Дорожная карта по организации работы с одаренными детьми
в МБОУ СОШ № 5
Цель: создание условий для выявления, поддержки, воспитания и развития талантливых и одаренных детей.
Задачи:
Развивать одаренность через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
Стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
Обеспечивать научно-методическую, социально-правовую, психолого- педагогическую поддержку одаренных детей;
Организовать специальную подготовку педагогических кадров для работы с одаренными детьми;
Создать банк данных талантливых и одаренных детей: технологий, методик индивидуальных программ, учебно-методических комплексов.
Планируемый результат:
Внедрение новых путей поддержки и развития одаренных детей;
Увеличение числа талантливых и одаренных детей;
Создание единого банка данных одаренных детей;
Разработка оптимального индивидуального маршрута развития одаренного ребенка;
Повышение профессиональной компетентности педагогов по работе с талантливыми и одаренными детьми.
Процедуры. Организационно - информационные:
Организация сетевого взаимодействия учреждений образования.
Организация деятельности директора и заместителей директора по оформлению правового поля: заключение договоров о сетевом взаимодействии, разработка положений о конкурсах, о мероприятиях и др.
Прохождение курсовой подготовки педагогов по проблеме организации развития талантливых и одаренных детей.
Расстановка кадров, разработка плана методической работы.
Мониторинг педагогических кадров: выявление и анализ уровня педагогического мастерства педагогов, работающих с одаренными детьми.
Кадровые. Мотивационные:
Обучение педагогов инновационным технологиям через систему постоянно действующих семинаров.
Ознакомление с системой контроля в организации развития одаренных детей.
Разработка и утверждение планов методической работы МО, планов самообразования, аттестации педагогов.
Научно-методические:
Разработка плана-графика методической работы центра сетевого взаимодействия.
Организация работы и проведение постоянно действующих семинаров: «Современные образовательные технологии», «Педагогические техники в работе с одаренными детьми», «Формирование и реализация личностного потенциала учащихся», «Мониторинг продвижения одаренного ребенка».
Организация и проведение консультаций.
Организация работы с талантливыми и одаренными детьми.
Организация обмена опытом.
Работа с педагогическими коллективами образовательных учреждений по организации психолого-педагогического сопровождения развития одаренных детей.
Освоение технологий индивидуализации образовательного процесса.
Программно-методическое:
Издание приказов по сетевому взаимодействию.
Составление плана-графика сетевого взаимодействия: проведения семинаров, методической учебы, конференций, консультаций.
Материально-технические:
Определение необходимого оборудования залов, компьютерных классов, лабораторий и других помещений для проведения занятий и мероприятий.
Финансовые:
Изыскание дополнительных источников поощрения педагогов, работающих с талантливыми и одаренными детьми.
Контрольно-диагностические:
Разработка критериев результативности сетевого взаимодействия по работе с талантливыми и одаренными детьми.
| Направления | Деятельность МБОУ СОШ № 5 | Субъекты (дети, родители) |
1 | Создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на выявление и отслеживание развития одаренных детей | - Мониторинг продвижения одаренного ребенка в учреждении и вне его - Создание карты успешности развития ребенка | - Расширение знаний детей и родителей об одаренности и собственных возможностей одаренных детей |
2 | Сетевое взаимодействие организации развития талантливых и одаренных детей, создание педагогических комплексов для работы с одаренными детьми | - Предоставление одаренным детям возможности выбора модульных курсов дополнительного образования для апробирования и развития своих интересов и возможностей - Реализация индивидуальных программ по работе с одаренными детьми - Расширение связей с ОУ - Педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей - Привлечение родительской общественности к работе с одаренными детьми | - Проведение мероприятий (конференций, «круглых столов» и др.) по обмену опытом работы с одаренными детьми - Организация и расширение контактов талантливых и одаренных подростков. |
3 | Непрерывное социально-педагогическое сопровождение одаренных детей | - Создание единой системы планирования мероприятий -Реализация разнообразных форм поддержки одаренных детей - Мотивация родителей (законных представителей) на сотрудничество в социально-педагогическом сопровождении одаренного ребенка (родители – союзники) | Проведение мероприятий (конференций, «круглых столов» и др.) по обмену опытом работы с одаренными детьми |
4 | Подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми | - Организация тематических семинаров по распространению опыта сопровождения, развития одаренного ребенка - Создание и обновление банка технологий работы с одаренными детьми - Организация и проведение курсов повышения квалификации по работе с одаренными детьми | Проведение КПК специалистами «Регионального института развития образования» г. Салехард |
5 | Мотивационная поддержка работы с одаренными детьми | - Разработка стимулирования педагога и одаренного ребенка на уровне учреждения - Организация и проведение конкурсов и фестивалей, участие в конкурсах регионального, всероссийского и международного уровней - Привлечение средств спонсоров для поддержки одаренных детей | - Сбор индивидуального Портфолио достижений и практического результата деятельности ребенка - Пропаганда детских достижений в социуме - Чествование одаренных детей, наставников и родителей на уровне поселка - Размещение информации на сайте |
6 | Информационное обеспечение процесса поддержки и развития одаренных детей | _Создание банка данных об одаренных детях, технологиях работы с ними - Осуществление информационной поддержки родителей одаренных обучающихся - Размещение информации по работе с одаренными детьми в средствах СМИ, на сайтах | - Участие в деятельности сетевых сообществ детей, родителей по проблеме развития одаренности. |
Ресурсное обеспечение.
Обоснование возможности инновационной деятельности в соответствии с законодательством об образовании.
Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности по развитию и сопровождению талантливых и одаренных детей заключается в исполнении:
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
Федеральной целевой программы «Дети России» (подпрограмма «Одаренные дети»).
Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 г.;
Концепции развития дополнительного образования в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726;
Устава МБОУ СОШ № 5.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
1. Принцип создания комфортных условий для совместных работы учащихся и педагога.
2. Принцип создания условий для самопознания и реализации каждой одаренной личности.
3. Принцип вариативности реализации содержания, форм, методов образовательного и воспитательного процесса дополнительного образования.
4. Принцип свободы выбора учащимися объединений, клубов.
5. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности (реализация модульного обучения в рамках ФГОС, реализация долговременных воспитывающих игр и др.)
Формы работы с одаренными учащимися:
индивидуальный подход на занятиях;
проведение нестандартных форм занятий;
дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, к исследовательской конференции, консультации по возникшим проблемам;
конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
проектная деятельность учащихся;
использования современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
создание ученических портфолио.
Методическая поддержка.
На сегодняшний момент, возникшие вопросы по проблеме развития одаренных детей обсуждаются на заседаниях методических объединений педагогов ОУ. Пурпе. Дорожная карта меняет систему методической работы в образовательном учреждении, требует создание новых структурных элементов – формирование межшкольного методического объединения педагогов, работающих с одаренными детьми, творческой группы по реализации Проекта, совершенствование научно-методической базы для реализации спектра образовательных услуг и возможностей выстраивать индивидуальные образовательные траектории талантливых и одаренных детей.
Основными направлениями реализации являются:
Создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на выявление и отслеживание развития одаренных детей.
Сетевое взаимодействия организации развития талантливых и одаренных детей, создание педагогических комплексов для работы с одаренными детьми.
Непрерывное социально-педагогическое сопровождение одаренных детей.
Подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми.
Мотивационная поддержка работы с одаренными детьми.
Информационное обеспечение процесса поддержки и развития одаренных детей.
Информационная поддержка.
Для полной и эффективной реализации проекта важнейшей задачей является информатизация образования, создание и развитие универсальной ИКТ-насыщенной образовательной среды, создание единого информационного образовательного пространства (ЕИОП).
Кадровое обеспечение.
Разработка образовательных модулей и учебных занятий по ним проводится педагогами МБОУ СОШ № 5
Наличие базы.
Наличие базы для реализации проекта определено через изучение:
образовательных возможностей;
воспитательных возможностей;
социального заказа школ на разработку образовательных модулей, на основе лицензированных образовательных программ дополнительного образования детей;
социального заказа на сетевое взаимодействие по организации развития талантливых и одаренных детей.
Материально-техническая поддержка.
Для ведения образовательного процесса на базе имеется МБОУ СОШ № 5 количество кабинетов, существенно обновлена материально-техническая база для осуществления теоретического и практического обучения.
Оценка результатов и мониторинг.
При проведении психолого-педагогического мониторинга эффективности сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении необходимо учитывать следующие составляющие:
комплексный подход к процессу организации сопровождения одаренного ребенка с привлечением всех участников образовательного процесса (педагогов, администрации, родителей);
обязательный учет зоны ближайшего развития при разработке индивидуальной программы сопровождения ребенка;
комплексность оценивания всех сторон поведения и деятельности ребенка, с использованием различных источников информации и длительности наблюдений;
разнообразное включение ребенка в специально-организованные сферы деятельности, которые соответствуют его интересам и склонностям;
экспертизу продуктов деятельности детей с использованием метода компетентных судей и анализ реальных достижений одаренных детей (участие в олимпиадах, конкурсах, школьных конференциях, спортивных соревнованиях, фестивалях, смотрах и т.д.).
Оценка реализуемости проекта.
В ходе оценки реализуемости проекта предполагается оценить эффективность в форме отчетности о внедрения и реализуемости проекта.
Оценка и контроль результатов эффективности внедрения проекта осуществляется через:
1) качественный и количественный анализ степени интеллектуальной и творческой активности одаренного ребенка, т.е. степень участия данного контингента учащихся в творческих заданиях, конкурсах, викторинах, выставках, как в школах, так и в Доме детского творчества, поселке, районе и т.д. Оценка индивидуального развития талантливого и одаренного ребенка предполагается через качественный и количественный анализ развития компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, компетенции личностного самосовершенствования, опыта самостоятельного общественного действия.
2) качественный и количественный анализ уровня удовлетворенности детей и родителей образовательными услугами, т.е. сбор и анализ данных по результатам анкетирования, опроса и/или интервьюирования всех субъектов сетевого взаимодействие организации развития талантливых и одаренных детей (педагогов, учащихся, родителей);
3) отчетность об эффективности результатов внедрения проекта
Управление реализацией инновационной деятельности.
| Направления | Система образования в учреждении |
1 | Координация работы с одаренными детьми | - Изучение и формирование социального заказа на работу с одаренными детьми - Создание системы конкурсов, конференций и др. мероприятий с одаренными детьми. - Выстраивание системной работы сетевого взаимодействия ОУ поселка |
2 | Нормативное обеспечение сопровождения одаренных детей | - Создание нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную социально-педагогическую работу с одаренными детьми - Разработка Положений о конкурсах, фестивалях для детей разного возраста - Дополнения в действующие нормативные документы МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе с целью активизации работы с одаренными детьми |
3 | Финансовое обеспечение сопровождения одаренных детей | - Создание материальных ресурсов, соразмерных поставленным задачам - Укрепление материально-технической базы ДДТ, приобретение материалов и инструментов для обеспечения образовательного процесса |
Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагога. М.Карне выделяет следующие качества, необходимые педагогу для работы с одарёнными детьми:
теоретические знания по вопросу одарённости;
наличие практического опыта;
позитивная Я-концепция;
целеустремлённость и настойчивость;
зрелость (чёткое знание своих целей и задач);
эмоциональная стабильность;
чуткость;
креативность.
Поэтому считаем необходимым вести специальную подготовку педагогического коллектива для работы со способными детьми. Педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно осведомлены и вооружены педагогическими знаниями в этой области.
План мероприятий по выполнению целевой комплексной программы «Одарённые дети»
во 2б классе на 2021-2022 учебный год
№ пп | Мероприятия | Сроки |
1. | Продолжение изучения психологических особенностей учащихся (речи, мышления, памяти). Диагностика одарённых детей, результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. | в течение года |
2. | Создание банка данных с систематизацией по видам одаренности. | октябрь |
3. | Вовлечение школьников в деятельность кружков, клубов, студий, факультативов, органов самоуправления в школе и в учреждениях дополнительного образования по интересам и склонностям. | сентябрь |
4. | Работа с родителями, опросы, анкетирования, консультирование. | в течение года |
5. | Организация индивидуальной и групповой работы с одарёнными детьми. | в течение года |
6. | Предметные недели в начальной школе. | февраль |
7. | Участие в школьных предметных олимпиадах. | ноябрь |
8. | Участие в районных, краевых, региональных предметных олимпиадах. | в течение года |
9. | Участие в школьных, районных, краевых интеллектуальных, музыкальных, художественных и творческих конкурсах. | в течение года |
10. | Участие в международном конкурсе «Игра-путешествие» | Декабрь январь |
11. | Участие учащихся в международных и всероссийских предметных конкурсах и сетевых проектах («Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое Руно» и др.) | ноябрь декабрь |
14. | Участие в районном конкурсе рисунков и комиксов по ПДД. | январь |
16. | Участие в мероприятиях, проводимых районной библиотекой. | в течение года |
17. | Участие в общешкольных праздниках. | в течение года |
18. | Проектная и исследовательская деятельность на уроке. | в течение года |
19. | Использование ИКТ для организации работы с одарёнными детьми. | в течение года |
20. | Участие в научно-практических конференциях по проблемам обучения талантливых и одаренных детей. | в течение года |
21. | Приобретение методической литературы и компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми. | в течение года |
22. | Создание портфолио учащихся. | в течение года |
23. | Участие в благотворительных акциях «Дети детям» (игрушки дет. саду и детям с огранич. возможностями). | ноябрь декабрь |
24. | Участие в школьных днях здоровья, в соревнованиях «Весёлые старты». | в течение года |
25. | Интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Ребусы, шарады, головоломки» и др. | в течение года |
26. | Посещение представлений и концертов, кукольного театров. | в течение года |
27. | Участие в общешкольных, районных, региональных конкурсах рисунков и поделок. | в течение года |
28. | Экскурсии в музеи городов КМВ. | в течение года |
29. | Создание банка данных методических материалов по работе с одаренными учащимися, разработок классных часов и родительских собраний. | в течение года |
30. | Активное привлечение к деятельности в рамках программы всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей учащихся. | в течение года |
Классный руководитель Моисеенко О.В.