СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дорогами победы в живописи и графики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дорогами победы в живописи и графики»

Час культуры


«Крымский проект «Дорогами победы» в живописи и графике».


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Цель: показать активную деятельность советских художников во время Великой отечественной войны в различных направлениях: в выпуске политических плакатов, в работе во фронтовых газетах и редакциях; раскрыть неповторимость и уникальность произведений станковой живописи и графики.




Ход мероприятия


1. Приветствие преподавателя, вступительное слово о самой трагической странице в истории России – Великой Отечественной войне.



Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагичных страниц в истории России. Выстоять в противоборстве с мощнейшей из развитых стран того времени – фашистской Германией стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв.

Июньским утром 1941 г. советские люди были потрясены сообщением о внезапном нападении на границы СССР фашистских полчищ. На следующий день появился плакат Кукрыниксов « Беспощадно разгромим и уничтожим врага».

Сразу после начала войны развернулась активная деятельность советских художников, которые вместе со всем народом стали на защиту Отечества.

Художники работали в различных направлениях: они выпускали политические плакаты, на фронте и в тылу вдохновляя советских людей на подвиг, выезжали на фронт, сражаясь в Рядах Советской Армии и одновременно сотрудничая во фронтовых газетах и редакциях.

Художники создавали произведения станковой живописи, графики и скульптуры, показывали их на выставках, выполняя обычную для советского искусства роль общественного пропагандиста.

    Удивительно, что в дни Великой Отечественной войны, да еще в самые тяжелые, тревожные, трагические ее месяцы, рождались не только талантливые пропагандистские произведения, но и настоящие художественные шедевры.


    Речь здесь пойдет о знаменитой картине Александра Дейнеки "Оборона Севастополя", созданной им в 1942 году, и, как было сказано в заглавии поста, не только о ней.( станковая живопись)
    Зима 1941 - 1942 года была очень жестокой даже в южном Крыму. Но не только из-за холодов, но прежде всего потому, что снег просто почернел от взрывов. Севастополь стоял насмерть, моряки-черноморцы сражались бесстрашно, до последнего...
    Художник А. А. Дейнеко всегда в своем творчестве воспевал людей могучих, которым многое по плечу, и в его картинах неизменно восхищение земными возможностями человека. До войны он не раз бывал в Крыму, любил и знал этот край, рыбачил, любовался Севастополем, дружил с его жителями. Во время Великой Отечественной ему удалось побывать на другом фронте, однако подвиг севастопольцев впечатлил его с особенной силой. Он вчитывался в официальные сводки, распрашивал очевидцев, остальное добавило его воображение.

    Работа так захватила художника, что он завершил ее в несколько месяцев, и осенью 1942 года "Оборона Севастополя" была представлена на московской выставке "Великая Отечественная война".

    До Победы далеко. Севастополь в огне. Мы видим очертания города после и во время бомбежек. Моряки отчаянно наступают на вражеские штыки. Они - в белых робах. Против них - "сила темная". Смотря на эту картину, мы верим, что защитники Севастополя непобедимы: бесстрашие порыва ощущается физически. На переднем плане - поверженный враг, он упал лицом на гранит. Картина захватывает темпераментом, динамикой. Она стала символом героики Великой Отечественной войны.

    После жестоких боев 9 мая 1944 года, ровно за год по Победы, Севастополь был полностью освобожден от захватчиков, а еще через три дня оккупанты были полностью изгнаны из Крыма.

Освобождение Крыма в 1944 году было ознаменовано очередным победным салютом в Москве, который с лета 1943 года стал уже привычным признаком приближающейся Победы.

Художник Петр Иванович Баранов(1914-2000)

Фронтовые рисунки могут рассказать о войне то, что не написано в приказах и донесениях. Полные искренних чувств и наблюдательности, работы военного художника Петра Ивановича Баранова вполне сравнимы с лучшими литературными очерками фронтовых писателей и корреспондентов, которые записывали первые, наиболее яркие впечатления. Военные рисунки привлекают своей документальной правдой, проникновенной достоверностью, стремлением донести до потомков правду о тех героических днях, когда на полях сражений решалась судьба нашей Родины. Наброски, сделанные в перерывах между боями, публиковались в армейских газетах, отсылались домой, где бережно хранились в семейных альбомах, как самые дорогие реликвии. Сегодня они позволяют нам заглянуть в духовный мир защитников Севастополя. Подлинность, искренность, "дневниковость" этих работ делают их притягательными для зрителя. Язык искусства не имеет границ, он интернационален.

В марте 2014 г. на выставке художников в зале на Кузнецком мосту, где его столетию посвящена небольшая экспозиция, десяток художников и зрителей стояли, хлопали и кричали «Ура!» перед его литографией «Салют на Севастопольском рейде».  В эти минуты мы узнали о присоединении Крыма и Севастополя к России. А за окном ликовала Москва."



Мальцев Петр Тарасович (1907-1993) Известный живописец-баталист, плакатист.

Автор большого количества военных плакатов посвященных героической борьбе наших солдат, морских пехотинцев, моряков и летчиков военно-морской авиации над фашистскими захватчиками. 

Герои Мальцева стали солдатами Великой Отечественной. Солдатом стал и сам художник. Среди наград, которых он удостоен, - солдатская медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды.



Диорама — особая разновидность искусства живописи. Она состоит из живописного полотна, расположенного полукругом впереди смотровой площадки. Между полотном и смотровой площадкой находится предметный план (бутафорские и реальные предметы, сооружения), составляющий с живописным полотном как бы одно целое. Благодаря такому сочетанию в диорамах, как и в панорамах, изображаемая натура достигает большой иллюзорности, то есть создается впечатление глубины пространства, достоверности воссозданных событий.

Живописное полотно занимает часть окружности площадью 140 кв. м (длина 25,5 м; высота 5,5 м), площадь предметного плана — 83 кв. м. Размеры диорамы позволили художникам показать размах и накал сражения, мужество и массовый героизм советских воинов.

В 1958 году Петр Тарасович Мальцев написал картину «Штурм Сапун-горы…». Еще через год он создал (при участии Г.И. Марченко и Н. С. Присекина) ныне знаменитую, самую большую в нашей стране диораму. Все ранее известные произведения такого рода относительно небольшие по размерам. В них фигуры людей и предметы меньше их натуральной величины. В «Штурме Сапун-горы 7 мая 1944 года» впервые в изобразительном искусстве фигуры людей на переднем плане живописного полотна написаны в их естественных размерах.


Важно то, что диорама впервые охватывает оперативный масштаб боевых действий на участке12 километров. Задача была трудной для художников. При этом почти все фигуры переднего плана являются портретными, изображают реальных людей, участников штурма.

За создание этого выдающегося произведения изобразительного искусства П.Т. Мальцев удостоен Большой Золотой медали Академии художеств СССР.

Все долгие севастопольские дни и месяцы «температура события» в городе оставалась накалённой, и этот накал заметен не только в кадрах кинохроники, но и на фронтовых зарисовках художника 

Леонида Сойфертиса.

Карикатурист, прибывший из столицы на Черноморский флот в первые дни войны, рисовал карикатуры на злобу дня для газеты «Красный черноморец», хотя повседневная жизнь героического города давала столько пищи для творческих раздумий, что вскоре художник открыл для себя новый жанр.

Позже специалисты отметят в его зарисовках времён обороны Севастополя особый подход к разрешению темы — «подход рассказывания». И рассказывали они зрителю «при вдумчивом восприятии… о всенародности войны, о той горячей любви, которой окружала страна свои героические Армию и Флот»  Отметили критики и особое «уменье распознать в малом, как будто случайном, даже смешном эпизоде большое, величественное время» 

В графических рисунках Сойфертиса, изображающих быт войны, нет ни одного убитого и никто не стреляет, а люди, показанные в обыденных ситуациях, кажется, даже и не чувствуют себя героями.

Сам художник удивлялся этому ставшему привычным героизму. Девушка-санитарка переоделась к празднованию 8 Марта в красное гипюровое платье с белым бантом:

«Она пришла в шинели, и за сапогом у неё была ложка, а передовые позиции совсем рядом, и где она там держит чемоданчик с платьем — одному богу известно» 

«В Севастополе, — вспоминал художник, — я жил в центре города, но достаточно было выйти из дома, чтобы почувствовать себя на фронте. Меня поражала непрерывность жизни, сохраняющейся везде, несмотря на ужас беспрерывных бомбёжек и беспрерывных боёв. Помню, на аэродроме увидел лётчика, бреющегося перед боевым вылетом с хладнокровием человека, уверенного в возвращении.

Или такая деталь: в окопе рядом с миномётом стоит балалайка. Помню почтальоншу, которая разносила письма, пробираясь через только что разрушенное здание в бомбоубежище; она знала, в каком бомбоубежище находится её адресат. Мне передалась уверенность всех в победе, и хотелось рассказать о том, что я вижу, оптимистически, весело»

На рисунке «Некогда» — двое мальчишек-чистильщиков обуви на ходу чистят ботинки бравому матросу. Он широко расставил ноги и рукой облокотился на театральную тумбу — спешит в бой! На другом рисунке малыши сидят на изгороди и смотрят, как проходит мимо отряд моряков, а над их головами точно так же, рядком, сидят на проволоке ласточки — «Матросы идут»…

Несколько едва уловимых штрихов — и зарисовки наполняются воздухом, движением, солнцем, надеждой…

О том же обыденном героизме самого художника рассказывал командир части, при которой находился Л. Сойфертис, в газете «Литература и искусство». Оказывается, он лежал рядом с матросом-пулемётчиком под немецким огнём, чтобы запечатлеть, «какое бывает выражение лица у человека, когда он стреляет по фашистам»

Советский художник Ираклий Моисеевич Тоидзе — грузин по происхождению — был женат на красивой русской женщине, к которой земляки мужа обращались весьма почтительно: Тамара Федоровна. 22 июня 1941 года Тоидзе работал в своей мастерской над репродукцией к поэме «Витязь в тигровой шкуре», когда дверь внезапно распахнулась и в комнату вихрем ворвалась жена. «Война!» — только и вырвалось у нее. Художник никогда еще не видел жену в таком состоянии. Через испуг и тревожное смятение на ее лице пробивался немой призыв: «Надо срочно что-то делать!». Бежать, спасать!.. «Стой так и не двигайся!» — попросил Тоидзе, поражённый выражением её лица, и тут же стал один за другим делать наброски будущего шедевра. Так, совершенно случайно, по собственному признанию художника, пришла ему в голову идея создания собирательного образа матери, которой выпала в этот день тяжкая участь - провожать сыновей на войну. И хотя художник изрядно состарил образ на плакате, черты жены все же угадываются. Плакат сразу приняли в печать - уже 4 июля вышел первый тираж, колоссальный для того времени - 200 тысяч экземпляров. 

«Портрет жены художника» — достаточно распространенное в искусстве явление. Сотни живописцев всех времен и народов с упоением воплощали на холстах образы своих возлюбленных — нежных и грациозных, задумчивых и мечтательных, взбалмошных и темпераментных. Но лишь один из них оказался по-настоящему близким и родным для миллионов людей. И даже более того: он внес свою лепту в мировую историю. 





Кукрыниксы

Творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР, Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. 

Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!».
Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов«Окна ТАСС».

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом.

Арабские сказки



В первые недели войны против Советского Союза нацистским лидерам, завороженным успехами на Восточном фронте, казалось, что победа в только что начавшейся кампании фактически уже одержана.
Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака:

Фашистский сумрачный калиф,
Кальян душистый закурив,
Велел войти с докладом 
Своим Шехеразадам.

И вот вошел Шехеразад 
И прочитал ему доклад:

- Один немецкий пулемет 
Разбил сто тысяч дотов
И триста тысяч девятьсот
Семнадцать самолетов!

Два „мессершмитта" на лету
Забрали в плен Алма-Ату 
С воздушным загражденьем, 
С луной и затемненьем...

Калиф прервал его доклад, 
Прикрыв плотнее двери:
- А каковы, Шехеразад,
Немецкие потери?

- Калиф, ты задал мне вопрос 
Весьма замысловатый,
Я на советский счет отнес
Немецкие утраты!


ФАШИСТСКАЯ ПСАРНЯ. 1941



Участники агрессии рассчитывали на территориальные приобретения за счет СССР: фашистская Германия обещала Румынии междуречье Днестра и Днепра, Финляндии - Восточную Карелию и часть Ленинградской области, Венгрии - предгорья Карпат до Днестра.
Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака

Заключение.

Помни, гордись предками, своей страной, познавай, думай, трудись – вот единственный путь, который может повести от мечты к достижению цели.

































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!