МБДОУ «Детский сад №3 «Соловушка» Выступление на педагогическом совете на тему: «Дошкольное образование как базис формирования читательской грамотности и речевой активности ребёнка в условиях реализации ФГОС.» Рыльск, 2024 г.
Подготовила: воспитатель
Бондарева Д.В.
Читательская грамотность - совокупность умений и навыков, отражающих: потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; готовность к смысловому чтению: восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации, способность извлекать необходимую информацию для её преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.
Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей:
- эмоциональную отзывчивость; - активность и объективность читательского воображения, речевую активность; - умение пересказывать; - аналитическое умение (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев; - осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.
Цель для ДОУ: создание условий для формирования предпосылок читательской грамотности и речевой активности дошкольников.
Задачи: - организация педагогического процесса, основанного на традиционных и инновационных методах, для эффективного влияния на развитие интереса к чтению, речевой активности; - способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений; - повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей; - прививать интерес и любовь к чтению, стремление к самостоятельному чтению детской литературы; - постоянно развивать интерес детей к чтению, активизировать речевую деятельность.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Включает в себя формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Чтение произведений художественной литературы является одним из стредств эмоционального и творческого развития дошкольника.
Рекомендации по формированию читательской грамотности в рамках работы в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
- С целью развития интереса к книге взрослым, а прежде всего - родителям необходимо самим читать книги (как показали исследования, имеется зависимость интереса ребёнка к чтению книг от наличия данного интереса у родителей), читать совместно с ребёнком. - Сопровождать чтение и слушание произведений положительными эмоциями. - Для формирования эмоционального и нравственно-эстетического отношения к прочитанному развивать умения сопереживать героям, анализировать и оценивать поступки персонажей и своё отношение к ним. - Очень важна предметно-развивающая среда как одна из форм работы в данном направлении: следует создавать центры книги, книжные уголки, клубы семейного чтения. - Беседы о прочитанном, обмен мнениями, эмоциями, переживаниями помогают проявить речевую и коммуникативную активность детей.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности, формирование познавательных действий, становление сознания. Книга является источником информации по разным направлениям, способствует обогащению познавательного опыта ребёнка. Работа с книгой как источником информации предполагает высокий уровень сформированности познавательной, речевой и коммуникативной деятельности.
Рекомендации по формированию читательской грамотности в рамках работы в образовательной области «Познавательное развитие»:
- Регулярно читать детям художественные и познавательные книги. - Учитывать избирательность читательского интереса, побуждать ребёнка к общению с книгой, направляя на удовлетворение в потребности познания. - Анализировать прослушанные произведения, объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. - Задавать вопросы по итогу произведения для лучшего запоминания и понимания услышанного. - Создавать предметно-развивающую среду как одну из форм работы в данном направлении - мини-бибилотеки, буккроссинг. - Организовывать литературные викторины, читать несколько произведений, объединённых одной тематикой и образами.
Образовательная область «Речевое развитие»
Включает знакомство с книжной культурой, детской литературой, тренировку понимания на слух текстов различных жанров детской литературы. Слушание и чтение потешек, сказок, рассказов, поэм, былин развивает у ребёнка слуховое восприятие, обогащает пассивный и активный словарь, развивает связную речь, знакомит с нормами и правилами русского языка и т.д.
Рекомендации по формированию читательской грамотности в рамках работы в образовательной области «Речевое развитие»:
- Развивать культуру общения с книгой, формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного. - Проводить предварительную работу по подготовке детей к восприятию литературного текста. - Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность, формировать умение отчётливо произносить слова. - Обращать внимание на отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. - Читать по книге или наизусть, с использованием наглядного материала, объединять произведения одного жанра или нескольких.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей и т.д. В рамках освоения данного направления у дошкольников формируется художественного и литературное творчество: знакомясь с разными литературными жанрами, дети сами становятся творцами - сочиняют стихи, разыгрывают сказки и т.д.
Рекомендации по формированию читательской грамотности в рамках работы в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:
- Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. - Объяснять доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. - Инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок, объединять произведения, принадлежащим разным видам искусства.
Образовательная область «Физическое развитие».
В рамках данного направления развития у детей формируются начальные представления о некоторых видах спорта, что может осуществятся в том числе и здоровом образе жизни, книг, детских журналов о спорте и здоровье.
Рекомендации по формированию читательской грамотности в рамках работы в образовательной области «Физическое развитие»:
- Знакомить детей с произведениями о физической культуре и спорте в соответствии с компонентами здорового образа жизни. - Включать малые формы фольклора и небольшие стихотворения в непосредственно образовательную и повседневную деятельность. - Инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из произведений, проводить физкультурные праздники и досуги на материале произведений.
Формирование читательской грамотности и речевой активности - процесс многоплановый и сложный, и чем раньше начнётся данная работа, тем успешнее она будет.