Дорожная одежда
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
- Дорожная одежда - это совокупность конструктивных слоёв дорожного покрытия, выполненных из различных материалов. Дорожная одежда укладывают на подготовленное земляное полотно, обычно на ширину проезжей части.
- Основное назначение дорожной одежды - воспринимать нагрузку от проходящих автомобилей и передавать ее на земляное полотно в рассредоточенном виде и в размере, не превосходящем той допустимой величины, которую может оказывать грунт земляного полотна, подвергаясь давлению. Нагрузки, приходящиеся на каждое колесо автомобиля, обычно настолько велики, а сопротивление грунта настолько незначительно, что площадь восприятия земляным полотном нагрузки от колеса автомобиля нормально должна была бы выражаться в сотнях квадратных сантиметров.
Основные понятия
Конструкция автомобильной дороги (участка автомобильной дороги), включающая основание земляного полотна, земляное полотно, дорожную одежду и водоотводные, удерживающие и укрепительные конструктивные элементы
Дорожная одежда: конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно.
- Дорожная одежда жесткая: Дорожная одежда с цементобетонными монолитными покрытиями, со сборными покрытиями из железобетонных или армобетонных плит с основанием из цементобетонной или железобетона, а также с асфальтобетонным покрытием на цементобетонном основании.
- Дорожная одежда нежесткая: Дорожная одежда, не содержащая в своем составе конструктивных слоев из монолитного цементобетона, сборного железобетона или армобетона.
- Дополнительные слои основания : Слои между несущим основанием и подстилающим грунтом, предусматриваемые для обеспечения требуемой морозоустойчивости и дренирования конструкции, позволяющие снижать толщину вышележащих слоев из дорогостоящих материалов. В зависимости от функции дополнительный слой бывает морозозащитным, теплоизолирующим, дренирующим. Дополнительные слои устраивают из песка, песчаных грунтов и других местных материалов в естественном состоянии, в том числе с применением геосинтетических материалов; из местных грунтов, обработанных различного вида вяжущими или стабилизаторами, а также из смесей с добавками пористых заполнителей.
- Песчано-гравийная или песчано-щебеночная смесь должна иметь оптимальный гранулометрический состав по ГОСТ 25607. При укладке смесей их влажность должна быть близкой к оптимальной с отклонением не более 10 %. Для дренирующих слоев используют пески с зерновым составом по ГОСТ 8736.Требуемый коэффициент фильтрации материала дренирующего слоя должен быть не менее 1 м/сутки и 2 м/сутки, соответственно, на участках дорог, проходящих в насыпи и в низкой насыпи или выемке.4.2 Для устройства морозозащитных слоев используют естественные зернистые материалы: щебень и гравий по ГОСТ 8267, песок по ГОСТ 8736, а также металлургические и топливные шлаки по ГОСТ 3344.Материалыдля устройства морозозащитного слоя не должны иметь склонности к значительному донакоплению при замерзании в увлажненном состоянии. Этим требованиям удовлетворяют зернистые материалы, характеризую-щиеся:- содержанием частиц мельче 0,1 мм не более 10 %;- коэффициентом фильтрации уплотненного материала не менее 1 м/сут.4.3 Требуемые значения отдельных показателей свойств геотекстилей, снижение которых для выполнения указанных функций не допускается.
- Основание: Часть конструкции дорожной одежды, расположенная под покрытием и обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение напряжений в конструкции и снижение их величины в грунте рабочего слоя земляного полотна (подстилающем грунте), а также морозоустойчивость и осушение конструкции. Следует различать несущую часть основания (несущее основание) и его дополнительные слои.
- Основание дорожной одежды: Несущая часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение и снижение давления на расположенные ниже дополнительные слои основания или грунт земляного полотна.
- Покрытие дорожной одежды: Верхняя часть дорожной одежды, состоящая из одного или нескольких слоев, непосредственно воспринимающая усилия от колес транспортных средств и подвергающаяся прямому воздействию атмосферных факторов.
- Расчетная осевая нагрузка: Максимальная нагрузка на наиболее нагруженную ось для двухосных автомобилей или на приведенную ось для многоосных автомобилей, доля которых в составе и интенсивности движения с учетом перспективы изменения к концу межремонтного срока составляет не менее 5%. Дорожная одежда при заданной капитальности не может рассчитываться на расчетную осевую нагрузку меньше нормативной.
- Расчетная удельная нагрузка: Удельная нагрузка, действующая на площадь отпечатка расчетной шины расчетного двухосного автомобиля, характеризующаяся величиной давления в пневмошине и диаметром круга, равновеликого отпечатку расчетного колеса, и непосредственно используемая в расчете.
Конструкцию дорожной одежды и вид покрытия принимают исходя из транспортно-эксплуатационных требований и категории проектируемой дороги с учетом интенсивности движения и состава автотранспортных средств, климатических и грунтово-гидрологических условий, санитарно-гигиенических требований, а также обеспеченности района строительства дороги местными строительными материалами.
По виду покрытия дорожные одежды подразделяются на усовершенствованные, переходные и низшего типа. Усовершенствованные покрытия используются на дорогах высоких категорий. Дорожные одежды переходного типа используются на дорогах IV и V категорий. Низшего типа–на дорогах V категории. Усовершенствованные покрытия подразделяются на капитальные и облегченные. Обычно дорожные одежды капитального типа проектируют на дорогах I-й и II-й категории, облегченного –III-й и IV-й категории