СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Временные границы Средневековья

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

временные границы Средневековья 

Добрый день! Рада приветствовать вас на уроке истории. За лето вы хорошо отдохнули, набрались сил, чтобы покорять новые вершины, чтобы пополнять свои знания. В этом учебном году нам предстоит совершить увлекательное путешествие в Средневековье.

 

Верным помощником в нашем путешествии будет учебник. Давайте его откроем. Что мы можем с вами увидеть на форзаце? Какие разделы будем изучать? Дома самостоятельно прочитайте раздел «Как работать с учебником?», обратите внимание на символические значки, которые вам необходимо знать и пользоваться.

Теперь давайте вспомним, какие знания по истории Древнего мира вы смогли сохранить после каникул.

Просмотр содержимого документа
«Временные границы Средневековья»

Добрый день! Рада приветствовать вас на уроке истории. За лето вы хорошо отдохнули, набрались сил, чтобы покорять новые вершины, чтобы пополнять свои знания. В этом учебном году нам предстоит совершить увлекательное путешествие в Средневековье.


Верным помощником в нашем путешествии будет учебник. Давайте его откроем. Что мы можем с вами увидеть на форзаце? Какие разделы будем изучать? Дома самостоятельно прочитайте раздел «Как работать с учебником?», обратите внимание на символические значки, которые вам необходимо знать и пользоваться.

Теперь давайте вспомним, какие знания по истории Древнего мира вы смогли сохранить после каникул.


Покажите на карте (сл. 2):

  • территории, где возникли первые цивилизации;

  • территорию Римской империи.


Вспомним основные даты (сл. 3):

753 г. до н.э. – Основание Рима

74-71 годы до н.э. – Восстание Спартака

395 г. н.э. – Разделение Римской империи на два государства


А теперь попробуйте вспомнить определения (сл.4):

Цивилизация – ступень общественного развития, следующая за варварством (появление государств, общ. неравенства, письма, писаного права)

Государство – форма политической организации общества, признаками которой являются: территория, столица, войско, казна, письменность

Демократия – власть народа, политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений

Республика – форма правления, при которой у власти находятся правители, избранные на определенный срок



Достижения римской цивилизации связывают древность и Средневековье. Давайте вспомним, какие исторические личности сыграли важнейшую роль в установлении империи? Что нового внесли римляне в обустройство городов? Каковы основные идеи христианского учения? Именно христианство стало важным связующим звеном между древностью и Средневековьем, способствовало формированию новой культуры, поэтому мы с вами будем много говорить о христианстве.


Сегодня мы с вами приступаем к изучению Нового курса истории – Средние века или, как его ещё называют, Средневековья. И мы с вами должны постараться ответить на такие вопросы (сл. 6):

Что изучает история Средних веков;

По каким источникам изучается Средневековье;

На какие периоды подразделяется Всеобщая история;


Работать будем с вами по такому плану( сл. 7):

1.Что изучает история Средних веков.

2. Источники, по которым изучается история Средних веков.


Учёные выделяют в истории большие пласты или периоды (эпохи), которые сменяют друг друга( сл. 8):

1) первобытный мир

2) Древний (античный мир)

3) Средние века

4) Новое время

5) Новейшая эпоха.

Как назывался курс истории, который вы изучали в 5 классе( сл. 9)?


Каковы же временные границы Средневековья? Споров по этому поводу очень много, но все учёные придерживаются такой точки зрения: эпоха Средних веков начинается с конца V века (476), с формальной даты гибели Римской империи и образования первых варварских королевств, и длится тысячу лет – до конца XV – начала XVI века.


Откуда же такое странное название «средние века»? Сами люди того времени не могли считать, что живут в средние века. Для того, чтобы возникло такое название, на смену этой эпохе должна была прийти следующая. Возникло оно уже в XVI веке, т.е. в начале Нового времени, когда многие восхищались достижениями античности, а века, наставшие вслед за падением Рима, считали временем культурного упадка, дикости и суеверий, нашествий и войн. Вот это тысячелетие и назвали «Средние века», т.е. своеобразный переходный период.

Это название, в котором уже заложена отрицательная оценка этого времени, сохранилось. Но сейчас мы уже с уверенностью можем сказать, что эта эпоха не была «темным временем» с бесконечными войнами, разрушениями, невежеством. Ведь это время трудолюбивых крестьян, благородных рыцарей, вдохновенных поэтов. В эту эпоху совершено немало открытий и создано много великих произведений искусства. Т.е. прекрасного и мудрого в этой эпохе ничуть не меньше, чем в любой другой.


Понятие « Средние века» появилось у тех учёных, которые изучали историю Западной и Центральной Европы. Можно ли применить этот термин по отношению к истории Азии, Африки и Америки? Учёные об этом спорят, ведь история европейцев отличается от истории народов Азии, Америки и Африки. И всё же историки находят общие черты в исторических судьбах народов Востока. Ведь каждый народ пережил своё Средневековое время. Но основное внимание мы уделим Европе.


Как вы видите, эпоха Средневековья намного короче эпохи Древнего мира, но она намного больше насыщена событиями. Чтобы лучше понимать их, историки выделяют в Средневековье 3 периода (сл. 12, схему – в тетрадь). Сначала на руинах античности складывается новое устройство общества – это раннее Средневековье, длившееся с конца V по конец XI века. Затем наступает этап расцвета Средневековья. Развитое Средневековье продолжалось более двух столетий, примерно до начала XIV века. Наконец, последний период, XIV- XV века, - это позднее Средневековье, его осень, преддверие той эпохи, которая пришла ему на смену, - Нового времени.


Давайте вспомним, что такое исторический источник? На какие виды подразделяются источники? Вещественные. Во многих музеях хранятся вещественные памятники: инструменты, оружие (сл. 13). Монеты, посуда, одежда. Сохранились остатки кораблей, портреты, картины. Во многих старинных городах сейчас можно увидеть целые кварталы, застроенные средневековыми домами, крепостные стены и башни (сл. 14).


Если говорить о письменных источниках, то неоценимую помощь в этом оказывают нам документы, которые хранятся в архивах. Когда человек совершал какую-либо сделку, то он всё оформлял на бумаге. От средних веков сохранилось много исторических сочинений, хроник (летописей), описаний путешествий, автобиографий. Нередко авторы не только описывали события, но и пытались дать им свою оценку. До нас дошло немало средневековых произведений, ведь до появления книгопечатания все документы были рукописными.


( сл. 15) Многое о жизни людей в Средние века могут рассказать изобразительные источники: произведения искусства: рисунки в книгах, миниатюры, иконы, фрески, статуи. Жития святых и рыцарские романы, частная переписка и поэзия, архитектурные сооружения, книги философов также открывают внимательному исследователю много нового и интересного о мыслях средневекового человека.

Но многое из истории Средневековья остается нераскрытой тайной, и поиск истины продолжается по сей день.


Итак, подведем итог. Что изучает история Средних веков;

По каким источникам изучается Средневековье;

На какие периоды подразделяется Всеобщая история;









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!