СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дорожная карта по организации работы с одарёнными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой публикации вы найдете материал, как создать условия для выявления, поддержки, воспитания и развития талантливых и одарённых детей.

Просмотр содержимого документа
«Дорожная карта по организации работы с одарёнными детьми»

Дорожная карта по организации работы с одаренными детьми

в МБОУ СОШ № 5


Цель: создание условий для выявления, поддержки, воспитания и развития талантливых и одаренных детей.

Задачи:

  • Развивать одаренность через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;

  • Стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;

  • Обеспечивать научно-методическую, социально-правовую, психолого- педагогическую поддержку одаренных детей;

  • Организовать специальную подготовку педагогических кадров для работы с одаренными детьми;

  • Создать банк данных талантливых и одаренных детей: технологий, методик индивидуальных программ, учебно-методических комплексов.

Планируемый результат:

  • Внедрение новых путей поддержки и развития одаренных детей;

  • Увеличение числа талантливых и одаренных детей;

  • Создание единого банка данных одаренных детей;

  • Разработка оптимального индивидуального маршрута развития одаренного ребенка;

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов по работе с талантливыми и одаренными детьми.

Процедуры. Организационно - информационные:

  • Организация сетевого взаимодействия учреждений образования.

  • Организация деятельности директора и заместителей директора по оформлению правового поля: заключение договоров о сетевом взаимодействии, разработка положений о конкурсах, о мероприятиях и др.

  • Прохождение курсовой подготовки педагогов по проблеме организации развития талантливых и одаренных детей.

  • Расстановка кадров, разработка плана методической работы.

  • Мониторинг педагогических кадров: выявление и анализ уровня педагогического мастерства педагогов, работающих с одаренными детьми.


Кадровые. Мотивационные:

  • Обучение педагогов инновационным технологиям через систему постоянно действующих семинаров.

  • Ознакомление с системой контроля в организации развития одаренных детей.

  • Разработка и утверждение планов методической работы МО, планов самообразования, аттестации педагогов.


Научно-методические:

  • Разработка плана-графика методической работы центра сетевого взаимодействия.

  • Организация работы и проведение постоянно действующих семинаров: «Современные образовательные технологии», «Педагогические техники в работе с одаренными детьми», «Формирование и реализация личностного потенциала учащихся», «Мониторинг продвижения одаренного ребенка».

  • Организация и проведение консультаций.

  • Организация работы с талантливыми и одаренными детьми.

  • Организация обмена опытом.

  • Работа с педагогическими коллективами образовательных учреждений по организации психолого-педагогического сопровождения развития одаренных детей.

  • Освоение технологий индивидуализации образовательного процесса.

Программно-методическое:

  • Издание приказов по сетевому взаимодействию.

  • Составление плана-графика сетевого взаимодействия: проведения семинаров, методической учебы, конференций, консультаций.

Материально-технические:

  • Определение необходимого оборудования залов, компьютерных классов, лабораторий и других помещений для проведения занятий и мероприятий.

Финансовые:

  • Изыскание дополнительных источников поощрения педагогов, работающих с талантливыми и одаренными детьми.

Контрольно-диагностические:

  • Разработка критериев результативности сетевого взаимодействия по работе с талантливыми и одаренными детьми.



Направления

Деятельность МБОУ СОШ № 5

Субъекты (дети, родители)

1

Создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на выявление и отслеживание развития одаренных детей

- Мониторинг продвижения одаренного ребенка в учреждении и вне его


- Создание карты успешности развития ребенка

- Расширение знаний детей и родителей об одаренности и собственных возможностей одаренных детей

2

Сетевое взаимодействие организации развития талантливых и одаренных детей, создание педагогических комплексов для работы с одаренными детьми

- Предоставление одаренным детям возможности выбора модульных курсов дополнительного образования для апробирования и развития своих интересов и возможностей

- Реализация индивидуальных программ по работе с одаренными детьми

- Расширение связей с ОУ

- Педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей

- Привлечение родительской общественности к работе с одаренными детьми

- Проведение мероприятий (конференций, «круглых столов» и др.) по обмену опытом работы с одаренными детьми


- Организация и расширение контактов талантливых и одаренных подростков.

3

Непрерывное социально-педагогическое сопровождение одаренных детей

- Создание единой системы планирования мероприятий

-Реализация разнообразных форм поддержки одаренных детей

- Мотивация родителей (законных представителей) на сотрудничество в социально-педагогическом сопровождении одаренного ребенка (родители – союзники)

Проведение мероприятий (конференций, «круглых столов» и др.) по обмену опытом работы с одаренными детьми

4

Подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми

- Организация тематических семинаров по распространению опыта сопровождения, развития одаренного ребенка

- Создание и обновление банка технологий работы с одаренными детьми

- Организация и проведение курсов повышения квалификации по работе с одаренными детьми

Проведение КПК специалистами «Регионального института развития образования» г. Салехард

5

Мотивационная поддержка работы с одаренными детьми

- Разработка стимулирования педагога и одаренного ребенка на уровне учреждения

- Организация и проведение конкурсов и фестивалей, участие в конкурсах регионального, всероссийского и международного уровней

- Привлечение средств спонсоров для поддержки одаренных детей

- Сбор индивидуального Портфолио достижений и практического результата деятельности ребенка

- Пропаганда детских достижений в социуме

- Чествование одаренных детей, наставников и родителей на уровне поселка

- Размещение информации на сайте

6

Информационное обеспечение процесса поддержки и развития одаренных детей

_Создание банка данных об одаренных детях, технологиях работы с ними

- Осуществление информационной поддержки родителей одаренных обучающихся

- Размещение информации по работе с одаренными детьми в средствах СМИ, на сайтах

- Участие в деятельности сетевых сообществ детей, родителей по проблеме развития одаренности.


Ресурсное обеспечение.

Обоснование возможности инновационной деятельности в соответствии с законодательством об образовании.

Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности по развитию и сопровождению талантливых и одаренных детей заключается в исполнении:

  1. Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

  2. Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

  3. Федеральной целевой программы «Дети России» (подпрограмма «Одаренные дети»).

  4. Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 г.;

  5. Концепции развития дополнительного образования в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726;

  6. Устава МБОУ СОШ № 5.


Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

1. Принцип создания комфортных условий для совместных работы учащихся и педагога.

2. Принцип создания условий для самопознания и реализации каждой одаренной личности.

3. Принцип вариативности реализации содержания, форм, методов образовательного и воспитательного процесса дополнительного образования.

4. Принцип свободы выбора учащимися объединений, клубов.

5. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности (реализация модульного обучения в рамках ФГОС, реализация долговременных воспитывающих игр и др.)


Формы работы с одаренными учащимися:

  • индивидуальный подход на занятиях;

  • проведение нестандартных форм занятий;

  • дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, к исследовательской конференции, консультации по возникшим проблемам;

  • конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

  • проектная деятельность учащихся;

  • использования современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);

  • создание ученических портфолио.


Методическая поддержка.

На сегодняшний момент, возникшие вопросы по проблеме развития одаренных детей обсуждаются на заседаниях методических объединений педагогов ОУ. Пурпе. Дорожная карта меняет систему методической работы в образовательном учреждении, требует создание новых структурных элементов – формирование межшкольного методического объединения педагогов, работающих с одаренными детьми, творческой группы по реализации Проекта, совершенствование научно-методической базы для реализации спектра образовательных услуг и возможностей выстраивать индивидуальные образовательные траектории талантливых и одаренных детей.


Основными направлениями реализации являются:

  1. Создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на выявление и отслеживание развития одаренных детей.

  2. Сетевое взаимодействия организации развития талантливых и одаренных детей, создание педагогических комплексов для работы с одаренными детьми.

  3. Непрерывное социально-педагогическое сопровождение одаренных детей.

  4. Подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми.

  5. Мотивационная поддержка работы с одаренными детьми.

  6. Информационное обеспечение процесса поддержки и развития одаренных детей.


Информационная поддержка.

Для полной и эффективной реализации проекта важнейшей задачей является информатизация образования, создание и развитие универсальной ИКТ-насыщенной образовательной среды, создание единого информационного образовательного пространства (ЕИОП).

Кадровое обеспечение.

Разработка образовательных модулей и учебных занятий по ним проводится педагогами МБОУ СОШ № 5


Наличие базы.

Наличие базы для реализации проекта определено через изучение:

  • образовательных возможностей;

  • воспитательных возможностей;

  • социального заказа школ на разработку образовательных модулей, на основе лицензированных образовательных программ дополнительного образования детей;

  • социального заказа на сетевое взаимодействие по организации развития талантливых и одаренных детей.


Материально-техническая поддержка.

Для ведения образовательного процесса на базе имеется МБОУ СОШ № 5 количество кабинетов, существенно обновлена материально-техническая база для осуществления теоретического и практического обучения.


Оценка результатов и мониторинг.

При проведении психолого-педагогического мониторинга эффективности сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении необходимо учитывать следующие составляющие:

  • комплексный подход к процессу организации сопровождения одаренного ребенка с привлечением всех участников образовательного процесса (педагогов, администрации, родителей);

  • обязательный учет зоны ближайшего развития при разработке индивидуальной программы сопровождения ребенка;

  • комплексность оценивания всех сторон поведения и деятельности ребенка, с использованием различных источников информации и длительности наблюдений;

  • разнообразное включение ребенка в специально-организованные сферы деятельности, которые соответствуют его интересам и склонностям;

  • экспертизу продуктов деятельности детей с использованием метода компетентных судей и анализ реальных достижений одаренных детей (участие в олимпиадах, конкурсах, школьных конференциях, спортивных соревнованиях, фестивалях, смотрах и т.д.).

Оценка реализуемости проекта.

В ходе оценки реализуемости проекта предполагается оценить эффективность в форме отчетности о внедрения и реализуемости проекта.

Оценка и контроль результатов эффективности внедрения проекта осуществляется через:

1) качественный и количественный анализ степени интеллектуальной и творческой активности одаренного ребенка, т.е. степень участия данного контингента учащихся в творческих заданиях, конкурсах, викторинах, выставках, как в школах, так и в Доме детского творчества, поселке, районе и т.д. Оценка индивидуального развития талантливого и одаренного ребенка предполагается через качественный и количественный анализ развития компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, компетенции личностного самосовершенствования, опыта самостоятельного общественного действия.

2) качественный и количественный анализ уровня удовлетворенности детей и родителей образовательными услугами, т.е. сбор и анализ данных по результатам анкетирования, опроса и/или интервьюирования всех субъектов сетевого взаимодействие организации развития талантливых и одаренных детей (педагогов, учащихся, родителей);

3) отчетность об эффективности результатов внедрения проекта


Управление реализацией инновационной деятельности.


Направления

Система образования в учреждении

1

Координация работы с одаренными детьми

- Изучение и формирование социального заказа на работу с одаренными детьми

- Создание системы конкурсов, конференций и др. мероприятий с одаренными детьми.

- Выстраивание системной работы сетевого взаимодействия ОУ поселка

2

Нормативное обеспечение сопровождения одаренных детей

- Создание нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную социально-педагогическую работу с одаренными детьми

- Разработка Положений о конкурсах, фестивалях для детей разного возраста

- Дополнения в действующие нормативные документы МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе с целью активизации работы с одаренными детьми

3

Финансовое обеспечение сопровождения одаренных детей

- Создание материальных ресурсов, соразмерных поставленным задачам

- Укрепление материально-технической базы ДДТ, приобретение материалов и инструментов для обеспечения образовательного процесса


Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагога. М.Карне выделяет следующие качества, необходимые педагогу для работы с одарёнными детьми:

  • теоретические знания по вопросу одарённости;

  • наличие практического опыта;

  • позитивная Я-концепция;

  • целеустремлённость и настойчивость;

  • зрелость (чёткое знание своих целей и задач);

  • эмоциональная стабильность;

  • чуткость;

  • креативность.

Поэтому считаем необходимым вести специальную подготовку педагогического коллектива для работы со способными детьми. Педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно осведомлены и вооружены педагогическими знаниями в этой области.

План мероприятий по выполнению целевой комплексной программы «Одарённые дети»

во 2б классе на 2021-2022 учебный год



пп

Мероприятия

Сроки

1.

Продолжение изучения психологических особенностей учащихся (речи, мышления, памяти). Диагностика одарённых детей, результаты групповых тестирований, социологических опросных листов.

в течение года

2.

Создание банка данных с систематизацией по видам одаренности.

октябрь

3.

Вовлечение школьников в деятельность кружков, клубов, студий, факультативов, органов самоуправления в школе и в учреждениях дополнительного образования по интересам и склонностям.

сентябрь

4.

Работа с родителями, опросы, анкетирования, консультирование.

в течение года

5.

Организация индивидуальной и групповой работы с одарёнными детьми.

в течение года

6.

Предметные недели в начальной школе.

февраль

7.

Участие в школьных предметных олимпиадах.

ноябрь

8.

Участие в районных, краевых, региональных предметных олимпиадах.

в течение года

9.

Участие в школьных, районных, краевых интеллектуальных, музыкальных, художественных и творческих конкурсах.

в течение года

10.

Участие в международном конкурсе «Игра-путешествие»

Декабрь

январь

11.

Участие учащихся в международных и всероссийских предметных конкурсах и сетевых проектах («Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое Руно» и др.)

ноябрь

декабрь

14.

Участие в районном конкурсе рисунков и комиксов по ПДД.

январь

16.

Участие в мероприятиях, проводимых районной библиотекой.

в течение года

17.

Участие в общешкольных праздниках.

в течение года

18.

Проектная и исследовательская деятельность на уроке.

в течение года

19.

Использование ИКТ для организации работы с одарёнными детьми.

в течение года

20.

Участие в научно-практических конференциях по проблемам обучения талантливых и одаренных детей.

в течение года

21.

Приобретение методической литературы и компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми.

в течение года

22.

Создание портфолио учащихся.

в течение года

23.

Участие в благотворительных акциях «Дети детям» (игрушки дет. саду и детям с огранич. возможностями).

ноябрь

декабрь

24.

Участие в школьных днях здоровья, в соревнованиях «Весёлые старты».

в течение года

25.

Интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Ребусы, шарады, головоломки» и др.

в течение года

26.

Посещение представлений и концертов, кукольного театров.

в течение года

27.

Участие в общешкольных, районных, региональных конкурсах рисунков и поделок.

в течение года

28.

Экскурсии в музеи городов КМВ.

в течение года

29.

Создание банка данных методических материалов по работе с одаренными учащимися, разработок классных часов и родительских собраний.

в течение года

30.

Активное привлечение к деятельности в рамках программы всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей учащихся.


в течение года





Классный руководитель Моисеенко О.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!