Тема 2. «Дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Занятие 1
Цели: 1. Ознакомить с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и законами Красноярского края «О защите прав ребенка», «Об установлении норм питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в краевых государственных образовательных учреждениях».
2.Разъяснить понятия и определения, используемые в законах.
3.Воспитывать чувство гражданственности.
Оборудование. ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», закон Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка», закон Красноярского края от 05.07.2005 № 15-3672 «Об установлении норм питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в краевых государственных образовательных учреждениях», Памятка выпускнику, наглядный материал.
Ход беседы.
I. Приветствие.
II. Организационный момент:
Как меня слышит …? (спросить нескольких учеников).
Какая тема нашей беседы? Спроси … у …
III. Знакомство с планом беседы.
Прочитайте внимательно план беседы.
План:
1. Ознакомимся с Федеральным законом и законами Красноярского края.
2. Ознакомимся с понятиями, применяемыми в законах.
3. Ответим на вопросы.
4. Подведем итоги.
Что будем делать по первому пункту плана, …? и т.д
IV. Работа с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
- Кто может назвать основные жизненные потребности человека? Что необходимо человеку, чтобы жить? (Пища, одежда, жилье, образование, работа, медицинское обслуживание).
Если ребенок живет в семье, об удовлетворении всех его жизненных потребностей заботятся родители. Если же по какой-то причине ребенок остался без родителей, заботу о нем берет государство. Кто и каким образом в этом случае обеспечивает ребенку его жизненные потребности (его права на пищу, одежду, жилье, образование, работу, медицинское обслуживание), оговаривается законами государства. Один из таких законов закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Откройте этот закон.
… , прочитай, пожалуйста, первый абзац закона.
«Закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет».
Посмотрим статью 1 закона, она разъясняет понятия, применяемые в законе.
… , прочитай, кого называют «дети-сироты».
… , прочитай, кого называют «дети, оставшиеся без попечения родителей».
…, скажи, как ты понял, чем отличаются дети-сироты от детей, оставшихся без попечения родителей?
У детей, оставшихся без попечения родителей, родители живы, но по какой-либо причине не могут воспитывать своих детей.
… , прочитай, кого называют «лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
т. е. это уже не дети.
До какого возраста их так называют?
До 23 лет.
Далее они уже считаются взрослыми людьми и должны самостоятельно обеспечивать все свои жизненные потребности.
Сравните, в соответствии с Семейным кодексом РФ, родители имеют право после достижения их детьми возраста 18 лет отказаться от их материального содержания, а государство поддерживает лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до возраста 23 лет.
Как вы считаете, как следует относиться к тем, кто относится к тебе с добром, заботится о тебе? Отвечать добром на добро? Или считать, что это их обязанность и не предпринимать никаких ответных действий?
Государство взяло на себя заботу о вас, а как вы считаете, государство ожидает от вас каких-то ответных действий?
Государство ожидает, что вы вырастите достойными его гражданами, будете добросовестно учиться, работать, и в будущем станете хорошими родителями, не повторите ошибки своих родителей.
Вы согласны с этим? Что ты думаешь, … ?
… , а ты как считаешь?
… , что ты можешь сказать?
Продолжим работу с Законом.
… , прочитай, пожалуйста, что такое «учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Переверните страницу. … , прочитай, что понимается под «полным государственным обеспечением».
«Выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — это лица, находившиеся на ПГО и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения».
«Дополнительные гарантии по социальной защите — законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования».
Занятие 2. Дополнительные гарантии права на образование.
Доходы и расходы в период обучения в училище.
Цели:
1. Ознакомить с дополнительными гарантиями права на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Ознакомить со статьями доходов и расходов при самостоятельном проживании и в период обучения в училище.
3. Воспитывать умение экономно, рационально расходовать денежные средства.
Оборудование. ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», закон Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка», закон Красноярского края от 05.07.2005 № 15-3672 «Об установлении норм питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в краевых государственных образовательных учреждениях», наглядный материал.
Ход беседы.
I. Приветствие.
II. Организационный момент:
Как меня слышит …? (спросить нескольких учеников).
Какая тема нашей беседы? Спроси … у …
III. Знакомство с планом беседы.
Прочитайте внимательно план беседы.
План:
1.Ознакомимся со статьей 6 Федерального закона «Дополнительные гарантии права на образование».
2.Ознакомимся с нормами обеспечения продуктами питания, одеждой, обувью.
3.Определим основные статьи расходов при самостоятельном проживании.
4.Определим статьи расходов и доходов в период обучения в училище.
5.Рассмотрим возможные способы экономного расходования дохода.
6.Заполним таблицы «Бюджет семьи и расход за месяц»
7.Подведем итоги.
Что будем делать по первому пункту плана, …? и т.д
IV. Работа с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Ознакомимся со статьей 6 Федерального закона «Дополнительные гарантии права на образование».
п.1 о бесплатном зачислении на подготовительные курсы.
п.2 о получении бесплатно второго начального профессионального образования.
п.3 о полном государственном обеспечении.
п.4 о материальном обеспечении и пособии по выпуску.
п.5 об увеличении стипендии на 50%.
п.6 о пособии на приобретение учебной литературы.
п.7 о бесплатном питании и проживании в учреждении выпускников.
п.8 о материальном обеспечении и пособии по выпуску.
п.9 о сохранении ПГО в период академического отпуска по медицинским показаниям.
п.10 об обеспечении бесплатного проезда на городском транспорте, а также проезда в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы.
V.Знакомство с нормами обеспечения продуктами питания, одеждой, обувью.
Учащимся выдаются нормы обеспечения (таблицы).
В соответствии с этими нормами обеспечивается ваше питание в школе, приобретаются одежда и обувь.
… , как ты считаешь, ты в достаточном количестве питаешься?
Да, мне нравится, как я питаюсь.
…, спроси у … он достаточно наедается во время завтрака, обеда, ужина и на полдниках.
Да, я всегда достаточно наедаюсь.
Давайте посмотрим как рассчитывается стоимость питания при указанных нормах и сколько это будет стоить в месяц.
…, что ты можешь сказать об обеспечении тебя одеждой и обувью, тебя устраивает соответствие моде, качество и ассортимент получаемой одежды?
Да, я доволен тем, как я одеваюсь.
Посмотрите в выданном вам пособии, как рассчитывается стоимость одежды и обуви при указанных нормах и сколько это будет стоить в месяц.
VI. Определение основных статей расходов при самостоятельном проживании.
1.Питание.
2.Одежда, обувь.
3.Моющие средства и средства гигиены.
4.Квартплата.
5.Оплата за электроэнергию.
6.Телефон сотовый.
7.Культурно-массовые мероприятия.
8.Проезд на общественном транспорте.
9.Кабельное телевидение.
10.Интернет.
11.Прочие расходы.
VII. Определение основных статей доходов при обучении в училище (на примере ПУ-102 г.Назарово).
1.Стипендия — 780.
2.Пособия
на учебные принадлежности в начале учебного года — 2300,
на проезд, разовая выплата — 2000,
на одежду, обувь, ежемесячно — 3000,
компенсация разницы в питании, ежемесячно — 2000,
Итого: 6139 рублей в месяц.
VIII. Определение основных статей расходов при обучении в училище (на примере ПУ-102 г.Назарово).
1.Ужины — 2000.
2.Приобретение учебных принадлежностей — 192.
3.Моющие средства и средства личной гигиены — 428.
4.Телефон сотовый, пополнение счета — 400.
5.Культурно-массовые мероприятия — 350.
6.Одежда, обувь — 1800.
7.Медосмотр, 2 раза в год по 800 рублей, в среднем в месяц — 133.
Итого в месяц: 5303 рубля.
Бесплатно в период обучения в училище предоставляются:
завтраки и обеды,
проживание в общежитии,
пользование постельными принадлежностями,
проезд на автобусе от общежития до училища,
производственное обмундирование (халат фартук, головной убор и т. п.),
Пользование оборудованием ( бытовая техника, разделочные доски, ножи и т. п.).
IX. Способы экономии денежных средств.
1.В первый год обучения можно не расходовать деньги на приобретение одежды, обуви, при выпуске из школы вы будете обеспечены ими в полном объеме.
2.Относитесь к одежде и обуви бережно, это поможет вам экономить.
3.Не приобретайте и не финансируйте вредные привычки.
4.Снимайте со счета столько денег, сколько вам необходимо на планируемые покупки, оставляйте немного денег на карманные расходы в пределах статьи «прочие расходы» не более.
X. Заполнение таблиц.
XI. Подведение итогов.
Вывод:
1. При рациональном использовании денежных средств можно получить экономию (6139 — 5303)=836 рублей.
2. Начисляемую пенсию 7911 рублей считать неприкосновенным запасом.