Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа поселка Солидарность
Елецкого муниципального района Липецкой области
Рассмотрена на заседании методического совета МБОУ СОШ п. Солидарность Протокол № ____ от _____________________ Председатель МС: _________В.А. Авдеева | Принята решением педагогического совета МБОУ СОШ п. Солидарность Протокол № ______ от _____________________ | Утверждена приказом № ______ МБОУ СОШ п. Солидарность от _____________________ Директор школы: ________ Т.И. Купавцева |
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Святые заступники Руси»
Автор программы:
Морева Наталия Анатольевна –
учитель I квалификационной категории
2016 -2017 учебный год
Возраст учащихся: 12 – 15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Информационная карта
к дополнительной общеразвивающей программе
1 | Полное название | «Святые заступники Руси» |
2 | Авторы программы | Морева Наталия Анатольевна, учитель русского языка, литературы, основ православной культуры, первая квалификационная категория |
3 | Дата создания | 2016 год |
4 | Характеристика программы | модифицированная |
5 | Направление деятельности | социально-педагогическое |
6 | Сроки реализации | 2016 – 2017 год |
7 | Возраст обучающихся | 12 – 15 лет |
8 | Цель программы | Создание условий для развития духовно-нравственных качеств личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях православной религиозной культуры. |
9 | Краткое содержание программы | 1. Пояснительная записка 2. Учебно-тематический план 3. Содержание учебно-тематического плана 4. Содержание программы 5. Методическое обеспечение программы 6. Ожидаемые результаты 7. Литература |
10 | Ожидаемые результаты | В результате реализации программы у учащихся будут сформированы понятия: Учащиеся усовершенствуют такие способы деятельности, как: Выработают умения: создавать небольшие сочинения духовного содержания; понимать творения Святых Отцов; на основе полученного опыта делать сообщения, доклады по конкретной теме. |
Пояснительная записка
Направленность программы
Программа «Святые заступники Руси» социально-педагогической ориентации направлена на возрождение лучших народных православных традиций, на развитие интереса детей к духовной литературе, их прикосновение к нравственным категориям русской православной культуры и воспитание патриотических чувств подрастающего поколения, и их готовности к социальной адаптации в обществе.
Актуальность программы
Среди огромного количества проблем современности наиболее актуальной является проблема сохранения духовно-нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Дети оказались социально и психологически самыми незащищёнными членами российского общества, охваченного системным кризисом: наркомания, сексуальная и поведенческая распущенность, нравственная деградация, преступность и самоубийства среди несовершеннолетних стали реальностью в России. В сложившейся ситуации школа обращается к духовно-нравственным традициям русского народа, пытаясь найти в них сдерживающие факторы, спасительные идеалы и положительные примеры для своих воспитанников.
Вид программы
авторская, в ней сочетаются различные формы работы, направленные на дополнение и углубление духовно-нравственных знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных особенностей.
Цель программы
Задачи программы
знакомство с историей возникновения и развития жития как жанра духовной литературы;
знакомство с агиографическим жанром древнерусской литературы;
изучение и понимание значимости житийных традиций древнерусской литературы;
изучение Жития Святых;
расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории.
развитие интереса к чтению и осмыслению духовной литературы;
развитие образного мышления учащихся;
духовно-нравственное развитие через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
творческое развитие учащихся на основе знаний об отечественной культуре и истории.
воспитание христианской добродетели и милосердия на примере Жития Святых;
воспитание трудолюбия и бескорыстия;
воспитание потребности в здоровом образе жизни.
формирование целостного восприятия мира;
воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
формирование культуры общения;
предупреждение возможных тупиков личностного развития;
воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций отечественной культуры;
воспитание патриотизма;
приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является то, что ребёнок имеет право изучать на свой выбор предложенные в программе произведения устного народного творчества, произведения житийной литературы и произведения святоотеческой литературы. Обязательными разделами остаются теоретические понятия о различных жанрах духовной литературы.
Возраст детей, на которых рассчитана программа
В реализации программы участвуют дети 10 – 13 лет.
Количество учащихся в 2016-2017 учебном году: 12 человек
Срок реализации программы - 1 год.
Формы и режим занятий
Формы занятий:
сообщение нового материала;
закрепление нового материала на практике;
беседы со священнослужителями;
утренники;
проектная деятельность;
консультации для родителей;
выставки совместного творчества детей, педагогов и родителей.
Традиции:
православные традиции в режимных моментах (молитва перед едой, молитва перед началом каждого дела);
отмечаются Дни Ангела детей (именины);
оформление православного уголка.
Формы учёта знаний, умений
Программа предполагает безотметочную систему.
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы:
тестовые материалы;
проектная деятельность;
кроссворды;
рисунки;
самоанализ и самооценка;
наблюдения.
Периодичность проведения промежуточной и итоговой аттестации.
Промежуточная аттестация проводится в конце декабря, итоговая аттестация – в конце мая.
Результативность обучения будет проверяться опросом, тестами, викторинами, интеллектуальными разминками.
Календарный учебный график
Начало учебного года 1 сентября 2016 г.
Окончание учебного года 30 мая 2017 г.
Начало учебных занятий 1450
Окончание учебных занятий 1535
Количество учебных недель в году- 35
Количество занятий в неделю – 1
Продолжительность занятия– 45 минут
Продолжительность учебных четвертей.
1 четверть – 01.09.2016 г.- 05.11.2016 г.
2 четверть – 14.11.2016 г. – 30.12.2016 г.
3 четверть – 16.01.2017 г. – 25.03.2017 г.
4 четверть – 03.04.2017 г. – 30.05.2017 г.
Каникулы.
Осенние каникулы – с 07.11.2016 г. по 13.11.2016 г.
Зимние каникулы – с 31.12.2016 г. по 16.01.2017 г.
Весенние каникулы – с 27.03.2017 г. по 02.04.2017 г.
Летние каникулы – с 31.05.2017 г. по 31.08.2017 г.
Сроки проведения промежуточной аттестации:
23.05.2016 г.
Сроки проведения итоговой аттестации:
20.05.2017 г.
Условия реализации программы:
создание комфортной обстановки на занятиях, необходимой для проявления способностей каждого ребенка;
индивидуальный подход к воспитаннику с учетом его психологических и возрастных особенностей;
поддержка педагогом связи с родителями;
постоянная работа педагога по самообразованию, пополнение знаний в области педагогики, психологии, новых информационных технологий.
наличие материальной базы: кабинет истории, соответствующий требованиям материального и программного обеспечения;
кабинет оборудован согласно правилам пожарной безопасности, имеются в наличии наглядные пособия, раздаточный материал, презентации по темам занятий.
Учебно-тематический план программы
№ | Перечень разделов | Теория часы | Практика часы | Всего часы |
1. | Возникновение христианства на Руси | 1 | 1 | 2 |
2. | Житие святых – образец жизни православного христианина. | 9 | 4 | 13 |
3. | Новомученики и исповедники русской православной церкви ХХ века | 11 | 7 | 18 |
4. | Итоговое занятие. | 1 | 1 | 1 |
| Итого: | 22 | 13 | 35 |
Содержание учебно-тематического плана программы
№ | Перечень разделов, тем | Теория часы | Практика часы | Всего часы |
Возникновение христианства на Руси |
1. | Как христианство пришло на Русь. | 1 | - | 1 |
2. | Как изменилась жизнь Руси после принятия христианства. | - | 1 | 1 |
Житие святых – образец жизни православного христианина |
1. | Преподобный Сергий Радонежский. Детство Путь к святости. | 1 | - | 1 |
2. | Преподобный Сергий Радонежский – основоположник монастырской жизни. | 1 | - | 1 |
3. | Преподобный Сергий Радонежский и Куликовская битва. | - | 1 | 1 |
4. | Преподобный Серафим Саровский. Жизнь в суровых подвигах. | 1 | - | 1 |
5. | Преподобный Серафим Саровский. Предсказания о России. | - | 1 | 1 |
6. | Святитель Тихон Задонский. Общественная деятельность. | 1 | - | 1 |
7. | Святитель Тихон Задонский. Жизнь в уединении. | - | 1 | 1 |
8. | Святитель Митрофан Воронежский. Годы служения. | 1 | - | 1 |
9. | Святитель Феофан – затворник Вышенский – наш земляк. | 1 | - | 1 |
10. | Деятельность Святителя Феофана по духовному воспитанию юношества. | - | 1 | 1 |
11. | Святитель Феофан. Годы затворничества. | 1 | - | 1 |
12. | Святитель Иннокентий Херсонский. Елецкие корни. | 1 | - | 1 |
13. | Просветительская деятельность Святителя Иннокентия Херсонского. | 1 | - | 1 |
Новомученики и исповедники русской православной церкви ХХ века |
1. | Новомученики и священномученики. Годы гонений. | 1 | - | 1 |
2. | Священномученик Сергий (Зверев), архиепископ Елецкий. Годы служения. | 1 | - | 1 |
3. | Крестный путь исповедничества архиепископа Сергия Елецкого. Ссылки и последние годы жизни. | 1 | 1 | 2 |
4. | Священномученик Уар (Пётр Шмарин), епископ Липецкий. Семья и детские годы. | 1 | - | 1 |
5. | Священномученик Уар (Пётр Шмарин). Монашество и жизнь в ссылке. | 1 | 1 | 2 |
6. | Новомученики оптинские Василий, Трофим, Ферапонт. Оптинская Голгофа. | 1 | - | 1 |
7. | Жизнеописание иеромонаха Василия, новомученика Оптинского | 1 | 1 | 2 |
8. | Жизнеописание инока Трофима, новомученика Оптинского | 1 | 1 | 2 |
9. | Жизнеописание инока Ферапонта, новомученика Оптинского | 1 | 1 | 2 |
10. | Архимандрит Исакий (Виноградов): «Я рыцарь и монах». | 1 | 1 | 2 |
11. | Архимандрит Исакий (Виноградов): служение в Елецком Вознесенском соборе. | 1 | 1 | 2 |
Подведение итогов работы |
1. | Итоговое занятие. | 1 | 1 | 1 |
| Итого: | 22 | 13 | 35 |
Содержание программы
Тема 1. Возникновение христианства на Руси
Теория
Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите. Способы организации рабочего места.Как христианство пришло на Русь. Князь Владимир – Красное солнышко.
Практика
Как изменилась жизнь Руси после принятия христианства. Святая Русь.
Тема 2. Житие святых – образец жизни православного христианина.
Теория
Преподобный Сергий Радонежский. Детство. Трудности учения. Родители Кирилл и Мария. Путь к святости.
Преподобный Сергий Радонежский – основоположник монастырской жизни.
Практика
Преподобный Сергий Радонежский и Куликовская битва. Благословение на битву. Иноки Пересвет и Ослябя. Игумен Земли Русской.
Теория
Преподобный Серафим Саровский. Жизнь в суровых подвигах. Явление Пресвятой Богородицы Серафиму Саровскому.
Практика
Предсказания о России. Наставления преподобного Серафима.
Теория
Святитель Тихон Задонский. Общественная деятельность.
Практика
Жизнь в уединении.
Теория
Святитель Митрофан Воронежский. Годы служения.
Теория
Святитель Феофан-затворник Вышенский – наш земляк.
Годы затворничества.
Практика
Деятельность Святителя Феофана по духовному воспитанию юношества.
Теория
Святитель Иннокентий Херсонский. Елецкие корни.
Просветительская деятельность Иннокентия Херсонского.
Тема 3. Новомученики и исповедники русской православной церкви
ХХ века
Теория
Новомученики и священномученики. Годы гонений.
Священномученик Сергий (Зверев), архиепископ Елецкий. Годы служения. Крестный путь исповедничества.
Практика
Ссылки и последние годы жизни.
Теория
Священномученик Уар (Пётр Шмарин), епископ Липецкий. Семья и детские годы.
Практика
Монашество и жизнь в ссылке.
Теория
Новомученики оптинские Василий, Трофим, Ферапонт. Оптинская Голгофа.
Практика
Жизнеописание иеромонаха Василия.
Жизнеописание инока Трофима.
Жизнеописание инока Ферапонта.
Теория
Архимандрит Исакий (Виноградов): «Я рыцарь и монах».
Практика
Служение в Елецком Вознесенском соборе.
Тема 4. Итоговое занятие. Проектная деятельность.
Методическое обеспечение программы
Оборудование:
Методические материалы:
Электронные образовательные ресурсы:
Интернет-ресурсы:
Азбука веры (православная энциклопедия) http://azbyka.ru/;
ТВ Спас. Православный медиа- портал http://tvspas.ru/ ;
http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4872;
http://briefly.ru/_;
http://www.pravmir.ru/.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В результате реализации программы учащиеся должны
знать:
уметь:
создавать небольшие сочинения духовного содержания;
применять полученные знания в диалоге с окружающими людьми;
на основе полученного опыта делать сообщения, доклады по конкретной теме.
Методы определения результативности
1. Наблюдение за поведением ребенка, его деятельностью на занятиях кружка и во внеурочной деятельности.
2. Непосредственное общение с воспитанником (беседа, интервью), через которое по заранее продуманной программе можно получить информацию (мнение, суждение) непосредственно из уст ребенка.
3. Доверительный опрос с диагностической целью.
Список литературы
Для учителя:
А. Владимиров. Учебник жизни. М., «Дрофа», 2001.
А.Агапов. «Саров. Дивеево». Саров. 2006.
Б.К.Зайцев. Жизнь и житие Сергия Радонежского. М., 1991.
«В гости к батюшке Серафиму». Составить Сергей Фомин. Издательство «Паломник». 1997.
Мельникова, Т. А. Уроки нравственности на основе православного учения. Издательство «Школьная Пресса». М. 2009.
Для учащихся:
Медведева Н. С. День за днем: календарь школьника. Издательский Совет Руссой Православной Церкви. М. 2009.
Протоиерей Александр Соколов. Библия для детей. – С.-Пб.: Изд. «Голос», 1991.
Журнал «Епархиальный Благовест». Епархия Елецкая и Лебедянская – 2014 – 2016.
Журнал «Русский дом». – М.: Издательство «Русский дом», 2011 – 2016.
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ | Перечень разделов, тем | Количество часов | Практика часы | Всего часы |
Возникновение христианства на Руси |
2. | Как христианство пришло на Русь. | 1 | | |
3. | Как изменилась жизнь Руси после принятия христианства. | 1 | | |
Житие святых – образец жизни православного христианина |
4. | Преподобный Сергий Радонежский. Детство Путь к святости. | 1 | | |
5. | Преподобный Сергий Радонежский – основоположник монастырской жизни. | 1 | | |
6. | Преподобный Сергий Радонежский и Куликовская битва. | 1 | | |
7. | Преподобный Серафим Саровский. Жизнь в суровых подвигах. | 1 | | |
8. | Преподобный Серафим Саровский. Предсказания о России. | 1 | | |
9. | Святитель Тихон Задонский. Общественная деятельность. | 1 | | |
10. | Святитель Тихон Задонский. Жизнь в уединении. | 1 | | |
11. | Святитель Митрофан Воронежский. Годы служения. | 1 | | |
12. | Святитель Феофан – затворник Вышенский – наш земляк. | 1 | | |
13. | Деятельность Святителя Феофана по духовному воспитанию юношества. | 1 | | |
14. | Святитель Феофан. Годы затворничества. | 1 | | |
15. | Святитель Иннокентий Херсонский. Елецкие корни. | 1 | | |
16. | Просветительская деятельность Святителя Иннокентия Херсонского. | 1 | | |
Новомученики и исповедники русской православной церкви ХХ века |
17. | Новомученики и священномученики. Годы гонений. | 1 | | |
18. | Священномученик Сергий (Зверев), архиепископ Елецкий. Годы служения. | 1 | | |
19 20. | Крестный путь исповедничества архиепископа Сергия Елецкого. Ссылки и последние годы жизни. | 2 | | |
21. | Священномученик Уар (Пётр Шмарин), епископ Липецкий. Семья и детские годы. | 1 | | |
22 23. | Священномученик Уар (Пётр Шмарин). Монашество и жизнь в ссылке. | 2 | | |
24 | Новомученики оптинские Василий, Трофим, Ферапонт. Оптинская Голгофа. | 1 | | |
25 26. | Жизнеописание иеромонаха Василия, новомученика Оптинского | 2 | | |
27 28. | Жизнеописание инока Трофима, новомученика Оптинского | 2 | | |
29 30. | Жизнеописание инока Ферапонта, новомученика Оптинского | 2 | | |
31 32. | Архимандрит Исакий (Виноградов): «Я рыцарь и монах». | 2 | | |
33 34. | Архимандрит Исакий (Виноградов): служение в Елецком Вознесенском соборе. | 2 | | |
Подведение итогов работы |
35 | Итоговое занятие. Защита проекта. | 1 | | |
17