СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дошкольное образование как как базис формирования читательской грамотности и формирования речевой активности ребёнка в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дошкольное образование как как базис формирования читательской грамотности и формирования речевой активности ребёнка в условиях реализации ФГОС»

МБДОУ «Детский сад №3 «Соловушка»     Выступление на педагогическом совете  на тему:  «Дошкольное образование как базис формирования читательской грамотности и речевой активности ребёнка в условиях реализации ФГОС.»          Рыльск, 2024 г. Подготовила: воспитатель Бондарева Д.В.

МБДОУ «Детский сад №3 «Соловушка» Выступление на педагогическом совете на тему: «Дошкольное образование как базис формирования читательской грамотности и речевой активности ребёнка в условиях реализации ФГОС.» Рыльск, 2024 г.

Подготовила: воспитатель

Бондарева Д.В.

Читательская грамотность - совокупность умений и навыков, отражающих: потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; готовность к смысловому чтению: восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации, способность извлекать необходимую информацию для её преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

Читательская грамотность - совокупность умений и навыков, отражающих: потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; готовность к смысловому чтению: восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации, способность извлекать необходимую информацию для её преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей: - эмоциональную отзывчивость;  - активность и объективность читательского воображения, речевую активность;  - умение пересказывать;  - аналитическое умение (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев;  - осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.

Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей:

- эмоциональную отзывчивость; - активность и объективность читательского воображения, речевую активность; - умение пересказывать; - аналитическое умение (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев; - осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.

Цель для ДОУ:  создание условий для формирования предпосылок читательской грамотности и речевой активности дошкольников.    Задачи:  - организация педагогического процесса, основанного на традиционных и инновационных методах, для эффективного влияния на развитие интереса к чтению, речевой активности;  - способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений;  - повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;  - прививать интерес и любовь к чтению, стремление к самостоятельному чтению детской литературы;  - постоянно развивать интерес детей к чтению, активизировать речевую деятельность.

Цель для ДОУ: создание условий для формирования предпосылок читательской грамотности и речевой активности дошкольников.

Задачи: - организация педагогического процесса, основанного на традиционных и инновационных методах, для эффективного влияния на развитие интереса к чтению, речевой активности; - способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений; - повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей; - прививать интерес и любовь к чтению, стремление к самостоятельному чтению детской литературы; - постоянно развивать интерес детей к чтению, активизировать речевую деятельность.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Включает в себя формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Чтение произведений художественной литературы является одним из стредств эмоционального и творческого развития дошкольника.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Включает в себя формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Чтение произведений художественной литературы является одним из стредств эмоционального и творческого развития дошкольника.

Рекомендации по формированию читательской грамотности в рамках работы в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: - С целью развития интереса к книге взрослым, а прежде всего - родителям необходимо самим читать книги (как показали исследования, имеется зависимость интереса ребёнка к чтению книг от наличия данного интереса у родителей), читать совместно с ребёнком.  - Сопровождать чтение и слушание произведений положительными эмоциями.  - Для формирования эмоционального и нравственно-эстетического отношения к прочитанному развивать умения сопереживать героям, анализировать и оценивать поступки персонажей и своё отношение к ним.  - Очень важна предметно-развивающая среда как одна из форм работы в данном направлении: следует создавать центры книги, книжные уголки, клубы семейного чтения.  - Беседы о прочитанном, обмен мнениями, эмоциями, переживаниями помогают проявить речевую и коммуникативную активность детей.

Рекомендации по формированию читательской грамотности в рамках работы в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

- С целью развития интереса к книге взрослым, а прежде всего - родителям необходимо самим читать книги (как показали исследования, имеется зависимость интереса ребёнка к чтению книг от наличия данного интереса у родителей), читать совместно с ребёнком. - Сопровождать чтение и слушание произведений положительными эмоциями. - Для формирования эмоционального и нравственно-эстетического отношения к прочитанному развивать умения сопереживать героям, анализировать и оценивать поступки персонажей и своё отношение к ним. - Очень важна предметно-развивающая среда как одна из форм работы в данном направлении: следует создавать центры книги, книжные уголки, клубы семейного чтения. - Беседы о прочитанном, обмен мнениями, эмоциями, переживаниями помогают проявить речевую и коммуникативную активность детей.

Образовательная область «Познавательное развитие» Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности, формирование познавательных действий, становление сознания. Книга является источником информации по разным направлениям, способствует обогащению познавательного опыта ребёнка. Работа с книгой как источником информации предполагает высокий уровень сформированности познавательной, речевой и коммуникативной деятельности.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности, формирование познавательных действий, становление сознания. Книга является источником информации по разным направлениям, способствует обогащению познавательного опыта ребёнка. Работа с книгой как источником информации предполагает высокий уровень сформированности познавательной, речевой и коммуникативной деятельности.

Рекомендации по формированию читательской грамотности в рамках работы в образовательной области «Познавательное развитие»: - Регулярно читать детям художественные и познавательные книги.  - Учитывать избирательность читательского интереса, побуждать ребёнка к общению с книгой, направляя на удовлетворение в потребности познания.  - Анализировать прослушанные произведения, объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.  - Задавать вопросы по итогу произведения для лучшего запоминания и понимания услышанного.  - Создавать предметно-развивающую среду как одну из форм работы в данном направлении - мини-бибилотеки, буккроссинг.  - Организовывать литературные викторины, читать несколько произведений, объединённых одной тематикой и образами.

Рекомендации по формированию читательской грамотности в рамках работы в образовательной области «Познавательное развитие»:

- Регулярно читать детям художественные и познавательные книги. - Учитывать избирательность читательского интереса, побуждать ребёнка к общению с книгой, направляя на удовлетворение в потребности познания. - Анализировать прослушанные произведения, объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. - Задавать вопросы по итогу произведения для лучшего запоминания и понимания услышанного. - Создавать предметно-развивающую среду как одну из форм работы в данном направлении - мини-бибилотеки, буккроссинг. - Организовывать литературные викторины, читать несколько произведений, объединённых одной тематикой и образами.

Образовательная область «Речевое развитие» Включает знакомство с книжной культурой, детской литературой, тренировку понимания на слух текстов различных жанров детской литературы. Слушание и чтение потешек, сказок, рассказов, поэм, былин развивает у ребёнка слуховое восприятие, обогащает пассивный и активный словарь, развивает связную речь, знакомит с нормами и правилами русского языка и т.д.

Образовательная область «Речевое развитие»

Включает знакомство с книжной культурой, детской литературой, тренировку понимания на слух текстов различных жанров детской литературы. Слушание и чтение потешек, сказок, рассказов, поэм, былин развивает у ребёнка слуховое восприятие, обогащает пассивный и активный словарь, развивает связную речь, знакомит с нормами и правилами русского языка и т.д.

Рекомендации по формированию читательской грамотности в рамках работы в образовательной области «Речевое развитие»: - Развивать культуру общения с книгой, формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного.  - Проводить предварительную работу по подготовке детей к восприятию литературного текста.  - Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность, формировать умение отчётливо произносить слова.  - Обращать внимание на отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами.  - Читать по книге или наизусть, с использованием наглядного материала, объединять произведения одного жанра или нескольких.

Рекомендации по формированию читательской грамотности в рамках работы в образовательной области «Речевое развитие»:

- Развивать культуру общения с книгой, формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного. - Проводить предварительную работу по подготовке детей к восприятию литературного текста. - Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность, формировать умение отчётливо произносить слова. - Обращать внимание на отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. - Читать по книге или наизусть, с использованием наглядного материала, объединять произведения одного жанра или нескольких.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей и т.д. В рамках освоения данного направления у дошкольников формируется художественного и литературное творчество: знакомясь с разными литературными жанрами, дети сами становятся творцами - сочиняют стихи, разыгрывают сказки и т.д.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей и т.д. В рамках освоения данного направления у дошкольников формируется художественного и литературное творчество: знакомясь с разными литературными жанрами, дети сами становятся творцами - сочиняют стихи, разыгрывают сказки и т.д.

Рекомендации по формированию читательской грамотности в рамках работы в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: - Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.  - Объяснять доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.  - Инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок, объединять произведения, принадлежащим разным видам искусства.

Рекомендации по формированию читательской грамотности в рамках работы в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:

- Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. - Объяснять доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. - Инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок, объединять произведения, принадлежащим разным видам искусства.

Образовательная область «Физическое развитие». В рамках данного направления развития у детей формируются начальные представления о некоторых видах спорта, что может осуществятся в том числе и здоровом образе жизни, книг, детских журналов о спорте и здоровье.

Образовательная область «Физическое развитие».

В рамках данного направления развития у детей формируются начальные представления о некоторых видах спорта, что может осуществятся в том числе и здоровом образе жизни, книг, детских журналов о спорте и здоровье.

Рекомендации по формированию читательской грамотности в рамках работы в образовательной области «Физическое развитие»: - Знакомить детей с произведениями о физической культуре и спорте в соответствии с компонентами здорового образа жизни.  - Включать малые формы фольклора и небольшие стихотворения в непосредственно образовательную и повседневную деятельность.  - Инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из произведений, проводить физкультурные праздники и досуги на материале произведений.

Рекомендации по формированию читательской грамотности в рамках работы в образовательной области «Физическое развитие»:

- Знакомить детей с произведениями о физической культуре и спорте в соответствии с компонентами здорового образа жизни. - Включать малые формы фольклора и небольшие стихотворения в непосредственно образовательную и повседневную деятельность. - Инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из произведений, проводить физкультурные праздники и досуги на материале произведений.

Формирование читательской грамотности и речевой активности - процесс многоплановый и сложный, и чем раньше начнётся данная работа, тем успешнее она будет.

Формирование читательской грамотности и речевой активности - процесс многоплановый и сложный, и чем раньше начнётся данная работа, тем успешнее она будет.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!