СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доступная среда

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа доступная среда, предназначена для заместителей ОУ

Просмотр содержимого документа
«Доступная среда»













ПОДПРОГРАММА


«ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ»


Программы развития МБОУ СОШ №38 г.Шахты


«Школа для всех, школа для каждого»


















ОГЛАВЛЕНИЕ


1. Обоснование необходимости реализации программы

1.1 Актуальность

1.2 Описание опыта решения проблемы инклюзивного обучения МБОУ СОШ №38 г.Шахты

1.3 Характеристика основных проблем, на решение которых направлена Программа

2. Цель и задачи образовательного учреждения по реализации Программы.

3. Основные направления реализации Программы

4. План мероприятий Программы

5.Ожидаемые результаты реализации Программы (предполагаемые результаты и индикаторы их достижения).





























1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
    1. АКТУАЛЬНОСТЬ

Одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Необходимым условием реализации указанного направления является создание в обычном образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья. В течение всего периода выполнения Программы будут реализовываться меры по обеспечению обучения детей, созданию условий для беспрепятственного доступа их к информации и объектам образования, профессиональной подготовки и оказания содействия в трудоустройстве инвалидов, созданию условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей. Конечной целью реабилитационных мероприятий должна стать социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяющая им успешно приспосабливаться к социальной среде, заниматься общественно полезным трудом и чувствовать себя полноправными членами общества.

1.2 ОПИСАНИЕ ОПЫТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В МБОУ СОШ №38

Общемировой опыт обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет утверждать о целесообразности процесса интеграции и формирования нового отношения общества к детям с особыми потребностями. Для успешной интеграции необходимо соблюдение 3-х важных условий:

  • учет возможностей ребенка;

  • соблюдение желания родителей, оказание помощи и поддержки;

  • помощь службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

Служба сопровождения при инклюзивном обучении может быть эффективна лишь в условиях взаимопонимания администрации, педагогов, психолога, дефектолога и других специалистов.

С 1992 года МБОУ СОШ №38 г.Шахты успешно функционируют классы компенсирующего обучения. Накопленный опыт позволяет ставить серьезные задачи:

  • разработать новые методики, технологии, которые бы помогли процессу интеграции;

  • оказывать помощь детям при освоении знаний;

  • способствовать повышению квалификации педагогов, занятых в процессе;

  • увеличить понимание родителей, общественности в значимости обучения и развития детей в условиях ОУ.


Описание контингента детей

с особыми образовательными потребностями


Структура образовательного пространства МБОУ СОШ №38 г.Шахты включает в себя:

  • общеобразовательные классы,

  • общеобразовательные инклюзивные классы (2Б, 4А, 7В), в которых обучаются дети по АООП,

  • классы компенсирующего обучения (ККО),

  • специальные (коррекционные) классы (СКК),

  • обучение на дому по медицинским показаниям для детей из общеобразовательного класса, классов компенсирующего обучения и СКК по АООП.

Структура образовательного пространства школы





Классы компенсирующего обучения (ККО)

8В, 9В

Общеобразовательные инклюзивные классы

2Б, 4А, 7В

Общеобразовательные классы

Обучение на дому

1Д, 2Г, 8Б, 8В

Специальные (коррекционные) классы (СКК)

1Д, 2Г, 3Г




В соответствии с Федеральным законом 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановлением Администрации города Шахты от 27.06.2012, приказом Департамента образования г.Шахты от 18.07.2012 № 353 «Об утверждении учебных планов для специальных (коррекционных) классов муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений», на основании заключений ПМПК г.Шахты, заявлений родителей (законных представителей) с целью организации качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в 2014-2015 учебном году в МБОУ СОШ № 38 г.Шахты открыт специальный (коррекционный) класс VII вида – 1 «Г», в котором обучались дети с разных районов города. В 2015-2016 учебном году это уже был 2 «Г» и был открыт новый 1 «Д» класс. В 2016-2017 учебном году в МБОУ СОШ №38 г.Шахты 3 специальных (коррекционных) класса – 3 «Г», 2 «Г» и 1 «Д».

В школе дети обучаются с разными образовательными потребностями по соответствующим АООП.


СКК

Общеобразовательные инклюзивные классы

ККО

Всего

Из них дети-инвалиды


3 Г



С задержкой психического развития (ЗПР)

3

6

6

1


1

1

18

3

С расстройствами аутистического

спектра (РАС)

1







1

1

Множественные нарушения (ОДА, слабовидящий, парциальная недостаточность??)

0


1

Пробное обучение





1

1

Слабослышащие и позднооглохшие обучающийся + ЗПР

1







1

1

Слабовидящие обучающиеся





1



1

1

С легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


1






1

1

Всего

5

7

7

1

1

1

1

23

8

В общеобразовательных классах (1А, 6А, 6Б, 6В 7Б, 8А, 9А, 9Б) обучаются дети-инвалиды (10 человек), не нуждающиеся в соответствии с ИПР в создании особых условий.


Описание и анализ существующей практики по созданию

специальных условий в образовательной организации

(анализ паспорта доступности объекта)

Паспорт доступности объекта в настоящее время находится в стадии утверждения (переоформления после проведенных работ по архитектурной доступности). В школе созданы условия доступности образования: 2 пандуса, широкие проемы дверей, санитарно-гигиенические комнаты для обучающихся с НОДА, все учебные кабинеты для детей-инвалидов и детей с ОВЗ расположены на 1 этаже здания, кабинеты оснащены специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием.


Описание специального оборудования


В учебных кабинетах учтены требования к организации рабочего места и пространства:


ЗПР

РАС

НОДА

Слабовидящие

Слабослышащие

Рабочее место

У каждого ребенка индивидуальное рабочее место, с целью обеспечения возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога

Индивидуальное рабочее место, с целью обеспечения возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога, предусмотрены места для отдыха и проведения свободного времени

Обучается на дому

Рабочее место слабовидящего обучающегося (4А) оборудовано дополнительным освещением, ноутбуком


Ученик с нарушением слуха сидит за первой партой чтобы он мог видеть лицо учителя и лица большинства сверстников. Рабочее место обучающегося хорошо освещено.


Пространство

Максимальное количество сведений представлено через визуализированные источники, удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности и др.


Обучается на дому


Текстовая информация, представлена в виде печатных таблиц на стендах

Имеется оборудование для проведения учебных и коррекционно-развивающих занятий, кабинет психолога и логопеда.


Приобретенное оборудование

(2011-2015 годы)

Специалист, работающий с использованием оборудования,

ФИО, должность, контактный телефон,

e-mail

Учебные программы, курсы, модули, коррекционно-развивающие, профилактические программы, в рамках которых используется оборудование

Интерактивный комплекс со встроенным короткофокусным проектором: проектор, компьютер с предустановленным программным обеспечением, интерактивная доска

Учителя СКК

Предметы учебного плана: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, ИЗО, математика, английский язык

Электронный видеоувеличитель

Учителя СКК

Наглядные иллюстрации, лабораторные занятия в рамках предмета «Окружающий мир»

Документ камера

Учителя СКК

Наглядные иллюстрации, лабораторные занятия в рамках предмета «Окружающий мир»

Принтер HP1102

Учителя СКК

Для тиражирования раздаточно-дидактического материала

Мат напольный

Учителя физической культуры

Для развивающих занятий

Кривое зеркало со светодиодами

Педагог-психолог

Урмазова С.В

Коррекционно-развивающие занятия

Детский набор игровых модулей «Радуга» (столик + стульчики)

Учителя СКК

Внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия

Ионизатор воздуха «Снежинка»

Учителя СКК

Болдарь В.В. – медсестра

Для предупреждения заболеваний, дезинфекции помещения

Сухой бассейн с шариками

Педагог-психолог

Урмазова С.В

Коррекционно-развивающие занятия

Пуф кресло с гранулами

Учителя СКК

Внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия

Мячи массажные разного диаметра

(5,6,7,8,9,10см)

Педагог-психолог

Урмазова С.В

Коррекционно-развивающие занятия

Ролик массажный

Педагог-психолог

Урмазова С.В.

Коррекционно-развивающие занятия

Музыкальный центр DVD Pioneer с набором дисков для релаксации

Учителя СКК

Внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия



Описание дидактических материалов


Обучающиеся используют

  • мнестические опоры: наглядные схемы, шаблоны общего хода выполнения заданий.

  • адаптированные инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей, обучающихся:

  1. упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;

  2. упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;

  3. в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.).


Описание научно-методического обеспечения

инклюзивной образовательной деятельности


Система работы в данном классе направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, преодоление негативных особенностей эмоционально-волевой сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

Дети обучаются по адаптированным программам начального общего образования, получают психологическое, логопедическое, педагогическое сопровождение.

Программы максимально адаптированы к возможностям учащихся. Программы учитывают особенности познавательной деятельности с задержкой психического развитии. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации. В них конкретизированы пути и средства коррекции недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания детей с ОВЗ в процессе овладения каждым учебным предметом, а также в процессе трудового обучения. Педагоги, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями, проводят систематическое изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ, заполняют на них карты развития.

В начале учебного года проводится обследование речи. Система обучения детей с ЗПР предусматривает проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий с учащимися, обозначенных в учебном плане для коррекционного класса.

Цели занятий – индивидуальная коррекция пробелов общего развития учащихся, их предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала. При проведении коррекционных занятий учителя учитывают интерес ребенка к учению, состояние психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи), работоспособность, усидчивость, темп работы, умение самостоятельно преодолевать затруднения в решении поставленных задач, принимать помощь учителя.

Воспитательная работа в школе с детьми с ОВЗ рассматривается как наиболее важное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов учебно-воспитательного процесса в культурной среде. Моделируемая культурная среда школы ориентируется в первую очередь на нравственное саморазвитие и самоопределение школьников в ходе овладения знаниями, на развитие их мышления, чувств и личного опыта.

Чтобы преодолеть социальную изоляцию детей с ОВЗ расширяется воспитательное пространство школы за счет дополнительного образования. Организация дополнительного образования, связанного с внеурочной деятельностью, повышает эффективность педагогического процесса, позволяет включать ребят в жизнь, дает возможность корригировать нарушенное развитие учащихся.

Вся воспитательная работа проводится по направлениям:

  • гражданско-патриотическое воспитание;

  • трудовое воспитание;

  • нравственно-эстетическое воспитание;

  • охрана здоровья и физическое воспитание.

Внеурочная деятельность проводится по направлениям: общеинтеллектуальное, общеэстетическое, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное.




Описание сетевых форм взаимодействия (при наличии)


При отсутствии необходимых условий (кадровые, материально-технические и т.д.) ОО может осуществлять деятельность службы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ на основе сетевого взаимодействия с различными организациями: медицинскими учреждениями; центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; образовательными организациями, реализующими адаптированные основные образовательные программы.

В частности МБОУ СОШ №38 взаимодействует со структурным подразделением ГДДТ г.Шахты Центром психолого-педагогического сопровождения.


Описание кадрового обеспечения


Описание кадровых условий реализации АООП НОО основывается на содержании приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (с изменениями) и включает:

  • укомплектованность ОО педагогическими, руководящими и иными работниками;

  • уровень квалификации педагогических и иных работников ОО;

  • непрерывность профессионального развития педагогических работников ОО, реализующего АООП НОО.

МБОУ СОШ № 38 города Шахты укомплектовано педагогическими и руководящими работниками, имеющими необходимую квалификацию.

Основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учѐтом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников ОО служат квалификационные характеристики, представленные в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).

Все педагогические и руководящие работники обязательно проходят профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме 72 и более часов) в области коррекционной педагогики и (или) инклюзивного образования, подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации установленного образца.

При необходимости МБОУ СОШ №38 может использовать сетевые формы реализации программы коррекционной работы, которые позволят привлечь специалистов других организаций к работе с обучающимися с ОВЗ для удовлетворения их особых образовательных потребностей.

Согласно Постановлению Администрации г.Шахты введены дополнительные ставки в штатное расписание (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог по 0,25 ставки на каждый специальный (коррекционный) класс.

В школе на 1 сентября 2016 года с данной категорией детей работают:

Должность

Количество

(человек)

Стаж

Квалификационная категория

Прошли курсовую подготовку

Директор

1

40


+

Заместитель директора по УВР

1

36


+

Заместитель директора по ВР

1

15


+

Учитель начальных классов

1

3

нет

+

Учитель начальных классов со специализацией «Коррекционное образование»

2

1-2

нет


Учитель-логопед

1

2

нет

+

Учитель дефектолог

1

2

нет

+

Педагог-психолог

1

6

высшая

+

Учитель физической культуры

1

5

нет

+

Учитель музыки

1

30

нет


Учитель иностранного языка

1

50

первая

+

Описание программно-методического обеспечения


Используются программы и учебники образовательной системы «Школа России», рекомендованные коррекционные программы


Описание психолого-педагогического сопровождения


Психолого-медико-педагогическое сопровождение и поддержка обучающихся с ОВЗ обеспечиваются специалистами ОО (классными руководителями, медицинским работником, учителем-логопедом, педагогом-психологом), регламентируются локальными нормативными актами ОО.

Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов ОО, представителей администрации и родителей (законных представителей). Для организации сопровождения детей с отклонениями в развитии непосредственно в условиях образовательного учреждения создан психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), содержание деятельности которого расширилось в связи с инклюзией в ОУ.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – организационная форма взаимодействия всех участников психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ОУ, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения учащегося, определенных групп детей. Консилиум служит для задач создания целостного, межпрофессионального представления об отдельном ребенке, группе (классе), которое складывается из профессиональных «видений» учителя, медицинского работника ОУ и других специалистов сопровождения. На основе целостного видения проблемы участники консилиума разрабатывают общую педагогическую стратегию работы с ребенком или группой детей, индивидуальный образовательный план (индивидуальную программу развития) то есть собственно стратегию сопровождения. Для определения индивидуального образовательного маршрута дети с ОВЗ (по необходимости) направляются в городскую психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). В школе имеются специалисты, обеспечивающие и сопровождающие процессы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов (учитель-логопед, педагог-психолог, медицинская сестра). Следует отметить, что в современных условиях развития инклюзивного образования участниками ПМПк, совместно с педагогами, обсуждающими и реализующими стратегию психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, становятся и его родители.

Создана служба психолого-педагогического сопровождения (СППС) в образовательной организации. Под СППС понимается организационная структура, в состав которой входят специалисты образовательного учреждения, оказывающие психолого-педагогическую, логопедическую, социальную, правовую помощь участникам образовательного процесса: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, уполномоченный по правам ребенка и др.

СППС оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, их индивидуальности на всех этапах образования, творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определению причин нарушения личностного и социального развития, профилактики условий возникновения подобных нарушений, коррекции нарушений развития.

Осуществляется взаимодействие с ПМПК г.Шахты, Центром психолого-педагогического сопровождения г.Шахты. Положительные результаты заключаются в том, что такая система взаимодействия позволяет осуществлять раннее выявление детей с ОВЗ, реализовать комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение, направленное на коррекцию и компенсацию нарушений развития.

Согласно плану работы на учебный год педагогом-психологом организуется и проводится следующая работа с учащимися с ОВЗ:

  • входная групповая и индивидуальная диагностика актуального уровня развития детей с последующим анализом результатов;

  • групповые коррекционно-развивающие занятия по социально-психологической адаптации учащихся в классе, формированию и развитию навыков нормативного поведения и социально-коммуникативного, межличностного взаимодействия;

  • индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;

  • консультирование родителей по вопросам развития ребенка, взаимодействия с ним, помощи в учебной деятельности, психологическая поддержка семьи;

  • консультирование педагогов об особенностях развития и образовательных потребностях детей с ОВЗ, психологическое просвещение;

  • выходная групповая и индивидуальная диагностика уровня развития детей по итогам занятий с последующим анализом результатов.


1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ,

НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА


  • Программа «Доступная среда» в МБОУ СОШ №38  направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья,

  • достижение эффективности их реабилитации за счёт доступности образовательной среды,

  • преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития школы.


Основные задачи  программы «Доступная среда»


1. Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:

1.1 выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

  • осуществление индивидуально ориентированного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;

  • предоставление возможности освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу;

  • обеспечение интеграции детей с ОВЗ в образовательной организации

2. Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:

2.1 Организация и поддержка семей с детьми с ОВЗ.

2.2 Повышение  профессиональной компетентности педагогов и специалистов.

2.3 Формирование условий для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.

3. Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:

3.1 Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании  безбарьерной среды в МБОУ СОШ №38.

3.2 Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.


Основные понятия


Специальные условия обучения (воспитания) – специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья невозможно (затруднено).

Ограничение возможностей здоровья – любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным (в число детей с ограниченными возможностями здоровья входят и дети – инвалиды).

К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся:

  • Дети с нарушением слуха (неслышащие и слабослышащие), т.е. имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота). Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми. Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.

  • Дети с нарушением зрения (незрячие и слабовидящие).

Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, - это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

  • Дети с тяжелыми нарушениями речи. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др.

  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом. Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.

  • Дети с задержкой психического развития; с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).


Общие принципы и правила коррекционной работы

  1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

  2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

  3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

  4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Инклюзивное образование – совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.


3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


  • Организационно-управленческая деятельность;

  • Инклюзивная образовательная среда школы;

  • Рациональная организация образовательного процесса;

  • Диагностика психического и личностного развития ребёнка;

  • Спортивно-оздоровительная работа;

  • Программно-методическое обеспечение образовательного процесса;

  • Консультирование и просвещение;

  • Социальная работа;

  • Работа с родителями.


4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ)

Создание максимально благоприятных условий для формирования безбарьерной среды обучения в ОУ, которые позволят обеспечить

  • позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;

  • обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах,  выставках, конференциях различного уровня;

  • внедрение модели инклюзивного образовательного пространства школы;

  • создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями;

  • разработка системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве;

  • повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ;

  • разработка серии научно-практических семинаров по теме проекта.

  • разработку модели интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

  • повышение степени доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

  • создание в образовательном учреждении безбарьерной среды, обеспечивающей свободный доступ детей-инвалидов ко всем помещениям, а также адаптивной среды, способствующей реализации равных возможностей для получения образования детьми с ограниченными возможностями;

  • повышение уровня квалификации педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с недостатками в психофизическом развитии;

  • увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших коррекционную помощь;

  • создание службы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;

  • вовлечение родителей в процесс обучения и воспитания детей с проблемами;

  • уменьшение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому;

  • создание системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • формирование благоприятного общественного мнения и отношения в обществе к идее включения инвалидов в общеобразовательное пространство.

  • увеличение числа детей-инвалидов, участвующих в культурных и спортивных мероприятиях, проводимых в образовательных учреждениях района.


5.План реализации программы


Содержание деятельности

Сроки реализации

Ответственные

1

  • Нормативное правовое обеспечение

  • Разработка и актуализация пакета документов, регламентирующих реализацию мероприятий программы


Зам. директора по УВР

2

  • Организационное обеспечение

  • Создание банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья,

  • Проведение совещаний с педагогическими работниками по вопросам интегрированного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов

  • Сбор информации о наличии в микрорайоне школы семей с детьми-инвалидами и их потребности в инклюзивном обучении. (Порог для эффективного инклюзивного обучения составляет – 10%)

  • Проведение анкетирования среди обучающихся и родителей для определения их готовности к введению инклюзивного образования.

  • Проведение разъяснительной работы с теми родителями и обучающимися, которые напрямую эту идею не одобрили.

  • Предоставление детям с ОВЗ бесплатного горячего питания

  • Мониторинг соблюдения законодательства для детей с ОВЗ

  • Разработка и реализация плана мероприятий в соответствии с ИПРА детей-инвалидов

Зам. директора по УВР






Педагоги, участвующие в соцпедмониторинге




Классные руководители общеобразовательных, инклюзивных, коррекционных классов, класса компенсирующего обучения


Администрация


Зам.директора по УВР


Зам.директора по УВР

Педагог-психолог

3

  • Финансовое обеспечение

  • Поиск спонсоров и меценатов для приобретения необходимого  оборудования для детей с ОВЗ

  • Создание комнаты релаксации для отдыха школьникам с ограниченными возможностями здоровья


Директор

4

  • Методическое обеспечение и организация обучения

  • Организация курсовой переподготовки педагогов школы для работы в условиях интегрированного обучения детей-инвалидов

  • Проведение обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов, круглых столов по проблемам инклюзивного образования с привлечением специалистов;

  • Разработка и составление образовательных и реабилитационных программ для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья


Зам.директора по УВР











Зам.директора по УВР

Педагог-психолог

Классные руководители

5

Психолого-педагогическое обеспечение:

Организация медико-психолого-педагогического сопровождения школьников с ограниченными возможностями здоровья.

организация работы школьного психолого-педагогического консилиума (ПМПк) с целью выявления особенностей детей с ОВЗ и оказания индивидуальной

консультативной помощи обучающимся и их родителям;

1) своевременно выявить детей с ограниченными возможностями; выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;

2) определить оптимальный педагогический маршрут;

3) обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в учреждении;

4) спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

5 оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы

6) определить условия воспитания и обучения ребенка;

7) реализовать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

8) консультировать родителей ребенка





Классные руководители

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог


Директор

Члены ПМПк

6

Информационное сопровождение - Освещение хода работы по реализации подпрограммы «Доступная среда» на 2016- 2021 годы на сайте МБОУ СОШ №38

- Освещение хода работы по реализации целевой программы раз «Доступная среда» на 2016- 2021 годы средствах массовой информации

- Проведение собраний с родительской общественностью


Администрация

7

Обеспечение доступности для инвалидов средств информации и коммуникации

- Организация приобретения дидактических материалов и компьютерных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья

- Организация доступа детей с ОВЗ к интернет-ресурсам на базе образовательного учреждения




Зам.директора по УВР и ВР

8

Социокультурная реабилитация детей с ОВЗ

- Вовлечение детей с ОВЗ в кружковую деятельность

- Проведение фестиваля художественного творчества детей с ОВЗ Создание благоприятных, комфортных условий в образовательном учреждении, проведение бесед, круглых столов среди школьников с целью формирования у них толерантного отношения к детям-инвалидам, детям с ОВЗ


Зам.директора по ВР

Педагоги доп.образования

9

Спортивная реабилитация детей с ОВЗ

- Вовлечение детей с ОВЗ в проведение школьных и городских спортивно-массовых мероприятий


Зам.директора по ВР

10

Профессиональная ориентация детей с ОВЗ

- Оказание содействия детям-инвалидам в профессиональном самоопределении


Зам.директора по ВР

Педагог-психолог





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!