СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа естественно –научной направленности «Юный математик»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная программа

естественно –научной  направленности

 

 «Юный   математик»

Возраст учащихся: 13-15 лет

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа естественно –научной направленности «Юный математик»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Троекурово (филиал с. Топтыково)

Чаплыгинского муниципального района

Липецкой области РФ





РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ:

на заседании МО кл. рук. Заместитель директора Директор МБОУ СОШ

Протокол № 1 от по ВР МБОУ СОШ с. Троекурово

«23» августа 2014г. с. Троекурово ______/Ерёмин Ф.Н./

Руководитель МО _______/ Салькова О. Ю./ Приказ № 62 от

________/Есакова Т. М./ «25» августа 2014 г. «30» августа 2014 г.





Дополнительная общеобразовательная программа

естественно –научной направленности


«Юный математик»


Возраст учащихся: 13-15 лет

Сроки реализации программы: 2014-2015 учебный год

Составитель: Кузьмина Марина Николаевна, учитель математики.



Рассмотрена на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от «30» августа 2014г.





2014 год



Пояснительная записка

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная программа « Юный математик» имеет естественно - научную направленность, предполагает расширение знаний учащихся и предназначена для повышения уровня математической подготовки через решение большого количества уравнений и неравенств нестандартными приемами.

Актуальность

В течение многих столетий математика является неотъемлемым элементом системы общего образования всех стран мира. Объясняется это уникальностью роли учебного предмета «Математика» в формировании личности. Образовательный, развивающий потенциал математики огромен. Математика способствует формированию интеллектуальной честности, объективности, настойчивости, способности к труду. Математика способствует развитию эстетического восприятия мира. Каждый, кто пережил радость встречи с красивой неожиданной идеей, результатом или решением математической задачи, согласится с тем, что математика, способная столь сильно влиять на эмоциональную сферу человека, содержит значимую эстетическую компоненту. Наконец, курс математики содержит имеющую самостоятельное значение практическую, утилитарную составляющую. Для ориентации в современном мире каждому совершенно необходим некий набор знаний и умений математического характера (навыки вычислений, элементы практической геометрии – измерение геометрических величин, распознавание и изображение геометрических фигур, работа с функцией и графиком и т. д.)

Программа нацелена на создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Новизна

Принципиальным отличием программы является развитие умственных сил ребенка. Учащийся осваивает искусство построения правильно расчлененного логического анализа ситуаций и вывода следствий из известных фактов путем логических рассуждений, учится анализировать, классифицировать, ставить гипотезы, опровергать их или доказывать, пользоваться аналогиями.

Программа ориентирована на целостное освоение материала: учащийся эмоционально и чувственно обогащается, приобретает исследовательские навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве.


Педагогическая целесообразность

Опыт, приобретаемый в процессе решения математических задач, способствует развитию как навыков рационального мышления и способов выражения мысли (лаконизм, точность, полнота, ясность и т. д. ), так и интуиции – способности предвидеть результат и предугадать путь решения.

Принципы построения программы:

  • Постепенность.

  • Единство образовательных задач, требований жизни, интересов развития личности

  • Акцентирование на исследовательской деятельности

  • Цель программы

  • Выявление и поддержка одаренных детей, склонных к изучению математических дисциплин, вовлечение учащихся в научную деятельность по математике;

  • расширить знания учащихся о методах и способах решения задач;

  • создать базу для развития способностей учащихся;

  • помочь учащимся оценить возможности овладения курсом с точки зрения дальнейшей перспективы;

  • ориентировать на профессии, которые связаны с математикой.

  • формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры;

  • предоставить учащимся возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;

  • уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.

Задачи программы:

Обучающие:

  • научить учащихся решать уравнения и неравенства более высокой сложности, по сравнению с обязательным уровнем, овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования;

  • познакомить учащихся со стандартными и нестандартными способами решения упражнений;

  • развивать логическое мышление приобрести определенную математическую культуру;

  • предоставить учащимся возможность проанализировать свои способности к математической деятельности;

  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.


Развивающие:

  1. Гармонизация развития детей, формирование внутренней познавательной мотивации, социализация ребёнка в процессе осуществления им исследовательской деятельности.

  2. Развитие внимания, памяти, пространственного воображения, интуиции.

  3. Развитие и обогащение абстрактного, конкретного, речевого, логического, алгоритмического мышления.

  4. Развитие творческих способностей.

  5. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы по математике.

  6. Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернета и информационных технологий в изучении математики.

Воспитательные:

  1. Воспитание творческой активности и потенциала ребенка.

  2. Расширение коммуникативных способностей детей.

  3. Формирование культуры и совершенствование навыков исследовательской деятельности.

Отличительные особенности данной программы

Разработанная мною программа рассчитана на полный курс обучения детей в основной школе и адаптирована для учащихся. В процессе обучения возможно проведение корректировки и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только изучение тем курса, но и создание индивидуальных и коллективных проектов, в которых используются знания и умения, полученные при изучении программы. Данную программу следует рассматривать и как мощный стимул для интеллектуального и творческого развития учащихся.


Возраст детей, участвующих в реализации данной программы. Программа рассчитана на учащихся 8-9 классов (возраст 13-15 лет).


Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы

Данная программа будет реализовываться в течение 2014-2015 учебного года. В дальнейшем необходимо рассмотреть вариант программы рассчитанной на больший период времени (3-5 лет).


Формы и режим занятий.  Формы проведения занятий: уроки, исследовательская деятельность.

Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу. Длительность изучения 35 часов в год.


Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

В результате обучения по данной программе учащиеся:

  • научатся находить нужную информацию и грамотно её использовать ;

  • приобретут основные навыки решения текстовых задач из различных разделов математики;

  • научатся навыкам исследовательской деятельности;

  • научатся создавать творческие проекты;

  • получат практические навыки применения математических знаний;

  • разовьют память, историческое мышление, творческие способности;

  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.


Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы

Отчёт о работе может быть представлен презентацией, исследовательским проектом, которые могут выполняться индивидуально и группой учащихся.

Календарно-тематический план.

Перечень разделов, тем

Кол-во часов по видам занятий

Дата

Примечание

теория

практика

всего

по плану

по факту

1

Вводное занятие

+


1




В царстве смекалки 6 ч





2

Дележи при затруднительных обстоятельствах

+


1




3

Дележи при затруднительных обстоятельствах


+

1




4

Упражнения с куском бумаги

+


1




5

Геометрические софизмы и парадоксы


+

1




6

Геометрические софизмы и парадоксы


+

1




7

Лабиринты


+

1




Комбинаторные задачи по геометрии (11 ч.)





8

Точки и прямые на плоскости

+


1




9

Многоугольники


+

1




10

Задачи на разрезание

+


1




11

Задачи на разрезание.


+

1




12

Графы


+

1




13-

14

Теорема Эйлера для многоугольников

+


+

2




15

Раскрашивание карт


+

1




16

Прямые и плоскости в пространстве

+


1




17-

18

Многогранники

+


+

2




Уравнения и неравенства с параметрами (4 ч.)





19-20

Приемы и методы решения нестандартных задач.

+


+

2




21-22

Элементы математического анализа.

+


+

2




Профессия и математика (10 ч)





23-24

Математика в политехническом образовании

+


+

2




25-26

Математика в легкой промышленности

+


+

2




27-28

Математика в сфере обслуживания

+


+

2




29-30

Экономика – успех производства

+


+

2




31-32

Математика и искусство

+


+

2




Выполнение творческих заданий (3 ч.)





33-34

Работа над докладами. Рефератами. Презентациями.

+




+


2




35

Заключительное занятие.

+


1







Содержание изучаемого курса

Вводное занятие (1 ч.)

В царстве смекалки (6 ч.)


Дележи при затруднительных обстоятельствах. Упражнения с куском бумаги. Геометрические софизмы и парадоксы. Лабиринты


Комбинаторные задачи по геометрии (11 ч.)






Точки и прямые на плоскости. Многоугольники. Задачи на разрезание. Графы. Теорема Эйлера для многоугольников. Раскрашивание карт. Прямые и плоскости в пространстве. Многогранники.

Уравнения и неравенства с параметрами (4 ч.)

Приемы и методы решения нестандартных задач. Элементы математического анализа.

Профессия и математика (10 ч)






Математика в политехническом образовании. Математика в легкой промышленности. Математика в сфере обслуживания. Экономика – успех производства. Математика и искусство.


Выполнение творческих заданий (3 ч.)

Работа над докладами. Рефератами. Презентациями.

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы:


Материально-техническое обеспечение

Методическое и дидактическое обеспечение

Кабинет информатики

Интерактивная доска

Мультимедийный проектор

Диски:

- DVD-диски Математика 5-9 касс, практикум - Образовательная коллекция. Математика.

Кабинет математики

Ноутбук -1

Проектор -1

Комплект инструментов-2

Набор «Части целого на круге (простые дроби»-2

Набор «Тела геометрические»- 2

Набор геометр. тел демонстрационный- 3

Набор каллометрических тел- 3

Таблицы по математике (1-6 кл)- 3

Таблицы по геометрии (7 кл.)- 6

- Портреты математиков

-Подборка информационной и справочной литературы;

-Обучающие и справочные электронные издания;

- Доступ в Интернет




Литература и средства обучения

Печатные:

  1. Б.М. Абдрашитов и др. Учитесь мыслить нестандартно. – М. ; Просвещение, 2008.

  2. Балк М. Б., Петров А. В. О математизации задач, возникающих на практике // Математика в школе. 1986. № 3.


  1. Борисов В. А., Дубничук Е. С. Математика и профессия // Математика в школе. 1985. № 3.


  1. П.И. Горнштейн, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Задачи с параметрами. – М.; Педагогика, 2005.

  2. Е.И. Игнатьев В царстве смекалки. Москва «Наука» 1987.


  1. И. Смирнова, В. Смирнов Комбинаторные задачи по геометрии. Москва . библиотечка «Первого сентября» 2006.



Интернет ресурсы:

http://www.kvant.info/k/2009/2/34-43.pdf

http://tapemark.narod.ru/geometr/1_4.xml




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!