Досуговые предпочтения молодёжи мегаполиса: постановка проблемы
Автор
Маслова Елена Геннадиевна,
2 курс, магистрантка,
направление подготовки «Организация работы с молодежью»
Научный руководитель
Попова Светлана Юрьевна,
к.псх.н., доцент,
доцент кафедры социальной коммуникации
и организации работы с молодежью
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Аннотация: в данной статье рассматриваются предпочтения в проведении досуга молодежью мегаполиса, его влияние на социальное и личностное становление молодых людей в мегаполисе, рассмотрены проблемы организации свободного времени и досуговой деятельности молодежи.
Ключевые слова: молодежь, досуг, культура досуга, мегаполис, свободное время, культурно-досуговая деятельность.
В современной России происходят стремительные изменения во всех сферах жизни общества: экономической, политической, социально-культурной, образовательной, досуговой. Важной задачей для общества в данный период является повышенное внимание к проблемам молодого поколения, так как молодежь – это ценный ресурс нашего общества, будущее нашей страны.
Одной из актуальных проблем подрастающего поколения является досуговые предпочтения, так как через досуг происходит влияние на социализацию, успешную адаптацию и формирование культуры личности. Стрельцов Ю.А. в своей книге «Культурология досуга» пишет о том, что предпочитаемые молодёжью формы досуга оказывают значительное влияние на социализацию личности, что непосредственно влияет на состояние и перспективы развития культуры современного общества [7].
Как справедливо утверждал А.С. Макаренко, гармоничное развитие личности молодых людей возможно через воспитание в единстве труда, учебы и досуга. Досуг выступает одним из основных элементов культуры личности и позволяет реализовывать ей свои творческие способности.
Проблема организации свободного времени и досуга, формирования досуговой культуры молодых людей, вопросы развития личности молодежи, организации культурно-досуговой деятельности активно исследуются отечественными и зарубежными учеными, такими как Л.А. Акимова, И.А. Грушин, Г.Е. Зборовский, Г.П. Орлов, В.Д. Патрушев, Э.В. Соколов, Ю.А. Стрельцов, В.А. Ядов, А.Д. Алексеев, А.И. Арнольдов, Л.С. Выготский, И.Ф. Гончаров,Леванова Е.А., Мудрик. А.В., Петрова Т.Э., Попова С.Ю., Пронина Е.В., С.Н. Иконникова, И.М. Ильинский, Г.А.Пруденский, Б.А. Трушин, В.Н.Пименова, А.А.Гордон, И.В.Бестужев-Лада, Л. Фейербах, К. Ясперс, Ф. Джексон, Р.А. Стеббинс, Р.Э. Парки др.
Изучив труды исследователей, приходим к тому, что в современной интерпретации, досуг – это совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые потребности. [1]
Особое значение тема молодежного досуга приобретает в крупных городах, мегаполисах как территорией, обладающей повышенной внутренней динамикой, как центрах общественного развития, большим разнообразием в индустрии развлечений и огромного выбора досуговой деятельности.
В пространстве мегаполиса отражаются основные проблемы и противоречия культуры, вместе с тем, именно они являются центрами основных культурных достижений [5].
Современный мегаполис, выступая в роли законодателя новых и модных тенденций, города аккумулирующего потенциал и достижения современного общества, предлагает молодым людям множество возможностей и искушений не только в профессиональной сфере, но и в сфере досуга. Дает возможность посещения всевозможных театров, выставочных комплексов на любой вкус и достаток, разнообразных современных и традиционных музеев, культурных и спортивных мероприятий и организаций, кинотеатров, концертных залов, кафе, анти кафе, интернет-кафе, баров, ночных клубов, Домов моды, торгово-развлекательных центров и мультимедийные развлечения, аттракционов, библиотек, учреждений культуры, парковых территорий. К сожалению, современной молодежи становится все труднее ориентироваться в выборе качественного продукта или услуги, которые бы реально отвечали их запросам и возможностям, и удовлетворяли бы потребность в качественном проведении досуга. Предлагаемые виды досуга не всегда носят позитивный формирующий и развивающий характер, а также не всегда учитывают цели и задачи, приоритетные направления культурной и молодежной политики города. Проведения разовых рекламных акций, мастер классов, различных ярмарок, по мнению экспертов не способствует распространению информации и не решает проблему информированности молодежи о досуговых мероприятиях и о досуговых учреждениях. В результате молодежь все чаще отдает предпочтение пассивному отдыху, не способствующему активной деятельности, самореализации и развитию творчества.
Согласно данным социологического исследования «Хобби и увлечения современной молодежи», разработанного и проведенного сотрудниками и студентами МСПИ в 2013 г. (n = 480 человек) в Москве большая часть молодежи ориентирована на активный досуг. В свободное время они предпочитают заниматься спортом, гулять или находиться на свежем воздухе (59,3 %). Ночной образ жизни, а именно посещение ночных увеселительных заведений, выбирают 13,7 % респондентов. Десятая часть молодых москвичей посвящает свой досуг Интернету, 8,0% - саморазвитию, 9,0 % опрошенных - домашним делам, 18,0% проводят свой досуг, участвуя в развлекательных мероприятиях, организуемых в торгово-развлекательных комплексах. Надо отметить, что одним из общепринятых в городском пространстве массово посещаемых заведений, являются торгово-развлекательные комплексы как новая составляющая культурной среды города и как неотъемлемая часть повседневной жизни многих горожан, в том числе и молодёжи [4].
Судя по цифрам, отмечается тенденция определённой части молодёжи к проведению досуга перед компьютером, телевизором, на дискотеках, в кафе, торгово-развлекательных комплексах. Сокращается время для самообразования, саморазвития и культурного творчества. Преобладает, в основном, развлекательный, домашний и разрушающий тип молодёжного досуга, а такие типы отдыха как культурный, общественный и развивающий занимают второстепенные позиции.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и часто обусловлена воздействием телевидения — наиболее влиятельного источника эстетического и социализирующего воздействия, а также и то, что исходя из своих потребностей и интересов, она отдает предпочтение общению в близкой ей молодежной компании, группе ровесников, где имеет место своя особая атмосфера, субкультура. [1]
Изучая досуговые предпочтения молодежи, мы пришли к выводу, что молодежь воспринимает досуг как основную сферу жизнедеятельности и, если молодой человек удовлетворен тем, как он проводит свое свободное время, это распространяется на его восприятие жизни в целом.
Литература:
-
Апгрейд социальных проектов: этапы стартапа. Обновление 2025: всероссийская научно-практическая конференция с международным участием: 24-25 октября 2019 г. – Ульяновск: ЗЕБРА, 2019 – 327 с.
-
Вестник КазГУКИ № 1, 2016. https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-dosuga-sovremennoy-molodezhi-problemy-i-perspektivy-razvitiya/viewer;
-
Государственная молодежная политика в России: социально-психологические основания и технологии реализации / под общей редакцией С. Ю. Поповой. — М.: Аквилон, 2019. — 448 с..http://psychlib.ru/resource/pdf/documents/gmp-2019/gmp-2019.pdf#page=23
-
Есаков В.А. Управление культурой в условиях мегаполиса: автореферат дисс... д-ра культурологии. – М., 2008. – С.9.
-
Ильин В.И. Быт и бытие молодёжи российского мегаполиса: социальная структурация повседневности общества потребления. [Текст] / Ильин В.И СПб.: Интерсоцис, 2010. 388 с
-
Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д.: Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. [Текст] М.: Изд. Московского государственного университета культуры, 2012.-136с
-
Поленова М.Е. Формирование досуговой культуры молодежи: региональный аспект // Евразийское научное объединение. – URL: https://esa-conference.ru/wp-content/uploads/files/pdf/Polenova-Marina-Evgenevna1.pdf
-
Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. М.: МГУКИ, 2010
LEAGUE PREFERENCES OF MEGAPOLIS YOUTH: STATEMENT OF THE PROBLEM.
Author
Maslova Elena Gennadievna
Scientific adviser
Candidate of psychological sciences, associate professor, assistant professor of social communication and youth work organization at Moscow State University of Psychology and Education, Popova Svetlana Yurievna
Resume: This article discusses the concept of leisure, its impact on the social and personal development of young people in a metropolis, discusses the problems of organizing leisure time and leisure activities of youth.
Key words: leisure, leisure culture, youth, metropolis, free time, cultural and leisure activities.