Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Районный центр детского и юношеского творчества»
Красногвардейский район Республики Крым
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор МБОУ ДОД «РЦДЮТ»
от «___»__________20____г. Левакина Елена Ивановна
Протокол №______________ Приказ от «____»________2019 г.
№ __________
Досуговая краткосрочная программа
«Юные краеведы»
Возраст учащихся - 8 – 13 лет
Срок реализации – 18 дней
составитель: Коваленко Е.Н.
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «РЦДЮТ»
пгт Красногвардейское, 2019
Пояснительная записка
Программа «Юные краеведы» по содержательной, тематической направленности является туристско-краеведческой, по функциональному предназначению досуговой, по форме организации массовой, по времени реализации краткосрочной.
Программа ориентирована на младший, средний и старший возраст обучающихся 8 – 13 лет.
Новизна. Дополнительное образование — явление, ставшее настолько знакомым для большинства родителей и детей, что уже почти невозможно представить ребенка, который, кроме школы, больше нигде не учится. Этот вид образования не рассчитан на то, чтобы дети овладевали некой специальностью. Не рассчитан он и на то, чтобы вытеснить, заменив, те программные предметы, которые дети изучают в школе. Данная программа способствует тому, чтобы к знаниям, получаемым в школе, прибавлялись еще и те, которые по каким-либо причинам не охвачены. Новизна и отличительные особенности данной программы от уже существующих программ включает в себя мероприятия, краткосрочные игровые программы, работы на летних тематических площадках, которые спроектированы для всех возрастных категорий детей – от 8 до 13 лет, также включает такие формы организации культурно-досуговой деятельности, которые направлены на решение одновременно целого комплекса задач, связанных с вовлечением ребенка, подростка в яркий мир игр, соревнований, освоением традиционного и инновационного опыта организации досуга через игровое взаимодействие. Все игровые программы и мероприятия представляют собой и способ отдыха, и педагогическое явление. В них воспитательный процесс скрыт, завуалирован, ребенок чувствует себя свободным, легко и естественно включается в игровые события, что делает игровые программы (мероприятия) наиболее значимой формой воспитательной работы в МБОУ ДОД «РЦДЮТ» с современными детьми.
Актуальность. Досуг – это свободное от занятий время. Правильная организация досуга играет неоценимую роль в развитии личности ребёнка. Проблема занятости детей, организация досуга, способствующего развитию и воспитанию личности учащихся, была и остается актуальной? Развитие личности учащихся должно происходить как в учебно-познавательной деятельности, так и в свободном общении, в организации разнообразной деятельности детского коллектива, неразрывно связано с воспитанием. Этот процесс должен быть целенаправленным.
В этой связи данная программа весьма актуальна, поскольку потребность детей в общении со сверстниками в свободное от учёбы время играет немаловажную роль в их личностном развитии. Приоритетами досуговой программы в первую очередь являются: пребывание на свежем воздухе, проведение оздоровительных мероприятий, физкультурных мероприятий, организация экскурсий, походов, игр, занятий в объединениях по интересам: кружках, секциях, клубах, творческих мастерских и др.
Педагогическая целесообразность. Досуговая деятельность в большей степени ориентирована на самоорганизацию воспитанников.
формирования гармонично развитой личности, в программу включены мероприятия по развитию творческих и аналитических способностей, абстрактного мышления, здравой критичности и самокритичности, определение культурных ориентиров воспитанников. Сочетание равноценных процессов, воздействующих не только на область знаний, но и в значительной мере на эмоциональное состояние детей. Это и обучение, и общение, и занятия любимым делом, и отдых, и развлечение, где воспитанник может реализовывать свои фантазии, идеи.
Данная программа осуществляет организацию свободного досуга детей и играет роль благоприятной сферы в решении ряда задач нравственного, интеллектуального и эстетического формирования личности ребёнка.
Цель программы: Создание возможностей для удовлетворения познавательного интереса обучающихся, оздоровительных мероприятий в игровых мероприятиях, развитие творческих, интеллектуальных способностей и нравственных качеств детей.
Задачи
Обучающие:
- развить познавательный интерес воспитанников;
- расширить область знаний воспитанников по краеведению;
- обучить правилам хорошего тона, общения.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, честность, добросовестность;
- воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ;
Развивающие:
- развить навыки публичного выступления;
- содействовать развитию всесторонне развитой личности;
- развить познавательные процессы детей.
Мотивационные:
- создавать комфортную обстановку на мероприятиях;
- создавать условия для атмосферы доброжелательности, сотрудничества;
- развивать активную деятельность
Формы занятий
Программа предполагает следующие формы занятий
Беседы;
Конкурсы;
Тесты
Викторины;
Игры: ролевые, развивающие;
Обсуждения;
Пребывание на свежем воздухе
Экскурсии
Походы
Оздоровительные мероприятия
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Результативность усвоения программы отслеживается через анкеты и на итоговых занятиях.
Приобретают знания:
- простейшие примеры взаимодействия природы и человека;
- норм морали и культурного поведения;
- общечеловеческих ценностей;
- элементарные меры охраны окружающей среды;
- основных средств общения, основ зрительской культуры;
- правил общей культуры, коммуникативной способности;
Умения:
- видеть, выделять прекрасное в природе;
- умение жить в коллективе;
- владение нормами морали и культурного поведения;
- умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;
Навыки:
- приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел.
- здорового образа жизни: выполнение правил личной гигиены, отказ от вредных привычек, двигательный режим;
- приобретение навыков этикета, культуры поведения;
Методическое обеспечение программы
Реализация программы предполагает организацию следующих условий:
- методическое обеспечение образовательного процесса;
- контингент обучающихся;
Применение наглядного и дидактического материала (у кого что предусмотрено то и прописываете)
Применение иллюстративного материала:
литература о родном крае;
иллюстрации;
памятки поведения на природе
3. Оборудование для игр на свежем воздухе:
кольца, веревочки, мяч, скакалки, кегли.
Литература для обучающихся:
1. История городов и сел. Крымская область.- Институт истории академии наук УССР, 1974 год.
2. Линевич В. Седой Курман. Исторический очерк. Часть 1.-Симферополь: ДОЛЯ, 2008
3. «Душа болит за Северо-Крымский канал»/ «Крымская правда». 2019 год, 30 января
4. Курилова В., Сергеев Б. Справочник для начинающего туриста.-Одесса: маяк, 1990
5. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. Книга для учителя.- .-М.: «Просвещение», 1991
6. Детские подвижные игры : Пособие для учителя/Сост. А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной.- М.:Просвещение, 1989г.
Деятельность педагога и воспитанников разнообразна. Это разнообразие в применении различных методов: беседа, наблюдение, изучение документации, видеосъемка, объяснение, метод создания воспитывающей ситуации, соревнование, познавательная игра, анализ процесса и результатов детской деятельности
С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников программы.
Методы, применяемые на занятиях:
1.Групповая работа в коллективе
2. Беседы с воспитанниками
3.Применение взаимопомощи друг к другу и др.
Календарно-тематическое планирование (по группам)
№ п/п | Тема, название мероприятия | Дата | Кол-во часов | Ответственный |
1 | Открытие. Игровая программа «Здравствуй, лето» | 01.06 | 2 | Коваленко Е.Н |
2 | Познавательная прогулка «Наш школьный двор» | 03.06 | 2 | Коваленко Е.Н |
3 | Спортивные игры «Выше, дальше, быстрей» | 04.06 | 2 | Коваленко Е.Н |
4 | Обзор литературы «Край родной. Моя малая родина». Викторина | 05.06 | 2 | Коваленко Е.Н |
5 | Знакомство с улицей имени И.Н. Максименко | 06.06 | 2 | Коваленко Е.Н |
6 | Спортивные народные игры «Отдыхаем весело!» | 07.06 | 2 | Коваленко Е.Н |
7 | Поход на балку «История малой балки» | 08.06 | 2 | Коваленко Е.Н |
8 | Игровая программа «Русские забавы» | 10.06 | 2 | Коваленко Е.Н |
9 | Конкурсная программа «Умные и находчивые» | 11.06 | 2 | Коваленко Е.Н |
10 | Поход «Северо-Крымский канал» | 13.06 | 2 | Коваленко Е.Н |
11 | Поход по сельской местности «Земля на ладошке» | 14.06 | 2 | Коваленко Е.Н |
12 | Поход по сельской местности «Край родной! Где найдешь еще такой?» | 15.06 | 2 | Коваленко Е.Н |
13 | Игровая программа «Русские забавы» | 17.06 | 2 | Коваленко Е.Н |
14 | Спортивная программа «Весело с друзьями» | 18.06 | 2 | Коваленко Е.Н |
15 | Поход к памятнику «Ветеранам-водителям» | 19.06 | 2 | Коваленко Е.Н |
16 | Конкурс рисунков «Янтарное! Люблю тебя!» | 20.06 | 2 | Коваленко Е.Н |
17 | Анкетирование «Моя копилка летних знаний» | 21.06 | 2 | Коваленко Е.Н |
18 | Закрытие. Игровая программа «Вместе интересно!» | 22.06 | 2 | Коваленко Е.Н |