СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древнерусская литература. "Повести временных лет"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Водный урок по теме "Древнерусская литература"

Просмотр содержимого документа
«Древнерусская литература. "Повести временных лет"»

Л-7 Урок -7

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Цели: дать понятие о древнерусской литературе, познакомить с широким охватом ею жизни, с поучениями Владимира Мономаха; показать их актуальность в наши дни.

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение, самостоятельная работа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение и рецензия домашних сочинений по пословице (2–3 работы).

2. Самостоятельная (проверочная) работа (по карточкам).

Карточка 1.

1) Что такое пословица? поговорка?

2) Какая  связь  между  этими  фольклорными  жанрами  указана в пословице?

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

(И пословицы, и поговорки – меткие образные выражения, но в отличие от пословицы в поговорке нет законченного суждения, лишь часть его. Например: «Комар носа не подточит», – говорят о тонком деле, хитроумном замысле. Пословицы же часто содержат в себе оценочное суждение, поучение.)

Карточка 2.

1) Что такое пословица?

2) Объясните прямой и переносный смысл пословицы; отметьте, как она построена.

Под лежачий камень вода не течет.

(Прямой смысл – в лексическом значении. Переносный смысл заключен в том, что от самого человека, от его энергии, работоспособности зависит его счастье или успех дела. Строится пословица на инверсии: на первое место вынесено главное словосочетание – лежачий камень.)

Карточка 3.

1) Что такое поговорка?

2) Объясните смысл пословицы. Укажите, как она построена.

На чужой стороне и весна не красна.

(Смысл этой пословицы – патриотический, она говорит о любви к родной земле, о тоске по ней на чужбине.

Пословица построена по методу отрицания, скрытого противопоставления. Везде хороша весна, но на чужой стороне, вдали от родины, не радует и она.)

Карточка 4.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

На смелого собака лает, а труса кусает.

(Эта пословица построена на основе противопоставления: смелый – трус, лает – кусает; четко организована ритмически, сказуемые 1-й и 2-й частей рифмуются.)

3. Прочитайте пословицы и поговорки.

Определите их общую тему.

– Назовите номера многозначных изречений (то есть с прямым и переносным смыслом) и однозначных.

Проецируется на экран или открывается запись на доске.

1) Терпение и труд все перетрут.

2) Лес сечь – не жалеть плеч.

3) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4) Грибов ищут – по лесу рыщут.

5) Не за свое дело не берись, за своим не ленись.

6) На чужом хребте легко работать.

7) Люди жать, а мы на солнышке лежать.

8) Двое пашут, а семеро руками машут.

(Эти пословицы и поговорки о труде, уменье, лени, безделье. 1, 5, 6-я – однозначные; 2, 3, 4, 7, 8-я – многозначные, имеющие прямой и переносный смысл.)

III. Изучение новой темы.

1. Работа со статьей учебника (с. 50–51).

Пересказ учащимися статьи (домашнее задание).

Беседа по вопросам.

– Что называли летописями?

– Легок ли труд летописца?

«Повесть временных лет». (Интерес к истории народа, желание оставить потомкам сообщение о свершившихся событиях.)

Попробуйте представить и описать келью летописца.

2. Слово учителя.

Объединение летописных сводов было предпринято киево-печерским монахом Нестером (ок. 1113), создателем крупнейшей летописи – «Повесть временных лет».

Потребности  развивающегося  государственного  самосознания  ставили  перед  летописью  проблемы,  которые  Нестор  обозначил  в  ее  заголовке (слова проецируются на доску):

«…откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть».

Летопись была насыщена эпическими преданиями, тесно связанными с отечественной исторической действительностью. Для стиля летописания характерна прямая речь героев, а нередко и живой диалог.

Главной  темой  летописания  была  тема  Русской  земли,  ее  единства и могущества. Летописцы тщательно собирали материалы, относящиеся к этой теме. В завещании Ярослава, прозванного Мудрым, к сыновьям читаем : «И будете мирно живуще. Аще [если] ли будете ненавидно живуще, в распрях […], то погыбнете сами, и погубите землю отецъ своих и дед своих, юже налезоша [устроили] трудомъ своим великим» (1054).

За мудрость Ярослава летописец произносит хвалебное слово князю.

4. Чтение статьи учебника (с. 52). «Из похвалы князю Ярославу и книгам».

Беседа по вопросам.

– Каков язык сказания? (Древнерусский с церковнославянизмами.)

– Какова основная мысль текста? (Книги учат, предостерегают от ошибок, из книг черпаем мудрость и правила жизни. Книги сравниваются с реками, которые наполняют мир мудростью; знания книг неизмеримы; они утешают нас в печали, они удерживают нас от дурных поступков; читающий книги найдет в них пользу для души и руководство в жизни.)

5. Комментированное чтение учителя из «"Поучения" Владимира Мономаха».

Беседа по вопросам.

– Какие наставления устарели?

– Как вы понимаете «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам», «напойте и накормите просящего», «убогих не забывайте»?

– Можем  мы  сейчас  похвастаться  бережливостью,  сочувствием  к людям?

Вывод. Поучения Владимира Мономаха – непреходящие нравственные законы, которыми должен руководствоваться человек (если ты, конечно, Человек!); вдумайся в афоризм: «Человек – твое первое имя; будут и другие названия: фамилия, имя, сын, отец, доктор, пахарь… Но первое имя – Человек!»  И  сейчас  мы  слышим:  «Хороший  человек!  Плохой человек…».  Пусть  будет  каждый  из  нас достоин этого великого звания – Человек!

6. Выразительное чтение «Поучения Владимира Мономаха» с сохранением особенностей стиля.

IV. Подведение итогов урока.

1. Слово учителя.

В зависимости от темы и жанра летопись каждый раз по-разному, но всегда живописно отражала различные обстоятельства исторического прошлого и современности.

Наряду с множеством церковно-книжных цитат летопись пользовалась народными поговорками и пословицами, которые, например, характеризовали  военные  отношения:  «Мир  стоит  до  рати, а рать до мира», «Толи не будеть межю нами мира, елиже камень начнет плавати, а хмель грязнути [тонуть]». Некоторые пословицы намекали на политические обстоятельства.

«Не идеть место к голове, но голова к месту», «Аще ся волк в овца ввадит, то выносит все стадо, аще не убиют его» – так объяснили древляне Ольге причину убийства ими князя Игоря, обложившего их чрезмерной данью.

Написанная живым и образным языком «Повесть временных лет» была доступной и интересной книгой для чтения на протяжении всей истории Древней Руси.

Домашнее задание: составить небольшое поучение (задание 3, с. 54 в учебнике); прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (задание 4, с. 54 в учебнике).

















КАРТОЧКА 1.

1) Что такое пословица? поговорка?

2) Какая  связь  между  этими  фольклорными  жанрами  указана в пословице?

ПОГОВОРКА – ЦВЕТОЧЕК, ПОСЛОВИЦА – ЯГОДКА.




КАРТОЧКА 2.

1) Что такое пословица?

2) Объясните прямой и переносный смысл пословицы; отметьте, как она построена.

ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ ВОДА НЕ ТЕЧЕТ.




КАРТОЧКА 3.

1) Что такое поговорка?

2) Объясните смысл пословицы. Укажите, как она построена.

НА ЧУЖОЙ СТОРОНЕ И ВЕСНА НЕ КРАСНА.




КАРТОЧКА 4.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

НА СМЕЛОГО СОБАКА ЛАЕТ, А ТРУСА КУСАЕТ.























Цель: Знакомство с «Поучением Владимира Мономаха».

Задачи:


  1. Познакомить с поучением, как жанром древнерусской литературы.


  2. Воспитывать интерес к древнерусской литературе, к истории своей страны.


  3. Развивать умения: анализировать предложенный текст, выделять главное; развивать творческие способности в рисовании и создании синквейнов на заданную тему.


Оборудование: текст поучения, слайдовая презентация, информационная основа - сайты в


Ход урока:



I Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята. Начинаем урок литературы.

Слайд 1.

II Сообщение темы и целей урока

Сегодня на уроке мы с вами опять побываем на страницах древнерусских книг,

познакомимся с личностью Владимира Мономаха, узнаем, что такое поучение, и каждый из вас покажет свои творческие способности в рисовании и в создании синквейнов.

III Слово учителя.

Для чего нужно изучать древнерусскую литературу? На этот вопрос лучше ответит классик русской литературы И.С.Тургенев, его слова послужат эпиграфом к нашему уроку.

Слайд 2

«Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные. Мы стараемся понять ее ясно и просто…, мы изучаем ее в живой связи с действительностью с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего, как опять-таки думают иные».

И.С. Тургенев.

IV Древнерусская литература.

Беседа с учащимися.

1. К какому периоду относится древнерусская литература? (Древнерусская литература возникла в XI веке и завершила своё развитие в конце XVII века).

2.Вспомните, какие произведения древнерусской литературы мы изучали в 5-6 классах?

( « Подвиг отрока- киевлянина и хитрость воеводы Претича», « Сказание о белгородском киселе»).

3.О каком памятнике древнерусской литературы мы говорили?

Слайд 3.

Замечательный памятник русского летописания – « Повесть временных лет»- рукопись, написанная одним из монахов Киево – Печорского монастыря. Его звали Нестором.

Нестор собрал воедино все, что мог узнать от монахов монастыря или услышать от посторонних людей о событиях, происходивших в те давние времена. Он великолепно владел греческим языком и перевел на русский язык тексты византийских историков. Преподобный Нестор считается одним из крупнейших историков Руси, создавшим уникальное произведение – “Повесть временных лет”.

Слайд 4.

4.Кем был Нестор? (летописцем).

5. Что такое летопись? (запись событий по годам).

6. Что такое летописание? (создание летописей).


V. Личность Владимира Мономаха.

Сегодня на уроке литературы мы впервые встречаемся с творчеством Владимира Мономаха и познакомимся с новым жанром древнерусской литературы – поучением.

Давайте послушаем, кто же такой Владимир Мономах и чем он прославился.

Индивидуальные задания к уроку.

Слайд 5

1ученик. Рассказ о Владимире Мономахе. Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125), внук Ярослава Мудрого, был князем черниговским, переяславским, а с 1113 го­да — великим киевским князем. Своё прозвище Мономах полу­чил от матери, которая была дочерью византийского императора Константина Мономаха.

Мономах стал великим князем в обход старшинства, что нарушало сложившийся к тому времени порядок наследования. На киевском престоле он позаботился о том, чтобы успокоить волнующееся население. В годы княжения Мономаха единство Руси было восстановлено, поскольку авторитет князя был бесспорен, а ослушников он жестоко карал.

Владимир Мономах стал князем в 1113г.- после смерти великого князя Святополка Изяславича и княжил до 1125 года. Владимир приказал ростовщикам не брать свыше 50% за долги и обращать в рабство должников (закон о резах). Добившись единства среди князей, Мономах сумел нанести ряд тяжких поражений половцам и заставил их прекратить набеги.

Владимир строил храмы, школы, новые города. Именно при Мономахе Киевскую летопись назвали «Повесть временных лет». Мономах сам писал поучения потомкам и включил их в «Повесть временных лет. Вот одна из его фраз: «В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте». Он сам отлично следил за своим домом- Русью- так, что после его смерти кочевники еще долго не нападали на Русь, а страна переживала свой расцвет. Владимира Мономаха можно охарактеризовать как лучшего правителя Руси. Вернее как одного из лучших.


Имя Владимира Мономаха можно встретить и в произведениях современной литературы, давайте послушаем стихотворение об этом человеке.


2 ученик. Стихотворение о Владимире Мономахе ( наизусть).

Слайд 6

О Владимире Мономахе.


Начались усобицы, и пошло всё прахом,
И тревожат половцы Киевскую Русь.
Только лишь с Владимиром, мудрым Мономахом,
Наконец, закончились и тоска, и грусть.

На коне он с детских лет, и всю жизнь в походах,
Раз лишь поражение испытал в бою:
Утонул брат Ростислав в Стугны полых водах,
Да и он мог потерять в Стугне жизнь свою.

Бил он тюрков, вятичей, половцев и чехов,
Громкими победами славен он в веках.
Иль в Ростове-Суздале не снимал доспехов,
Или «Поучение» он держал в руках.

Сам в степи он половцам наносил удары,
Нового набега их никогда не ждал.
Стали реже полыхать на Руси пожары,
И никто сожжённых сёл больше не видал.

Стали править на Руси по его «Уставу»,
Новый создали при нём летописный свод.
Пели и сейчас поют Мономаху славу,
Память о его делах по сей день живёт!

Наверное, многие из нас слышали выражение Шапка Мономаха, я просила вас найти сведения о его появлении.

3 ученик. Рассказ о появлении выражения Шапка Мономаха.

Слайд 7.

Мономах - по-гречески - единоборец. В древней Руси это имя закрепилось за великим князем Владимиром (начало XII века), от которого вели свое происхождение московские цари. Шапка Мономаха - венец, которым венчались на царство правители.

Ша́пка Монома́ха - золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы XIV в., с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом, регалия русских великих князей и царей, символ самодержавия в России. В конце XV — начале XVI вв. получила известность легенда о византийском происхождении шапки Мономаха, якобы присланной императором Константином Мономахом великому князю киевскому Владимиру II Мономаху.


Существует фразеологизм «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!» , так говорят о тяжести бремени власти, сопряженной с большой ответственностью.




VII. « Поучение Владимира Мономаха».

Слайд 7.

Владимир Мономах оставил замечательное произведение: «Поучение чадам своим». Текст «Поучения» обнаружен в Лаврентьевской летописи, которая, как вы помните, написана в 1377 году. В каком году Владимир писал свое «Поучение», точно неизвестно. Может быть, вскоре после съезда князей в Любече? И поэтому так горячо призывает князь русских людей к единству и бескорыстному служению Родине. Из «Поучения» мы можем узнать о детстве и юности Владимира, о его верности православной вере, о его любви к церковной службе и молитве, заботе о своих подданных, об отношении к самому себе и другим людям.

«Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите ее в сердце свое и не ленитесь, но усердно трудитесь…», - так сердечно звучат слова Мономаха.

А теперь посмотрите фильм « Поучение Владимира Мономаха», по ходу просмотра записывайте, какие советы даёт Мономах своим потомкам, и подумайте, почему его произведение относится к жанру поучения?

Слайд 9 .

Видео « Поучение Владимира Мономаха»


VIII. Беседа с учащимися.

Слайд 10.

1.Как вы поняли , что такое поучение? Запишем в тетрадь.

Поучение 1) Процесс действия по знач. глаг.: поучать. 2) Назидательный совет, наставление. 3) а) Проповедь, речь, содержащая в себе наставление о жизни. б) Жанр древнерусской литературы, включающий в себя такую проповедь.


2.Какие советы Мономаха запомнились?

… Не ленитесь, но за всем наблюдайте.

… Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью.

… Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

… напоите и накормите просящего…

… убогих не забывайте и подавайте сироте…

… Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.

… соблюдайте свое слово…

… Гордости не имейте в сердце и в уме.

… Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.

… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

… Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.

… Не пропустите человека, не приветив его.

… Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.


Вопрос к классу: Как вы к ним отнестись? Можно ли считать их полезными в наше время?


XI. Творческая работа учащихся.

Давайте вспомним, что такое красная строка? Почему она так называется?

Книги на Руси начали печатать немногим более четырех веков назад, а до этого их переписывали от руки. Сначала текст писался сплошь, не разделялся на слова и предложе­ния. Начало повествования летописец открывал большой красной, за­мысловато разрисованной, красивой буквой, которая выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы. Такие буквы иногда и теперь вы видите в книгах. Красная буква (а слово красный раньше оз­начало «красивый») и дала жизнь выражению писать с красной строки. Обозначать цвет словом красный стали позднее.

Посмотрите, какие буквы начинают поучения.

Слайд 11

Попробуйте у себя в тетради изобразить «красную букву».


Составление синквейнов.

Слайд 12.

А теперь составьте синквейн на темы: « Древнерусская литература»,

« Поучение Владимира Мономаха» ( по выбору).

Вспомним строение синквейна.


  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).


  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).


  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).


  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)


  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.


Лучшие работы учащиеся выносятся на экран.

Слайд 13

X. Домашнее задание.

Слайд 14.

1.Выразительное чтение поучения.

2.Попробуйте составить поучение своим младшим брату или сестре, одноклассникам, начинайте с «красной буквы».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!