СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа "Доверие"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Основное предназначение программы - коррекция нарушений  развития и социальной адаптации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение развития и опорно-двигательной системы), через художественное творчество. В её содержание включены виды изобразительного творчества, среди которых много инновационных техник, способствующих развитию координации движения, речи, психических процессов.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа "Доверие"»

Отдел образования администрации Инжавинского района


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Инжавинский районный цент дополнительного образования «Радуга»






Рекомендована к утверждению Утверждена

методическим советом МБОУ ДО директором МБОУ ДО

«ИРЦДО «Радуга» «ИРЦДО «Радуга»

протокол № 1 от 30.08.2017г. Директор __________Т.В. Трухина

Приказ № 33 от 31.08. 2017 г.





Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

«Доверие»

(для индивидуального обучения детей

с ограниченными возможностями здоровья)

Возраст обучающихся: 10 – 16 лет,

Срок реализации 3 года



Составители:

Лакеева Надежда Александровна,

методист

Трубицына Наталья Геннадьевна,

педагог дополнительного образования


Инжавино

2017 г.

Информационная карта

общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного

образования детей


Учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Инжавинский

районный центр дополнительного образования «Радуга»

р.п. Инжавино, Тамбовской области.

Название программы: «Доверие».

Фамилия, имя, отечество составителя: Надежда Александровна Лакеева,

методист

Наталья Геннадьевна Трубицына

педагог дополнительного образования

Сведения о программе:

Нормативная база: Закон РФ «Об образовании» № 68 от 10.07 2012г. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.06. 2003 г., Положение об учреждениях дополнительного образования № 504 от 26.06.2012г. Концепция развития дополнительного образования детей РФ от 04.09.2014 г.№1726-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Тамбовской области на 2015 – 2020 годы. Устав МБОУ ДО «Инжавинский районный центр дополнительного образования «Радуга» утвержденный постановлением администрации Инжавинского района от 22.12.2015г. №993. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Минобрнауки России от 18.11.2015 г.

Область применения: дополнительное образование детей (для индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья)

Направленность: художественная

Тип программы: модифицированная

Вид программы: общеобразовательная (общеразвивающая)

Продолжительность освоения программы: 3 год.

Возрастной диапазон освоения программы: -10 - 16 лет.

Уровень освоения: базовый

Форма организации образовательного процесса: индивидуальная.


Экспертиза программы и положительное заключение на ее утверждение проведены на заседании методического совета МБОУ ДО «Инжавинский РЦДО «Радуга» протокол № 1 от 29.08.2014.г. Утверждена программа директором приказ № 27 от 01.09.2014 г.

Переутверждение программы, в связи приведением её в соответствие с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ, 2015 г. проведены на заседании методического совета МБОУ ДО «ИРЦДО «Радуга» протокол №1 от 30.08.2017 г. Утверждена программа директором приказ № 33 от 31.08.2017 г.

Пояснительная записка


Программа «Доверие» художественной направленности. При её разработке использовались программы школьного курса по изобразительной деятельности, программы дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству различных авторов, педагогический опыт и результаты практической деятельности составителей.

Программа «Доверие» составлена для индивидуального обучения детей среднего школьного возраста, с ограниченными возможностями здоровья и носит образовательный характер. Срок реализации 3 года.

Актуальность. В нашем районе (как и по стране в целом) численность детей с ограниченными возможностями здоровья растёт ежегодно и составляет уже более 50. Из них около половины обучаются на дому. Зачастую дети данной категории и их родители остаются наедине со своими проблемами, в социальной изоляции, что неизбежно приводит их к социальной дезадаптации в обществе.

Основное предназначение данной программы - обучение детей с ОВЗ основам изобразительного и декоративно-прикладного творчества, содействие коррекции нарушений развития и социальной адаптации в обществе.

Реализация программы предусматривает создание в учреждении дополнительного образования условий для организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ. Это отвечает развитию образования в России, соответствует ст.5. п.5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Каждый  вид  изобразительной  деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

Освоение программы предполагает постепенное и не навязчивое вовлечение детей с ОВЗ в общественную творческую жизнь, через практическую деятельность, массовые мероприятия и конкурсное движение. Всё это способствует развитию чувства значимости и собственного достоинства, самореализации и самоутверждению. Создаёт предпосылки для дальнейшей социального развития и востребованности в нашем обществе детей данной категории.

Новизна и отличительные особенности. Данная программа является адаптированной к особенностям индивидуального образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением речевого развития и опорно-двигательной системы) среднего школьного возраста.

Содержание программы (все разделы) и формы её реализация направлены на развитие мелкой моторики рук и сенсорных окончаний пальчиков. Это одна из важнейших задач развития ребёнка с данными особенностями здоровья, так как она способствует развитию координации движений, речи, умственных способностей. Вследствие чего занятия по данной программе способствуют и лучшему освоению различных школьных учебных дисциплин.

Программ является интегрированным курсом, который включает в себя различные виды изобразительного творчества: рисование кистью, карандашом, пальчиками; рисование пластилином; декоративная лепка; работа с полимерной глиной; тестопластика, которые тесно связаны между собой и дополняющих друг друга в течение всего учебного курса и предусматривает работу в инновационных техниках.

Цель программы: освоение детьми, с ограниченными возможностями здоровья различных видов, техник рисования и лепки; развитие творческих способностей и мелкой моторики рук, через воспитание интереса к художественному творчеству; содействие социализации в обществе.

Содержание программы. Особенности и условия её реализации.

Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к художественному творчеству.

В основу программы индивидуального образовательного маршрута легли следующие положения:

  • Вариативность образовательной программы;

  • Гибкость в подборе материала в связи с индивидуальными возможностями детей;

  • Баланс теоретических знаний и практических умений и навыков, приобретённых в процессе обучения.

Программа рассчитана на 3 года обучения и ориентирована на индивидуальные занятия с детьми, с ограниченными возможностями здоровья, в возрасте 10 – 16 лет. Время на обучение - 72 ч. ежегодно. Режим занятий – 2 раза в неделю по 45 минут.

Образовательная программа представляет собой комплекс занятий, включающих в себя изучение: акварели и основных композиционных приёмов; технологии декоративной лепки «дымка»; техники работы с солёным тестом; техники работы с полимерной глиной и нетрадиционной техникой - монотопия.

Программа носит преемственный характер. Практические занятия составляют большую часть программы по всем разделам и темам. В течение года последовательно рассматривается каждая тема, как ведущая. Занятия по акварели, лепке из пластилина, солёного теста проводятся по блокам (циклам). На протяжении нескольких занятий дети обучаются навыкам работы с одним видом материала, либо с красками, либо с пластилином или с солёным тестом. Каждое последующее занятие имеет более высокую степень сложности. Подобное использование принципа цикличности способствует более успешному освоению и закреплению умений и навыков детей в данном виде деятельности.

Реализация данной программы предусматривает: овладение детьми навыками зрительно-двигательной координации; развитие навыков работы с разнообразными инструментами - кисть, карандаш, стеки и материалами - бумага, картон, пластилин, тесто; овладение умениями и навыками работы в различных техниках; приобщение детей к народному творчеству; стимулирование положительного отношения к труду; воспитание аккуратности и самоконтроля. А самое главное программа направлена на адаптацию и социализацию, в современном обществе, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Принципы построения программы:

- от простого к сложному;

- связь знаний, умений с жизнью, с практикой;

- доступность;

- системность знаний;

- воспитывающая и развивающая направленность;

- всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков;

- активность и самостоятельность;

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

Формы и методы организации образовательного процесса.

Для создания устойчивого интереса к изобразительной деятельности используются следующие формы организации занятий: традиционное, комбинированное, практическое занятие; занятие – путешествие; занятие – игра; творческая мастерская; выставка.

При проведении занятий используются различные методы обучения: вначале словесный (рассказ) обязательно с проблемной ситуацией, затем с просьбой или проблемой, решить которую можно, нарисовав рисунок или вылепить какой либо образ.

После игрового момента используются наглядные методы обучения, педагог показывает образцы работ.

Далее используются практические методы обучения. Перед началом практической работы проводятся специальные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук и пальчиков:

- с использованием специальных подушечек, для разминания пальчиков;

- дети рисуют в воздухе, повторяя за педагогом, линии различного характера, геометрические фигуры и т.д.

- упражнения на листе бумаги, где дети тренируются в рисовании левой рукой. Эта работа направлена не только на развитие ручной умелости, но и на развитие правого полушария головного мозга, которое отвечает за развитие творческих способностей.

На занятиях также используется методы: наблюдения, проблемного обучения, игровой, проектный, а так же психологические и социологические.

Во время самостоятельной работы ребёнка используются методы, стимулирующие творческую активность: поощрение, одобрительные высказывания, помощь и т.д.

Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов

На занятиях применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических упражнений и творческих заданий. В течение трёх лет ведётся индивидуальное педагогическое наблюдение за речевым, физическим и творческим развитием ребёнка. Подведение итогов по тематическим разделам проводится в форме творческой работы по определённому заданию, авторской творческой работе по самостоятельному эскизу. В начале учебного года и в конце проводится диагностика личностного развития ребёнка, с помощью тестирования. Данные заносятся в карту.

Итоговая аттестация проводится: в форме самостоятельной творческой работы (1 – й год); в форме индивидуальной творческой выставки (2 – й год); в форме защиты творческого проекта (3 – й год). Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса детей к искусству, к занятиям по программе; их участие в конкурсах различного уровня и в мероприятиях районного центра дополнительного образования «Радуга».

Ожидаемые результаты:

Программа «Доверие» поможет развить ребёнку с ограниченными возможностями здоровья мелкую моторику рук и пальчиков, сформировать творческое и образное мышление; развить память, мышление, внимание, воображение, фантазию, творческие способности; получить навыки полноценного общения, дальнейшего социального развития в нашем обществе.

Личностные результаты:

- сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления, наблюдательности и фантазии; доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

- сформированность эстетических потребностей в общении с искусством, природой; творческого отношения к окружающему миру; потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

- овладение начальными навыками адаптации, социализации в современном мире;

- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- умение адекватно самостоятельно обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения и вносить необходимые коррективы;

- овладение умением творческого видения – умением сравнивать, выделять главное, обобщать;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные:

- формировать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности;

- овладение навыками совместной творческой работы и общения с педагогом, со сверстниками и взрослыми.

- готовность слушать собеседника и вести диалог.

Познавательные:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Предметные результаты (смотри в содержании, по годам обучения).

Освоения учебного материала по программе отслеживаю по трём уровням:

Высокий уровень: учащийся может применять полученные знания в нестандартной ситуации и успешно осваивает более 70 % содержания учебного материала.

Средний уровень: применяет знания в знакомой ситуации, действует по четко обо­значенным правилам, применяет знания на основе обобщенного алгоритма, умеет ана­лизировать ситуацию, делать выводы, про­водить рефлексию собственных действий и успешно осваивает от 50 % до 70 % содер­жания программы.

Низкий уровень: материал усваивает на уровне запоминания и воспроизводит по образцу и инструкции. Успешно осваивает программный материал менее 50 %.

За единицу измерения взяли самостоя­тельность.

Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком диагностических про­цедур.

Динамику личностного развития детей отслеживаю по следующим направлениям. Каждое направление это соответствующий блок личностных качеств:

  • организационно-волевые качества (тер­пение, воля, самоконтроль);

  • ориентационные свойства личности (са­мооценка, интерес к занятиям, творческий потенциал);

  • поведенческие характеристики (тип со­трудничества, конфликтность).

Ресурсное обеспечение

Материально – техническое обеспечение программы

У каждого обучающегося есть место за столом и набор необходимых инструментов и материалов: палитра; краски гуашевые и акварельные (6 цветов); грунтовка (водоэмульсионная краска); кисти беличьи № 1, 2, 3,5; кисти колонковые № 1, 2, 3, 4; карандаши простые; карандаши цветные; ластик, набор бумаги; альбом для рисования; наждачная бумага; инструменты; фанера, мука, соль, клей, полимерная глина, стеки.

Кабинет оборудован шкафами для хранения материалов, незаконченных изделий, оборудования, методической литературы и образцов изделий. В кабинете имеется доска, компьютер.

Программно-дидактико-методическое обеспечение

Наглядно-дидактический материал по темам программы. Разработки учебных занятий, мастер – классов, методические рекомендации, специальная литература, наглядные пособия, разработки бесед, плакаты.

Санитарно-гигиенические требования

Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет хорошо освящён и периодически проветривается.




































Первый год обучения

Задачи

Обучающие:

- освоить вид техники работы с полимерной глины;

- познакомить с историей возникновения полимерной глины - пластики;

- освоить приёмы работы с инструментами;

- научить основам художественной грамотности;

- научить основам цветоведения;

- научить элементарным композиционным приёмам;

- познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.

Воспитательные:

- содействовать воспитанию волевые качеств, усидчивости;

- содействовать трудовому, эстетическому воспитанию;

- воспитывать интерес к народному искусству, через развитие творческих способностей

Развивающие:

- способствовать развитию познавательных процессов: концентрации и устойчивости внимания, зрительной и тактильной памяти, мелкой моторики рук и развитию речи.

Учебно – тематический план


Наименование тем и разделов

Количество часов

Формы контроля и аттестации


всего

теория

практика

Раздел I. «Волшебная кисть»


Введение в программу

1

1

-

Тестирование, анкетирование. Беседа, опрос, выставка, участия в конкурсах,

Наблюдение,

самостоятельная творческая работа

1.1.

Свойства красок

4

1

3

1.2.

Тёплые и холодные цвета

2

0,5

1,5

1.3

Знакомство с красками и их применение

4

1

3

1.4.

Техника выполнения различных линий

6

2

4

1.5.

Орнамент

2

0,5

1,5

1.6.

Композиция

2

0,5

1,5



21

6,5

14,5


Раздел II. «Техника выполнения пластилином на стекле»

2.1

Основные приёмы лепки.

2


0,5

1,5

Практические занятия

Беседа, опрос, выставка, участия в конкурсах

Наблюдение

самостоятельная творческая работа

2.2

Перенесение рисунка на стекло

2

0,5

1,5

2.3

Простые приёмы лепки пластилином

2

0,5

1,5

2.4

Сюжетные композиции лепки из пластилина на стекле

6

1

5



12

2,5

9,5

Раздел III. Работа с полимерной глиной (основы знаний)

3.1.

Азбука полимерной глины

2

0,5

1,5

Опрос, выставка, участия в конкурсах,

Наблюдение, беседа,

самостоятельная творческая работа

3.2.

Знакомство с запекаемой полимерной глиной

2

0,5

1,5

3.3

Основные техники работы с полимерной глиной

14

3,5

10,5

3.4

Оформление работы

4

1

3



22

5,5

16,5


Раздел IV. «Декоративная лепка»

4.1

Знакомство с декоративной лепкой

« Дымка»

1

-

1

Наблюдение, практическое контрольное задание. Беседа, опрос, участие в конкурсах, самостоятельная творческая работа.

Индивидуальная творческая выставка

4.2

Лепка и роспись простейших игрушек

3

1

2

4.3

Узоры и орнаменты

в Дымке

3

1

2

4.4

Техника лепки и росписи птиц

4

1

3

4.5

Сюжетная композиция

4

1

3

4.6

Итоговое занятие

2

-

2



17

4

13



Итого: 72 часа

72

18,5

53,5



Содержание программы

1 год обучения


Раздел I. «Волшебная кисть»

Введение в программу

Теория: Правила поведения на занятиях. Знакомство с программой. Беседа о народном творчестве, о различных видах и техниках изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. Цель и задачи программы. Учебный план первого года обучения. Основные формы работ. Правила техники безопасности. Организационные вопросы.

Практическая работа: Тестирование. Диагностика уровня ЗУН, степени развития и социализации.


Тема 1.1. Свойства красок

Теория: Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов. Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).

Практическая работа. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».


Тема 1.2. Тёплые и холодные цвета

Теория: Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.

Практическая работа. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».


Тема 1.3. Знакомство с красками и их применение

Теория: Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).

Практическая работа.

Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман».


Тема 1.4. Техника выполнения различных линий

Теория: Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый,

прыгучий).

Практическая работа. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».


Тема 1.5. Орнамент

Теория: Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо - превращения (растительные и геометрические орнаменты).

Практическая работа. Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды».


Тема 1.6. Композиция

Теория: Выполнение творческих работ гуашью или акварелью, объяснения материала идущего под украшение.

Практическая работа. Выполнение задания сувенирных открыток.


Раздел II. «Техника выполнения пластилином на стекле »

Тема 2.1. Основные приёмы лепки

Теория: Основные приёмы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, прищипывание)

Поделки из мелких деталей с применением приёмов лепки.

Практическая работа. Изготовление изделий по замыслу детей.


Тема 2.2. Перенесение рисунка на стекло

Теория: знакомство с последовательностью перенесения рисунка на стекло.

Практическая работа: самостоятельная работа по перенесению рисунка на стекло.


Тема 2.3. Простые приёмы лепки пластилином

Теория: Повторение ранее изученных приёмами лепки на стекле. Практическая работа: выполнение самостоятельной работы с простыми приёмами лепки на стекле.


Тема 2.4. Сюжетные композиции лепки из пластилина на стекле

Теория: Последовательность и правила создания сюжетных композиций из пластилина на стекле.

Практическая работа: Самостоятельное выполнение творческой работы на выбор.


Раздел III. «Работа с полимерной глиной»

Тема 3.1.Азбука полимерной глины

Теория: Знакомство с полимерной глиной. Основные секреты работы с глиной.

Практическая работа: создание бусин и собирание их как единое целое (бижутерия).

Тема 3.2. Знакомство с запекаемой полимерной глиной

Теория: Знакомятся с техникой выполнения мелких деталей (листок, апельсин, ромашка).

Практическая работа: упражнения на освоение основных способов сложения мелких деталей, выполнение мелких деталей из полимерной глины.


Тема 3.3. Основные техники работы с полимерной глиной

Теория: Знакомство с основными способами и приёмами лепки, применение их на изделиях (бабочка, брошь, кулон).

Практическая работа: лепка украшений с применением основных техник работы из полимерной глины.


Тема 3.4. Оформление работы

Теория: Порядок и правила оформления творческой работы.

Практическая работа. Самостоятельное оформление творческой работы


Раздел IV. «Декоративная лепка Дымка»

Тема 4.1. Знакомство с декоративной лепкой « Дымка»

Теория: Рассказ об истории Дымковской игрушке. Показ репродукций о народном искусстве.

Практическая работа: выполнение рисунков и пробные упражнения из пластилина лепки игрушек.


Тема 4.2. Лепка и роспись простейших игрушек

Теория: Рассказ о способах и приёмах лепки. Беседа о росписи Дымковских игрушек.

Практическая работа: выполнение приёмов лепки: раскатывание, сплющивание, оттягивание, передача в лепке фигуры дымковской игрушки.

Покрытие вылепленного изделия (грунтовкой - водоэмульсионной краской), выполнение карандашного эскиза своей игрушки на листе бумаги.


Тема 4.3. Узоры и орнаменты в Дымке

Теория: Рассказ «Дымковские узоры».

Практическая работа. Выполнение узоров в цвете на листе бумаги и применение этих узоров для своего эскиза к будущей игрушке.


Тема 4.4. Техника лепки и росписи птиц

Теория: Порядок и особенности лепки птиц (петушка, голубя, сороку). Передача выразительных особенностей, через украшение уже готовых игрушек узором гуашевыми красками.

Практическая работа. Лепка дымковской игрушки. Покрытие игрушки белым грунтом (водоэмульсионная краска). Роспись игрушек дымковским узором.


Тема 4.5. Сюжетная композиция

Теория: Рассказ «Композиция и её применение в росписи»

Практическая работа. Составление узора на выбор для сюжетной композиции на бумаге из различных дымковских элементов.


Тема 4.6. Итоговое занятие

Теория: Беседа о выборе творческой работы и её последовательности выполнения.

Практическая работа. Самостоятельная работа по созданию творческой работы: рисование и лепка из пластилина на стекле (на выбор).


Предметные результаты:

после 1 года обучения

ребёнок будет знать:

- правила техники безопасности при работе с инструментами (карандашами, кистями и режущими предметами);

- о разнообразии красок и их применении;

- начальные сведения по композиции;

- знать способы и приёмы лепки из пластилина;

- знать историю Дымковской игрушки.

- знать способы и приёмы лепки дымковской игрушки с последующим раскрашиванием;

ребёнок будет уметь:

- уметь работать по шаблонам;

- уметь пользоваться и применять спектр красок для творчества;

- уметь лепить из пластилина и применять способы и приёмы лепки для дымковских игрушек;

- уметь применять способы и приёмы лепки из пластилина для игрушек.

- уметь эстетически оформлять работу.


Второй год обучения

Задачи

Обучающие:

- обучить последовательности создания творческих работ на основе собственных замыслов;

- познакомить с основными знаниями законов композиции;

- познакомить со способами и приёмами выполнения дымковской игрушки.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию любви к изобразительному искусству и окружающему миру;

- способствовать воспитанию нравственных качеств личности: доброты, справедливости; милосердия и т.д.;

Развивающие:

- содействовать развитию мелкой моторики рук, воображения, наблюдательности и усидчивости; интереса к декоративно-прикладному искусству.

Учебно – тематический план


Наименование тем и разделов

Количество часов

Формы

контроля и аттестации

всего

теория

практика

Раздел I. «Волшебная кисть»

1.1

Геометрические узоры (из кругов и треугольников).

4

0,5

3,5

Тестирование, анкетирование. Беседа, опрос, выставка, участия в конкурсах,

Наблюдение,

самостоятельная творческая работа

1.2

Техника рисования простых и сложных линий акварельными красками

8

2

6

1.3

Техника выполнения орнамента в цвете.

4

1

3



16

3,5

12,5

Раздел II. «Техника выполнения пластилином на стекле»

2.1

Техника работы с пластилином.

6

1

5

Практические занятия

Беседа, опрос, выставка, участия в конкурсах

Наблюдение

самостоятельная творческая работа

2.2

Технология выполнения предметов сложной формы на стекле.

4

1

3

2.3

Технология выполнения композиции из пластилина

10

3

7

2.4

Оформление работ

4

1

3



24

6

18

Раздел III. Работа с полимерной глиной (основы знаний)

3.1

Техника выполнения кулинарных миниатюр

4

1

3

Опрос, выставка, участия в конкурсах,

Наблюдение, беседа,

самостоятельная творческая работа

3.2

Технология изготовления мелких деталей для панно.

12

3

9

3.3

Техника составления композиции и оформление работ.

6

1

5



22

5

17


Раздел IV. «Дымковская игрушка»

4.1

Способы и приёмы лепки дымковской игрушки

4

0,5

3,5

Наблюдение, практическое контрольное задание. Беседа, опрос, участие в конкурсах, самостоятельная творческая работ.

Индивидуальная творческая выставка

4.2

Технология выполнения росписи и окончательной отделки дымковской игрушки

4

0,5

3,5

4.3

Итоговое занятие

2

-

2



10

1

9



Итого: 72 часа

72

15,5

56,5





Содержание программы

2 год обучения


Раздел I. «Волшебная кисть»
Тема 1.1. Геометрические узоры (из кругов и треугольников)

Теория: Основные законы композиции. Выбор главного композиционного центра. Геометрические фигуры – круг, треугольник. Техника выполнения геометрических узоров на плоскости.

Практическая работа. Упражнения на заполнение свободного пространства на листе, отображения пропорций, конструктивного строения, объёма, освещённости цвета предметов.


Тема: 1.2. Техника рисования простых и сложных линий

акварельными красками

Теория: Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с отдельными композициями выдающихся художников. Беседа «Красота природы осенью». Наблюдения в окружающем мире. Анализ, сравнение, обобщение.

Практическая работа. Рисование с натуры простых и сложных листьев в цвете.


Тема:1.3. Техника выполнения орнамента в цвете

Теория: Виды орнаментов: бесконечный, ленточный и др.

Законы построения орнаментов: симметрия, чередование элементов. Цветовое решение в построение орнамента.

Практическая работа. Самостоятельное составление орнаментов в полосе, прямоугольнике, круге из форм растительного и животного мира, а также из геометрических фигур, на основе декоративной переработке форм растительного и животного мира. Ведение наблюдений в окружающем мире. Анализ, сравнение, обобщение и передача их типичных черт растительного и животного мира в рисунке.


Раздел II. «Техника выполнения пластилином на стекле»

Тема 2.1. Техника работы с пластилином

Теория: Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских художников: И.И.Левитан, И.И.Шишкин. Отражение в живописных произведениях отношения к природе. Беседа о красоте природы, о любви к Родине, об ответственности каждого за растительный животный мир Земли.

Практическая работа. Выполнение практической работы: лепка листьев, цветов, птиц из пластилина.


Тема 2.2. Технология выполнения предметов сложной формы

на стекле

Теория: Особенности работы с пластилином, правила лепки. Последовательность лепки птиц по памяти и представлению.

Практическая работа. Самостоятельная лепка птиц по памяти и представлению.


Тема 2.3. Технология выполнения композиции из пластилина

Теория: Последовательность лепки в изображении предметов сложной, объёмной формы. Способы и приёмы лепки, в зависимости от сложности композиции.

Практическая работа. Лепка корзины с грибами и овощами или других композиций, с открыток, журналов, книг.


Тема 2.4. Оформление работы

Теория: Повторение основных приёмов лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, прищипывание). Порядок оформления творческой работы.

Практическая работа. Изготовление изделий по замыслу обучающих. Поделки из мелких объёмных деталей с применением способов и приёмов лепки из пластилина. Оформление творческой работы под руководством педагога. Изготовление рамки.


Раздел III. «Работа с полимерной глиной»

Тема 3.1. Техника выполнения кулинарных миниатюр

Теория: Свойства и особенности полимерной глины. Знакомство с основными секретами работы с глиной. Технология выполнения из глины мелкой миниатюры.

Практическая работа. Изготовление кулинарных изделий, мелкой миниатюры из полимерной глины.


Тема 3.2. Технология изготовления мелких деталей для панно

Теория: Способы и приёмы лепки мелких деталей, применяемых для изготовления панно.

Практическая работа. Самостоятельное изготовление цветов, фруктов в уменьшенной форме из полимерной глины.


Тема 3.3.Техника составления композиции и оформление работ

Теория: Технология составления композиции. Выбор и составление эскиза для будущего панно на бумаге карандашом.

Практическая работа. Самостоятельное выполнение эскиза на бумаге карандашом. Составление панно из полимерной глины.


Раздел IV. «Дымковская игрушка»

Тема 4.1. Способы и приёмы лепки дымковской игрушки

Теория: Повторение и углубление изученного материала о способах и приёмах лепки дымковской игрушки.

Практическая работа. Самостоятельная лепка деталей фигурок из отдельных кусочков пластилина, затем плавное соединение их с помощью примазывания.


Тема 4.2. Технология выполнения росписи и окончательной отделки дымковской игрушки

Теория: Последовательность подготовки дымковской игрушки под роспись-грунтование. Технология окончательной отделки дымковской игрушки.

Практическая работа. Самостоятельная работа. Грунтовка готового изделия, роспись дымковской игрушки, покрытие игрушки лаком.


Тема 4.3. Итоговое занятие

Теория: Беседа, тестирование.

Практическая работа. Выполнение творческой самостоятельной работы, лепка из пластилина на стекле или лепка дымковской игрушки (на выбор). Оформление индивидуальной творческой выставки.


Предметные результаты

после 2 года обучения

ребёнок будет знать:

- цветовую гамму;

- знать виды орнамента;

- знать способы лепки дымковской игрушки;

- знать о разнообразии дымковского узора;

- знать о последовательности выполнения лепки дымковской игрушки с её последующим раскрашиванием;

- знать историю тесто – пластики и её приёмы лепки;

ребёнок будет уметь:

- уметь самостоятельно оформлять работу;

- уметь составлять композиции из полимерной глины;

- уметь изготавливать из полимерной глины фрукты и цветы;

- уметь применять способы и приёмы лепки;

- уметь организовывать свои персональные выставки.












Третий год обучения

Задачи

Обучающие:

- обучить выполнению последовательности работы с приёмами лепки из пластилина;

- познакомить с историей возникновения тесто - пластики;

- познакомить с техникой изобразительного искусства - монотипия

- обучить приёмам и последовательности лепки из солёного теста.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию волевых качеств и усидчивости, аккуратности, настойчивости в достижении цели;

Развивающие:

- способствовать развитию мелкой моторики рук;

- развивать у обучающихся художественные навыки работы в различных технологиях;

- способствовать развитию наблюдательности, умения видеть красоту в природе.



Учебно – тематический план


Наименование тем и разделов

Количество часов

Формы

контроля и аттестации

всего

теория

практика

Раздел I. «Волшебная кисть»

1.1

Техника составления композиции

4

0,5

3,5

Тестирование, анкетирование. Беседа, опрос, выставка, участия в конкурсах,

Наблюдение,

самостоятельная творческая работа

1.2

Вид изобразительного искусства - монотипия

6

1

5

1.3

Техника выполнения - тампования

4

1

3



14

2,5

11,5

Раздел II. «Техника выполнения пластилином на стекле»

2.1

Материалы и инструменты для работы с полимерной глиной.

2

0,5

1,5

Практические занятия

Беседа, опрос, выставка, участия в конкурсах

Наблюдение

самостоятельная творческая работа

2.2

Основные приёмы лепки

2

0,5

1,5

2.3

Последовательность выполнения работ из пластилина на стекле.

8

2

6

2.4.

Работа в творческой мастерской.

10

-

10



22

3

19

Раздел III. Дымковская игрушка

3.1

Техника изготовления дымковской игрушки

6

1

5

Наблюдение, практическое контрольное задание. Беседа, опрос, выставка, участие в конкурсах, самостоятельная творческая работа

3.2

Технология росписи дымковских игрушек

4

0,5

3,5



10

1,5

8,5


Раздел IV. «Тесто - пластика»

4.1

Технология тесто – пластика.

2

0,5

1,5

Опрос, выставка, участия в конкурсах,

Наблюдение, беседа,

самостоятельная творческая работа.

Защита проекта.

4.2

Технология изготовления поделок из солёного теста

16

4

12

4.3

Выполнение росписи поделок

6

1

5

4.4

Итоговое занятие.

2

0,5

1,5



26

6

19



Итого: 72 часа

72

13

59



Содержание программы

3 год обучения


Раздел I. «Волшебная кисть»

Тема 1.1. Техника составления композиции

Теория: Способы изображения элементов живой природы на заданную тему. Обсуждение способов изображения букетов цветов с росой и веточками деревьев.

Практическая работа.

Создание эскиза в карандаше композиции из осеннего букета. Выполнение эскиза акварелью или гуашью.


Тема 1.2. Вид изобразительного искусства – монотипия

Теория: Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Роль наблюдений за растительным и животным миром для воплощения его на бумаге. В виде рисунка. Анализ, сравнение, обобщение типичных черт увиденного и перенесение его на бумагу.

Практическая работа. Самостоятельное наблюдение, обобщение увиденного и воплощение жизни природы на бумаге.


Тема 1.3. Техника выполнения тампования

Теория: Термины – композиционное мышление и воображение. Технология создания творческой работы, с использованием художественных материалов, тампона кисти на основе собственного замысла.

Практическая работа. Самостоятельное выполнение изображения дерева с использованием тампона и кисти.


Раздел II. «Техника выполнения пластилином на стекле»

Тема 2.1. Знакомство с материалами и инструментами.

Техника безопасности

Теория: Беседа «Материалы и инструменты, применяемые для выполнения работ в технике пластилином на стекле. Правила техники безопасности.

Практическая работа. Выполнение эскиза для творческой работы пластилином на стекле.


Тема 2.2. Основные приёмы лепки

Теория: Беседа «Основные приёмы и способы лепки пластилином на стекле».

Практическая работа.

Изготовление творческой работы по замыслу обучающегося пластилином на стекле


Тема 2.3. Последовательность выполнения работ из пластилина

на стекле

Теория: Последовательность выполнения творческой работы пластилином на картоне (стекле). Техника безопасности. Приёмы работы с материалом.

Смешивание различных цветов пластилина и нанесение «рисунка» на картон.

Практическая работа. Выполнение творческой работы по образцу или по замыслу обучающегося с использованием смешанного пластилина.


Тем 2.4. Работа в творческой мастерской

Практическая работа. Создание своими руками панно различных форм и размеров, на свой выбор и их оформление.


Раздел III. «Дымковская игрушка»

Тема 3.1. Технология изготовления Дымковской игрушки

Теория: Беседа - о технологии выполнения дымковской игрушки.

Практическая работа. Лепка дымковских игрушек для панно «Ярмарка», «Гулянье» на выбор. Грунтование работы водоэмульсионной краской.


Тема 3.2. Технология росписи дымковских игрушек

Теория: Технология выполнения росписи дымковских игрушек.

Практическая работа.

Роспись готовых игрушек дымковскими узорами и покрытие изделий.


Раздел IV. «Тесто – пластика»

Тема 4.1. Технология тесто – пластика

Теория: История возникновения технологии тесто – пластики. Цветовое решение в работах с солёным тестом. Способы приготовления солёного теса. Материалы и инструменты для работы с солёным тестом

Практическая работа.

Самостоятельное замешивание солёного теста. Добавление в тесто пищевых красителей или красок.


Тема 4.2. Технология изготовления поделок из солёного теста.

Теория: Разнообразие композиций из солёного теста. Технологические приёмы изготовления объёмных изделий из солёного теста. Выполнение эскизов для творческих работ к различным праздникам.

Практическая работа.

Самостоятельное выполнение рисунка к будущей композиции. Лепка творческой композиций.


Тема 4.3. Выполнение росписи поделок

Теория: Беседа о последовательности росписи игрушки и композиции из солёного теста.

Практическая работа.

Самостоятельная работа по грунтованию водоэмульсионной краской игрушек и композиций. Роспись игрушек, панно гуашевыми красками.


Тема 4.4. Итоговое занятие

Теория: Беседа об оформлении, декорировании творческих работ из солёного теста: рамками, мелками деталями, сухоцветами, атласными лентами и т.д.

Практическая работа.

Защита проекта «Декорирование творческой работы».

Предметные результаты

после 3 года обучения

ребёнок будет знать:

- о технике – монотипия;

- последовательность выполнения творческих работ;

- знать историю тесто пластики;

- знать этапы изготовления поделки из теста.

ребёнок будет уметь:

- уметь свободно владеть инструментами и материалами;

- уметь работать самостоятельно с творческой работой;

- уметь творчески использовать свои умения и навыки;

- уметь уверенно выполнять композиции на различную тематику из солёного теста;

- уметь эстетически оформлять свои работы.

- уметь вести проектную деятельность.































Используемые источники


для педагога

1. Выгонов В.В. Трудовое обучение.- М., 2002.

2. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах.- М., Просвещение, 2001

3. Скорлупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с

русским народным декоративно- прикладным искусством.- М.,2003.

4. Фопель К. Чтобы дети были счастливы. Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста.- 2006.

5. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе.-М.,

Просвещение, 1988.


для детей

1. Вохринцева С.В. Народное творчество. Екатеринбург, 2002.

2.Вохринцева С.В. Дымковская игрушка. Екатеринбург, 2002.

3. Вохринцева С.В.Дымковская игрушка. Екатеринбург, 2003.

4. Дорожин Ю.Г. Изобразительное искусство. - М., 1999.

5. Дорожин Ю.Г. Простые узоры и орнаменты. - М., 1999.

6. Майорова Ю.А. Поделки из солёного теста и пластилина. -Нижний Новгород., 2011.

7. Орлова Л.В. Изобразительное искусство.- М., 1998.

8. Шпикалова Т.Я., Величкина Г.А. Дымковская игрушка.- М., 1998.

























































2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!