Интегрированный урок (изо и музыка) 5в кл.
«Дорого яичко к пасхальному дню»
Тема урока: «Дорого яичко к пасхальному дню»
Цель урока: формирование национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию предков.
Задачи урока:
- Расширить знания детей о народных праздниках и традициях;
- Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре;
- Познакомить с символикой писанки;
- Роспись пасхального яйца;
- Способствовать формированию слушательской культуры учащихся;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям;
- Укреплять межпредметные связи (ИЗО, музыка).
Оборудования и материалы:
1. Музыкальный ряд: колокольный звон, «Пасхальное яичко» О. Тананко;
2. Мультимедийная презентация «Пасхальная радость»;
3. Образцы пасхальных яиц, карточки с символами;
4. Шаблоны яиц, фломастеры, маркеры.
План урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.
3. Сообщение темы урока.
4. Знакомство с песней «Поселились птицы в гнёздах»
5. Постановка художественной задачи.
6. Практическое выполнение задания.
7. Выставка и обсуждение работ.
8. Рефлексия.
Реклама
Ход урока
1. Звучит пасхальный перезвон..
- Ребята, этим праздничным колокольным перезвоном я приветствуем Вас.
2.-Где вы слышали такую музыку?
-В каких случаях мы можем слушать колокольные перезвоны?
-Как вы считаете,этот перезвон сообщает радостное событие или грустное?
-А какие колокола по размеру звучали в этом перезвоне?
-Как вы догадались?(высокий звон-маленькие колокола, низкий-большие.)
-Давайте попробуем изобразить-большие-дон-дон
маленькие-динь-динь.
-Давайте сравним-слушаем
Подходят?
-Многие композиторы изображали колокольный звон при помощи музыки-Валерий Кикта «Собор Софии Киевской»-слушать.
-Похожа музыка на колокольный звон?
Мы часто его слышим по праздникам, когда звучат колокола в нашем храме. Сейчас весь православный народ отмечает пасхальную неделю.А кто мне скажет, какой праздник мы отмечали в воскресенье? (Пасха).СЛАЙД №2
- Правильно, Пасха - праздник Светлого Христова Воскресения.
-А что является символом этого праздника?
Яйцо - именно его красили и расписывали ко дню Пасхи- ему-то мы и посвятим наш урок сегодня.
3.Итак, тема урока: «Дорого яичко к пасхальному дню».СЛАЙД №3
Сегодня у нас будет необычный урок- урок музыки и изо.
Мы познакомимся с пасхальной музыкой и раскрасим яйца.
4.А сейчас мы прослушаем песню «Поселились птички в гнёздах».
- О чем она( о весне, о пасхе, о том как преветствуют друг друга в этот день)
-Какая же Пасха без красивых пасхальных яичек. Яркие, красочные, они не оставляют никого равнодушным.
-В ваших семьях красят яйца на Пасху? ……….
А сегодня мы поговорим о символике писанки.
Писанка- расписные яйца СЛАЙД №4.
- Кто мне скажет, какие знаки встречаются в самым древних геометрических узорах? (Ответы детей: круг, треугольник, ромб, волнистые линии и т.д.)
- Правильно, ребята! СЛАЙД №5
- А знаете ли вы, что эти знаки означают? СЛАЙД №6.
Возможные ответы детей:
• Круг - символ Солнца;
• Треугольник - символ семьи (мать, отец, ребенок).
• Ромб – знак семян, символ достатка и богатства
• Волнистая линия - знак воды. Нечистая сила боится святой воды.
Писанку с этим знаком держали в доме от сглаза, порчи, от зависти.
- Древние люди одушевляли цветы и деревья, обожествляли животных. И поэтому на писанках появились символы растений и животных. Каждый из этих символов имел свое значение:
• листья дуба и сосны - это символы древа жизни.
• кукушка - птица, хранящая ключи от рая;
«Гребешки» — символ небесных вод, преодоления засухи во всех смыслах этого слова.
«Олень» — символ богатства, процветания.
«Конь» — символ силы и яркого солнца.
«Птица» — символ рождения чего-то нового, символ роста, любви, плодородия.
«Лапки птицы» — символ солнечных богов, обережный символ.
«Древо жизни» — символ Рода во всех его проявлениях.
Также свое значение имеет цвет символа на писанке.
• Красный - знак счастья, света;
• Желтый - знак солнца, тепла;
• Белый - начало всех цветов, знак Рода небесного;
• Зеленый - знак жизни;
• Голубой - цвет неба;
• Коричневый и черный - цвет земли.
СЛАЙД №7
- С появлением христианства у славян на писанках появляются изображения веточек вербы и букв ХВ.
Кстати, ребята, а что эти буквы означают?
(Ответ детей – «Христос воскрес»).
5.-Ребята, сегодня мы тоже будем расписывать пасхальные яйца. Хочу сказать вам, что к орнаменту писанки надо относиться очень обдуманно. Каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, а иногда и целой фразой. Подумайте, кому предназначается ваше пасхальное яйцо, и что вы желаете тому, кому оно предназначено.
6.А сейчас пройдите за рабочие столы, и пусть каждый из вас украсит свою писанку узорами. И пусть в работе вам поможет ваше творчество, знания, полученные сегодня, и музыка.
Для фона звучит спокойная пасхальная мелодия.
(Практическая работа учащихся, в ходе которой оказывается индивидуальная помощь).
7. Выставка и обсуждение работ.
- Ребята, сегодня мы еще раз прикоснулись к наследию наших предков и познакомились с символикой праздника Пасхи-
-Какой?- писанкой.
Давайте посмотрим на наши работы. Похоже, что у нас не нашлось двух одинаковых писанок. Наверное это потому, что вы, вложили в свои писанки частичку своей души.
-А скажите, о чем вы думали, когда расписывали их? Что вы чувствовали? Кому вы подарите ваши писанки?
А теперь давайте прикрепим их в нашу корзинку.(на доске)
Молодцы!
8. Рефлексия.
Давайте встанем в круг. Потрите свои ладошки. Что вы чувствуете? (тепло). Так давайте возьмемся за руки и передадим друг другу тепло наших душ и сердец.
Пусть добро и любовь воцарят в нашем мире .
(звучит пасхальный перезвон).
На этом, ребята, наш урок закончен. Свои писанки вы можете подарить своим близким.
Всем большое спасибо!