СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дороги, которые мы выбираем

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дороги, которые мы выбираем»

Внеклассное мероприятие «Дороги, которые мы выбираем...»


Цель: формировать нравственные ценности у учащихся, приобщать к полноценному образу жизни, побудить учащихся к самостоятельной работе ума и сердца в вопросах морали; способствовать формированию нравственных качеств личности, духовному и нравственному росту.

Форма: Сократовская беседа.


Ни я, ни кто другой не может пройти

эту дорогу за вас, вы должны пройти ее сами.

Уолт Уитмен


Ход мероприятия

Ведущий: Эразм Роттердамский писал: «Нам следует только опасаться, как бы не скрыть пороки под именем добродетели; не назвать уныние — серьёзностью, жестокость – строгостью, зависть – ревностью, корыстолюбие – хозяйственностью, угодливость – вежливостью, шутовство – остроумием».

Так хочется, чтобы вы не только могли распознать подделку, но и сами никогда не стали бы пользоваться этой подделкой. Вот об этом мы сегодня с вами и поговорим.

  Что такое человек? Какие нравственные качества ему присущи? Когда будем называть эти качества, то загибайте уголки салфетки. (загибаем салфетку)

 О: добро, свобода, зло, ответственность, независимость, долг, честь, достоинство, обязанность, право, любовь, дружба, открытость и т.д.

  Ведущий: Разверните салфетку. Посмотрите, ни у кого одинакового рисунка линий не получилось. Значит, человек, уникальное создание на Земле. Но в то же время — человек - существо социальное. Его нельзя оторвать от конкретных условий общества. Как существо мыслящее, чувствующее, человек обладает активной способностью выбирать формы своего поведения. Человек должен сделать всё от него зависящее, чтобы крепко стоять на ногах, быть высоконравственным.
Каждый из вас, наверно, хоть раз задавал себе такие вопросы: Кем надо стать? Как нужно жить? Смысл жизни должен подчиняться законам нравственности.

Какие нравственные ценности необходимо взять с собой в большую человеческую жизнь?

 Мы собрались здесь для сократовской беседы. Главное в ней — слово, мысль, логика. Много веков назад великий мыслитель Сократ вместе со своими учениками обсуждал различные проблемы. Говорили в основном ученики, Сократ задавал вопросы и вставлял логические связки. Они сидели на камнях среди голых скал. Высказанные ими тогда мысли живы и по сей день. Потому что эти мысли честные, справедливые, умные. Сегодня мы вновь попробуем стать учениками Сократа. Правила сократовской беседы (лучше правила записать на доске):

1. Не могу молчать.

2. Уважай ближнего своего.

3. Платон мне друг, но истина дороже.

4. Заговори, чтобы я тебя увидел.

Сократовская беседа предполагает диалог. Приготовьтесь быстро отвечать на вопросы. Начинается любая беседа с разминки, цель которой — разговориться, активизировать мысли. На разминке вы можете отвечать с юмором, не всегда серьезно. Отвечать на разминке должен каждый.

Вопросы:

1. Какое у вас сейчас настроение?

2. Какое настроение у вас бывает чаще?

3. С какими людьми предпочитаете иметь дело?

4. Как вам кажется, что вы будете делать через пять лет? Десять лет?

Вам постоянно говорят все вокруг — вы уже взрослые. Шаг за шагом вы входите в самостоятельную жизнь. Пришел тот момент, когда не школа, не учителя и даже родители, а вы сами должны определить многое в своей жизни, сделать выбор жизненного пути, нести ответственность за это, разбираться и отвечать на вопросы, которые ставит перед вами жизнь.

• Как бы вы хотели построить свою дальнейшую жизнь? (Каждый должен ответить.)

Давайте попытаемся обобщить все ваши ответы, и вот что получилось (ведущий зачитывает вслух). Каждый из нас мечтает о яркой, красивой жизни.

Объясните, что вы вкладываете в определение «яркая, красивая, благополучная жизнь». (Наиболее часто повторяющиеся ответы записать на доске.)

Это может выглядеть так:

Работа, приносящая моральное и материальное удовлетворение

Хорошая семья, любовь близких людей, преданные друзья

Из ваших высказываний мы делаем вывод, что вы выделяете три направления в жизни, которые для вас значимы: семья, работа, друзья.

• Какие человеческие качества помогают сделать правильный нравственный выбор?

• Какие качества могут привести человека к безнравственному поступку?

Ваши ответы мы попытались обобщить, и вот что получилось (ответы на экране или на листе ватмана):

доброта

зависть

смелость

ненависть

совесть

гнев

уравновешенность

злость

долг

мстительность

уважение к людям

презрение

сопереживание

гордыня

сочувствие

лицемерие

жизнерадостность

равнодушие

уверенность в себе

грубость

щедрость

хамство

честь

самолюбование

честность

алчность

• Какие человеческие качества вам особенно неприятны? Если можете, пожалуйста, объясните почему. Какими качествами должен обладать человек, чтобы вызвать ваше уважение?

Очень хороший педагог, замечательный человек В.А.Сухомлинский писал: «Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваше желание- это радость или слёзы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо». Каким человеком вы станете, зависит от вас. Как говорится в мудрой притче «Всё в твоих руках».

  • Что мы называем нравственностью?

(Это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами. Если говорить проще: умение отличать добро от зла. Как много нравственных качеств включают в себя два этих слова). 

Проблема нравственности заключается в единстве слова и дела, мысли и поведения, рассудка и чувства. «Нравственность - это разум сердца»,- говорил Гейне.

  • Как вы представляете себе это сочетание разума и сердца?

Разум-это всегда что-то расчётливое и холодное. А от слова «сердце» веет теплом. Мне кажется, что сердце обладает каким-то особенным, собственным разумом, который часто уму неподвластен.)

  • Чем же руководствоваться в принятии решений: разумом или сердцем?

Каждый из нас должен стремиться к тому, чтобы не подчиняться, не казаться, не подделываться, а быть самим собой и при этом вести себя правильно, так, чтобы остальным было комфортно рядом с нами.

Человек осознает пределы своего ума, а вот пределы человеческого сердца, по-моему, безграничны. Где-то в глубине человеческого сердца может храниться такое, о чем ты и сам не подозреваешь.

Когда человек совершает безнравственные поступки, когда он жесток, никто не говорит, что у него злой ум. Говорят, что у него «злое сердце». Думаю, что у такого человека ум и сердце находятся в завидном единении, к сожалению, безнравственном.

Конфуций, китайский мудрец, утверждал, что человеку все остальное становится ясным тогда, когда он поймет, в чем заключается истинная нравственность. Но не всегда такая ясность ведет нас к тем поступкам, которые могут быть названы поистине нравственными. К тому же в любом человеке происходит постоянная борьба нравственных и безнравственных сил. В ней сталкиваются добро и зло, честь и бесчестие, жалость и беспощадность, жестокость, справедливость и несправедливость.

Да, нравственные и безнравственные силы проникают во все сферы нашей жизни. И именно разум сердца стоит на страже того, чтобы победу одержало нравственное начало.

Нравственность в вопросах личного и общественного, а отсюда и проявлений добра и зла действительно сохраняет свою актуальность многие века. Вопрос нравственности актуален и для такой сферы человеческой жизни, как политика.

Мне нравится мысль о том, что человек может брать в свои руки власть только после того, когда он сам научился повиноваться. А древнегреческий мудрец и ученый Пифагор сравнивал власть в руках бесчестного человека с мечом в руках безумного.

Чтобы повелевать людьми, надо научиться повелевать собой. А это и означает прислушиваться к разуму своего сердца. Иначе что можно принести тем, кем ты управляешь? Ведь управление предусматривает усовершенствование людей и условий их жизни. Если ты не сумел сделать это по отношению к себе, то как ты сможешь сделать это в отношении других людей?

Коль скоро мы заговорили о совести, то следует заметить, что и в этом случае уместно говорить о ее нравственном начале. Как вы считаете, что больше способствует исправлению мира: законы или совесть?

Законы, наказание... Общество не может обойтись без этих средств самозащиты против нарушений и нарушителей. Иначе будут подвергнуты опасности сами условия его существования. Другое дело, что все то, что отражено в законах, не может воссоздать моральную силу. Поэтому закон и жестокость используются обществом в тех случаях, когда другие меры не воспринимаются или не помогают.

Тот, кого от безнравственного поступка удерживает закон, способен все-таки совершить что-то противоречащее морали хотя бы втайне от всех. Тот же, кому свойственна сила убеждения, будет выполнять свой долг с чувством незапятнанной совести. Такому человеку не свойственны даже тайные преступные деяния.

А я подумала о том, что фактически в законах отражены человеческие пороки. И насколько было бы лучше жить, если бы люди жили по законам добрых нравов. Ведь для справедливого человека его нравственные качества вполне заменяют все законы.

И однако же законы защищают нас не только от других людей, но зачастую и от самих себя. Потому что у каждого свой уровень совести. У одних она просыпается от малейшего шороха, у других спит достаточно крепко даже в ненастную погоду. Поэтому разумное сочетание того и другого (закона и совести) не помешает каждому из нас.

Нравственной личностью человек становится только тогда, когда в душе его навсегда поселились совесть, ответственность и долг. Эти важнейшие нравственные качества взаимосвязаны и тесно переплетаются между собой. Совесть — это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос и внутренний судья человека. К тому, как мы строим дом и прокладываем дороги, лечим людей и управляем страной, — к каждому поступку, который можно оценить с нравственной позиции, совесть имеет отношение. В жизни каждого наступает время, когда человек сам должен заботиться о нравственности... Должен сделать свой нравственный выбор.

От того, каким будет этот выбор, зависит не только ваша жизнь, но и во многом жизнь тех, кто с вами рядом.

«Есть только одна подлинная ценность — это связь человека с человеком», — говорил А. де Сент-Экзюпери.

И прежде чем разрушить эту связь, подумайте, чтобы не ошибиться, сделав неправильный нравственный выбор.

Сегодня мы поставили перед собой важные вопросы и попытались все вместе найти на них ответы. Но хочется надеяться, что разговор, который мы начали сегодня, для вас на этом не закончится, он продолжится в ваших душах. Будьте открыты истине, добру и красоте! И тогда вы сможете сделать единственно правильный для вас нравственный выбор.

Есть еще одна сфера человеческой жизнедеятельности, успех и благополучие которой во многом зависит от моральных отношений. Это семейная жизнь. Семейные отношения, конечно, имеют и правовую основу, но они больше подчинены моральным чувствам, таким как любовь и доверие друг к другу. Но об этом мы с вами поговорим на следующей неделе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!