СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Святые заступники Руси»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа содержит материал о житии святых, считающихся покровителями России. В программу включен материал о российских новомучениках XX века. 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Святые заступники Руси»»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа поселка Солидарность

Елецкого муниципального района Липецкой области



Рассмотрена
на заседании методического
совета МБОУ СОШ п. Солидарность Протокол № ____ от _____________________

Председатель МС:

_________В.А. Авдеева


Принята решением педагогического совета МБОУ СОШ п. Солидарность Протокол № ______

от _____________________

Утверждена
приказом № ______ МБОУ СОШ п. Солидарность
от _____________________

Директор школы:

________ Т.И. Купавцева







Дополнительная общеразвивающая программа


социально-педагогической направленности


«Святые заступники Руси»



Автор программы:

Морева Наталия Анатольевна –

учитель I квалификационной категории





2016 -2017 учебный год



Возраст учащихся: 12 – 15 лет

Срок реализации программы: 1 год

Информационная карта

к дополнительной общеразвивающей программе


1

Полное название

«Святые заступники Руси»


2

Авторы программы

Морева Наталия Анатольевна,

учитель русского языка, литературы, основ православной культуры,

первая квалификационная категория

3

Дата создания

2016 год

4

Характеристика программы

модифицированная

5

Направление деятельности

социально-педагогическое

6

Сроки реализации

2016 – 2017 год

7

Возраст обучающихся

12 – 15 лет

8

Цель программы

  1. Создание условий для развития духовно-нравственных качеств личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях православной религиозной культуры.

9

Краткое содержание программы

1. Пояснительная записка

2. Учебно-тематический план

3. Содержание учебно-тематического плана

4. Содержание программы

5. Методическое обеспечение программы

6. Ожидаемые результаты

7. Литература

10

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы у учащихся будут сформированы понятия:

  • о житийном жанре духовной литературы.

Учащиеся усовершенствуют такие способы деятельности, как:

  • умения анализировать и раскрывать духовный мир жития святого;

  • опыт проектной и исследовательской деятельности по теме образовательной программы.

Выработают умения:

  • создавать небольшие сочинения духовного содержания;

  • понимать творения Святых Отцов;

  • на основе полученного опыта делать сообщения, доклады по конкретной теме.



  1. Пояснительная записка

Направленность программы

Программа «Святые заступники Руси» социально-педагогической ориентации направлена на возрождение лучших народных православных традиций, на развитие интереса детей к духовной литературе, их прикосновение к нравственным категориям русской православной культуры и воспитание патриотических чувств подрастающего поколения, и их готовности к социальной адаптации в обществе.


Актуальность программы

Среди огромного количества проблем современности наиболее актуальной является проблема сохранения духовно-нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Дети оказались социально и психологически самыми незащищёнными членами российского общества, охваченного системным кризисом: наркомания, сексуальная и поведенческая распущенность, нравственная деградация, преступность и самоубийства среди несовершеннолетних стали реальностью в России. В сложившейся ситуации школа обращается к духовно-нравственным традициям русского народа, пытаясь найти в них сдерживающие факторы, спасительные идеалы и положительные примеры для своих воспитанников.

Вид программы

авторская, в ней сочетаются различные формы работы, направленные на дополнение и углубление духовно-нравственных знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных особенностей.


Цель программы

  • Создать условия для развития духовно-нравственных качеств личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях православной религиозной культуры.

Задачи программы

  • Обучающие:

  • знакомство с историей возникновения и развития жития как жанра духовной литературы;

  • знакомство с агиографическим жанром древнерусской литературы;

  • изучение и понимание значимости житийных традиций древнерусской литературы;

  • изучение Жития Святых;

  • расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

  • пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории.

  • Развивающие:

  • развитие интереса к чтению и осмыслению духовной литературы;

  • развитие образного мышления учащихся;

  • духовно-нравственное развитие через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

  • творческое развитие учащихся на основе знаний об отечественной культуре и истории.

  • Воспитательные:

  • воспитание христианской добродетели и милосердия на примере Жития Святых;

  • воспитание трудолюбия и бескорыстия;

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни.

  • формирование целостного восприятия мира;

  • воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

  • формирование культуры общения;

  • предупреждение возможных тупиков личностного развития;

  • воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

  • выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций отечественной культуры;

  • воспитание патриотизма;

  • приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям.


Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью данной программы является то, что ребёнок имеет право изучать на свой выбор предложенные в программе произведения устного народного творчества, произведения житийной литературы и произведения святоотеческой литературы. Обязательными разделами остаются теоретические понятия о различных жанрах духовной литературы.


Возраст детей, на которых рассчитана программа

В реализации программы участвуют дети 10 – 13 лет.

Количество учащихся в 2016-2017 учебном году: 12 человек

Срок реализации программы - 1 год.


Формы и режим занятий

  • Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.

  • Всего – 35 часов за учебный год.


Формы занятий:

  • сообщение нового материала;

  • закрепление нового материала на практике;

  • беседы со священнослужителями;

  • утренники;

  • проектная деятельность;

  • консультации для родителей;

  • выставки совместного творчества детей, педагогов и родителей.

Традиции:

  • православные традиции в режимных моментах (молитва перед едой, молитва перед началом каждого дела);

  • отмечаются Дни Ангела детей (именины);

  • оформление православного уголка.


Формы учёта знаний, умений

Программа предполагает безотметочную систему.

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы:

  • тестовые материалы;

  • проектная деятельность;

  • кроссворды;

  • рисунки;

  • самоанализ и самооценка;

  • наблюдения.


Периодичность проведения промежуточной и итоговой аттестации.

Промежуточная аттестация проводится в конце декабря, итоговая аттестация – в конце мая.

Результативность обучения будет проверяться опросом, тестами, викторинами, интеллектуальными разминками.


Календарный учебный график

Начало учебного года 1 сентября 2016 г.

Окончание учебного года 30 мая 2017 г.

Начало учебных занятий 1450

Окончание учебных занятий 1535

Количество учебных недель в году- 35

Количество занятий в неделю – 1

Продолжительность занятия– 45 минут

Продолжительность учебных четвертей.

1 четверть – 01.09.2016 г.- 05.11.2016 г.

2 четверть – 14.11.2016 г. – 30.12.2016 г.

3 четверть – 16.01.2017 г. – 25.03.2017 г.

4 четверть – 03.04.2017 г. – 30.05.2017 г.

Каникулы.

Осенние каникулы – с 07.11.2016 г. по 13.11.2016 г.

Зимние каникулы – с 31.12.2016 г. по 16.01.2017 г.

Весенние каникулы – с 27.03.2017 г. по 02.04.2017 г.

Летние каникулы – с 31.05.2017 г. по 31.08.2017 г.

Сроки проведения промежуточной аттестации:

23.05.2016 г.

Сроки проведения итоговой аттестации:

20.05.2017 г.

Условия реализации программы:

  • создание комфортной обстановки на занятиях, необходимой для проявления способностей каждого ребенка;

  • индивидуальный подход к воспитаннику с учетом его психологических и возрастных особенностей;

  • поддержка педагогом связи с родителями;

  • постоянная работа педагога по самообразованию, пополнение знаний в области педагогики, психологии, новых информационных технологий.

  • наличие материальной базы: кабинет истории, соответствующий требованиям материального и программного обеспечения;

  • кабинет оборудован согласно правилам пожарной безопасности, имеются в наличии наглядные пособия, раздаточный материал, презентации по темам занятий.

  1. Учебно-тематический план программы

Перечень разделов

Теория часы

Практика часы

Всего часы

1.

Возникновение христианства на Руси

1

1

2

2.

Житие святых – образец жизни православного христианина.

9

4

13

3.

Новомученики и исповедники

русской православной церкви ХХ века

11

7

18

4.

Итоговое занятие.

1

1

1


Итого:

22

13

35

































  1. Содержание учебно-тематического плана программы

Перечень разделов, тем

Теория часы

Практика часы

Всего часы

  1. Возникновение христианства на Руси

1.

Как христианство пришло на Русь.

1

-

1

2.

Как изменилась жизнь Руси после принятия христианства.

-

1

1

  1. Житие святых – образец жизни православного христианина

1.

Преподобный Сергий Радонежский. Детство Путь к святости.

1

-

1

2.

Преподобный Сергий Радонежский – основоположник монастырской жизни.

1

-

1

3.

Преподобный Сергий Радонежский и Куликовская битва.

-

1

1

4.

Преподобный Серафим Саровский. Жизнь в суровых подвигах.

1

-

1

5.

Преподобный Серафим Саровский. Предсказания о России.

-

1

1

6.

Святитель Тихон Задонский. Общественная деятельность.

1

-

1

7.

Святитель Тихон Задонский. Жизнь в уединении.

-

1

1

8.

Святитель Митрофан Воронежский. Годы служения.

1

-

1

9.

Святитель Феофан – затворник Вышенский – наш земляк.

1

-

1

10.

Деятельность Святителя Феофана по духовному воспитанию юношества.

-

1

1

11.

Святитель Феофан. Годы затворничества.

1

-

1

12.

Святитель Иннокентий Херсонский. Елецкие корни.

1

-

1

13.

Просветительская деятельность Святителя Иннокентия Херсонского.

1

-

1

  1. Новомученики и исповедники

русской православной церкви ХХ века

1.

Новомученики и священномученики. Годы гонений.

1

-

1

2.

Священномученик Сергий (Зверев), архиепископ Елецкий. Годы служения.

1

-

1

3.

Крестный путь исповедничества архиепископа Сергия Елецкого. Ссылки и последние годы жизни.

1

1

2

4.

Священномученик Уар (Пётр Шмарин), епископ Липецкий. Семья и детские годы.

1

-

1

5.

Священномученик Уар (Пётр Шмарин). Монашество и жизнь в ссылке.

1

1

2

6.

Новомученики оптинские Василий, Трофим, Ферапонт. Оптинская Голгофа.

1

-

1

7.

Жизнеописание иеромонаха Василия, новомученика Оптинского

1

1

2

8.

Жизнеописание инока Трофима, новомученика Оптинского

1

1

2

9.

Жизнеописание инока Ферапонта, новомученика Оптинского

1

1

2

10.

Архимандрит Исакий (Виноградов): «Я рыцарь и монах».

1

1

2

11.

Архимандрит Исакий (Виноградов): служение в Елецком Вознесенском соборе.

1

1

2

  1. Подведение итогов работы

1.

Итоговое занятие.

1

1

1


Итого:

22

13

35





  1. Содержание программы

Тема 1. Возникновение христианства на Руси

Теория

Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите. Способы организации рабочего места.Как христианство пришло на Русь. Князь Владимир – Красное солнышко.

Практика

Как изменилась жизнь Руси после принятия христианства. Святая Русь.


Тема 2. Житие святых – образец жизни православного христианина.

Теория

Преподобный Сергий Радонежский. Детство. Трудности учения. Родители Кирилл и Мария. Путь к святости.

Преподобный Сергий Радонежский – основоположник монастырской жизни.

Практика

Преподобный Сергий Радонежский и Куликовская битва. Благословение на битву. Иноки Пересвет и Ослябя. Игумен Земли Русской.


Теория

Преподобный Серафим Саровский. Жизнь в суровых подвигах. Явление Пресвятой Богородицы Серафиму Саровскому.

Практика

Предсказания о России. Наставления преподобного Серафима.


Теория

Святитель Тихон Задонский. Общественная деятельность.

Практика

Жизнь в уединении.


Теория

Святитель Митрофан Воронежский. Годы служения.


Теория

Святитель Феофан-затворник Вышенский – наш земляк.

Годы затворничества.

Практика

Деятельность Святителя Феофана по духовному воспитанию юношества.


Теория

Святитель Иннокентий Херсонский. Елецкие корни.

Просветительская деятельность Иннокентия Херсонского.


Тема 3. Новомученики и исповедники русской православной церкви

ХХ века

Теория

Новомученики и священномученики. Годы гонений.

Священномученик Сергий (Зверев), архиепископ Елецкий. Годы служения. Крестный путь исповедничества.

Практика

Ссылки и последние годы жизни.


Теория

Священномученик Уар (Пётр Шмарин), епископ Липецкий. Семья и детские годы.

Практика

Монашество и жизнь в ссылке.


Теория

Новомученики оптинские Василий, Трофим, Ферапонт. Оптинская Голгофа.

Практика

Жизнеописание иеромонаха Василия.

Жизнеописание инока Трофима.

Жизнеописание инока Ферапонта.


Теория

Архимандрит Исакий (Виноградов): «Я рыцарь и монах».

Практика

Служение в Елецком Вознесенском соборе.



Тема 4. Итоговое занятие. Проектная деятельность.










  1. Методическое обеспечение программы

Оборудование:

  • компьютер;

  • мультимедийная приставка;

  • принтер.


Методические материалы:

  • конспекты занятий;

  • диагностические тесты;

  • конспекты лекций и бесед;

  • задания для викторины.


Электронные образовательные ресурсы:

  • презентации учебного материала;

  • пособия электронной школы «Кирилл и Мефодий».


Интернет-ресурсы:

  • Азбука веры (православная энциклопедия) http://azbyka.ru/;

  • ТВ Спас. Православный медиа- портал http://tvspas.ru/ ;

  • http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4872;

  • http://briefly.ru/_;

  • http://www.pravmir.ru/.
















  1. Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

В результате реализации программы учащиеся должны

знать:

  • историю возникновения жития как жанра духовной литературы;

  • краткую историю Жития Святых;


уметь:

  • создавать небольшие сочинения духовного содержания;

  • применять полученные знания в диалоге с окружающими людьми;

  • на основе полученного опыта делать сообщения, доклады по конкретной теме.


Методы определения результативности

1. Наблюдение за поведением ребенка, его деятельностью на занятиях кружка и во внеурочной деятельности.

2. Непосредственное общение с воспитанником (беседа, интервью), через которое по заранее продуманной программе можно получить информацию (мнение, суждение) непосредственно из уст ребенка.

3. Доверительный опрос с диагностической целью.

























  1. Список литературы

Для учителя:

  1. А. Владимиров. Учебник жизни.  М., «Дрофа», 2001.

  2. А.Агапов. «Саров. Дивеево». Саров. 2006.

  3. Б.К.Зайцев. Жизнь и житие Сергия Радонежского. М., 1991.

  4. «В гости к батюшке Серафиму». Составить Сергей Фомин. Издательство «Паломник». 1997.

  5. Мельникова, Т. А. Уроки нравственности на основе православного учения. Издательство «Школьная Пресса». М. 2009.



Для учащихся:

  1. Медведева Н. С. День за днем: календарь школьника. Издательский Совет Руссой Православной Церкви. М. 2009.

  2. Протоиерей Александр Соколов. Библия для детей. – С.-Пб.: Изд. «Голос», 1991.

  3. Журнал «Епархиальный Благовест». Епархия Елецкая и Лебедянская – 2014 – 2016.

  4. Журнал «Русский дом». – М.: Издательство «Русский дом», 2011 – 2016.

























Приложение

Календарно-тематическое планирование

Перечень разделов, тем

Количество часов

Практика часы

Всего часы

  1. Возникновение христианства на Руси

2.

Как христианство пришло на Русь.

1



3.

Как изменилась жизнь Руси после принятия христианства.

1



  1. Житие святых – образец жизни православного христианина

4.

Преподобный Сергий Радонежский. Детство Путь к святости.

1



5.

Преподобный Сергий Радонежский – основоположник монастырской жизни.

1



6.

Преподобный Сергий Радонежский и Куликовская битва.

1



7.

Преподобный Серафим Саровский. Жизнь в суровых подвигах.

1



8.

Преподобный Серафим Саровский. Предсказания о России.

1



9.

Святитель Тихон Задонский. Общественная деятельность.

1



10.

Святитель Тихон Задонский. Жизнь в уединении.

1



11.

Святитель Митрофан Воронежский. Годы служения.

1



12.

Святитель Феофан – затворник Вышенский – наш земляк.

1



13.

Деятельность Святителя Феофана по духовному воспитанию юношества.

1



14.

Святитель Феофан. Годы затворничества.

1



15.

Святитель Иннокентий Херсонский. Елецкие корни.

1



16.

Просветительская деятельность Святителя Иннокентия Херсонского.

1



  1. Новомученики и исповедники

русской православной церкви ХХ века

17.

Новомученики и священномученики. Годы гонений.

1



18.

Священномученик Сергий (Зверев), архиепископ Елецкий. Годы служения.

1



19

20.

Крестный путь исповедничества архиепископа Сергия Елецкого. Ссылки и последние годы жизни.

2



21.

Священномученик Уар (Пётр Шмарин), епископ Липецкий. Семья и детские годы.

1



22

23.

Священномученик Уар (Пётр Шмарин). Монашество и жизнь в ссылке.

2



24

Новомученики оптинские Василий, Трофим, Ферапонт. Оптинская Голгофа.

1



25

26.

Жизнеописание иеромонаха Василия, новомученика Оптинского

2



27

28.

Жизнеописание инока Трофима, новомученика Оптинского

2



29

30.

Жизнеописание инока Ферапонта, новомученика Оптинского

2



31

32.

Архимандрит Исакий (Виноградов): «Я рыцарь и монах».

2



33

34.

Архимандрит Исакий (Виноградов): служение в Елецком Вознесенском соборе.

2



  1. Подведение итогов работы

35

Итоговое занятие. Защита проекта.

1





17




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!