СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Дорожная карта воспитания патриотизма и гражданской ответственности у студентов Снежнянского горного техникума»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публичный доклад на тему «Дорожная карта воспитания патриотизма и гражданской ответственности у студентов Снежнянского горного техникума» отражает приоритетные направления и педагогические условия деятельности по воспитанию патриотизма и гражданской ответственности молодого поколения, раскрывает формы и методы учебно-воспитательного процесса.

 

Просмотр содержимого документа
««Дорожная карта воспитания патриотизма и гражданской ответственности у студентов Снежнянского горного техникума»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


СРЕДНЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ


СНЕЖНЯНСКИЙ ГОРНЫЙ ТЕХНИКУМ












ДОКЛАД

на конференцию научных и педагогических работников

на тему: «Дорожная карта воспитания патриотизма и гражданской ответственности у студентов Снежнянского горного техникума»





Подготовил:

Филоненко В.В. –

преподаватель высшей

категории социально-экономических

дисциплин













Снежное, 2015

Публичный доклад на тему «Дорожная карта воспитания патриотизма и гражданской ответственности у студентов Снежнянского горного техникума» отражает приоритетные направления и педагогические условия деятельности по воспитанию патриотизма и гражданской ответственности молодого поколения, раскрывает формы и методы учебно-воспитательного процесса.






























Принятие Конституции ДНР, Закона об образовании Донецкой Народной Республики, введение в действие новых нормативно-правовых актов в области среднего профессионального образования, потребовало создания Дорожной карты воспитания патриотизма и гражданской ответственности у студентов Снежнянского горного техникума.






















Содержание

Введение

1.Понятие «патриотизма и гражданственности».

2.Пути совершенствования гражданско-патриотического воспитания студентов Снежнянского горного техникума.

3.Программа «Моя Родина – Донбасс» и её реализация.

4.Организация практической деятельности студентов по формированию патриотизма.

4.1 Краеведческая работа как форма патриотического воспитания.

4.2 Туристско-краеведческая работа.

5.Заключение.

6. Список использованных источников.















































Никогда не следует забывать, что патриотизм – это именно то чувство, которое обусловливает творческий акт духовного самоопределения человека.

И. А. Ильин



Введение

Принятие Конституции ДНР, Закона об образовании Донецкой Народной Республики, введение в действие новых нормативно-правовых актов в области среднего профессионального образования, потребовало создания Дорожной карты воспитания патриотизма и гражданской ответственности у студентов Снежнянского горного техникума. Ведь любовь к своему Отечеству, соблюдение конституционных норм своей страны и уважение к традициям и культурному наследию своей и других наций – все это является целью гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Гражданско-патриотическое воспитание в рамках современности предполагает подготовку молодого поколения к предстоящей ответственности за свое поведение и гражданскую позицию.

Молодежь, воспитанная правильно и грамотно, свободно может взаимодействовать в нынешнем демократическом обществе. У молодых людей появляется осознание ценности общественных дел, в которых они принимают участие, и значимости собственного вклада в них. Молодежь становится готова к тому, чтобы проявлять инициативу, развивать свои способности и расти как личность, принося пользу не только себе и окружающим, но и всей стране в целом.

Гражданско-патриотическое воспитание формирует у молодежи культуру межличностного и межнационального взаимодействия.

Донецкая земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. События , которые проходят на территории Донбасса сейчас, связанные с гражданской войной, которую развязала киевская власть против собственного народа, требуют пересмотра ценностей, всего того, что накопилось за последние два десятилетия. Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу молодой Донецкой республики и ясно понял, что благополучие наше зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, высокой работоспособности. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Донбасса, высокой самодисциплины воли и гражданского мужества.

Воспитание патриотизма и гражданства - это целенаправленная и систематическая деятельность всех учебных заведений. Техникум представляет собой специально созданную среду для формирования не только специалистов, но и граждан – патриотов. Поэтому педагогический коллектив Снежнянского горного техникума составил Дорожную карту по воспитанию патриотизма и гражданской ответственности у студентов.


1.Понятие «патриотизма и гражданственности».


Остановимся на определении понятий «патриотизм» и «гражданственность. Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.

Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в Донбассе единого гражданского общества.

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Патриотизм – это одна из устойчивых характеристика человека, он выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Кроме того, представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству и системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, он всегда конкретен и направлен на реальные объекты, зарождаясь из любви к своей малой Родине, перерастая в общегосударственное патриотическое самосознание.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции, готовности служению Отечеству.

Патриотизм может быть индивидуальным, групповым и массовым. Он неразрывно связан с интернационализмом (идеология и политика, провозглашающие равноправие и общность интересов социальных групп, принадлежащих к различным нациям), чужд национализму (гипертрофированная форма национального сознания, провозглашающая идеи национальной исключительности, замкнутости, превосходства), сепаратизму (движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии) и космополитизму (теория и идеология, обосновывающие отказ от национальных традиций и культуры, отрицающие государственный и национальный суверенитет во имя единства человеческого рода).

У понятия «гражданственность» есть несколько определений. Например, гражданственность – это: антитеза антиполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества; способность и готовность выступать в роли гражданина; высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.




2.Пути совершенствования гражданско-патриотического воспитания студентов Снежнянского горного техникума.



Гражданско-патриотическое воспитание - одно из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса в техникуме. В современных условиях развитие воспитания патриотизма и гражданственности в учебном заведении предполагает использование нескольких путей.

 Первый путь - это качественное обновление содержания и методики преподавания учебных дисциплин, особенно гуманитарных и социально-экономических.

В общем массиве гуманитарных знаний знания о патриотизме представлены в большинстве гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Они изучаются в курсах отечественной истории, родного языка и культуры речи, политологии, социологии, культурологии, философии, правоведения и др.

Второй путь развития патриотического воспитания студентов - повышение количества и качества проводимых мероприятий по патриотическому воспитанию во внеучебное время, осуществление более тесной связи внеучебной воспитательной работы с содержанием изучаемых дисциплин в техникуме.

 В первую очередь речь идет о развитии во внеучебной работе со студентами их личностной активности в социально значимых делах: участие в выборах, выполнение общественных обязанностей в рамках студенческой группы, проведение исследований по острым проблемам общественного развития и др.

 Принципиально важно, чтобы гражданско-патриотическое воспитание студентов осуществлялось в массовых, групповых и индивидуальных формах работы. Массовые формы внеучебной работы предполагают участие большинства студентов или их представителей. Это конкурсы, студенческие вечера, праздники, олимпиады, КВНы, конференции, субботники и т. п. Групповые внеучебные формы включают в себя организацию работы со студентами, объединенными общностью интересов. Это могут быть кружки, клубы, спортивные секции, организуемые с целью углубления познавательных интересов и расширения кругозора, развития художественных способностей (литературный клуб, хоровой кружок и т. п.), активизации общественной деятельности студентов.

 Третий путь совершенствования патриотического воспитания студентов - обеспечение комплексного подхода к содержанию и организации патриотического воспитания. Комплексность проявляется, в первую очередь, в единстве системного, процессуального и деятельностного теоретических подходов. Системный подход ориентирует на формирование систем патриотического воспитания; процессуальный подход предполагает комплексную и поэтапную реализацию компонентов патриотического воспитания как педагогического процесса (целевого, субъектно-объектного, содержательного, технологического, аналитико-результативного); деятельностный подход характеризует рассматриваемый процесс не только с позиции необходимости создания благоприятных условий для патриотического воспитания, но и как целенаправленную деятельность субъектов этого воспитания по формированию патриотических качеств у студентов.

 Комплексный подход предполагает ох ват патриотическим воспитанием трех сфер развития личности: сознания, эмоционально-чувственной сферы, сферы практической деятельности.

Особого внимания заслуживает формирование патриотического сознания, которое представляет собой сложное личностное образование, базирующееся на любви к малой и большой Родине и сочетающее в себе совокупность знаний (об истории своего Отечества, традициях и обычаях своего народа, собственных генетических корнях, окружающей социальной и природной среде), убеждений, ценностных ориентаций и мотивационных установок по проявлению культуры межнационального общения, личностной активности в укреплении могущества страны, готовности к защите Родины. Патриотическое сознание включает в себя несколько аспектов: онтологический - отражение и оценка с патриотических позиций происходящих в обществе реальных процессов, затрагивающих социальное пространство личности; гносеологический - познание в форме представлений о производных культурно-исторического процесса отечественного развития в форме патриотических идеалов, традиций, символов; аксиологический - ориентация на выработанные обществом патриотические ценности, которые, преломляясь в мировоззрении и духовном облике личности, носят избирательный характер и направлены на развитие патриотического самосознания человека; эмоционально-чувственный - пространство личностных, субъективно-психологических переживаний, представлений, воспоминаний, предчувствий, предпочтений и пр., для которого характерны как эмоции (положительные и отрицательные), так и аффективные состояния личности (стрессы, предчувствия, беспредметные переживания); деятельностный - мотивация к социально значимой патриотически направленной деятельности.

  Как компонент общественного сознания патриотизм характеризует не только важнейшую грань жизни общества, но и предпосылку его устойчивого развития. Если на личностном уровне у большинства россиян, молодежи будут преобладать такие формы неистинного патриотизма, как патриотический индифферентизм, антипатриотизм, лжепатриотизм, патриотический нигилизм, то будет размыто и разрушено национальное самосознание населения. Граждане не будут возлагать на себя ответственность за состояние дел в стране, что неминуемо приведет к катастрофическому ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ нашего общества и государств. Особое внимание следует уделить развитию эмоционально-чувственной сферы личности студентов за счет широкого использования в воспитательной работе государственной и общественной символики. Государственные и общественные символы являются основной содержательной характеристикой национального самосознания, позволяя идентифицировать национальные чувства граждан в материальные носители национально-патриотических ценностей.

Отечественная культура (музыка, живопись, танцы и др.) должна превалировать над иностранной в воздействии на сознательную и подсознательную сферу личности студентов. Отечественная литература и искусство являются кладезем патриотических идей, источником мощных патриотических чувств. Человеколюбие, жизненный оптимизм, любовь к Родине, серьезное раздумье над судьбой Отчизны, надежда на лучшее будущее - все это присутствует в лучших образцах отечественной литературы и искусства

Комплексный подход включает в себя и интегративное использование в патриотическом воспитании студентов его отдельных направлений: духовно-патриотического, гражданско-патриотического, героико-патриотического воспитания средствами историко-краеведческого образования, военно-патриотического, спортивно-патриотического.

Четвертый путь совершенствования патриотического воспитания студентов - обеспечение воспитательного примера личности преподавателя, демонстрирующего образцы высокоразвитого гуманитарного мышления, патриота и гражданина Донбасса, умеющего строить педагогически целесообразные отношения со студентами.

 Преподаватель - представитель интересов государства, общественный деятель, воплощение нравственности и морали добропорядочного гражданина. Он - представитель интеллигенции, носитель просвещенности и грамотности, агент социальной мобильности, знаток той или иной области знания или умелости.


3.Программа «Моя Родина – Донбасс» и её реализация.



Основным источником воспитания патриотизма , гражданской ответственности в учебном процессе является содержание обучения, главным образом содержание отечественной истории как учебной дисциплины, включающей трудовые дела многих поколений, боевые события и ратные подвиги народа, достижения науки, литературы и искусства, исторические традиции, укрепляющие могущество донецкого края и прославляющие ее среди других народов. Формы ознакомления студентов с патриотическим аспектом науки и практики могут быть самыми разнообразным. Прежде всего, придание патриотической направленности изучаемым дисциплинам, особенно лекциям, написание студентами рефератов и выступление с ними на семинарах, подготовка докладов о жизни и деятельности ученых и выдающихся практиков, внесших особый вклад в развитие науки и ее практическую реализацию. Представляется целесообразным подготовить патриотическую тематику по всем дисциплинам и использовать ее в патриотическом воспитании студентов.

Отношение студентов к учебе как гражданско-патриотическому долгу возрастает при условии связи изучаемых дисциплин с жизненно-практическими интересами студентов – будущих специалистов. Эта связь усилит практическую ценность учебных дисциплин как во время их изучения, так и особенно в процессе будущей практической деятельности. Ведь каждый выпускник столкнется с личными межпредметными, практическими вопросами и проблемами, которые придется решать с позиций не только специальных, но и гуманитарных, и общественных наук. Жизненно-практическая и профессиональная направленность в изучении дисциплин повысит личностную общественную значимость обучения, положительно повлияет на отношение студентов к учебному заведению, своему ведомству и в определенной степени к обществу в целом.

На совместном заседании цикловых комиссий общеобразовательных дисциплин и дисциплин гуманитарной и социально-экономической подготовки принята программа гражданско-патриотического воспитания студентов «Моя Родина – Донбасс». Программа включает исследование данного воспитательного аспекта.

Объект исследования : система воспитания гражданственности и патриотизма студентов.

Предмет исследования: воспитательный процесс, формирующий гражданственность и патриотизм через различные формы внеклассной и внеурочной работе.

Цель исследования: изучить условия патриотического и гражданского воспитания, как основы учебно-воспитательного процесса.

Задачи исследования:

1) изучить и проанализировать теоретические основы патриотического и гражданского воспитания ;

2) определить специфику работы по патриотическому и гражданскому воспитанию студентов;

3) разработка во внеклассной и внеурочной работе различных форм патриотического и гражданского воспитания;

4) выработка рекомендаций по совершенствованию системы патриотического и гражданского воспитания в учебном заведении.

Методы исследования:

1. Беседа.

2. Изучение и анализ передового педагогического опыта.

3. Наблюдение.

4. Анализ творческой деятельности молодёжи.

5. Опрос.



Формы реализации программы



Индивидуальные, Групповые, Массовые

Теоретические Практические



* Беседы.

* Сообщения.

* Встречи с интересными людьми.

* Экскурсии.

* Просмотр фильмов.

* Конкурсы.

* Выставки.

* Соревнования,

* Показательные выступления.

* Праздники.

* Викторины.



Цель программы : совершенствование системы гражданско- патриотического воспитания студентов, формирование социально- активной личности патриота, обладающей гражданским достоинством, любовью к Отечеству, своему народу, готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей. Целью гражданско- патриотического воспитания является воспитание у студентов любви к Отечеству, к родному краю, через изучение исторического наследия Донбасса.

  Общая цель гражданско-патриотического воспитания достигается посредством её реализации в системе воспитательных структур и решением более конкретных задач, среди которых наиболее актуальными являются следующие:

- формирование патриотических позиций;

- формирование любви к Родине;

-воспитание чувства ответственности за могущество Родины, честь и независимость;

- развитие у студентов достоинства личности;

- воспитание патриотизма - любви к Отечеству, преданности ему, стремление своими действиями служить его интересам;

- формирование у студентов нравственного иммунитета, стремления к высоким идеалам, веры и любви к родному Отечеству;

- формирование чувства ответственности и патриотического долга перед обществом;

- изучение природы Донбасса;

- изучение истории Донбасса;

- изучение культуры родного края;

- воспитание гордости у студентов за своих земляков;

- воспитание у студентов любви к дорогим сердцу местам, что способствует ощутить привязанность к своей Родине;

- развитие личности студента, формирование его социальной адаптации через изучение исторического наследия Донбасса;

- воспитание у студентов уверенности в перспективном развитии Донбасса и творческих созидательных возможностей его людей;

- формирование у студентов целостного мировоззрения через интеграцию знаний исторического, литературного, географического наследия Донбасса.

В рамках целевой программы гражданско-патриотического воспитания преподаватели техникума проводят : занятия-экскурсии, научно-исследовательскую работу студентов, подготовка презентаций, деловые игры, проекты, научно-теоретические и научно-практические конференции, творческие встречи с земляками , тематические вечера, выступление агитбригады и т.д.

Заместитель директора по воспитательной работе Доценко И.Н. организовала работу с работниками городских служб: здравоохранения, правоохранительными органами, отделом социальной политики молодёжи. В преддверии 70- летия Великой Победы над фашистской Германией работниками отдела социальной политики молодёжи был проведен со студентами 1 курса тренинг» Будущее в наших руках», на котором ребята раскрыли своё видение и участие в развитии родного города и Донбасса . А также показали знания по истории города Снежного.

Студенты техникума принимают активное участие в благотворительных акциях, проводимых в связи со сложившейся военной обстановкой в регионе.Не равнодушие, отзывчивость – вот тот результат работы педагогического коллектива по гражданско- патриотическому воспитанию.

В учебном заведении уже вошло в систему к каждому юбилею, знаменательной дате событий составлять план мероприятий, который охватывает патриотическое воспитание, воспитание гражданской ответственности у молодёжи. В честь 70-летия Победы в техникуме согласно плана прошли ряд мероприятий, в которых приняли участие студенты. Преподавателем социально-экономических дисциплин Филоненко В.В. были подготовлены и проведены :исторический турнир, научно-теоретическая конференция, выступление агитбригады по теме «Памяти павших, будьте достойны». Студенты принимают участие в региональных конкурсах творческих работ учебных заведений Торезкого региона , посвященных знаменательным датам войны, родного Донбасса, где неоднократно занимали призовые места .

В выполнении плана была задействована и библиотека техникума (заведующая Рыбальченко С.И. ). Работниками библиотеки были подготовлены книжные выставки, конкурс чтецов. Большое внимание уделяется библиотекой в таком направлении как изучение культуры родного края, традиций.

По направлению изучения, охраны природы и окружающей среды Донбасса, родного города - Снежного, работает со студентами преподаватель биологии и экологии Воробьёва Ж.А. Создана Красная книга флоры и фауны Донбасса, живописного места Саур-Могилы, Грабовского водохранилища, а также Книга экологии Донбасса. Преподаватель подготовила и провела воспитательные мероприятия такие как судим энергетику « За и против» к дню трагедии на Чернобыльской АЭС, выступление экологической агитбригады, конкурс плакатов и фотоконкурс «Осень в родном городе».

Большими возможностями патриотического воспитания располагают занятия физкультурой и спортом. В первую очередь они направлены на развитие физической силы и выносливости, на овладение физическими приемами, которые могут быть применены в военном деле. Кроме того, в процессе физического воспитания у студентов формируется чувство национальной и патриотической гордости за успехи спортивной молодежи. Патриотическому воспитанию способствует введение предметов «Защита Отечества» (для юношей) и «Основы медицинских знаний» (для девушек). Успешная учеба и физическое развитие воспитывает трудолюбие и ответственность, чувство чести и собственного достоинства, что опосредованно влияет на патриотическое отношение студентов к своей Родине.

Студенты Снежнянского горного техникума участвуют во всех спортивных соревнованиях , которые проводятся на уровне города, Торезкого региона, области и занимают призовые места. Уже традицией учебного заведения стало ежегодное проведение дня здоровья, где принимают участие студенты 1-4 курсов, соревнуясь в силе, ловкости , выносливости.

Путями патриотического воспитания во внеучебное время являются восприятие патриотических событий, словесное воздействие на студентов и их патриотические дела. Существуют различные формы образного восприятия фактов и событий. Это патриотически направленные экскурсии и походы, особенно по местам боевой и трудовой славы, посещение исторических и художественных музеев, в том числе музеев великих деятелей культуры – художников, писателей, артистов. Словесное воздействие на студентов происходит в виде встреч с интересными людьми, особенно с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, бесед, диспутов, круглых столов, литературных обзоров и т.д. Для патриотического воспитания важен выбор тематики, подбор и изучение соответствующей литературы, подготовка ведущих и участников мероприятий, а в процессе воздействия словом акцентирование внимания на наиболее ярких патриотических фактах. К словесным формам работы можно отнести и описание студентами патриотически направленной жизни и деятельности представителей старшего поколения, близких родственников и знакомых, особенно участников Великой Отечественной войны и великих строек прошлого. Ценным является и описание малой Родины (села, поселка, части города), пережившей в годы Великой Отечественной войны голод, страдания и страх, нищету, и надежду на победу над фашизмом. Формирование потенциальной готовности к защите Родины требует сплочения студентов на идеях патриотизма и других моральных принципах – коллективизме, дружбе, принципиальности, взаимной требовательности и т.д. Духовно-нравственное и физическое единение студентов формируется посредством создания студенческих коллективов учебных групп, отделений и всего учебного заведения. Решающим способом солидарности студентов является организация их самоуправления как важного средства развития самостоятельности и самоутверждения в общих делах. Коллективы, объединяющие студентов разных национальностей, способствуют формированию межнациональной толерантности, дружбы и взаимной поддержки. Для воспитания патриотизма решающее значение имеют патриотические общественно полезные дела.

Формируя систему духовных ценностей, в техникуме проводятся декады цикловых комиссий, работает актив техникума, который организует концертные программы. Налажена работа с городской библиотекой, где проводятся лекции, беседы, встречи с интересными людьми города. Также налажена связь с городским музеем боевой славы. Студенты техникума ежегодно участвую в торжествах на Саур-Могиле, посвященных Дню освобождения Донбасса и Дню Победы советского народа над фашистской Германией. А в этом году ребятам пришлось поучаствовать в субботниках по благоустройству разрушенной в ходе военных действий Саур-Могиле. Среди студентческой молодёжи набирает свою силу волонтёрское движение: ребята оказывают посильную материальную помощь пострадавшим в войне раненным ополченцам, пожилым людям, разгружают транспорт с гуманитарным грузом.

Наиболее важным критерием гражданско-патриотического воспитания является личный пример педагогов, которые принимают активное участие в мероприятиях разного уровня. Особенно сейчас, в трудное время нашего Донбасса. Без личного примера трудно достичь поставленной цели. Только увлекая ребят за собой, мы сможем привить им идеалы добра, веры, любви к родному краю, земле, на которой мы живем.



4.1Краеведческая работа как форма патриотического воспитания

       

 Об успехах в формировании патриотизма можно говорить только при условии, если у студентов воспитаны соответствующие навыки и привычки поведения, то есть собственный опыт этих отношений. Всякий же опыт, как известно, вырабатывается путем продолжительных упражнений в тех или иных видах деятельности и поведения. Вот  почему необходимо вовлекать студентов в разнообразные  виды практической деятельности, связанной с проявлением патриотизма.

        Студенты реально переживают чувства привязанности к своей родине, когда они занимаются краеведческой работой.

         Знание родного края – наша сила и величие Родины. Через познание своей малой родины – места, где ты родился, - человек сознает сопричастность к краю, к стране, к их прошлому, настоящему и будущему.

        Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы не жили, на каком бы языке не говорили, Донбасс – наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще  и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место – город или село, поселок – несравним ни с кем другим. Это наш порог жизни, Малая Родина.

        Главными методологическим принципом патриотического воспитания студентов должно быть познание и осознание ими своей Малой Родины. В толковом словаре В.И. Даля читаем : «Краеведение – это совокупность знаний (исторических, географических и т.п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности, природы, хозяйства, истории, быта людей – преимущественно местными школами».

Краеведение – это то направление научно – творческой деятельности, где могут успешно работать профессиональные и самодеятельные исследователи, то есть научные работники, для которых изучение какой – либо отрасли знаний является профессией, и исследователи – любители, и что особенно важно – изучение города ,села, поселка могут заниматься не только взрослые, но и студенты. Так, преподаватель привлекает к исследовательской деятельности наиболее заинтересованных студентов. В нашем техникуме  проводится работа по изучению студентами своей родословной. Эта работа, как показал опыт, дает студенту возможность попробовать себя в роли  исследователя и хрониста истории своей семьи. В этом направлении используется много разнообразных форм и методов учебной деятельности. Но особое место занимает поисковая работа, которая позволяет студенту самостоятельно добывать исторические знания, формировать собственную гражданскую позицию.





4.2 Туристско-краеведческая работа.

 

Немало возможностей для формирования у студентов патриотического воспитания включает в себе туристско-краеведческая работа. Особая роль здесь отводится историко-этнографическим экспедициям по изучению родного края. В ходе таких экспедиций собираются немалые сведения об истории сел, поселков и городов, выполняются фотографии уникальных природных и исторических памятников.  Эффективным средством воспитания может быть этнографический музей, который создается в результате совместной поисковой работы преподавателя и студентов с целью воспитания памяти о нашем прошлом, нравственных ценностей, формирования представлений о быте, культуре, образе жизни своего народа, воспитания бережного отношения к предметам старины.

        Музей – это важное звено системы нравственно-патриотического воспитания студентов, которые не только собирают и изучают этнографический материал, знакомятся с историей, культурой и искусством.

        К практическому виду деятельности студентов относятся и экскурсии. С помощью экскурсий можно развить познавательные способности студентов, привить нравственно-эстетические качества, воспитывать чувство патриотизма. Например, природа родного края позволяет формировать у студентов прекрасное чувство Родины.  Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной и воспитательной работы.

        Не должна терять своего значения и поисковая работа студентов. Надо продолжать устанавливать имена неизвестных солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, записывают воспоминания ветеранов, совершают походы к памятным местам, проводят поисковые операции «Твоя родословная», «Орден в твоем доме», «История техникума».

        Формированию патриотизма способствует участие студентов в художественно-творческой деятельности. Здесь, прежде всего, используются такие формы работы, как участие в театрализованных постановках литературно-драматических композициях, посвященных юбилейным датам родного края.



5. Заключение


Патриот – это человек – гражданин, который не только защищает Родину в годы тяжелых, особенно военных, испытаний, но и по-государственному мыслит, укрепляет могущество страны своим высокоэффективным трудом. Готовить патриотов – значит воспитывать не только узких специалистов, а формировать граждан, осознающих интересы общества, понимающих международную обстановку , потенциально готовых к защите своей Родины. Дорожная карта воспитания патриотизма и гражданской ответственности у студентов Снежнянского горного техникума должна стать залогом успешной работы педагогического коллектива в воплощении в жизнь такого лозунга - «Хочешь иметь сильное государство -воспитывай патриотов».



6. Список использованных источников.

1. Конституция Донецкой Народной Республики от 14.05.2014г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dnr-online.ru/konstituciya-dnr/

2. Закон Донецкой Народной Республики “Закон об образовании” (Постановление №I-233П-НС) Опубликовано 13.07.2015 Источник: http://dnr-online.ru/zakony-2/ | Пресс-центр ДНР © http://dnr-online.ru

3. Электронный ресурс: Гражданско-патриотическое воспитание студентов…Режим доступа revolution.allbest.ru›Педагогика›00273391_0.html 4. Электронный ресурс : Условия гражданско- патриотического воспитания...

lib.ua-ru.net›diss/cont/214742.html


Программа гражданско-патриотического воспитания студентов «Моя Родина – Донбасс».



Программа включает исследование данного воспитательного аспекта.

Объект исследования : система воспитания гражданственности и патриотизма студентов.

Предмет исследования: воспитательный процесс, формирующий гражданственность и патриотизм через различные формы внеклассной и внеурочной работе.

Цель исследования: изучить условия патриотического и гражданского воспитания, как основы учебно-воспитательного процесса.

Задачи исследования:

1) изучить и проанализировать теоретические основы патриотического и гражданского воспитания ;

2) определить специфику работы по патриотическому и гражданскому воспитанию студентов;

3) разработка во внеклассной и внеурочной работе различных форм патриотического и гражданского воспитания;

4) выработка рекомендаций по совершенствованию системы патриотического и гражданского воспитания в учебном заведении.

Методы исследования:

1. Беседа.

2. Изучение и анализ передового педагогического опыта.

3. Наблюдение.

4. Анализ творческой деятельности молодёжи.

5. Опрос.



Формы реализации программы



Индивидуальные, Групповые, Массовые

Теоретические Практические



* Беседы.

* Сообщения.

* Встречи с интересными людьми.

* Экскурсии.

* Просмотр фильмов.

* Конкурсы.

* Выставки.

* Соревнования,

* Показательные выступления.

* Праздники.

* Викторины.



Цель программы : совершенствование системы гражданско- патриотического воспитания студентов, формирование социально- активной личности патриота, обладающей гражданским достоинством, любовью к Отечеству, своему народу, готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей. Целью гражданско- патриотического воспитания является воспитание у студентов любви к Отечеству, к родному краю, через изучение исторического наследия Донбасса.

  Общая цель гражданско-патриотического воспитания достигается посредством её реализации в системе воспитательных структур и решением более конкретных задач, среди которых наиболее актуальными являются следующие:

- формирование патриотических позиций;

- формирование любви к Родине;

-воспитание чувства ответственности за могущество Родины, честь и независимость;

- развитие у студентов достоинства личности;

- воспитание патриотизма - любви к Отечеству, преданности ему, стремление своими действиями служить его интересам;

- формирование у студентов нравственного иммунитета, стремления к высоким идеалам, веры и любви к родному Отечеству;

- формирование чувства ответственности и патриотического долга перед обществом;

- изучение природы Донбасса;

- изучение истории Донбасса;

- изучение культуры родного края;

- воспитание гордости у студентов за своих земляков;

- воспитание у студентов любви к дорогим сердцу местам, что способствует ощутить привязанность к своей Родине;

- развитие личности студента, формирование его социальной адаптации через изучение исторического наследия Донбасса;

- воспитание у студентов уверенности в перспективном развитии Донбасса и творческих созидательных возможностей его людей;

- формирование у студентов целостного мировоззрения через интеграцию знаний исторического, литературного, географического наследия Донбасса.






















Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ:

цикловой комиссии общих гуманитарных Заместитель директора по ВР

и социально-экономических __________Е.П.Диденко

дисциплин и рекомендовано к _____ ______ 2016

утверждению. Протокол №8 от 05. 04. 2016

Председатель цикловой комиссии

__________В.В.Филоненко





ПЛАН

воспитательных мероприятий, посвященных 71-й годовщине Великой

Победы советского народа над нацистской Германией и её союзниками



п/п

Название мероприятия

Срок

проведения

Ответственный

1

Воспитательные часы « Бессмертный полк».

1.04-9.05

2016 г.

Руководители групп

2

Посещение городского музея Боевой славы.

20.04-08.05

2016 г.

Руководители групп

3

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

20.04-07.05.

2016

Руководители групп

4

Фотовыставка « И помнит мир спасенный».

04.05. 2016

Рыбальченко С.И.

5

Выставка цветочной композиции «Цветы Победы – 2016».

05.05. 2016

Филоненко В.В.

6

Проведение военно-патриотического мероприятия совместно с сотрудниками городской библиотекой «У войны не женское лицо».

05.05.2016

Рыбальченко С.И.

7

Участие в праздновании Дня Победы на Саур-Могиле.

07.05.2016

Диденко Е.П.

8

Участие в торжественном городском шествии « Бессмертный полк».

09.05 2016

Диденко Е.П.

Руководители групп

9

Тематический вечер «Не гаснет память и свеча, покой вам , дорогие ветераны».

13.05.2016

Городская библиотека

10

Литературно- музыкальный конкурс «Эх, дорожка, фронтовая».

13.05.2016

Филоненко В.В.

Рыбальченко С.И.

11

Легко-атлетические игры.

20.05 2016

Лысенко В.В.









ПЛАН

мероприятий по реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Донецкой Народной Республики на 2016-2017 гг.» в государственном профессиональном образовательном

учреждении «Снежнянский горный техникум»


№ п/п

Название мероприятия

Ответственные исполнители

Срок выполнения

1

Торжественная линейка, посвященная началу учебного года.

Диденко Е.П.

01.09. 2016

2

Конкурс цветочных композиций, посвященных Дню освобождения Донбасса.

Руководители групп

09. 2016

3

Фотовыставка «Легендарная Саур-Могила»

Филоненко В.В., Рыбальченко С.И.

09. 2016

4

Военно-спортивные соревнования.

Лысенко В.В.

В течение года

5

Конкурсы творческих работ студентов: рефератов, презентаций, видеороликов.

Преподаватели

В течение года

6

Литературная гостиная (поэзия о Донбассе)

Никольская С.П., Турянская А.Г

Ноябрь 2016

7

Заседания правового лектория.

Жданова Е.В.

В течение года

8

Тематический вечер, посвященный Дню Донецкой Народной Республике.

Жданова Е.В.

Май 2017 г.

9

Принять участие в республиканском фестивале патриотической песни и поэзии «Родине души прекрасные порывы»

Диденко Е.П.

Октябрь 2017 г.

10

Литературно- музыкальная композиция, посвященная Дню Победы «Минуты передышки на войне»

Филоненко В.В.

Май 2017г.

11

Встречи, круглые столы с ветеранами Великой Отечественной войны, афганцами, ополченцами.

Руководители групп

В течение года

12

Просмотр кинофильмов на военно-патриотическую тематику.

Руководители групп

В течение года


Научно –теоретическая конференция «Далекое прошлое – история Донбасса»

Филоненко В.В.

Декабрь 2016

13

Принимать участие в городских мероприятиях, посвященных Дню освобождения Донбасса, Дню Победы.

Диденко Е.П.

В течение года

14

Проведение воспитательных часов по патриотическому воспитанию и гражданской ответственности.

Руководители групп

В течение года






































Воспитание гражданственности и патриотизма





Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины.

Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности.

К сожалению, события последнего времени подтверждают очевидность заметной утраты традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно.

Воспитание гражданственности и патриотизма – это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью.

Основным направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил, а также самой истории становления армии России; проведение уроков и классных занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; дать детям представление о фольклоре как об источнике народной мудрости. Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее.

В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа, героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества, воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны. Нужно показывать все достижения - Руси -России - - Советского Союза — Российской Федерации независимо от того, каким было или есть государство — княжеское, царское, буржуазное, советское или современное. И тогда дети смогут почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения поистине огромны. Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России — это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества.

Отказ от воспитания патриотических чувств у учащихся ведет к падению нравственности и духовности, а следовательно к деградации Российского общества, забвению исторической памяти, а со временем и к гибели Отечества. И, поэтому необходимо воспитывать в детях гражданина и патриота России через различные формы работы.

Впервые слово «патриот» (патриотизм (греч. Patris - отечество) появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.

В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так:

«Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».

«Патриот – говорится в другом словаре, - человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины». Основные черты патриотизма:

1. почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области;

2. уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного, благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства, т.е. осознание того общественного организма, называемого во всем мире "нацией по гражданству";

3. конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее приукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своем доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом).

Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб. Настоящий патриот уважает патриотов любой другой территории и не будет вредить там.

Непатриотом являются у нас те, кто сеет вокруг вражду к своим соотечественникам, угнетает своих сограждан, сквернословит, мусорит, отравляет окружающую природу, браконьерствует, ведет нездоровый образ жизни. Драка или вражда с соседом, нападки членов одной партии на членов другой, болельщиков одной футбольной команды на болельщиков другой, алкоголизм, наркомания, неуставные отношения в армии, коррупция, казнокрадство - все это элементы проявления различных форм непатриотизма в России.

Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники.

Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества.

Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины. «… Истинный человек и сын отечества, - писал А. Н. Радищев, - есть одно и то же… Он скорее согласится погибнуть, нежели подать собою другим пример неблагонравия… он пламенеет нежнейшей любовью к целости и спокойствию своих соотичей… преодолевает все препятствия, неутомимо бдит над сохранением честности, подает благие советы и наставления… и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью. …Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества…». «В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою родину –значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому», - писал В. Г. Белинский. Великий русский поэт Н. А. Некрасов в поэме « Кому на Руси жить хорошо» нарисовал светлый образ народного заступника Гриши Добросклонова, для которого смыслом жизни был девиз: «Доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего!».

Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

В воспитании патриотизма значительное место имеет формирование у подрастающего поколения политического сознания. Политическое сознание определяется мировоззрением, теорией и практикой обновления общества. Оно включает в себя совокупность общественно значимых взглядов, убеждений, ценностных ориентацией, формирующих реальные отношения социальных и национальных групп, отдельного человека к другим социальным и национальным группам и людям. Оно направлено на обеспечение коренных интересов людей, достижение общенародных целей.

В нашем обществе стоит задача формирования у молодежи политической культуры. Она предполагает высокое развитие политического гражданского сознания во всей его совокупности: политической сознательности, мышления, чувств, потребностей и воли. Показатели политической культуры являются политическая грамотность и активность в политическом самообразовании;

умении вести дискуссию, оценивать общественные явления с общечеловеческих и классовых позиций, отстаивать и пропагандировать свои политические убеждения, добиваться единства политической сознательности и действия, слова и дела.

Цели-функции гражданского политического воспитания разделяются на образовательные, воспитательные и развивающие. Образовательная цель-функция заключается в том, чтобы раскрыть школьникам общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации перестройки и обновления общества, вооружить школьников умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи. Оно развивает способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, обращенного к слушателям, формирует у школьников устойчивую систему привычного ответственного гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности. Воспитательная функция гражданско-политической работы с детьми проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно- гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также высоких морально-политических качеств: порядочности, морально-политической чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответственности, политического чутья, критичности, способности исправить свои ошибки. Развивающая функция гражданско-политической работы с детьми вытекает из образовательной и воспитательной. Гражданско-политическое познание и деятельность формируют способность политического мышления, умения каждый общественно важный факт, событие осмыслить с позицией нового политического мышления. Школьники учатся самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей оценку, противостоять манипулированию их сознанием.

Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм. Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинного народной многонациональной культуры, верной правде жизни.

Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатым патриотическими и интернациональными традициями народов России. Обществоведение раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; отлаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на принципах интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления

Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Представления же учащихся средних и старших классов о патриотизме и гражданственности становятся гораздо шире и глубже. Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.

Какие же вопросы здесь имеют наиболее важное значение? Любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Об этой привязанности к родным местам очень хорошо писал Лев Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе

представить Россию и мое отношение к ней».

Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер и необозримых морей. Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими специфическими средствами и возможностями. Но нельзя забывать и о роли

внеклассной и внеурочной работе в этом аспекте. Для этого используются экскурсии на природу, конкурсы рисунков и проектов на тему «Мой край», различные викторины и лектории. Это позволяет школьникам не только получить новые знания о истории родного края, но и на основе своего жизненного опыта и эмоциональных переживаний делиться ими с другими.

Существенной стороной развития патриотического и гражданского сознания учащихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины. Здесь помимо уроков русского

и родного языка, а так же уроков истории, проводятся различные утренники, литературные вечера посвященные Дню Победы, 23 февраля. Нельзя забывать также о интеллектуальных и развивающих играх, конкурсах песен и стихов, выступлениях перед ветеранами и участниками войн, тесном общении с ними.



Введение

Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины. К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа. [2,с. 112]

Я считаю, что воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Думаю, что системообразующим направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил, а также самой истории становления армии России; проведение уроков и классных занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; дать детям представление о фольклоре как об источнике народной мудрости.

Актуальность темы.

Проблема гражданственности и патриотизма не нова. Патриотизм российского народа вызывал в начале XX в. беспокойство у интеллигенции. Так, Л. Толстой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. Вослед Толстому вторил П. Струве, констатировавший в 1910 г., что мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы зажечь и организовать угасший в народе патриотизм». [15, с.173].

Минуло 100 лет. За это время Россия пережила всплески и анти-патриотизма (Первая Мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). На рубеже XX и XXI вв. необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь актуализировалась. В нынешних непростых условиях учитель должен стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание России, любовь к ней, защиту Родины как в мирное, так и в военное время. В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны. Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России — это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Гражданское патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания.

Гипотеза основывается на том, что в современной России не уделяется должное внимание патриотическому и гражданскому воспитанию. Это ведет к падению нравственности и духовности, а, следовательно, к деградации Российского общества, забвению исторической памяти, а со временем и к гибели Отечества.

Объект: система воспитания гражданственности и патриотизма школьников.

Предмет: воспитательный процесс, формирующий гражданственность и патриотизм через различные формы во внеклассной и внеурочной работе.

Цель: изучить условия патриотического и гражданского воспитания, как основы учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

  1. изучить и проанализировать теоретические основы патриотического и гражданского воспитания в России;

  2. определить специфику работы по патриотическому и гражданскому воспитанию со школьниками среднего и старшего звена;

§1 Понятие «патриотизма и гражданственности».

Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб». «Патриот – говорится в другом словаре, - человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины». Более четко определено моральное содержание этого понятия в философском словаре. «Патриотизм (греч. Patris - отечество),- говорится в нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».

Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности.

Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:

  1. Главный из них - наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов.

  2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного.

  3. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее преукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников. [3, с. 74]

Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей – все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания. Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной, чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и ее обитателей по нарастающей, тем больший патриот данный человек, тем выше и истинный его патриотизм. [16, с. 410].

Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб. Настоящий патриот уважает патриотов любой другой территории и не будет вредить там.

Как патриотизм, так и неопатриотизм могут быть индивидуальным, групповым и массовым. Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе. Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники. Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

Понятие «гражданственность» многозначно:

  1. антитеза антиполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества;

  2. психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества;

  3. способность и готовность выступать в роли гражданина;

  4. высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества;

  5. приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.

С развитием империй и сословных монархий гражданственность низводится до уровня лояльности, которая и является важнейшей добродетелью подданного, но не свободного гражданина. Лояльность в отличие от гражданственности значительно сужает возможность политического выбора. [8, с. 98].

Буржуазные революции дали мощный импульс утверждению добродетелей гражданственности и патриотизма, которые нередко противопоставляются лояльности. Патриотизм – эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов. Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. [19, с. 91].

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где казалось бы при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети. Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в школе.

§2 Сущность, функции и система гражданского воспитания.

Политика – это форма общественного сознания, выражения и обеспечение коренных интересов общества, социальных и национальных групп в области внутреннего устройства жизни и международных отношений. Политическое сознание определяется мировоззрением, теорией и практикой обновления общества. Оно включает в себя совокупность общественно значимых взглядов, убеждений, ценностных ориентацией, формирующих реальные отношения социальных и национальных групп, отдельного человека к другим социальным и национальным группам и людям. Оно направлено на обеспечение коренных интересов людей, достижение общенародных целей. Политическое сознание – это целостное, устойчивое социально-психологическое образование, включающие в себя ряд психологических процессов и состояний человека. Его органической частью является политическая сознательность, которая показывает, насколько овладел человек мировоззренческим политическими установками, проявляет стойкость в их проведении в жизнь. [20, 8, с. 117, 290].

В нашем обществе стоит задача формирования у молодежи политической культуры. Она предполагает высокое развитие политического гражданского сознания во всей его совокупности: политической сознательности, мышления, чувств, потребностей и воли. Политическая культура требует воспитания в детях целеустремленности и активности, ответственности и организованности, честности и сознательной дисциплинированности. Главный «механизм» формирования политического сознания заключается в активном участии каждого человека в творческом созидательном труде, выработке политического курса развития общества, в свободном политическом диалоге. Гражданское политическое воспитание представляет собой систему общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания. [11,с. 149].

Система гражданского воспитания включает в себя: комплекс целей-функций, формируемых с учетом возрастных возможностей усвоения общегражданских и общечеловеческих политических идей детьми; содержание и формы гражданского воспитания в школе, внешкольных и общественных организациях, средств массовой информации, трудовых коллективов. Ей присущи противоречия и «механизмы» их разрешения, обеспечивающие также определенные критерии гражданской воспитанности. Цели-функции гражданского политического воспитания разделяются на образовательные, воспитательные и развивающие. Образовательная цель-функция заключается в том, чтобы раскрыть школьникам общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации перестройки и обновления общества, вооружить школьников умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи. Воспитательная функция гражданско-политической работы с детьми проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также высоких морально-политических качеств: порядочности, морально-политической чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответственности, политического чутья, критичности, способности исправить свои ошибки. Развивающая функция гражданско-политической работы с детьми вытекает из образовательной и воспитательной. Гражданско-политическое познание и деятельность формируют способность политического мышления, умения каждый общественно важный факт, событие осмыслить с позицией нового политического мышления. Школьники учатся самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей оценку, противостоять манипулированию их сознанием. [11, с. 144].

Цели-функции гражданского политического воспитания реализуются в целостном педагогическом процессе с учетом возрастных возможностей и особенностей детей. В современном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями. Дети любого возраста, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий. Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием взрослых. Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенностей детского восприятия политической информации, сознания и осмысления фактов и событий. Школьники среднего возраста, подростки еще склонны к восприятию конкретного и яркого в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает их к политическому осмыслению происходящего в мире и определению своего отношения к нему. Они окрашенных в их воображении романтикой, стремятся заслужить внимание и уважение старших товарищей. Эти особенности подростков лежат в основе требования самодеятельного характера общественных организаций. В них мальчишки и девчонки проходят школу гражданского воспитания благодаря активной общественно полезной деятельности. [14,с. 87].

Старшие школьники, юноши и девушки стремятся к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни, выбрать профессию и реализовать себя как личность и индивидуальность. Основная масса современных юношей и девушек способна к глубокому освоению идеи гражданственности и политических демократических ценностей, отстаиванию своих убеждений, к самостоятельной оценке политической информации.

Цели и функции гражданского воспитания школьников достигаются и реализуются благодаря богатому содержанию целостного учебно-воспитательного процесса. Официальное, нередко формальное, принудительное политическое воспитание в школе вступает в острое противоречие со стихийно складывающимися обыденным сознанием молодежи. Обыденное отношение школьников к личной и общественной жизни формируется в семье, в неформальном общении, под воздействием неорганизованных влияний средств массовой информации.

§3 Патриотическое и интернациональное воспитание, формы воспитания патриотизма и гражданственности.

Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинного народной многонациональной культуры, верной правде жизни. Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание образования. [12, с. 171].

Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Представления же учащихся средних и старших классов о патриотизме и гражданственности становятся гораздо шире и глубже. Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.

В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Основным средством в решении этой задачи является содержание обучения, а так различных форм внеклассной и внеурочной работы. Но что бы эта работа эффективно способствовала воспитанию у учащихся патриотизма и гражданственности, она должна иметь определенную внутреннюю логику. Усилия учителей, классных руководителей, организаторов должны быть направлены прежде всего на обогащение учащихся знаниями, Относящимися к осмыслению различных сторон патриотизма и гражданственности.

Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер и необозримых морей. Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими специфическими средствами и возможностями. Но нельзя забывать и о роли внеклассной и внеурочной работе в этом аспекте. [12, с. 329].

Существенной стороной развития патриотического и гражданского сознания учащихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины. Патриотизм включает в себя осознание прогрессивной роли передовых деятелей нашей страны в развитии общественной мысли и революционном преобразовании общества их горячей любви к родине.

Заключение

Резкие всплески преступности и насилия, алкоголизма и наркомании – иногда в тяжелые минуты казалось, что Россия теряет государственную самостоятельность. Но, на помощь всегда приходили патриотические традиции, национальная гордость, национальное самосознание. Как и прежде в особо трудные моменты истории страна мобилизовала все силы на решение проблемы.

В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного процесса переоценки ценностей, возрождение гражданских, а также патриотических взглядов и убеждений. Думается, что чувство национального самосознания и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой.

С самого раннего возраста изучать искусство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество играет в истории различных народов, населяющих Россию, немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек, зависит многое.

Вследствие этого, первоочередными задачами школы является:

  1. Необходимо резко различать национальное и националистическое воспитание.

  2. Воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал, Традиции и культурные ценности.

  3. Особое внимание стоит уделить политической грамотности учащихся, очень важно научить их свободно разбираться в огромном потоке существующих ныне партий и течений.

Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий "Отечество" и "Государство", не могут способствовать формированию отечественной личности, подлинного патриота страны. Эстетического воспитания, а в частности формирование «чувства прекрасного», должно быть неразрывно связано с гражданскими и патриотическими основами воспитания. В подтверждение всему вышеперечисленному можно привести слова В. Г. Белинского: «В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому».


Воспитатели

учителя должны

знать, кого им нужно

воспитывать или выучить, знать не только

тот педагогический материал,

который сидит или бегает под их

руководством, но и тот умственный и

нравственный идеал, к которому они

обязаны приближать эти вверенные им

маленькие живые будущности.

В.О.Ключевский





Изучая тему "Великая Отечественная война. 1941-1945гг.", я отдаю себе отчёт, что это богатейший ресурс для решения задач гражданско-патриотического воспитания.

Разнообразное содержание позволяет использовать различные формы, методы, приемы и средства обучения и воспитания современного школьника.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!