Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Продукт |
1. Подготовительный / мотивационный | | | |
1.1 Выбор и формулировка темы | – Для того, чтобы узнать тему нашего проекта, прошу вас отгадать загадку. Когда росой лежит-блестит. Когда весной бежит-бурлит. То в пар уйдёт, то в снег, то в лёд, То ливнем с неба упадёт. На свете нет её сильнее, На свете нет её буйнее, В руках её не удержать И на коне не обогнать. Чего в гору не вкатить, В решете не унести И в руках не удержать? -Что же это такое? (на доске вывешиваются картинки с изображением снега, дождя, пара). Вода. – Правильно, вода. | Вода. | Сформулирована тема: «Вода». |
1.2 Определение проблемы и формулировка цели | -Какую цель вы поставите сегодня для себя? А, если я вам скажу, что вода является основой для приготовления как полезных, так и не очень полезных напитков, какую ещё цель можно поставить? «Капля воды дороже золота» - Почему так говорят? - Первое из природных богатств, с которым встречается человек – это вода. Она становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет до последнего дня. Человек как-нибудь обойдётся без золота, алмазов, но без воды он не сможет жить. | Узнать о свойствах воды в доме. Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды | Определена цель проекта. |
1.3 Постановка задач | Чтобы поставить задачи поиграем в игру «Верю не верю». - Если вы мне верите, то показываете зелёный сигнал, а если не верите – красный. 1. Верите ли вы, что в вашем возрасте нужно в день выпивать 2,5 литра воды? 2. Верите ли вы, что у воды может быть разный вкус? 3. Верите ли вы, что питаться всухомятку очень вредно? 4. Верите ли вы, что самым полезным считается клюквенный морс? 5. Верите ли вы, что родиной чая является Китай? - В конце проекта вы сможете проверить свои предположения. | С помощью наводящих вопросов учителя устанавливают задачи. | Поставлены задачи. |
1.4 Формулировка гипотезы | Организует работу в группах. «Составьте предложения из слов.» (Наталкивает обучающихся на формулировку гипотез.) Записывает ответы учеников на доске. | Отвечают на вопрос учителя, формулируют варианты гипотез. | Сформулирована гипотеза проекта. |
2. Организационный / подготовительно-планирующий | | | |
2.1 Планирование деятельности | 1. Помогает ученикам разработать план реализации проекта. Для определения этапов работы предлагает ученикам ответить на вопросы: «Какие свойства воды? Какая вода бывает? Какая вода полезней? Чем отличается бутилированная вода от воды из лужи?» 2. Помогает ученикам разделиться на группы и распределить обязанности, выбрать срок презентации и форму защиты проекта, совместно определить критерии оценки проекта. Представляет на экране видеоролик, в котором показан процесс фильтрации воды. Сопровождает видеоролик речью о растениях. Задает вопросы: «Что вы только что просмотрели? Можем ли мы сделать вывод, что вся вода проходит фильтрацию??» | 1. Вместе с учителем разрабатывают план выполнения проекта. 2. Объединяются в группы и распределяют, кто за что будет отвечать. 3. Определяют сроки и форму защиты проекта, критерии оценки. Просматривают видеоролик. Параллельно слушают речь учителя. Отвечают на вопросы. | Составлен план реализации проекта: 1. Выбрать источники информации, изучить и обобщить информацию по теме «Вода в доме. Полезно ли её пить?». 2. Провести исследование воды родного края. 3. Оформить результаты подтверждения или опровержения гипотез. 4. Защитить свое выступление о подтверждении или опровержении гипотез. |
2.2 Выбор методов исследования | Предоставляет список методов, объясняет (напоминает) особенности их использования, помогает выбрать необходимые для проекта. | Выбирают наиболее подходящие методы исследования. | Выбраны методы исследования: поиск информации (история, записка), ее анализ, наблюдение (видеоролик, описание, сравнение), микроскоп электронный, обобщение. |
2.3 Подбор необходимых инструментов и оборудования | Задает вопрос о том, какие инструменты и оборудование могут понадобиться ученикам, чтобы сделать проект. | Выбирают инструменты и оборудование для исследования. | Выбраны необходимые инструменты и оборудование: -
Для сбора информации: истории -
Для подтверждения или опровержения гипотез: видеоролик, история, тетради, ручки, карандаши. -
Для оформления шаблона макета цветочных часов: листы А4, клей, ножницы, карандаши, ручки, линейка. |
3. Информационно-операционный / исследовательско-технологический | | | |
3.1 Сбор необходимой информации | 1. Напоминает ученикам, на какие вопросы о воде обучающиеся должны ответить, оказывает помощь в поиске источников информации, анализе и обобщении результатов. 2. Предлагает ученикам ознакомиться с видами воды через микроскоп, записать их сходства и различия. | Ищут информацию для ответов на вопросы, анализируют и обобщают и фиксируют информацию. | Найдены и записаны ответы на все вопросы. |
3.2 Проведение исследования | 1. Мотивирует учеников на подтверждение и опровержение гипотезы, помогает сформулировать цель исследования, задачи, гипотезу, методы исследования. 2. Проводит инструктаж по использованию смарт-оборудования. 3. Помогает разделиться на группы. 4. Во время эксперимента задает вопросы, направляя внимание учеников на свойствах воды и её особенностях. 5. Помогает сформулировать и записать подтверждение или опровержение гипотез. | 1. Формулируют цель исследования, задачи, гипотезу. 2. Делятся на группы по 3 человека или на пары. 3. Проводят исследование, наблюдают, записывают выводы: Опыт Смотрят видеоролик, слушают учителя, отвечают на вопросы, подтверждают или опровергают гипотезы. | 1. Определена цель исследования: изучить свойства воды и её примеси. 2 Поставлены задачи исследования: - Просмотреть видеоролик. -Предположить чем полезна вода в доме для человека. - Сделать выводы. 3. Определены методы исследования: наблюдение, анализ результатов, обобщение. 4. Проведено исследование, сделаны выводы. 5. Общий вывод. |
3.3 Формулировка выводов | 1. Предоставляет возможность каждой группе высказать полученные в результате изучения информации и просмотра видеоролика выводы, зафиксировать все полученные результаты с помощью системы голосования 2. Помогает сформулировать общий вывод. | 1. Делятся результатами и выводами при помощи системы голосования. 2. Формулируют общий вывод. | Сформулирован вывод: «Воду можно пить не в каждом доме, она разнообразна, в некотором её виде присутствуют примеси, лучше всего пить бутилированную» |
3.4 Оформление результатов проекта, подготовка к защите | 1. Помогает в создании плаката призывающего сохранять пресную воду и пить бутилированную воду. 2. Предлагает алгоритм выступления на защите проекта. | 1. Оформляют стенгазету. 2. Готовятся к защите. | 1.Плакат о сохранности пресной воды и бутилированной воды. 2. Конспект выступления на защите. |
4. Рефлексивно-оценочный | | | |
4.1 Защита проекта | Выслушивает выступления учеников. | Публично представляют полученные результаты. | Проведена защита. |
4.2 Рефлексия и самоанализ | 1. Предлагает ученикам оценить результаты проектной работы в соответствии с критериями. 2. Проведение самоанализа с помощью ответов на вопросы анкеты: -
Довольны ли вы своим выступлением? -
Что вам особенно понравилось и запомнилось? -
Что вам не понравилось? -
Воспользовались ли вы советами, полученными на занятиях? -
Что вы посоветовали бы друзьям и одноклассникам? 3. Обобщает результаты, подводит итоги, помогает ученикам определить дальнейшие перспективы использования результатов проекта. | Оценивают результаты, проводят самоанализ, определяют, где в дальнейшем можно использовать результаты проекта. | 1. Оценены результаты работы. 2. Проведен самоанализ. 3. Подведены итоги, определены перспективы. |