СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Допрофильная подготовка учащихся средствами предмета -Трудовое обучение-

Нажмите, чтобы узнать подробности

На каждом этапе общественного развития система профориентации решает определенные задачи. Например, в 40-ые годы ставилась задача преимущественной ориентации молодежи на рабочие, инженерные и военные профессии; с середины 50-х – на рабочие профессии; в 80-х годах – на профессии сельскохозяйственного производства, педагогические, военные, инженерные, рабочие профессии основных и вспомогательных производств и на профессии обслуживающего труда. На сегодняшний день рынок труда перенасыщен специалистами в сфере юриспруденции и экономики.

Просмотр содержимого документа
«Допрофильная подготовка учащихся средствами предмета -Трудовое обучение-»

Комаров Александр Юрьевич, учитель технического труда


Допрофильная подготовка учащихся

средствами учебного предмета «Трудовое обучение»

На каждом этапе общественного развития система профориентации решает определенные задачи. Например, в 40-ые годы ставилась задача преимущественной ориентации молодежи на рабочие, инженерные и военные профессии; с середины 50-х – на рабочие профессии; в 80-х годах – на профессии сельскохозяйственного производства, педагогические, военные, инженерные, рабочие профессии основных и вспомогательных производств и на профессии обслуживающего труда. На сегодняшний день рынок труда перенасыщен специалистами в сфере юриспруденции и экономики. Ощущается острая нехватка кадров рабочих специальностей, а также инженеров узкой специализации. Рынку труда не хватает синих воротничков! Молодежь теперь в техникумы не заманишь. За станками уже стоять некому! Поля пахать и сеять тоже некому! Только офисные работники и юристы с предпринимателями, которые ничего не производят, а лишь предпринимают. Покупают за 100 – продают за 200!

Вопрос «Кем быть?» является жизненно важным для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно выпускнику школы.

Школьная программа направлена на то, чтобы подготовить учащегося к поступлению в вуз. Но ведь школа должна выпускать из своих стен готового к самостоятельной жизни человека. И урок трудового обучения – это единственный учебный предмет, где ребенок учится на практике применять знания, полученные на учебных занятиях по физике, химии, географии, математике и даже в последнее время по информатике. Ручной труд постепенно вытесняют из школьной программы, полностью заменяя его компьютерами и виртуальным миром. В итоге в техникумы, вузы, на производство приходят молодые люди, которые ни разу в жизни ничего не сделали своими руками. Вот вам и логика! Стоит только убрать из расписания всего лишь один урок трудового обучения, и через несколько лет страна сделает еще один шаг к технологической отсталости.

Тематика уроков технического труда позволяет создать благоприятные условия для проведения систематической, целенаправленной профориентационной работы с учащимися. Например, изучая конкретную технологическую операцию (строгание, пиление) учащийся узнаёт о профессиях, к которым данная операция относится.

Учитель, в ряду основных целей, которые ему предстоит реализовать на каждом уроке, должен обязательно сформулировать и конкретные профориентационные задачи. Исходить при этом надо из возраста и уровня технико-технологических знаний, умений и навыков учащихся. В 5-8 классах раскрывается содержание труда по профессиям изучаемых видов обработки материалов, о предметах, деталях, инструментах, о выпускаемой продукции, о значении конкретных профессий в общественном производстве. Используются сведения по истории профессий, перспективах их развития, о гениях-самоучках, изобретателях. Сведения о профессиях целесообразно сообщать в виде небольших информационных комментариев. При этом можно рассказать, в какой профессиональной деятельности применяются операции, выполняемые учащимися на данном уроке, какие знания, умения и навыки нужны для их выполнения в производственных условиях, что я постоянно практикую на своих уроках.

В распоряжении учителя трудового обучения есть формы уроков, которые могут возбуждать познавательный интерес и переходить в самостоятельную продуктивную работу.

К концу 9-го класса выпускник, изучив самого себя, овладев технологическими знаниями и умениями на уроках технического труда, ознакомившись с миром профессий, осознанно и самостоятельно должен сделать определённый выбор.

Содержание учебного предмета «Технический труд» дает возможность учителю познакомить учащихся с многими профессиями, воспитать к ним интерес и таким образом повлиять на правильный профессиональный выбор учащихся. Особая, ничем не заменимая ценность уроков технического труда состоит в том, что учащиеся не только получают определенные знания, но в процессе создания конкретных изделий приобретают специальные умения и навыки, овладевают практической деятельностью, развивают профессиональные интересы и способности. Ни с чем не сравнить возникающие у человека, а особенно у подростка, чувства радости, гордости от выполненной работы, от того, что он сделал нужное людям дело своими руками. Именно поэтому перед учителем трудового обучения стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем в привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес выбора определенной профессии.

В своей работе я использую такие формы и методы, которые обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность учащихся в овладении знаниями и особенно трудовыми (практическими) умениями. Знакомлю учащихся не только с профессиями, но и с экономикой, организацией, техникой и технологией производства, путями освоения профессией.

На уроках я имею возможность наблюдать за каждым учеником, видеть его отношение к выполняемой работе, выявлять интересы, способности, что необходимо для эффективной организации профориентационной работы.

Основной формой организации профориентационной работы для меня служит урок. В ходе урока в зависимости от его содержания я пытаюсь решать следующие профориентационные задачи: воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии, формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения; развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности, пытливости, инициативы; формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с особенностями личности.

Учащиеся должны научиться трудиться, изготавливать полезные вещи своими руками. Этот практический опыт пригодится им в дальнейшей жизни, поможет им социализироваться в человеческом обществе. Я считаю, одной из основных целей работы учителя трудового обучения является подготовка учащихся к осознанному выбору профессии. Для этого он в процессе обучения решает задачи, направленные на достижение конкретных целей: освоение учащимися теоретических знаний по предмету, формирование умений и навыков в результате производительного труда, раскрытие творческих способностей каждого учащегося в отдельности. Достижение этих целей определит уровень развития личностных качеств учащихся. Выявление личностных качеств необходимо, чтобы помочь школьнику выбрать ту профессию, которая совпадала бы с его возможностями и интересами. Попробовать что-то сделать своими руками в любой направленности практического труда всегда вызывает у учащихся положительные эмоции, даже, если поначалу не все получается. После выявления творческих способностей учащихся их необходимо развивать.

Сегодняшний мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях. Любые практические умения и навыки могут пригодиться им в любой момент.

Как итог, хочу подчеркнуть, что работа по профессиональной ориентации учащихся может и должна проводиться на уроках технического труда как в школах, так и в гимназиях. Она выстроена и проводится у нас в гимназии. Поэтапно и целенаправленно. И многое здесь зависит от неравнодушного отношения учителя к своему предмету и ответственности за будущее своих учеников.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!