72 часа)


п/п

Название раздела, темы


Количество часов

Форма аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1.

Милосердие в семье

32

6

26

Творческая работа

1.1

Вводное занятие. Начальная диагностика.

Что изучает предмет «Искорки света»

1


1


1.2

Родители и дети. Семья-это остров любви, послушания, доверия и помощи друг другу.

2

1

1


1.3

Родители и дети. Семья-это остров заботы.

2

1

1


1.4

Родители и дети. Проект: «Подарок родителям».

2


2


1.5

Родители и дети. Проект: «Подарок родителям».

2


2


1.6

Род. Предки. Потомки.

2


2


1.7

Род. Предки. Потомки. Родословное древо.


2

1

1


1.8

Именины.

2


2


1.9

Проект: «День Именин».

2


2


1.10

Забота о старших.

2


2


1.11

Забота о старших. Проект: «Тряпичная кукла».

2

1

1


1.12

Групповой проект: «Ковёр для дедушки и бабушки».

2

1

1


1.13

Братья и сёстры. Умение слышать и слушать.

1


1


1.14

Друзья. Одноклассники. Добрые и некрасивые слова.

2


2


1.15

Друзья. Одноклассники. Гордость – причина разлада добрых отношений.

2


2


1.16

Друзья. Одноклассники. Настоящий друг.

2


2


1.17

Друзья. Одноклассники. Встреча новеньких в классе.

1

1



1.18

Друзья. Одноклассники. Проект: «Правило отношения с друзьями».

1


1


Раздел 2.

Милосердие к больным, старым, нищим, сиротам

20

8

12

Праздник «Рождество Христово»

2.1

Милосердие к слабым, больным. Понятие «каменное сердце».

2

1

1


2.2

Милосердие к слабым, больным.

2

1

1


2.3

Рождество Христово. Православные традиции праздника.

Проект: «Рождественская мастерская».

2

1

1


2.4

Рождество Христово. Подготовка благотворительного концерта.

2

1

1


2.5

Рождество Христово. Праздничная программа.

3

1

2


2.6

Светлая Пасха. Традиции праздника.

3

1

2


2.7

Светлая Пасха. Подготовка благотворительного концерта.

3

1

2


2.8

Светлая Пасха. Праздничная программа.

3

1

2


Раздел 3.

Доброе отношение к природе

20

9

11

Праздник «Светлая Пасха»

3.1

Бережное отношение к растениям.

2

1

1


3.2

Наши пернатые друзья. Проект: «Украсим гнездо».

2

1

1


3.4

Праздник Благовещение. Обычай выпускать птиц на волю в день Благовещения.

2

1

1


3.5

Счастлив человек, который и животных милует.

2

1

1


3.6

Групповой проект: «На озере».

2

1

1


3.7

Групповой проект: «На озере».

2

1

1


3.8

Групповой проект: «На озере».

2

1

1


3.9

Счастлив человек, который и животных милует.

2

1

1


3.10

Проект «Сделаем всё, что можем»

3

1

1


3.11

Итоговый урок.

1


1



ИТОГО

72

22

50




Календарный учебный график


Продолжительность учебного года:

начало учебного года по программе первого года обучения – не позднее 15 сентября, окончание учебного года – 31 мая, второго года обучения начало учебного года с 1 сентября, окончание- 31 мая.

Количество учебных недель – 36, в первом классе 33 , всего 9 месяцев обучения.

Сроки летних каникул - с 01 июня по 31 августа.

Занятия в объединении проводятся в соответствии с расписанием занятий.

Продолжительность занятий для учащихся – 45 минут. Перерыв между занятиями составляет 10 минут.

Промежуточная аттестация учащихся проводится с 21 по 31 декабря 2016 года, с 23 по 31 мая 2017 года.

IV. Краткое содержание программы

1 год обучения

Раздел I. Милосердие в семье. (32ч)

Теория: Милосердие в семье. Семья – это остров любви, послушания, доверия. Семья – это наша защита, крепость и сила. Как рождается семья? Что созидает семью? - любовь, терпение, уважение, взаимопомощь, нежность. Что разрушает семью? - ссора, непослушание, неправильные поступки, обиды, лень. В чём проявляется "милосердие в семье"? Зачем нужно проявлять милосердное отношение к близким? Знакомство с 5-й заповедью Божьей: "Чти отца и мать". Семья – это остров братской любви. Класс - школьная семья. Как погасить вспыхнувшую ссору. Библейские тексты о мире и вражде. История возникновения села Новая Ляда.

Практика: Разучивание наизусть стихотворений о папе, маме, дедушке, бабушке, раскрашивание рисунков: «Семья у колыбели», «Помощь брата», «Корзинки с ягодами», «Семья деревьев», «Кукла», «Девочка с лукошком», «Гуси-лебеди», «Яблонька», «Дети в саду», «Мама отдыхает», «Морозко», «Аленький цветочек», «Конфеты», «Букет», «Девочка делает подарок», «Папа и дети», «Мальчик и щенок», «Кай и Герда», «Детские летние игры», «Игрушки», «Дети на горке», «Мальчик на лыжах». Проекты: «Солнышко для мамы», «Коробочка для друга», «Рождественское чудо», «Пасхальная радость».

Воспитательный компонент: Игры: «Помощь бабушке», «Успокой сестрёнку», конкурс «Кто быстрее», беседы: «Откуда начало маминых слёз», «Отдых и труд в семье», экскурсия в исторический музей «Новая Ляда» с целью знакомства с экспозициями «История возникновения села». Проигрывание и анализ ситуаций.

Раздел II. Милосердие к больным, старым, нищим, сиротам (20ч)

Теория: Праздники двунадесятые непереходящие. Библейские тексты о Рождестве. Православные традиции праздника. Духовное значение праздника в жизни народа. Значение традиции рождественских подарков для детей. Духовное значение праздника Светлая Пасха в жизни народа. Православные традиции праздника.

Практика: Чтение и анализ пословиц. Чтение и анализ стихотворений: «Рождество», «Сиротка», «Бумажный петушок», «Нищий» рассказов: «Некрасивые слова», В. Музыкина, «До первого дождя», «Плохо», В. Осеева, «Шар в окошке», А. Митта, «На горке» Н. Носов, раскрашивание рисунков: «Рождественская ёлка», «Рождественские подарки», «Помощь страннику», «Пасхальные традиции», «Пасхальная композиция из яиц и цветов», «Пасхальные угощения», «Петушок для сиротки», «Что ты подаришь сиротке», «Христославы», «На Рождество», «Больной ребёнок». Проекты: «Спешите делать добро»: изготовление подарков-игрушек для детского дома, кукольное представление, изготовление поделок к праздникам Рождеству Христову и Светлой Пасхе.

Воспитательный компонент: Беседы: «Добрые слова и поступки», «Правила поведения с окружающими», акция «Милосердие»: помощь ветеранам, детскому дому. Игра-упражнение «Подбери ласковые имена для друга». Проигрывание и анализ ситуаций.

Раздел III. Милосердное отношение к природе. (20ч)

Теория: В чём проявляется милосердное отношение к природе. Природа вокруг нас и её значение для гармоничной жизни человека. Обязанность первых людей заботиться о рае. Наша обязанность заботиться обо всём окружающем, ответственность при встрече с любой жизнью (растением, животным).

Практика: Чтение и анализ стихотворений: «Добрый мальчик», «Мяу-мяу, просим вас, не пройдите мимо нас», «Как спасся маленький птенец», Е. Екимова, «Стрелок», «Соловей в клетке», К. Лукашевич, «Веточки», Е. Михаленко; рассказов: «Глоток молока» М. Пришвин, «Малыш», Б. Ганаго, «Отважный и верный друг», Т. Жданова, «Плохо», В. Осеева, раскрашивание рисунков: «Гнездо с птицами», «Мальчик и домашние животные», «Девочка кормит котёнка», «Птицы на кормушке», «Выпуск птиц из клетки «Щенок на коврике», «Девочка кормит птиц», «Девочка и щенок», «Дети вешают скворечники», «Домик для моих питомцев», «Украшение гнезда», «Я люблю природу».

Воспитательный компонент: Изготовление кормушек и скворечников. Беседы: «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Правила поведения в лесу», экскурсия в лес. Проигрывание и анализ ситуаций.


2 год обучения

Раздел I. Милосердие в семье. (32ч)

Теория: Семья – малая церковь. Почтительное отношение детей к родителям на примере жизни Пресвятой Богородицы. Причины, по которым первые люди покинули рай. Рассуждение о том, как нужно поступать, когда ты наказан. Рассуждение о новых отличиях жизни на земле от райской жизни. Первичное заселение Восточно-европейской равнины. Связь поколений людей от первых поселений до современности. От чего может предостеречь нас пример вражды Каина против Авеля. Добрые и злые поступки людей. Необходимость духовного восприятия мира для мирного существования людей на земле. Радоница. Родословие моей семьи. Связь поколений. Знакомство с понятиями «род», «потомки», «предки», «династия».

Практика: Чтение и анализ стихотворений: «Тряпичная кукла», «Мы – разные», Е. Екимова, «Лучше папы друга нет», М. Пляцковский, «Про папу», И. Гурин, рассказов: «Доброе слово», «Яблоко в осеннем саду», «Как река рассердилась на дождик» В. Сухомлинский, «Именины и день рождения», Л. Шевченко, «Святая блаженная Ксения Петербургская», Е. Санин, «Из жития преподобного Сергия Радонежского», Л. Шевченко «О ручейке», разучивание наизусть стихотворений о папе, маме, дедушке, бабушке, рисование портрета мамы, рассказы о проведении в семье дня рождения и «дня Именин», раскрашивание рисунков: «Бабушкины блины», «Тряпичная кукла», «Праздник в доме», «Снеговик», «Яблоко для мамы», «Плоды в вазе», «Родословное дерево», «Ёлочка для доброй малютки», «Отдых с папой», «Семья вместе – душа на месте», «Ворона», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Папа и дети». Проекты: «Ковёр для бабушки», «Тряпичная кукла», «Любящие ладошки», «Добрый лев», «Родной уголок», «День именин», «Правило отношения с друзьями».

Воспитательный компонент: Игры «Мы дружная семья», «Мамины помощники», конкурс «Русские богатыри», «Русские красавицы», беседы «Как погасить вспыхнувшую ссору», «Как избежать ссору». Проигрывание и анализ ситуаций.

Раздел II. Милосердие к больным, старым, нищим, сиротам (20ч)

Теория: Святки. Православные традиции проведения Святок. Знакомство с библейскими текстами о Крещении. Духовное значение праздника в жизни народа. Отличие «дня Ангела» от дня рождения. Имя и его символика. Духовная сущность имени: человек должен дорожить своим именем, потому что его имя прославили другие люди своей жизнью, поступками, делами. Знакомство с житиями святых, которые являются нашими небесными покровителями. Праздники переходящие. Библейские тексты о жизни Иисуса Христа. Знакомство с «Заповедями блаженств». Рассуждение о смысле человеческой жизни - служение Богу и людям.

Практика: Чтение и анализ стихотворений: «Снеговик», «Мы – разные», Е. Екимова, «Христославы» А. Коринфский, «Каменное сердце», М. Лермонтов, рассказов: «Хулиган» Елена Табанюхина, «Божий дар» Фёдор Достоевский, «Врун», В. Афанасьев, «Самое страшное», Е. Пермяк, «О ручейке», Притча, «Синие листья», В. Осеева, «Новенький». Б. Ганаго, «О муравье и голубке», Притча, «Славильщики», «Красное яичко», К. Лукашевич, «Попугайчик», Б. Ганаго, «В дороге», Е. Екимова, пословицы, раскрашивание рисунков «Карандаши», «Помощь страннику», «Девочка идёт на пасхальную службу», «Христославы», «Больной мальчик», «Попугайчик для больной соседки», составление рассказа о своём имени, рассматривание икон святых, наиболее почитаемых на Руси. Проекты: «Спешите делать добро»: изготовление подарков-игрушек для детского дома, кукольное представление, изготовление поделок к праздникам Рождеству Христову и Светлой Пасхе».

Воспитательный компонент: Акция «Милосердие»: помощь ветеранам, детскому дому. Игра-упражнение «Подбери ласковые имена для друга»; Проигрывание и анализ ситуаций.

Раздел III. Доброе отношение к природе. (20ч)

Теория: Свобода человека творить добро и зло. Примеры обращения с природой святых людей. Разумное отношение к животным: не ставить выше человека, держать в подобающем месте. Причины Потопа. Первая радуга. Причины «экологических катастроф» - злые дела людей. Наш «ковчег» - добрые дела.

Практика: Чтение и анализ стихотворений: «Птичка». А. Пушкин, «Стрелок», «Соловей в клетке», К. Лукашевич, «Веточки», Е. Михаленко; рассказов: «Птичка-мать», «Малыш», Б. Ганаго, «Умная собака», «Плохо», В. Осеева, «Лошадь и жаба», «Верный друг» из сборника «Зёрнышки», «Отломленная ветка» по В. Сухомлинскому, «Быть нужным человеку», Т. Жданова, «Благовещение», И. Шмелёв, «Сострадание птичек», К. Лукашевич, раскрашивание рисунков: «Гнездо с птицами», «Выпуск птиц из клетки», «Утка с утятами», «Птицы кормят птенчиков в клетке», «Лошадь везёт воз». Проекты. «На озере», «Украшение гнезда».

Воспитательный компонент: Составление памятки «Уход за домашними питомцами», книжка – малышка или презентация «Мой маленький друг». Уборка территории близ лежащего парка, сквера, прибрежной полосы пруда. Проигрывание и анализ ситуаций.

V. Методическое обеспечение

дополнительной образовательной общеразвивающей программы

п/п

Название раздела, темы

Материально- техническое оснащение, дидактический материал

Формы, методы и приемы обучения

Формы подведения итогов

1-й год обучения

1.

Милосердие в семье

Аудио и видеозаписи,

наглядные пособии, компьютер, сканер, принтер, ксерокс, интерактивная доска.

Стихотворения о папе, маме, дедушке, бабушке, раскраски рисунки: «Семья у колыбели», «Помощь брата», «Корзинки с ягодами», «Семья деревьев», «Кукла», «Девочка с лукошком», «Гуси-лебеди», «Яблонька», «Дети в саду», «Мама отдыхает», «Морозко», «Аленький цветочек», «Конфеты», «Букет», «Девочка делает подарок», «Папа и дети», «Мальчик и щенок», «Кай и Герда», «Детские летние игры», «Игрушки», «Дети на горке», «Мальчик на лыжах».

Рассказ учителя, беседа, сюжетно-дидактические игры, раскрашивание рисунков, игры на развитие речевой интонационной выразительности, моделирование ситуаций, различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое).

Тестирование, собеседование с учащимися










2.

Милосердие к больным, старым, нищим, сиротам

Аудио и видеозаписи,

наглядные пособии, компьютер, сканер, принтер, ксерокс, интерактивная доска.

Рассказы и стихи: «Некрасивые слова», В. Музыкина, «До первого дождя», «Плохо», В. Осеева, «Шар в окошке», А. Митта, «На горке» Н. Носов, раскраски рисунки: «Рождественская ёлка», «Рождественские подарки», «Помощь страннику», «Пасхальные традиции», «Пасхальная композиция из яиц и цветов», «Пасхальные угощения», «Петушок для сиротки», «Что ты подаришь сиротке», «Христославы», «На Рождество», «Больной ребёнок»

Практикум: учить себя делать добрые дела, говорить добрые слова, дарить близким радость словами, делами, прощать, если обидели, огорчили.


Тестирование, собеседование с учащимися

3.

Доброе отношение к природе

Аудио и видеозаписи,

наглядные пособии, компьютер, сканер, принтер, ксерокс, интерактивная доска.

Рассказы и стихи: «Добрый мальчик», «Мяу-мяу, просим вас, не пройдите мимо нас», «Как спасся маленький птенец», Е. Екимова, «Стрелок», «Соловей в клетке», К. Лукашевич, «Веточки», Е. Михаленко; рассказов: «Глоток молока» М. Пришвин, «Малыш», Б. Ганаго, «Отважный и верный друг», Т. Жданова, «Плохо», В. Осеева, раскраски рисунки: «Гнездо с птицами», «Мальчик и домашние животные», «Девочка кормит котёнка», «Птицы на кормушке», «Выпуск птиц из клетки «Щенок на коврике», «Девочка кормит птиц», «Девочка и щенок», «Дети вешают скворечники», «Домик для моих питомцев», «Украшение гнезда», «Я люблю природу».


Практикум: Проигрывание и анализ ситуаций: «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Правила поведения в лесу», экскурсия в лес.

Изготовление кормушек и скворечников.

Тестирование, собеседование с учащимися

2-й год обучения

1.

Милосердие в семье

Аудио и видеозаписи,

наглядные пособии, компьютер, сканер, принтер, ксерокс, интерактивная доска. Рассказы и стихи: «Тряпичная кукла», «Мы – разные», Е. Екимова, «Лучше папы друга нет», М. Пляцковский, «Про папу», И. Гурин, «Доброе слово», «Яблоко в осеннем саду», «Как река рассердилась на дождик» В. Сухомлинский, «Именины и день рождения», Л. Шевченко, «Святая блаженная Ксения Петербургская», Е. Санин, «Из жития преподобного Сергия Радонежского», Л. Шевченко «О ручейке», раскраски рисунки: «Бабушкины блины», «Тряпичная кукла», «Праздник в доме», «Снеговик», «Яблоко для мамы», «Плоды в вазе», «Родословное дерево», «Ёлочка для доброй малютки», «Отдых с папой», «Семья вместе – душа на месте», «Ворона», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Папа и дети».

Рассказ учителя, беседа, сюжетно-дидактические игры, игры на развитие речевой интонационной выразительности, моделирование ситуаций, различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое).

Тестирование

2.

Милосердие к больным, старым, нищим, сиротам

Аудио и видеозаписи, наглядные пособии, компьютер, сканер, принтер, ксерокс, интерактивная доска.

Рассказы и стихи: «Снеговик», «Мы – разные», Е. Екимова, «Христославы» А. Коринфский, «Каменное сердце», М. Лермонтов, рассказов: «Хулиган» Елена Табанюхина, «Божий дар» Фёдор Достоевский, «Врун», В. Афанасьев, «Самое страшное», Е. Пермяк, «О ручейке», Притча, «Синие листья», В. Осеева, «Новенький». Б. Ганаго, «О муравье и голубке», Притча, «Славильщики», «Красное яичко», К. Лукашевич, «Попугайчик», Б. Ганаго, «В дороге», Е. Екимова, раскраски рисунки: «Карандаши», «Помощь страннику», «Девочка идёт на пасхальную службу», «Христославы», «Больной мальчик», «Попугайчик для больной соседки»

Практикум: акция «Милосердие»: помощь ветеранам, детскому дому. Игра-упражнение «Подбери ласковые имена для друга»; Проигрывание и анализ ситуаций.


Собеседование с учащимися

3.

Доброе отношение к природе

Аудио и видеозаписи, наглядные пособии, компьютер, сканер, принтер, ксерокс, интерактивная доска

Рассказы и стихи: «Птичка». А. Пушкин, «Стрелок», «Соловей в клетке», К. Лукашевич, «Веточки», Е. Михаленко; «Птичка-мать», «Малыш», Б. Ганаго, «Умная собака», «Плохо», В. Осеева, «Лошадь и жаба», «Верный друг» из сборника «Зёрнышки», «Отломленная ветка» по В. Сухомлинскому, «Быть нужным человеку», Т. Жданова, «Благовещение», И. Шмелёв, «Сострадание птичек», К. Лукашевич, раскраски рисунки: «Гнездо с птицами», «Выпуск птиц из клетки», «Утка с утятами», «Птицы кормят птенчиков в клетке», «Лошадь везёт воз». Проекты. «На озере», «Украшение гнезда».

Практикум: Составление памятки «Уход за домашними питомцами», книжка – малышка или презентация «Мой маленький друг». Уборка территории близ лежащего парка, сквера, прибрежной полосы пруда. Проигрывание и анализ ситуаций.


Тестирование





VI. Информационные источники

Для педагога

  1. Православная культура в школе. Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. М., «Покров»,2003.

  2. А.Н. Бахметьева «Рассказы для детей о земной жизни Спасителя и Господа Бога Нашего Иисуса Христа»

  3. Священномученик Владимир, Митрополит Киевский и Галицкий «Азбука православного воспитания» (Пастырские беседы с родителями)

  4. Н.Е. Пестов «Православное воспитание детей»

  5. Пастырские беседы с детьми. Текст напечатан по изданию «Проповеди для детей или простые и задушевные беседы о предметах веры и благоповедения христианского». Для чтения в семье и школе. К.,1901г. Фонд «Благовест», 1997

  6. «Воскресная школа» за 2000г.

  7. «Как провести Страстную седмицу». Поучения из Церковного Устава. М.: Московский Сретенский монастырь; «Новая книга». 1997.

  8. «Неопознанный мир веры». Издание Сретенского монастыря и фонда «Храм». М., 2005.

  9. Новый Завет.

  10. Церковь. Дети и современный мир. СПб., 1997. С. 158.

  11. Свящ. Александр Грачев (врач-педиатр). Что необходимо знать каждому мальчику. М., 1998. С. 224.

  12. Свящ. Александр Грачев (врач-педиатр). Что необходимо знать каждой девочке. М., 1998. С. 225.

  13. Шевченко Л.Л. Мир детства: педагогика взаимодействия. М., 1998.

  14. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Книга для учителей и родителей. М., 1997.

  15. Иванова С.Ф. Введение во храм Слова. Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: Школа-Пресс, 1994.

Для учащихся

  1. Детям о вере. Рассказы и сказки нравственного и нравоучительного характера. Минск, 2000-2007.

  2. Свящ. Артемий Владимиров. Учебник жизни. М., 1997. с. 224.

  3. Свящ. Артемий Владимиров. Моя первая исповедь (любое издание).

  4. Моя первая книга. «Священная история» в рассказах для детей П.Н. Воздвиженского. Изд.: «Белый город». М., 2007.

  5. Архимандрит Амвросий (Юрасов). «Господи, благослови!» непридуманные истории. Изд.: «Троицкое слово». Краснодар, 2007.

  6. Прот. Серафим Слободской. Закон Божий (любое издание).

  7. Ангел-Хранитель. М., 1998. С. 56.

  8. Сокровище духовной народной мудрости. М., 1994. С. 63.

  9. Юдин Г. Нечаянная радость. М., 1998.

  10. Бахметьева А.Н. Жития святых для детей. М., 1997.

  11. Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома. Сост. пр. Александр Соколов. М., 1999.

  12. Библия в пересказе для детей. Библейское общество. М., 1997.

  13. Православный мир. М., 2000.

  14. Рассказы о православных святых. Под ред. В.Воскобойникова. СПб., 1999.

  15. Шмелев И. Лето Господне. Богомолье (любое издание)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!