СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Учиться весело» для обучающихся 5-6 лет с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модифицированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Учиться весело»   является программой социально-педагогической направленности. Отсутствие конкретных навыков, определяющих жизненную компетентность ребенка, зачастую приводит к искаженному развитию и социальной дезадаптации. Помощь в социальном становлении личности, адаптации её к социуму, является актуальной

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Учиться весело»  адресована детям 4-5 лет с задержкой психического развития, или 5-6 лет с  синдромом Дауна с легкой степенью интеллектуального нарушения, детям  имеющих умственную отсталость легкой степени, а так же детям, испытывающим трудности в овладении образовательных программ ДОУ.

Модифицированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Учиться весело»  составлена на основе программы «воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой.

Целью  программы является обучение детей, испытывающих трудности в освоении основной общеобразовательной  программой ДОУ, развитии и социальной адаптации.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Учиться весело» для обучающихся 5-6 лет с ОВЗ»



Содержание



1.Пояснительная записка……………………………………………………………………...…3

2. Учебно-тематический план…………………………………………………………….……..6

3.Содержание изучаемого курса……………………………………………………….………..7

4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы……………..59

5. Список использованной литературы………………………………………………………. 60

6.Приложения

6.1.Учебный план…………………………………………………………………………..61

6.2.Календарный учебный график….…………………………………………………....62

6.3.Рабочая программа…………………………………………………………................64








































1.Пояснительная записка


Модифицированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Учиться весело» является программой социально-педагогической направленности. Отсутствие конкретных навыков, определяющих жизненную компетентность ребенка, зачастую приводит к искаженному развитию и социальной дезадаптации. Помощь в социальном становлении личности, адаптации её к социуму, является актуальной

У детей дошкольного возраста в настоящий момент наиболее остро стоит проблема недостаточного развития когнитивных, эмоционально-волевых и речевых навыков, обусловленная различными отклонениями в развитии детей. Поэтому важную роль в образовательном процессе играет профилактика и коррекция нарушений различной этиологии.

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

Дети с задержкой психического развития - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной

системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной из самых актуальных.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Учиться весело» адресована детям 4-5 лет с задержкой психического развития, или 5-6 лет с синдромом Дауна с легкой степенью интеллектуального нарушения, детям имеющих умственную отсталость легкой степени, а так же детям, испытывающим трудности в овладении образовательных программ ДОУ.

Пространственные и временные представления

Модифицированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Учиться весело» составлена на основе программы «воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой.

    1. Целью программы является обучение детей, испытывающих трудности в освоении основной общеобразовательной программой ДОУ, развитии и социальной адаптации.

Задачи:

  1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.

  2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.

  3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.

  4. Обеспечение условия для социализации детей.

  5. Обеспечение информированности родителей по проблеме преодоления трудностей у детей, оптимального включения семьи в коррекционно-педагогический процесс.

6. Формирование элементарных математических навыков

Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Коррекционными задачами в данной программе являются: способствовать концентрации внимания, сосредоточению на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;

• стимулировать развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;

• активизировать мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);

• совершенствовать трудовые умения, формирует культуру труда;
• развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.

2. Принцип единства диагностики и коррекции. Основой составления коррекционно — рабочей программы являются результаты проведенной с детьми диагностики по определению уровня развития мелкой моторики рук, памяти, связной речи . Анализ результатов данной диагностики, осуществляемой учителем - дефектологом, позволил выделить детей с недостаточным уровнем развития и, соответственно, выявить ряд типичных проблем, характерных для них, что и было положено в основу программы. С другой стороны, отслеживание эффективности коррекционных мероприятий невозможно без итоговой диагностики детей, которая позволит оценить динамику в развитии детей с учетом общей цели коррекционной программы.

3. Принцип возрастания сложности учитывается не только в построении программы (ее содержания), но и в определении структуры каждого занятия. Так, содержание занятий выстроено с учетом возрастания сложности, т.е. сначала отрабатываются наименее сложные функции и процессы, а затем - более сложные, что осуществляется за счет линий усложнений ряда заданий, качественной сложности заданий. В свою очередь каждое занятие начинается с выполнения детьми более лёгкого задания, а затем осуществляется усложнение игр. Т.е. в данной программе прослеживается увеличение степени сложности упражнений и заданий как в рамках одного занятия, так и от занятия к занятию (горизонтальная и вертикальная сложность).

4.Принцип возрастания объёма и степени разнообразия материала. В данной программе предполагается использование разнообразного материала, который требует актуализации разных анализаторов (слухового, зрительного и т.д.) для отработки программного содержания. Так, в рамках одного занятия используются и наглядный, и словесный, и графический материал, что стимулирует познавательный интерес детей и тормозит эффект пресыщения.

5. Принцип программированного обучения отражается в том, что из ряда последовательных операций, которые сначала выполняются вместе учителем-дефектологом, а затем самостоятельно ребёнком, формируются необходимые умения, навыки и действия.

6. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребёнка учитывается частично, т. к. работа по данной программе не предполагает включения родителей в образовательный процесс при реализации данной программы. Для них составлены рекомендации по развитию тех или иных значимых функций и процессов с целью обеспечения переноса усвоенного вида деятельности.

7. Принцип учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребёнка. Задания, игры и упражнения, используемые в программе, подобраны адекватно возрасту детей с учетом зоны их ближайшего развития. С другой стороны использование игр и упражнений предполагает учет индивидуальных особенностей детей, их интересов и зоны актуального развития, что требует гибкой позиции взрослого, умения быстро и адекватно реагировать на определенную ситуацию.

8.Принцип комплексности методов воздействия. Учет данного принципа заключается в том, что в программе используются методы и приемы разнообразной направленности, которые позволяют не только организовать смену видов деятельности, необходимую в данном возрасте, но и обеспечивают максимально комплексное воздействие на развитие детей. Так, используются задания и упражнения, непосредственно направленные на реализацию поставленных задач.

9.Принцип возрастания объёма и степени разнообразия материала. В данной программе предполагается использование разнообразного материала, который требует актуализации разных анализаторов (слухового, зрительного и т.д.) для отработки программного содержания. Так, в рамках одного занятия используются и наглядный, и словесный, что стимулирует познавательный интерес детей и тормозит эффект пресыщения.

6. Принцип эмоциональной сложности материала. Отражение данного принципа заключается в том, что методы и приемы, используемые на занятиях, предполагают эмоциональную насыщенность занятия.

7. Принцип системности развития заключается в том, что программа предполагает развитие не изолированных качеств, процессов и функций, а комплексное воздействие на все психические процессы и функции (когнитивные процессы, произвольность поведения, личностные характеристики, мотивационно – потребностную сферу, коммуникативную сферу, педагогически значимые функции и т.д.).

Предполагаемые результаты и критерии их оценки:

Основными критериями усвоения материала являются:

  • - посещаемость учащимися занятий;

  • - результаты итоговой аттестации;

  • - уровень удовлетворенности родителей или законных представителей учащихся результатами;

Система оценки достижений учащихся:

- журнал посещаемости коррекционно – развивающих мероприятий;

- протоколы итоговой аттестации;

Ожидаемые результаты:

Дети должны знать и уметь:

  • Выполнять ориентировочно-исследовательские действия с предметами.

  • Воспринимать предметы с точки зрения их функционального назначения.

  • Делить предметы по форме, величине, цвету.

  • Различать свойства и качества предметов.

  • Учитывать знакомые свойства предметов в практической и игровой деятельности.

  • считать в пределах пяти, относить последнее числитель­ное ко всей группе предметов, согласовывать числитель­ное с существительным в роде, числе и падеже;

  • называть цифры от 1 до 5, писать их по точкам, соотно­сить количество предметов с цифрой;

  • понимать отношения между числами в пределах пяти, выражать эти отношения в речи;

  • отгадывать математические загадки;

  • различать количественный, порядковый счет;

  • устанавливать равенство и неравенство групп предметов по названному числу;

  • находить заданные геометрические фигуры среди мно­жества других;

  • сравнивать предметы по величине, высоте, длине, ши­рине, толщине в пределах пяти, обозначая результаты сравнения соответствующими терминами;

  • выделять признаки сходства и различия между предме­тами и объединять их по этому признаку;

  • отгадывать загадки о временах года;

  • различать понятия вчера, сегодня, завтра, быстро, мед­ленно;

  • уметь ориентироваться на листе бумаги;

Данная программа предполагает проведение первичной (входной) диагностики и промежуточной и итоговой аттестации.

Промежуточная аттестация организуется в форме беседы по ранее изученному материалу с целью уточнения уровня знаний детей.

По каждому параметру эффективности и результативности программы выводится общий коэффициент:

«+» - критерий сформирован;

«+/-» - критерий сформирован частично или находится на стадии формирования;

«-» - критерий не сформирован.

Результаты эффективности и результативности заносятся в сводную таблицу.

Система оценки достижений учащихся: через журнал факультативных занятий;

протоколы итоговой аттестации.

п/п



Фамилия, имя ребенка



Колличество и счет



Величина



Форма



Ориентировка в пространстве



Ориентировка во времени



1



Иванов С.








2

















Программа рассчитана на обучающихся 5-6 лет с ОВЗ. Может проводиться как с группой, так и индивидуально (для детей с ОВЗ и инвалидностью).

Форма обучения – очная, но допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.


2. Учебно-тематический план


Перечень тем

Кол-во часов


Вид занятия

1

Диагностика

2

практическое

3

Количество и счет. Один и много

1

практическое

4

Времена года .

Ориентировка в пространстве. Слева, справа.

1

практическое

5

Величина. (Большой, поменьше, самый маленький).

Геометрическая фигура квадрат.

1

практическое

6

Знакомство с цифрой 1. Круг.


1

практическое

7

Знакомство с цифрой 2.

Ориентировка во времени

1

практическое

8

Знакомство с цифрой 3. Треугольник.

1

практическое

9-10

Закрепления знания о цифрах 1, 2, 3. Овал.

2

практическое

11

Соотнесение количества предметов с циф­рой. Сравнение чисел 3—4.

1

практическое

12-13

Ориентировка в пространстве. Прямоугольник (среди множества фигур).

2

практическое

14-15

Знакомство с цифрой 4

2

практическое

16

Понятия «один», «много», «несколько», «мало»



1

практическое

17

Промежуточная диагностика «Что я умею»

1

практическое

18-19

Закрепление понятий «больше», «меньше»


2

практическое

20-21

Части суток

2

практическое

22

Знакомство с цифрой 5.

1

практическое

23

Порядковый счет в пределах 5

1

практическое

24-25

Соотнесение числа и количества

2

практическое

26

Объемные тела. Шар, куб, цилиндр

1

практическое

27

Понятие «пара»

1

практическое

28

Признаки предметов

1

практическое

29

Сравнение предметов по одному или двум признакам

1

практическое

30

Понятия «спереди», «сзади» («перед», «за», «между»)

1

практическое

31

Понятия «Высокий»-«низкий», «выше»-«ниже», «одинаковые по высоте».

1

практическое

32

Пространственные понятия

1

практическое

33

Повторение

1

практическое

34-35

Итоговая аттестация

2

практическое


Итого

30 занятий

2 часа диагностики

3 часа аттестации




3. Содержание изучаемого курса


Занятие 1-2. Комплектование. Первичное диагностическое занятие.

1.Вводная часть

1.1. Приветствие

2. Основная часть

«Количество и счет»

Задание 1.

Инструкция к проведению:

Инструкция: педагог предлагает ребенку посчитать по порядку от 1 до 3. Педагог предлагает ребенку отсчитать 3игрушки.

Оборудование: игрушки

Задание 2.

Инструкция к проведению: педагог предлагает ребенку сравнить две группы

предметов, игрушек ( один-много, больше-меньше)

Оборудование: набор мелких игрушек.

Задание 3.

Инструкция к проведению: педагог предлагает ребенку на верхнюю полоску

карточки положить 2 игрушки, а на нижнюю —3. Как сделать так, чтобы

игрушек стало поровну?(столько же).

Оборудование: карточка с 2 -мя полосками, мелкие игрушки.

«Величина»

Задание 4.

Инструкция к проведению: педагог предлагает ребенку показать и назвать

высокую и низкую елку, длинный -короткий карандаши, широкая —узкая ленты .

Оборудование: карточки, на которых изображены высокая —низкая елки, длинный-короткий карандаши, широкая—узкая ленты.

«Форма»

Задание 5.

Инструкция к проведению: педагог предлагает ребенку назвать эти геометрические фигуры.

Оборудование: плоскостное изображение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).

Задание 6.

Инструкция к проведению: педагог предлагает ребенку найти на картинках

предметы, похожие на круг, на квадрат, на треугольник.

Оборудование: плоскостное изображение геометрических фигур, картинки с

изображенными на них предметами такой же формы.

«Ориентировка в пространстве»

Задание 7.

Инструкция к проведению: педагог предлагает назвать месторасположение

предметов(на, под, над, слева, справа, впереди, сзади, вверх, вниз)

Оборудование: лист, на котором изображены различные предметы, сюжетные картинки(где спрятался мячик?)

«Ориентировка во времени»

Задание 8.

Инструкция к проведению: разложить по порядку картинки и назвать правильно части суток (утро-ночь).

Оборудование: Картинки с изображением частей суток (утро-ночь).

Задание 9.

Цвет.

Инструкция к проведению: использовать эталоны как общественно обозначенные свойства предметов (цвет), подбирать предметы по

цвету.

Оборудование: предметы разных цветов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Действия с группами предметов

Низкий. Не различает предметы по форме, размерам, самостоятельно не умеет группировать предметы по свойствам. С трудом выполняет игровые и

Практические действия в определенной последовательности; ошибается в

установлении связей между действиями (что сначала, что потом).

Средний.

Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным

свойствам (все большие, все некруглые) с незначительной помощью взрослого. Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

Высокий.

Ребенок оперирует свойствами предметов, обнаруживает зависимости и изменения в группах предметов в процессе группировки, сравнения. Устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) количества.

Размер предметов

Низкий.

Ребенок называет размер предметов, группирует их. Затрудняется пояснять свои действия.

Средний

Ребенок выделяет и называет несколько свойств предметов; находит

предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Пользуется словами, обозначающими свойства, предметов.

Высокий.

Устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) размеров

предметов по длине, толщине, высоте и т.д. Отвечает на вопрос: «А что будет, если... уберем, добавим?..» Активно пользуется словами, обозначающими свойства предметов.

Цвет предметов

Низкий.

Не дифференцирует цвета и затрудняется в их названии.

Средний. Знает названия цветов, но путает.

Высокий. Знает названия основных цветов, классифицирует по цвету. Геометрические фигуры

Низкий. Ребенок выделяет идентичный предмет (находит такой же), но не называет предмет.

Средний. Ребенок называет форму геометрических фигур с незначительной

помощью взрослого, но затрудняется в нахождении предметов похожих на

геометрические тела.

Высокий.

Ребенок выделяет и называет несколько свойств геометрических фигур, находит фигуру, предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает.

Самостоятельно находит предметы похожие на геометрические фигуры.

Количество и счет

Низкий.

Не умеет считать предметы в пределах3.Допускает ошибки.

Средний. Ребенок считает различные предметы в пределах 3. Отсчитывает

заданное количество предметов. С помощью взрослого уравнивает группы

предметов.

Высокий.

Ребенок считает различные предметы в пределах 3. Отсчитывает заданное количество предметов и умеет уравнивать группы предметов. Пространственные и временные понятия

Низкий. Называет некоторые временные отношения: утро-ночь, пространственные: вверху –внизу. Не различает месторасположение предметов (на, под, над, слева, справа, впереди, сзади).

Средний. Ориентируется в пространственных и временных отношениях

Называет некоторые временные отношения: утро-ночь; пространственные:

вверху –внизу, впереди-сзади. С помощью взрослого различает месторасположение предметов(на, под, над, слева, справа).

Высокий.

Устанавливает пространственные отношения, соответственно использует в речи слова: посередине, перед, справа -слева, спереди -сзади, сверху -снизу,

далеко -близко; временные отношения: утро-ночь.

Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу

п/п



Фамилия, имя ребенка



Колличество и счет



Величина



Форма



Ориентировка в пространстве



Ориентировка во времени



1



Иванов С.








2

















5. Список использованной литературы

  1. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т.С Программа воспитания и обучения в детском саду/ Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С.-М.:мозаика-Синтез, 2005.-206 с.

  2. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР/ Морозова И. А., Пушкарева М. А.-М.: Мозаика-Синтез, 2007.-136с.

  3. С. Г. Шевченко Подготовка к школе детей с ЗПР.- Книга 1,2.- М.: Школьная пресса, 2004






























6.Приложения


6.1.Учебный план


Учебный план разработан в соответствии с:

. Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г No 273 - ФЗ;

. Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. No 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

. Уставом муниципального бюджетного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Болховский образовательный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».


Особенностями учебного плана являются:

.Проектирование дополнительной общеобразовательной программы с учетом запросов всех участников учебного процесса (в реализации дополнительной общеобразовательной программы принимают участие как педагоги, так и родители);

. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся ОВЗ;

. Возможность корректировки плана с учетом диагностики, анализа и рефлексии процесса реализации программ учебных курсов дополнительного образования;

. Ресурсообеспеченность (учет реальных возможностей и условий обеспечения программ материальными, техническими и кадровыми ресурсами).


Учебный план реализуется в варианте:

– для реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы социально-педагогической направленности.


Учебный план составлен на один учебный год.


№ п/п

Наименование программы




Возраст учащихся

Количество часов в неделю

Количество учебных часов в 1 полугодии

Количество учебных часов во 2 полугодии

Всего учебных часов в год




Формы аттестации

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация

Всего

Теория

Практика

1.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Учиться весело» для обучающихся 5-6 лет с ОВЗ, срок реализации 1 год

5-6 лет

1

17

18

35

0

35

беседа

беседа



6.2.Календарный учебный график

Календарный учебный график регламентирует организацию образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе социально-педагогической направленности кружка «Учится весело».

Календарный учебный график учитывает индивидуальные, возрастные, психофизические особенности учащихся и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.

1. Начало учебного года: 1 сентября. Если 1 сентября является выходным днём, то началом учебного года считается следующий рабочий день.

2. Окончание учебного года: 31 мая. Если 31 мая является выходным днём, то концом учебного года считается предыдущий рабочий день.

3. Продолжительность учебного года: 35 недель.

Продолжительность учебной недели: пятидневная учебная неделя с понедельника по пятницу. Выходные дни: суббота и воскресенье, а также нерабочие праздничные дни согласно Трудового кодекса Российской Федерации (1,2,3,4,5,6 и 8 января, 7 января, 23 февраля, 8 Марта, 1 мая, 9 Мая, 12 июня, 4 ноября.). Перенос выходных дней осуществляется в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации.

Реализация программы дополнительного образования осуществляется в течение всего учебного года, без учёта летнего каникулярного времени.

Комплектование осуществляется в форме входной диагностики

Контроль осуществляется в форме промежуточной и итоговой аттестации.

Входная диагностика – первые две недели сентября (комплектование индивидуальных и (или) групповых занятий, первичная диагностика.

Промежуточный и итоговый контроль осуществляется в форме промежуточной и итоговой аттестации:

промежуточная – третья неделя декабря,

итоговая – третья и четвертая неделя мая.

Программа курса рассчитана на 35 часов и предназначена для обучающихся 5-6лет.

Частота занятий – 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий – 25 минут. Устанавливается в соответствии с нормами СанПиН в зависимости от возрастных особенностей детей. В ходе занятий используются элементы здоровьесберегающих технологий.

Все занятия проводятся индивидуально или с группой учащихся в форме дефектологического кружка.



13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!