СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Драматургия последних десятилетий . А. М. Вампилов «Старший сын».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Драматургия последних десятилетий . А. М. Вампилов «Старший сын».»

Драматургия последних десятилетий . А. М. Вампилов «Старший сын».

Цели: лекция о драматургии последних десятидетий, познакомиться с жизнью и творчеством А.М.Вампилова, анализ пьесы «Старший сын».

Задачи: обучающая- показать значение драматургии Вампилова для русской литературы;

развивающая -разобраться в художественных особенностях и идейном своеобразии пьесы «Старший сын»;

Воспитывающая- воспитывать любовь к литературе.

Ход урока:

1. В литературном процессе 80—90-х годов ведущее место принадлежало прозе. Два последние десятилетия XIX в. не выдвинули к области поэзии ни одного таланта, которого можно было бы но масштабу сопоставить с такими прозаиками, как Чехов или Короленко.

В русской поэзии конца века происходило столкновение разных тенденций, что предопределило ее переходный, переломный характер. Давали себя знать и пессимистические настроения, вызванные историческими условиями эпохи, но они не привели все же к упадку русской поэзии, не сделали ее в конце XIX в. унылой и однообразной.

То усиление романтического начала, которое было отмечено и области прозы, проявилось и в поэзии конца века. Не случайно в поэтическом движении этого периода ведущим оставалось гражданское направление, опиравшееся на традиции русской вольнолюбивой лирики. Наибольшие художественные достижения в русле этого направления связаны с именами А. Н. Плещеева, А. М. Жемчужникова, Л. Н. Трефелева, С. Д. Дрожжина, С. Я. Надсона, а также плеяды поэтов революционного народничества: В. Бого-раза, Ф. В. Волховского, П. Л. Лаврова, Г. А. Мачтета, Н. Д. Моро-липа, С. С. Синегуба и др.

Поэты-демократы конца XIX в. были тесно связаны с украинской культурой. И. С. Суриков и С. Д. Дрожжин переводили про-ИЗВедения Шевченко, украинские народные песни, писали стихотворения на украинские темы. Произведения Сурикова перевел и издал в 1894 г. со своим предисловием П. Грабовский.

Драматургия в конце XIX в. также переживала немалые трудности. В последние годы жизни А. Н. Островского и особенно после его смерти русская сцена оказалась во власти второстепенных драматургов (В. Крылов, В. Дьяченко и др.), многочисленные пьесы которых не поднимались выше поверхностного либерального «обличительства» или ограничивались разработкой шаблонных тем бытового характера. Замечательные пьесы Л. Толстого («Власть тьмы», «Плоды просвещения») из-за цензурных препятствий с большим трудом пробивались на сцены русских театров. Не была удачной и сценическая судьба пьес Д. Н. Мамина-Сибиряка, который по справедливости считается одним из предшественников Чехова в разработке идейно-художественных принципов «новой драмы». Лишь новаторские пьесы Чехова знаменовали начало нового подъема в русской драматургии, который вскоре будет поддержан и развит М. Горьким.





2. Краткая биография А. М. Вампилова.

Вампилов Александр Валентинович (1937 - 1972), драматург. 
Родился 19 августа в старинном сибирском селе Кутулик Иркутской области в семье учителя, яркой и незаурядной личности, трагически рано ушедшего из жизни (был репрессирован), оставившего четверых детей. Детские и юношеские годы прошли в родном доме. 
Окончив среднюю школу, Вампилов поступает на филологический факультет Иркутского университета, где начинает серьезно думать о литературном творчестве. В 1958 в университетской газете под псевдонимом А.Санин был впервые опубликован рассказ "Стечение обстоятельств" (позднее давший название и его первому сборнику рассказов, вышедшему в Иркутске в 1961). После окончания университета работал в иркутской газете "Советская молодежь" (был принят на должность стенографиста) корреспондентом (по заданию редакции писал очерки). Здесь публиковал свои рассказы. 
В 1963 - 65 Вампилов учится в Москве на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М.Горького. Сблизился со многими московскими литераторами и режиссерами (А.Твардовским и В.Розовым и др., О.Ефремовым и Г.Товстоноговым и др.). После возвращения в Иркутск в альманахах "Ангара" и "Сибирь" увидели свет все его драматургические произведения ("Прощание в июне", 1964; "Старший сын", 1965; "Утиная охота", 1968; "Прошлым летом в Чулимске", 1971; одноактные пьесы "Двадцать минут с ангелом", 1962, и "История с метранпажем", 1971, позже объединенные под общим названием "Провинциальные анекдоты"). 
Все пьесы Вампилова были поставлены и не сходят со сцены до сих пор. В 1972 А.Вампилов трагически погиб 17 августа, утонув в Байкале. 
Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

3. Анализ пьесы А. М.Вампилова «Старший сын».

Нужно заметить, что в Средневековье реальные рыцари вели себя не лучше: боготворили свою возлюбленную и в то же время часто небрежно, грубо обходились с простолюдинками.

Нет ли такого двойного отношения к людям, разлада между словом и делом у героев пьесы "Старший сын", созданной А. Вампиловым в 1967 году?

Чтобы проанализировать пьесу, делю класс на 3 группы: две большие, которые будут вести дискуссию, и одну группу экспертов из 3 наиболее подготовленных учащихся, которые могут корректировать спор, а потом делают вывод. Дискуссия нужна для того, чтобы оценить отношение героев к справедливости и милосердию.

Первая группа должна доказывать, что у героев пьесы Сарафанова-отца и В. Бусыгина слова не расходятся с делами и относятся они к окружающим согласно высказываемым ими взглядам.

Вторая группа будет доказывать, что у этих героев существует разлад между словом и делом.

Учитель. В произведении можно найти фразы, близкие по смыслу христианским заповедям. Так, Евангелие от Матфея призывает: "Возлюби ближнего, как самого себя" (гл. 22:37 - 40). А другой апостол - Иоанн - передает слова Христа следующим образом: "Заповедь новую даю вам: да любите друг друга"... (гл. 13:34).

Исходя из сравнения библейских изречений с высказываниями и поступками персонажей пьесы, стройте свои доказательства.

1 группа. Герой пьесы - Андрей Григорьевич Сарафанов пишет музыкальное сочинение под названием "Все люди - братья". Это для него не просто декларация, а принцип жизни. Например, Володю Бусыгина он полюбил как сына, и его отцовское чувство к нему не исчезло даже тогда, когда обман раскрывается.

А Бусыгин при первом появлении в квартире Сарафановых произносит похожую фразу: "Человек человеку брат"...

2 группа. Бусыгин высказывает это походя, как дежурную фразу, лишь бы что-нибудь говорить, он тянет время, чтобы немного погреться в прихожей. Причем эти слова взяты им не из Библии, а из идеологической фразеологии того времени. Поступает же он совсем не в согласии с заповедями о любви к ближним: ведь он обманывает всю семью Сарафановых.

А вот что говорит об отце Нина: "Всю жизнь, сколько я помню себя, он сочиняет эту самую ораторию". Однако написал он всего лишь одну страницу. Причина, видимо, в том, что идеи сочиняемого им произведения слишком абстрактны, не связаны с жизнью.

Глава семьи Сарафановых - мечтатель. Его идеалы терпят крушение при столкновении с жизнью. Да, в чужом человеке он обретает близкого себе по духу собеседника, к которому испытывает родственные чувства. Но в то же время Андрей Григорьевич разочаровывается в детях, дочь и сын стремятся покинуть его.

1 группа. Приведенный факт свидетельствует о том, что идеальных людей нет, но вовсе не о том, что у Сарафанова слова расходятся с делами. Ведь после развода именно с отцом остаются дети.

Сарафанов доверяет людям, поэтому он так легко поверил в появление "старшего сына". Мнимый старший сын становится по-настоящему близким человеком и устраивает все так, что дети Сарафанова остаются с ним. Нина соглашается с Володей: "Ты прав, отца нельзя оставлять". Она признает: "Мы все в папу. У нас один характер".

2 группа. Сарафанов не смог воплотить в жизнь свой идеал: "Все люди - братья". Он не смог сработаться с коллегами в симфоническом оркестре. "На работе у него вечно какие-нибудь сложности", - так отзывается о нем дочь.

1 группа. Но, может быть, ее отец стал заниматься более полезным делом - ведь как раз не избранным, а всем нужна музыка и на танцах, и на похоронах.

2 группа. А почему же он забывает свою идею о всеобщем братстве, когда впадает в гнев на Семена Севостьянова, оскорбляет того и гонит вон? Ругает Сильву и Бусыгин, который по отношению к жениху Нины, курсанту Михаилу Кудимову, ведет себя иронично-издевательски. А Сарафанов раздражается и на упомянутого курсанта.

1 группа. Сарафанов и Бусыгин гневаются на Сильву потому, что тот поступает непорядочно, даже подловато.

2 группа. Но Севостьянов считает Володю своим другом. Семен ради дружбы оставляет намерение "приударить" за Ниной. И он, кстати, до того как его стали выгонять, ни разу не оскорбил Бусыгина, а тот его то и дело ругает.

Учитель. Ну так к какому же выводу мы придем? Может быть, однозначно решить этот спор нельзя? Предоставим слово экспертам.

Группа экспертов. Обе стороны привели весомые аргументы в поддержку отстаиваемой позиции. Основываясь на доводах оппонентов, молено вывести заключение: два основных героя - В. Бусыгин и Андрей Григорьевич Сарафанов - могут совершать ошибки, в состоянии эмоционального возбуждения могут кого-то и обидеть.

Но это свидетельствует о том, что они хотят, чтобы все люди были порядочными, и отношения между ними должны быть совершенными. Поэтому несовершенство человеческих отношений задевает их за живое и они способны срываться на отдельных людях. Отсюда возникло их возмущение поведением Семена Севостьянова.

Ироническое обращение Володи к Кудимову идет от того, что чувства Бусыгин ценит выше, чем казенные отношения.

Но всё это свидетельствует о том, что главные герои пьесы - не идеальные личности, а не о том, что их слова расходятся с делом. Здесь еще сказывается оторванность героев от христианских традиций. Эти традиции все-таки воздействуют на них посредством культуры, произведений литературы и искусства, но незнание источника также может объяснить нехватку у них терпимости.

Недостаточно мечтать о гуманных, братских взаимосвязях, нужно еще научиться прощать людям их слабости, недостатки.

Учитель. Спор и заключение экспертов подвели нас к проблеме отношения героев произведения к таким понятиям, как справедливость и милосердие.

Если попробовать встать на точку зрения Сильвы, Кудимова, Бусыгина, Сарафанова-отца, то окажется, что все они по-своему правы. Даже Васенька считает себя правым, когда в отместку Макарской за ее "измену" с Семеном пытается поджечь у нее дом.

Но можно ли утверждать, что названные герои поступают справедливо? Вначале определим, что же такое справедливость? Это означает "справедливое отношение к кому-нибудь, беспристрастие".

В полной мере беспристрастным к другим людям, а, следовательно справедливым, оказывается Кудимов. Но в пьесе проявляются 2 принципа морали: справедливость и милосердие.

Милосердие, согласно словарю С. И. Ожегова, означает "готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия". Указанные моральные принципы должны согласовываться друг с другом. Но милосердие - высшее, а справедливость в сравнении с ним - низшее основоположение морали. И если такое сочетание не соблюдается, то данные принципы могут вступать в противоречия. Исходя из этого, сравним отношения Бусыгина и Кудимова к Андрею Григорьевичу Сарафанову.

Что, помимо желания погреться, побудило Володю заглянуть в квартиру Сарафановых?

- Володя Бусыгин решил наказать, по его тогдашнему мнению, пожилого "ветреника", то есть проявить справедливость. Но, узнав Андрея Григорьевича лучше, Бусыгин проявляет к нему милосердие.

Кудимов - юноша честный, ценящий в себе и других правдивость, собранность, прямоту.

Но сам автор пьесы отмечал, что этому курсанту недостает чуткости, выпускник летного училища не понимает, что отец Нины стесняется ухода из симфонического оркестра и пытается скрыть это от своих детей. Бусыгин пытается уверить Кудимова в ошибке, чтобы пощадить самолюбие музыканта. А Кудимов не замечает смущения отца Нины, вспоминает и говорит, где его видел, причиняя тому душевную боль.

Он поступает справедливо, потому что беспристрастен к Сарафанову. Но подобное беспристрастие свидетельствует об отсутствии не только предвзятого отношения к отцу Нины, но и расположения к нему. Он раскрывает тайну Сарафанова потому, что равнодушен к тому и как к будущему родственнику и просто как к личности. Для него важен сам факт, а не то, как к этому факту относятся окружающие. Более того, он, скорее всего, и к Нине не испытывает горячего чувства.

Итак, мы обнаружили, что справедливость, сопровождаемая безразличием к людям, ниже милосердия. Впрочем, подобная справедливость, наверное, является формальной. Необходимо стремиться к тому, чтобы справедливость и милосердие как принципы морали находились в гармонии.

В финале пьесы Андрей Григорьевич Сарафанов высказывает следующую мысль: "Да-да, жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и далее тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит".

Сам Сарафанов, пусть не имеет славы, не может закончить музыкальное произведение, обладает большим жизненным опытом: он защищал Отчизну, дарил людям своим исполнением музыки радость и утешение. Его бывшая жена, по рассказу Нины, в письмах когда-то называла Андрея Григорьевича "блаженным". Блаженный - значит "чудаковатый, юродивый". Но в другом, возвышенном смысле блаженный - "исполненный высшего счастья". А высшего счастья он достигает в силу того, что охвачен бескорыстным служением делу и людям. Им движут благородство и чистота помыслов.

Горячее сочувствие Володи Бусыгина к Сарафанову возникло потому, что их обоих можно назвать людьми с чистыми сердцами.




3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!