Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Троекурово (филиал с. Топтыково)
Чаплыгинского муниципального района
Липецкой области РФ
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ:
на заседании МО кл. рук. Заместитель директора Директор МБОУ СОШ
Протокол № 1 от по ВР МБОУ СОШ с. Троекурово
«23» августа 2014г. с. Троекурово ______/Ерёмин Ф.Н./
Руководитель МО _______/ Салькова О. Ю./ Приказ № 62 от
________/Есакова Т. М./ «25» августа 2014 г. «30» августа 2014 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
естественно –научной направленности
«Юный математик»
Возраст учащихся: 13-15 лет
Сроки реализации программы: 2014-2015 учебный год
Составитель: Кузьмина Марина Николаевна, учитель математики.
Рассмотрена на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от «30» августа 2014г.
2014 год
Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная программа « Юный математик» имеет естественно - научную направленность, предполагает расширение знаний учащихся и предназначена для повышения уровня математической подготовки через решение большого количества уравнений и неравенств нестандартными приемами.
Актуальность
В течение многих столетий математика является неотъемлемым элементом системы общего образования всех стран мира. Объясняется это уникальностью роли учебного предмета «Математика» в формировании личности. Образовательный, развивающий потенциал математики огромен. Математика способствует формированию интеллектуальной честности, объективности, настойчивости, способности к труду. Математика способствует развитию эстетического восприятия мира. Каждый, кто пережил радость встречи с красивой неожиданной идеей, результатом или решением математической задачи, согласится с тем, что математика, способная столь сильно влиять на эмоциональную сферу человека, содержит значимую эстетическую компоненту. Наконец, курс математики содержит имеющую самостоятельное значение практическую, утилитарную составляющую. Для ориентации в современном мире каждому совершенно необходим некий набор знаний и умений математического характера (навыки вычислений, элементы практической геометрии – измерение геометрических величин, распознавание и изображение геометрических фигур, работа с функцией и графиком и т. д.)
Программа нацелена на создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Новизна
Принципиальным отличием программы является развитие умственных сил ребенка. Учащийся осваивает искусство построения правильно расчлененного логического анализа ситуаций и вывода следствий из известных фактов путем логических рассуждений, учится анализировать, классифицировать, ставить гипотезы, опровергать их или доказывать, пользоваться аналогиями.
Программа ориентирована на целостное освоение материала: учащийся эмоционально и чувственно обогащается, приобретает исследовательские навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве.
Педагогическая целесообразность
Опыт, приобретаемый в процессе решения математических задач, способствует развитию как навыков рационального мышления и способов выражения мысли (лаконизм, точность, полнота, ясность и т. д. ), так и интуиции – способности предвидеть результат и предугадать путь решения.
Принципы построения программы:
Постепенность.
Единство образовательных задач, требований жизни, интересов развития личности
Акцентирование на исследовательской деятельности
Цель программы
Выявление и поддержка одаренных детей, склонных к изучению математических дисциплин, вовлечение учащихся в научную деятельность по математике;
расширить знания учащихся о методах и способах решения задач;
создать базу для развития способностей учащихся;
помочь учащимся оценить возможности овладения курсом с точки зрения дальнейшей перспективы;
ориентировать на профессии, которые связаны с математикой.
формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры;
предоставить учащимся возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;
уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.
Задачи программы:
Обучающие:
научить учащихся решать уравнения и неравенства более высокой сложности, по сравнению с обязательным уровнем, овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования;
познакомить учащихся со стандартными и нестандартными способами решения упражнений;
развивать логическое мышление приобрести определенную математическую культуру;
предоставить учащимся возможность проанализировать свои способности к математической деятельности;
помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Развивающие:
Гармонизация развития детей, формирование внутренней познавательной мотивации, социализация ребёнка в процессе осуществления им исследовательской деятельности.
Развитие внимания, памяти, пространственного воображения, интуиции.
Развитие и обогащение абстрактного, конкретного, речевого, логического, алгоритмического мышления.
Развитие творческих способностей.
Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы по математике.
Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернета и информационных технологий в изучении математики.
Воспитательные:
Воспитание творческой активности и потенциала ребенка.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры и совершенствование навыков исследовательской деятельности.
Отличительные особенности данной программы
Разработанная мною программа рассчитана на полный курс обучения детей в основной школе и адаптирована для учащихся. В процессе обучения возможно проведение корректировки и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только изучение тем курса, но и создание индивидуальных и коллективных проектов, в которых используются знания и умения, полученные при изучении программы. Данную программу следует рассматривать и как мощный стимул для интеллектуального и творческого развития учащихся.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы. Программа рассчитана на учащихся 8-9 классов (возраст 13-15 лет).
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы
Данная программа будет реализовываться в течение 2014-2015 учебного года. В дальнейшем необходимо рассмотреть вариант программы рассчитанной на больший период времени (3-5 лет).
Формы и режим занятий. Формы проведения занятий: уроки, исследовательская деятельность.
Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу. Длительность изучения 35 часов в год.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В результате обучения по данной программе учащиеся:
научатся находить нужную информацию и грамотно её использовать ;
приобретут основные навыки решения текстовых задач из различных разделов математики;
научатся навыкам исследовательской деятельности;
научатся создавать творческие проекты;
получат практические навыки применения математических знаний;
разовьют память, историческое мышление, творческие способности;
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы
Отчёт о работе может быть представлен презентацией, исследовательским проектом, которые могут выполняться индивидуально и группой учащихся.
Календарно-тематический план.
№ | Перечень разделов, тем | Кол-во часов по видам занятий | Дата | Примечание |
теория | практика | всего | по плану | по факту |
1 | Вводное занятие | + | | 1 | | | |
В царстве смекалки 6 ч | | | | |
2 | Дележи при затруднительных обстоятельствах | + | | 1 | | | |
3 | Дележи при затруднительных обстоятельствах | | + | 1 | | | |
4 | Упражнения с куском бумаги | + | | 1 | | | |
5 | Геометрические софизмы и парадоксы | | + | 1 | | | |
6 | Геометрические софизмы и парадоксы | | + | 1 | | | |
7 | Лабиринты | | + | 1 | | | |
Комбинаторные задачи по геометрии (11 ч.) | | | | |
8 | Точки и прямые на плоскости | + | | 1 | | | |
9 | Многоугольники | | + | 1 | | | |
10 | Задачи на разрезание | + | | 1 | | | |
11 | Задачи на разрезание. | | + | 1 | | | |
12 | Графы | | + | 1 | | | |
13- 14 | Теорема Эйлера для многоугольников | + | + | 2 | | | |
15 | Раскрашивание карт | | + | 1 | | | |
16 | Прямые и плоскости в пространстве | + | | 1 | | | |
17- 18 | Многогранники | + | + | 2 | | | |
Уравнения и неравенства с параметрами (4 ч.) | | | | |
19-20 | Приемы и методы решения нестандартных задач. | + | + | 2 | | | |
21-22 | Элементы математического анализа. | + | + | 2 | | | |
Профессия и математика (10 ч) | | | | |
23-24 | Математика в политехническом образовании | + | + | 2 | | | |
25-26 | Математика в легкой промышленности | + | + | 2 | | | |
27-28 | Математика в сфере обслуживания | + | + | 2 | | | |
29-30 | Экономика – успех производства | + | + | 2 | | | |
31-32 | Математика и искусство | + | + | 2 | | | |
Выполнение творческих заданий (3 ч.) | | | | |
33-34 | Работа над докладами. Рефератами. Презентациями. | + | + | 2 | | | |
35 | Заключительное занятие. | + | | 1 | | | |
Содержание изучаемого курса
Вводное занятие (1 ч.)
В царстве смекалки (6 ч.)
Дележи при затруднительных обстоятельствах. Упражнения с куском бумаги. Геометрические софизмы и парадоксы. Лабиринты |
|
Комбинаторные задачи по геометрии (11 ч.) | | | | |
Точки и прямые на плоскости. Многоугольники. Задачи на разрезание. Графы. Теорема Эйлера для многоугольников. Раскрашивание карт. Прямые и плоскости в пространстве. Многогранники. |
Уравнения и неравенства с параметрами (4 ч.)
Приемы и методы решения нестандартных задач. Элементы математического анализа.
Профессия и математика (10 ч) | | | | |
Математика в политехническом образовании. Математика в легкой промышленности. Математика в сфере обслуживания. Экономика – успех производства. Математика и искусство. | |
Выполнение творческих заданий (3 ч.)
Работа над докладами. Рефератами. Презентациями.
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы:
Материально-техническое обеспечение | Методическое и дидактическое обеспечение |
Кабинет информатики Интерактивная доска Мультимедийный проектор Диски: - DVD-диски Математика 5-9 касс, практикум - Образовательная коллекция. Математика. Кабинет математики Ноутбук -1 Проектор -1 Комплект инструментов-2 Набор «Части целого на круге (простые дроби»-2 Набор «Тела геометрические»- 2 Набор геометр. тел демонстрационный- 3 Набор каллометрических тел- 3 Таблицы по математике (1-6 кл)- 3 Таблицы по геометрии (7 кл.)- 6 - Портреты математиков | -Подборка информационной и справочной литературы; -Обучающие и справочные электронные издания; - Доступ в Интернет |
Литература и средства обучения
Печатные:
Б.М. Абдрашитов и др. Учитесь мыслить нестандартно. – М. ; Просвещение, 2008.
Балк М. Б., Петров А. В. О математизации задач, возникающих на практике // Математика в школе. 1986. № 3.
Борисов В. А., Дубничук Е. С. Математика и профессия // Математика в школе. 1985. № 3.
П.И. Горнштейн, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Задачи с параметрами. – М.; Педагогика, 2005.
Е.И. Игнатьев В царстве смекалки. Москва «Наука» 1987.
И. Смирнова, В. Смирнов Комбинаторные задачи по геометрии. Москва . библиотечка «Первого сентября» 2006.
Интернет ресурсы:
http://www.kvant.info/k/2009/2/34-43.pdf
http://tapemark.narod.ru/geometr/1_4.xml